МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

АКЦЕНТ – выделение, подчёркивание отдельного звука или аккорда путём его динамического усиления.

АККОМПАНЕМЕНТ – сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.

АЛЬТ – струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт – низкий женский голос.

АРИЯ – в дословном переводе с итальянского –песня. Встречается в опере, оперетте, оратории, кантате.

АРФА – струнный щипковый инструмент.

БАЛАЛАЙКА – русский народный струнный щипковый инструмент.

БАРАБАН – это очень древний ударный инструмент.

БАЛЕТ – это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра. БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.

БАРКАРОЛА – песня на воде. Песня лодочника в Венеции.

БЕЛЬКАНТО - родился этот стиль вокального пения в Италии. В переводе слово обозначает «прекрасное пение».

БАЯН – это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна.

БЫЛИНЫ – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев.

ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает – лесной рог.

ВАЛЬС – название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в 19 веке.

ВАРИАЦИИ – означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4…

ВИОЛОНЧЕЛЬ – струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию.

ВОКАЛИЗ – произведения для пения без слов. Слово это означает гласный звук, поющий.

ГАРМОНИЯ – последовательность аккордов вместе с мелодией.

ГИМН – торжественная песня, принятая как символ государства.

ГИТАРА – струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная.

ГУСЛИ – старинный русский народный щипковый музыкальный инструмент.

ДИАПАЗОН – это расстояние от самого низкого звука, который может издать голос или музыкальный инструмент, до самого высокого.

ДИНАМИКА – сила звучания.

ДИРИЖЁР – руководитель оркестра или хора.

ЖАНР – слово, относящееся непосредственно к искусству, означает его разновидность, род, вид.

ЗАПЕВ – часть песни. Слова запева обычно не меняются, а остаются прежними

ЗАПЕВАЛО – человек, который начинает песню.

ЛЕГАТО

ДЖАЗ – жанр музыки, появившийся в 20 веке в Америке. Его первый творцы – негры. Особенность джаза, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах. У джаза есть любимые мелодии: СПИРИЧУЭЛ, БЛЮЗ .

ДИАПАЗОН – расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого.

ДИНАМИКА – средство музыкальной выразительности. Сила звука.

ДУЭТ – ансамбль из двух исполнителей.

ИНТОНАЦИЯ – мелодический оборот, небольшой по протяжённости, но имеющий самостоятельное значение.

ИСПОЛНИТЕЛЬ – это музыкант, исполняющий музыкальное произведение голосом или на инструменте.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение музыки во время её исполнения.

КАНТАТА – это большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх исполнителей.

КВИНТЕТ - ансамбль из пяти исполнителей.

КИФАРА

КЛАВИАТУРА – семейство чёрных и белых клавиш.

КОНСЕРВАТОРИЯ – высшая музыкальная школа, в которой музыканты, будущие исполнители и композиторы, получая определённые знания, совершенствуются в своём мастерстве.

КОНТРАБАС – струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

КОНЦЕРТ – виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

КОМПОЗИЦИЯ – вид художественного творчества, сочинение музыки.

КОНЦЕРТ – слово обозначает «состязаться». Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ – это плавная песня спокойного характера, которую напевает мама, укачивая своего малыша.

КОНТРДАНС – в переводе с английского – сельский танец.

КУПЛЕТ – раздел песни, в котором меняются слова.

КСИЛОФОН – ударный инструмент, в переводе с греческого языка означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

ЛАД – означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Лады музыки: мажор, минор, переменный.

ЛЕГАТО – штрих, характерный плавной игре.

ЛИТАВРЫ – инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных.

ЛИРА – старинный инструмент, предшественник гитары.

ЛЮТНЯ – старинный инструмент.

МАЗУРКА – старинный польский танец, который покорил королей и знатных вельмож, а также звучал на сельских праздниках.

МЕЛОДИЯ – «душа музыки», одноголосно выраженная музыкальная мысль.

МЕНУЭТ – старинный французский танец.

МИНИАТЮРА – небольшая пьеса.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – обобщённое отражение в музыкальном произведении внутреннего мира человека, его восприятие окружающей среды. Музыкальный образ может быть лирическим, драматическим, трагическим, эпическим, комедийным, лирико-драматическим, героическим и т.д.

МУЗЫКАНТ – человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением, дирижированием и т.д.

МЮЗИКЛ – развлекательное представление, которое появилось в 19 веке в Америке, в котором соединились музыка, танец, пение, сценическое действие.

НОКТЮРН – что в переводе с французского обозначает ночной. Это напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

ОДА – в переводе с греческого – песня. Она исполняется на народных праздниках, вовремя торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.

ОПЕРА – это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.

ОПЕРЕТТА – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера.

ОРГАН – старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире.

ОРКЕСТР – коллектив людей совместно исполняющих инструментальные произведения.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – был создан в 19 веке. В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.

ПАРТИТУРА – особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра.

ПАРТИЯ – часть музыкального произведения, порученная отдельному голосу или инструменту.

ПАСТОРАЛЬ – от латинского pastoralis – пастуший.

ПРЕЛЮДИЯ – небольшая инструментальная пьеса

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – музыка с определённым названием, написанная в основном на литературный сюжет.

ПЕСНЯ – самый распространённый жанр вокальной музыки.

ПОЛОНЕЗ – польский старинный танец – шествие. Открывал балы.

ПЬЕСА – это законченное музыкальное произведение небольшого размера.

РЕГИСТР – отрезок диапазона. Бывают регистры низкие, средние, высокие.

РЕКВИЕМ – траурное хоровое многочастное произведение, которое обычно исполняется с участием оркестра, органа и солистов.

РЕЧИТАТИВ – от итальянского – recitare – декламировать, читать вслух. Род музыки, которая интонационно воспроизводит речь. Полупение, полуговор.

РИТМ – соотношение и чередование длительностей звуков и акцентов.

РОКОКО – это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

РОМАНС – сольная песня с инструментальным сопровождением.

СВИРЕЛЬ - русский народный инструмент.

СИМФОНИЯ – в переводе с греческого означает созвучие. Произведение для симфонического оркестра.

СКРИПКА – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос.

СОНАТА – произошло от итальянского слова sonare –звучать. Инструментальный жанр музыки, её определяют как форму, охватывающую все характеры. В ней есть свой сюжет, свои персонажи – музыкальныые темы.

СТАККАТО – штрих, характерный отрывистой игре.

ТЕАТР – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

ТЕМП – скорость исполнения музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ – средство музыкальной выразительности. Высота лада.

ТРИО – ансамбль из трёх исполнителей.

ТРУБА – один из самых древних медных духовых инструментов.

ТРОМБОН - медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны.

ТУБА – медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

УВЕРТЮРА - в переводе с французского – открытие, начало. Увертюра открывает спектакль, в ней мы получаем представление о спектакле в целом.

ФАКТУРА – это способ изложения музыкального материала.

ФРАГМЕНТ – это отрывок музыкального произведения.

ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных духовых.

ФОРМА – структура произведения. Соотношение отдельных частей музыкального произведения. Встречаются одночастные, двухчастные, трёхчастные, вариационные и т.д.

ЧЕЛЕСТА – ударный инструмент, изобретённый во Франции. Внешне челеста небольшое пианино. Клавиатура фортепианная, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки. Звук у челесты тихий, красивый, нежный. На ней можно играть мелодию.

ШТРИХ – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте.

ЭТЮД – небольшое инструментальное произведение для развития техники пальцев музыканта-исполнителя.


знак; музыкальное произведение; музыкальный текст; сигнал; символ; язык

Аннотация:

Музыковеды часто отождествляют музыкальное произведение и музыкальный текст, что неправомер­но. В статье осуществляется попытка обозначить границы смыслового поля понятия «музыкальный текст» через язык, знак и символ. Рассматривается соотношение музыкального и естественного язы­ков. Ставится проблема отсутствия постоянного означаемого в музыкальном знаке, которая может быть решена с помощью понятия «сигнал».

Текст статьи:

Традиционно основным объектом исследования в отечественном музыкознании является музыкальное произведение. Понятие «музыкальное произведение» оказывается центральным в большинстве научных работ. В рамках отечественных музыковедческих исследований оно не всегда имеет четкие смысловые границы и часто выступает как си­ноним музыкального текста, тогда как, на мой взгляд, подобное отождествление недо­пустимо ввиду того, что данные понятия принадлежат разным исследовательским страте­гиям. Ввиду того, что музыканты и музыковеды продолжают использовать словосочета­ние «музыкальный текст» без должной рефлексии, необходимо обозначить основные гра­ницы его понимания.

В связи с тем, что период терминологической рефлексии в два-три десятилетия оказывается недостаточным для выработки единых взглядов на музыкальный текст, в спе­циализированной литературе наблюдается определенный разброс мнений по поводу дан­ного понятия.

Музыкальный текст — это вид художественного текста, который сводится к тексту в широком смысле как к воплощенному в предметах физической реальности сигналу, пере­дающему информацию от одного сознания к другому и поэтому не существующему вне воспринимающего его сознания . И поскольку любой текст — это «всякий связный зна­ковый комплекс» , то музыкальный текст есть специфическая знаковая структура, це­лью которой является передача художественной информации звуковременного свойства.

Если произведение конкретно, материально и имеет автора, то текст — это не суб­станциональная характеристика объекта, а определенный угол зрения на него — «поле ме­тодологических операций» . Текст не может иметь автора, поскольку существует толь­ко в дискурсе, ощущается только в процессе своего производства. Образ автора если и присутствует в тексте, то сконструирован читателем, слушателем. Сам композитор совпа­дает со своим творением только в тот момент, когда объективирует творческую интен­цию. И последующее существование произведения включает автора в свое бытие наравне с исполнителем или слушателем как гостя, интерпретатора. «Автор» — это концепт, мысль об авторе, так же конструируемая интерпретатором (в том числе и самим композитором), как и мысль о содержании музыкального произведения. И Бах каждый раз в момент ис­полнения его произведения есть «мой Бах», «твой Бах», «Бах» каждого из сидящих в кон­цертном зале и мыслящих о Бахе.

Культурный контекст, который в случае с музыкальным произведением является средой создания, в отношении текста выступает условием восприятия — культурными, ис­торическими и социальными условиями, в которых живет и мыслит слушатель. Таким об­разом, в центре внимания текста оказывается не автор, а адресат.

Посредником между композитором и слушателем в первую очередь выступает нотный текст (рукописный или печатный). Обычно музыкальный текст рассматривается как зафиксированная, выраженная в виде нотных знаков сторона произведения. Некоторые исследователи склонны считать художественный текст объективной материальной данностью, чувственно воспринимаемой частью произведения . Отсюда — распростра­ненное заблуждение многих музыкантов, отождествляющих музыкальный текст с нотным текстом. В целом, рамках музыковедения имеет место двоякое понимание музыкального текста: первое — как «система жесткой фиксации авторского замысла — нотный текст» , второе — некое структурированное поле смысла, актуализированное в акте звучания . В действительности, музыкальный текст не есть часть произведения, не нотная запись.

Нотный текст — это система конвенциальных знаков, визуально выражающих структуру, архитектонику музыкального произведения. С нотного текста музыкальный текст только начинается, требуется еще процедура распредмечивания смысла в реальном звучании и в процессе восприятия этого текста слушателем, а также необходимо опреде­ленным образом организованное мышление интерпретатора по поводу данного музыкаль­ного произведения.

Музыкальный текст, как и нотный, обладает семиотическими структурами: язы­ком, синтаксисом, семантикой и прагматикой. Однако взаимодействие реципиента с эти­ми структурами в обоих случаях различно. Язык нотного текста — это совокупность гра­фических знаков (нот, ключей, знаков аллитерации, указаний громкости, темпа и т.д.) и правил их сочетания. Денотатом нотных знаков выступает звук, занимающий свое кон­кретное место в системе темперации. С языком музыкального текста дело обстоит намно­го сложнее.

Опираясь на хрестоматийное определение языка («любая упорядоченная система, служащая средством коммуникации и пользующаяся знаками» ), музыковеды ведут спор о наличии или отсутствии в музыкальном тексте знаков, аналогичных знакам есте­ственного языка. Представители традиционной музыкальной науки вслед за лингвистами относят музыку к вторичной моделирующей системе и отождествляют музыкальный язык с комплексом средств музыкальной выразительности (ритмом, темпом, интонацией, гар­монией, тембром). Подробно о соотношении средств музыкальной выразительности и знаков пишет М.Ш. Бонфельд .

М.Ш. Бонфельд не склонен сводить музыкальный язык к естественному по причи­не отсутствия самостоятельных знаковых образований с устойчивым полем означаемого смысла: «…музыкальные произведения не выделяют таких единиц-знаков, которые вне контекста, как слова естественного языка, сохраняют устоявшееся единство означающего-означаемого» . Поэтому принципиально невозможно составить своего рода «ин­тонационный словарь», словарь музыкальных «слов»-знаков, однако ученые-музыканты продолжают пользоваться этим понятием в качестве термина , тогда как это всего лишь удачная метафора: «Существующее в музыковедческой литературе выражение «интона­ционный словарь» обозначает не более чем круг характерных для эпохи, стиля, направле­ния, творчества отдельного композитора интонаций, но не предполагает ни присущей словарям каталогизации этих интонаций по какому-либо общепринятому (формальному) признаку, ни тем более их какого бы то ни было устойчивого (ограниченного по числу значений) толкования» .

Тем не менее, музыкальный текст не хаотичен, он структурирован и «членоразде­лен» (термин М.Ш. Бонфельда), но не дискретен. Структурными единицами музыкального текста становятся не знаки, а субзнаки (аналогичные морфемам естественного языка): «…музыкальное произведение — это речь, опосредованная не языком (семиотической сис­темой слов-знаков), но системой субзнаков, вне речи (т.е. вне произведения) не обладаю­щих устойчивым значением и приобретающих его только в качестве частиц целостного знака. Так снимается антиномия между текстом (высказыванием, дискурсом) и знаком в музыкальном искусстве» . Таким образом, звучащий музыкальный текст не зна­ковая система, а текст-знак, коррелирующий не с языком, а с речью — единичным, а пото­му уникальным, актом трансляции смысла.

Противоположную позицию занимает Г. Орлов. Если М.Ш. Бонфельд, с оговорка­ми, но признавал право семиотики на вмешательство в музыкальный текст, то Г. Орлов рассматривает музыку как принципиально внелингвистическую сферу бытия человека. Несмотря на общие звуковые корни, музыка и язык существуют и развиваются парал­лельно и несводимы друг к другу: «…язык предполагает преимущественную установку на аналитическую рациональность, на логику статичных понятийных различений и вневре­менные описания феноменов в некий избранный момент их существования. Музыка опи­рается на синкретическую всеобъемлющую чувственность, концентрирует восприятие на качественной полноте звукового феномена в его диахроническом, временном развертыва­нии» .

Музыка в его концепции не обладает знаковой природой, следовательно, струк­турно-семиотический подход к ней неприменим. Понятия «музыкальный текст» и «музы­кальный язык» оказываются бесполезными. Вместо них Г. Орлов предлагает воспользо­ваться понятием «символ» в значении некоего «портала» в акте партиципации (термин понимается в контексте теории Л. Леви-Брюля), открывающего доступ к скрытым уров­ням реальности: «звучание музыки - один из чистейших символов: часть и вестник той не имеющей имени реальности, с которой мы вступаем в соприкосновение через музыку и музыкальный опыт» .

Позиция Г. Орлова по сути этномузыковедческая — музыка коррелирует с мифом как форма мистического акта сопричастности бытию: «Такой контакт с музыкой возника­ет только когда она становится его реальностью, когда, оставив суждения, он теряет в ней свое «я», отождествляется с ней, перестает воспринимать ее как нечто внешнее, иное, чем он сам, — становится частью, тождественной целому» . В рамках теории Г. Орлова музыка перестает быть и текстом, и произведением, оставаясь лишь символом. Средство коммуникации без языка — именно так определяет музыку ученый — служит средством самопостижения человека в рамках коллективного культурного опыта.

Г. Орлов, критикуя теорию информации, пишет: «Для нее звук это всего только ма­териальный носитель сообщения. Качества и значения, которыми звук обладает в глазах слушателя, не являются его собственными свойствами, но закреплены за ним в опреде­ленной системе кодирования, как это свойственно любой коммуникации» . И далее: «В сообщении смысл не содержится: это всего лишь последовательность сигна­лов (курсив мой — СБ.), управляющих выбором смыслов из запаса, которым располагает получатель» . Отказывая музыке в знаковости, Г. Орлов, тем не менее, затраги­вает любопытную тему — музыка как последовательность звуковых сигналов — но не раз­вивает ее.

На мой взгляд, проблема отсутствия в музыкальном тексте устойчивого означаемо­го, о которой в один голос говорят музыковеды, может быть решена при помощи понятия «сигнал». Именно к нему в конечном итоге пришли участники круглого стола «Текст о тексте» С. Долгопольскии, С. Зимовец и В. Кругликов. Несмотря на этимологию (от лат. signum — знак) в рамках музыкального текста сигнал может быть принят в качестве векторно (в пространстве и времени) организованного физического импульса, который наполняется значением лишь в определенном акте звучания. По мнению участников дис­куссии именно знак как сигнал может составлять основу структуры текста без означаемо­го. Данная концепция близка пониманию музыкального текста М.Ш. Бонфельдом как сис­темы субзнаков.

Похожую позицию занимает А.М. Пятигорский . Текст им рассматривается не как совокупность сигналов, а как один сигнал. Текст как сигнал обладает свойствами це­лостности трансляции во времени и пространстве, понятностью, целенаправленностью, то есть предполагает канал передачи от автора к адресату. Сигнал, согласно A.M. Пятигорскому, есть физически более конкретная форма знака, которая предполагает отсутствие необходимости дешифровки (что характерно для восприятия музыкального текста), неизбежной в случае работы со знаком.


Б. Норман также разводит сигнал и знак. Процедура различения основывается на признании биологической природы первого. Сигнал, по его мнению, принадлежит среде животных, знак — обществу людей. В своей работе «Язык как система знаков» Б. Норман предлагает критерии определения знака и сигнала. Знак предполагает наличие четырех свойств: преднамеренности (цель — доставить информацию), двусторонности (план выражения и план содержания), конвенциальности, обусловленности (знак вписан в систему). Музыкальный звук обладает тремя из указанных свойств, за исключением дву­сторонности (при условии отсутствия преднамеренной звукоподражательности). План вы­ражения и план содержания настолько слиты, что провести границу между ними не пред­ставляется возможным. Это и приводит к неутихающим спорам о наличии/отсутствии фиксированного означаемого в музыкальном знаке.

Б. Норман различает знак и сигнал еще по одному признаку — темпоральности. Знак располагается в троичной временной системе — прошлом, настоящем и будущем, и может быть воспринят с перерывами во времени, не утратив смыслового ядра. Сигнал ак­туален здесь и сейчас, ни на прошлое, ни на будущее коммуникация в данном случае не распространяется.

В некотором смысле позиция Б. Нормана близка размышлениям Г. Орлова о вне-лингвистической и предлингвистической природе музыки. «Солидарность» исследовате­лей проявляется также и во мнении об отсутствии текста на сигнальном/символическом уровне.

По моему мнению, музыкальный текст имеет характеристики обеих систем — зна­ковой и сигнальной: обладая синтаксисом, иерархией элементов, целенаправленностью коммуникации, музыкальный текст в то же время есть целостный сигнал, звучащий и вос­принимающийся только в настоящем, действующий как на уровне сознания, так и на уровне тела реципиента. Музыкальный текст, безусловно, обладает языком как упорядо­ченной системой, служащей средством коммуникации. Но эта система специфична и лишь отчасти коррелирует с естественной, первичной, знаковой системой человеческой комму­никации, поскольку не имеет знаков, аналогичных словам естественного языка, состав­лявших бы музыкальный словарь.

Можно согласиться и с мнением Г. Орлова о доязыковой природе музыкальной практики человека. В таком случае дальнейшие изыскания в этой области должны вестись именно на уровне изучения сигнала как простейшего носителя информации или «побуди­теля» мысли.

Библиография

1. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. — М.: «Аграф», 2000. — С. 10.

  1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бах­тин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — С. 281.
  2. Барт Р. От произведения к тексту // Вопросы литературы. — 1988. — № 11. — С. 415.
    1. Какурина И.И. К вопросу о категориальном статусе понятия «художественное произведение» // Этика и эстетика. — Киев: Лыбидь, 1990. — Вып. 33. — С. 21.
    2. Кофанова В. А. Музыкальный текст XVII-XVIII веков как когнитивный артефакт бардовской песни XX столетия // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Мате­риалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium», выпуск 26. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 73.
    3. Кирчик И. Проблемы анализа музыкального времени-пространства // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. / Сост. ИА.Котляревский, Д.Г.Терентьев. — Киев: Муз. Украина, 1988.-С. 86.
    4. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПб, 2005. — С. 19.
      1. Бонфельд М.Ш. МУЗЫКА: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006.
      2. Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. — М.: «Композитор», 1998. — С. 12.
      3. Орлов Г. Древо музыки. — 2-е изд., испр. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2005.


11. Текст о тексте // Коллаж: Социально-философский и философско-антропологический альманах. -М., 1997.-С. 124-177.

12. Пятигорский A . M . Некоторые общие замечания относительно текста как разновидности сигнала // Пятигорский A.M. Непрекращаемый разговор. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 354-372.

13. Норманн Б. Язык как система знаков // Русский язык 2001 № 42 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http : // rus . 1 September . ru / newspaper . php ? ye ar =2001 & num =42.

Уроки музыки: Музыкальный словарь

А

А капелла - исполнение музыкального произведения без инструментального сопровождения.

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков.

Ансамбль - небольшая по составу группа музыкантов, исполняющих одно произведение (от 2-х до 8-ми человек: из двух - дуэт, из трех - трио,

из четырех - квартет, из пяти - квинтет, из шести - секстет, из семи - септет, из восьми - октет )

Ария - сольный номер в опере, законченный музыкальный эпизод, где герой выражает свои мысли и чувства, а также дается

характеристика образа героя.

Альт - низкий женский и детский голос.

Б

Балет - музыкальный спектакль, где все действующие лица только танцуют.

Баритон - средний по диапазону мужской голос.

Баркарола - песня на воде.

Бас - низкий по диапазону мужской голос.

Бах И.С. (1685-1750) - немецкий композитор эпохи Барокко, считается одним из величайших композиторов в истории музыки, автор органных произведений, вокальной музыки (Мессы, кантаты, оратории, пассионы - Страсти по Матфею), оркестровой и камерной музыки (Бранденбургские концерты, Итальянский концерт), клавирные произведения (Хорошо Темперированный Клавир, Инвенции, сюиты и др.)

Бетховен Л.В. (1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков», ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.

Характерные творчества - героика, борьба, победа.

Бельканто (итал.) - красивое, прекрасное пение.

Блюзы (от сочетания двух слов: «блу»- голубой, «девл» - меланхолия, хандра) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары.

В

Вариационная форма - форма музыки, основанная на повторении одной и той же темы с различными изменениями.

Вокализ - жанр вокальной музыки, песня, исполняемая голосом без слов (песня без слов )

Вокальная музыка - музыка, исполняемая голосом (жанры вокальной музыки : песня, романс, ария,вокализ, опера, оратория, кантата, масса, реквием)

Вивальди А. (1678-1741) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник, один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе, создатель жанра инструментального концерта, автор 40 опер, наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Г

Гармония (созвучие ) - средство музыкальной выразительности, акордовая цепочка, сопровождающая мелодию.

Гаврилин В.А.(1939-1999 ) - советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

Глинка М.И.(1804-1857) - русский композитор 19 века, основоположник русской музыки, создатель первой русской оперы ("Иван Сусанин") и первого симфонического произведения (Вальс-фантазия).

Гомофония - тип многоголосного изложения, при котором один голос - главный, а остальные выполняют роль аккомпанемента.

Д

Двухчастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки двух разных характеров (2 части).

Дебюсси К. ( 1862-1918) - французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке, автор фортепианных прелюдий, симфонической сюиты "Море"

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

Динамика -средство музыкальной выразительности, сила звука.

Дирижер (франц. управлять, руководить ) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

Дискант - высокий детский голос.

Дуэт - ансамбль, состоящий из двух исполнителей.

Духовный концерт - это многоголосное вокальное полифоническое произведение для солистов ихора. В жанре духовного концерта писал Д.Бортнянский, М.Березовский

З

Знаменный распев - основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от слова знамя (др.-рус. «знамя», то есть знак).

Знакипохожие на крючки использовались для записи распева . Особенность его звучания -мужскоеодноголосное звучание a capella .

И

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на музыкальных инструментах (жанры инструментальной музыки - соната, симфония, концерт, прелюдия, ноктюрн, сюита, танец, марш, этюд идр.).

Искусство - творческое отражение действительности в художественных образах художественными средствами.

Импрессионизм (франц. впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

К

Камерная музыка - музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом музыкантов.

Канон - двухголосие, при котором один голос ведет мелодию, а другой его догоняет.

Кантата - большое вокально-симфоническое произведение торжественного характера с солистами, хором и симфоническим оркестром.

Капелла -

  • в средние века называли хор, исполнявший духовную музыку,
  • большой по составу хоровой коллектив.

Кардебалет - массовая сцена в балете.

Квартет - ансамбль, состоящий из четырех человек.

Квинтет - ансамбль, состоящий из пяти человек.

Кикта В. Г. (1941 ) - композитор, профессор Московской консерватории, автор концертной симфонии "Фрески Софии Киевской"

Контральто - низкий по диапазону женский голос.

Контрапункт - тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.

Концерт (соревнование )- произведение для солирующего инструмента с оркестровым сопровождением.

Куплетная форма - форма музыки, основанная на чередовании запева и припева, применяется в песенном жанре

Л

Лад - средство музыкальной выразительности, взаимосвязь музыкальных звуков, различных по высоте (мажорный лад- светлое звучание, минорный лад - более темное)

Либретто (итал. книжечка ) - литературная основа музыкальных спектаклей: краткое литературное изложение сюжета балета, оперы, мюзикла,

оперетты )

Лядов А.К (1855-1914 ) - русский композитор, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики (картинка к русской народной сказке "Баба-яга", сказочная картинка "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора")

М

Мелодия - средство музыкальной выразительности, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуком.

Меццо-сопрано - средний по диапазону женский голос.

Моцарт В.А. (1756-1799 ) - австрийский композитор,скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.Характерные черты его творчества: солнечность, жизнерадостность, изящество, легкость. Произведения: 41симфония, "Рондо в турецком стиле», симфоническая сюита «Маленькая ночная серенада», оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»), Реквием

Музыкальная форма - построение музыкального произведения, основанное на чередовании контраста и повтора (одночастная форма, двухчастная форма, трехчастная форма, форма родно , вариационная форма, куплетная форма)

Музыкальный образ - творческое отражение действительности в музыке. это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, музыкальных интонациях.

Мусоргский М.П. (1839-1881) - русский композитор, входил в содружество русских композиторов "Могучая кучка", автор опер "Хованщина" и "Борис Годунов", фортепианной сюиты "Картинки с выставки", романсов и песен

Мюзикл (англ. музыкальная комедия ) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Это развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства - эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.

Миниатюра - небольшая пьеса.

Н

Ноктюрн - музыкальное произведение, рисующее образы ночи.

О

Одночастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки одного характера (1 часть)

Опера - (итал. труд, сочинение )музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только поют.

Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов (симфонический оркестр, духовой оркестр, джазовый оркестр, оркестр русских народных инструментов , камерный оркестр).

П

Паганини Н. (1782-1840) - итальянский скрипач и композитор, автор Каприса №24.

Партесное пение (от слова partes – голоса ) - тип русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII веке и первой половине XVIII века. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48. Наиболее характерный жанр музыки, в котором нашло отражение партесное пение, - партесный хоровой концерт.

Песня - жанр вокальной музыки.

Перголези Д. (1710-1736) - итальянский композитор, скрипач и органист, представитель Неаполитанской оперной школы и один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы), автор кантаты "Stabat mater".

Полифония - тип многоголосного изложения, при котором все голоса равнозначны.

Програмная музыка - музыкальные произведения, в которых идеи, образы, сюжеты разъяснены самим композитором. разъяснения автора могут быть даны в тексте - пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке.

Прокофьев С. (1891-1953) - один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века (кантата "А.Невский", балеты "Золушка" и "ромео и Джульетта", оперы "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке", симфоническая сказка "Петя и волк", 7 симфоний, фортепианные миниатюры "Мимолетности"

Прелюдия (вступление) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Р

Рапсодия (рапсод) - странствующий музыкант, воспевающий свою родину)- жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.

Рахманинов С.В .(1873 - 1943) - российский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр, автор вокальной музыки - романсов, хоровых произведений, опер; фортепианной музыки - прелюдии, концерты, сонаты и др.; симфонической музыки .

Регистр - средство музыкальной выразительности, относительная высота звуков, диапазон.

Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негритянских музыкантов использовать перекрестные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Это фортепианный жанр, основатель – Скотт Джоплин.

Ритм - средство музыкальной выразительности, закономерное чередование звуков различной длительности .

Романс - жанр вокальной музыки, музыкальное произведение для голоса с сопровождающим инструментом, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания (песня о любви ). В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Рондо - музыкальная форма, основанная на чередовании постоянно повторяющегося фрагмента и нового эпизода (рефрен и эпизод)

Реквием (лат. покой) - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Римский-Корсаков Н.А. ( 1844-1908) - русский композитор, по профессии морской офицер, входил в содружество русских композиторов "Могучая кучка",

написал 15 опер, большинство из них на сказочный сюжет (Садко, Снегурочка, Золотой петушок и др.)

С

Свиридов Г (1915-1998) - выдающийся советский и российский композитор, пианист, ученик Дмитрия Шостаковича. Писал вокальную и инструментальную музыку (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "Метель", кантаты - "Поэма памяти С.Есенина", "Снег идет")

Симфония (созвучие )- крупное инструментальное многочастное произведение для симфонического отркестра.

Соната - жанр камерной музыки для соло инструмента.

Состав симфонического оркестра :

  1. струнные смычковые инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас.
  2. духовая группа - деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот); медные духовые инструменты (труба, тромбон, валторна, туба).
  3. ударная группа - большой и малый барабан, медные тарелки, треугольник, колокола, литавры, челеста.
  4. особое место занимает арфа .

Состав оркестра русских народных инструментов :

  1. струнные щипковые инструменты - балалайка, домра, гусли, бас-балалайка.
  2. духовые инструменты - свирель, рожок, жалейка, береста, свистульки.
  3. ударная группа - бубен, деревянные ложки,трещетка, коробочка, ксилофон, рубель.
  4. особое место занимает баян .

Сопрано - высокий женский голос

Средства музыкальной выразительности (музыкальный язык произведения) - интонация, мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр, гармония, оркестровка, характер.

Симфоджаз (англ. sympho-jazz) - стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки.

Спиричуэлы - песни североамериканских негров религиозногно содержания, госпелы (трудовые песни).

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим названием.

Т

Тембр - средство музыкальной выразительности, окраска звука.

Темп - средство музыкальной выразительности, скорость звука.

Тенор - высокий мужской голос.

Трехчастная форма - музыкальная форма, состоящая из музыки трех характеров (неповторная трехчастная

форма - АВС , повторная трехчастная форма - АВА )

У

Увертюра -

  • оркестровая пьеса, вступление к опере, балету, которое подготавливает слушателя, вводит в атмосферу произведения, в круг идей и образов
  • самостоятельное произведение программного характера, несущее в себе идею названия.

Ф

Фуга - высшая форма полифонии, многоголосное полифоническое произведение, которое строится на проведении одной или нескольких музыкальных тем во всех голосах.

Х

Хор - большой коллектив музыкантов-певцов. Хор в опере - массовая сцена в опере.

Хорал (хоровое песнопение) - одноголосное песнопение, являвшееся частью богослужения в церкви Западной Европы.

Хабанера - народный кубинский танец, по своему ритму близо танго.

Ч

Чайковский П.И. (1840-1893) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка (Увертюра-нтазия "Ромео и Джульетта", балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Чесноков П.Г. (1877-1944) - русский композитор , хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных произведений .

Чюрлёнис М.К. (1875-1911) - литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки.

Ш

Шопен Ф. (1810-1849) - польский композитор, выдающийся пианист, основоположник польской музыки, горячий патриот своей родины, музыка пронизана интонациями польской народной музыки. Писал музыку для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды и др.

Шуберт Ф. (1797- 1828) - немецкий композитор, родоначальник романтизма, создал новый тип песен (небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент активный участник действия) и новый вокальный жанр - балладу .

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 6

Тема: Стань музыкою, слово!

  1. Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта).
  2. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Симфония № 40, I часть. Фрагмент (слушание);
  2. П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
  2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
  3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

«Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!..»
(Н. Заболоцкий)

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это является принадлежностью человеческой речи!

Вспомните начало Сороковой симфонии В. А. Моцарта.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (фрагмент).

Подобно стихотворению в этом музыкальном высказывании всё рифмуется, всё соразмерно - и интонационное движение, и ритмический рисунок, и акценты. Кажется, что эта музыка - бесконечное движение, стремление вперёд. Однако в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять дыхание.

Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения берут начало в те далёкие времена, когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга. Человек трудился - и пел, грустил - и пел, танцевал и пел одновременно. Так что слово, музыка и танец возникали из одного источника, одной стихии.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, I часть (полная версия, по желанию учителя).

И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён - тех времён, когда слово и музыка были слиты воедино.

Чайковский впитал в себя всё, что звучало вокруг него: и русскую народную песню, и городской романс, и хоровую музыку, и всё, что ему было близко в музыке других народов. Но эта, если так можно сказать, музыкальная атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь опорой, на которой он создал свой, ярко индивидуальный мелодический стиль, про который хорошо сказал когда-то Борис Владимирович Асафьев: «Мелодия - это своего рода почерк Чайковского». Действительно, по мелодике Чайковского, как по почерку, мы узнаем его музыку с первых же тактов.

Он мог взять незатейливую народную или собственного сочинения мелодию и бережно сохранить её, не тронув ни одной ноты, украсив её лишь скромной обработкой, чуть подчёркивающей самые важные точки мелодии. А мог из такой же скромной песенной мелодии вырастить гимн радости, гимн любви или великую человеческую трагедию. Всё из одного мелодического зерна!

Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть (фрагмент).

Послушайте начало финала Первого фортепианного концерта П. Чайковского. Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня - веснянка, которой обычно звали весну, а с ней связывали надежду на тепло и хороший урожай. Интонации такого призыва были слышны в музыке веснянок, в которых многократно повторялись одна-две фразы.

Интонации веснянки слышны и в музыке Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется - так же как повторяются во многих веснянках слова-заклички.

В 1874 году Пётр Ильич закончил свой Первый фортепианный концерт. Он хотел посвятить его Н. Г. Рубинштейну, просить его быть первым исполнителем этого произведения. Но концерт Рубинштейну не понравился, и он даже назвал его неисполнимым. Очень расстроившись, Чайковский послал ноты замечательному немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову, который и стал его первым исполнителем. В благодарность Чайковский посвятил концерт ему. Много лет спустя Бюлов называл этот концерт «... самым сверкающим, самым совершенным» среди произведений русского композитора.

Слушание: П. Чайковский. Четвёртая симфония (финал).

Мелодии, имеющие песенное происхождение, встречаются у многих композиторов. Иногда сами песни становятся темами музыкальных произведений. Например, в финале Четвертой симфонии П. Чайковского используется русская народная песня «Во поле берёза стояла», а во второй части Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского приводится его собственная песня «Наш край».

Однако народная музыкальная культура не является единственным источником воздействия на творчество композиторов. Вся история музыки говорит о том, что были и другие источники такого воздействия. «Стань музыкою, слово!» - эта строка из стихотворения Н. Заболоцкого отражает извечное стремление композиторов запечатлеть в музыкальных звуках всё богатство человеческой речи, соединить слово и звук в неразрывное целое.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете смысл слов Н. Заболоцкого «Стань музыкою, слово!»?
  2. Почему музыка Сороковой симфонии Моцарта так похожа на стихи? Объясните свой ответ.
  3. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Во поле береза стояла (русская народная песня), mp3;
Выйди, выйди, Иванку (украинская народная мелодия), mp3;
Моцарт. Симфония № 40, I ч. Allegro molto (главная партия), mp3;
Моцарт. Симфония № 40, I ч. Allegro molto, mp3;
Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, mp3;
Чайковский. Симфония № 4, IV часть, mp3;
3. Конспект урока, docx.