Искусствовед, историк моды, телеведущий - и это все он, Александр Васильев, приобретший бешеную популярность после того, как стал ведущим передачи «Модный приговор». О Васильеве стали судачить, подражать, приглашать на различные шоу, а вездесущие журналисты - брать интервью. На вопросы историк моды всегда отвечает снисходительно и откровенно, изначально зная, что ничто не может вывести его из себя.

В настоящее время Александр Васильев (историк моды) является почетным членом Российской академии художеств, трудится как театральный декоратор, сотрудничая по всему миру, экспонирует собственную коллекцию исторического костюма, а также читает лекции по истории моды.

Биография

Именитый историк моды Александр Васильев родился 8 декабря в 1958 году в Москве. Родители - исключительно интеллигентные люди. Александр Павлович Васильев - отец Александра-младшего, был театральным художником и модельером. В середине пятидесятых годов он получил Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке, а также заслужил звание «Народный художник России». До сих пор в Театре имени Чехова и Большом театре хранятся произведения Александра Павловича.

Мама, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич - женщина с великолепной внешностью и артистическим талантом, не мыслила себя в молодые годы вне сцены. Прослужив достаточно долго в Мельпомене, она перешла к преподавательской деятельности в такие вузы, как Школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра.

Культурная обстановка не могла не повлиять на юного Александра и на его старшую сестру Наташу. С раннего детства он мечтал стать актером, увлекся историческим костюмом и помогал отцу в пошиве декораций, а свои первые эксклюзивные костюмы и декорации Александр Васильев изобрел в пятилетнем возрасте.

Впервые на съемках

Мама привела его на Шаболовку 37, где он впервые принял участие в увлекательной передаче «Будильник», ведущей которого тогда была популярная актриса Надежда Румянцева. Будучи подростком, он снимался в детской программе «Театр Колокольчик», в двенадцать лет стал декоратором спектакля для детей «Волшебник Изумрудного города».

Вся эта бурная жизнь повлияла на будущую биографию Александра Васильева.


Окончив среднюю школу, он поступает в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет, после которой начинает работать художником по костюмом в Театре на Малой Бронной.

Личная жизнь Александра Васильева

Дальнейшая судьба молодого человека во многом изменилась благодаря его первой любви. Маша, так звали его пассию, уехала жить в Париж после того, как ее мама вышла замуж за гражданина Франции. Мечта девушки сбылась, а вот для Александра наступили тяжелые дни.

В то время было немыслимо просто так взять и уехать из Советского Союза. Нужны были веские основания, и Александр Александрович-младший задумался о фиктивном браке. Судьба улыбнулась ему в лице молодой француженки, приехавшей в Россию учить язык.

Фиктивный брак

Анна, став фиктивной женой Александра Васильева, прожила несколько лет с ним в браке. Ожидания будущего историка моды, связанные с любимой девушкой, не оправдались. Маша была замужем и ждала ребенка. Свое поведение она объяснила тем, что отец будущего малыша - француз. Этим было сказано все.

Вернуться на родину Васильев не смог - его ждала служба в Афганистане, кроме того, согласно законам СССР, он не имел права в течение пятнадцати лет покидать место жительства. Пришлось оформлять себе вид на жительство во Франции, став «невозвращенцем».

Жизнь Александра Васильева во Франции

Первое время жизнь в незнакомой среде оказалась не сладкой. Молодой Александр вынужден был снимать квартиру, скудно питаться, экономить.


Это закалило его характер. Труднее всего была разлука с близкими, особенно с мамой. Тогда никто не мог предугадать будущее -перестройку режима и так далее. Казалось, что на чужбине придется жить до конца дней. Французская жена Александра Васильева, будучи женщиной расчетливой, упорхнула к очередной пассии, а сам Александр больше не оформлял официального брака.

Благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев, фото которого размещено в статье, быстро нашел себе применение. Он стал оформлять уличные фестивали, спектакли во французских театрах. Любовь к истории привела его в школу Лувра, которую он окончил, получив специальность дизайнера дворцовых интерьеров.

Европа

Творческая и трудовая копилка Александра Васильева (фото есть в статье) стала расширяться. Параллельно он стал преподавать историю моды студентам Русской театральной школы и знаменитой школы моды в Париже. Слава о талантливом декораторе просочилась за пределы Франции. Из Лондона ему поступило предложение о сотрудничестве с Национальным Лондонским театром и с Шотландским балетом в Глазго.

О нем узнали в Испании, Турции и Японии, и везде Александр Александрович успевал составлять долгосрочный контракт, наслаждаясь работой, изучая языки и быт Европы. Сегодня наш любимый телеведущий в совершенстве владеет испанским, французским и итальянским языками. Начиная с 1994 года, получив гражданство Франции, он стал читать лекции по истории моды в этих странах на их родном языке.

«Модный приговор»

Перестройка и распад Советского Союза позволили популярному историку моды и дизайнеру вернуться в Россию.


Желая просветить родной народ в области дизайна, моды и эстетики, Александр Васильев открывает фестиваль моды «Поволжские сезоны» в Самаре.

Через два года, в 2002 году, он становится ведущим телепроекта «Дуновение века» на канале «Культура». К нему многие записываются на частные лекции, в МГУ преподает студентам историю моды, организует выездную школу моды в культурные столицы мира. Можно бесконечно перечислять бурную деятельность мэтра моды и дизайна, но несмотря на это многие впервые через телепередачу «Модный приговор» узнали о Васильеве.

Заменив Вячеслава Зайцева на съемках популярного шоу, Александр Александрович стал неизменным любимчиком женщин. Ни одна из участниц ни разу не обиделась на ведущего за критику своего внешнего вида. Он с улыбкой журит приглашенную гостью и с той же улыбкой и вкрадчивым, мягким тоном дает советы. Известно множество фраз телеведущего, ставших крылатыми: «Да, вы не Анджелина Джоли, но и она выйдет из моды», «Мини можно носить до 99 лет, только показывать никому не нужно», «Вы напоминаете героиню комедии Маяковского «Клоп» или Красную Шапочку на пенсии» и так далее.

Тяжкий труд ведущего шоу

В день проходят съемки четырех-пяти выпусков "Модного приговора". Александр Васильев является "судьей" в шоу, Эвелине Хромченко досталась роль «прокурора» а Надежде Бабкиной - "адвоката". В течение передачи им приходилось несколько раз переодеваться. И это лишь начало. Иногда в студию приходят люди с неадекватным поведением и закатывают скандалы, но это скорее исключение.

Любимой моделью Александра Васильева в «Модном приговоре» стала доярка из Республики Марий Эл Зинаида Енова, имевшая в собственном гардеробе рабочий халат, в котором она доила около тридцати коров, и выходной наряд в виде национального платья.


После того как ее переодели в современный костюм и надели туфли на каблуках - зрители, сидящие в зале и за экраном телевизора просто ахнули. Женщина постбальзаковского возраста поразила своей элегантностью, простотой и уверенностью.

Интересы приглашенных гостей, помимо Надежды Бабкиной, защищают и другие известные личности, например, Арина Шарапова, Дарья Донцова, Лариса Вербицкая, Анжелика Варум, Рената Литвинова и другие. Во многом рейтинг программы держится благодаря шуткам и искрометности Александра Васильева-младшего.

Радио «Маяк»

С 2012 года Васильев ведет на радио "Маяк" цикл передач «Портреты великих модников», в которых рассказывает об известных модельерах, актерах и актрисах, людях, чьи имена так или иначе связаны с модой. Длится программа около 30-40 минут. Актерский и незаурядный талант ведущего, его интонации создают яркий, выпуклый образ тех, о ком ведется разговор. Это делает передачу интересной, слушается на одном дыхании.

В 2011 году историк моды учреждает свой вариант «Мишленовской звезды» - керамическую лилию, которую вручает тем, чей дизайн интерьера наиболее удачный. Преимущественно это открытые для публики общественные места: кафе, вокзалы, галереи и так далее. Каждая изготовленная лилия имеет свой номер, с помощью которого можно определить ее подлинность, и изготовляется вручную.

Книги

Но это еще не вся деятельность Александра Васильева. Детей у него, к сожалению, нет, но есть крестницы, которым он безусловно оставит часть наследства. Одним из главных наследий мэтра являются его книги.

Не всем удастся попасть на лекции Александра Александровичи и далеко не всем посчастливится увидеть его выездные коллекции костюмов. А вот почитать книги - намного легче, ведь богатый опыт в истории моды должен быть передан потомкам.

В настоящее время издано более тридцати книг. Они преимущественно посвящены стилю русских эмигрантов, начала XX века. Книга «Красота в изгнании» издавалась шесть раз. Он также хочет написать книгу, посвященную мемуарам Татьяны Лесковой - правнучки Николая Лескова, известного писателя конца XIX и начала XX веков.


На протяжении всех лет Александр Васильев ведет дневник, куда записывает значительные или волнующие его события, происходящие как лично с ним, так и со страной, людьми.

Мэтр моды шоу «Модный приговор» открывает цитатой Бернарда Шоу «Следовать за модой - смешно, а не следовать - глупо». Вот эта грань между «смешно» и «глупо» и есть стиль. На чувство стиля и на биографию Александра Васильева повлияли родители и жизнь во Франции. В отличие от русских, французы говорят детям: «Красиво или некрасиво», тогда как русские - «Хорошо или плохо». В семье, где родители, родители родителей были людьми модными и стильными, есть огромная вероятность того, что и будущее поколение будет иметь вкус и стиль.

Советы Александра Васильева можно записать в тетрадку или блокнот. Они станут путеводной звездой в хаотичном мире моды. Итак, по словам историка моды следует, что:

  1. Осветлять волосы разрешается женщинам лишь со светлой кожей и с глазами цвета незабудки, а также с зелеными и серыми глазами. Желательно окрашивать волосы с помощью мелирования, то есть не полностью.
  2. В доме обязательно должно быть зеркало, показывающее фигуру в полный рост, для того чтобы реально определить тип фигуры, а также ее недостатки и достоинства.
  3. Меховые изделия не стоит носить, если приходится пользоваться общественным транспортом. Цвет меха лучше подбирать под цвет волос.
  4. Необходимо всегда и везде соблюдать хороший тон, быть вежливым.
  5. Бриллианты (хотя они и лучшие «друзья» девушек) незамужним носить не рекомендуется. К тому же носить украшения с этим дорогим камнем следует лишь вечером, идя в гости или на другое мероприятия.
  6. Нельзя выставлять бренды напоказ. В Европе это считается дурным тоном.
  7. Не стоит окрашивать волосы в кричащие ненатуральные цвета, естественный цвет волос делает образ дороже. Одежда также должна быть скромного покроя, но качественная.
  8. Нельзя превращаться в неряшливую домохозяйку. Одежда для носки дома должна быть ухоженной, чистой и приятно пахнуть. Женщины не должны скупиться на качественную косметику и приятные яркие ароматы.

Главное пожелание любимого и популярного историка моды для женщин: «Старайтесь быть всегда красивыми, всегда на высоте!».

Александр Васильев, историк моды, почетный член Российской академии художеств, которого российская публика узнала благодаря популярной телепередаче "Модный приговор", известен далеко за пределами страны. Этот выдающийся искусствовед, коллекционер и театральный декоратор работает по всему миру: сотрудничает с различными театрами, экспонирует выставки своих коллекций исторического костюма, а также читает лекции об истории моды на нескольких языках.

Александр Васильев родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Александр Павлович Васильев, был знаменитым театральным художником и модельером, обладателем Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке 1959 года.

За свое творческое наследие Александр Васильев-старший был удостоен звания Народного художника России, в разные годы он возглавлял Советский центр Международной ассоциации сценографов и театральных технологов, отделение художников театра и кино в МОСХ, был секретарем правления Союза художников в СССР. Его произведения находятся в Государственном музее им. Пушкина, а также в музеях таких знаменитых театров, как Театр им. Чехова и Большой театр.


Мать Александра Александровича, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич, играла в театре, а также преподавала сценическую речь и актерское мастерство в таких вузах, как школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра. Таким образом, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. Именно раннее погружение в мир прекрасного и дало ему первый импульс к развитию, утверждает историк моды в своих многочисленных интервью.


Саша с детства был крайне увлечен историей моды и часто помогал отцу в пошиве театральных декораций. Свои первые театральные костюмы и декорации будущий маэстро создал, когда ему было всего пять лет. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач "Будильник" и "Театр Колокольчик". Уже в двенадцать лет Александр Васильев выступил художником-декоратором для полного оформления театрального спектакля для детей "Волшебник Изумрудного города".

Естественно, при таком раннем начале творческой деятельностью, заметном таланте и всесторонней поддержке близких вопроса о выборе будущей профессии не стояло. После окончания школы юноша поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, который закончил в 1980 году, и стал работать в знаменитом Театре на Малой Бронной художником по костюмам.


В то же время в жизнь молодого Александра Васильева приходит первая любовь. Однако обстоятельства сложились так, что мать девушки Маши, к которой художник испытывал романтические чувства, вышла замуж за гражданина Франции и вместе с дочерью переехала в Париж. Это стало для молодого человека большим ударом, но декоратор не смирился и стал искать возможности выбраться во Францию, что в СССР было практически невозможно. Васильеву пришлось заключить фиктивный брак, чтобы покинуть страну. Тогда будущий маэстро не подозревал, что его отлучка затянется на долгие годы.

Жизнь во Франции

Когда срок выездной визы подходил к концу, Васильев узнал, что во-первых, по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан, а, во-вторых, вступит в силу запрет покидать СССР в течении пятнадцати лет. Оба этих факта привели к тому, что молодой искусствовед стал "невозвращенцем", оформив себе во Франции вид на жительство.


В Париже, благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев быстро нашел себе работу по специальности. Он стал получать заказы на оформление различных спектаклей во французских театрах, а также уличных фестивалей. Параллельно художник постоянно повышал свою квалификацию: кроме самостоятельного обучения, закончил школу Лувра по специальности дизайна дворцовых интерьеров.

Со временем послужной список декоратора пополнился такими знаменитыми клиентами, как театр Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Студия Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне и многие другие.


Тогда же Александр Васильев начал свою преподавательскую деятельность: он обучал истории моды студентов Русской театральной школы и знаменитой парижской школы моды Esmod, которая является первым в мире учебным заведением подобной направленности (основана в 1841 году).

Впоследствии география работ Васильева заметно расширилась, так как русский декоратор считался в Европе экзотикой. Александр начал получать предложения о сотрудничестве из Великобритании: талантливым декоратором заинтересовались в Национальном Лондонском театре и в Шотландском балете в Глазго, заказы приходили из всех уголков мира - Исландии, Турции и Японии.


Благодаря долгосрочным контрактам во Франции, Испании и Италии художник получил возможность в совершенстве освоить языки этих стран, что впоследствии дало ему возможность читать лекции на испанском, итальянском и французском. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

"Модный приговор"

Вернувшись после распада СССР в Россию, Александр Васильев продолжил свою просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. В 2000 году под его патронатом состоялся первый самарский фестиваль моды "Поволжские сезоны Александра Васильева". Спустя два года историк моды начал вести авторскую передачу "Дуновение века" на телеканале "Культура".


Телеведущий Александр Васильев

Помимо частных лекций Александр Васильев преподает в МГУ историю моды, является основателем авторской дизайн-студии, а также выездной школы моды, которая организовывает познавательные поездки в культурные столицы мира. В разное время декоратор читал курс лекций в Московском Институте Телевидения и Радиовещания "Останкино", в школе стиля "MODA.RU". Также, благодаря его протекции, в Челябинске был открыт первый в истории России Музей истории моды двадцатого века.

С 2009 года Васильев заменил на посту ведущего заседаний суда моды в популярном телешоу "Модный приговор" в котором маэстро работает совместно с , а с 2012 ведет на радио "Маяк" цикл авторских программ "Портреты великих модников".


Ювелирная коллекция Александра Васильева

В 2011 году Васильев учредил свой вариант "мишленовской звезды": за высокую эстетику дизайна интерьера маэстро вручает лауреатам керамическую лилию. Каждая награда изготовлена вручную и имеет свой персональный номер для определения подлинности. "Лилии Александра Васильева" вручаются преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для посещения публики - различных кафе, вокзалов, публичных галерей.

Книги

Безусловно, такой богатый опыт в истории моды стоило передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежит более трех десятков книг, которые преимущественно посвящены истории отечественной моды и стиля русских эмигрантов начала двадцатого века. Его работа "Красота в изгнании" была издана шесть раз.


Александр Васильев не только историк, но и писатель

В планах у маэстро - издание мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки знаменитого русского писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии. Биография Александра Васильева, как утверждает он сам, потихоньку составляется из его дневниковых записей, которые он прилежно ведет на протяжении многих десятилетий.

Коллекции

Увлечение историей моды сделало Александра Васильева заядлым коллекционером. Так, его частная коллекция исторического костюма является одной из крупнейших в мире. Наиболее ценными экспонатами являются шедевры, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют свои костюмы для пополнения этой коллекции.


Так как основной целью коллекции является не столько владение, сколько просветительская деятельность, Александр Васильев формирует на ее основе тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. В дальнейших планах историка моды - создание постоянной экспозиции, которая станет первым в России музеем исторического костюма.

Личная жизнь

Маэстро был женат фиктивным браком, который он, будучи выпускником школы МХАТА, заключил для получения французской визы. Этот брак продержался пять лет, но потом супруги расстались.


После этого личная жизнь Александра Васильева была связана только с искусством. Как иногда шутит маэстро, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Библиография

  • Красота в изгнании
  • Русская мода. 150 лет в фотографиях
  • Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
  • Серия книг-открыток «Carte Postale»
  • Я сегодня в моде…
  • Этюды о моде и стиле
  • Судьбы моды
  • Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
  • Русский Голливуд
  • Детская мода Российской империи
  • Париж–Москва: долгое возвращение

Историк моды… Именно облик Александра Васильева всплывает в памяти, когда мы слышим эти два, казалось бы, обыденных слова. Но вникните в их смысл: это человек, познавший все тонкости мировых модных тенденций всей истории человечества. Его жизнь не может быть заурядной, к его мнению прислушиваются миллионы людей во всем мире. Не его ли следует величать «иконой стиля»?

Александр Васильев: биография

Итак, родился Саша 8 декабря 1958 года в семье, мягко сказать, людей творчества: народного художника России Александра Павловича и актрисы драматического театра Татьяны Васильевой. Видимо, сын с самого детства пошел по стопам родителей, так как уже в 12 лет поставил свой первый спектакль. Но ещё задолго до этого он пробовал (и весьма успешно) свои силы на ниве создания театральных костюмов и сценических декораций. Преуспев в этом деле, он без труда поступил в МХАТ и уже в 1980-м году получил на руки диплом об окончании Постановочного факультета. После этого началась его профессиональная карьера. Сначала он устроился в один из Московских театров в качестве художника по костюмам, а уже через два года улетел во Францию, чтобы стать всемирно известным театральным декоратором.

От желающих поучиться у развивающегося художника не было отбоя, поэтому Александр Васильев принимает решение стать ещё и педагогом. Свои лекции и мастер-классы он проводил на четырех языках, а проходили они буквально по всему миру.

Телеведущий-2009

Начало нового века сулило Васильеву новые возможности. В 2002 году он начинает свою работу на телевидении. Он стал автором и ведущим программы «Дуновение века», которая транслировалась на канале «Культура». Параллельно Александр Васильев открывает собственную студию дизайна в столице, с помощью которой он планирует популяризовать богатые русские традиции и представить их в «парижском лоске».

Не забывает он и о своей педагогической деятельности - преподает теорию моды в МГУ и других крупных отечественных вузах. Начиная с 2005-го года, Александр открывает свою гастролирующую школу, которая набирает слушателей и совершает с ними туры в мировые столицы моды.

В 2009 году, с выходом на голубые экраны передачи «Модный приговор», Александр Васильев стал известен широкому кругу зрителей. И хоть фанаты бурно восприняли замену Славы Зайцева новым телеведущим, всегда уверенный в себе Саша быстро завоевал их симпатию.

В том же году модный критик становится руководителем Московской Академии Моды при «Останкино».

Награждён - значит, признан

«Лилии Александра Васильева» еще раз подтверждают его всемирно признанный вкус в моде. Этой международной премии удостаиваются лишь самые достойные, по мнению Васильева, интерьерные работы российских и зарубежных дизайнеров. Лауреаты в качестве приза получают фирменные hand-made лилии, каждая из которых имеет свой номер и паспорт.

Сам Александр также не страдает от недостатка признания: он торжественно награждён медалями Дягилева и Нижинского, Золотой медалью российской Академии художеств за вклад в развитие отечественного искусства, а также орденом «Меценат». Кроме того, он дважды становился лауреатом награды «Тобаб», а в 2011 году вступил в ряды почётных членов Российской художественной академии.

Жизнь в музее

Оказывается, экстравагантного модельера и коллекционера Васильева можно встретить в обычном антикварном магазине или на рынке. Конечно, где же ещё можно с такой лёгкостью найти старинную вещицу и добавить её в свою коллекцию! А собирает Александр буквально всё, что только в голову может прийти, но его гордость - собрание нарядов с многовековой историей, которое по приблизительным меркам стоит около двух миллионов евро.

Надежда Бабкина - коллега дизайнера по съемкам передачи «Модный приговор» - поделилась с журналистами впечатлениями от увиденного ею в доме Васильева. По её словам, жилье Александра очень напомнило ей какой-то огромный музей. Здесь есть всё: от дивной красоты старинных платьев и шляпок до антикварных шкатулочек и прочих деталей интерьера. Но самым ценным экспонатом в этой коллекции всё равно является сам Александр Васильев. Биография выдающегося 55-тилетнегохудожника, модельера, критика и просто экстравагантного и очаровательного мужчины не позволит в этом усомниться.

Золотой юбиляр

Да-да, именно 55 лет исполнилось Васильеву в 2013 году. А ведь и не скажешь! Человек молод душой и телом, так искренне любит искусство и в свои годы уже стал его неотъемлемой частью. Но гадать, сколько лет Александру Васильеву, не приходится - он и сам этого не скрывает. А к чему это? За свои прожитые полвека он успел столько, сколько не каждому под силу будет, и при этом, как говорит сам историк моды, он сделал себя сам, хотя должное отдает родителям, которые совершили тот самый первый толчок в мир искусства.

И, как ни странно, аудитория уже не столь молодого дизайнера довольно разнообразна: его фанатками являются представительницы прекрасного пола в возрасте от 14-ти до 96-ти лет. А вот статистика персонального сайта Васильева говорит о том, что его основные поклонницы - девушки до 26 лет. Что ж, Саша, внимание женщин - всегда показатель, поэтому так держать!

Александр Васильев: личная жизнь

Как мы уже говорили раньше, Александр довольно в юном возрасте переехал в Париж. Но как это случилось? Расчетливый Саша просто женился на знакомой француженке, которая в то время была на стажировке в России. Но формальная жена Александра Васильева, с которой он пребывал в браке на протяжении четырёх лет, обо всём знала: и о том, что ему просто хотелось уехать в столицу моды, и о настоящей любви мужа. Ею оказалась художница Маша Уинбер-Лаврова, с которой тот прожил ни много, ни мало, а три великолепных года.

Коллекция - превыше всего

Ничего странного в том, что один из ведущих отечественных (да и не только) законодателей моды позволяет себе отказывать звёздам мировой величины в их прихотях. Взять даже инцидент с Николь Кидман, которую захотел бы одеть любой
дизайнер в мире. Австралийская красотка пожелала сняться в картине «Леди из Шанхая» именно в одном из коллекционных платьев Васильева. Но у того хватило дерзости отказать её агенту. Он объяснил такой поступок нежеланием портить исторический оригинал, хотя радушно предложил сымитировать понравившееся Николь платье. И если верить его словам, то ни саму Коко Шанель, ни Одри Хепберн он бы не удостоил подобной чести. Хотя, как признался модельер, он является ярым поклонником обеих легендарных женщин. Видимо, Александр Васильев свои экспонаты любит больше, чем свою популярность.

Несколько интересных фактов из жизни Васильева

  • Когда 12-тилетний Саша учился в школе, одноклассники называли его «помоечником». Всё потому, что парень уже тогда начал коллекционировать антиквариат. А где же ещё, как не на помойках, можно было в то время найти подобные вещи?
  • Именно Саша Васильев стал основоположником моды на мужские шейные платки в России, и его последователями в этом сегодня считаются Юдашкин и Зайцев, Михалков и Меньшиков.
  • Самыми стильными звёздами отечественного шоу-бизнеса Александр считает Людмилу Гурченко, Ренату Литвинову и… Максима Галкина.
  • Васильев - мастер на все руки. Даже молотком поработать для него не проблема. Особенно часто ему приходится вбивать гвозди у себя дома. Зачем? Все просто - старинные картины из собственной коллекции он развешивает самостоятельно и только на забитые собственноручно гвозди.
  • Дизайнера с мировым именем часто приглашают сниматься в кино, в основном на роли импозантных аристократов и дворянин, которым так соответствует Александр Васильев (фото его всегда чем-то напоминают нам о временах помещиков и благородных господ). А в 2012 году он даже пробовался на роль Наполеона, но по каким-то загадочным причинам все проекты с его участием заканчиваются ничем.

Васильев Александр Александрович – неординарный, талантливый человек, сумевший раскрыть свои способности на пользу обществу. Многие знают его как ведущего популярной телепередачи «Модный приговор». Известен также Александр Васильев как историк моды, выпустивший множество книг на эту тему. О его увлекательной жизни можно узнать из этой статьи.

Васильев Александр Александрович родился в 1958 году в столице России. Его родители были интеллигентными людьми, посвятившими свою жизнь искусству. Отец был Народным художником СССР, изготовлял декорации и костюмы. Мама же была актрисой, преподавала сценическую речь в театральных ВУЗах Москвы.

Понятно, что мальчик с детства был посвящен в театральную атмосферу, в тайны закулисной жизни. Он видел, как создавались костюмы и декорации, как актеры готовились к спектаклям, наносили грим, красиво одевались. Множество прекрасных костюмов запомнилось ему с детства. Так сформировался изысканный вкус Александра.

И, конечно же, он не мог удержаться, чтобы не попробовать самому творить, изобретать, создавать красоту. Свой первый костюм он создал в пять лет! А в двенадцать лет юный художник уже создавал костюмы для своего собственного спектакля.

Он также участвовал в съемках детской телевизионной передачи «Будильник». Но, к сожалению, это увлечение требовало времени, сил и не могло не сказаться на качестве учебы в школе.

Сначала мальчик был отдан в спецшколу с углубленным изучением английского языка. Но из-за плохой успеваемости ему пришлось уйти оттуда. Он поступил в школу рабочей молодежи.

Васильев Александр: ю ношеские годы

Разумеется, после окончания школы, он недолго думал над выбором своей профессии. Все было уже давно решено заранее. Саша решил осуществить свою мечту и поступил в Школу-студию МХАТ. Одновременно, с шестнадцати лет, Александр работал бутафором в театре «Современник».

После окончания учебного заведения Александр Васильев, будущий историк моды работал вместе с отцом в Театре на Малой Бронной в качестве художника по костюмам.

Вроде бы, начало карьеры положено. Впереди только светлая перспектива – реализация своих творческих планов. Но, однако, ему суждено было встретить в этом пылком возрасте свою первую любовь. Она-то все и изменила в жизни Александра…

Красивая девушка по имени Мария Лаврова завладела его сердцем. Развился бурный роман. Влюбленные были счастливы и намеревались остаток жизни провести вместе. Но…судьба распорядилась иначе.

Мама Марии вышла замуж за иностранца и увезла дочь за собой в столицу всех влюбленных. «Обещай мне, что обязательно найдешь меня в Париже!» — сказала на прощанье Маша. Он, разумеется, обещал, но совершенно не представлял себе, каким образом он выполнит свое обещание.

Выезд в капиталистическую страну был несколько проблематичен в советское время. Но спустя два года (это были нелегкие для Саши года) он встретил в МГУ француженку, которая учила в Москве русский язык. И тут у него родился план.

История молчит, каким образом это все произошло, но Александр оформил брак с этой француженкой с той целью, чтобы попасть в Париж.

Французский период в жизни Васильева

То, что случилось потом, похоже на трогательный фильм о любви. Александр Васильев нашел свою возлюбленную в Париже. Она была немного удивлена, увидев его. Потому что с трудом могла поверить, что Александр ради нее приедет в Париж. Но, к сожалению, оказалось, что Маша уже влюблена в молодого француза. В душе художника родилось горькое разочарование в женщинах. Но, так или иначе, Париж сыграл большую роль в жизни историка моды. И кто знает, если бы он не влюбился в Машу, может быть, мир не узнал бы настоящего мастера.

Париж не мог не впечатлить такого творческого человека, как Васильев. Елисейские поля, Эйфелева башня, Нотр-дам де Пари… А бесконечные лавандовые поля! Все это восхищало худенького молодого человека и откладывало отпечаток на его творчество. Сначала он жил в небольшой квартире на пятом этаже. В доме даже отсутствовал лифт. Александр привык с детства к несколько иной обстановке. Но красота столицы Франции покрывала все.

Если честно, Васильев не предполагал, что задержится так надолго в Париже. Срок визы истек быстро, но возвратиться на Родину было невозможно по многим причинам. Так он оформил вид на жительство.

Чтобы не терять времени даром, Александр поступает в школу при Лувре и получает специальность дизайнера дворцовых интерьеров. Кроме того, он самостоятельно повышает уровень знаний и навыка. К молодому мастеру стали обращаться с заказами.

Васильев стал изобретать декорации для таких известных театров как Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Картушери, Люсернер и других.

Одновременно с творческой работой Александр Александрович начал преподавать историю моды в престижных ВУЗах. Вскоре он стал сотрудничать с такими французскими знаменитостями, как: Мишель Витольд, Валери Древиль и другими.

Супруга Александра Васильева настаивала на том, чтобы он преподавал русский язык в парижском лицее. Но на это у него не оставалось ни времени, ни сил, ни желания. Разногласия и ссоры все больше появлялись в семье. Скоро супруги расстались после пятилетнего совместного проживания.

Трудно сказать, был ли этот брак фиктивным. Сам Васильев утверждает, что он испытывал нежные чувства к бывшей жене. Что все у них было по-настоящему. И к тому времени, когда он нашел свою бывшую возлюбленную Машу в Париже, он уже успел привязаться к своей француженке-жене. Поэтому он даже вздохнул немного с облегчением, что честолюбие его не пострадало.

Пик популярности

Молва о русском модельере из Парижа вскоре распространилась по всему миру. Талант и неординарность Васильева были оценены по достоинству во многих странах мира. К нему стали поступать предложения работы из Лондона, Глазго, Исландии, Японии и Турции.

Затем историк моды заключил контракты с коллегами Испании и Италии. Сотрудничая с людьми всего мира, Васильеву пришлось расширить свои знания языков. Он успешно изучил разные языки, что дало ему возможность читать лекции на французском, испанском, итальянском языках. Английский он и так хорошо знал с детства. Сам Васильев признался, что иностранные языки очень легко даются ему.

Популярность Александра Васильева как историка моды росла с каждым днем. Это в то время, когда на родине его почти никто не знал.

В 94-м году Васильев получил французское гражданство. Его приглашали оформлять балетные спектакли в разных странах мира. В японском театре, например, он оформил балет Чайковского «Щелкунчик». А во фландрийском балете он даже стал художественным директором.

Как-то в Париже Васильев был на ужине у графини де Богурдон. Там случайно оказалась знаменитая русская балерина Майя Плесецкая. Она посмотрела эскизы молодого художника и была поражена. Красота декораций и изысканный вкус мастера были оценены по достоинству.

Высокая оценка Майи Плесецкой сыграла немалую роль при знакомстве Васильева с директором Королевского балета в Антверпене – Валерием Пановым. Он сделал Александра дизайнером в этом театре, что было весьма почетно.

Одновременно Васильев сотрудничает с кинематографистами. Например, Роберто Энрико предложил мастеру создать костюмы для фильма «И приходит война». Другие режиссеры из разных стран тоже делали заказы у него костюмов для своих фильмов.

Возвращение на Родину

Скучал ли Васильев по отчизне, находясь так долго за рубежом и купаясь в лучах славы? Скорее всего, да. Потому что после распада Советского Союза он вернулся обратно, покинув гостеприимный Париж. Он всегда с благодарностью будет вспоминать Францию, но сердце его тянуло туда, где он родился и провел свои детские годы и юность.

Может быть, он вернулся и раньше, но тогда ему грозила бы служба в Афганистане. Поэтому консул посоветовал молодому человеку оставаться в Париже как можно дольше. Васильев скучал по родителям. Они часто переписывались, посылали посылки друг другу. Мама его несколько раз навещала сына в Париже.

В России Васильев продолжает активную профессиональную деятельность. В 2000-м году Александр Александрович в Самаре открыл фестиваль моды и театральных костюмов. Он назывался «Поволжские сезоны Александра Васильева».

Затем в 2002–м году знаменитый историк моды появляется на телевизионном канале «Культура». Там он организовывает и ведет программу «Дуновение века».

В следующем году в столице открывается дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева». Что же хотел показать автор в этом проекте? Он задумал представить богатые русские традиции во французском шике. Соединение этих двух диаметрально разных традиций было необычно и весьма интересно.

Васильев не оставляет также преподавательскую деятельность. Он читает лекции в МГУ, а также во многих городах России. Все с интересом слушали прославленного историка моды, наслаждаясь его изысканностью манер и поразительным багажом знаний.

Александр Васильев ведущий программы «Модный приговор»

В скором времени в Челябинске его стараниями был открыт первый в стране Музей истории моды. Васильев также часто выступает по телевидению, принимает участие в разных программах.

В 2009-м году знакомый Васильева – известный модельер Вячеслав Зайцев попросил заменить его на поприще ведущего телешоу «Модный приговор». Ему надо было отлучиться из страны на долгое время, да и состояние здоровья уже оставляло желать лучшего. Александр согласился. Это участие в популярной телепередаче принесло историку моды огромную известность среди простого населения страны.

Все зрители быстро полюбили нового ведущего за проницательный ум, светские манеры, мягкость характера, тонкий юмор и необычно вежливое отношение к участникам шоу.

С 2012 года Васильев ведет на радиостанции «Маяк» очень интересные передачи из цикла «Портреты великих модников».

В 2011 году была учреждена его личная премия «Лилии Александра Васильева». Ее могут быть удостоены лучшие авторские оформления интерьера. Это могут быть кафе, галереи, вокзалы.

Александр Васильев – автор многих книг по истории моды, стиля русских эмигрантов. Он планирует также издать мемуары Т. Лесковой – правнучки известного русского писателя Лескова. Творения Васильева издаются на разных языках в различных городах мира.

Коллекции Васильева – это особая тема. Он коллекционирует исторические костюмы. Среди них – наряды Майи Плисецкой, графини де Богурдон, княжны Щербатовой, а также советских актрис: Людмилы Гурченко, Клары Лучко, Любови Орловой и других.

В 2011 году Александр Васильев стал почетным членом Русской Академии художеств.

Личная жизнь Александра Васильева

Телеведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев понравился многим зрителям. Они сразу же стали интересоваться его личной жизнью.

После брака с француженкой (в котором не было детей) Васильев, по некоторым данным, был еще раз женат. Он женился на исландке Стефании. Но и этот брак быстро распался.

По словам Васильева он поддерживает дружеские отношения и с первой женой и с первой возлюбленной — Машей. Она часто бывает у него в гостях.

Первая жена его вышла потом замуж за своего бывшего любовника, родила от него детей. Маша тоже вышла замуж за француза, имеет двоих детей.

После этого он не состоял в браке больше. Однажды телеведущий Александр Васильев обмолвился в одном интервью о своей личной жизни, что встречается сразу с несколькими женщинами в данное время. Потому что в его природе заложена полигамность.

Но от брака тоже бы не отказался. Избранница его должна быть умной, начитанной, не истеричной, по словам самого Васильева. Должна происходить из приличного рода, иметь хорошие манеры. Он еще верит в то, что найдет свою единственную постоянную спутницу жизни.

Васильев очень любит путешествовать. Он три раза объезжал вокруг земного шара. Лежать и загорать на пляже – это не для него. Он любит трудиться в своем саду, растить цветы. Размеренное пребывание в угоду плотских потребностей он считает неприемлемым.

12 августа 2013, 10:07

УДИВИТЕЛЬНОЕ дело! Александр Васильев не артист, не политик, не музыкант, но его знают все. И при этом не путают со знаменитыми однофамильцами. Завидная участь человека, чья профессия по сей день звучит довольно экзотично - историк моды.

Впрочем, дело, наверное, не в роде занятий, а в настроении, с которым он им отдается. И в страсти, с которой говорит обо всем на свете - начиная от рецепта приготовления брокколи (витиеватое название овоща из уст Васильева с его неподражаемой интонацией звучит как песня) до перспектив развития отечественной моды.

А ЕЩЕ он с удовольствием рассуждает о белой эмиграции, остатки которой застал в Париже, о великих балеринах, чьими судьбами занимается с профессионализмом увенчанного званиями искусствоведа, о выдающихся людях, с которыми его сводила жизнь и знакомством с которыми он и гордится, и в то же время не хочет бравировать.

Даже о стоящем перед нами на столе чае Васильев умудряется рассказать какую-то историю, вызвав восторг не только официантов, но и сидящих за соседними столиками посетителей ресторана. Они, разумеется, уже узнали моего собеседника и только делают вид, что изучают меню. Невольно интервью для «Суперзвезд» превращается в творческий вечер Александра Васильева. Для полноты ощущений не хватает только записок из зала. И вопросов публики.

Александр Васильев с мамой, актрисой и профессором школы студии МХАТ Татьяной Ильиничной Васильевой, 2002 г.

Хотя нет, с последним все в порядке - в середине нашей беседы к Васильеву подходит облаченная в норковую шубку и разноцветные атласные варежки дама и на полурусском-полуанглийском языке напоминает о том, как они виделись в Париже и «месье Алекзандер» выразил желание посмотреть старинные наряды, которые хранятся у дамы. Так вот, она специально прилетела в Россию, чтобы встретиться с «месье Васильефф», и «вот надо же, какая неожиданная встреча», и так далее и тому подобное. Приходится сделать получасовой перерыв…

НАЧАЛО

НИКОГДА не думал, что историк моды может быть таким популярным.

Я, честно говоря, тоже.

А как вообще появилось это словосочетание? Не припомню никого, кто, кроме вас, называл бы себя «историк моды».

А до меня в России такой профессии и не существовало. Все называли себя «историками костюма». Пока я жил в Советском Союзе - а в этом году исполняется четверть века, как я эмигрировал, - этой темой занимались две дамы. В 50–60-е годы они были главными специалистами в этой области.

Мария Николаевна Мерцалова была родовитой дворянкой, которая была знакома еще с самой Надеждой Ламановой, единственной из создательниц моды, которая не уехала из России после революции. Ламанова одевала актрис и высший свет, включая императорскую фамилию.

Другая русская специалистка - Раиса Владимировна Захаржевская, тоже знатная дама польских кровей. Она много работала в Художественном театре, а потом долгие годы преподавала историю костюма в Текстильном институте и МГУ. Ее учеником был, например, Вячеслав Зайцев.

Между собой эти дамы, разумеется, не общались. А как вы думали, они же были конкурентками! Вспомните Шанель и Скьяпарелли, которые даже думать не хотели о существовании друг друга.

С историками моды я познакомился, когда уехал во Францию. Там была такая профессия. Мода и костюм - разные вещи. Мода - это одновременно вид искусства и вид коммерции, очень взаимосвязанные между собой. Когда меня спрашивают, что важнее в моде - деньги или талант, я отвечаю, что важно все, 50 на 50.

Сегодня моду хотят сделать чуть ли не алгеброй и геометрией, то есть точной наукой. Не думаю, что это хорошо. Еще никому и никогда не удавалось предугадать тенденции в моде надолго. Потому что, если бы это было возможно, мы бы никогда не расставались со своими вещами. Потому что знали бы, когда тот или иной костюм снова войдет в моду.

Если вы скажете, что мечтали о профессии историка моды с детства, я вам не поверю. Вы родились-то в стране, которая вовсю строила коммунизм…

О, об этом я никогда даже не думал. Я родился в семье знаменитого театрального художника и актрисы. Обе семьи - и папина, и мамина - имели глубокие корни в дореволюционной России. Впрочем, все семьи имеют такие корни, только не все о них знают. Просто дворяне хранят воспоминания о своих предках, а другие - нет. И в результате даже не знают, где похоронен их прадедушка и что у него на могиле - крест или плита.

Так вот, с самого детства меня интересовало все, что связано с искусством. Я на помойках собирал всевозможные антикварные вещи, которые за ненадобностью выбрасывались из домов. Тогда ведь в Москве было всего три антикварных магазина.

Я всегда знал, что уеду из Советского Союза. С 10 лет был уверен, что буду жить элегантной жизнью. Поверьте, лучшей жизни, чем эмиграция, не существует. Только оказавшись в чужой стране, ты можешь абстрагироваться и оказаться в ситуации, когда тебя будут оценивать не по связям и деньгам, которые ты имеешь, а по тому, что ты из себя на самом деле представляешь.

Все, чего я добился в своей жизни, я сделал именно в эмиграции - в Европе, Австралии, Японии, Южной Америке. Я единственный русский театральный художник, который работал в 30 странах мира.

Когда мне вновь позволили приехать в Россию - а это произошло лишь в начале 90-х, - я не был востребован русскими театрами. Многие воспринимали меня лишь как историка моды или создателя интерьеров для состоятельных людей. Почему? Здесь своих художников хватает, и обращаться к ним, видимо, дешевле.

Александр с мамой в саду своего литовского имения, 2002 г.

А КАК ваши родители относились к желанию сына уехать из страны? Или вы от них свои планы скрывали?

Зачем? Они все знали. Нормально относились, потому что знали разницу между жизнью в СССР и в других странах.

Папа часто ездил за границу, а в те годы это было настоящим событием. Привозил мне красивую одежду. Я всегда был большим модником, одевался лучше всех своих одноклассников. А учился я в английской спецшколе.

Специально занимались языками?

Испанский и итальянский выучил уже за границей, когда начал работать в местных театрах. А здесь учил английский и французский. Часто ходил во французское посольство, где устраивали киносеансы. Перед зданием стоял бравый советский милиционер, который внимательно осматривал входящих и требовал документы. У всех, кроме меня. «Бонжур, месье», - обращался он ко мне, будучи уверен, что я - ребенок кого-то из сотрудников посольства.

Меня вообще почему-то всегда принимают за иностранца. Хотя я русский и горжусь этим. И никогда не строю из себя иностранца. Даже когда перебрался во Францию, не стал менять фамилию. Хотя французы мудро предлагали мне это сделать.

Я отказался и сейчас об этом жалею. Поменяй я фамилию, мог бы значительно больше работать во Франции. Дело в том, что там долгие годы существовала квота - только 8% иностранцев могут работать в сфере культуры. Чтобы этого избежать, необходимо, что называется, офранцузиться. Ради этого знаменитый французский режиссер Вадим Племянников стал Роже Вадимом, а Марина Байдарова- Полякова стала Мариной Влади. Французы не слишком любят иностранные фамилии.

Уехав из Союза, вы сразу нашли работу во Франции?

Ровно через два месяца. Мне удалось уехать, так как я женился на француженке. Тогда это был единственный способ.

Франция приняла меня довольно благосклонно. Два месяца я отдыхал - купался в океане, путешествовал по Бордо. Мне не пришлось на себе испытать, что такое безработица. Из СССР я ведь уехал не просто 23-летним молодым человеком. Я был здесь художником по костюмам Театра на Малой Бронной, где одевал звезд - Ольгу Остроумову, например. И снимался в кино.

Вы имеете в виду художественные фильмы?

Да. Я в детстве вообще был настоящей звездой. Вел на телевидении детские передачи «Колокольчик» и «Будильник» с Надеждой Румянцевой. Играл в фильме «Кто спасет парня» роль сына Соломина, в «Скорпионовых ягодах» - роль внука Гоголевой. Но это все телефильмы 60-х годов, которые сегодня никто не помнит.

Это вас благодаря известным родителям приглашали?

Ну конечно. В возрасте 8 лет я прошел первые пробы на ТВ, где был нужен ребенок. Мама играла в фильме «Женька-наоборот», и артистам предложили привести своих детей. Я оказался одним из немногих, кто пробы прошел, так как не боялся камеры и быстро учил текст. А потом мне предложили вести передачи, в том числе «Спокойной ночи, малыши!».

На улицах узнавали?

Не то слово! Я не мог ездить в метро. На телевидение мне присылали мешки писем. Писали просто: «Сане Васильеву, ТВ, Москва». Авторами были, разумеется, дети. Мама заставляла меня на все отвечать - писала своим почерком адрес, а я надписывал «Привет из Москвы». Первый автограф дал в 5 лет.

Почему же не пошли в театральный институт после школы?

А я и хотел. Но не сложилось. И сегодня счастлив, что не стал актером. Потому что в таком случае не имел бы никакой работы на Западе. Только во время немого кино русские актеры могли сделать хорошую карьеру. А как только появился звук, они сразу перешли на вторые роли - шпионов, таксистов и так далее.

ВСТРЕЧИ С ГРАФИНЕЙ

ПРИЕХАВ четверть века назад в Париж, вы наверняка застали там представителей русского дворянства, эмигрировавших после революции.

Всю эмиграцию можно было застать в 20–30-х годах. А я застал остатки, общался со многими русскими балеринами. Лично знал Бориса Кохно, Сержа Лифаря.

Вы были знакомы с великим Лифарем, любимым танцовщиком Сергея Дягилева?

Я бы не сказал, что очень хорошо знал его. Зачем Лифарю было общаться с мальчиком 23 лет? Но мы были знакомы, нас представила друг другу Майя Плисецкая, которая танцевала в его балете «Федра». Мы встретились в Лионе, и он, разумеется, произвел на меня мифическое впечатление. Когда ко мне сегодня боятся подойти, считая меня мифическим персонажем, мне становится смешно. Потому что для меня таковыми являлись совсем другие люди.

Каким был Лифарь? Очень моложавым, гладко выбритым, с крашеными волосами. По-русски говорил, как мы с вами. Я очень дружил с его вдовой, шведской графиней Лилиан д’Алефельдт. Они никогда не были венчаны, но долгие годы жили вместе. Графиня помогла Сержу, когда он переживал не самые легкие времена.

На семинаре по истории костюма в Академии искусств. Гонконг, 1995 г.


Вы же знаете, что Лифарь после войны был с позором выгнан из Гранд-опера за то, что показывал ее Гитлеру и, по слухам, летал на его личном самолете в Киев повидаться с родственниками. Потеряв место, Лифарь познакомился со шведской графиней - молодой и красивой, которая только что вернулась из Индии и Непала и была покрыта дарами магараджа - изумрудами и бриллиантами.

Вообще-то Лилиан имела виды на Вову Романова, сына Матильды Кшесинской и великого князя Владимира Романова. Но Вова-младший ездил на велосипеде, пил вино и женитьбой не интересовался. А вот Лифарь произвел на нее впечатление. Он тогда жил в комнате для прислуги, где была свалена его коллекция рукописей Дягилева, миниатюр пушкинской эпохи, писем Пушкина жене. Почему он не продал все это? А тогда не было особого интереса к Дягилеву, все началось лишь в конце 60-х, когда с аукциона «Сотбис» были проданы костюмы и эскизы к его балетам.

Графиня сняла Лифарю очаровательную квартиру на площади Мексики и, пока он был в Финляндии, перевезла туда все, что у него было. «Вместе с пылью», - как она мне сказала. Включая неразобранную два года рождественскую елку. Это очень тронуло Сержа, и они стали жить вместе.

После его смерти графиня Лилиан пыталась завести новую семью. Она тогда была молода, ей было всего около 83 лет. Вскоре она вышла замуж за русского гитариста и прожила с ним в браке более 10 лет. Расстались супруги, так как муж нерегулярно исполнял супружеский долг. Ему, кстати, тогда было около 40 лет.

Иногда графиня звонила мне и говорила: «Александр, вы могли бы прийти ко мне в отель? Часа в два ночи. Это будет самое удобное время». Она принимала меня в пеньюаре и говорила: «Мне нужны ваши услуги переводчика». Протягивала письмо Баланчина к Лифарю, написанное в довольно скабрезных выражениях. Баланчин писал о том, чтобы Лифарь поближе познакомился с балериной Алисией Никитиной, женские качества которой произвели на него впечатление во время последнего визита в Монте-Карло.


С Еленой Образцовой

Письмо было написано в довольно вульгарной форме, и я не решался дословно перевести его графине. Решил пунктиром обрисовать содержание письма: «Здесь речь идет о балерине Никитиной и связи Сережи (так мы между собой называли Лифаря) с ней». Графиня рассмеялась: «А я ведь знала, о чем письмо. Просто мне хотелось проверить, насколько вы невинны». На этом мы раскланивались. Хотя, возможно, графиня и хотела, чтобы я остался. Что, впрочем, впоследствии с успехом и сделал русский эмигрант.

На сцене национальной оперы Японии в Токио после премьеры балета «Дама с камелиями», 1996 г.

в Мексике в период подготовки спектакля «Баядерка», 1998 г.

НА ФРАНЦУЗСКОЙ ВОЛНЕ

КАКОВО было ваше возвращение в Россию?

Я приехал в Москву в 90-м году, до этого меня не впускали. Приехал, чтобы повидаться с отцом, который уже болел и вскоре скончался.

Меня сразу же окружила вниманием русская пресса. Хотя приблизительно до 93-го года я даже не предполагал, что могу читать здесь лекции. В результате я занял здесь то место, которое принадлежит мне и сейчас. Разумеется, это разозлило многих моих коллег. Они ведь тоже хотели внимания. В мой адрес стали раздаваться всевозможные колкости.

Как я реагировал? Поначалу переживал. А потом включил французскую волну. Французы ведь равнодушны к переживаниям других людей. А русские люди, наоборот, очень душевны и любят сопереживать.

Когда я понял, что вызываю ревность и зависть, то перестал на это реагировать. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Почему мои книги становятся бестселлерами и именно меня хотят слушать? Не знаю. Се ля ви! Я ни у кого не воровал славы. Теперь я предоставляю своим завистникам и недоброжелателям злиться в собственном стакане с лимоном и раздражаться.

У меня на это просто нет времени. Я постоянно в поиске. Каждый день сижу в Интернете и покупаю платья. У меня собрано около 10 тысяч предметов, огромная коллекция. Хотите, расскажу, что купил этой ночью? Оперное манто нефритового цвета из панбархата, отделанное белым песцом, 1926 года, с рукавами «летучая мышь», которое в тон подходит одному бисерному платью из моей коллекции. Нефритовый цвет довольно редко встречается. Я до 4 утра торговался. И в результате упустил красное муслиновое платье 1935-го, разница в цене была всего три доллара.

Вы довольно трепетно относитесь к костюмам. А сами как одеваетесь?

Так, как мне удобно. Будучи центром всеобщего внимания, я невольно превратился в икону стиля. И это стало для меня обузой. Раньше я любил наряжаться, был жертвой моды - носил шляпы с мертвыми птицами на полях, каракуль, манто и пелерины, горжетки и прочее, прочее. Я, кстати, стал единственным русским, чья квартира попала в английскую книгу лучших интерьеров в стиле «декаданс».

часть интерьера


В Париже меня окрестили самым эксцентричным парижанином. Но я сам себя таковым не считаю. И в Москве, когда я не на телевидении, стараюсь одеваться неброско, чтобы не привлекать внимания. Не хочу, чтобы на меня все смотрели. Хотя, разумеется, если выйду на сцену, то наряжусь и буду переливаться всеми цветами радуги.

Слышал, вы недавно стали студентом.

Аспирантом МГУ, если точнее. В России ведь очень любят «корочку». Ничего, отучусь, получу степень кандидата искусствоведения, а потом, назло ворчуньям, защищу еще и докторскую. Мечтаю стать академиком. А потом министром культуры России.

Игорь ИЗГАРШЕВ (АиФ, 2007 год)


Родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Отец, Александр Васильев-старший (1911 - 1990), - народный художник России, член-корреспондент Академии художеств, создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева-Гулевич (1924 - 2003), - драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съемках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник». Свой первый спектакль-сказку «Волшебник Изумрудного города» оформил в 12 лет.

В 22 года А. Васильев окончил Постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра.
В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак - керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует ее подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

Александр Васильев награжден медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году Васильеву была присуждена премия «Народное признание». В 2011 году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

Александр Васильев - автор трёх десятков книг. Его книга «Красота в изгнании» с 1998 по 2008 год выдержала шесть переизданий на русском языке, а в 2000 году была издана в Нью-Йорке на английском языке. Книга была названа лучшей иллюстрированной книгой 1998 года[источник не указан 181 день]. Васильев - автор книги «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (Издательство «Слово», 2004), в которой представлено свыше 2000 фотографий по истории русской, советской и постсоветской моды c середины XIX века до начала XXI века. Помимо иллюстраций в книгу включены тексты из модных журналов разных эпох, интервью с манекенщицами, знаменитостями, дизайнерами моды.

Всего Васильевым было выпущено 29 книг по истории костюма и моды общим тиражом около 80 тысяч экземпляров, большинство из которых иллюстрированы фотографиями из коллекции автора.

На страницах книги «Русские интерьеры» Васильев воссоздал убранства российских дворцов, дворянских усадеб, купеческих и мещанских домов, общественные интерьеры Царской России. Книга получила широкий резонанс в профессиональной среде.

Александр Васильев планирует начать очередную книгу - воспоминания правнучки писателя Николая Лескова - Татьяны, примы русского балета в Монте-Карло и многолетнего директора балета в Рио-де-Жанейро.