Николай Васильевич Гоголь

(1809 - 1852)

Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души", и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному – то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах".

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшие всем существом Гоголя.

Полтава и Нежин

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был неспособен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

Санкт-Петербург

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель 1830), где он оставался до 1832 года. С первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий. В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32). Специфика повестей в том, что прежде никто не делал нечистую силу полноправным участником реальной жизни, а Гоголь даёт понять, что нечистая сила живёт и в обычных людях, а не только в чертях и ведьмах. Получается, что нарушается естественный порядок вещей, и виной тому сами люди, поэтому они живут не в ладу со своей природной сущностью. Гоголь блестяще использует как фольклорность, так и собственные наблюдения над жизнью украинских хуторов - отсюда такая детальность, красочность, реальность. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком", вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями произвели на Пушкина сильное впечатление. Поэт отметил эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором.

Вступление Гоголя в круг друзей Пушкина и знакомство с великим поэтом оказало на судьбу молодого писателя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с историком Михаилом Погодиным, выдающимся актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Аксаковым.

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит грустная нота.

С конца 1833 года он увлёкся мыслью поступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал в Патриотическом институте. В Киеве кафедру он не получил, но некоторое время преподавал историю в Петербурге.

1835 г.

Выход в свет "Арабесок"(«Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») и "Миргорода"(«Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») ознаменовал шаг Гоголя в сторону реализма, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному" означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров - пошлость и безликость обывателей. Гоголь сосредотачивает своё внимание на жизни во всех её проявлениях: есть место и подвигу Остапа Бульбы, и обывательской никчёмности. В повести о ссоре двух Иванов сатирический талант Гоголя получает полную волю. Контрастом по отношению к провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу повести «Тарас Бульба» - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов.

В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Перед читателями предстаёт столица империи, Петербург - город чиновников, механической жизни и отчуждения от личности. Пребывание в Петербурге послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной ("старосветской") культурой России и новейшим европейским "просвещением" "цивилизованного" Петербурга, критика которого была развернута им в цикле "петербургских" повестей. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

К 1834 г. - замысел «Ревизора».

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ» был, по словам Гоголя, сообщён ему Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. В центре сюжета - мнимый ревизор Хлестаков, обманщик невольный, что придало действию гротескное освещение. Юмор Гоголя превращается в уничтожающую сатиру на всё русское общество со множеством городничих, Земляник, Ляпкиных-Тяпкиных. Самообман царит в русской жизни. Взяточничество, запустение, бахвальство обитателей провинциального городка писатель раскрыл с ярких и запоминающихся сценах. Премьера пьесы состоялась 19 апреля в Петербурге в Александринском театре.

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, против писателя восстало то общество, которое увидело себя словно в зеркале.

За границей

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала пребывание в «прекрасном далеке» как будто укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» - но стало зародышем и глубоко трагических событий.

Опыт работы над «Мертвыми душами», противоречивая реакция современников убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него второй родиной, его привлекала природа и произведения искусства, Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель» . В Италии Гоголь сблизился с великим художником Александром Ивановым и принял участие в разработке идеи картины «Явления Мессии» («Явление Христа народу»).

Осенью 1839 года он вместе с историком и славянофилом Погодиным писатель отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим. К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем дозволена. Она вышла в свет в Москве в мае 1842 г. под названием «Похождения Чичикова или Мёртвые души »

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение. Он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце концов пришел к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.

После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , с Погодиным и Шевырёвым, С. Т. Аксаковым и Языковым. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убежден, что церковь не должна существовать отдельно от государства.

Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Новая идея «Мёртвых душ» в окончательном виде - указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы - это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» Данте. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», принеся её в жертву Богу. В благодарность за избавление от болезни, Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» .

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков разочаровал многих своих прежних почитателей. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в «Письме к Гоголю» Белинского. А ведь Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина

Гоголь основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви.

Гоголь мучительно переживал провал своей книги.

В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.

С осени 1851 года Гоголь окончательно поселился в Москве, где жил в доме своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре.

Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Здоровье его всё более слабело; в январе 1852 года им овладел страх смерти. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, осуждавший Гоголя за его художественное творчество.

Гоголь перестаёт выезжать из дому, почти ничего не ест, постится. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг II часть «Мертвых душ». Утром 21 февраля писатель умер.

Похоронили писателя на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, называемом «Голгофа», а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии).

1848–1852 ГОДЫ

Цензурное разрешение № 1 журнала «Москвитянин» за 1848 г. со статьей Шевырева о «Выбранных местах из переписки с друзьями», содержащей полемику с критиками книги Гоголя.

Гоголь пишет письмо к В. А. Жуковскому о значении и цели искусства.

Письмо № 1.

Цензурное разрешение № 1 журнала «Современник» за 1848 г. с первой статьей Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», содержащей очерк натуральной школы и ее метода реалистического изображения действительности. Характеризуя основоположника этой школы, Гоголя, Белинский отмечает народность его творчества, оригинальность и самобытность, силу влияния на русскую литературу.

Гоголь извещает А. А. Иванова, что на днях выезжает из Неаполя и что «в городе неспокойно».

Письмо № 5.

Гоголь из Мальты сообщает А. П. Толстому о революционном движении в Сицилии: «Дела короля совершенно плохи: Мессина, Катания - всё восстало…» Упоминает о перенесенных страданиях от морской болезни.

Письмо № 6.

Гоголь из Мальты пишет А. М. Вьельгорской, что из Неаполя его «выгнали раньше», чем он полагал, «разные политические смуты…»

Письмо № 7.

Отъезд Гоголя из Мальты.

Письмо № 10.

Середина февраля.

Гоголь в Иерусалиме, куда он вместе со своим школьным товарищем, русским генеральным консулом в Сирии и Палестине К. М. Базили, прибыл «через Сидон и древний Тир и Акру…»

Письма №№ 11–16.

«Записки», II, стр. 165.

Хвалебный отзыв Гоголя о работе К. М. Базили «Сирия и Палестина».

Письмо № 11.

Цензурное разрешение № 3 журнала «Современник» за 1848 г., содержащего вторую статью Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» с одобрительным отзывом о трех «письмах» Н. Ф. Павлова, посвященных разбору «Выбранных мест из переписки с друзьями» и с ответом на выпады Шевырева в № 1 «Москвитянина».

Гоголь в Бейруте ожидает парохода, чтобы ехать в Константинополь.

Письмо № 16.

Отъезд Гоголя вместе с К. М. Базили из Бейрута в Смирну и Константинополь.

Письмо № 19.

Гоголь в Константинополе.

Письма № 20–22.

Отъезд Гоголя из Константинополя.

Письмо № 22.

Прибытие Гоголя в Одессу на пароходе-фрегате «Херсонес».

Гоголь находится в Одесском карантине по случаю холерной эпидемии. Его навещают А. А. Трощинский, Л. С. Пушкин, Н. Г. Тройницкий, Н. В. Неводчиков. Он просит последнего принести в карантин «„Мертвые души“ и две-три книжки „Москвитянина“». Читает в № 4 «Москвитянина» адресованное ему письмо Жуковского «О поэте и современном его значении».

«Одесский Вестник», 1848, № 30–31.

Письма №№ 24, 26, 37.

«Библиографические Записки», стр. 263–264.

Некоторые школьные товарищи и друзья «в сообществе многих почитателей знаменитого русского таланта» дали обед в честь Гоголя.

«Одесский Вестник», 1848, № 40.

Гоголь по выходе из карантина останавливается у А. А. Трощинского. Неоднократно навещает Л. С. Пушкина и Н. Г. Тройницкого, вспоминает о Пушкине, беседует «о порядках в отечестве, о новейших явлениях в русской литературе». Вместе с К. М. Базили делает визит А. С. Стурдзе.

«Из прошлого Одессы», стр. 126–127.

Отъезд Гоголя из Одессы.

Письмо № 28.

Приезд Гоголя в Васильевку.

Письмо № 29.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 703.

Гоголь в Васильевке. Заботится о благоустройстве сада. Ездит в Полтаву и Сорочинцы. Страдает от жары и переносит сильное желудочное заболевание. Вокруг - холерная эпидемия, засуха и неурожай.

Письма №№ 34, 35, 38, 41–44.

О. В. Головня, стр. 35.

Гоголь пишет Н. Н. Шереметевой, что мысль о его «давнем труде», о втором томе «Мертвых душ», его «не оставляет».

Письмо № 30.

В Васильевке гостит друг семьи Гоголей С. В. Скалон с семьей.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 703–704.

Отъезд Гоголя в Киев.

Конец мая-начало июня.

Гоголь в Киеве, у Данилевских. Видится здесь с М. А. Максимовичем, Ф. В. Чижовым. Знакомится с А. М. Марковичем. Присутствует на вечере у М. В. Юзефовича.

«Записки», II, стр. 240–241.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 704.

Гоголь в Васильевке. Отвечает на резкое письмо К. С. Аксакова о «Переписке с друзьями», о которой Гоголь думал, что она уже «предана забвению». Признаваясь, что «до сих пор еще не имел духу взглянуть» на свою книгу, Гоголь защищает ее от обвинения в том, что она - ложь.

Письмо № 31.

Гоголь пишет П. А. Плетневу: «Брался было за перо, но или жар утомляет меня, или я всё еще не готов. А между тем чувствую, что, может, еще никогда не был так нужен труд, составляющий предмет давних обдумываний моих и помышлений, как в нынешнее время».

Письмо № 33.

Прочитав драму К. С. Аксакова «Освобождение Москвы в 1612 году», Гоголь выражает недовольство ею.

Письмо № 38.

Сдержанная оценка драмы К. С. Аксакова, данная Гоголем в письме к С. Т. Аксакову.

Письмо № 43.

«Свидетельство», выданное Гоголю «на проезд его в города С.-Петербург и Москву по собственным делам» полтавским гражданским губернатором Н. И. Ознобишиным.

См. подлинник (КИЛ).

Гоголь пишет письмо Н. Ф. Павлову по поводу трех «писем» последнего в «Московских Ведомостях» (1847) о «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Письмо № 46.

Отъезд Гоголя из Васильевки в Сорочинцы, к Данилевским.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 701, 715.

Конец августа-начало сентября.

Гоголь вместе с Данилевскими отправляется к А. М. Марковичу в с. Сварково Глуховского уезда Черниговской губ., где гостит несколько дней. Оттуда в экипаже Марковича едет в Глухов и далее на север.

Письма №№ 47–49.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 715.

Гоголь в Орле.

Письмо № 49.

Гоголь в Москве.

Письмо № 50.

Вторая половина сентября-начало октября.

Гоголь в Петербурге. Видится с П. А. Плетневым, Вьельгорскими, Н. Я. Прокоповичем, А. О. Смирновой, П. В. Анненковым. Расспрашивает последнего о революционных событиях в Париже. На вечере у А. А. Комарова знакомится с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым и Григоровичем. В разговоре дает «почувствовать, что его знаменитые „Письма“ писаны им были в болезненном состоянии, что их не следовало издавать, что он очень сожалеет, что они изданы».

Письма №№ 52, 54, 57.

«Записки», II, стр. 207.

И. И. Панаев, т. VI, стр. 330.

Гоголь в Москве. Остановился у Погодина.

Письма №№ 57, 58.

Гоголь интересуется лекциями по истории русской литературы, которые В. А. Соллогуб начал читать своей жене и свояченице, А. М. Вьельгорской, и выражает желание принять участие в чтении этих лекций, начав со второго тома «Мертвых душ». Он дает советы А. М. Вьельгорской при встречах с Далем «заставлять его рассказывать о быте крестьян в разных губерниях России», так как «между крестьянами особенно слышится оригинальность нашего русского ума», а Плетнева «расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях», потому что «эти люди были более русские, нежели люди других сословий».

Письмо № 60.

«В честь пребывания Гоголя в Москве Погодин торжественно отпраздновал день своего рождения во фраках и белых галстуках». На вечере присутствовали кн. Г. А. Щербатов, П. П. Новосильцев, И. В. Киреевский и др.

Барсуков, IX, стр. 478–479.

Отзыв Гоголя о первой части «Одиссеи», переведенной Жуковским. Сообщение о своей работе: «Соображаю, думаю и обдумываю второй том „М<ертвых> д<уш>“. Читаю преимущественно то, где слышится сильней присутствие русского духа. Прежде, чем примусь сурьезно за перо, хочу назвучаться русскими звуками и речью. Боюсь нагрешить противу языка».

Письмо № 65.

Конец декабря.

Гоголь переезжает от Погодина к А. П. Толстому (на Никитский бульвар, в дом Талызина).

Письмо № 70.

Барсуков, IX, стр. 476.

Всю зиму Гоголь здоров, крепок и бодр физически. Часто бывает у Аксаковых, читает им «Одиссею» в переводе Жуковского, а также русские песни, собранные А. В. Терещенко. Занимается сербским языком с О. М. Бодянским, чтобы понимать красоты песен, собранных Вуком Караджичем.

«Записки», II, стр. 209, 222–223.

Из книги Берлиоз автора Теодор-Валенси

1848 I ЯнварьРазразилась гроза. Сначала сокращение, затем полная отмена жалованья.12 февраляГектор в новом письме верному Морелю так выражал свои мысли; «Нынче я изыскиваю средства дать очередной концерт, поскольку Жюльен не платит больше музыкантам и хористам. Я не смею

Из книги Хронология жизни Н. В. Гоголя автора Гоголь Николай Васильевич

1852 I 1 января, когда империя фактически была реставрирована, но еще не восстановлена законно, принц-президент, с торжественной набожностью преклонив колени в соборе Парижской богоматери, прослушал «Те Deum». Надежды Гектора были разбиты – музыка принадлежала не ему.После

Из книги Былое и думы. (Автобиографическое сочинение) автора Герцен Александр Иванович

1848 ГОД 8 января н. ст.Цензурное разрешение № 1 журнала «Москвитянин» за 1848 г. со статьей Шевырева о «Выбранных местах из переписки с друзьями», содержащей полемику с критиками книги Гоголя.10 января н. ст.Гоголь пишет письмо к В. А. Жуковскому о значении и цели

Из книги Эдуард Зюсс автора Обручев Владимир Афанасьевич

1852 ГОД 1 января.Л. И. Арнольди у Гоголя, который сообщает, что второй том «Мертвых душ» совершенно окончен.Л. И. Арнольди, стр. 93.4 января.И. С. Аксаков пишет И. С. Тургеневу, что «Гоголь постоянно и много работает и печатает второе издание своих сочинений с прибавкою и 5-го, новою

Из книги Разум на пути к Истине автора Киреевский Иван Васильевич

Из книги Школьные годы автора Авсеенко Василий Григорьевич

VII (1852) Снова наступал Новый год. Мы его встретили около постели Natalie, наконец, организм не вынес, она слегла.Энгельсоны, Фогт, человека два близких знакомых были у нас. Все были печальны. Парижское второе декабря лежало плитой на груди. Общее, частное - все неслось куда-то в

Из книги Кадеты, гардемарины, юнкера. Мемуары воспитанников военных училищ XIX века автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Том 3. Письма и дневники автора Киреевский Иван Васильевич

1852–1854 годы Господи, благослови.Да благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима. Во всяком нашем деле и начинании да призываем помощь Божию, ибо Он сказал: Без Меня не можете творити ничесоже.Господь ищет от нас правой веры и благих дел по заповедем Его. Но

Из книги История моей жизни и моих странствий автора Шипов Николай

Василий Григорьевич Авсеенко Школьные годы Отрывки изъ воспоминаній 1852–1863 Пропускаю впечатл?нія моего ранняго д?тства, хотя изъ нихъ очень многое сохранилось въ моей памяти. Пропускаю ихъ потому, что они касаются моего собственнаго внутренняго міра и моей семьи, и не

Из книги Карл Маркс. Любовь и Капитал. Биография личной жизни автора Габриэл Мэри

Д. А. Скалон Из воспоминаний Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус. 1852–1859 годы …В январе 1852 года батюшка повез меня в корпус и сначала представил директору Оресту Семеновичу Лихонину. Это был сухой и бессердечный человек, но корпус держал в большом порядке.Через

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Дневник 1852–1854 годы 1852 год3 июняЕздил с отцом Макарием снимать дагерротип. Потом с ним же к Полугарским.За обедом отец Вассиан. Отец Макарий хочет примеров Н. и А.После обеда гулял с Натальей Петровной.В промежутках читал: Alphonse Rodrigues «Pratique de la perfection chr?tienne». Различие учения

Из книги Мосин – создатель русской винтовки автора Ашурков Вадим Николаевич

1846-1852 Я занимался разными коммерческими оборотами. Купил себе в Херсоне небольшой домик. Главная моя забота теперь состояла в том: что делать со старшим сыном, который хоть и хорошо учился в Арзамасском уездном училище, но взят был из 2-го класса. Отдать его в ремесленную

Из книги Записки автора Корф Модест Андреевич

22. Лондон, 1852 Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Карл Маркс {1} Энгельс был весьма прилежен, работая на

Из книги автора

1852. В опале Авдотья Яковлевна Панаева:В 1852 году, вскоре после смерти Гоголя, Тургенева посадили в часть за то, что он напечатал в Москве маленькую статейку о Гоголе, которую цензор не пропустил в Петербурге. От высшего начальства дано было приказание ничего

Из книги автора

IV. Организация производства винтовки (1891–1897 годы). Последние годы жизни (1897–1902 годы) Создав русскую трёхлинейную винтовку, Мосин немедленно приступил к организации её производства. Он был не только конструктором, но и широко образованным инженером-технологом, за долгие

Из книги автора

XVI 1848 год Назначение графа Левашова председательствующим в Государственном Совете - Крещенский праздник - Разговор барона М. Корфа с наследником о событиях 14 декабря 1825 года - Пятидесятилетний юбилей великого князя Михаила Павловича - Болезнь императора Николая I -

Начало января.

Знакомство Гоголя с актером одесской труппы А. П. Толченовым.

А. П. Толченов, стр. 23–25.

Гоголь у Репниных читает комедию Мольера «Школа жен».

Дневник неизвестной, стр. 547.

Встреча с Гоголем у А. И. Орлая одесского литератора Н. Д. Мизко. Гоголь в театре на бенефисе А. П. Толченова.

«Записки», II, стр. 245–246.

А. П. Толченов, стр. 25.

Н. Д. Мизко посещает Гоголя и подносит ему две своих книги: «Столетие русской словесности» и «Памятную записку» о жизни своего отца.

«Записки», II, стр. 245–247.

Гоголь отдает визит Н. Д. Мизко.

«Записки», II, стр. 247–248.

С. Т. Аксаков со слов А. О. Смирновой сообщает И. С. Аксакову, что Гоголь в Одессе «много и успешно работает».

«Русская Мысль» 1915, № 8, стр. 128.

Гоголь у Репниных читает вслух «Одиссею» в переводе Жуковского.

Дневник неизвестной, стр. 549.

Гоголь слушает у Репниных чтение Н. П. Ильиным пьесы И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя».

Дневник неизвестной, стр. 552.

Гоголь читает артистам одесского театра «Школу жен» Мольера и свою сцену «Лакейская». Присутствует на репетиции «Школы жен».

А. П. Толченов, стр. 25–27.

Гоголь читает у Репниных «Бориса Годунова» Пушкина.

Дневник неизвестной, стр. 553.

Обед в честь отъезжающего Гоголя, устроенный кружком приятелей и почитателей его в ресторане Оттона. Среди участников - Л. С. Пушкин, Н. Г. Тройницкий, Н. П. Ильин.

А. П. Толченов, стр. 30–31.

«Одесский Вестник», 1869.

Гоголю выданы херсонским гражданским губернатором две подорожные: от Одессы до Богуслава и от Одессы, до Москвы. Гоголь обедает у Репниных и прощается с ними.

Подлинники подорожных (КИЛ).

Отъезд Гоголя из Одессы.

Дневник неизвестной, стр. 559.

Начало апреля.

Гоголь приезжает в Кагорлык, к А. А. Трощинскому, у которого гостит М. И. Гоголь со старшими дочерьми, и читает родным первую главу второго тома «Мертвых душ».

Барсуков, XI, стр. 541.

Гоголь с матерью и сестрами возвращается из Кагорлыка в Васильевку.

Г. П. Данилевский, стр. 492.

Начало мая.

В Васильевку приезжают А. С. Данилевский и его жена и остаются там до отъезда Гоголя.

Шенрок, «Материалы», IV, стр. 837.

Цензурное разрешение майской книжки (№ 9-10) «Москвитянина» с «драматической фантазией» Эраста Благонравова (Б. Н. Алмазова) «Сон по случаю одной комедии», содержащей высказывания действующих лиц о комедиях Гоголя.

Отъезд Гоголя из Васильевки вместе с провожавшими его матерью и сестрой Ольгой.

Г. П. Данилевский, стр. 492.

Остановка Гоголя в Полтаве, у В. А. и С. В. Скалонов. Известие о предложении, сделанном В. И. Быковым Е. В. Гоголь, и о согласии последней на брак. Отъезд Гоголя из Полтавы. По дороге - посещение двоюродной сестры, М. Н. Синельниковой, в деревне которой (с. Власовка Константиноградского уезда Полтавской губ.) Гоголь живет неделю вместе с матерью и сестрой.

О. В. Головня, стр. 54–55.

Письма №№ 222, 223.

Прощание с родственниками и отъезд Гоголя из Власовки.

Приезд Гоголя в Москву.

Барсуков, XI, стр. 518.

Письмо № 224.

Гоголь посещает Аксаковых в Абрамцеве.

Июнь-июль.

Гоголь около месяца гостит у А. О. Смирновой в ее подмосковной, с. Спасском. Смирнова заболевает и переезжает в Москву. Гоголь бывает у нее каждый вечер.

Л. И. Арнольди, стр. 90–91.

Июль-август.

Гоголь на даче у Шевырева. Под большим секретом читает С. П. Шевыреву новые главы «Мертвых душ» (всего прочитано им Шевыреву семь глав).

Н. В. Берг, стр. 126;

«Из переписки А. О. Смирновой с Аксаковыми», стр. 152;

«Русская Старина» 1904, № 2, стр. 429.

Письмо № 232.

Гоголь вместе с М. П. Погодиным едет на Преображенское кладбище к старообрядцам, где присутствует на обеде с пением.

Барсуков, XI, стр. 521.

Затруднения с получением цензурного разрешения на второе издание сочинений Гоголя. Слухи о запрещении этого издания.

Письма №№ 230, 236.

Г. П. Данилевский, стр. 495.

Середина сентября.

Получение Гоголем из Петербурга (от М. С. Скуридина) выписок о себе из вышедшей в Париже на французском языке брошюры А. И. Герцена «О развитии революционных идей в России», доставленной Николаю I префектом парижской полиции Карлье. Гоголь тяжело переживает брошенные ему Герценом обвинения в ренегатстве.

«Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 133–138 и 147.

М. С. Щепкин, стр. 373–374.

Около середины сентября.

Гоголь приезжает в Абрамцево и живет там несколько дней.

«Из переписки А. О. Смирновой с Аксаковыми», стр. 152.

Гоголь получает известие о болезни матери.

Письма №№ 241, 242.

Гоголь едет из Москвы навестить больную мать и на свадьбу сестры, с намерением из Васильевки проехать в Крым и там зимовать.

«Записки», II, стр. 251.

Доехав до Калуги и посетив Оптину пустынь, Гоголь почувствовал себя больным и, опасаясь расхвораться в дороге, решает возвратиться в Москву.

«Записки», II, стр. 250–251.

Письма №№ 246, 251.

Гоголь в Москве и посещает О. М. Бодянского.

«Записки», II, стр. 250–251.

Сообщение Гоголя С. П. Шевыреву о разрешении попечителем Московского учебного округа В. И. Назимовым издания всех сочинений Гоголя. Гоголь едет в Абрамцево.

Письмо № 248.

«Записки», II, стр. 254.

День свадьбы сестры Гоголя, Е. В. Гоголь, с В. И. Быковым. Гоголь возвращается из Абрамцева в Москву.

«Записка», II, стр. 254.

Цензурное разрешение второго издания сочинений Гоголя.

Гоголь читает кн. Д. А. Оболенскому и А. О. Россету первую главу второго тома «Мертвых душ».

П. В. Анненков посещает Гоголя. Гоголь просит Анненкова защищать его перед своими друзьями, мнением которых он дорожит.

Д. А. Оболенский, стр. 943.

Анненков.

Гоголь вместе с Л. И. Арнольди смотрит в театре «Ревизора» с Шумским в роли Хлестакова. Игрой артистов, за исключением Шумского, он остается недоволен.

Л. И. Арнольди, стр. 91–92.

М. С. Щепкин привозит к Гоголю И. С. Тургенева. В разговоре Гоголь защищается от обвинений Герцена в отступничестве от прежних убеждений и для доказательства единства своих взглядов ссылается на «Арабески».

И. С. Тургенев, стр. 432–435.

Конец октября.

О. М. Бодянский привозит к Гоголю Г. П. Данилевского.

Г. П. Данилевский, стр. 474–480.

Гоголь на вечере у Аксаковых. Присутствуют О. М. Бодянский, Г. П. Данилевский и штаб-лекарь Погорецкий. Пение украинских народных песен. Рассказ Гоголя о том, как Пушкин дал ему сюжет «Ревизора».

Дневник Бодянского, стр. 133.

В четвертом выпуске «Revue des Deux Mondes» напечатана статья П. Мериме с очень умеренной оценкой не понятого им творчества Гоголя.

Чтение Гоголем в квартире А. П. Толстого «Ревизора» артистам. Среди слушателей - М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский, И. С. Тургенев, С. Т. и И. С. Аксаковы, Н. В. Берг, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Г. П. Данилевский.

И. С. Тургенев, стр. 435–437.

Г. П. Данилевский, стр. 484–485.

Цензурное разрешение второй ноябрьской книжки «Москвитянина», где помещена статья за подписью Е. Вер-ской: «„Ревизор“ на сцене пермского театра», с положительной оценкой игры артистов.

В газете «Северная Пчела» (№№ 277 и 283) напечатана статья Ф. Булгарина с хвалебным отзывом о статье П. Мериме в «Revue des Deux Mondes» и с злобными выпадами по адресу Гоголя.

Цензурное разрешение второй декабрьской книжки «Москвитянина» с отрицательным отзывом (за подписью «Г.») о статье П. Мериме о Гоголе.

Переведены и изданы на немецком языке (Лейпциг. 1851) «Шинель», «Старосветские помещики», «Страшная месть» и «Майская ночь» (последняя - в переводе Вольфсона).

«Литературный Вестник», 1902, № 4, стр. 374.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ФОШ ФЕРДИНАНД 1851-1929 Французский полководец Первой мировой войны. Маршал Франции. Фельдмаршал Великобритании. Маршал Польши.Фердинанд Фош родился в городе Тарб департамента Пиренеи в семье гражданского чиновника. Его дед был офицером наполеоновской армии, и память о нём

Из книги Хронология жизни Н. В. Гоголя автора Гоголь Николай Васильевич

1851 ГОД Начало января.Знакомство Гоголя с актером одесской труппы А. П. Толченовым.А. П. Толченов, стр. 23–25.6 января.Гоголь у Репниных читает комедию Мольера «Школа жен».Дневник неизвестной, стр. 547.9 января.Встреча с Гоголем у А. И. Орлая одесского литератора Н. Д. Мизко. Гоголь

Из книги Былое и думы. (Автобиографическое сочинение) автора Герцен Александр Иванович

IV. ЕЩЕ ГОД (1851) Перед Новым годом Natalie принесла мне показать акварель, который она заказывала живописцу Guyot. Картина представляла нашу террасу, часть дома и двор, на дворе играли дети, лежала Татина коза, вдали на террасе была сама Natalie. Я думал, что акварель назначена мне, но

Из книги Желябов автора Прокофьев Вадим Александрович

VI. OCEANO NOX (1851) 1 …Ночью, с 7 на 8 июля, часу во втором, я сидел на ступеньке Кариньянского дворца в Турине; площадь была совершенно пуста, поодаль от меня дремал нищий, часовой тихо ходил взад и вперед, насвистывая песню из какой-то оперы и побрякивая ружьем… Ночь была

Из книги Духовный путь Гоголя автора Мочульский Константин Васильевич

1851- ИЮНЬ 1869 Церковный колокол загудел так внезапно, что Андрей вздрогнул, уронив книгу. Он совсем забыл, что сегодня великая суббота и в «божьих храмах» началась «полунощница», потом двинется крестный ход. Теперь колокола неумолчно будут греметь всю светлую

Из книги Тёрнер автора Акройд Питер

9 Духовное просветление (1848–1851) Пятого февраля Гоголь приехал в Иерусалим, а в конце апреля он был уже в России; едва только ступил на русскую землю в Одессе, как тотчас же написал смиренное письмо отцу Матвею. В нем он снова жалуется на свою черствость, на опасность своего

Из книги Гюго автора Муравьева Наталья Игнатьевна

Глава двенадцатая 1844-1851 В СЕРЕДИНЕ 1840-х Тёрнер сильно сдал. В письме к другу он жаловался, что “донимают вечера. Время всегда на меня давит, но его пособница, Темнота, та совсем отодвигает меня на задний план, хотя перед Рождеством я было вбил себе в голову, что обгоняю

Из книги Карл Маркс. Любовь и Капитал. Биография личной жизни автора Габриэл Мэри

Из книги Генерал Брусилов [Лучший полководец Первой Мировой войны] автора Рунов Валентин Александрович

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

Пролог. Лондон, 1851 Что-то должно прогнить в самой сердцевине, самой сути системы, которая преумножает свои богатства, никак не уменьшая страданий людей. Карл Маркс В непроницаемом тумане Лондона они явились, словно призраки, наводнили аллеи и дома, заполнили Сохо,

Из книги Гоголь без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

21. Лондон, зима 1851 С этим всеобщим процветанием, во время которого производительные силы буржуазного общества развиваются настолько бурно, насколько это вообще возможно при буржуазных отношениях, не может быть и речи о реальной революции. Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Из книги Записки автора Корф Модест Андреевич

Из книги автора

РАСЦВЕТ ТАЛАНТА (1843–1851) Академик и депутат Ламартин спокойно работает над своей «Историей жирондистов». К счастью, политическое поражение после революции 1848 года привело его вновь к литературе. Академик и в скором времени пэр Франции Гюго сыт и дремлет. Он организовал

Из книги автора

1850–1851. В Одессе Александр Павлович Толченов:В 1851 году я состоял в числе актеров русской одесской труппы. В начале января мне встретилась надобность повидаться с членом дирекции театра А. И. Соколовым. Дома я его не застал. Дай, думаю, побываю у Оттона (известный в то

Из книги автора

Из книги автора

XXIII 1851 год Опрокинутые сани - Слова Николая I о герцоге Мекленбург-Стрелицком - Статья о Фанни Эльслер - Князь Петр Михайлович Волконский - Баронесса Фредерикс - Удар с князем Чернышевым - Праздники 1 июля - Мост во Владимире - Генерал-майор Поливанов - Театр в

Слайд 1

Николай васильевич гоголь
1809-1852

Слайд 2

Моя утрата всех больше. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина… Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. (Н.Гоголь)

Слайд 3

Литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах
Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика.

Слайд 4

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка, неподалёку от села Диканька

Слайд 5

Писательский дар и актёрский талант Н. В. Гоголь унаследовал от отца
Отец Василий Афанасьевич был любителем театра. Был режиссёром и актёром домашнего театра своего богатого соседа и родственника – Д.П. Трощинского.

Слайд 6

От матери у Гоголя – тонкая душевная организация и богобоязненная религиозность
Мать Мария Ивановна была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о гибели мира, о страшном суде, об адских муках грешников.

Слайд 7

Учёба давалась с трудом. Сынки богатых родителей не щадили самолюбия Гоголя, высмеивая его слабости. Болезненный, хилый, мнительный мальчик на себе испытал драму «маленького человека». «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» (Акакий Акакиевич из «Шинели»)
7 лет проучился Гоголь в гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии. Домой приезжал лишь на каникулы.

Слайд 8

Рисунок Гоголя
Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании и завидные литературные способности. А однажды покорил публику мастерским исполнением роли Простаковой. Вскоре его коньком стала комическая имитация лицейских учителей, очень тонкая и меткая.

Слайд 9

Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя «Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству»
1825 год – скоропостижная смерть отца. Гоголь – старший в семье. Начинается его стремительное взросление.

Слайд 10

1828 год – окончание Нежинской гимназии. Петербург.
Разочарование Петербургом: рекомендательные письма не помогли, на работу устроиться было трудно, денег катастрофически не хватало…

Слайд 11

Чужой и равнодушный Петербург пробудил ностальгическую тоску по родной Украине
В своих письмах к матери Гоголь просит её сообщать как можно подробнее обычаи и нравы малороссиян. И ночами Гоголь, следуя своему таланту, пишет… «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё…»

Слайд 12

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Одна за другой выходят повести, раскрывающие живой образ Украины. Гоголь показал не будни, а яркие праздники, когда над человеком не довлеет злоба дня. Когда торжествует молодость, красота и нравственность.

Слайд 13

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности». (А.С. Пушкин)

Слайд 14

Успех «Вечеров…» круто изменил положение Гоголя в Петербурге. Он получает место преподавателя истории в Патриотическом институте (И.С. Тургенев был его слушателем-студентом), его рекомендуют на частные уроки в аристократические дома. В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным у Плетнева. Он часто встречается с Пушкиным и Жуковским в Царском Селе.

Слайд 15

Повесть «ТАРАС БУЛЬБА»
«Другую, другую жизнь нужно повести, простую, простую…» В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к героическим временам истории, когда человек поднимался на высоту духовного подвига.

Слайд 16

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Слайд 17

«Петербургские повести»
Невский проспект Нос Портрет Шинель Коляска Записки сумасшедшего Сквозная тема – обманчивость внешнего блеска столичной жизни: «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

Слайд 18

Вершина сборника – повесть «Шинель» – сразу стала ощущаться как «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г. Белинский), как открытие новой темы – темы «маленького человека», равнозначное манифесту человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом звании

Слайд 19

Акакий Акакиевич Башмачкин
Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия». (В. Набоков)

Слайд 20

Комедия «Ревизор», где Гоголь хотел «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним»
Премьера имела успех. Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Однако Гоголь был разочарован: зритель не узнал себя!!!

Слайд 21

1836 год – Гоголь покидает Россию. Западная Европа. Рим. Поэма «Мёртвые души» «Божественная комедия» Данте (ад, чистилище, рай)
Пушкин после знакомства с первыми главами поэмы: «Боже, как грустна наша Россия!»

Слайд 22

галерея русских помещиков
«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (Гоголь Жуковскому)

Слайд 23

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!...»

Слайд 24

Русь, куда несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.
В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь неустанно молился до 3-х часов, потом разбудил слугу, приказал открыть трубу в печи и сжёг 2 том «Мёртвых душ».

Слайд 25

В 8 часов утра 21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь ушёл из жизни. Вся Москва провожала его на кладбище Данилова монастыря.

Слайд 26

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Коляска» и «Записки сумасшедшего»
1829 год – Гоголь приезжает в Петербург. «Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, … всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах» (из письма матери)

Слайд 27

Слайд 28

Повесть «Шинель»
«Сокративши все возможные издержки, …я никаким образом не могу издерживать менее 100 рублей в месяц… Доказательством моей бережливости служит то, что я до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своём в Петербург из дому… Хорошо ещё, что я немного привык к морозу и отходил всю зиму в летней шинели…» (из письма матери)

В отличие от творчества А. С. Пушкина, который тоже побывал в Тавриде и был влюблен в нее всей душой, в ранних гоголевских произведениях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место») Крым представлен как далеко не романтичное пространство, а сами «крымцы» скорее как завоеватели. Позже Гоголь, как можно судить по косвенным данным, полюбил эту прекрасную землю. <...>

О пребывании писателя в Крыму сведений сохранилось мало. В основном это переписка самого Николая Васильевича и воспоминания его современников, где отражена история его поездки в Саки в 1835 г.

Гоголь заинтересовался историей полуострова Крым задолго до своей поездки в те края. Таврия и Черное море многократно упоминаются в повести «Тарас Бульба», где писателем воссоздана историческая атмосфера XV в., когда полуостров находился под властью татаро-монгольских орд.

В 20-30-е гг. XIX в. Крым считался местом, о котором, по словам П. И. Сумарокова, «живопись, описание и само воображение дают слабые понятия, проще говоря, там рай на земле». Путешественники, ученые и литераторы, побывавшие там, оставляли после своих поездок объемные и захватывающие описания местности. Этот край притягивал к себе и Гоголя.

Известно, что в июне 1935 г. он поехал в Крым с целью поправить свое здоровье и специально для этого взял отпуск в Петербургском университете и Патриотическом институте. Первоначально планируя поездку в Кавказскую губернию на четыре месяца «для лечения», по соображениям материального характера он впоследствии выбрал более близкий маршрут и ограничился поездкой в родовое имение в Васильевке, а затем в Крым. Сохранились письма Гоголя к друзьям, в которых ясно выражено намерение посетить эти края. «Сижу дома на перепутье около недели уже, — писал он Н. Я. Прокоповичу 24 мая 1835 г., - не зная, куда лучше ехать на Кавказ или в Крым, где ныне славятся минеральные грязи и купальни в море. Из Москвы никак не мог писать: был страшно захлопотан и при всем том многих не видел». <...>

...В гоголевских произведениях отсутствуют какие-либо впечатления, вызванные этой поездкой

О том, что в Крыму лечат грязями, Н. В. Гоголь узнал из трудов одного из первых крымских путешественников... П. И. Сумарокова, который писал в своей книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»: «Озеро Сак близ деревни сего же имени достойно, чтобы о нем сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней». <...>

Можно предположить, что, прочитав книгу П. И. Сумарокова, Н. В. Гоголь заинтересовался лечебными свойствами Сакского озера и решил проверить их действие на себе, тем более что его решение о поездке в Крым определили не только материальные затруднения но, прежде всего, рекомендации лечащего врача, который был вызван из Полтавы в связи с обострением болезни писателя и посоветовал ему пройти курс лечения именно в Саках. К тому времени там уже действовала грязелечебница, мало-помалу приобретавшая европейский уровень, несмотря на недостаток губернских средств. <...>

В первых числах июня 1835 г. Гоголь приезжает в Крым и останавливается на Сакском курорте. Ему пришлось ехать на перекладных и жить в гостиницах, что потребовало немалых расходов. К тому же пользование грязевыми ваннами было недешево и, таким образом, денег «не стало и на половину вояжа», который был задуман. <...>

На Сакских грязях писатель лечил простудные и нервные заболевания путем приема грязевых и рапных ванн

Безусловно, лечение помогло Гоголю поправить здоровье. После возвращения в Васильевку он упомянул о Крыме в письме к И. И. Срезневскому от 11 июля 1835 г.: «Эти же три недели, которые остаются мне, я намерен отдохнуть после поездки моей в Крым, где странствовал для здоровья и для того, чтобы повидать его».

Затем Николай Васильевич пишет В. А. Жуковскому: «Все почти мною изведано и узнано, только на Кавказе не был, куда именно хотел направить путь. Проклятых денег не стало и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Впрочем здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы изошло теперь у меня бумаги и перьев. Но жар вдыхает страшную лень, и только десятая доля положена на бумагу и жаждет быть прочтенною Вам». Словом, Гоголь остался очень доволен своим путешествием. <...>

Целебные грязи помогли Гоголю, а Крым произвел на него неизгладимое впечатление. По возвращении у писателя наступил период творческого подъема

Через несколько лет, когда здоровье Гоголя резко ухудшилось и писатель снова начал ощущать упадок сил и нервозность, он захотел снова побывать в Крыму. Из дневника профессора О. М. Бодянского, встретившегося с Гоголем в мае 1850 г., можно заключить, что вполне определенно идея крымской поездки возникла у Гоголя весной того года: «Перед отходом спросил я, где он хочет провести лето?..
- Мне хотелось бы пробраться в Малороссию свою, потом на осень воротиться к вам, зиму провести где-либо потеплее, а на весну снова к вам.
- Что же, вам худо у нас этой зимой?
- И очень. Я зяб страшно, хотя первый год чувствовал себя очень хорошо.
- По мне, если не хотите выезжать за границу, лучше всего в Крыму.
- Правда, и я собираюсь попытаться это сделать в следующую зиму». <...>

В 1851–1852 гг. Н. В. Гоголь действительно чувствовал себя больным и часто жаловался на слабость, расстройство нервов и приступы тоски. В. М. Княжевич, служивший председателем казенной палаты, мог бы устроить его пребывание и лечение в Крыму, но недостаток у Гоголя средств на поездку все же оказался решающим фактором. Вполне возможно, что благотворный климат Крыма и целительные Сакские грязи укрепили бы подорванное здоровье Николая Васильевича, но великий писатель так и не смог собрать «проклятых денег».

[На илл.: Сакская грязелечебница, начало XX в.]