Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставок и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Здравствуйте, дорогие читатели!
Представляю вам новую рубрику в моем блоге, которая называется "Спрашивали? Отвечаю!".
Необходимость этой рубрики зрела уже давно. Ко мне достаточно часто обращаются с вопросами о путешествиях по России, о посещении музеев, об отдыхе с детьми и т.д. И я с удовольствием всегда отвечаю каждому. Частенько вопросы повторяются, что невольно наводит на мысль, что есть востребованная информация, которая пригодится многим. Почему бы и не ответить сразу всем?

Многих интересует знаменитая Третьяковка. Ведь знакомство с достопримечательностями Москвы часто начинается именно с нее.

Поэтому, несмотря на то, что о Третьяковской галерее я уже неоднократно писала, первой темой в новой рубрике будет тема "Третьяковка для "чайников" или "Простые ответы на простые вопросы о Третьяковской Галерее".

За какое время можно посмотреть Третьяковскую галерею?

Смотря как смотреть и какие цели преследовать. Бегло, в темпе с Третьяковкой можно познакомиться за 1 день. Если же изучать каждый зал подробно, нужно несколько дней. Точнее сказать сложно - все индивидуально.
Есть люди, которые могут лицезреть картину, сидя на лавочке, не один час. Вот и считайте, сколько понадобится времени на все произведения, ведь одих только картин в Третьяковской галерее насчитывается около 7 тысяч.

Что посмотреть в Третьяковской галерее? Какие самые знаменитые картины там есть?

В Третьяковской галерее можно увидеть русские произведения искусства: живопись XVIII - XX вв, графику XVIII - нач. XX в., скульптуру XVIII - начала XX века, древнерусское искусство XII-XVIII вв. (иконы, скульптура, прикладное искусство).
В Третьяковке находятся такие шедевры как "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина, "Богатыри" В.Васнецова, "Незнакомка" И.Крамского, "Боярыня Морозова" В.Сурикова, "Всадница" К. Брюллова, "Грачи прилетели" А. Саврасова, "Явление Христа народу" А.Иванова, "Демон" Врубеля,"Утро стрелецкой казни" Сурикова, Апофеоз войны" В.Верещагина, "Портрет А.С.Пушкина" О.Кипренского и многие другие. Здесь же находится "Троица" Андрея Рублева.

Что может удивить человека в Третьяковской галерее?

Удивить могут в первую очередь сами уникальные произведения искусства, если человек, конечно, в принципе способен удивляться. Мастерство старых мастеров совершенно. Лично меня всегда удивляет то магическое воздействие, которую оказывают полотна - некий гипноз, ощущение , погружения в далекое прошлое.
Многие портреты ощутимо живые, глаза людей на них теплые, светящиеся, будто бы смотрят за происходящим вокруг, проникают в душу...
Еще меня всегда приятно удивляет, как много людей приходит в Третьяковскую галерею, искренне интересуются искусством.
Это лично мои наблюдения и удивления. Что удивит вас, я не знаю. Все индивидуально. Схо дите, поделитесь, пожалуйста.

Можно ли фотографировать в Третьяковской галерее?

В Третьяковке можно фотографировать, но без вспышки. Стоит это 200 руб. Оплатить надо сразу в кассе при покупке входных билетов. Вам дадут желтенькую круглую наклейку, ее надо приклеить на грудь, как значок. Наклейка заметная и смотрители не будут приставать к вам с просьбой предъявить билет на съемку, как это бывает в других музеях.

Есть ли у вас любимая картина в Третьяковской галерее? Почему именно она?

У меня много любимых картин в Третьяковке. Среди них "Всадница" Брюллова, "Неравный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова, "Ночь на Днепре" Куинджи, "Княжна Тараканова" Флавинского и др.Очень люблю портреты А.П.Струйской Рокотова, М. И. Лопухиной Боровиковского и княгини М. В. Воронцовой Зарянко.

Ответить, почему какая-то картина нравится больше, какая-то меньше, невозможно. Просто в каждой картине что-то цепляет (или не цепляет). Какая-то своя особая красота, глубина, драма, история.
Для примера возьму два портрета из трех названных выше - портрет Лопухиной и портрет Воронцовой.

Глядя на юную, безмятежную прелестницу Лопухину, я невольно представляла себе ее благополучную, долгую жизнь в счастье и радости, а глядя на блестящие глаза и лихорадочный румянец великосветской красавицы Воронцовой, рисовала себе ее нелегкую судьбу, жизненную драму, даже неизлечимую болезнь.

Углубившись в историю, я узнала, что все наоборот. Несчастная судьба ждала Машеньку Лопухину, совсем молодой умерла она от чахотки. А княгиня Мария Васильевна Воронцова долгие годы своей жизни пребывала в роскоши и богатстве, была приближена к царскому двору, два раза удачно выходила замуж, имела сына и умерла в возрасте 76 лет.

Вот за что я и люблю настоящую живопись - за то, что за каждой великой картиной стоит своя история, которую хочется узнать, и загадка, которую хочется разгадать.
Судьбы многих героев старинных картин, которые находятся в Третьяковской галерее, интересны. Возможно когда-нибудь я вернусь к этой теме и расскажу вам, например, о портрете Александры Петровны Струйской - самой красивой женщины XVIII столетия...

Картина Айвазовского "Девятый вал" находится в Третьяковке?

Нет, "Девятый вал" находится в , также как и другие самые знаменитые картины Русского музея, которые часто ищут в Третьяковке: "Последний день Помпеи" Брюллова, "Лунная ночь на Днепре" Куинджи, "Бурлаки на Волге" Репина, "Витязь на распутье" Васнецова и "Переход Суворова через Альпы" Сурикова.

В Третьяковке много посетителей? Когда лучше туда приходить?

В выходные дни днем и вечером посетителей очень много.
Если предпочитаете более спокойную обстановку и не хотите стоять в очереди в кассу, приходите в будни или к открытию галереи в выходной - к 10-ти часам.
Режим работы Третьяковской галереи: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг, пятница - с 10.00 до 21.00. Понедельник - выходной.

  • Как заказать индивидуальную экскурсию по Третьяковской галерее для детей?
  • Как приобрести детский абонемент?
  • Какие картины Третьяковки нравятся детям?
  • С какого возраста можно приводить малышей в Третьяковку?
  • В каком возрасте первый раз вы привели ребенка в Третьяковскую галерею? Как ребенок реагировал на картины?

Остался не отвеченным вопрос о возрасте детей и не уточнен вопрос об индивидуальных экскурсиях. Отвечаю и уточняю!
1) Сына я привела первый раз в галерею в возрасте 9 лет, дочку значительно раньше - в 2 года. И нисколько об этом не жалею.
2) Индивидуальные экскурсии для детей существуют в форме абонементов на цикл из 4-х экскурсий (подробнее - по ссылке, указанной выше). Но есть еще один вариант для тех, кто не хочет приобретать целый абонемент и у кого ребенок уже достаточно большой и может слушать экскурсию в смешанной группе. Что это за вариант?
В летний период и круглый год по воскресеньям из индивидуалов здесь собирают группы (от 5 до 20 человек) и проводят для них экскурсии. Оплачиваете 300 руб. за экскурсионное обслуживание + стоимость входного билета (взрослые - 500 руб., льготные категории - 200 руб., дети до 18 лет - бесплатно). Начало экскурсий для индивидуалов: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00. Сбор около экскурсионного отдела.

На этом тему вопросов - ответов о Третьяковской галерее заканчиваю. Надеюсь, что статья была вам интересна и полезна. Предлагаю продолжить ее в комментариях.

Пишите все, что вы хотели бы узнать о Третьяковской галерее. Постараюсь вам ответить.

Памятник Третьякову коллекционеру картин.которые он передал городу Москве. Над фасадом здания галереи поработал художник Васнецов.

Один из залов Третьяковской галереи с картиной"Явление Христа народу" художника А.А.Иванова.

Картина "Явление Христа народу" Художник А.А.Иванов после оканчания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

Художник А.А.Иванов после окончания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

С разными чувствами смотрят герои картины на Явление Христа. Одни вдохновлены,другие испуганны,радостны.На каждом лице есть что то свое....

"Явление Христа народу." Деталь.

Картина " Апполон,Гиацинт,и Кипарис за пением".
Одна из немногих картин А.А.Иванова (1806-1858) автора " Явление Христа народу". Написана художником 9 1831 - 1834)годах в Италии при приезде на стажировку. Перед написанием автор чтобы развить свой вкус,и благородный стиль рисунка автор списывает группы,головы, драпировки с фресок Рафаэля в Ватикане и творчески использует это в картине. На картине изображен бог искусства Аполлон и двое юношей музицирующие на лужайке с Итальянским пейзажем.

Картина И.И.Шишкина (1832 - 1898) написана автором в 1878 годуи является одним из самых выдающихся произведений. На полотне изображены бескрайние просторы Русского поля с морем поспевающей ржи. Через поле тянется пыльная дорога с редкими уветами. Колосья уже поспели и тяжело колышатся не ветру..Поле в ожидание жнецов. В центре поля гиганские сосны подчеркивают величие пейзажа. Эта картина многим знакома с детства,с неё часто делают копии и репродукции.Картина - олицетворение русской природы и жизни.

"Сельский крестный ход на пасху" Перов В.
Картина русского критического реализма обличающая пороки общества. Написана Василием Перовым(1834 - 1882) в пореформенное время. Наиболее выразительно на картинеизображен пьяный священник и образ молодой крестьянки с иконой..Не трезвыми изображены многие образы на картине. Художник этим заострял внимание общеста над существующими проблемами. Точно на картине показаны психологические типы персонажей и весенняя пробуждающаяся русская природа.Картина вызвала большой скандал при первом показе. Но мнение критики разделилось.Люди увидели в картине болезни Русского общества.Картина заставила многих задуматься.


Орест Кипренский один из известнейших портретистов начала 19 века.Обратиться к нему о написании портрета А.С.Пушкина предложил А.Дельвиг. В изображении Пушкина художник дает романтично обобобщеный образ поэта. Видна глубокая сосредоточенность поэта чуть тронутая оттенком скорби что раскрывает натуру Пушкина. Освещение четко прорабатывает лицо на котором угадывается момент внимания и вдохновения. Поэт выглядит задумчиво,но мысли его тревожны и печальны. Портрет создан в 1828 году и является одним из шедевров галереи.

И.Н.Крамской," Портрет неизвестной".
Этот портрет написан художником Иваном Николаевичем Крамским в 1883году. В день первого представления этой картины в галерее восторженные зрители подняли художника на руки и пронесли по залу..... Портрет стал одним из самых значительных произведений художника.Тайну создания этого портрета художник так и не раскрыл. Многие задавали еиу вопросы ктоже эта незнакомка в коляске с надменным взглядом и смуглой кожей очаровательного лица..Но художник решил что этот портрет останется его тайной

" Танец среди мечей." Семирадский Г.И.
Художник Г И.Семирадский (1843 - 1902) был ярким мастером салонной живописи. Картина " Танец среди мечей" написана в 1881 году и рассказывает о древнем мире,о утраченном людьми " золотом веке". Прекрасная обнаженная женщина на фоне античного пейзажа танцует среди музицирующих гетер..Художнику академисту удалось передать изящную пластику тела и великолепный средиземноморский пейзаж.


В.И.Суриков " Боярыня Морозова".
Картину " Боярыня Морозова" художник Василий Суриков (1848 - 1916) написал в 1887 году по воспоминаниям детства проведенного в Сибири На картине изображена женщина староверка Федосия Морозова высылаемая из своего села за свои религиозные взгляды. Всем своим видом она взывает к богу и людям в борьбе за справедливость и веру. Зима снег,десятки собравшихся людей по разному относящиеся к вере и самой боярыне.... на картине десятки ярко выраженных портретов,хорошо изображенная зимняя северная природа России. За личной трагедией боярыни Морозовой автор показал целое историческое народное движение

В.И.Суриков " Боярыня Морозова". Деталь.

Картина " Боярыня Морозова" Деталь.
Деталь картины В. И. Скрикова " Боярыня морозова." Третьяковская галерея,деталь.Картина приобритена самим Третьяковым.


Один из залов русских икон государственной Третьяковской галереи.


Лики богоматери одни из самых почитаемых икон на Руси. На фото икона Богоматерь Донская кисти Феофана Грека 1390 год.

Избранные Святые: Параскеева,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий на иконе 15 века из Пскова.

Зал Третьяковской галереи с иконой " Троица" Андрея Рублева.

В специальном шкафу с поддерживаемой температурой и влажностью за толстым специальным стеклом находится русская национальная реликвия икона Андрея Рублева 1420 года " Троица".

Икона из собрания Третьяковки " Царь Царем. 1776 год. ШколаОружейной палаты.

" Охотники на привале" ПероваВ.Г. Картина художника передвижника Вас.Григ.Перова относится к позднему периоду жизни. Сам художник был страстным охотником.На картине изображены три охотника ведущих между собой разговор..Главное психологические портреты персонажей..Молодой охотник доверчиво слушает пожилого охотника,он так поглощен беседой что забывает зажечь папиросу..Средний охотник слушая рассказ только почесывает во лбу не раз уже слушая эти байки.....Картина охотников с элементами натюрморта,пейзажа и бытовой картины очень популярна у зрителей.

Картина написана в 1898 году учеником И.Репина художником И.Э.Браз.по просьбе Третьякова для своей галереи..Написана в Ницце где отдыхал А.П.Чехов..Портрет не понравился Чехову и самому художнику,так как многие не увидели в портрете той жизнерадостности присущей великому писателю Но может быть все более прозаично Чехов уже серьезно болел и не был столь жизнерадостным как ранее.

Васнецов В.М.(1848 - 1926). Подготовительная работа для росписи Владимирского собора в Киеве(1885 - 1896). Еартина масляными красками приобретена для галереи самим Третьяковым. На ней изображено крещение Руси князем Владимиром Святославовичем.На картине а потом и на фреске художник ярко изобразил десятки фигур наделенных индивидуальными чертами в то судьбоносное время.Фреска является одной из главных росписей Киевского кафедрального храма.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губерни в 1848 году.Умер в Москве 1926 году.Живописец исторической живописи,архитектор..Заканчивал духовное училище. Поступил в академию художеств в Петербурге,учился у Крамского. Участвовал в выставках художников передвижников. Его брат Апполинарий тоже известный русский художник..В 1898 году стал действ. членом академии живописи..Написаны им десятки работ такие как" Крещение Руси"," Аленушка",Иван царевич на сером волке"и др. Как архитектор построил храм в Абрамцево,собственный дом в Москве, часовню над могилой С.Мамонтова, Проект павильона на выставке в Париже..... В 1893 году получил потомственное дворянство. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

" Иван царевич на сером волке." Васнецов. Картина написана В.Васнецовым в 1889 году в период работы над росписями Киевского собора как бы для отдыха от основной темы. Картина представляет собой как бы иллюстрацию русской сказки" Иван царевич и серый волк". Иван царевич похищает Елену прекрасную и мчится на волке через лес спасаясь от погони..Образ царевны написан с племянницы известного мецената С.И.Мамонтова. С неё же написана знаменитая картина кисти В.А. Серова " Девочка с персиками" которая так же находится в собрании Третьяковской галерее.

Картина Аленушка была написана М.В..Васнецовым в 1881 году.и навеяна лирическим образом русской сказкой " Сестричка Аленушка и братец Иванушка". Не нашедшая своего заблудившегося брата Аленушка печальная села на камень у водоема.Прототипом девушки была реальная героиня из подмосковного села Ахтырка. В картине прекрасно изображена осенняя, не яркая Русская природа. Ни один элемент картины не отвлекает от печального лица девочки. Одиночество,тоска, печаль на её русском лице.

Антокольский М.М..Царь Иван Грозный. Скульптура "Царь Иван Грозный" создана в 1875 году профессором ваяния М.М.Антокольским. Мечущийся в сомнениях грозый царь изображен сидящим на троне задумчивым и яростный одновременно..За эту работу художник получил звание академика..Для Эрмитажа эту скульптуру отлили в бронзе..Скульптор создал еще много ярких и великих образов. Царя Петра великого, Ярослава Мудрого,Мефистофеля.,Ермака и другие.За скульптуру Голова Иоанна Крестителя автор на Парижской выставке был награжден орденом " Почетного легиона". Умер Антокольский в 1902году, в Гамбурге.

Бюст Петра первого исполнен французским мастером Никола Франсуа Жилле долгое время работавший преподавателем профессором скульптуры в Академии художеств. Под его руководством работали знаменитые в последствии русские мастера Шубин,Щедрин, Гордеев и др. Рядом со скульптурой Петра Первого висит портрет сподвижника царя Г.И.Головкина.1720гг. Худ.И.Н.Никитин.

Царь Павел первый (1754 - 1801) изображен в последний год своей короткой жизни. Сын Петра третьего и империатрицы Екатерины второй всего пять лет был Императором. Его реформами была недовольна вся правящая бюрократия.Ими он и был убит 1801 году в Михайловском замке Петербурга..Бюст из усадьбы Надеждино изваял скульптор.Федор Иванович Шубин. На заднем плане портрет крепостной актрисы из Останкино

Серов В.А. был сыном известного русского композитора А.Н.Серова. Поэтому еще с раннего детства приобщился к искусству. Талант и наблюдательность проснулись в нем необычайно рано,поэтому не удивительно что его первым учителем был Илья Репин. В 1880 году он поступил в Академию художеств.где сразу выделился среди талантливых учеников. Ему многое дало поездка во Францию и работа в в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево". Именно в Абрамцево он заметил 12 летнюю девушку Веру с которой и была написана. Все помещение комнаты усадьбы залито солнцем.На столе персики лисья клена и блестящий нож.сана знаменитая русская картина. Её он рисовал на протяжении 3х месяцев. На картине изображена молоденькая девочка в розовом одеянии с бантом. Девочка с тонкой улыбкой и уверенностью в себе очень беспокойная,её руки заняты плодом персика а ей самой хочется погулять... Картина художника заслужила восторг у современников и у людей последующих поколений. В подмосковном Музее усадьбе " Абрамцево". копия этой картины.висит в той же комнате где работал художник.

"Девушка освещенная солнцем " одно из самых значительных произведений Валентина Александровича Серова..Которое выделял в числе лучших и сам Серов. Солнечный день,дубовая поляна...На скамье под деревом сидит девушка.Художник мастерски передает массу солнечных бликов и теней на земле,одежде,лице девушки..От её лица с нежным румянцем исходит легкий и тихий свет.Стиль портрета ранний русский импрессионизм.Мастерски передана художником духовность девушки.Свет солнца и её душа как бы сливаются друг с другом..Девушка одухотворяет природу и пейзаж.

Портрет композитора,морского офицера, музыканта, общественного деятеля Николая Андреевича Римского - Корсакова написан в 1898 году,в стиле реализма с элеиентами импрессионизма.На картине живой,порывистый,творчески одержимый человек- философ. Художник пишет его широким мазком как бы фотографически выхватывает момент жизни знаменитого композитора.

Сергей Константинович Зорянко (1818 - 1870) был учеником и последователем знаменитого художника Венецианова..Отличался кропотливой и тщательной отделкой портретов..Портрет Марии Васильевны Воронцовой написан художником в период пика своей популярности.Изображенная княгиня Воронцова урожденная Трубецкая была близка к царствующему двору, ей нужен был парадный портрет..Художник в своей манере тонко и точно выписывает мельчайшие детали платья,прически.Тонко передает лицо и фигуру портретируемой..... Художник С.К.Зорянко исполнил десятки портретов своих современников в том числе портрет художника Венецианова, министра сообщений Мельникова, поэта Лермонтова,музыканта Танеева и других.

Картина " Осада Пскова Стефаном Баторием" написана К.П. Брюлловым в 1839 - 1843 годах. Автор огромного полотна изобразил эпизод Ливонской войны времен Ивана Грозного..Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков..Момент был критический уже заняты две башни крепости,...опасались худшего.. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом,за ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. Последущая осада псковичан в крепости не увенчалась у С.Батория успехом и он с остатками своих войск ушел из пределов России. На картине изображен кульминационный момент боя за Псковскую крепость.

Фрагмен картины Осада Пскова Стефаном Баторием..Русские воины отбивают у врага оставленные было башни Псковской крепости.,С оружием и хоругвиями русские пошли на приступ крепости.

Карnина Карла Брюллова " Графиня Ольга Орлова (1814 - 1874)- Давыдова с дочерью Натальей Давыдовой". Фрагмент....1834 год. Одна из интереснейших и загадочных картин Третьяковской галереи. На картине изображена дочь князя Борятинского церемонмейстера царя Павла Первого. Орлова она была по мужу и таким образом была родственницей одного и 5 знаменитых братьев Орловых. Позировала Брюллову в Италии в 20 летнем возрасте.Картина была семейной реликвией.... Но когда то картина была другого размера с обширным итальянским пейзажем по правую руку от портретируемой На пейзаже был изображен конный мужчина подезжающий к балкону на котором сидит женщина с ребенком. Почему картину разрезали пополам оставив только портрет Орловых неизвестно. В дореволюционное время была попытка воспроизвести утрату по памяти художником который видел эту картину целиком.

Художник моренист и пейзажист Боголюбов А.П. (1824 - 1896) родился под Новгородом. Окончил кадетское училище и военно морское училище.Профессиональный военный моряк. С детства рисовал. Поступил в Академию художеств где попал под большое влияние И.Айвазовского. Став художником моренистом и пейзажистом объездил многие страны.Писал Рим, виды Константинополя,Женевское озеро,Ревель.... Картина " Катание на Неве" изображает утеху Петербуржцев прошлых веков- катание на санях по замерзшей Неве..Картина изображает и точную панораму центра города. Картины Боголюбова висят и в знаменитой Феодосийской галерее Айвазовского.в Крыму.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1896) " Грачи прилетели". написана художником в 1871 году в селе Молтвино (Сусанино) Костромской губерни. При первом же показе полотна в галерее передвижников картина получила ошеломляющий успех. Статичные пейзажы Шишкина и Куинджи.отошли на второй план..Картина была сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Картина стала открытием новой красоты Русской природы.. На ней изображено само таинство наступления нашей весны..Глядя на картину чувствуется тающий снег, прозрачность и свежесть воздуха,радостный гвалт грачей.Вся природа ждет весеннего солнца.. Вся картина до мелочей внимательно продумана создавая полную реалистичность происходящего. Церковь изображенная на картине и сейчас радует глаз под Костромой. Из других картин профессора живописи Московской академии живописи,ваяния и зодчества А.Саврасова стоит отметить картины " Оттепель"," Печерский монастырь", " Сельский вид",и другие...

Сорокин Евграф Семенович (1821 - 1892) русский живописец исторического и религиозного жанра. Родился в Костромской области. Рисовать начал в мастерской иконописца в Ярославле. В большую живопись пришел написав картину " Царь Петр за обедней в соборе." Картина была преподнесена приехавшему в Ярославль царю, за что художник был отослан в Академию художеств учиться. После окончания академии стажировался в Испании Италии и других местах. Оставив целый цикл картин о этих странах. Преподавал в Моск.Академии живописи,ваяния,и зодчества..Считался хорошим рисовальщиком и колористом. За картину "Благовещание" получил звание Академика живописи..Расписывал строившийся Храм Христа Спасителя,реставрировал в этом соборе испорченные влагой росписи художника Бруни..... Картина " Свидание" написана в Италии в 1858 году.

Екатерина и её время. В центре изображен парадный портрет Екатерины второй так называемый " Екатерина Законодательница. (Фемида). Художника Дмитрия Григорьевича Левицкого1783 год. Изображение Екатерины исполнено с царской осанкой. Все детали подчеркивают особую торжественность происходящему. Над царицей возвышается мраморная статуя Фемиды с весами правосудия. Алый цвет бархата, переливы белого атласа одежды,царская горностаевая мантия создают незабываемый эффект. Империатрица тут предстала в виде просвещенной справедливой повелительницы. .... Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822). Академик живописи. Ученик А.П.Антропова. Манера живописи очень самостоятельная и созвучная западно европейскому искусству. Художник писал в основном русскую знать.О нем говорили: " Всякий его портрет похож более чем сама модель".

Скульптор Шубин (1740 - 1805гг) родился в крестьянской семье под Архангельском. С детства занимался резьбой по кости. По примеру земляка Ломоносова ушел учиться в Питербург где с трудом но поступил в Академию художеств. Учился скульптуре у француза Н.Ф.Желле. По окончании учебы был одним из первых отправлен на стажировку за границу. Кропотливо работал в Париже и Риме. Там же заграницей создает свои первые работы,бюсты А.М.Голицина, Ф.Г.Орлова, Шувалова и др. Работы принесли большой успех..По возвращении в Россию очень много работал над бюстами Российской знати. Им было всего создано более 200 . Порой создавал по одному мраморному бюсту в месяц. Он создал бюсты Екатерины второй,Павла первого,Ломоносова,Румянцева - Задунайского,Заводовского и многих других. Создал 58 медальонов - портретов Русских великих князей и царей которые сейчас хранятся в Оружейной палате.Был представлен к званию профессора живописи. Последние годы жизни болел,жил в нужде и забвеньи.


Нестеров." Видение отроку Варфаломею" Мих.Вас. Нестеров (1862 - 1942). Художник родился в состоятельной купеческой Уфимской семье с крепкими религиозными корнями.Это преопределило все его дальнейшее творчество.Картины на религиозные темы,роспись соборов главное в его творчестве.." Я избегал рисовать так называемые сильные страсти,предпочитая наш тихий пейзаж,человека живущего внутренней жизнью." так характеризовал свое творчество художник. Лучшей его картиной признана работа посвященная Сергию Родонежскому " Видение отроку Варфаломею". На картине типичный русский пейзаж с полями,лесом церковкою и даже с грядками капусты на огороде. На переднем плане фигура монаха схимника перед которым котором мальчик пастушок. Мальчик впереди у которого жизнь с верой и доверием просит указать путь и получает благославление. В картине нет молитвенного экстаза свехестественного чуда,все просто.. Картина появилась перед публикой на выставке художников передвижников и сразу же ошеломила зрителей.

Художник М.В.Нестеров.Портрет Нестеровой О.М. дочери художника. 1905 год. Не поступив в Техническое училище М.В. Нестеров поступил в училище живописи,вояния и зодчества где училсяу художника П Сорокина, И.Прянишникова,В Перова, А. Саврасова, В. Маковского..В 1881 году поступил в Академию художеств Начал писать картины на исторические и религиозные темы. Исскуствоведы о его творчестве говорят что "он писал душу Народа". Прожил долгую художественную жизнь. Портрет дочери написан в модном в начале 20 века стиле Символизма. В Советское время художнику не давали писать на религиозные темы но он тайком их писал и выдавал за свои старые дореволюционные работы. Писал иллюстрации к произведениям Пушкина,Гоголя, Достоевского... Скончался в возрасте 81 года (1942 год) перед этим получив от Советского правительства Сталинскую премию!

Портрет Е.А.Нарышкиной Боровиковского. Дано о ней воспоминание, Ее минутное внимание, Отрадой долго было мне. Творил я стих обвороженный, Мой стих уныния звук живой, Так мило ею повторенный, Замеченный ее душой. А.С. Пушкин. Эти стихи А.С.Пушкина посвящены героине портрета В.Л Боровиковского Елене Александровне Нарышкиной (1785 - 1855)дочери обер камергера А.Л Нарышкина. Будучи широко образованной,музыкальной,красивой дружила с поэтом Жуковским, Козловым, Итальянский композитор Дж Россини написал в честь неё Контату. На портрете она цветущая,молодая, но ей не легко жилось,выйдя замуж за сына полководца А.В.Суворова и родив 4х детей она овдовела.тяжело болела жила за границей потом в Крыму... Портрет Боровиковского доносит до нас пору её цветущей молодости.
Картина Александра Кондратьевича Саврасова Вид кремля от Крымского моста в ненастную погоду принесла молодому 20 летнему художнику первый успех. Картина романтического характера с контрастным освещением,буйством природы,грозовыми облаками через которые выглянуло солнце..Освещенный кремль и спокойно идущая женщина.как бы говорят что буйство природы это временно все пройдет..вечное остается вечным! Эта картина сделала 20 летнего Саврасова популярным!

Скульптор,академик Чижов М.А.(1838 - 1916). выходец из простого народа. Его отец был каменотесом и сын с детства помогал отцу в его нелегком труде,одновременно и сам научился обрабатывать камень. Окончил Академию художествпод руководством Н.С.Пименова и А.Р.Бока. В своем творчестве часто использовал сценки из жизни простого народа. Такова и скульптура " Крестьянин в беде"(1873). Тяжелая дума о беде пришедшую в семью охватила крестьянина.Мальчик еще не осознающий призошедшее успокаивает отца что еще больше придает драматизма происходяшему. Эта скульптура куплена самим Третьяковым!

Худ, Корзухин А.И. "Перед исповедью". Художник Корзухин Алексей,Иванович (1835 - 1894).родился в Екатеринбурге В молодости до обучения в Академии художеств расписывал иконы для Екатеринбургских церквей. Поступил в Академию художеств.где взбунтовался вместе с другими студентами из за того что их заставляли писать на заданные конкурсные темы...За картины в стенах академии не раз были удостоин медалей. Писал картины на народные темы." Поминки на деревенском кладбище","Птичьи враги",За картину " Возвращение семейства с ярмарки" получил звание звания академик. Был членом "Товарищества художников передвижников". " Картина перед исповедью" написана в 1878году. На ней изображены люди готовящиеся по своему готовящиеся к таинству Исповеди... Картина написана в нескольких вариантах. её можно увидеть в галерее г.Твери. Перед смертью написал "Тайную вечерю"для кафедрального собора Риги.

Картина написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1882 году.На ней изображена спящая молодая девушка из богатой семьи в непринужденной позе. Тонкие розовые тона лица девушки говорят о её молодости.

И.Репин.Портрет Льва Николаевича Толстого. Портрет Льва Николаевича Толстого написан И.Репиным в ясной поляне в1887 году..Это один из лучших портретов писателя. Толстой изображен сидящим в кресле с книгой в руке.Простая одежда,светлый простой фон заставляет всмотреться в лицо и фигуру писателя. Взгляд писателя пронизывает зрителя,это сильный,уверенный,испытывающий взгляд... На картине изображен писатель,философ в момент размышления. Глядя на портрет чувствуется духовное величие портретируемого.

Над картиной " Три богатыря" Виктор Михайлович Васнецов работал 20 лет. В 1898 году она была закончена и сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Сам художник её описывает так: "Богатыри Добрыня,Илья, и Алеша Попович на богатырском выезде смотрят на землю Русскую нет ли ворога,не обижают ли где кого." Вынут меч,приготовлено копье,лук и булава и готовы в любой момент ринуться в бой. Добрыня Никитьевич на белом коне.На вороном коне Илья Муромец.Алеша Попович с луком в руке на пегой лошади. А вокруг них Русская природа с полями лесами и холмами.... Три богатыря воспринимаются как защитники и олицетворение русского духа нашей земли.

Художник Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) родился в краях Вятских лесов в купеческой семье. С детства рисовал. После школы сразу же попал в Московское училище живописи,ваяния и зодчества. Учился и в Академии художеств. Русский пейзаж,русский лес,природа главное в его картинах. О был активным участником прогрессивного товарищества передвижных художников Известны сотни его работ и рисунков. Картину " Сосновый бор" художник И.Краской представил публике так *- Шишкин просто изумляет своими познаниями. Когда он перед натурой,то точно в своей стихии. Шишкин это человек"Школа".Его образы леса- символ богатырской природы России.". Каменев Валериан Константинович. Простой русский чиновник который уже в зрелые годы бросил службу и всецело посвятил себя живописи. Занимался в классах академии художеств. В 1848 году за участие в многочисленных выставках получил звание Некласного художника. Через десять лет получил звание Академика живописи. Писал виды Санкт- Петербурга,Финляндии, портреты царя Павлапервого,империатрицы Марии - Федоровны,и др. Его работы представлены в Третьяковской галерее, Таганрогской картинной галерее.,Сочинском художественном музее....

Картина Ильи Репина " Не ждали" написана художником в двух вариантах в 1883- 1888 годах. Приобретена Третьяковым у самого автора. На картине запечатлен момент когда в усадебный дом неожиданно возвращается человек из политической ссылки.... Его очень ждали и он неожиданно все же вернулся для членов семьи..Его мать и жена музицирующая за роялем в трауре и просто ошеломлены. Во взглядах прислуги у дверей написано удивление Девочка за столом в испуге от неизвестного для неё человека... Мальчик узнал своего старшего брата и несмотря на его странный вид очень обрадован своему старшему брату.... Картина трагична,но яркие краски из окон смягчают драму. Все будет хорошо в этой семье! Искусствоведы Третьяковки считают что это одна из топового десятка картин галереи которую обязательно надо посмотреть в экспозиции.

Зинаиде Серебряковой(1884 - 1967) судьбой обязана была рисовать. В семье Ленсере из которой она происходила рисовали все. Дедушкой её был знаменитый архитектор Николай Бенуа. Жила в Петербурге и в семейной усадьбе в пригороде столицы. В пятнадцать лет страстно влюбилась в своего двоюродного брата Бориса Серебрякова с которым ходила на этюды по окрестным деревням... Их пытались разлучить но они только сильней сближались.. Церковники тоже были против венчания близких родственников тем более они были разного вероисповедания.Лишь крупная сумма данная деревенскому попу соединила их. Картина написана в 1909 году для столичной выставки и сразу прилекла свежими яркими красками....Третьяковка купила сразу три её работы.. Дальнейшая судьба художницы Разбилась о стенку революции.Муж умер заразившись тифом. Ей не на что было жить и рисовать. ... В 1924 году она уплыла на пароходе во Францию. Судьба не ласкала её ... Лишь однажды она смогла провести выставку картин да и то в своей квартире.

К.А.Сомов.Дама в голубом.Сомов Константин Андреевич.(1869 - 1939). Картина "Дама в голубом" написана в 1897 - 1900 годы.Художник Шишкин писал Русский лес.Васнецов картины Русской истории,Кустодиев писал купцов и купчих.... Константин Сомов черпал вдохновление в 18 веке,в мире галантных дам и мужчин,старинных парках..и усадьбах.Мире музыки и цветов. Художник поместил свою любимую женщину Е.М.Мартынову(тоже художницу)в мир 18 го века который так любил. Он одел её в широкое блестящее платье нисподающее струящимися голубыми волнами.В руках у неё книга стихов в кожаном переплете,кружева на хрупких плечах и груди. На заднем плане картины водоем у которого музицирует на скамейке молодая пара,деревья усадебного парка. Влюбленный художник не мог не нарисовать и себя - мужчина с тростью это автор картины. Художник создал возвышенный образ своей возлюбленной в 27 лет. Эта картина вершина его любви и творчества.

Картина В.Г.Перова " Тройка".
Эту картину знаменитый живописец В.Г.Перов (1834 - 1882) написал в 1866г. Куплена для галереи самим Третьяковым. На картине изображены мастеровые ребята принужденные хозяином в мороз,гололедицу везти воду в дом хозяина.Перову сначала никак не удавался центральный образ мальчика и как то у одного монастыря он встретил женщину с ребенком который очень подходил художнику. Мальчика звали Вася,был он из Рязанской губерни... Его то и изобразил художник. За эту картину В.Г.Перов был удостоен звания Академик живописи. Картина нарисована у стены на скате дороги у Московского Рождественского монастыря.

Автограф художника В.Г.Перова на картине "Тройка" Москва 1866 год.

Картина " Неравный брак". В.Пукирева.
Картина " Неравный брак"написана художником Вас. Пукиревым в 1862 году и сразу же получила всеобщее признание.За эту картину Академия художеств присудила автору звание профессора. Тема картины вседозволенность власти богатых которые что хотят то и делают не взирая на общественное осуждение. На картине старый богатый сластолюбец ведет под венец молоденькую девушку. Авторская позиция на неравный брак выражена в фигуре молодого человека стоящего позади невесты со скрещенными руками.. Считается что этот осуждающий явление человек никто иной как сам художник.

Русский художник Архип Иванович Куинджи написал эту картину в 1879 году. Его работы это передача художником красоты Русской природы,он любил передать кистью солнечный свет,чудесную простоту и в тоже время красоту русской природы. На картине все необычайно ярко,без облочное небо,мощные кроны берез дающие тень и прохладу.Природа у художника символизирует жизнь любовь к русской земле- простой просторной и красивой. Картина яркая и надолго запоминается.

Зал портретов В.Л.Борвиковского. в Третьяковской галерее. В центре большой портрет вице канцлера князя Нозади канцлера бюст царя Павла Первого. А.Б.Куракина (1752 - 1818) с регалиями.На картине видно изображение Мальтийского креста членом которого был цари и сам Куракин. Картина написана в 1802 году.

Мраморный бюст царицы Екатерины второй и живописный её же портрет в Третьяковской галерее.Портрет исполнен федором Степановичем Рокотовым по высочайшему хаказу Империатрицы что является признанием таланта живописца.Этот портрет является одним из достижений живописца в области портретирования.
Мудрая женщина и государь-правительница!!! За годы своего правления, немка Екатерина возрождала чувство национального достоинства и укрепляла могущество России. Недаром период правления Екатерины II называют «Золотым веком»…

Картина Врубеля "Демон сидящий."
Картина Врубеля " Демон сидяший" написана автором в 1890 году к юбилейному изданию сочинений М.Лермантова. Демон это образ силы человеческого духа,внутренней борьбы и сомнений. Трагически сцепив руки Демон сидит в окружении невиданных цветов.Печальные крупные глаза смотрят в сторону. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля в виде кристаллических граней сделанных мастехином.Это делает картину похожей на витраж или панно.

Картина Врубеля " Пан ".
Картина написана художником Врублем в 1899 году и является одним из лучших произведений автора. "Пана" Врубель написал в период высшего вдохновения всего за 3 дня. Это Эллинский козлорогий бог и в то же время русский леший слившиеся воедино в образ Пана. Пан фантасчичен,он лесной житель,он то что нам мерещится и мнится заблудившемуся в лесу. Ночь, светит луна Пан начинает шевелить косматой головой из мха. На голове козьи рога,в руке свирель,круглые голубые глаза светятся как гнилушки... Но есть в его взгляде что то печальное,доброе, человечье.

Экспозиция картин К.П.Брюлова (1799 - 1852) в Третьяковской галерее. Художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге.Как живописец учился в академии художеств у А.И.Иванова. Много лет провел в Италии где изучал живопись и архитектуру. Там он написал свою самую знаменитую картину " Последний день Помпеи". Картина "Всадница" находящаяся в Третьяковской галерее также произвела в России большой фурор. Творчество К.Брюллова стало вершиной Русского художественного романтизма..Но художник был автором как парадного так и камерного портрета.... На знаменитом памятнике М.Микешина " 1000 летие России" установленного в Новгороде среди 16 фигур исторических личностей государства изображен и К.П.Брюллоов..

К. Брюллов. " Вирсавия". Картина"Вирсавия"Карла Брюллова написана в 1832 году..Это восхищение автора красоте женского тела. Мощный поток света вырывает из полутьмы женщину сидящую за туалетом. Чернокожая служанка восхищенно и преданно смотрит на свою хозяйку,белизну её тела, красоту. Фонтан у ног красавицы подчеркивает уходящее в жизни и бренность человеческого бытия.Картина осталась не законченной автором. Но эта незаконченность никак не влияет на восприятие великолепной работы автора.

Картину " Всадница"К.П.Брюллов написал 1832 году по заказу графини Ю.П.Самойлвой и изображает её приемных дачерей... Старшая из сестер наездница Джованна резко останавливает своего вороного коня у входа в дом..Но сама остается невозмутимой и спокойной.На стук копыт и задорный лай собаки на крыльцо дома выбегает младшая дочь с борзой собакой. Живой образ младшей сестры особенно удался автору.Композиция картины отличается уравновешенностью,изысканными красками и придает всей картине парадный характер.

Темы материала

У каждой уважающей себя мировой столицы обязательно есть свой музей искусств. Примеры? Пожалуйста! Метрополитен в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде, конечно же, Лувр в Париже. В Лондоне есть Национальная, в Москве – Третьяковская галерея.

Она – жемчужина столицы, один из ее символов с настоящим лицом русского искусства. Тем более, что в стенах Третьяковской галереи хранится крупнейшая коллекция русского изобразительного искусства с XI и XXI века, от древней иконописи до современного авангарда.

Открыть для себя эту сокровищницу живописи стремятся туристы со всего мира: если не был в «Третьяковке» — не познал русскую душу!

В ее залы приходят и те, кто далек от искусства, и те, кто готов часами рассматривать великие полотна, игру света и тени, гениальные сюжеты и бесценные иконы. А Третьяковская галерея уже более 160 лет продолжает стоять на своих четырех китах: сохранение, исследование, представление и популяризация искусства России.

Как добраться, фото?

  • Метро: Третьяковская, Третьяковская, Полянка
  • Официальный сайт: tretyakovgallery.ru
  • Режим работы:
    • Пн — Закрыто;
    • Вт, Ср, Вс 10:00 - 18:00;
    • Чт, Пт, Сб10:00 - 21:00
  • Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Билеты, цены

Купить билеты можно на сайте ticket.tretyakovgallery.ru. Цены:

  • Третьяковская галерея
    • Взрослый — 500 руб.
    • Льготный — 200 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Крымский Вал, 10)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Лаврушинский пер., 12)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно

Дни бесплатных посещений

  • 1 и 2 воскресенье каждого месяца - для студентов высших учебных заведений РФ при предъявлении студенческого билета («студент-стажер» не подходит);
  • для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет);
  • каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ);

Для получения билета необходимо обратиться в кассу и предъявить необходимые документы.

План залов Третьяковской галереи

  • Первый этаж

  • Второй этаж

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее

Отец-основатель галереи

Без сомнений, без купца Павла Третьякова не было бы картинной галереи. Именно ему Москва обязана открытием художественного музея. А ведь Павел Михайлович не имел ни малейшего отношения к культуре: его семья занималась коммерцией, и ему ничего не оставалось, как включиться в дело родителей. Известный купеческий род Третьяков продолжил, но и мысли об искусстве молодой фабрикант не оставил. В 24 года он приобрел две картины художников В. Худякова и Н. Шильдера, написанные маслом, о которых публика не слышала. Зато сегодня их имена известны ценителям и любителям живописи. С этого момента в 1856 году ведется начало коллекции Третьякова и будущей галереи.

Купец мечтал о том, как откроет музей русской живописи. Он изучал художественный рынок, и с конца 50-х годов приобрел лучшие картины.

Павел Третьяков был не просто коллекционером, а человеком с широкими культурологическими знаниями. Его чутье даже сами художники называли дьявольским, а сам Третьяков говорил, что работает исключительно для русского народа. Он не пропускал выставок в столицах, посещал мастерские и выкупал произведения искусства еще до того, как они появлялись на экспозициях. Говорили, что даже царь, подходя к картинам, которые ему приглянулись, видел табличку «Куплено П.М. Третьяковым».

Знаменитый меценат и коллекционер не только собирал полотна выдающихся художников, но и поддерживал начинающих, продвигал их творчество. Стараниями Павла Михайловича стали известны многие гении живописи конца XIX века.

Известно, что особо он интересовался передвижниками: его дом даже так и называли – домом передвижников. Собственно, в его стенах и жили некоторые из современных живописцев, например, И. Крамской. Именно его кисти принадлежит знаменитый портрет самого Третьякова. Он буквально спас от бедности А. Саврасова. Впрочем, скупая картины, которые ему понравились, Третьяков не дал кануть в безызвестности и нищете многим художникам. И он продолжал приобретать полотна В. Перова, И. Шишкина и других, ставшие их самыми известными на сегодняшний день.

Дорогим приобретением для галереи стала коллекция В. Верещагина. За восточный колорит в картинах и этюдах, которые запечатлели Туркестан, меценат выложил 92 тысячи рублей. Поистине, уникальное собрание портретов удалось собрать Третьякову. Некоторых героев ему приходилось уговаривать лично, как это произошло с Львом Толстым. Меценат специально заказывал художникам портреты тех, которые возвеличивали Россию. В галерее навсегда поселились изображения великих композиторов, писателей и музыкантов: Федора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Мусоргского.

Знатоки отдельно говорят о портрете Марии Лопухиной мастера В. Боровиковского, и называют его жемчужиной коллекции. Именно Третьякову удалось положить конец слухам, связанным с этой «нехорошей» картиной. После того как он приобрел произведение для своей коллекции, о портрете стали говорить как о предвестнике скорой кончины каждой молодой девушки, взглянувшей на него. Дело в том, что дурная слава тянулась за всеми изображениями прожившей несчастливую и короткую жизнь Марии по большей части из-за ее отца, мистика и масона.

Портрет Марии Лопухиной. Создатель Боровиковский Владимир

Но под заказ Третьякова художники писали не только портреты. Правдивые пейзажи русской жизни, исторические зарисовки также были страстью коллекционера. Вполне возможно, ни современники, ни потомки, никогда бы и не увидели картину «Гимн пифагорейцев», не закажи меценат это знаменитое теперь полотно Ф.А. Бронникову.

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» 1869 Холст, масло 99,7 х 161. Ф.А. Бронников.

Картина украшала гостиную усадьбы Третьяковых, и была любимым произведением живописи супруги знатока искусства, Веры Николаевны. Она поддерживала мужа в том, что нужно избегать излишеств, несмотря на богатство. Ведь пожертвовав роскошью, можно было сэкономить в пользу приобретения произведений искусства. И, полагаясь на свой вкус и пристрастия, Третьяков продолжал пополнять коллекцию. К открытию городской галереи собрание уже было внушительным: скульптуры, более 1200 русских живописных полотен и более 80 – иностранных, полтысячи рисунков.

Плоды своего многолетнего труда П. М. Третьяков решил передать в дар Москве в 1892 году. Так появился первый общедоступный художественный музей.

Он находился в собственной усадьбе Третьякова. Коллекция расширялась, и вместе с ней разрастался особняк. Четырежды при жизни мецената семейное гнездо расстраивалось, новые стены были необходимы для богатой экспозиции. Конечно, деятель искусства, но и в первую очередь купец, Третьяков предполагал, какие трудности могут ожидать потомков при содержании такого большого фонда и пополнении коллекции. Поэтому завещал 275 тысяч рублей на ремонт и приобретение новых шедевров. К тому же он подарил поистине не имеющее цены собрание древнерусских икон. Ну, а при жизни он бессменно занимал пост распорядителя галереи.

После кончины Павла Третьякова благое дело по созданию музея подхватили другие неравнодушные к судьбе русского искусства благотворители. И каждый из них помнил, что отец-основатель галереи видел ее не простым хранилищем произведений искусства, а именно тех образцов, что передавали бы саму суть русской души. С тех пор Третьяковская галерея – главный музей национального искусства России.

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Лучшие экспонаты Третьяковской галереи

Пожалуй, о чем стоит рассказать сразу, так это о собрании древнерусской живописи. В его основе более 50 икон, собранных со всей Руси и некогда хранимых в Успенском соборе Кремля. Произведения духовного искусства датируются XII-XIII вв. и представляют лучшие образцы иконописи. В Третьяковской галерее нашла свое последнее пристанище и мозаика из разрушенного во время советской власти Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. И даже если посетители никогда не слышали о Греке и Дионисии, имя Андрея Рублева должно быть знакомо. Его иконы принадлежат к мировому духовному искусству.

Андрей Рублев. Картина «Святая троица».

Религиозная тематика, впрочем, не ограничивается коллекцией икон. Картина А. Иванова с сюжетом явления Христа народу стала одной из самых значимых в начале XIX века. Два десятилетия художник работал над грандиозным полотном в Италии, и сегодня для произведения искусства выделен отдельный зал, чтобы зрители в полной мере ощутили духовность и искания автора. Свои эмоции посетители могут запомнить, и лишь в памяти унести образы, поскольку в Третьяковке не разрешается использовать фотоаппараты.

Иванов, «Явление Христа народу».

В галерее есть и поистине уникальное полотно — изображение графа Головкина кисти первого профессионального русского художника. Иван Никитин был любимцем Петра I, который начал первым отправлять молодые таланты учиться за границу. Реформатору хотелось, чтобы русские живописцы не уступали в мастерстве европейским. Именно поэтому И. Никитин отправился учиться в Европу и оттачивал художественное ремесло во Флорентийской Академии.

Внимания стоит и творчество первых выпускников Академии художеств. Чтобы убедиться в даре портретистов, нужно лишь взглянуть на картины Ф. Рокотова и А. Лосенко.

Наиболее полно в Третьяковской галерее представлены «богатыри» русской живописи И. Репин, В. Суриков и В. Васнецов. Павел Третьяков почитал этих мастеров особо, ведь в своих произведениях они передавали дух страны, драматические события российской истории и богатый фольклор Руси. Целая россыпь шедевров ждет посетителей галереи.

Картина Три богатыря. Виктор Васнецов.

А вот с картиной, где Иван Грозный убивает своего сына, связана поистине драматическая история. В 1913 году вандал порезал полотно так, что реставраторам пришлось практически по-новому прорисовывать лица. На тот момент хранителем Галереи был Е. М. Хруслов, который так переживал из-за инцидента, что бросился под паровоз.

Картина Иван Грозный убивает своего сына

П. М. Третьяков был известен своей любовью к пейзажам, их правде и поэзии жизни. И специально для мецената лучшие художники писали картины, которые хоть и сделаны под заказ, но не лишены души. Среди лучших пейзажистов в Третьяковке представлены Ф. Васильев, А. Куинджи, А. Саврасов. Его произведение о прилетевших грачах современники называли не иначе как «душой русского народа». И, конечно, в Галерее представлен «богатырь русского леса» И. Шишкин. Романтическое направление русских художников Серова, Врубеля и Левитана не оставит равнодушными ни одного посетителя, и известно практически каждому — хотя бы по школьной программе.

Не стоит забывать и о том, что Третьяковская галерея хранит наиболее полное собрание авангарда. Художники, объединенные в такие общества как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» положили начало к авангардному искусству, и среди других имен художников особняком стоит К. Малевич. Принципы так называемого беспредметного искусства были открыты именно в русском искусстве. А «Черный квадрат» стал его символом. Кстати, именно этот образец супрематизма по сей день остается одним из самых обсуждаемых в Третьяковке. Сюрреализм М. Шагала и В. Кандинского, кубизм и футуризм «амазонок» русского авангарда, конструктивизм В. Татлина и А. Родченко – по ним можно проследить историю становления русской живописи и ее течений.

Третьяковская галерея сегодня – это не просто музей, это настоящий центр по изучению искусства. К голосу экспертов и реставраторов Третьяковки прислушиваются во всем мире. А они продолжают заложенные отцом-основателем музея традиции: сохранение, исследование и презентацию отечественного искусства. Ведь у русского человека есть дар не только переносить на холст увиденное, но и одушевлять.

За познанием русской души, ее широты, мощи и духовности, в Третьяковку приходят тысячи людей всех национальностей и вероисповеданий. А значит, старания Павла Михайловича Третьякова не прошли даром.

Третьяковская галерея – самый большой музей русской живописи в мире. История которого началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он. Хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Потому что многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Третьяков отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878 г.

Иван Шишкин. Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерном фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разгладите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

Качественную репродукцию этого шедевра можно заказать

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879 г.

Архип Куинджи. После дождя. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Главный герой всех картин Куинджи – это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный. Выбирая самые красочные явления природы. Как и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя – чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста. Между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только, как художник. Но и вообще, как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег, он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил. Оставив лишь золотую царевну. Добавив двух других от себя. Царевну драгоценных камней и Царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном – самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение – приносить пользу людям. А не служить людской алчности, что приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова, они были хорошими приятелями. И не мудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда он поступал в Академию художеств, то узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл заново сдавать экзамен, уверенный, что провалился в первый раз.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884 г.

Илья Репин. Стрекоза. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считая, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался нарисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее «Стрекозой». Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало, кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Ещё одна картина в импрессионисткой манере хранится в Третьяковке. Но написанная уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то, что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступая по популярности лишь картине Серова .

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Над вечным покоем» – один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен человеческой хрупкой жизни. Символом которой является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перепитий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины, мать и дочь.

А вообще эта картина – катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то скорее вы почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

Михаи́л Врубель. Сирень. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И.Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета, от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки, души сирени. Мы видим только большие темные глаза, темные густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Что подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он «не нашёл дорогу» назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила самые раскрученные шедевры вроде . А ещё не рассказала о Верещагине и .

Руководствовалась собственным вкусом, выбрав те работы, которые лично мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, то надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

Вконтакте