ХОРЕОГРАФ

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями, и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности.

Кто же такой хореограф и чем он занимается?

Хореограф – это деятель искусства, инструктор по танцам, постановщик танцев, учитель танцев.

Само искусство танца называется хореографией. Если руководствоваться происхождением этого слова (с древнегреческого «choreia» переводится как пляска, «grapho» – описываю), то его можно понимать как запись танцевальных движений с помощью особых символов. Создание этих движений и составление из них целого произведения – удел хореографов.

Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции. Хореограф работает с группой танцоров, распределяет между ними созданные образы, учитывая при этом способности и характер каждого. Также этот специалист подбирает музыку и костюмы. Во время занятий он трудится над отработкой техники исполнения танца коллективом. Хореографы могут работать в школах танца, фитнес-центрах, а также давать частные уроки.

Какими навыками и качествами должен обладать хореограф?

Для того чтобы придумать танец, человеку понадобятся богатая фантазия, творческое мышление и знание большого количества танцевальных элементов. Хореограф, как любой танцор, не состоится без музыкального слуха и чувства ритма. Работая с танцорами, хореограф должен сохранять доброжелательность, спокойствие, готовность к долгому сотрудничеству с одной и той же командой. Хореографу нужно учитывать, что иногда ему придётся работать в условиях сильной загруженности и гастрольных разъездов. Отличная физическая форма и способность работать в любое время суток – незаменимые качества хорошего специалиста в этой области.

Хореографу необходимо быть не только профессиональным танцором, но и настоящим интеллектуалом, знатоком различных видов искусства. Он должен уметь создавать танцы как с помощью переработки чужих работ, так и на основе исключительно собственных идей. Кроме занятий с группой, ему предстоит вести переговоры с артистами, музыкантами, дизайнерами, техническими работниками, PR-менеджерами.

Как показывают результаты анкетирования, профессия Хореографа подразумевает преимущественно физический труд. Хореограф должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Где учат профессии «хореограф»?

В колледжах, училищах и в высших учебных заведениях.

Хореографические училища и колледжи Санкт-Петербурга:

· ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

· СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

· Колледж «Звездный»

Высшие заведения с кафедрой хореографии в Санкт Петербурге:

· Санкт-Петербургский государственный университет

· Санкт Петербургский Государственный Институт Культуры

· Санкт Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

· Российский Государственный педагогический Университет имени А.И. Герцена

История формирования профессии «хореограф»

Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.

История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.

В 14-16 веке пришла мода на классику и появился балет.

В 15-м веке людей, которых можно было бы назвать хореографами, было совсем немного. Сейчас известно лишь про тех из них, которые писали про танцы, работы остальных утеряны. Доменико из Пьяченцы (DomenicodaPiacenza), или Доменико Феррарский (DomenicodaFerrara) был одним из таких хореографов.

Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.

Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как «природа», «естественность» и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.

Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, ЛоиФуллер.

Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, СигурдЛидер а также не связанные напрямую с Лабаном, ГрэтПаллука, РозалиаХладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.

И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, ХаняХольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.

С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как «безобразное», уродливое, его проживание.

Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому манера движения в танце носила естественный, простой характер.

Ответить на этот вопрос довольно легко. Просто в какой-то момент я поняла, что хочу связать свою жизнь с хореографией, творчеством и искусством. Но этот момент настал только тогда, когда я перешла в одиннадцатый класс. До этого, я не сильно заботилась о выборе будущей профессии. И сейчас я ни сколько не жалею о своем выборе и точно знаю, что всегда буду любить свое дело.

Мое знакомство с миром танца произошло, когда мне было шесть лет. Мама отдала меня в кружок по танцам, где я прозанималась около двух лет. После чего, я сказала маме, что мне там больше не интересно, и я хочу заниматься и танцевать в другом месте. Мы танцевали одни и те же хореографические номера, и мне наскучило это. Мама тоже не видела там дальнейшего развития для меня и отдала во Дворец детского творчества в Образцовый театр танца «Смерч», где я обучалась 10 лет. Я, можно сказать, выросла там и безумно благодарна своей руководительнице и другим педагогам, которые очень много вложили в меня. Наверное, то, что все мое детство и подростковый период прошли в культурной среде, в творчестве, танцевальном искусстве, постоянных выступлениях на сцене, поездках, конкурсах и фестивалях, и повлияло на выбор моей будущей профессии. По окончании образовательной программы я получила диплом о дополнительном образовании. К тому времени я уже точно знала, что хочу поступать на хореографию. Я очень рада, что в нашем институте появилось очное отделение по данному направлению, иначе мой выбор, скорее пал бы на другую специальность. Во-первых, потому что родители не одобрили бы заочное обучение, да я и сама считаю, что заочная форма не дает таких обширных знаний и навыков, которые ты сможешь получить, обучаясь на очном отделении. Во-вторых, я не хотела уезжать поступать в другой город. Сейчас я учусь на 2 курсе. Моя специальность — балетмейстер- . Помимо учебы, я работаю в Муниципальном культурном центре нашего города в должности артиста ансамбля. Наш ансамбль принимает активное участие в культурно-досуговой деятельности города. Репертуар ансамбля танца отличается своей разножанровостью. Мы исполняем как классическую и народную хореографию, так и эстрадную и современную, включая стилизации. Еще я работаю как педагог в танцевальной студии. Мои ученики – детишки 5-6 лет. Работа с детьми – это большой труд и ответственность. Но эмоции, которые получаешь от работы с ними, непередаваемые. Мне нравится совмещать исполнительскую и педагогическую деятельность в своей профессии. Я считаю, что это очень важно. Ведь, чтобы быть успешным в своей профессии и продвигаться по карьерной лестнице вверх, нужно знать свою работу со всех сторон.

Одним из главных отличий моей профессии от других является то, что она связана с творчеством. Творчество — это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Творчество в моей профессии — это кропотливый и упорный труд, но также вдохновение и удовольствие от выполняемой работы. Балетмейстером сможет работать далеко не каждый человек. На мой взгляд, лишь творческая личность способна преуспевать в этой профессии. Здесь нужно отдаваться целиком и полностью, жить работой, вдохновляться, мыслить образами, много читать и смотреть, а также постоянно совершенствоваться. Но это того стоит. Источником развития творческой личности можно считать потребность к самореализации, самовыражению. В процессе творчества происходит преобразование самой личности, её обогащение и саморазвитие. Сочинение танца — процесс сложный и длительный. Нужно иметь определенные способности (волевой контроль, работоспособность, устойчивость внимания, стойкость, выносливость) и уметь погружаться в творческий процесс. Поэтому хореограф должен иметь комплекс психофизических качеств, делающих его пригодным к творческой деятельности. Балетмейстер, как мне кажется, должен обладать огромным воображением, иначе ему придется очень нелегко. И главным, на мой взгляд, для балетмейстера является его хореографический стиль, его индивидуальность и отличие от других. На этом мне хотелось бы заострить внимание, так как в наше время многие люди, работающие в сфере искусства, пытаются копировать чей-то стиль, подражать кому-то, а что еще хуже, присваивать чужие творческие работы себе. Для каждого балетмейстера характерны определенные стилистические особенности, нередко позволяющие определить автора хореографического текста. Стиль балетмейстера зависит от: темперамента, воспитания, культуры, образования, таланта, вкуса, мировоззрения. Стилистика определяется набором танцевальной лексики. Нужно пытаться создавать что-то свое, иначе кому такое творчество вообще нужно?

В завершении, мне хотелось бы сказать, что искусство танца – единственное из искусств, где инструментом является лишь человеческое тело. Танец может выразить то, что нельзя сказать словами. Язык танца универсален, так как не имеет границ и понятен каждому. Танец требует не только участия тела, но и души, и разума. И люди, полностью погрузившиеся в волшебный мир танца, остаются преданными ему до конца. Многие считают, что профессия хореографа — несерьезная, и не требуется особого ума, чтобы работать в этой сфере. Я хочу сказать лишь одно: они сильно ошибаются. Я счастлива, что выбрала именно эту профессию.


Справка

Танцы сопровождают человечество ещё с давних времён. Об этом свидетельствуют наскальные изображения танцующих людей, обнаруженные на территориях Индии и Египта и датируемые 3300 годом до н.э. В те времена танец использовался как часть ритуала, церемонии или, например, как знак внимания. Сейчас танец считается одним из видов искусства.

Само искусство танца называется хореографией. Если руководствоваться происхождением этого слова (с древнегреческого «choreia» переводится как пляска, «grapho» - описываю), то его можно понимать как запись танцевальных движений с помощью особых символов. Создание этих движений и составление из них целого произведения - удел хореографов.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Хореографа считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Хореографы потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции. Хореограф работает с группой танцоров, распределяет между ними созданные образы, учитывая при этом способности и характер каждого. Также этот специалист подбирает музыку и костюмы. Во время занятий он трудится над отработкой техники исполнения танца коллективом. Хореографы могут работать в школах танца, фитнес-центрах, а также давать частные уроки.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве:

Уникальность профессии

Очень распространенная

По результатам анкетирования, профессия Хореографа в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно длительный период на специалистов в этой области был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Хореографа обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Хореографом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Хореографом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Хореографу необходимо быть не только профессиональным танцором, но и настоящим интеллектуалом, знатоком различных видов искусства. Он должен уметь создавать танцы как с помощью переработки чужих работ, так и на основе исключительно собственных идей. Кроме занятий с группой, ему предстоит вести переговоры с артистами, музыкантами, дизайнерами, техническими работниками, PR-менеджерами.

Вид труда

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Хореографа подразумевает преимущественно физический труд. Хореограф должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Успех хореографа во многом зависит от его оригинальности. Создавая интересные постановки танцев, он не должен забывать, что нужно позаботиться и о том, чтобы их увидело как можно большее количество людей. Для этого придётся быть хорошим организатором и дипломатом. Начинающие хореографы, как правило, получают не очень высокую заработную плату, поэтому вынуждены подрабатывать. Однако им есть к чему стремиться, ведь известные хореографы приобретают возможность не только получить приличный доход, но и добиться общественного признания.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Хореографы имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Хореографа не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Хореограф занимается постановкой групповых и индивидуальных танцевальных номеров. Он работает не только с театральными спектаклями, но и с ледовыми шоу, музыкальными клипами, балетными партиями для взрослых и маленьких танцовщиков. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура и пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Хореографами становятся талантливые люди, которые имеют великолепный музыкальный и эстетический вкус, отличную физическую подготовку. За годы работы постановщик танцев успевает объездить множество стран, путешествуя с творческим коллективом, в котором он работает.

Профессиональный постановщик танцев всегда будет востребован в театрах, детских и взрослых творческих студиях, в фитнес-клубах.

Главное правило хореографов — сохранение прекрасной физической формы, ведь без этого работать просто невозможно. Поэтому их жизнь состоит из тренировок, занятий, постоянных командировок, а работа отнимает большую часть времени.

Какая жизнь у хореографа?

Хореографами становятся практикующие артисты балета, художественные гимнасты, фигуристы. В эту сферу идут и танцовщики, которые после выхода на пенсию не желают кардинально менять свою жизнь. Это профессионалы высокого уровня, которые могут на практике показать, как выглядит то или иное движение, они работают в разных танцевальных стилях.

Хореограф подчиняется руководителю труппы, во время работы взаимодействует с визажистами, осветителями, организаторами, контролируя весь процесс подготовки к выступлению. Но это не все его обязанности, узнаем больше про остальные:

  • обучение студентов танцам, актерскому мастерству на том уровне, который требуется профессиональному танцовщику;
  • улучшение техники учеников;
  • коллективные и индивидуальные хореографические постановки;
  • выбор костюмов, макияжа, причесок для танцоров;
  • проведение репетиций (групповых и индивидуальных);
  • создание репертуара с учетом требований современного зрителя;
  • культурно-просветительная деятельность;
  • развитие в танцовщиках эстетического вкуса, музыкального слуха, эмоциональности.

Хореограф в процессе работы формирует общую картинку постановки, потом оживляет ее с помощью актеров и музыки, заставляя сердца зрителей трепетать.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Много путешествий.
  2. Творческий и очень неординарный коллектив.
  3. Нет привязки к конкретной стране.
  4. Движение — жизнь, а ведь хореографы двигаются постоянно.
  5. Хореограф может пойти дальше, открыв собственную школу, рекламируя бренды, работая консультантом на киностудиях.
  6. Профессия, которая не может не понравиться людям, влюбленным в танец.
  7. После выхода на пенсию можно найти более простую работу в этой сфере: консультант, член жюри во время конкурсов и т. д.

Минусы

  1. Опасная профессия, ведь велик риск получить травму.
  2. Болящие ноги, мозоли, судороги, растяжение — эти проблемы сопровождают хореографа на протяжении всей карьеры.
  3. Конфликты с руководителем труппы и танцорами, которые часто ленятся, плохо работают во время репетиций и концертов.
  4. Не все хореографы добиваются успеха и высокой заработной платы.
  5. Работа занимает много времени.

Важные личные качества

Хореограф — это очень грациозный и творческий человек, который умеет передать свои эмоции танцем. Постановщик отличается пластичностью, гибкостью, легкостью, но в это же время в его характере должны преобладать задатки лидера, умение убеждать и даже заставлять тогда, когда это необходимо. Хореограф — наставник, поэтому он должен уметь находить общий язык с людьми любого возраста.

  1. Хорошее здоровье.
  2. Отличная физическая подготовка.
  3. Артистизм.
  4. Требовательность.
  5. Художественный вкус.
  6. Любознательность.
  7. Темпераментность.
  8. Выдержка.
  9. Умение настоять на своем.

Обучение на хореографа

Сегодня получить специальность хореографа могут и те люди, которые решили посвятить жизнь танцу в возрасте 15-20 лет. Но такие постановщики в дальнейшем редко работают с профессионалами, они могут найти хорошую работу в фитнес-центрах, детских учреждениях, школах современного танца, будут принимать участие в любительских конкурсах.

На курсы приглашают профессиональных хореографов и танцовщиков, которые хотят повысить свою квалификацию и получить документ о среднем специализированном образовании. В течение 2 лет танцовщики и постановщики оттачивают свое мастерство, узнают больше о разных видах танца и получают другие полезные знания. Занятия, длительность каждого из которых составляет 6 часов, проводятся 3 раза в неделю, форма обучения — очная.

Обучение в этой школе длится всего 9 месяцев, программа, разработанная опытными танцовщиками и хореографами, состоит и из теоретических, и из практических знаний. Студентам, прошедшим курс, будут выданы дипломы или свидетельства государственного образца, представители школы могут оказать содействие в трудоустройстве.

Вузы

Хореографические училища

Профессиональный хореограф — это тот человек, который начал заниматься танцами в возрасте 5-8 лет. В возрасте 11-12 лет танцовщики поступают в училища или колледжи, после окончания которых они подают документы на балетмейстерский факультет (направление «Хореографическое искусство»). Во время поступления очень важно отлично сдать творческий экзамен, продемонстрировать пластичность, музыкальный слух, а вот про стеснительность и скованность лучше забыть.

Заметим, что хореограф должен подтвердить свою квалификацию. Если постановщик, получивший образование в вузе, не умеет работать с танцовщиками, отличается отсутствием чувства ритма или хорошей техники, то ему никогда не отдадут вакансию. Руководитель танцевальной группы сначала смотрит на то, как постановщик двигается и работает, а после одобрения просматривает дипломы.

Место работы хореографа

Хореографы работают в театрах, цирках, детских и взрослых любительских труппах, их привлекают к созданию музыкальных клипов, рекламных роликов, кинофильмов. Сфера деятельности просто огромная, поэтому и профессиональные постановщики, и любители смогут найти работу в любые времена.

Зарплата хореографа

Зарплата на 16.03.2020

Россия 15000—50000 ₽

Москва 50000—85000 ₽

Профессиональные навыки

  1. Владение несколькими стилями танцев.
  2. Опыт работы минимум 1 год.
  3. Знание иностранного языка важно для хореографов, работающих с труппой, которая часто выезжает за границу.
  4. Проработка элементов постановки: костюмы, прически, декорации, макияж и другие.
  5. Сохранение физической формы.
  6. Знания в сфере психологии и педагогики, если хореограф работает с детьми или подростками.
  7. Музыкальный слух, пластичность.
  8. Знание музыкальных направлений, известных композиторов.

Известные хореографы

  1. Сергей Шестеперов (Мигель).
  2. Егор Дружинин.
  3. Татьяна Денисова.
  4. Алла Сигалова.
  5. Раду Поклитару.

Профессия хореограф


Человек тянется к искусству, даже если имеет к нему косвенное отношение. Поход на концерт, в клуб или театр лишь подтверждает вышесказанное. Зрелищность какого-либо действа зависит от постановки. Хореограф - это представитель творческой профессии, который ставит танцы для своей труппы или любой другой группы танцоров.

Танец и песня - это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение - водить хороводы. В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. В XII веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди. Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача - научить манерам, которые должны проявляться во время танца.…

Человек может танцевать без помощи хореографа на любительском уровне сколько угодно - на дискотеке, дома. Но не надо забывать, что польза от этих профессионалов в чём-то по значимости сопоставима с работой психолога. Научив человека двигаться, владеть своим телом, хореограф тем самым освобождает его от комплексов. Также без этих специалистов не могут обойтись артисты. Зрителям будет скучно, если они будут просто петь свои песни. Поэтому балет всегда сопровождает артиста на концертах, передавая танцем настроение, атмосферу.

Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.

На такой работе сложно избежать травм. Все танцоры страдают тем, что у них болят колени или другие части тела, на которые приходится основная нагрузка. От конкуренции тоже не убежишь. В шоу-бизнесе сложно удержаться на плаву - сегодня ты можешь быть модным хореографом, а завтра о тебе не вспомнят. В любом случае, эта работа приносит удовольствие, как моральное, так и материальное. Люди этой творческой профессии смогут найти себе применение в танцевальных клубах, фитнес-комплексах, театрах, на телевидении и других местах.

Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии. Образование по одноимённой специальности получают в Педагогическом институте или Институте (школе) искусств.