«Война не решает никаких проблем: победа действует так же губительно, как и поражение» (Агата Кристи).

Известная английская писательница Агата Кристи утверждала: «Война не решает никаких проблем: победа действует так же губительно, как и поражение». На мой взгляд, война – это не только военные действия между государствами, но и вражда между отдельными людьми. Почему же победа, по мнению А.Кристи, действует губительно? По логике вещей, победа должна приносить счастье, радость, гордость, удовлетворение от признания своего первенства в чём-либо. Но в действительности всё происходит не так. Иногда победа приносит нравственное поражение, разрушает личность, губит душу.

Иногда бывает так, что человек одерживает победу над своим противником, но потом понимает, что эта победа принесла ему нравственное поражение.

Рассмотрим эпизоды, связанные с дуэлью между героями романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин рассердился на своего друга Владимира Ленского из-за того, что юный поэт уговорил его приехать в гости на именины к Лариным. Ленский обещал, что будет мало народу, только свои люди. Увидев много гостей, Онегин поклялся в душе отомстить за это Ленскому. Евгений постоянно приглашает на танец невесту Ленского Ольгу, вызывая в душе неопытного молодого человека досаду и ревность. Казалось, Онегин должен праздновать победу: он взбесил Ленского, отомстил ему. Ленский вызывает своего друга на дуэль. Не раздумывая, Евгений принимает вызов на поединок, который принёс ему известный сплетник Зарецкий. Но оставшись наедине с самим собой, Онегин подвергает себя строгому суду, чувствует недовольство собой – первый признак нравственного поражения.

Он недоволен своими поступками, понимает, что был не прав, подшутив над чувствами друга. Евгений оказался не победителем, а рабом общественного мнения, испугался, что его обвинят в трусости. Итог этой дуэли печален: Онегин убивает своего друга и покидает деревню, где кровавая тень юного поэта являлась ему ежедневно.

Мы рассмотрели проблему нравственного поражения. Теперь обратимся к примерам, где военная победа становится началом поражения. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» после Бородинского сражения Наполеон со своей армией входит в опустевшую Москву, оставленную её жителями. Эта победа не приносит Наполеону нравственного удовлетворения, так как побеждённые не желают приветствовать своего победителя. Вскоре армия Наполеона морально деградирует, превращаясь в мародёров. Настоящую победу празднует русский народ, который поднялся как один на защиту своего Отечества, а потом и пожалел поверженного неприятеля.

Мы пришли к выводу о том, что война и вражда не могут решить никаких проблем, а победа может действовать так же губительно, как и поражение. (381 слово).

1. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Купец Калашников, заступаясь за честь жены, выходит на кулачный бой с опричником Кирибеевичем. Он побеждает в сражении, но гибнет от рук палача, потому что отказывается говорить царю о причинах своего поступка. Но честь жены Калашников защитил. И его смерть становится победой.

2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Главный герой бежит из монастыря, в котором находился всю жизнь, потому что считает его тюрьмой. Три дня на свободе стали для него заменой всей жизни. Встреча с людьми, сражение с барсом, гром и молния, созерцание красоты природы – это для него жизнь – демоническая свобода. Он погибает, но, по его мнению, он одерживает победу.

3. А.Н. Островский «Гроза»

Катерина вступает в единоборство с «тёмным царством» и погибает, так как не выдерживает натиска лицемерия и фальши. Её протест становится первым сигналом к противоборству с этим царством. Её смерть – победа над всеобщим равнодушием и мракобесием.

4. И.А. Бунин «Чистый понедельник»

Главная героиня рассказа – девушка, проживающая праздную, наполненную яркими событиями жизнь. Она мало понятна своему молодому человеку, потому что он не умеет слушать. А девушка ищет выхода из такой жизни. И её внезапный уход в монастырь очень ярко демонстрирует большую внутреннюю работу души. Она этим поступком доказывает победу чистого, возвышенного, божественного начала над мирским, низменным, плотским. Своим уходом в монастырь она спасает свою душу и побеждает всё низменное.

5. Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа, впервые в жизни испытав любовь, становится заговорщиком. Но его примитивное роевое сознание не способно сделать правильный выбор, он спокойно отдаёт себя во власть хранителям, чтобы избежать необходимости выбирать. Наблюдая за пыткой своей ещё недавно возлюбленной, он сухо, логически размышляет о нерациональном поведении девушки. Единое Государство здесь и сейчас одерживает победу над Д-503 и над I-330, над всей «Мефи», но эта победа сродни поражению.

Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов.

До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным семьянином, а если выпивал и начинал бранить свою жену Иринку, то тут же извинялся. Но недолго длилась его семейная идиллия. С наступлением войны его отправили на фронт военным шофером. Он был ранен, попал в плен, но во всех ситуациях оставался стойким к любым испытаниям. Враги немцы, налив ему стопки водки, приказали пить ему за их победу. Но Солоков отказался: «За свою погибель и избавление от мук я выпью» — сказал он, и, еле держась на ногах, выпил, не закусывая. Пораженные таким характером русского человека немцы стали его уважать и отпустили на свободу.

Прошагав полстраны, Соколову посчастливилось вернуться в родной Воронеж, да только вместо дома и жены с детишками он увидел лишь воронку. Вскоре постигло его другое горе: после недолгой переписки со спасшимся сыном он вдруг узнает, что Анатолий убит. Все пропало: нет дома, нет родных, есть только Победа. Как дальше жить…?

Соколов находит в себе силы жить дальше. Он не утешает себя мыслью о том, что когда-нибудь найдется женщина, которая сможет заменить погибшую Иринку, он не желает возвращаться на родину. В его сердце ничего не осталось, кроме пустоты. Однако в нем не разжигается жажда ненависти, он не хочет отомстить за все свои жизненные невзгоды и даже мысли о самоубийстве не навещают его светлую голову. Он просто продолжает жить. И, как вскоре оказывается, жить он может не только ради себя.

Соколов отправляется в российский город Урюпинск, где встречает смысл своей дальнейшей жизни. Мальчик со светлыми, как небушко, глазами, в одночасье смог заменить ему всех родных людей. Ванюшка был сиротой и бродил по улицам в поисках очередной арбузной корки, чтобы не умереть с голоду. Этот мальчик, не ведавший о настоящем горе, которое постигло Андрея Соколова, признает в нем своего отца, стоило только Соколову сказать: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?… Я – твой отец». Так и нашли друг друга два больших, чистых, любящих и преданных друг другу сердца.

Андрей Соколов является истинным примером человека с несгибаемой силой воли. Он храбро продержался и в военное, и в мирное время, не потерял своего человеческого лица и открыл свое сердца маленькому человечку, которому это было так необходимо.

    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Каждый ученик мечтает о самой лучшей и самой необычной школе, но для каждого эта школа абсолютно различна. Так какая же она, школа моей мечты? Во-первых, в школе моей мечты все классы огромные, чтобы можно было во время переменок побегать по ним без всяких затруднений! Во-вторых, школа моей мечты оснащена по последнему слову техники: мне не нужно таскать тяжелые книжки, они все скачаны на новый планшет, зеленая доска уступила место электронной, на которой так просто рисовать стилусом, а еще у меня есть […]
    • Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]
  • Официальный комментарий:
    Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
    психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    Афоризмы и высказывания известных людей:
    Величайшая победа - победа над самим собой.
    Цицерон
    Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
    А.Линкольн
    Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
    Э.Хемингуэй
    Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
    Вольфрам

    Социально-исторический аспект
    Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
    Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
    «Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
    Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
    Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
    История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
    Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
    И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
    Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
    Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
    Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
    История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

    Нравственно-философский и психологический аспекты
    Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
    А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
    И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
    Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
    А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
    И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
    Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
    Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
    И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
    Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
    А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
    Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
    Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
    Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
    Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
    Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
    Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

    Итоговое сочинение.
    Тематическое направление «Победа и поражение»
    В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и
    поражении в разных аспектах:
    социально-историческом, нравственно-философском и психологическом.
    Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными
    событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой
    человека с самим собой, её причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и
    относительность понятий «победа» и «поражение» в разных
    исторических условиях и жизненных.

    «Чтобы жить честно,
    надо рваться, путаться, биться,
    ошибаться,
    а спокойствиедушевная подлость»
    Л.Н Толстой

    Победа и поражение. Афоризмы по теме

    Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы
    жить.
    э. М. Ремарк
    Успех-это всегда чьё-то поражение.
    Человек создан не для поражения.
    Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя
    Эрнест Хемингуэй

    Примерные темы сочинений

    Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
    Самая главная победа-победа над самим собой.
    Победы можно быстро добиться, самое трудное-её
    закрепить.
    Победа над страхом придаёт человеку силы.
    Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть
    «бой».
    Поражение помогает понять себя.

    Как написать вступление по теме? Вступление первое.

    Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом.
    Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу
    и закрепить её.
    Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как
    правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы
    меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению.
    В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как
    человек находится в сложном положении.
    Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается
    полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и
    умеет всегда закрепить этот успех.
    Почему же так происходит в жизни?

    Переход от вступления к основной части сочинения

    Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения,
    всегда были интересны мировой литературе.
    Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим,
    какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь
    путь исканий, путь побед и поражений.
    Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы
    одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через
    какие неудачи и поражения они прошли.

    Второй аргумент к основной части сочинения

    А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы
    встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам.
    Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор
    рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию,
    подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной
    победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея
    Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря
    военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством,
    мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

    Заключение к сочинению

    Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня
    рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова?
    Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к
    выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и
    поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный
    путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и
    поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это
    очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной
    жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы,
    чем терпят поражение.

    Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый?

    В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы
    видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими
    взглядами оказался совсем не ко двору.
    Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор:
    сумасшествие.
    А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать.
    Что это? Поражение Чацкого?
    Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что
    Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка?
    С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул
    застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул
    положение Молчалина.
    А это и есть настоящая победа!

    Сцены из спектакля «Горе от ума»

    А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

    Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как
    какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора.
    Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту.
    Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он
    отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился
    итальянский композитор?
    Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую
    силу его таланта и великую силу его музыки.
    Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти,
    которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил
    способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня.
    А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

    «Моцарт и Сальери». Сцены из спектакля

    Победа и поражение Сальери

    Теория Раскольникова и её крах

    Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль
    о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы
    он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг,
    подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается
    кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать.
    Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную
    Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается.
    Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно
    построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное
    поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей:
    «Разве я старушонку убил? Я себя убил».
    И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало
    человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

    Кадры из фильма «Преступление и наказание»

    Поражение и победа старого рыбака Сантьяго

    Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата
    Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя.
    Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть
    верный друг-мальчик Манолино.
    Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его
    усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему
    пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда
    рыбак мужественно охранял рыбу от акул,
    которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь
    огромный скелет.
    «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

    Что же показал Эрнест Хемингуэй?
    О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»?
    Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой!
    Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и
    мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой
    и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно
    уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть
    американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок
    старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал
    на писателя огромное впечатление.
    И он решил рассказать о достоинстве человека,
    о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в
    повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную
    слабость, усталость и старость.

    Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»

    Повесть Хемингуэя «Старик и море»

    И герой спрашивает себя: «Кто же тебя победил,
    старик?» Рыбак объясняет поражение очень просто и философски:
    «Просто я ушёл далеко в море».
    Подплывая к родной деревушке, старик отказывается считать себя
    побеждённым, так как торжествует его человеческое достоинство.
    А это самое главное для человека.
    Человек непобедим!
    Сантьяго приходит к мудрому философскому выводу, поэтому в его душе
    невероятная лёгкость.

    Поражение и победа Андрея Соколова

    Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»-русский солдат Андрей Соколов.
    . Он-ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны.
    Русский солдат попал в плен к немцам и находится в лагере Б-14 недалеко от Дрездена. Здесь около
    двухсот тысяч военнопленных.Это страшное поражение.
    Кто-то донёс на Андрея Соколова, который возмутился непосильной нормой выработки. Пленного
    вызывает на допрос Мюллер, комендант лагеря.
    Диалог с Мюллером-это психологическая дуэль, из которой русский солдат выходит победителем.
    В конце допроса комендант вышел безоружный и сказал,что Соколов-храбрый русский солдат и
    стрелять в него Мюллер не будет. Комендант наградил пленного: подал ему буханку хлеба и кусок
    сала. Соколов-победитель, так как он сумел выстоять, сохранил честь солдата, проявил стойкость
    несгибаемую силу воли, мужество, самообладание, храбрость, проявил свой твёрдый характер. Он
    настоящий русский солдат!
    И мы видим, что «Характер человека зависит не от того, как он переносит победу, а от того, как он
    переносит поражение» .

    Кадры из фильма «Судьба человека»

    Поражение и победа Николая Плужникова

    Главный герой романа Бориса Львовича Васильева « В списках не
    значился» встретил войну молодым лейтенантом. Девятнадцатилетний
    москвич Николай Плужников окончил военное училище. Не суждено
    было молодому офицеру
    попасть в свой полк и встать на воинский учёт. Такова военная
    действительность. С первого дня войны он становится бойцом
    невидимой армии спасателей Брестской крепости. Защитники крепости
    знали, что обречены на гибель, но продолжали бороться до конца.
    Николай Плужников перед смертью заявил: «Человека нельзя
    победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».