, «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки. Однако в общем виде именно эти группы, как наиболее яркие имена того периода, представляют классический хард-рок. В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red ) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction ) группы «Ганз-н-Роузис» (Guns"n"Roses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др.

Отличительной чертой хард-рока является жесткое и тяжелое звучание, достигаемое за счет «перегруженного» (эффект overdrive/«овердрайв») или «искаженного» (эффект distortion/«дисторшн») звука гитары, а также иногда клавишных и бас-гитары. Ритм-секция звучит четко и акцентировано. Вокал в хард-роке также по преимуществу звучит напористо, ярко, часто даже форсированно (например, голос Роберта Планта (Robert Plant) в песне «Лед Зеппелин» Рок-н-ролл (Rock And Roll )).

Музыкальная основа хард-рока – рок-н-ролл и ритм-н-блюз, однако «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Юрайя Хип» и другие коллективы значительно обогатили его элементами европейской традиции: это и баллады, и органная музыка, и симфонический авангард. Еще одна важная черта хард-рока – гитарный рифф (riff), т.е. регулярно повторяющаяся выразительная мелодия. Характерные примеры риффов можно найти в песнях Полно любви (Whole Lotta Love , 1969) «Лед Зеппелин» и Дым над водой (Smoke On The Water , 1972) группы «Дип Пепл».

Хард-рок оформился и утвердился как стиль в 1970-х, однако сам термин появился в 1960-х, когда рок-группы начали использовать искаженный, утяжеленный звук гитар. Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me , 1964) – уже практически настоящий хард-рок. Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Can"t Get No Satisfaction , 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer , 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter , 1968).

В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy). Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз» , чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison).

Английская группа «Крим» (Cream), в которую входили такие виртуозные музыканты, как гитарист Эрик Клэптон (Eric Clapton), бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce) и барабанщик Джинджер Бейкер (Ginger Baker), сделала немало для развития хард-рока. Наиболее известные композиции этой группы Солнечное сияние твоей любви (Sunshine of Your Love , 1967) и Белая комната (White Room , 1968). В конце 1960-х в Британии появились группы, сразу заявившие о себе новым тяжелым звучанием. Это и упоминавшиеся «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат» и др., пик популярности которых пришелся на первую половину 1970-х.

Американская хард-рок-сцена конца 1960-х была не менее яркой. Группа «Айрон Баттерфлай» (Iron Butterfly) выпустила в 1968 хит с загадочным названием Ин-А-Гадда-Да-Вида (In-A-Gadda-Da-Vida ). Рифф этой песни – один из наиболее известных и цитируемых в хард-роке. Группа «Степпенвулф» (Steppenwolf) в том же 1968 записала еще один хард-рок-гимн – Рожденный быть свободным (Born To Be Wild ).

В 1975 сенсацией стал альбом группы «Куин» (Queen) Ночь в опере (Night at the Opera ). Как и многие другие коллективы того периода, «Рэйнбоу» (Rainbow), «Лед Зеппелин», «Куин» использовали хард-рок как фундамент для сложных и изящных музыкальных построений.

Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal). Одной из немногих хард-рок-групп, имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere ), Все еще люблю тебя (Still Loving You ) и др. В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др. Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х.

В 1990-х хард-рок существовал как составная часть таких стилей, как грандж, брит-поп, нью-метал, а в начале 21 в. проявился в более аутентичном виде в музыке коллективов «Строукс» (The Strokes), «Уайт Страйпс» (The White Stripes), «Вайнз» (The Vines).

Александр Зайцев

История развития

Истоки

В музыкальном отношении «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых: The Kinks , Cream , The Rolling Stones , The Yardbirds , The Who и виртуозный рок-гитарист Джими Хендрикс . Элементы хард-рока присутствуют в таких известных композициях как «You Really Got Me» (The Kinks) и «White Room» (Cream), «Helter Skelter» (The Beatles). Песня «You Really Got Me» считается первой , в которой используется техника риффов , что является характерной чертой хард-рокового звучания.

Расцвет, начало 1970-х

К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin , Deep Purple , Black Sabbath . После стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «первопроходца», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo , Nazareth , AC/DC , Uriah Heep , Queen , UFO , Grand Funk Railroad , Scorpions и многие другие.

Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хеви-метал и металической музыки в целом.

1980-е, хард-н-хеви

В 1980-х годах на стыке хард-рока и хеви-метала , возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хеви (англ. Hard n Heavy ). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N" Roses , Mötley Crüe , Def Leppard), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн , группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Ковердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith , AC/DC , Judas Priest). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал , спид-метал и другие).

Особенности жанра

Музыкальные корни

В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов - музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук - т. н. овердрайв (англ. Overdrive ). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.

В истоках хард-рока стояла не только психоделия . Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз , первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року , а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra » - «Концерт для группы с оркестром » - был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).

Кроме того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом) сыграл блюз. Практически все риффы хард-рока и подавляющее большинство хард-роковых соло и вокальных партий основаны на пентатонической гамме, которая первоначально использовалась именно блюзменами. Что касается ритмики хард-рока, она тоже сформировалась под влиянием блюза. Достаточно сказать, что в хард-роке достаточно часто используется шаффл-ритм [неизвестный термин ] , который является отличительной чертой так называемой «черной» музыки - джаза и блюза (так, один из наиболее ярких примеров использования шаффл-ритма в хард-роке - композиция Deep Purple «Into the fire» c альбома «Deep Purple in Rock»).

Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року , так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash , чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала . Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple , в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan »).

Звучание и инструменты

См. также

Примечания

Литература

  • А. Н. Платонов. "Энергетическая подзарядка" или подделки под рок. - М .: "КЖ" Молодая гвардия, 1987. - 34 с.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Передняя Азия
  • Земятченский, Пётр Андреевич

Смотреть что такое "Хард-рок" в других словарях:

    Хард рок - Направление: Рок Истоки: Блюз рок, Рок н ролл Место и время возникновения: 1960 е, Великобритания … Википедия

    ХАРД-РОК - а; м. [англ. hard тяжёлый и rock качание, колебание] Тяжёлый рок. Исполнять хард рок. ◁ Хард роковый, ая, ое. Хард роковый ансамбль. Хард роковая группа. Хард роковый фестиваль. * * * ХАРД РОК ХАРД РОК (англ. hard rock, от hard твердый и рок (см … Энциклопедический словарь

    ХАРД-РОК - (англ. Hard rock букв. жесткий или тяжелый рок), направление современной рок музыки. Композиции в стиле хард рок вызывают субъективное ощущение тяжести, которое создается за счет резкого выделения т. н. ритм секции, главным образом ударных… … Большой Энциклопедический словарь

    хард-рок - хардятина, тяжелый рок Словарь русских синонимов. хард рок сущ., кол во синонимов: 3 рок музыка (16) … Словарь синонимов

    ХАРД-РОК - [англ. hardrock] муз. громкая, энергичная рок музыка, представляющая собой дальнейшее развитие рок н ролла. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    хард-рок - хард рок, хард рока … Орфографический словарь-справочник

    Хард-Рок - Вид на гостиничный комплекс «Хард Рок» (англ. Hard Rock Hotel and Casino) гостинично развлекательный комплекс в Лас Вегасе, США. Комплекс открыт в 1995 году Питером Морганом, соучредителем франшизной сети кофеен «Хард Рок». 27 июня 2002 года … Википедия

    хард-рок - а; м. (англ. hard тяжёлый и rock качание, колебание) см. тж. хард роковый Тяжёлый рок. Исполнять хард рок … Словарь многих выражений

    хард-рок - м. Один из стилей рок музыки, отличающийся учащенным ритмом композиции, высоким звучанием электрогитар и вокалом на пределе возможностей голосовых связок; тяжёлый рок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

История музыкального стиля хард-рок (hard rock) уходит своими корнями к далеким 1960-м. Дословно название жанра следует понимать как «жесткий», «тяжелый» рок. Понятие включает в себя широкое многообразие различных ответвлений рок-музыки, которые обособленно существуют в виде уникальных направлений. «Тяжелыми» для слушателя выступают гитарные риффы с применением эффекта овердрайв , а также акцентированная связка бас-гитары с ударной установкой.

История жанра

Середина 60-х стала именно тем периодом, когда начались поиски новых направлений, появилась тенденция к утяжелению. Значительным образом этому поспособствовало развитие усилителей для электрогитары , позволяющих добиться ярко выраженного и окрашенного «перегруза». Коллективы из США и Великобритании постоянно экспериментировали со своим звучанием. Основы хард-рока в тот период заложили группы The Beatles, The Rolling Stones , The Yardbirds , The Who, а также гитарист-виртуоз Джими Хендрикс .

The Rolling Stones

Бурное развитие

Начало и середина 70-х годов считаются именно теми важнейшими периодами, когда появились первые полноценные хард-рок группы. Первопроходцами, которые затем стали настоящими монстрами хард-рока, принято считать команды Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin.

Deep Purple

Творчество последователей основывалось на подражании этим коллективам. Наблюдалась глобальная переориентация музыкальной направленности в сторону «утяжеления». На основе «классической школы» хард-рока появилась целая плеяда коллективов, отдельные представители которой стали полноценными звездами мирового масштаба: Nazareth, Uriah Heep, Queen , UFO и множество других.

Особенности хард-рока

Композиции данного уникального жанра построены на тяжелых перегруженных гитарных риффах. Психоделия широко распространена в хард-роке. Стандартным размером харда стали привычные и легко воспринимающиеся слушателем четыре четверти. Бас-гитара дублировала бит на бас-бочке, создавая определенную плотность и низкочастотность в общем звучании. Гитары, использовавшие ламповый перегруз , максимально подчеркивали нижнюю середину и верх. Характерной особенностью того периода можно назвать «выбивание» звука из струн для максимальной тяжести, что требовало от гитаристов активной работы медиатором и приложения немалых усилий во время игры. Такая особенность была продиктована тем фактором, что сустейн первых усилителей не имел значительного запаса, а длительность звучания взятой ноты была сильно ограничена.

Вокал имел тенденцию к стремлению петь в максимально возможном среднем и верхнем диапазоне. Стоит отметить характерную хриплость голоса и легкую небрежность в манере исполнения, особенно в ранний период становления жанра. Внезапное использование высоких фальцетных нот зачастую выделяет манеру пения в стиле хард-рок.

Широкое применение клавишных электроинструментов стало неотъемлемой частью любой хард-роковой композиции. Клавиши имели практически равнозначную роль сравнительно с ритм и соло электрогитарой , занимая статус не только фонового, но и солирующего инструмента. Большой популярностью среди музыкантов пользовался орган Хаммонда.

Орган Хаммонда

Значительный вклад в дальнейшее общее развитие жанра, особенно во время концертов, сыграла импровизация. Такой подход обеспечил хард-року постоянную модернизацию, которая подпитывалась живой концертной энергетикой. Исполнители хард-рока черпали вдохновение из толпы и общей атмосферы, а искрометные продолжительные соло игрались практически на всех инструментах, включая барабаны. Эти особенности стали неотъемлемой частью любого концерта.

Хард-н-хэви

Музыка хард-рок получила очередной виток своего развития в 1980-х. Крайне популярное направление под названием хард-н-хэви заняло своеобразное промежуточное положение между hard rock и набирающим популярность хэви-металл . Коммерческий успех поражал. Огромной славой по всей планете пользовались как группы нового поколения, тяжелые Guns N" Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, так и заслуженные «классики» из 1970-х, представившие миру свои новые творения в новом тогда стиле. Ставший культовым исполнителем Оззи Осборн, группа Whitesnake, а также многие другие музыканты «старой школы» успешно продолжили творчество в развивающемся жанре. Немалую популярность имели и те группы, которые появились ближе к середине 1970-х годов: Aerosmith,

Хард-рок (англ. hard rock - дословно «жесткий рок», на русский язык обычно переводят как «тяжелый рок») - направление в рок-музыке, характеризующееся специфическими гитарными рифами, тяжелой ритм-секцией и, естественно, громкостью подачи материала во время живых выступлений. Хард-рок возник в конце 60-х и окончательно сформировался в 70-х годах XX века. Считается, что этот музыкальный стиль имеет корни в экспериментах с перегрузками гитарного усилителя, в результате которых гитарный звук стал более агрессивным, что вынуждало также басиста и барабанщика играть в подобном ключе.

Первыми наиболее «громкими» коллективами, стоявшими у истоков харда, были Cream , Jimi Hendrix Experience и The Who в Британии, а также Iron Butterfly , MC5, Blue Cheer и Vanilla Fudge в США. Многие исследователи популярной музыки ХХ века склонны добавлять в этот список и отдельные композиции различных исполнителей, творчество которых отстоит от хард-рока довольно сильно. Как правило, это песни середины 60-х, когда гитаристы еще не использовали «овердрайв», но уже сочиняли так называемые риффы, ставшие основой этого направления музыки несколькими годами позже. В этот список традиционно попадают «You Really Got Me» группы The Kinks , «(I Can"t Get No) Satisfaction» из репертуара The Rolling Stones , а также битловская «Helter Skelter».

Хард-рок окончательно сформировался с возникновением таких «монстров» тяжелой сцены, как Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin . Именно первые две группы можно считать хард-роком в чистом виде. Что касается Led Zeppelin, то коллектив играл тяжелый блюз-рок, но так громко и неистово, что его тоже часто причисляют к возникшему направлению. Хард-рок является основой для такого направления музыки, как хеви-метал (англ. heavy metal ), который на заре своего возникновения практически ничем не отличался от своего «старшего брата».

В чистом рафинированном хард-роке редко используются духовые инструменты, скрипки и прочая рок-экзотика. В этом направлении музыки прочно закрепились лишь клавишные инструменты, которые, надо сказать, вносят достаточное разнообразие для полноты гармонии. Именно благодаря клавишным, в начале 70-х хард был практически неотделим от прогрессивного рока, а Deep Purple и Uriah Heep были наиболее яркими коллективами, использующими сочетание гитарной тяжести с возвышенным звучанием органа и всевозможных синтезаторов.

Помимо металла, хард-рок дал жизнь и такому направлению музыки, как хард-н-хеви (англ. hard ‘n’ heavy ). Но данный термин в классификации музыки используется довольно редко и в основном на постсоветском пространстве. В разряд хард-н-хеви попадают исполнители, использующие в своем творчестве, как металлическое, так и хардовое построение композиций. К нему обычно относят AC/DC, Scorpions, Kiss, Aerosmith, Bon Jovi и Guns"n"Roses.

За долгие годы существования хард рока появилось множество коллективов, которые можно считать лучшими из лучших. Главными творцами стиля, создавшими современный облик стиля hard rock можно считать следующие . Их целесообразно разделить на две группы, основателей и наследников.

Классические хард рок группы

К первым относят Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple, признаваемых тремя китами хард рока. Именно они – .

Led Zeppelin. Группа признается лучшей хард рок группой и является основателем , а также пионером хэви метал. Именно «цеппелины» заложили основу и выработали основные принципы звучания для будущих поколений. Также именно цеппелины первыми начали писать , ставшие отличительной чертой тяжелого рока в 80-х.

Black Sabbath. Музыканты считаются основателями хэви метал и множества других стилей тяжелой музыки. Также их оказала влияние на становление панк рока. Ранние альбомы Black Sabbath, а особенно рифы Тони Айомми оказали большое влияние на манеру игры гитаристов конца 70-х.

Deep Purple. Еще одна значимая группа. Альбомы третьего состава (Mark III) считаются классикой жанра, которая до сих пор признается в числе лучших рок песен. Особенно это касается альбомов Machine Head и In Rock, которые занимают 2 и 3места в списке лучших хард рок альбомов в списке издания Classic Rock.

Uriah Heep. Этот коллектив нередко забывают, поскольку даже в Британии он считается лишь 4-й хард рок группой. Однако работы «хипов» начала 70-х очень многое привнесли в развитие музыки. Высокий вокал Дэвида Байрона вскоре стал эталоном для некоторых тяжелых направлений, а песни вроде считаются ценителями не меньшей классикой, чем Child in Time или Stairway to Heaven.

Def Leppard. Британский коллектив является ярким представителем эпохи новой волны хэви метал. Однако вскоре они отошли от тяжелой музыки в сторону более коммерческого звучания, которое впоследствии развилось на американском континенте в особый жанр Glam Metal.

Пост-классические хард рок группы

Коллективами, продолжившими популяризацию и развитие жанра, что символично, являются не британцы. Взращенный в лондонских туманах жанр эволюционировал под жарким американским солнцем. К ведущим командам американского хард рока целесообразно отнести все следующие .

Kiss. Главная заслуга коллектива состоит в формировании атмосферы шоу на концертах, характерной теперь для всех коллективов тяжелых жанров. Зажигательные во всех смыслах концерты Kiss и яркий макияж способствовали популяризации группы, а их работы в 70-е признаются среди лучших по сей день.

Aerosmith. Коллектив, который для США стал противовесом британскому хард роковому вторжению. Творчество данной пережило спад в 80-е, однако в 90-х они вернулись на вершину вместе со знаменитыми балладами — Crazy и Cryin".

Bon Jovi – одна из культовых групп эпохи хард-энд-хэви. Именно Джон Бон Джови стал прародителем направления мелодичный хард рок. Главным достижением хард рок группы считается альбом Slippery When Wet, разошедшийся более чем 25 миллионным тиражом и считающийся самой продаваемой пластинкой среди американских хард рок групп 80-х.

Кстати, Джон нередко играет в покер и любит посещать американские казино, отдавая предпочтение Атлантик-Сити. Вы можете сыграть в казино онлайн, не отправляясь в дорогую поездку за океан. Для этого достаточно зайти на igry-avtomaty.com и выбрать подходящий тип слота. Сайт поддерживает возможность входа через социальные сети и систему контроля честности игры MD5.

Van Halen. Именно Эдди ван Халену довелось сделать переворот в звучании гитары в тяжелой музыке. Его техника двуручного тэппинга, изобретенная еще на заре карьеры, стала особенно популярной в восьмидесятых, изменив звучание всех групп нового поколения. Первые попытки засветиться Van Halen делали еще в 1976 году с помощью Джина Симмонса, но басист Kiss оказался плохим помощником.

Guns n"Roses. Фактически они стали последней значимой в истории хард рока группой. Их песня Welcome to the Jungle была даже признана самой популярной по версии VH1, а дебютный альбом Appetite for Destruction считается наиболее успешным дебютом, что подтверждается его продажами, которые почти достигли рекорда Bon Jovi. Символично, что путевку в жизнь им дал тот же Джон Бон Джови.

Просто лучшие хард рок группы

Но существует еще два коллектива, о которых знает каждый поклонник музыки. Они сделали для становления жанра очень много – одни подарили ему задор, а другие – душу. Речь идет про с австралийскими и немецкими корнями, которые успешно прижились вначале в Англии, а затем в США.

Зажигательные австралийцы преподнесли миру совершенно другой вид хард рока. Вместо длинных композиций с обилием соло-партий и высоким вокалом они предложили задорные три аккорда и хрипловатый голос Бона Скотта, ставшие фирменным отличием ранних работ коллектива. Именно AC/DC вместе с Led Zeppelin считается самой коммерчески успешной хард рок группой, а их альбом Back in Black является самым продаваемым среди записей тяжелого рока, уступая только работам и Майкла Джексона.

Немецкие пионеры продолжили дело цеппелинов. Именно их любовная лирика считается эталонной на мировой сцене. Они стали первыми, кто сумел приоткрыть занавес коммерческого успеха для групп из стран континентальной Европы.

Хард рок в СССР

В СССР hard rock начал развиваться только в конце 80-х и наиболее ярким представителем является Gorky Park, который также взял под опеку вездесущий Бон Джови. Группа выпустила два заводных альбома Bang и Moscow Calling (что примечательно с разными вокалистами – Николаем Носковым и Александром Маршалом, которые теперь исполняют совсем не рок), но затем сменила направление и вскоре распалась.

Кроме этих групп существует еще множество других коллективов, не добившихся подобной популярности. Их можно выделить в особый :

  • Grand Funk Railroad – первая США;
  • Motorhead – влиятельный, но коммерчески малоуспешный коллектив, играющий дивную смесь харда, хэви и спид метал;
  • Rainbow – фактически является продолжением традиций Deep Purple в версии Ричи Блэкмора;
  • Whitesnake – аналогично, но применительно к ;
  • Dio – сольный проект экс-участника Rainbow и Black Sabbath;
  • Alice Cooper – больше известен принадлежностью к шок року, став первым, кто делал на сцене настоящие шоу.