Тема урока:>. История создания романа.Сюжет и композиция

Цели урока:1.познакомить учеников с историей создания романа, познакомить с эпохой,во время которой создавался роман

2.объяснить смысл заглавия романа

3 . познакомить учеников c сюжетом романа

4.рассказать о композиции романа

5.воспитывать у учеников уважительное отношение к старшему поколению,понимание того, что роман актуален и в наше время

Ход урока:

1 .Орг. момент

2 .Сообщение темы и целей урока

3.Проверка домашнего задания

4. Объяснение новой темы

I .Вступительная беседа учителя

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(отношение к природе, отношения отцов и детей.)

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? ...Они лучшие из дворян – и именно потом и выбраны мною. Чтобы доказать их несостоятельность».

II. Лекция учителя1) рассказ учителя и беседа

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Т. Считала «Живое отношение к современности» (Добролюбов) .Умение показать новое, развивающееся. Это качество Т.-художника проступает в романе «Отцы и дети» (1862) ,который написан в годы перелома, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. Писатель обратился к важному моменту в жизни русского общества и показал идейную борьбу между «отцами» и «детьми» - новым поколением демократической разночинной интеллигенции (История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжалась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник. В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрения. Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

(СОООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х годов, либеральных дворян и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых, но непростительно сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократии и разночинцев. Роман не исчерпывается одной лишь социальной средой, он имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения в полном смысле этого слова Проблема отцовства – одна из важнейших,это проблема единства развития всего человечества.

То лько осознание человеком своих корней, своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство духовный опыт человечества. Они на должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их опыта, но на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко и жестоко, и результаты бывают трагичны. В романе Тургенева, либерального по политическим взглядам человека, показаны раздумья автора: кто они «новые люди», можно ли связать свое прошлое с их будущим?

« Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру(строение, взаимосвязь частей) романа.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

В романе точная датировка событий для создания у читателя конкретного представления об исторической обстановке. Действие начинается 20 мая 1859 г. , заканчивается зимой 1860. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового общественного деятеля – разночинца –демократа, человека дела, а не фразы, желающего изменить жизнь, чуткий художник подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в романе, по жанру роман социально-психологический

Сюжет и композиция романа Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Кольцевая композиция: Тургенев дважды проводит героя по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. Центральное место в романе занимает базаров (из 28 глав его он не присутствует только в 2) Все персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчетливее оттеняют черты его облика, незаурядность натуры.

Б азаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды, и это проявляется в его взглядах,словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.

Резкое отличие Б. от окружающих дворян-помещиков бросается в глаза при первом появлении героя в романе. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями,автор рисует портрет Б. Тургенев – мастер многозначительной детали.

Найдите основные детали в облике героя. (красная,обнаженная рука символизирует человека труда, не считающего,что нужно соблюдать правила «хорошего тона» ,существенные в дворянском кругу)

Как в последующем сказывается это в поступках Базарова? В привычках? речах? В портрете героев – одежда как отражение личности, портрет детализирован (ногти П.П.) , психологический (желчное лицо)

На каком принципе строится описание внешности героев? (по принципу контраста, антитезы) Через небольшие детали автор дает понять, как между героями возникает острая неприязнь.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в переломный момент истории умещаются в рамках небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции: в романе немного действующих лиц, отобраны наиболее существенные события. Перед нами не вся жизнь героя, а лишь важные, узловые ее моменты.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе героев.

Т. Крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. В любой сцене проявляется и «тайная Психология» героев. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Рассмотрим сцену разговор Аркадия с отцом о родных местах.(гл.3) Мы видим, насколько точно передано состояние смущения Аркадия, боязнь показаться в глазах Б. смешным, он «поет с чужого голоса» .

Так меткое слово писателя позволяет раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

Итак, в романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. В отличие от Толстого и Достоевского, Тургенев считал, что автор не должен подробно передавать движения души героев, а делать это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.

Это и является художественным своеобразием романа.

. В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? Особую роль играют его столкновения с идейными противниками, большое место в романе занимают споры. Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Б. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору языковых средств.

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность. А преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?(

(Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровсконо времени, употребляя устаревшие слова «эфто»(вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан », «Вам все желательно шутить»

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я,например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения .

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА )

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в 3 главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян).Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления

Комментарий учителя

«Отцы и дети»- роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным. Использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта- социальным. Глубокое исследование человеческих характеров - психологическим. А освещение философских проблем - философским. Чаще всего. Учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально- психологический.

Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм. По своей духовной сути романтическая личность.

Путь и цели Базарова- «горькая, терпкая, бобылья жизнь – это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух личности.

Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке .

4. Итог урока 1. Какова же история создания этого романа? 2.Почему роман называется? Кому посвящён роман? 3. Каков сюжет и композиция этого романа? 5.Выставление оценок

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман « Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя? Выучить историю создания,сюжет и композицию романа Тургенева


Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа , где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Русская действительность того времени по-своему запечатлелась в композиции романа «Отцы и дети» Тургенева. Его построение определяется борьбой двух исторических тенденций общественного развития, доминированием Базарова как героя времени, изображением его на первом плане повествования, соотношением с ним других персонажей романа.

Композиция романа «Отцы и дети» Тургенева основана на принципе контраста. Антитеза использована при сопоставлении Базарова и Аркадия, при противопоставлении «нигилиста» и Павла Петровича, Базарова и Одинцовой, центрального героя романа и Ситникова с Кукшиной. Контрастны мир дворянской усадьбы и жизнь губернского города с его чиновничеством. Другой принцип композиции — строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является Тургенев. Эта особенность романа связана с тем, что писатель отражает действительность в форме своеобразной летописи времени, для которой органична череда и последовательность жизненных фактов. Поэтому роман, действие которого начато в мае, по истечении нескольких недель, насыщенных тревожными событиями, заканчивается в конце июля того же года, когда умирает Базаров. Правда, чёткость хронологии временно нарушается, когда Тургенев вводит предыстории отдельных персонажей (Павла и Николая Кирсановых, Одинцовой), но эти отступления лишь подчеркивают верность автора принципу необратимости времени.

Архитектоника произведения создана путем строгого отбора сцен, соподчинённых центральному герою. Первые две сцены — встреча Базарова и его приезд в Марьино — дают возможность познакомиться с обликом, привычками, манерами и взглядами Базарова; следующие три сцены — пребывание в губернском городе, в имении Одинцовой и в деревне родителей — дают читателю углубленное знание о повседневной практике героя, об отношении его к «прогрессистам» и «эмансипаторам», о силе любовных переживаний, свойственных «нигилисту», подавляющему эти чувства, о сложных взаимоотношениях сына с его «стариками». Заключительные сцены, связанные с болезнью и смертью Базарова, обнаруживают «великое сердце» последнего и мужественный героизм его на краю бездны.

Композиция романа «Отцы и дети» Тургенева примечательна и воспроизведением двух кругов странствий Базарова и его друга. Они посещают сначала Марьино (имение Кирсановых), затем Никольское (усадьбу Одинцовой), деревню, где проживают родители. Вторая часть книги повторяет тот же путь: Марьино — Никольское — отчий дом. Возникает заметная симметрия эпизодов и воскресают гоголевские традиции (рассказ об объезде героем помещичьих усадеб с целью раскрытия образов хозяев и гостя). Но это не простое воспроизведение тех же «отдаленных уголков России»: раскрываются новые грани личностей Базарова и Аркадия, рвутся прежние связи и отношения с Кирсановыми, Одинцовой, Аркадием, и самой жизнью. Можно говорить об истинном совершенстве продуманной композиции романа, красоте архитектоники, ещё не достигавшейся Тургеневым в его прежних творениях.

Тема: История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862) . Композиция романа.

Щербакова Лилия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы.


Эпиграф

«Отцы и дети»

Едва ли не самая шумная

и скандальная книга

в русской литературе.

П. Вайль, А. Генис.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Действительно ли роман

«Отцы и дети» И.С. Тургенева

является скандальным произведением



Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума»

А.С. Грибоедова.


  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений», - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский

  • Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
  • Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга


«Воздух эпохи»

Время написания

романа – 1861 год

Время действия –

1855-1861 – время,

сложное для России;

Правление

Александра II

Стремление

к образованию различных

слоёв населения

Меняются

вековые устои

России


Писатель - провидец

Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами


Демократы-разночинцы

РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.


Какие они?

  • “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “(из воспоминаний современника)
  • Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.


Познакомимся со словом

Кого называют нигилистом?

НИГИЛИСТ 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически


В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.

В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ



«Отрицатели, или нигилисты»

Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»


«Отрицатели, или нигилисты»

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.


«Отрицатели», или нигилисты

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»



Тургенев знал их лично

Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа


Великий писатель

«Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев


«Распалась связь времен…»

Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…


«Отставные люди» и «наследники»

  • Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
  • В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века

Кто прав?

Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.


Вывод:

В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х 60-х годов XlX столетия.


Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

Роман состоит из 2 частей

(28 глав)


Кольцевая композиция

Марьино

(усадьба Кирсановых)

Никольское

(имение Одинцовой)

Родители Базарова

(небольшой домик

мелкопоместных дворян)


Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)

Отцы дети

Социальный

(конфликт аристократов

разночинцев)

Психологический

конфликт (конфликт

поколений)



ОТЦЫ

ДЕТИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ОТЦЫ И ДЕТИ

Молодые люди

Пожилые люди

Разные поколения.

Не понимающие

друг друга

Враждебность

Равнодушие

Противоборствующие.

Родители

Легкомысленные

Ненависть

Вечно спорящие.

Умудренные опытом

Безрассудные

Нуждающиеся

Уважение

Двигатели прогресса.

Консерваторы

Прогрессивные

Символ жизни.

Люди устаревших

взглядов

Зависимость

Люди новых взглядов

Деятельные









Базаров Василий Иванович

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.




Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки.

А. Панаева


Базаров сталкивается с…

Старики

Базаровы

Аркадий

Фенечка

Базаров

Одинцова

Кирсановы

народ

Лже -

нигилисты





Мастерство Тургенева в создании образов романа

Портретная характеристика

Павел Петрович

Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум... Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов».


Домашнее задание

Используя таблицу, составьте характеристику образов

Детали портрета

Сфера интересов

Я – концепция героя

История героя

Судьба героя

Характеристика, данная другими героями.


  • главы VI - X перечитать,
  • составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • индивидуально: Характеристика образов:
  • -Павел Петрович Кирсанов;
  • - Николай Петрович Кирсанов;
  • - Аркадий Кирсанов;
  • - Анна Сергеевна Одинцова;
  • - Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой;
  • -Фенечка.

«Отцы и дети» Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа.

Перед нами - человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов». Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, «совершив предварительное европейское «snake hands»… три раза по-русски поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. «Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, - сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем.

Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа.

Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не , а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя.

В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…» Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. В его балахоне с кистями чувствуется пренебрежение общественными нормами, возможно, вызов. В описании лица автор подчеркивает «самоуверенность и ум». Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: облик «изящный и породистый», стремление даже в деревне одеваться как подобает в высшем обществе. Характеризуя манеры Кирсанова, автор попутно раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петрович «совершив предварительное европейское «shake hands»… три раза, по-русски, поцеловался с ним». В данном случае автор подчеркивает причудливое соединение англоманства и патриархальности.

Одна из самых важных коллизий романа развивается в 10-й главе. Автор назвал диалог, содержащийся в ней, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, оппонент же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в 24-й главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам Тургенев писал о роли этой сцены в романе, что она наглядно доказывает пустоту элегантно-дворянского рыцарства, поскольку выставляет его в комическом виде.

Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Кульминация любовной интриги показана в 18-й главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она играет важную роль для характеристики персонажа. Возможно, в том, что Тургенев заставил своего главного героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, энергичная деятельность сменяется тоскливой скукой, автор отмечает, что меняется даже походка. Тургенев как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя.

В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа, например, Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера.

Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является важным средством раскрытия мировоззрения героев.

Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, что, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: когда герой сердится, то намеренно говорит «эфто» и «эфтим», сознательно пренебрегая грамматическими нормами, с высокомерием вельможи. «В этой причуде сказывался остаток Александровского времени». Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек «старого века».

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.