Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

Халяпина Л.Н.

Роман «Мы»

История создания и жанр

Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за грани­цей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетво­рённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счаст­ливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр уто­ пии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надеж­ды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы лю­ дей - и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное госу­дарство, просуществовавшее 70 лет.

Краткое содержание

У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строи­тель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против госу­дарства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт на­казание.

Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионно­го тела».

Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой - с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане - это нумера, которые лишены возможности любить.

Изображение будущего

Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Без­душная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё про­думано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы».

Главный конфликт

Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Госу­ дарства . Единое Государство в романе - это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я».

Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы.

Главный герой - Д-503

В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нуме­ров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обра­ботки, цель которой - приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять.

Тематические задания по типу ЕГЭ

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В 1- В7; С1- С2.

Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой.

Воздух - из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух - 1 и R - рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие - ненавистные мои - лохматые руки.

В руках у всех - бляхи с часами. Одна. Две. Три… Пять минут… с эстрады - чугунный, медленный голос:

- Кто «за» - прошу поднять руки.

Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, - прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку.

Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал - что, и не было силы - я не смел посмотреть…

Кто «против»?

Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно - а кругом у всех бледнеют лица, у всех - холодные капли на лбу.

Я поднял глаза - и…

Это - сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмах­нули вверх - «против» - упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I , ее поднятую руку. В глазах потемнело.

Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем - как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера - на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Храни телей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами - возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов - как на чудовищном экране.

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или словосочетаний.

В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде?

В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествова­тель (запишите слово в именительном падеже)?

В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рас­сказчику?

В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочета­ния «установленный обычаем» в начале фрагмента?

В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже).

В6. Какое изобразительно-выразительное средство использова­но в следующем предложении: «Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку»?

В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на со­единении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)?

Ответы на задания В1-В7

В1

День Единогласия

В2

Интеграл

В3

Д – 503

В4

Анафора

В5

Чудовищный

В6

Сравнение

В7

Оксюморон

    Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 - 10 предложений)

С1. Почему когда-то любимый праздник теперь вызывает у ге­роя-рассказчика не благоговение, а тревогу?

С2. В каких произведениях русской литературы изображены кар­тины восстания или бунта против власти и в чем они близки роману Е. Замятина «Мы»?

    Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему свои личные записи герой романа Е. Замятина реша­ет озаглавить «Мы»?

Используемая литература

    Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

    Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

  1. Что вам известно об ? Когда он был написан?
  2. В чём разница между утопией и антиутопией?
  3. Кто, кроме Замятина, писал антиутопии в литературе 20 века? Есть ли предшественники у Замятина? В чём сходство и различие романов Оруэлла и Замятина?
  4. В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии?
  5. Почему роман представляет собой записки одного из жителей Единого государства? Зачем автору потребовался «взгляд изнутри»?
  6. Какое представление о Едином Государстве складывается у читателя при чтении дневника Д-503? По каким признакам можно установить, что это тоталитарное государство?
  7. Как регламентируется жизнь человека в Едином Государстве? Есть ли положительные последствия у такой регламентации?
  8. Могут ли в таком государстве жить нравственные, добрые люди? Почему?
  9. Как относится к Единому Государству и установленному в нём порядку рассказчик? Как и в связи с чем это отношение меняется?
  10. С какой целью в роман введён образ I-330? Чем она привлекает главного героя? Почему он постепенно утрачивает свои прежние убеждения?
  11. Чем отличается I-330 от О-90? Кто из них по-настоящему любит героя? Почему вы так думаете?
  12. В чём сложность образа Благодетеля? Можно ли сказать, что он – отрицательный герой романа?
  13. О чём Благодетель беседует с Д-503? Прав ли был герой, попытавшийся восстать против Единого Государства?
  14. Какое настроение оставляет финал романа?

Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...


Она так очаровательно-розово слушала — и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья, — прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну, вот придется переписывать.— Милый Дэ, если бы только вы — если бы...

ПОЧЕМУ ПЛАКАЛА ГЕРОИНЯ?


_____________________________________________

Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. И какой был бы смысл во всех бесчисленных жертвах Двухсотлетней Войны, если бы в нашей жизни все-таки еще оставался повод для зависти.


ЧТО МЕШАЕТ АБСОЛЮТНОМУ СЧАСТЬЮ?

___________________________________________________________

Ровно в 17 я был на лекции. И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что я невольно обманул старуху — так мучило меня и мешало слушать. Да, не одна: вот в чем дело.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МУЧИЛО И МЕШАЛО СЛУШАТЬ?

После 21 ½ — у меня был свободный час. Можно было бы уже сегодня пойти в Бюро Хранителей и сделать заявление. Но я после этой глупой истории так устал. И потом — законный срок для заявлений двое суток. Успею завтра: еще целых 24 часа.

ЧТО ЗА ЗАЯВЛЕНИЕ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

Ушла. Я один. Два раза глубоко вздохнул (это очень полезно перед сном). И вдруг какой-то непредусмотренный запах — и о чем-то таком очень неприятном... Скоро я нашел: у меня в постели была спрятана веточка ландышей. Сразу все взвихрилось, поднялось со дна. Нет, это было просто бестактно с ее стороны — подкинуть мне эти ландыши. Ну да: я не пошел, да. Но ведь не виноват же я, что болен.

ЧЕМ БОЛЕН ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

И я вместе с ним мысленно озираю сверху: намеченные тонким голубым пунктиром концентрические круги трибун — как бы круги паутины, осыпанные микроскопическими солнцами (— сияние блях); и в центре ее — сейчас сядет белый, мудрый Паук…

КТО ЭТОТ ПАУК?

_____________________________________________________________

Вспомни: вот ты — разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там — пусть ловят! Ты — бредишь. Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля — пьяная, веселая, легкая — плывет...

ГДЕ ОНИ СПРЯТАЛИСЬ?

_______________________________________________________________________

— Послушайте, — сказала мне I, — эта женщина, кажется, поставила себе целью охранять вас от меня, как малого ребенка. Это — с вашего разрешения?


О КОМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

А мы — пока знаем, что нет последнего числа. Может быть, забудем. Нет: даже наверное — забудем, когда состаримся — как неминуемо старится все. И тогда мы — тоже неизбежно вниз — как осенью листья... с дерева — как послезавтра вы... Нет, нет, милый — не ты. Ты же — с нами, ты — с нами!

О ЧЕМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

И мне было ясно: все решено — и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя, — но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что только убитое и может воскреснуть.

ЧТО СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

— Понимаете («п» — фонтан) — древняя легенда о рае... Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье... Нет, вы дальше — дальше слушайте! Древний Бог и мы рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему — тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову — этика, неэтика... Ну, да ладно: словом, вот этакую вот райскую поэмку, а? И при этом тон серьезнейший... понимаете? Штучка, а!

Анализ романа "Мы" :


  • История создания и смысл названия романа : Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка
  • Образ автора в романе : По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент. Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
  • Мир Единого Государства : В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера, прямые просматриваемые улицы, площади. Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей»
  • Жанр и сюжет романа : Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
  • Образ Д-503. Характеристика главного героя : Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями» . Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией.
  • Любовь в романе : Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.
  • Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа : Для Замятина было очень важно зримо представить себе героя, его внешность, которая во многом определяла внутренний мир героя. Писатель много над этим размышлял, экспериментировал, вывел определенную теорию, которую применил в своей художественной практике. Опыт Е. Замятина свидетельствует, что писатель мастерски владеет не только приемами звуковой, но и зрительной характеристики персонажей. Один из самых характерных для Е. Замятина приемов характеристики персонажа – точный выбор имени героя, причем важными оказываются и зрительные, и слуховые впечатления.
  • Женские образы в романе (I-330, O-90, Ю) : Еще в 1920-е годы современниками Е. Замятина было замечено, что женские персонажи писателю особенно удаются. В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 — сильные характеры, — не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини — совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
  • Христианская и числовая символика в романе : Христианская символика активно используется в романе. Иногда христианские мотивы присутствуют в опосредованном виде. Например, голод в Едином Государстве устранен с открытием нефтяной пищи , которая, по сути, замещает древнейший символ христиан — хлеб. Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистическо-символическое содержание в учении христиан. В функции наиболее знаменательных, ключевых стали использоваться числа, хорошо известные по Священному Писанию, – прежде всего 3, 7, 12.
  • Роль художественной детали : При всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм , т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике . Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.
  • Цвет в романе, зримость, живописность романа : Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет , в противоположном мире — за Зеленой Стеной царитмногообразие красок, пестрота, разноцветье .
  • Импрессионистичность романа : Одна из особенностей замятинского романа – импрессионистичность, штриховой, пунктирный характер изображаемого, в результате чего воссоздается целостная объемная картина. Замятин почти никогда не дает развернутых описаний чувства, переживания героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает переживание, чувство в целом. Целостная картина создается уже в воображении читателя, Замятин доверяет читателю и предоставляет ему право сотворчества.
  • Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе : Еще одна особенность замятинского психологизма, наряду с импрессионистичностью, — повышенная экспрессия, экспрессионистичность. Предельная эмоциональная напряженность — это отличительная, одна из самых характерных черт замятинской манеры письма. И в этом сказывается влияние экспрессионизма 1910–1920-х годов. Экспрессионизм с его преувеличенностью, заостренностью и условностью образов как нельзя лучше подходит для замятинского романа-опровержения, романа-предупреждения. Автору важно обнажить, заострить мысль, довести ее до абсурда и тем самым скомпрометировать.
  • Различные «коды» прочтения романа. Современность романа : У романа "Мы" за восьмидесятилетнюю его историю сложились свои традиции, коды прочтения. Долгие годы преобладало идеологическое, социологическое прочтение романа, в перестроечные годы оно, естественно, укрепилось в связи с тем, что кардинально пересматривалось прошлое страны. В последние же годы содержание романа вписывается в более широкий контекст — в мировую историю ХХ века.

Вопросы к уроку-семинару по роману Е. Замятина «Мы».

Тема урока: «СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться…,но главное для него в том, чтоб и все уверовали в того и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.»
2. По толковому словарю Ожегова, Даля или Виноградова найдите трактовку слов: «СЧАСТЬЕ», «СКРИЖАЛИ». Подберите ассоциации к слову «счастье».
3. В чём заключается «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? (Запись 5-я)
4. В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?
5. Назовите характерные черты изображённых людей?
7. Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив?
8. Почему в Едином Государстве казнь становится праздником?
9. Вспомните, что Д-503 говорит о правах человеческой личности. (Запись 20-я).
10. Докажите, что стремление к слиянию с массами, к растворению собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека эпохи и литературы 20-х годов ХХ века.
11. Как проходят выборы?
12. Почему в Едином Государстве нет тюрем?
13. Вспомните особенности Государственной поэзии.
14. Является ли человеческая жизнь ценностью в Едином Государстве?
15. Остались ли поводы для зависти в Едином государстве?
16. Портрет I-330 . Чем она отличается от других героев произведения?
17. Происходят ли изменения с Д-503 после знакомства с I-330? Если «да» , то какие?
18. Получив фиктивную справку о болезни, герой испытывает переживания: «Я крал работу у Единого Государства, я- вор, я – под машиной благодетеля.» Почему страх перед физическим уничтожением лишь вторичен после ужаса по соображениям морали?
19. В чём символика числа «корень из -1»?
20. В чём заключается «Великая операция»? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330 ? (Запись 31-я)
21. Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я)
22. Что такое ОКСЮМОРОН? Найдите в тексте оксюмороны. Какова их функция?
23. В чём смысл названия романа Замятина?
24. От чего пытается предостеречь Замятин?
25. Что такое антиутопия?
26. Приведите примеры тоталитарных государств из истории.