Сегодня 25 декабря. Праздники: Православное Рождество. Католическое Рождество. Лютеранское Рождество.

Католическое Рождество.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Православное Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день – 25 декабря - Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов XX века Григорианский календарь. Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру, большинство православных церквей - 11 церквей из 15. Остальные четыре православные церкви отмечают этот праздник на тринадцать дней позже – по Юлианскому календарю.
Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. Ведь мы даже не знаем точно, когда именно произошло это событие - древняя Церковь назначила дату празднования Рождества довольно произвольно. Сама же традиция отмечать Рождество Христово 7 января по Юлианскому календарю или 25 декабря по Григорианскому связана с языческим праздником, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи в честь языческого бога Сатурна. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных воедино. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10-м веке церковь решила заменить Сатурналии днем рождения Христа.
Сегодня светлый праздник Рождества - одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования - традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие свое очарование этому празднику.

Лютеранское Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики и православные и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января и 19 января) и календарные стили (юлианский и григорианский). В европейских и ряде других государствах за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), хотя и рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с небольшой ошибкой на 3-4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи – символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество ёлку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там. Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская ёлка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда.
Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли, или так называемый «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос. Также как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества ими были установлены ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, т.е. был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

Каждый год накануне 24 декабря вновь звучат голоса нетерпеливых православных: «Хотим Рождества! Весь мир отметит праздник, а нам опять предстоит постный Новый год и скучать до конца каникул: 7 января только проснемся после ночной службы, а завтра уже на работу».

Длинные каникулы, кстати, появились не так давно: впервые продлили выходные до Рождества только в 2005 году, а до того с 90-х годов в России праздновали только 1, 2 и 7 января.

Но самый сокрушительный аргумент: не только католики! Одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря.

Что такое Поместные Православные Церкви?

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы и провозглашает духовное равенство всех епископов. Сегодня она состоит из 15 Поместных Автокефальных Церквей, то есть самостоятельно выбирающих своего Предстоятеля, а также трех автономных Церквей - то есть пользующихся широким самоуправлением. Важные вопросы Православная Церковь решает, созывая поместные или Вселенские Соборы.

Какие Поместные Церкви празднуют Рождество 25 декабря?

Их действительно много. Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке отмечают Рождество 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января вместе с Русской Православной Церковью Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви.

Почему так произошло?

События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.

Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви.

Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.

В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.

Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.

Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.

Почему часть Церквей служит по григорианскому календарю, как католики?

Поэтому для расчета неподвижных праздников возник особый календарь – новоюлианский, который и используется одиннадцатью Поместными Церквями. Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете. В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет.

Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.

Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю.

Почему Русская Православная Церковь не присоединилась к соборному решению 1923 года?

Как раз присоединилась, но вынужденно. 15 октября 1923 года новоюлианский календарь был формально, под жестким давлением властей, введен Патриархом Тихоном.

Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.

Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.

Одиннадцать Поместных Церквей – это много или мало?

Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.

Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме. По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.

Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих. Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.

Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%.

Кстати, в 2014 году произошел беспрецедентный случай. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, вернулась к старому.

Дело в том, что решение собора 1924 года на большинстве приходов по факту не реализовывалось. Вероятно, в момент получения автокефалии православные поляки подвергались преследованиям власти, а решение о переходе на новоюлианский календарь было вынужденным.

Как живется верующим разных юрисдикций? Не возникают ли у них проблемы из-за календаря?

Сказать, что проблем совсем нет – было бы лукавством. Самым показательным примером будет здесь Америка, в которой живут представители практически всех Поместных Церквей. Но для русских православных в Америке проблемы связаны вовсе не с «как поститься в Новый год», а в большей мере с тем, куда податься.

Малочисленность приходов и большая их удаленность друг от друга – довольно серьезный аргумент в вопросе выбора юрисдикции Православной Церкви. Бывает, что на всю округу едва найдется один православный храм, и тот не вашей Поместной Церкви. Это как если бы жителю Южного Бутова, а то и Калуги, чтобы помолиться на литургии и причаститься, приходилось бы каждый раз ехать в Троице-Сергиеву лавру.

Хотя православные на Аляске придерживаются старого календаря, как и некоторые Поместные Церкви Америки, большинство Поместных Церквей в США и даже некоторые приходы Московского Патриархата в США Рождество отмечают 25 декабря.

Многие православные в Америке отмечают церковные праздники дважды. Причиной такой гибкости является не только удаленность и разбросанность приходов, но и место работы верующих. Если праздник по новому стилю приходится на выходной, например, а по старому стилю он выпадает на будний день, то ради службы люди предпочитают отметить праздник по новому стилю.

С другой стороны, многие городские приходы Православной Церкви в Америке на Западном побережье континента празднуют Рождество по обоим календарям. Это связано с большим числом русских иммигрантов и особенно популярно в регионах, где поблизости нет приходов РПЦЗ.

Мало этого, в приходе американского города Такома, например, на рождественскую старостильную службу приезжают палестинцы. Поэтому часть службы вообще поется по-арабски. Словом, в Америке календарем пользуются довольно гибко.

Несмотря на наличие в Москве подворий Поместных Церквей, они остаются приходами Московского Патриархата с представителями Поместных Церквей в качестве настоятелей. Поэтому Рождество в них будут отмечать по старому стилю. Новостильный православный храм в Москве вы вряд ли сумеете найти.

Если приглашают праздновать 25 декабря, соглашаться?

Решать, разумеется, вам. Если вы живете в США и снимаете квартиру у прихожан Американской Православной Церкви, то будьте уверены, они обязательно пригласят вас к своему праздничному столу 25 декабря и предложат традиционный рождественский eggnog – напиток на основе яиц.

Приглашение на Рождество – это повсеместная традиция. Во всех православных странах считается, что в этот день никто не должен быть в одиночестве, а уж позвать на Рождество брата во Христе – естественно.

Как относиться к идее перехода на новый календарь?

С осторожностью. В последнее время предложения о переходе на новый стиль звучат чаще от политиков. Тем не менее, кажется, ни один церковный собор не обходится без обсуждения календаря, однако всякий раз решение по этому вопросу откладывается для сохранения мира. Переход на новый календарь вряд ли будет воспринят всей Церковью “на ура”, но то, что это может расколоть общество – очень возможно.

Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?

Очень многое.

В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.

Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.

Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.

Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.

На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.

Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи.

Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».

Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.

Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах. Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».

Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.

В большинстве западноевропейских стран принята христианская религия, но христианство разделено на множество различных конфессий (лат. confessio - ‘исповедание’) отличающиеся особенностями вероисповедания в пределах христианской религии. Католики образуют приблизительно половину верующего христианского населения в Германии, Нидерландах, Швейцарии. Христиане католического вероисповедания живут странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта) , а также в некоторых странах Западной Европы (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург) и Восточной Европы (Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия). Христианская конфессия Протестантизм преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия) , а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия) . В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Германия, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих. Католики и протестанты отмечают Рождество Христово по в ночь с 24 на 25 декабря.

Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло 16 июля 1054 г. на Никейском соборе. До раскола Христовой Церкви на католиков и православных все церковные уставы были едиными. Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами. С течением времени церковные уставы и обряды католической и православной церкви изменялись, изменялись и даты церковных праздников. Изменилась и дата празднования одного из величайших событий, входящих в список 12 главных праздников христианства, называемых двунадесятым праздником святого Рождества Христова.

Традиции католического Рождества.

Смысл праздника Рождества Христова остается неизменным для католической и православной церкви. Для католической конфессий Рождество Христово включает в себя не только празднование самого рождения Христа , но и праздник счастья Девы Марии , матери Иисуса Христа. Для католиков это не только радостное событие, но в нём есть и некоторая доля скорби, ибо Дева Мария знала, что счастье рождения её первенца обернется для него тяжёлыми жизненными испытаниями, и смертными муками, которые Он переживёт с мужеством и кротостью ради спасения всего человечества.

Рождество Христово - это светлый праздник Спасения человечества , ибо уже сразу после рождения Христа язычники, не верящие в появление Сына Божьего пытались найти его и убить. Не ведая, где скрывается новорождённый Спаситель, иудейский царь Ирод приказал убить всех младенцев, возраст которых менее двух лет. Силы Небесные охраняли новорождённого Иисуса и ангел небесный явился его родителям младенца Иисуса Иосифу и Марии, чтобы предупредить их об опасности и поскорее покинуть город Вифлеем, после переписи населения. Святое семейство спешно ушло из Вифлеема и уехало из страны в Египет, чтобы избежать смерти младенца Иисуса.

В католическое Рождество Христово католики празднуют чудо сохранения невинности святой Девы Марии, матери Христа , давшей клятву хранить непорочность свою до конца дней. Как говорится в писании, по приближению родов, Иосиф пошёл за повитухой, но, вернувшись, они увидели яркий свет, исходящий из пещеры. Войдя в пещеру они увидели Деву Марию, держащую святого младенца на руках. Таинство и Чудо рождения Иисуса Христ а свершилось и католики и православные христиане почитают чудо рождения Спасителя, всегда ждут его и посвящают этому событию свои молитвы и песнопения в Рождественский пост.

Главная традиции Рождества у католиков - это пост, начинающийся за 4 недели до праздника Рождества Христова . Во время всего поста люди больше молятся и чаще посещают церковь, ограничивают себя в развлечениях. Последняя неделя Рождественского поста - самая важная. В ночь с 24 на 25 декабря начинается католический Рождественский сочельник. Именно в этот день католикам запрещается есть животную пищу.

На Рождество в католических и протестантских странах есть традиции и обычаи напоминающие русские колядки - песнопения прославляющие Иисуса Христа и Деву Марию. Именно, в католических странах Европы возникла традиция наряжать Рождественскую ель - вечнозелёное дерево, символизирующее вечную жизнь Спасителя. Традицию украшения Рождественской ели подхватили все страны христианского мира и даже мусульманских странах наряжают ёлки.

Католики традиционно строят вертепы, в которых создают скульптурные сценки из библейских исторических событий Рождества Христова. Вертеп изображает пещеру и ясли, где родился Иисус, рядом с ним помещают фигурки Девы Марии и святого Иосифа, у входа в пещеру располагают святых Волхвов со святыми дарами и путеводную звезду, которая привела их сюда, в это тайное место.

После Рождества Христова - 25 декабря католики сразу же начнут праздновать и наступление нового 2018 года, Получается, что новый год у католиков наступает одновременно с Рождеством, хотя по календарю он наступит только 1 января. Такова традиция западного католического мира. Католики поздравляют друг друга: «Счастливого Рождества!» и «Счастливого Нового года!».

Не только католики, но и протестанты живут по . 4 октября 1582 года Папа римский Григорий XIII произвёл реформу юлианского календаря, и исправил накопившуюся за долгие годы ошибку. В разных странах Григорианский календарь был введён в разное время. В России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года. Григорианский календарь, стали называть календарём «нового стиля», а старый ь стали называть — «старый стиль». Разница между старым и новым стилями календаря составляет: для 18 века - 11 суток, для 19 века - 12 суток, для 20 века - 13 суток - вот почему в России появился праздник «Старый Новый год», который празднуют по Юлианскому календарю через 13 дней после наступления Нового года по Григорианскому календарю.

В 325 году н. э. на Никейском соборе единая Церковь Христова приняла Юлианский календарь. Основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю вот уже 1693 года! В России церковь отделена от государства, поэтому в России Григорианский календарь был введён 24 января 1918 года, а православная церковь чтит свои традиции и отмечает Рождество Христово по старому Юлианскому календарю, то есть ровно через 13 дней после католического Рождества.

25 декабря 2018, как и каждый год, католики – жители Южной и Северной Америки, Западной Европы, Австралии, стран Азии и Африки – отмечают Рождество Христово. В православных странах 25 декабря называют католическим Рождеством. Этот день является важнейшим христианским и государственным праздником в более чем 140 странах мира.

Праздник Рождества отмечают в память о рождении невинной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это событие предоставляет возможность спасения душ и вечной жизни для верующих.

Почему празднуют 25 декабря

Первые сведения о праздновании Рождества можно отнести к IV веку. Вопрос об истинной дате рождения Иисуса и в настоящее время продолжает быть спорным и не решенным однозначно среди церковных авторов.

Вероятно, выбор даты 25 декабря имеет отношение к солярному языческому празднику «Рождения Солнца Непобедимого», приходившемуся на этот день. Вполне возможно, что после принятия в Риме христианства он обрел новое содержание.

Рождество Христово предполагает пять дней предпразднества. В канун праздника соблюдают строгий пост, который получил название сочельник, так как в этот день в пищу употребляют сочиво – сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна.

В канун праздника соблюдают строгий пост

В XIII столетии возник обычай выставлять в храмах ясли, в которых размещают фигурку Младенца Иисуса. Спустя время ясли стали устанавливать не только в святынях, но и в домах перед Рождеством. Церковные и языческие обычаи – ритуалы крайне органично переплелись между собой, дополнив друг друга. К примеру, зажигание в домашнем очаге обрядового огня («рождественское полено»), обычай преломлять «рождественский хлеб», колядование.

Один из самых популярных элементов Рождества – нарядная ель. Эта традиция происходит от германских племен, у которых ель символизировала плодородие и жизнь.

С приходом христианства народы Центральной и Северной Европы начали украшать дерево, устанавливая его в своих домах 24 декабря. С тех пор хвойная красавица обрела новую символику, превратившись в древо райского изобилия.

Католическое Рождество

Католическое Рождество «опережает» православное на тринадцать дней. Так получилось из-за разницы в календарях: папа римский Григорий XIII в 1582-м году ввел новый, «григорианский» календарь, который получил определение «новый стиль».

Юлианский календарь стали считать старым стилем. В то время, когда в Европе перешли на григорианский календарь, в России продолжали применять юлианский. В Советском Союзе в 1918-м году властью был введен григорианский календарь, однако это решение не было одобрено церковью. По инициативе Константинопольского Патриарха в 1923-м году состоялось совещание Православных Церквей, где было утверждено решение о преобразовании Юлианского календаря в «Новоюлианский» календарь.

В силу исторических обстоятельств Русская Православная Церковь так и не приняла участия в совещании. Однако Патриарху Тихону удалось издать указ о переходе на «Новоюлианский» календарь, что было воспринято церковным народом довольно негативно. Спустя месяц постановление было отменено.

Таким образом, протестанты и католики, живущие по Григорианскому календарю, отмечают Рождество Христово 25 декабря. А 7 января Рождество Христово празднуют Грузинская, Иерусалимская, Украинская, Сербская и Русская Православная Церкви, живущие по Юлианскому календарю.

Остальные одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество 25 декабря, так как они используют не католический Григорианский календарь, а так называемый «Новоюлианский», который совпадает с Григорианским.

Рождественские обычаи и традиции

В основе рождественской традиции дарить друг другу подарки лежит Евангельское повествование о трех волхвах, которые при поклонении Младенцу Иисусу преподнесли ему дары – смирну, ладан и золото. В этот день семьи собираются за рождественским обедом, а праздничный стол украшен традиционными блюдами, которые разнятся в зависимости от страны.

В Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг c ромом

Так, в Англии на Рождество обязательными блюдами являются рождественский пудинг, облитый ромом и индейка под соусом из крыжовника. В США рождественский стол украшен индейкой, которая подается исключительно под клюквенным соусом. В Ирландии на Рождество подают окорок или индейку, в Германии – жареного гуся, в Греции – индейку в вине.

На праздничных столах Венгрии, Австрии, балканских стран никогда не бывает рождественской индюшки, курицы или утки. Там принято считать, что в этот вечер любая птица может унести на своих крыльях семейное счастье. В Люксембурге во время рождественского обеда употребляют яблоки, кровяную колбасу и игристое вино. В Бельгии потребляет традиционный торт, колбасу с трюфелями и вино. Португальцы на Рождество питаются баккалао – блюдом из сушеной трески.