Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды Регул при видимости на севере и востоке России,
7 февраля — Луна в фазе последней четверти,
7 февраля — Луна (Ф= 0,48-) близ Юпитера,
9 февраля — Луна (Ф= 0,35) близ Марса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) близ Сатурна,
11 февраля — Марс проходит в 5 гр. севернее Антареса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,15-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20гр.),
14 февраля — Луна (Ф= 0,01-) в нисходящем узле орбиты,
15 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Меркурий (не видно из-за близости к Солнцу),
15 февраля — новолуние,
15 февраля — частное солнечное затмение (видимость в Антарктиде и южной Америке),
15 февраля — покрытие астероидом (189) Phthia на 4 секунды звезды HIP42917 (5,6m) из созвездия Рака при видимости на Европейской части России,
16 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,01+) планеты Венера при видимости в Южной Америке и Африке,
17 февраля — Луна (Ф= 0,02+) близ Нептуна,
17 февраля — Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы (6,5m),
20 февраля — Луна (Ф= 0,2+) близ Урана,
21 февраля — Венера проходит в 0,5 гр. к югу от Нептуна,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Близнецов 6m,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Волопаса (6m),
22 февраля — покрытие астероидом (1032) Pafuri на 9 секунд звезды HIP73007 (7,6m) из созвездия Весов при видимости на Европейской части России и в Средней Азии,
23 февраля — Луна в фазе первой четверти,
23 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,54+) звезды Альдебаран при видимости почти на всей территории России и СНГ (кроме южных и восточных районов),
25 февраля — Меркурий проходит в 0,4 гр. к югу от Нептуна,
25 февраля — Луна (Ф= 0,77+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора (+20 гр,),
26 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда V Змееносца (6,5m),
27 февраля — Луна (Ф= 0,92+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363935 км от центра Земли,
28 февраля — Луна (Ф= 0,95+) в восходящем узле орбиты,
28 февраля — покрытие астероидом (451) Patientia на 18 секунд звезды HIP22949 (6,2m)
из созвездия Тельца при видимости на севере и востоке страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль — не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru db msg 1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при полной фазе в созвездии Льва, покрыв в первый день месяца Регул при фазе 0,98- при видимости на севере и востоке России. В этом созвездии Луна пробудет до 3 февраля, перейдя затем в созвездие Девы при фазе 0,9-. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, уменьшающийся овал Луны пересечет созвездие Девы за три дня, 5 февраля пройдя севернее звезды Спики. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). 13 февраля тонкий серп (Ф= 0,05-) Луны покинет созвездие Стрельца, перейдя в созвездие Козерога, 15 февраля в этом созвездии Луна примет фазу новолуния (близ нисходящего узла своей орбиты). В это новолуние произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться в Южной Америке и Антарктиде. Перейдя в созвездие Водолея, молодой месяц появится на вечернем небе близ Венеры 16 февраля. В этот день произойдет покрытие планеты Луной (Ф= 0,01+) при видимости в Южной Америке и Африке. На следующий день растущий месяц сблизится с Нептуном при фазе 0,02+. Покрытия планеты не произойдет, т.к. серия покрытий Нептуна закончилась, а следующая серия начнется в 2023 году. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, Луна 18 февраля посетит созвездие Рыб при фазе около 0,1+, 19 февраля зайдет в созвездие Кита, а 20 февраля снова пройдет по созвездию Рыб, увеличив фазу до 0,2+ и пройдя южнее Урана. 21 февраля растущий серп еще раз зайдет в созвездие Кита, и в этот же день перейдет в созвездие Овна при фазе около 0,3+. В созвездии Овна Луна пробудет недолго и 22 февраля перейдет в созвездие Тельца при фазе близкой к 0,4+. Здесь 23 февраля Луна близ фазы первой четверти совершит покрытия звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на большей части территории страны (кроме южных и восточных районов). На следующий день лунный овал посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6+, а 25 февраля перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Наблюдаясь большую часть ночи, Луна (Ф= 0,88+) 27 февраля перейдет в созвездие Рака, где пройдет перигей своей орбиты (пройдя южнее звездного скопления Ясли — М44) близ восходящего узла своей орбиты. 28 февраля яркая Луна перейдет во владения созвездия Льва, и закончит путь по зимнему небу близ Регула при фазе 0,98+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 16 февраля, когда перейдет в созвездие Водолея. В начале месяца быстрая планета находится на утреннем небе, но близко к Солнцу, поэтому не видна. Постепенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий 17 февраля пройдет верхнее соединение с Солнцем, а затем перейдет на вечернее небо. Но возможность увидеть планету на фоне вечерней зари появится лишь в конце месяца (элонгация 8 градусов). Видимый диаметр быстрой планеты сохраняется весь месяц на уровне 5 угловых секунд, а блеск увеличивается от -0,5т до -1,5т. Фаза Меркурия весь описываемый период близка к 1. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и во второй декаде месяца ее можно будет найти в лучах восходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1,0 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Планета наблюдается в утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,2т до +0,8т, а видимый диаметр увеличивается от 4,7” до 6,6”. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается на утреннем и ночном небе более шести часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 36” до 39” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в утренние часы над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на вечернем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, заканчивая видимость во второй декаде месяца. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет , видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRN (С/2016 R2) и Heinze (С/2017 Т1). Первая при блеске около 11т движется по созвездию Тельца (близ Плеяд). Блеск второй кометы составляет также около 11т, а перемещается она по созвездию Пегаса. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений — на http://195.209.248.207 .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (6,9т) — в созвездии Рака и Веста (7,4т) — в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RR Андромеды 9,1m — 1 февраля, R Лисички 8,1т — 7 февраля, Т Зайца 8,3т — 12 февраля, S Весов 8,4т — 12 февраля, U Девы 8,2т — 15 февраля, X Жирафа 8,1т — 16 февраля, Т Большой Медведицы 7,7т — 17 февраля, R Микроскопа 9,2т — 20 февраля, R Близнецов 7,1т — 21 февраля, R Волопаса — 7,2т 21 февраля, V Змееносца 7,5т — 26 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Ясного неба и успешных наблюдений!

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, а не птица.
(Ветер)

Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
(Ветер)

Дидактические игры

"Какое небо" - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

"Сосчитай" - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать выносной материал.
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

"Тише едешь - дальше будешь". Цель - развить быстроту реакции. Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!" Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего "Замри!". Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

"Челнок". Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.


Смотрите также: Весна: Наблюдаем за снегом

Ближайшее к нам небесное тело - , спутник Земли, мир скал размером в четверть Земли. Солнце представляет собой шар из раскаленного газа, превосходящий более чем в 100 раз размеры Земли. Нас отделяют от Солнца около 150 млн. км - расстояние, принимаемое за одну астрономическую единицу (а. е.).

Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27,3 суток, Земля же оборачивается вокруг Солнца за 1 год (365,24 суток). Орбиты лежат внутри орбиты Земли, тогда как – самая крайняя планета Солнечной системы. Семь звезд находятся в пределах 10 световых лет от нас, и ближайшая к нам — слабая спутница Альфа Центавра . Солнечная система находится в одном из спиральных рукавов Млечного Пути, состоящем из звезд, газа и пыли. Местная группа включает в себя три спиральные галактики: галактику Андромеды (М31), Млечный Путь и МЗЗ. Местное сверхскопление галактик в Деве состоит примерно из 5 тысяч галактик, объединенных в несколько облаков. Во насчитываются миллиарды галактик, образующих сгущения, слои и цепочки, разделенные пустым пространством.

Наблюдение за светящимися объектами на звездном небе

В хорошую ясную ночь невооруженным глазом на небе можно наблюдать до 3 тысяч звезд. Хорошо различима также светлая полоса Млечного Пути. Наблюдатель способен обнаружить до пяти планет. С виду очень похожие на звезды, планеты отличаются тем, что движутся относительно звездного неба. Луна изменяет положение и фазу, проходя месячный цикл. Временами темное небо прочерчивают яркие полоски, вспыхивая и через доли секунды угасая. Это так называемые падающие звезды , на самом деле – метеоры. Бывает, что на небе видны голова кометы и ее призрачно светящийся хвост.

Масштабы Вселенной

Скорость которого 300 тыс. км/с, проходит путь от Луны за время чуть более секунды. Чтобы достичь Земли, лучам Солнца нужно 8,3 минуты, а на преодоление расстояния от нас до Плутона свету требуется примерно 5,5 часа. При оценке расстояний до звезд уже не обойтись секундами как в пределах Солнечной системы. Возьмем для примера ближайшую звезду, называемую проксима Центавра свет от нее идет 4,3 года, и об этой слабой красной звезде говорят, что она находится на расстоянии 4,3 световых года. Диаметр же нашей Галактики примерно 100 тыс. световых лет! Еще труднее представить себе расстояния между галактиками. К примеру, ближайшая к нам галактика Андромеды находится от нас на расстоянии 2,2 млн. световых лет. Вместе с нашей Галактикой она входит в Местную группу , состоящую примерно из 30 галактик, сосредоточенных в области диаметром около 4 млн. световых лет. Местная группа располагается на краю огромного сверхскопления в Деве. Современные телескопы позволяют обнаруживать галактики на расстоянии более 10 млрд. световых лет, число же галактик во всей наблюдаемой Вселенной гораздо больше и составляет многие миллиарды.

Возвращаясь к звездам, следует сказать, что другие находятся гораздо дальше упомянутой проксимы Центавра. Скорость света примерно 300 тыс. км/с. Расстояние, которое он может преодолеть за один год (около 10 млрд. км), называется световым годом . Что говорить о прочих звездах, когда до самой близкой к нам 4,3 световых года. Солнце тоже звезда, одна из миллиарда, образующих нашу Галактику, или Млечный Путь. Разумеется, наша Галактика не единственная во Вселенной. Астрономы имеют возможность наблюдать миллиарды подобных образований, удаленных на расстояния до 10 млрд. световых лет. Галактики образуют группы, или скопления, которые в свою очередь объединяются в еще большие по величине сверхскопления, Но все это только часть Вселенной, размеры которой до сих пор неизвестны, недоступны воображению человека.

Карты звездного неба

Если вы живете к северу от экватора, названия месяцев подскажут, когда масть небесной сферы, примыкающая к ним на карте, будет находиться на юге в 10 часов вечера. Через месяц ту же часть неба следует искать на юге в 8 часов вечера. Если вы живете южнее экватора, названия месяцев укажут, когда соответствующая часть неба будет в 10 часов вечера на севере.

Звезды в течение многих тысячелетий приковывают к себе внимание людей, умевших уже в глубокой древности различать группы звезд с характерным расположением — созвездия, которым они давали имена персонажей мифов и легенд. Среди множества созвездий есть легко узнаваемые, другие требуют большего воображения. Одним из самых, заметных является Орион. Это созвездие представляется нам охотником, широким шагом пересекающим небо.

Ориентиры на звездном небе

Продолжив мысленно прямую, соединяющую три звезды пояса Ориона, а одну сторону, мы найдем Сириус - самую яркую звезду на небе. Продолжив линию в обратном направлении, мы найдем звезду Альдебаран в созвездии Тельца. Семь самых ярких звезд Большой Медведицы образуют Большой Ковш. Две замечательных звезды Мерах и Дубхе называют так же Указателями, потому что соединяющая их прямая всегда укажет наблюдателю путь к Полярной звезде.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Методическая разработка прогулки. Наблюдаем за небом и облаками.

Цель: познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитатель ловит детей.

Самостоятельная деятельность детей

Игры по желанию и интересам детей.

Цель: развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.