7 класс. Литература.
«Это не человек был, а ангел небесный» (образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»).
Цель: анализ главы «Маман», поиск ответа на вопрос «Почему для главного героя повести мама была ангелом? »
Развитие умения работать с текстом (анализ прочитанного), развитие творческих способностей, развитие умения выразительного чтения, умения работать в группе.
Воспитание нравственных качеств: уважение и любовь к женщине (к матери).
Коррекция процесса мышления.
Тип: изучение нового материала.
Ход
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, ручка, тетрадь, дневник. Сегодня у нас на уроке гости, поэтому вы как люди воспитанные поделитесь с нашими гостями своими добрыми улыбками.
2. Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи. Запись темы урока в тетрадь.
3.Изучение.
а) Словарная работа.
Ангел- 1) посланник Бога,
2) безгрешный человек.
3) обращение к любимой женщине.

Б) Дома вы прочитали 2 главу из повести «Детство», которая называется «Маман». Удивило ли вас название? А все дело в том, что в 19 веке в России в дворянских семьях разговаривали в основном на французском языке и, хотя вы и не знаете французского языка, но, прочитав главу, вы поняли, что речь в ней идет о ком? (о маме).

Ваши ассоциации, связанные с этим словом. Запишите 3- 4 слова в тетради.
Индивидуально работают в тетрадях, а затем составляем кластера на доске, объединив слова, передающие внешний портрет в треугольник, а внутренний портрет- подчеркнуть волнистой линией. Как вы понимаете – внешний портрет? Внутренний портрет?
б) А какой же запомнил свою маму Николенька Иртеньев? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо провести небольшое исследование текста.
Работа в группах. Делятся по цветным стикерам.
Задание: используя текст, заполните таблицу.
1группа

Выпишите черты её внешности
(см. 2 абзац) Прочитайте отрывки и запишите вывод о характере матери.
Мама

2 группа
Прочитайте отрывки и запишите вывод об отношении матери к детям, к мальчику Выпишите слова, передающие отношение мальчика к маме
(см.2)
Мама

Вывод
Взаимообучение: ученики, которые будут защищать свой мини-проект, рассказывают результаты своей работы другой группе.
Физминутка.

4. Проверка понимания.
1)Заслушивание результатов работы групп.
Сделайте вывод, какой была мама Николеньки?
Какой внешний или внутренний портрет интересует писателя?
2)Работа с текстом Выразительное чтение отрывка стр234.
Что чувствует ребенок, когда мама улыбается.
5. Закрепление.
Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой потерял мать, когда ему было около 2 лет, он почти не помнил её. Когда Толстому было уже 80 лет, он записал в дневнике:
«Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня светлым идеалом».
Ответьте на вопрос «Почему для главног

Цели: учить анализировать текст, продолжать знакомить учащихся с работой Национального корпуса русского языка, учить использовать возможности НКРЯ в исследовательской деятельности, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления цитатного плана.

  • Личностные УУД. Личностное самоопределение. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
  • Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение устного речевого высказывания. Умение опознавать и сравнивать явления.
  • Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Оборудование: ПК для учителя и учеников, Интернет, мультимедиапроектор с экраном, фоторепродукции Л.Н.Толстого и др., различные издания его книг, портрет Л.Н.Толстого.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Ю.Энтин.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте! Мы друг другу сказали.

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
В.Солоухин

2. Подготовка к восприятию.

Звучит песня Олега Газманова “Мама”

Чтение стихотворения Ласточкиной Надежды “Сына мать качала...”

Сына мать качала... баюшки - баю,
Вырастешь сыночек... помни мать свою.
Ночь уже проходит и встает заря,
Мать качала сына... думала - не зря.
Все плохие мысли от себя гнала,
И с какою гордостью в первый класс вела.
Годы пролетели - вниз с горы, рекой,
В жизни у мальчишки - первый выпускной.
Далее учеба в городе большом,
А потом сыночек в армию ушел.
Мать переживала... ночи не спала,
Каждую копейку сыну берегла.
Господа просила... все слова, как стон,
О здоровье сына у святых икон.
Свадьба отшумела... “Дым стоял столбом”
И сынок покинул старый отчий дом.
Жизнь его кружила в карусели дней,
Не звонит... не пишет матери своей,
А она все плачет сидя у окна,
Серенькая кошка... да она - одна.
И душа рыдает и под сердцем жжет,
Что же сын не едет... внуков не везет?
Все у сына в общем в жизни хорошо,
Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
Для семьи трудился не жалея сил
...А о ней не вспомнил... а о ней забыл.
И никак до сына это не дойдет,
Что молитвой мамы, он вот так живет.
Плачет сын у гроба... “Мамочка, прости”
Ношу эту тяжкую до конца нести.
Помнить о родителях - жизненный закон,
Он об этом вспомнил после похорон.
На глаза попались в тайном уголке,
Сбереженья мамы в носовом платке.
Рядышком записка... “Я тебя ждала,
Здесь насобирала, что, сынок смогла”
Плакал над деньгами сам себя кляня,
Он такие деньги делал за полдня.
И душа рыдает... и прощенья нет,
Мать их собирала целых десять лет...

Определение темы урока.

Учитель: Какое главное ключевое слово объединяет песню и стихотворение, прозвучавшие на уроке?

Учащиеся: Мама.

Учитель: Итак, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь на уроке?

Учащиеся: О матери Николеньки Иртеньева.

Учитель: Конечно, о маме. Мы продолжаем изучение повести Л.Н. Толстого “Детство”, и тема урока: “Образ матери в повести Л.Н.Толстого “Детство”. (Учащиеся записывают тему урока)

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова Юрия Энтина. Прочитаем их.

Учитель: Согласны ли вы с поэтом?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель: В “Детстве” Толстого все погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в состоянии счастья, радости, любви ко всему, находящемуся рядом с ним, проистекает из абсолютного согласия маленького человека с собой и окружающим миром.

Составление цитатного плана.

Учитель: В тексте повести Л.Н.Толстого “Детство” с помощью НКРЯ необходимо найти цитаты, которые отражают чувства Николеньки к матери. Сделать выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева. (Поиск делим на две части: сначала проводится поиск учащимися всех трёх групп по словоформам “мам*” и “пап*”, затем каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”)

1. Создание подкорпуса в НКРЯ.

2. Сохраняем подкорпус и переходим к поиску.

3. Поиск в повести по словоформам “мам*” и “пап*”

3.1. Результаты поиска по словоформе “мам*” . Всего 10 вхождений.

3.2. Поиск в повести по словоформе “пап*”.

3.2.2. Результаты поиска по словоформе “пап*” . Всего 68 вхождений.

Учитель: Почему мы получили такие разные результаты?

Учащиеся: Мама Николеньки умерла, когда ему было 10 лет, поэтому о матери 10 вхождений.

4. Поиск в повести каждой из групп по словам и словоформам “любовь, счаст*, рад*”

4.1.Поиск в повести по слову “любовь”(1 группа)

4.1.1.Результаты-42 вхождения.

4.1.2.Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 19 цитат.

4.2.1. Поиск в повести по словоформе “счаст*”(2 группа)

4.2.2.Результаты-21 вхождение.

4.2.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 5 цитат.

4.3.1. Поиск в повести по словоформе “рад*”(3 группа)

4.3.2.Результаты-20 вхождений.

4.3.3. Учащиеся отбирают высказывания, относящиеся к матери Николеньки. В результате остаётся 8 цитат.

Учащиеся зачитывают получившиеся цитаты.

Учитель: Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву?

Учащиеся: “...её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала”)

Учитель: В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным?

Учащиеся: Когда матушка улыбалась

Учитель: Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком?

Учащиеся: Семейная, тёплая, дружественная.

Учитель: Кто из домашних формирует такую атмосферу?

Учащиеся: Матушка.

Учитель: Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь?

Учащиеся: Слитая воедино любовь к матери и к Богу.

Учащиеся: Самой счастливой в жизни человека.

Учитель: Как вы понимаете слова: “Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе”?

Учащиеся: Мальчик видел улыбку своей матери. Как становится хорошо на душе от живительной и чудодейственной по силе материнской улыбки, когда любимый и родной человек счастлив и улыбается!

Учитель: Сделаем выводы о роли матери в жизни Николеньки Иртеньева.

Учащиеся: Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама. В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была “постоянная доброта и любовь в глазах”.

Учитель: Мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка.

Учащиеся: Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело”. В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

Учитель: Перед нами идеальный образ матери, которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт детям. Мать тонко чувствует своих детей. Как и всякая мать, наша героиня боится оставить своих детей сиротами. Горячая любовь к матери исторгает из души ребёнка чистую молитву. Мы с вами убедились в том, что Николенька очень любит свою мать. Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него - это место, где все живет и исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери с тем “бледно-желтоватым прозрачным предметом”, который он видит на том месте, где находилось лицо: “я не мог верить, чтобы это было ее лицо”. И когда в видимом “предмете” начинают проступать “знакомые, милые черты”, мальчик переживает состояние ужаса. Поэтому смерть мамы - сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.

Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на земле человеке – о маме.

Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке

Учащиеся: Всё, что нам дорого, что свято, связано с именем мамы. По отношению к матери судят, каков человек.

Рефлексия: Закончи предложение.

  • Сегодня на уроке я понял....
  • Сегодня я запомнил.....
  • Сегодня на уроке мне понравилось....
  • Сегодня на уроке я чувствовал себя....

Домашнее задание: с. 115 – 118, выполнить задание в “Рабочей тетради”, с.33.

Интернет-ресурсы.

  • http://www.ruscorpora.ru

Список литературы.

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях (Комплект). - М. : Просвещение, 2016
  2. Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М. : Просвещение, 2016
  3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. - М. : Просвещение, 2016
  4. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2016

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1971
  2. Капитанова Л. А. Толстой в жизни и творчестве. М., 2001
  3. Смольников. И. Середина столетия. Л.,1977

Халимова Гульнара

Женские образы: образ матери, Натальи Савишны, которые сыграли немаловажную роль в духовном развитии героя

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Биюрганская основная общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района РТ

Женские образы в духовном развитии героя

В повести Л.Н.Толстого

«Детство»

Выполнила:

обучающаяся 9 класса

Халимова Гульнара Р.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Маннанова Рафиня Фанировна

д. Биюрган

2013 г.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность». Повесть «Детство» о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни. Она была напечатана в самом передовом журнале того времени- в «Современнике» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Редактор этого журнала великий поэт Н.А. Некрасов отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания.

Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших Толстого в детстве.

Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

Центральным образом является образ Николеньки Иртеньева. Николенька добр, любит мать, привязан к слугам.

В первой своей повести «Детство» Л.Н. Толстой сделал открытие, которое потом принял навсегда: он пишет маленькими главами- каждая глава имеет своих действующих лиц, свою законченную историю и обычно новое место действия.

С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Родные и близкие Николеньки жили в довольстве и даже в роскоши за счет трудов крепостных крестьян, которые обрабатывали земли в имениях своих господ и обеспечивали их всем необходимым. Николеньку воспитывали в убеждении, что он - барин, господин. Слуги и крестьяне почтительно называют его, маленького мальчика, по имени отчеству - ведь он сын их господина и будет владеть ими, когда вырастет. Даже старая заслуженная экономка, которая пользовалась почетом в доме, которую любил Николенька, не смеет, по его мнению, не только наказывать его за шалость, но и сказать ему «ты». Николенька с детства знает, что он не ровня не только дворовым мальчикам, но и любым детям из небогатых семей.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания.

Я хочу остановиться именно на моментах, связанных с потерями в жизни маленького героя.

В душе Николеньки сохранились воспоминания. Он задается вопросом: неужели провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?.. О ком же эти сожаления?

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? Это «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»; когда матушка улыбалась, вся преображалась, и её лицо становилось просто прекрасным; семейная, тёплая, дружественная атмосфера, царившая в доме Иртеньевых за завтраком, которую формировала матушка. Внешность матери Николеньки показана в повести менее конкретно по сравнению с внешностью отца. Мы не можем представить себе ее лица, ее одежду, походку. Толстой в какой-то степени передал с помощью этого образа свои собственные воспоминания о матери. Но зато внутренний мир матери Николеньки раскрыт с большой глубиной. Ее горячая любовь к детям, к мужу, ее нежность к ним, доброе ласковое отношение к окружающим, к слугам создают трогательный, идеальный образ женщины и матери.

Чувство, которое мальчик испытал при отъезде из деревни в Москву, описано в следующих выражениях: «Мне стало очень, очень жалко оставить maman; вместе с тем мысль, что мы стали большие и что я могу утешить maman, приятно пощекотала мое тщеславие». Такие же сложные чувства испытал мальчик и при известии о смерти матери. «Меня занимало и как-то доставляло удовольствие, что я плачу о maman, что я - чувствительный ребенок» Такие же тщеславные мысли приходят ему в голову и на похоронах матери. То он беспокоится о том, что дьячок может принять его за бесчувственного мальчика; то ему неприятно, что дворовые девушки плачут об умершей барыне так же, как и он, «и что нет мне никакого средства показать им, что я огорчен больше всех их»

Описание смерти матери - одно из тех двух мест во всей повести, которые переходят нетронутыми из первой редакции во вторую. (Автор несколько раз переписывал повесть) К изображению обстоятельств смерти матери прибавляется лишь описание того, как эта смерть подействовала на окружающих. Психологический анализ молодого Толстого становится здесь беспощадным. Рассказчик вспоминает свои собственные переживания во время похорон матери: как он впал в почти бессознательное состояние, и как только эти «две минуты» и представляются ему теперь, когда он вспоминает все пережитое, «настоящим горем». «Не испытывая исключительно одного чувства горести, я старался скрывать другие чувства - не столько от других, сколько от самого себя, - мне хотелось думать, что я ничего, кроме этой горести, в первые дни чувствовать не могу, и от этого самое чувство было натянуто, неестественно: эгоистическое чувство, которое больше всех других заглушало во мне чувство исключительной печали, было наслаждение, которое я испытывал, зная, что я несчастлив, - я старался убедить себя, что это несчастие еще больше, чем оно действительно было».

Не исключена возможность того, что Толстой до известной степени описывает здесь свои собственные переживания во время похорон отца.

Особое место среди лиц, изображенных в повести «Детство», занимает Наталья Савишна. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну - экономку в яснополянском доме Толстых. С большой любовью и симпатией рассказывает Толстой о Наталье Савишне. Простая крестьянка, она по своим моральным качествам стоит выше дворян. На Николеньку Наталья Савишна оказывает такое же благотворное влияние, как и его мать.

В последней главе повести, посвященной описанию последних дней и смерти Натальи Савишны, Толстой, как бы предвидя возражения против идеализации им этого образа, - возражения, состоящие в том, что эта суеверная женщина, ставившая себе в жизни одну только цель - всеми силами охранять барское добро от возможных хищений и растраты, не заслуживает такой высокой оценки, какую дает ей автор, - как бы предвидя эти возражения, делает оговорку: «Что ж! ежели ее верования могли бы быть возвышеннее, ее жизнь направлена к более высокой цели, разве эта чистая душа от этого меньше достойна любви и удивления? Она совершила лучшее и величайшее дело в этой жизни - она умерла без сожаления и страха. Какое же нам дело до ее привычки и верования? Довольно того, что она умерла прекрасно». И, решительно отвергая возможные возражения относительно идеализации им образа Натальи Савишны, Толстой восклицает: «Боже великий! Пошли мне такие же мелочные заботы, такое же суеверие, такие же заблуждения и такую же смерть».

Автор заканчивает свое повествование рассказом о том, что, бывая на кладбище, где Наталья Савишна похоронена недалеко от часовни, которая стоит на могиле матушки, он никогда не забывает положить земной поклон на ее могиле. Иногда ему приходит мысль, что он никогда уже не встретит в жизни «такой нежной любящей души». «И несмотря на то, что прихожане с удивлением смотрят на меня, я молча останавливаюсь около черной решетки, и горькие слезы капают из моих глаз».

В конце своего выступления хочу привести отрывок из последнего письма матери «Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться.

Меня не будет с вами; но я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти…»

Литература:

  1. К.Н. Ломунов. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: “Детская литература” 1984
  2. Толстой Л.Н. Путь жизни.- Волгоград: Республика, 1993.
  3. Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. А. Поповкина. – М.:Детгиз,1957.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел».

Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.

С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

Сочинение на тему: ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

3.9 (78.25%) 57 votes

На этой странице искали:

  • ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ ДЕТСТВО
  • сочинение детство толстой
  • Образ матери в повести Толстого Детство
  • сочинение на тему детство толстого
  • сочинение детство толстого

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама - это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» - это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения - Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни. Голос мамы - самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны. Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па. Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне. Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» - это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся. Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей. Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.