Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.


Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния - 19 февраля 1945, Берлин) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

Автопортрет. 1915

Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне - Оленинский район Тверской области). Он был внебрачным сыном батрачки. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал в 1905 году, при получении художником звания академика, присоединив к фамилии название родного уезда. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”». Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).


Автопортрет.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.


Будущий инок. 1889

В 1894-1895 годах Н. П. Богданов-Бельский учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии. В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911) и многих, многих других. Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. Часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живёт подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…


Портрет Великого князя Дмитрия Павловича Романова. 1902


Портрет Н.Ф. Юсупова. 1911

Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год). В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.



Портрет Фёдора Шаляпина. 1915

В 1917 году происходит политический переворот в России. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Создаются новые художественные общества. Серьёзной художественной школе, учёбе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).


Н.П. Богданов-Бельский с детьми. 1923

В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Жена Николая Петровича, Наталья Антоновна Топорова, была родом с Украины. Она превосходно знала украинскую кухню, была хорошей, аккуратной хозяйкой. "Тотоша" была его женой и одновременно моделью. С первой женой Богданов-Бельский разошёлся в 1921 году, прожив более десятилетия (по другим данным- 16 лет). В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард, прибалтийская немка, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.


Среди цветов (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой).


Портрет жены художника.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства. В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведён под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы.

В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica. Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей. В 1944 году художник тяжело заболел. Необходимо лечение, операция. Корреспонденту газеты «Сегодня» на вопрос об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне». Жена увозит его в берлинскую клинику Зауэрбруха. Сделана операция. Это решение оказывается роковым. Здесь он напишет свою последнюю работу - портрет дочери врача-анестезиолога и проживёт всего несколько дней после операции. Из-за постоянных авианалётов на Берлин медицинские работники то и дело переносили пациентов в убежище, что не добавляло тяжелобольным ни здоровья, ни сил. 19 февраля 1945 года во время бомбёжки Берлина великий живописец Н. П. Богданов-Бельский в возрасте 77 лет ушёл из жизни. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).

После ухода Богданова-Бельского из жизни вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете она спустя годы говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью. Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс. Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена. Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты. 23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.


Краеведческий музей имени Н.П. Богданова-Бельского расположен в бывшем Доме управляющего поместьем Рачинских.


Потрет госпожи И. Баумане. 1924


Портрет Людмилы Бараш-Месаксуди. Фрагмент. 1916


Портрет А.М. Горького. 1940


Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой. 1914


Портрет Ивана Плауктина. 1922


Портрет артиста Московского Художественного театра А.Р. Артема.


В больнице. 1910-е.


Портрет К.А. Горчакова.


Портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской. 1882


За чтением письма (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой). 1892


Женский портрет.


Портрет М.С. Шеремеревой. 1898


Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904



Портрет Марии Ивановны Емельяновой.


Портрет медсестры.


Портрет княгини Горчаковой Д.М. 1903


Портрет князя А.К. Горчакова. 1904


Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. 1900-е.

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)

Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.

Николай Богданов-Бельский Переправа

Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.

Николай Петрович Богданов-Бельский

8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия -
19 февраля 1945, Берлин, Германия

Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.

Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.

Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.

Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.

Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.

В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Н.П.Богданов-Бельский (фото)

После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?

Художник Николай Петрович Богданов-Бельский. 1868-1945 гг. Биография и картины.

Только доброе сердце профессора биологии С. А. Рачинского, при содействии Промысла Божия, «вытащили» из беспросветной тьмы одаренного самородка Николая Петровича Богданова-Бельского, дав ему шанс реализовать заложенный к живописи талант.

Не состоящая в браке батрачка мать, родила будущего художника 8 декабря 1868, поэтому и фамилию его записали как бы с упоминанием, что он «Богом данный». Событие это произошло в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии.

Образованием юного Богданова сначала опекался священник, который затем посодействовал поступлению мальчика в народную школу, организованную С. Рачинским. Отлично справившись с заданием нарисовать в профиль одного из учителей этой школы, маленький Николай был зачислен в учебное заведение.
После окончания школы, Рачинский отдал юношу в Троице-Сергиеву лавру для обучения иконописи, а затем определил в МУЖВЗ. Особые успехи в училище были достигнуты в жанре пейзажной живописи.

В 1889 г., перед выпуском из училища, пришло время написания дипломной работы и, по совету своего наставника, юноша нарисовал картину «Будущий инок», не оставившую равнодушной ни однокурсников, ни самих экзаменаторов. Тут же на выставке ее купил коллекционер Солдатенков, уступивший со временем картину императрице Марии Федоровне. Богданов становится обладателем Большой серебряной медали, и с окончанием училища получает звание «классного художника».

Повышение уровня художественного образования было продолжено в 1894-1895 гг. в Высшем училище при Академии художеств; много дала и мастерская Кормона в Париже. Пришло время силой своего таланта увековечить школу наставника – С. Рачинского, так появились «Воскресное чтение в сельской школе», автобиографическая картина «У дверей школы», «Устный счет», и др.

После 1905 г. Богданов-Бельский увлекается пленэрной живописью, чему в немалой степени способствовала красота природы удомельского края, и само озеро Удомля. В этот период была создана картина «Именины учительницы», написанная в импрессионистском стиле, чем гордился сам автор. Работа получила высокие оценки на выставках в Риме и Мюнхене.

Казалось бы, революционный «пресс» не должен был коснуться Богданова, с его архипролетарским происхождением, но, не подогнав свое творчество под «требования времени», в 1921 он эмигрировал в Латвию. В эмиграции черты импрессионистской живописи проявились в его манере острее.

В 1944 г. из-за обострения болезни, художника перевезли в Берлин, где ему предстояла операция. 19 февраля 1945, Богданова-Бельского прооперировали, но это не спасло его жизни, и этот день оказался для него последним.








Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия - 19 февраля 1945, Берлин, Германия) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.


«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.