Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи , главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг - купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение ». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами », которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным . Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея - крупнейший музей национального изобразительного искусства .

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» - широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея - это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

Считается, что Третьяковская галерея ведет свое начало от 1856 года, когда предприниматель и меценат Павел Третьяков купил полотна под названиями «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение», ставшие первыми работами русских живописцев в его коллекции. Возможно, уже в то время у него появилась мысль о создании большого художественного музея русской живописи в Москве.

Как создавалась Третьяковская галерея

Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.

Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 - еще шесть.

В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.

В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.

Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.

  • Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы - за час до конца работы галереи. Понедельник - выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.

Третьяковская галерея: 5 лучших картин

«Апофеоз войны» (1871)

Большой известностью во всем мире пользуется это полотно русского художника Василия Верещагина. На картине мы видим огромную гору из человеческих черепов, на которую уже слетелись стервятники. Побитые и пожелтевшие, они лежат посреди выжженной земли, на которой ничего не растет, последние деревца - и те засохли. На небе нет ни одного облака, солнце освещает все вокруг, опаляя землю. На заднем плане мы можем видеть такой же мертвый, разрушенный город.

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» - эту надпись, которая олицетворяет собой отчаянный протест против насилия, можно увидеть на раме картины. Верещагин был одним из тех художников, которые умеют точно передать на холсте ужас войны, те муки и страдания, что она за собой несет.

«Неравный брак» (1862)

Темой картины стал неравный брак и женское бесправие - ее затрагивали в свое время многие русские писатели и поэты, например, Александр Пушкин , Александр Островский, Николай Некрасов. Эта работа считается вершиной творчества Василия Пукирева. Она принесла ему звание профессора живописи.

На полотне изображена свадебная церемония: в качестве жениха выступает пожилой мужчина, одетый в свой лучший костюм, а невеста - совсем юная, прекрасная девушка. Она заплакана и напугана, левая ее рука со свечой безвольно опущена, взгляд обреченно устремлен вниз - она не хочет видеть, как на ее палец будет надето кольцо. Жених смотрит на нее снисходительно и с досадой.

Позади невесты слева, скрестив руки на груди, стоит бородатый мужчина, по-видимому, шафер. В отличие от всех остальных гостей, он еще молод. Есть версия, что на картине изображен друг художника Сергей Варенцов, чью возлюбленную выдали замуж по расчету за богатого купца, старше ее на 13 лет. Согласно другой версии, на месте шафера Пукирев изобразил самого себя: возлюбленная художника, Прасковья Варенцова, также была выдана замуж за богатого человека значительно старше ее.

«Троица» (1425)

Эта икона была написана в XV веке Андреем Рублевым. В сюжете этой работы лежит восемнадцатая глава Бытия. Речь в ней идет о явлении Бога в виде трех странствующих юношей праотцу Аврааму и супруге его Сарре неподалеку от дубравы. При написании иконы Рублев прибегнул к упрощению сюжета, не изображая ни Авраама, ни Сарру, вместо дубравы оставив маленькое дерево на заднем плане, по сути, оставляя лишь вечное, которое приходит на смену сиюминутному.

Хотя лица ангелов на иконе схожи, однотипны, подтверждающие их единосущность, в их образах все же можно найти отличия, намекающие на то, кого из Святой Троицы мы видим перед собой. Двое из них покорно склонили головы перед ангелом, сидящим слева, в серебристо-лиловых одеждах, который по-отечески царственно смотрит на них (Бог-Отец).

Сочетание красного, синего и золотого в одежде центрального ангела напоминает нам о том, как в иконографии изображается Иисус Христос (Бог-Сын). И наконец, ангел справа в зеленых одеждах - Бог-Святой Дух.

«Неизвестная» (1883)

Данная картина - одно из самых знаменитых полотен Ивана Крамского. На нем мы видим красивую девушку восточной внешности, которая проезжает мимо в повозке. Ее богатый и элегантный наряд, самоуверенная поза и надменное выражение лица говорят нам о том, что девушка эта - капризная и избалованная.

Необычный, царский вид незнакомки очаровывал современников Крамского, которые терялись в догадках, пытаясь понять, кто она, эта загадочная особа. Большинство сходилось во мнении, что неизвестная - плод воображения художника, а некоторые считали, будто она - прототип Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, либо Настасьи Филипповны из «Идиота» Федора Достоевского.

«Иван Грозный убивает своего сына» (1885)

Еще одна картина, которой обладает Третьяковская галерея. Художник Илья Репин нечасто обращался в своей живописи к историческим сюжетам, однако такая картина стала одной из самых известных в творчестве художника.

Произведение изображает эпизод из истории XVI века, когда царь Иван Грозный смертельно ранил своего сына Ивана в порыве гнева. На полотне мы видим освещенную тусклым солнечным светом дворцовую палату, царя, сидящего на полу, и раненого царевича, умирающего на руках у отца. Лицо Ивана Грозного искажено ужасом от осознания своего поступка; всю ту бурю чувств, которая охватила царя, мы можем прочесть в его безумных глазах.

Это полотно является, пожалуй, самым психологически напряженным из всех картин Репина. Художник говорил: мысль о том, чтобы использовать в своем творчестве этот кровавый эпизод российской истории, приходила к нему дважды. В первый раз - после убийства царя Александра II, а во второй раз Репина вдохновил фрагмент сюиты «Антар» под названием «Месть», которую написал известный композитор Николай Римский-Корсаков.

Пройтись по залам Третьяковской галереи, узнать больше о ее истории, посмотреть на экспонаты коллекции музея можно с помощью следующего видео:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

В данной статье вам будет представлена Третьяковская галерея. Картины с названиями «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» известны не только в России, но и во многих других государствах.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по музею и рассмотрим семь наиболее известных картин этой выставки.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея. Картины с названиями «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и прочие с детских лет известны многим. Этот музей хранит полотна лучших мастеров русского изобразительного искусства.

Он был создан купцом Третьяковым в 1856 году. Здесь хранятся иконы, живопись времен царской России, картины советской эпохи.

"Демон сидящий"

Итак, местом нашей экскурсии является Третьяковская галерея.

Картины с названиями «Богатыри», «Грачи прилетели» говорят сами за себя. Но наш следующий экспонат воспринимается по-разному, в зависимости от того, знаете вы его название или нет.

Если к полотну подойдет человек, мало разбирающийся в живописи, он увидит атлетически сложенного юношу, сидящего возле скалы. Но когда зритель узнает, что это демон, восприятие изменяется кардинально.

Хотя сам Михаил Врубель говорил, что образ его героя не подразумевает ничего злого. Это страдающий, скорбный и одновременно величавый дух.

Примечательно, что при создании была использована техника письма мастихионом. Это нанесение красок с помощью тонкой металлической пластины. Подобные манипуляции создают эффект мозаики.

"Иван Грозный"

Много сюрпризов для новичков хранит в себе Третьяковская галерея. Картины с названиями миролюбивыми и радостными пейзажами внезапно прерываются жестокой и кровавой сценой. Сейчас речь пойдет о трагическом полотне Ильи Репина.

Искусствоведы часто при анализе творчества того или иного художника задумываются о мотивах, подвигнувших мвстера на написание картины. Если, не зная реальной истории, задаться таким вопросом относительно полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», можно домыслить много вещей.

На самом деле Илья Репин написал ее, будучи под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Звуки этой мелодии стали катализатором для прежних порывов, которые возникли у художника во время путешествия по Западной Европе. Там он был поражен зрелищем на Подобное «кровавое» настроение и выразилось в этой трагической сцене.

На картине царь постепенно отходит от гнева и осознает, что только что смертельно ранил своего ребенка.

"Девочка с персиками"

Многие знаменитые картины Третьяковской галереи являются пейзажами или эпичными изображениями мифичных героев. Наш следующий экспонат - это всего лишь портрет.

На нем видна часть комнаты, стол, стулья, окна, девочка и персики. Да, это одна из самых известных композиций Валентина Серова «Девочка с персиками». Нужно сказать, что данный шедевр дался автору достаточно трудно. Сложность заключалась в вопросе, не связанном с живописью.

Ребенок на картине - дочь известного московского мецената Саввы Мамонтова, Вера. Главной проблемой было уговорить сидеть непоседливую девочку по несколько часов в день. Работа над шедевром длилась почти месяц.

Вторая особенность заключается в персиках. Это не привозные фрукты. Их принесли из сада, в котором работал мастер садоводства. Этот человек добивался того, что первый раз деревья в цвели в феврале, а ранний урожай собирали в июне.

"Богатыри"

В данной статье мы рассматриваем знаменитые картины Третьяковской галереи. Но если говорить о нашем следующем шедевре, то невозможно не упомянуть о «сказочности» творчества Виктора Васнецова.

Большую часть жизни художник посвятил работе над эпическими образами русского фольклора. Его кисти принадлежат «Аленушка», «Богатырский скок», «Витязь на распутье» и прочие шедевры.

Но наиболее грандиозным из всех является полотно «Богатыри». Сам автор описывает его сюжет следующим образом. Витязи выехали в чисто поле и наблюдают, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости?

На картине изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. О том, кто стал прототипом лиц богатырей для Васнецова, ходит интересная история.

Автор долго не мог найти подходящее лицо, чтобы оно отражало доброту и силу витязя Ильи Муромца. Однажды он увидел на улице Москвы крестьянина, приехавшего на заработки. Мужика звали Так, благодаря счастливой случайности, крестьянин остался запечатлен в веках.

В образе Добрыни Васнецов показал себя. Для подтверждения достаточно сравнить «Богатырей» с любым из его автопортретов.

Таким образом, картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния («Апофеоз войны») до радостной легкости («Утро в сосновом лесу») и щемящего чувства ушедшего детства («Грачи прилетели»).

Апофеоз войны

Если говорить про самые знаменитые картины Третьяковской галереи, невозможно обойти вниманием полотно

На нем изображена безжизненная пустошь с мертвым и разрушенным городом на горизонте. На первом плане находится гора из человеческих черепов, на которых пирует воронье. Таким способом Василий показал обществу весь ужас и трагизм сражений.

Картина «Апофеоз войны», в отличие от остальных батальных полотен, изображает не бравых воинов, храбрых полководцев и красивых коней. Здесь нет залпов оружий, удалых взглядов и показной радости победы.

Находясь рядом с шедевром, зритель попадает совершенно в другую реальность. Словно пелена спадает с глаз, и взору открывается истинное лицо сражений. Только разруха и отчаяние.

Подобный шедевр стал отражением жизненного опыта художника, так как он провел не один месяц в военных походах.

Утро в сосновом лесу

В данной статье мы кратко обсуждаем наиболее Третьяковской галереи. Без сомнения, к таким относится полотно Ивана Шишкина. Раньше особенно популярны были ковры и репродукции «Утра в сосновом лесу».

С этим полотном связана интересная история. Шишкин был мастером в вырисовывании мельчайших деталей флоры. То есть ему особенно удавались разнообразные пейзажи.

Представителей же животного мира он рисовал с трудом. Поэтому над «Утром в сосновом лесу» работало два мастера Иван Шишкин и Константин Савицкий (изобразил медведей).

Впоследствии, когда картину продавали, Иван предложил Константину тоже поставить на ней автограф. Но коллекционер сказал, что приобрел полотно у Шишкина, а Савицкого никакого не знает. Поэтому сегодня на шедевре стоит только одна подпись.

Грачи

Если говорить про самые известные картины Третьяковской галереи, невозможно не упомянуть про полотно «Грачи прилетели». В России, наверное, нет ни одного школьника, который не писал бы о нем сочинение.

Картина поражает своей жизнерадостностью, предвестием весны. Она наполнена каким-то щемящим чувством утраченного счастья детских лет.

Впечатляет история художника. Мальчика отец нехотя отпустил учиться, но вскоре он должен был оставить школу по семейным проблемам. Учитель Саврасова попросил московского обер-полицмейстера Лужина помочь ему.

Только благодаря этому Алексей смог продолжить учебу и стать именитым художником.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили о том, какие картины в Третьяковской галерее имеются, рассмотрели наиболее известные полотна некоторых русских художников.

Удачи вам, дорогие читатели! Путешествуйте чаще!

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.