В набор входит комплект радиодеталей, из которых можно собрать два устройства: простой музыкальный электронный инструмент «Терменвокс», управление звучанием которого происходит приближением или удалением руки к антенне и «Металлодетектор», который получается в результате небольшого изменения в схеме конструкции. Сначала соберём «Терменвокс»: схема состоит из двух независимых генераторов на микросхемах К561ЛЕ9, каждая из которых содержит три логических элемента «3ИЛИ-НЕ». Частота генераторов - несколько сотен герц. Частота генератора на DD2 (нижний на схеме) устанавливается положением переменного резистора R2, частота генератора на DD1 (верхний) фиксированная. Сигналы с выходов обоих генераторов (10 вывод) через конденсаторы С4, С5 смешиваются и поступают на вход диодного детектора VD1, VD2 и далее на наушники. Человеческое ухо хорошо воспринимает звуки в диапазоне частот 20 - 20.000 герц, поэтому сигналы, вырабатываемые генераторами, в наушниках не слышны. При приближении частоты второго генератора к первой на несколько килогерц, детектор начинает выделять звуковой диапазон суммарной или разностной частоты. Слышимый в наушниках сигнал является биениями частот генераторов (в наушниках появляется высокий звук, уменьшающийся по частоте до нуля и вновь повышающийся до исчезновения). Частота первого генератора фиксированная, но на неё влияет ёмкость антенны, подключенной к входу генератора через конденсатор С1. Приближение/удаление руки к антенне изменяет её ёмкость и, соответственно, на небольшую величину частоту генератора, что отражается на звуке в наушниках. Оптимальное положение переменного резистора выбирается прослушиванием звука в наушниках и одновременным перемещением ладони к антенне и от неё. Небольшая переделка превратит Терменвокс в Металлодетектор - из схемы удаляются: антенна, конденсаторы С1, С2 и резистор R1. Вместо С1 устанавливается перемычка (соединяются выводы1,2,8 с 6,11,12,13), а вместо R1 устанавливаются катушка L1 и параллельно ей конденсатор С8. Настройка Металлодетектора заключается в выборе положением переменного резистора R2 именно тех биений частот,
при которых приближение и удаление металлического предмета к поисковой катушке будет максимально изменять тон прослушиваемого в наушниках сигнала. Чёрный и цветные металлы в зоне катушки звучат по-разному. В гнезде и вилке наушников общий (земляной) провод не используется, т.е. капсюли телефонов соединяются последовательно для увеличения сопротивления нагрузки.

Соблюдайте цоколёвку при установке микросхем в панельки и полярность при подключении батареи
к схеме. Нарушение этих правил приведёт к выходу
из строя микросхем!

Содержание радиоконструктора 034:
1. Микросхемы К561ЛЕ10 (2 шт.),
2. Панельки для микросхем (2 шт.),
3. Монтажная плата,
4. Детекторные диоды Д9 (2 шт.),
5. Конденсаторы:
С1 - 390 пФ,
С2, С3 - 15 пФ (2 шт.),
С4, С5, С7, С8 - 1н (4 шт.),
С6 - 47 МкФ,
6. Переменный резистор R2 - 10к,
7. Пластиковая ручка для переменного резистора,
8. Постоянные резисторы:
R1 - 27к (Кр/Ф/Ор),
R3 - 22к (Кр/Кр/Ор),
9. Головные телефоны (наушники),
10. Гнездо для наушников,
11. Катушка для металлодетектора (50 витков),
12. Батарея питания 9В,
13. Разъём для батареи (красный - плюс),
14. Провод для антенны,
15. Монтажные провода,
16. Схема и описание.

Еще не так давно музыкальные инструменты даже эстрадных оркестров - будь то саксофон, скрипка, аккордеон, пианино, контрабас и даже барабан - дарили слушателям свое естественное, «природное» звучание. Нынче же музыка стала иной - теперь в моде «электронное» звучание.

Фантазия, которую проявляют создатели разнообразной электромузыкальной техники, кажется порой безграничной. Сами инструменты и усилительная аппаратура, акустические системы, устройства синтезирования звуковых эффектов - все до предела «нашпиговано» электроникой. Сегодня музыкантов мало уже чем удивишь - ведь у них на вооружении есть такие творения инженеров, которые позволяют получать тысячи самых разнообразных оттенков звучания: струнного, духового, клавишного.

Современный электромузыкальный инструмент (сокращенно ЭМИ) - очень сложное устройство. Даже не каждый опытный радиоинженер способен изготовить его в домашних условиях. А что тогда сказать о тех, кто только делает первые шаги в освоении электроники?

Выход один - начинать, собирая пока лишь простейшие ЭМИ. О нескольких таких конструкциях мы и хотим вам рассказать.

Как вы думаете, когда началась история электронной музыки? Многие, вероятно, считают, что в конце 50-х - начале 60-х годов, когда на свет появились электрогитары и электроорганы, а вокально-инструментальные ансамбли стали возникать, как грибы после дождя. Но, оказывается, все произошло гораздо раньше.

Честь называться творцом электронной музыки принадлежит советскому ученому, инженеру-физику Л. С. Термену. Именно он изобрел первый в мире ЭМИ. Экспериментируя с прибором для измерения диэлектрической постоянной газов, он обнаружил влияние руки на распределение электрического поля. Это явление и было положено в основу действия первого электромузыкального инструмента, получившего название «волны эфира». В 1921 году изобретатель представил свое «детище» на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Современники Л. С. Термена высоко оценили его прибор. «Изобретение электромузыкального инструмента открывает огромные перспективы… Путем электрического возбуждения можно получить такие звучания, такие интонации, которых до сих пор не знала музыка…» - так писала газета «Правда» в 1927 году.

Со временем первый электромузыкальный инструмент стал называться терменвокс - сочетание, состоящее из фамилии изобретателя Термена и слова «воке» - искаженного от английского voice, что в переводе означает «голос».

Итак, что же такое терменвокс? Принцип действия этого инструмента основан на изменении электрического поля, которое создается вокруг ЭМИ от перемещений человеческого тела. Изменяя положение туловища или отдельных его частей, например, рук, исполнитель тем самым воздействует на пространственную картину поля. ЭМИ воспринимает эти влияния и преобразует их в звуковые сигналы, тональность которых зависит от манипуляций человека и становится выше или ниже в такт с его движениями.

Чтобы понять, каким образом пространственное перемещение руки можно превратить в звук, разберемся в устройстве терменвокса. Его функциональная схема показана на рисунке 1. Инструмент состоит из двух высокочастотных генераторов, к одному из которых подключена антенна WА, смесителя, усилителя звуковой частоты и динамической головки ВА.

Рис. 1. Функциональная схема терменвокса.

Пока исполнитель находится на достаточном удалении от антенны, ВЧ генераторы вырабатывают сигналы одинаковой частоты, которые поступают на смеситель. Предположим, что частоты обоих генераторов в исходном состоянии равны 90 кГц. Что произойдет при смешении двух сигналов? Чтобы понять это, необходимо отметить одну особенность смесителя - он выделяет на своем выходе колебания с частотой, равной разности частот входных сигналов. А поскольку в исходном состоянии частоты обоих генераторов равны, следовательно, сигнал на выходе смесителя в этом случае отсутствует и звука в динамической головке нет.

Рис. 2. Принципиальная схема ЭМИ.

Но вот исполнитель поднес руку к антенне. Что теперь произойдет? Человеческое тело становится как бы конденсатором, включенным между антенной и электрическими цепями верхнего по схеме генератора, то есть емкость тела исполнителя начинает оказывать влияние на работу этого генератора. В результате изменяется частота вырабатываемых им колебаний. Предположим, она стала равной 91 кГц. Теперь при смешении сигналов возникают так называемые биения - колебания с частотой, равной разности частот обоих генераторов. В нашем случае эта разность составит 1 кГц. Сигнал с такой частотой и выделит на своем выходе смеситель. Затем произойдет его усиление, и в динамической головке раздастся звук.

Непрерывно изменяя расстояние между ладонью руки и антенной, исполнитель тем самым постоянно- варьирует емкостные параметры частотозадающей цепи верхнего по схеме генератора. При этом меняется частота биений, и из инструмента извлекаются звуки различной тональности. Если в результате манипуляций, производимых исполнителем, частота электрических колебаний на выходе первого ВЧ генератора меняется в пределах, скажем, от 90 до 100 кГц, то музыкальный диапазон терменвокса будет лежать в интервале от 0 до 10 000 Гц.

Итак, исполнение музыкального произведения на терменвоксе заключается в перемещении одной или обеих рук вблизи антенны инструмента. Чтобы получить более плавное изменение высоты звука, ладонь можнр держать неподвижной, а все манипуляции производить только пальцами руки. В любом случае, чтобы «почувствовать» такой музыкальный инструмент и освоить технику исполнения на нем, необходима хорошая тренировка и, конечно же, наличие слуха.

За 70 лет творческой деятельности Л. С. Термен создал множество самых разнообразных модификаций своего ЭМИ, причем не менее оригинальных. Вот, например, одно из его творений - терпситон - электромузыкальный инструмент, выполненный в виде плоской платформы. Становясь на нее и делая разнообразные движения, как бы в причудливом танце, музыкант может исполнить на таком экзотическом инструменте любое произведение.

Любопытно, что на основе терменвокса создавались и такие «немузыкальные» приборы, как охранные устройства для промышленных зданий, складов, сейфов. Такой аппарат охранял даже один из залов ленинградского Эрмитажа. Разработанные Л. С. Терменом электронные «сторожа», как и его ЭМИ, реагировали на изменение картины электрического поля вблизи охраняемого объекта и при появлении посторонних подавали сигнал тревоги.

Но вернемся к музыкальным способностям терменвокса. С принципами, заложенными в действие этого инструмента, мы уже познакомились. Теперь пора перейти и к практическому их воплощению.

Терменвокс, описание которого мы предлагаем вашему вниманию, собран всего на двух логических микросхемах, прост в налаживании и не требует дефицитных деталей. Конечно, такое устройство далеко от профессионального инструмента, но тем не менее, собрав его, вы на практике познакомитесь с конструкцией, принципом действия и техникой исполнения музыкальных произведений на терменвоксе.

Первый генератор собран на логических элементах 2И-НЕ DD1.1 и DD1.2 микросхемы DD1 (рис. 2), а второй - на элементах DD2.1 и DD2.2 ИМС DD2. Инверторы DD1.3 и DD2.3 выполняют роль развязывающих устройств, предотвращающих взаимное влияние генераторов друг на друга. В качестве смесителя используется логический элемент DD2.4. Низкочастотный усилитель собран на транзисторе VТ1 по схеме электронного ключа. Резистор R6 ограничивает ток базы транзистора, а R7 служит для регулировки громкости звучания динамической головки ВА1. Конденсаторы С4-С6 и резисторы R4, R5 образуют низкочастотные фильтры, исключающие взаимное влияние генераторов друг на друга через питающие цепи. Питается устройство от батареи GB1 напряжением 9 В.

Оба высокочастотных генератора собраны по схемам несимметричных мультивибраторов, с работой которых вы уже знакомы (см. «М-К», 1990, № 1, «Шесть самоделок на одной ИМС»). Резисторы R1, R3 и конденсатор С2 образуют частотозадающую цепь первого генератора, a R2 и C3- аналогичную цепь второго генератора. Подстроечный резистор R1 необходим для «выравнивания» рабочих частот обоих генераторов. Антенна WA1 подключена к инструменту через разделительный конденсатор С1.

Элементы терменвокса размещаются на монтажной плате размером 50X30 мм, выполненной из фольгированного гетинакса или стеклотекстолита толщиной 1-2 мм (рис. 3).

Рис. 3. Монтажная плата инструмента со схемой расположения элементов.

Для электромузыкального инструмента подойдут следующие детали. Транзистор - КТ602АМ (БМ) или КТ815, КТ817, КТ819 с любым буквенным индексом. Оксидные конденсаторы С4-С6 марки К53, остальные - малогабаритные керамические, например, КМ5, КМ6. Постоянные резисторы - ВС, МЛТ, ОМЛТ, С2-23, С2-33 мощностью 0,125 Вт, подстроечный - СП3-1б, СП4-1б, переменный - типа СПО-0,25, СПО-0,5, СП1, СП2. Динамическая головка - 0.5ГДШ-2 или любая другая мощностью 0,1-0,5 Вт с сопротивлением катушки 4-8 Ом. Тумблер - малогабаритный, марки ПДМ, МТ1, МТД1. Батарея питания - «Корунд» или шесть дисковых аккумуляторов напряжением по 1,5 В (например, СЦ-30).

Детали терменвокса размещаются в металлическом корпусе подходящих размеров. Если такого не нашлось, можно использовать любую пластмассовую коробку, предварительно оклеив ее изнутри фольгой. Металлический корпус или фольгу необходимо электрически соединить с общим проводом питания инструмента. Антенна - медный или алюминиевый стержень Ø 2-4 мм и длиной 25-40 мм - устанавливается на лицевой панели корпуса на резиновом или пластмассовом изоляторе (рис. 4). Кроме того, на лицевой панели находятся тумблер включения питания, переменный резистор R7, снабженный декоративной ручкой, и динамическая головка; диффузор «динамика» закрыт тонкой цветной тканью. На боковой стенке корпуса - отверстие под движок подстроечного резистора R1. Монтажные соединения выполняются тонкими многожильными проводами в изоляции.

Рис. 4. Внешний вид терменвокса.

При правильном монтаже и исправных деталях инструмент начинает работать сразу после включения питания. Настройка его сводится к установке нулевой частоты биений генераторов. Если после включения питания звука в динамической головке нет, то необходимость в настройке отпадает. Если же звук появился, вращая движок подстроечного резистора, добейтесь его исчезновения. После этого терменвокс готов к работе.

Может случиться так, что звучание ЭМИ окажется неустойчивым. В таком случае исполняйте мелодию, одной рукой производя манипуляции около антенны, а второй касаясь металлических частей корпуса. Если вы использовали пластмассовую коробку, оклеенную изнутри фольгой, то на ее лицевой панели необходимо установить специальную металлическую пластину размером примерно 20X20 мм, соединив с общим проводом питания.

…Терменвокс был первым в мире электромузыкальным инструментом. За прошедшие с тех пор десятилетия создано немало новых ЭМИ, в чем нетрудно убедиться, глядя, например, на оснащение современной рок-группы. Электроорган, электрогитара, электробаян, электронная ударная установка - перечень музыкальных инструментов с приставкой «электро» можно продолжить. О некоторых из них мы расскажем в следующих выпусках.

ТЕРМЕНВОКС

Первый в истории электронный музыкальный инструмент.
Изобретен в России в 1919/1920 годах.
Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена .
Последнее десятилетие во всем мире отмечается небывалый всплеск интереса к этому удивительному инструменту.

Звук на этом инструменте возникает не от касания, а только от движений рук исполнителя в пространстве перед специальными антеннами. При этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Новогодние праздники все ближе и на рынке появляется все больше небольших гаджетов, которые могли бы стать отличным новогодним подарком. Понятно, что лучшим подарком может стать небольшой, но очень необычный электронный музыкальный инструмент. Особенно если он компактный и стоит относительно недорого.

Электронный музыкальный инструмент «Терменвокс мини» продается на сайте

На сайте интернет-магазина ThinkGeek всего за $39,99 можно приобрести необычный во всех отношениях музыкальный инструмент - терменвокс мини.

Несколько слов для тех, кто еще не сталкивался с подобными музыкальными инструментами. Терменвокс - электромузыкальный инструмент, которого даже не надо касаться. Все, что вам нужно для извлечения звука - подключить инструмент и поместить руки рядом с его антеннами. Тон и громкость звука регулируются положением вашей руки относительно антенны.

Гаджет скорее интересен как подарок или игрушка, ведь эта модель гораздо меньше настоящих инструментов. Но если вы любите оригинальные гаджеты, то этот терменвокс вам придется по душе. Как работает инструмент можно посмотреть на видеороликах по адресу http://onegadget.ru/og/23110#more-23110 . Несмотря на необычность данного устройства, как оказалось, у него очень длинная история. Это очень ИТ-ресно!

Что такое терменвокс?
Терменвокс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Лев Термен

Его называют отцом электронной музыки, резидентом советской разведки в Америке, миллионером и гениальным изобретателем. Его биографию можно вначале поделить на несколько частей, а затем на основе содержания каждой из этих частей сочинить отдельный приключенческий роман. О нем написано много книг, но мало что доподлинно известно. Его звали Лев Термен.

Термен Лев Сергеевич (1896-1993 гг.) – русский изобретатель, физик, музыкант.

Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919 г.); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925 г.); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932 г.); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

С биографией Льва Термена можно ознакомиться или

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нем.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Терменвокс Etherwave, собранный из деталей Роберта Муга

Инструменты классической схемы Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»
Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе Лидии Кавиной, Джорджем Павловым был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская.

Олеся Ростовская, знаменитый исполнитель на терменвокс

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Бухгольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Альтернативная схема Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890–1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев (1930–2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент - разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королев создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Современный вариант терменвокса

Терменвокс виртуальный
Существуют также виртуальные аналоги терменвокса, в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например, пять–восемь октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640 x 480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато, которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С.Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).

Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).

Другие типы терменвокса

Терменвокс CLASSIC

Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского - Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Видео: Терменвокс на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!