Ольга Нагорнюк

Зачем читать художественную литературу?

Стоит ли читать художественную литературу? Возможно, это бессмысленная трата времени, ведь чтение не приносит денег и не способствует продвижению по карьерной лестнице? А может, и того хуже: книги — зло, поскольку навязывают чужие мысли и заставляют проживать чужие жизни, забывая о своей, реальной? Так стоит ли тратить драгоценные мгновения, отмеренные нам судьбой, на столь бесполезное занятие?

Перед теми, кто любит читать, с головой погружаясь в созданный автором мир и сопереживая его героям, вопрос о важности и нужности художественной литературы не стоит. Для них читать — так же естественно, как дышать. Хотя мотивация у каждого бывает разной.

Кому-то хочется найти в книгах ответы на вопросы, которые ставит перед нами реальная жизнь, для кого-то чтение — возможность уйти от надоевшей обыденности, а кто-то ищет в художественных произведениях отголоски собственных мыслей и чувств.

К сожалению, поклонников художественной литературы становится все меньше. XXI век — это эпоха рационалистов, которые поминутно планируют свое время, главной целью жизни видят построение карьеры и обогащение и взвешивают все «за» и «против» перед принятием любого решения.

1. Чтение формирует навыки грамотности. Ученые доказали: сидя за книгой, человек неосознанно фиксирует в уме правильное написание слов и расстановку знаков препинания, тем самым закрепляя знания правил правописания, полученные в школе.

А зачем мне правила орфографии и пунктуации, — скажете вы. Ведь Word и LanguageTool проверят и исправят ошибки! Верно, только они не придут вам на помощь, когда на собеседовании придется заполнять анкету или писать автобиографию при оформлении на работу. А если случится собственноручно набросать концепцию будущего проекта в присутствии шефа? Вряд ли он оценит ваш авторский подход к правописанию.

2. Художественная литература обогащает словарный запас (лексику), учит правильно формулировать фразы, воспитывает «чувство языка». Грамотная и правильная речь всегда считалась признаком интеллигентного и образованного человека. Разве вы не хотите выглядеть таким в глазах окружающих, в том числе, вашего руководства?

В условиях поголовного увлечения новейшими IT-технологиями и современными гаджетами вероятность оказаться в среде образованных людей, чьи интересы лежат в плоскости литературы и искусства, невероятно мала. Однако она все же есть. Окажись вы среди интеллигентных людей арт-мира — в театре, на литературном вечере или презентации новой книги, — о чем вы будет с ними говорить? О последней модели айпада? А чем будете пользоваться? Предлогами и междометиями?

Знание художественной литературы внушает чувство уверенности: попади вы в окружение ценителей словесности, вам не грозит опасность выглядеть там белой вороной.

3. Художественная литература развивает образное мышление, и в этом с ней не сравнится ни кино, ни театр, ни изобразительное искусство.

Картинка не оставляет простора для воображения. Художественное слово, богатое иносказаниями и авторскими оборотами речи, подчас восхищающими своей многозначностью, а иногда оставляющими привкус недосказанности, заставляет нас самих додумывать и фантазировать, подключая к этому процессу собственное воображение.

Два человека, прочитавшие описание встречи князя Болконского с дубом в «Войне и мире», совершенно по-разному представят себе картину, нарисованную Львом Толстым. Этим ценны книги: они не навязывают зрительный образ, а только дают толчок фантазии читателя.

4. Художественная литература обогащает эмоциональный опыт. Перипетии сюжета и терзания героев учат нас сопереживать: расстраиваться — когда их постигают неудачи, и испытывать радость от чужих побед.

Поэтому в детстве у нас захватывает дух от романов Жюля Верна и Джека Лондона, в юности мы увлеченно следуем за героями Вальтера Скотта и Майн Рида, а в зрелом возрасте зачитываемся произведениями Уильяма Фолкнера и Франца Кафки.

Мир художественного произведения отнюдь не подменяет реальность. Он, скорее, дополняет ее, даря то, чего не хватает читателю в повседневной жизни: интересные приключения, глубокие чувства, яркие эмоции, мудрость поколений.

5. Не стоит забывать о воспитательной функции книг. Менять характер взрослого человека бессмысленно, ибо невозможно. А вот формировать поведенческую базу в детстве, используя не назидательные нотации, транзитом пролетающие мимо ребенка, а примеры из жизни литературных героев, вполне реально.

«Незнайка» Н. Носова и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» М. Твена и «Последний из могикан» Ф. Купера, «Приключения Алисы» К. Булычева и «Волшебник изумрудного города» А. Волкова — книги, находящиеся вне времени, которые рассказывают о дружбе и верности, учат добру и честности.

6. Через художественные произведения можно познавать эпохи. Процесс знакомства с историей посредством художественных книг проходит намного интереснее, чем с помощью научной литературы, отличающейся сухостью изложения, или фильмов, чьи сценаристы зачастую не заботятся об исторической достоверности.

Время правления Людовика XIII и нравы, царившие при дворе французского короля, отлично описаны у А. Дюма в его «Трех мушкетерах», предыстория и ход Грюнвальдской битвы 1410 года достоверно переданы в «Крестоносцах» Генрика Сенкевича, революцию 1917 года и гражданскую войну в России можно изучать по романам «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого.

Ценность художественных романов состоит в том, что они передают дух эпохи, чего остро не хватает исследовательской исторической литературе. Написанные живым языком, повествующие о приключениях вымышленных персонажей, сосуществующих на страницах книг с реальными историческими личностями, эти произведения заставляют совсем по иному взглянуть на историю, представленную в школьных учебниках в виде сухих дат и фактов.

Убеждая вас в пользе художественной литературы, мы сознательно не упоминали современные любовные романы , детективы, фантастику и фентзи. Большинство из них не представляет никакой художественной ценности и, несмотря на попытки редакторов придать им читабельный вид, отличаются бедностью речи, примитивностью сюжета и наличием литературных ляпов, сводящих к нулю эстетическую ценность этих творений.

Но не все так плохо. Современная художественная литература имеет достойных представителей, чьи произведения, возможно, лет через 30-40, будут причислены к классике мировой литературы. Это Виктор Пелевин и Венедикт Ерофеев, Алексей Варламов и Борис Акунин, Олег Павлов и Сергей Сенчин, Сергей Довлатов и Людмила Петрушевская. Молодежи стоит начать знакомство с современной литературой именно с этих авторов.

Можно ли чем-то заменить художественную литературу? С таким же успехом попробуйте спросить кофемана: «Будет ли эрзац достойной альтернативой кофе?» Как бы ни хвалили критики экранные постановки «Идиота», режиссеры никогда не смогут передать многогранность чувств князя Мышкина, филигранно описанные Достоевским.

Более тридцати экранизаций пережила «Анна Каренина», но ни один из фильмов не повторил успех бессмертного произведения Толстого. Вспомнят ли о них через 10, 20, 30 лет? Вряд ли. Время все расставляет по своим местам.

Можно найти массу доводов, убедительно доказывающих: чтение книг приносит практическую пользу. Но заставить любить и читать художественную литературу, доказывая ее нужность, важность и полезность, на наш взгляд, нельзя. Это как с любовью: мы либо любим человека, либо нет — заставить полюбить невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Художественная литература (проза) - один из видов искусства, отличающийся от остальных только материалом, из которого создаются произведения, - это только слова и художественный язык. Результат творчества в художественной литературе - произведения, отражающие эпохи, имеющие высокую художественную ценность и приносящие эстетическое наслаждение.

Древнерусская литература имеет 2 источника - церковные книги (Библия, жития святых) и фольклор. Просуществовала с момента внедрения письменности на кириллице (XI век) до появления индивидуальных авторских произведений (XVII век). Оригинальные произведения: «Повесть временных лет» (образец хроник), «Слово о законе и благодати», «Поучения детям» (своды законов), «Слово о полку Игореве» (по жанру напоминает повесть, с логичным развитием событий и достоверностью, с художественным стилем).
В раздел...

Петровские преобразования отразились не только в научных и технических достижениях России XVIII века, но и внесли огромный вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Вернее, придали последним существенное ускорение и кардинально поменяли вектор развития отечественного искусства. До XVIII века развитие русской культуры происходило обособленно, даже изолированно, что обусловило развитие аутентичных направлений и жанров, тесно связанных с национальным и церковным направлением. В странах Европы в это же самое время литература окончательно отделилась от церкви и стала светской. Именно этой светскости - творческой свободы и широты жанров, присущих европейской эпохе Просвещения, не хватало на Руси.

Русская литература напротяжении XVIII века развивалась под влиянием европейской литературы, отставая от неё примерно на 100 лет и проходя следующие стадии:

  • нач. XVIII века - панегирическая, житийная литература,
  • сер. XVIII века - классицизм, сентиментализм (Ломоносов, Карамзин, Радищев),
  • к. XVIII века - господство сентиментализма, подготовка к роматизму.

«Золотой век » отечественной литературы. В историю русской литературы XIX века вписано немало имен, получивших мировое признание: А. Пушкин, Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов. В этот период происходит формирование русского литературного языка, развиваются такие литературные направления, как сентиментализм, романтизм, критический реализм, писатели и поэты осваивают новые литературные формы и приемы. Небывалых высот достигает драматургия и искусство сатиры.

Развитие романтизма (до 1840-х) и реализма (с 1850-х до конца века), с 1890-х годов развиваются направления Серебряного века. Важнейшими функциями литературы считают критическую, нравственно-формирующую, социально-политическую, важнейшим жанром - роман. Романтики: Лермонтов, Пушкин, реалисты: Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Чехов.

Русская литература XX столетия представлена тремя ярчайшими периодами: эпоха "серебряного века" с его противоречиями и новаторством, эпоха военная, с ее глубоким патриотизмом, и огромный период второй половины столетия, когда расцветал социалистический реализм.

  • В нач. XX века возрождается романтизм - для поэтизации революционных событий.
  • 30-40-е годы XX века - активное вмешательство партии в культуру приводит к расслоению писателей. Одни в эмиграции развивают реалистический жанр, другие творят в соцреализме (направление, рисующее трудового человека на пути к коммунизму).
  • 40-50-е годы середины XX века - «окопная», лейтенантская или военная проза. Реалистическое изображение войны 1941-45 гг, где автор - очевидец событий.
  • 60-80-е годы XX века - период «оттепели», развитие «деревенской» прозы.
  • 90-е годы конца XX века - авангард, постсоветский реализм, тяготение к «чернухе» - намеренно гиперболизированные жестокость, бесцензурность.

Зарубежная литература

Зарубежная литература зарождается в Греции в период античности и становится базой для всех существующих родов литературы. Сформировал принципы художественного творчества Аристотель.

С появлением христианства распространяются церковные тексты, вся средневековая литература Европы (IV-XIII века) - переработка церковных текстов, а эпоха Возрождения (с XIV века, Данте, Шекспир, Рабле) - их переосмысление и отталкивание от церкви, создание светской литературы.

Литература Просвещения - воспевание человеческого разума. Сентиментализм, романтизм (Руссо, Дидро, Дефо, Свифт).

XX век - модернизм и постмодернизм. Воспевание психического, сексуального в человеке (Пруст, Хемингуэй, Маркес).

Литературная критика

Критика является органичной и неотделимой частью всего литературного искусства в целом, а критик однозначно должен обладать ярким талантом и литератора, и публициста. По настоящему талантливо написанные критические статьи могут заставить читателя посмотреть на ранее прочитанное произведение под совершенно новым углом зрения, сделать абсолютно новые выводы и открытия, и может даже радикально изменить свои оценки и суждения на какую-то конкретную тему.

Литературная критика имеет тесные связи с современной жизнью общества, с его переживаниями, философскими и эстетическими идеалами определенной эпохи, способствует развитию литературного творческого процесса, и оказывает мощное влияние на формирование общественного самосознания..

Литературные направления

Единство творческих особенностей писателей, творящих в рамках определенного исторического периода, принято называть литературным направлением, разновидностью которого могут быть отдельные течения и движения. Употребление тождественных художественных приёмов, схожесть мировосприятия и жизненных приоритетов, близкие эстетические взгляды позволяют отнести ряд мастеров к конкретным ветвям литературного искусства XIX-XX веков.

Все книги делятся на две категории — художественная и нехудожественная литература. Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. Художественная литература - это романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых)...


Обычно нехудожественную литературу называют нон-фикшн (от англ. non-fiction - нехудожественная, невыдуманная литература) – это учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п.

Художественные произведения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

В жанровой литературе главное – это развитие сюжета, который вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме «преступление — расследование — изобличение преступника»; любой дамский роман — «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца». Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать свой неповторимый мир.

Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Все, что заботит читателя: «Что там дальше?».

Жанры художественной литературы:

Авангардная литература — характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.

Боевик — ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п.

Детектив — основная сюжетная линия — раскрытие преступления.

Исторический роман — время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.

Любовный роман — герои обретают любовь.

Мистика — основа сюжета — сверхъестественные события.

Приключения — герои ввязываются в авантюру или отправляются в рискованное путешествие.

Триллер/Ужасы — героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.

Фантастика — сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.

Фэнтези/Сказки — основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток)? В книгах этого жанра канонам и шаблонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Потому профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Если писатель замахивается на мейнстрим, но не удерживает планку или скатывается к шаблонам, читатель будет разочарован.

Термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866-1920). Являясь редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени — The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом».

Что такое художественная литература? Каковы ее особенности, почему литература считается искусством? Огромное количество книг в домашней библиотеке большинства людей говорит о том, что чтение и восприятие играет в нашей жизни важную роль. Предлагаем ознакомиться с определением понятия «художественная литература», узнать о том, на какие роды, виды и жанры она разделяется, чем примечателен ее язык. Обо всем этом и о многом другом вы узнаете из материала, изложенного ниже.

Определение художественной литературы

Практически все теоретики литературы определяют ее как искусство, сравнивая с живописью, музыкой, театром. Суть состоит в том, что в литературе, как и в любом другом искусстве, имеет место организация бессодержательного материала в новую форму с конкретным идейным содержанием. Отличаются виды искусства только материалом: в музыке - звуки, в живописи - краски, в архитектуре - строительные материалы. В таком ключе литература особенна тем, что ее материал - только слово и язык.

Таким образом, литература - все письменные тексты, которые в свою очередь делятся на группы. Это научно-популярная, справочная, учебная, научная, техническая и, наконец, художественная литература. С последней мы сталкиваемся с первых лет жизни, в школе при знакомстве с классикой художественной литературы, во взрослой жизни, когда человек осознанно обращается к интересующей его книге. Книги - зеркало общества. В более широкой интерпретации художественная литература - это те написанные произведения, которые представляют художественную ценность и имеют эстетическое значение.

Интересно, что такой взгляд окончательно сформировался в 19-м веке благодаря представителям романтизма. Они рассматривали художественную действительность как эстетически неповторимую, а писателей - как особенных людей.

Когда и как появилась словесность?

Ответ на этот вопрос пытаются найти уже довольно давно. С чего все началось? В поисках ответов люди провели огромное количество исследований, опровергли и доказали несметное количество гипотез, проанализировали материал и людей, которые его создавали. Как оказалось, классическая - римская и греческая - художественная литература является не самой древней. Были еще и шумерская, и египетская, и вавилонская - утонченные и развитые литературы. Очень важную роль играют устные формы словесности, верования древних народов, мифологии целых цивилизаций. Именно с мифов или аналогичных форм начинается изучение любой литературы.

Роды художественной литературы

Выделяется три рода: эпический, лирический и драматический. В основе этого деления лежит то, каким образом читателю представляется содержание произведения. Если о событиях рассказывается подробно, позиция автора отстранена, присутствуют различные персонажи, подробно описывается их внешность, а ведущий тип речи - повествование, то речь идет об эпическом роде литературы. Иными словами, о прозе. К ней относятся рассказы, романы, эссе, повести и другие подобные произведения.

Если автор хочет поведать не столько о событиях, сколько о чувствах, которые они вызвали, он создает произведения, относящиеся к лирике. В пределах этого рода литературы выделяют множество жанров разных размеров и форм, большинство из которых характеризуются наличием рифмы, ритма и других характерных для лирики элементов. Простыми словами, лирика - и их вариации.

Если предмет изображается в действии, есть возможность отыграть его на сцене, показать зрителю и читателю, речь идет о драматическом роде литературы. Здесь голос автора звучит только в ремарках - авторских объяснениях действий и реплик главных героев. К драматическому роду относятся различные пьесы, трагедии, комедии.

Деление на жанры

Как уже упоминалось выше, роды литературы в свою очередь включают в себя различные жанры - исторически сложившиеся группы произведений, которые объединяются определенными общими признаками. Это, например, романы, рассказы, повести, комедии, поэмы, стихи. Существует еще такое понятие, как вид. Например, эпический вид романа будет делиться на жанры романа-утопии, романа-притчи, исторического романа и так далее. Количество очень велико. Интересно, что популярностью пользуется объединение разных жанров, и чем смелее будет комбинация, тем оригинальнее будет «творение» писателя.

Язык как главная особенность художественных произведений

Чтобы лучше понять, что такое художественная литература и каковы ее особенности, следует рассмотреть специфику ее языка. На сегодняшний день в литературоведении нет четкого разграничения понятий «художественная речь» и «художественный стиль». Проще просто объединить их в понятие «художественный язык».

Художественная речь многостильна. Существуют разные стили со своими особенностями и правилами, в которых используются разные Выбор их зависит от автора и его задумки. У каждого стиля есть свое «лицо» - набор элементов, характерных только для него. Интересно, что в художественном произведении могут использоваться слова и словосочетания, которые не входят в «литературный язык», - арго, жаргонные слова, лексические единицы из различных диалектов. Некоторые писатели нарушают норму преднамеренно. Любые выполняют эстетическую функцию. Слова-понятия переводятся писателями в слова-образы. Особенности художественной литературы также включают в себя яркую эмоциональность и экспрессию. Нужно отметить, что еще одной важной функцией литературы, кроме эстетической, является коммуникативная. Слова в не только дают информацию, но и воздействуют на читателей эмоционально.

Какова роль главного инструмента автора?

Что такое художественная литература? Попробуем ответить на этот вопрос доступно. Художественная литература - это собрание лучших образов, идей, мыслей, слов. Кстати, именно слова - главный инструмент автора. С их помощью реализуется авторская задумка, содержание книги, создается образ и осуществляется воздействие на адресата.

Значение художественной литературы

Мировая художественная литература влияет на формирование личности и мировоззрение читателей. Преувеличить эффект, который оказывает на сознание читателя, очень сложно. Словесное искусство уже давно стало частью нашей жизни. Какую она играет роль? Что такое художественная литература? В первую очередь это история. Она передается из поколения в поколение, неся в себе опыт и ценности наших предшественников. Великие писатели обращались к человеческому сознанию и наверняка рассчитывали на то, что обращение это касается не только их современников, но и людей в будущем.

Тот факт, что литература способна влиять на сознание, подкреплен множеством примеров. Часто художественное слово играло роль идеологического оружия. В истории литературы есть масса случаев, когда произведения использовались для пропаганды и формирования определенного мнения. Художественная литература - это мощный инструмент, с помощью которого до человека можно донести нормы, правила, принципы, видение мира, отношение к получаемой информации.

Заключение

Чтение художественной литературы - обязательная составляющая личностного развития каждого человека. Из книг, будь то романы, стихи или пьесы, читатели учатся жизни, выносят уроки, черпают вдохновение. Художественная литература - это кладезь исторических фактов, опыта предыдущих поколений, мыслей главных философов прошлого и современности. Не зря литература считается искусством, которое с помощью простых слов оказывает влияние на сознание. Кроме того, любовь к книжкам прививается с самого рождения еще и потому, что чтение развивает фантазию, учит представлять ситуации и рисовать образы. Все книги, которые признаны классическими, развивают и учат, дают знания, и русская художественная литература тоже не исключение.

Литература, как и музыка, и живопись – вид искусства, который объединяет в себе единственный материал – слова. В этом и выражается теория литературы – раздел науки о литературе. Представляет собой систему, в которой литература – вид искусства, который развивается на всем протяжении своей истории, и, самое главное, это совокупность произведений работ писателей, поэтов, литераторов.
Художественная литература делится на: эпос – произведения древности (то, что было в прошлом), лирические труды и драматические произведения , существует смешанный тип – лироэпические произведения.
Типы текста по структуре: поэзия и проза. Поэзия – к этому типу относятся стихотворения, поэмы, новеллы) это тип литературы, в котором художественный текст представлен в стихотворной форме, т.е. соблюдена рифма, несет за собой определенный смысл. Тема передается рифмой, которая задается ритмом, придающим тексту музыкальность. Проза – литературный текст, который не зависит от постановки рифмы, но тем не менее, несет с собой смысловую окраску повествуемого через преобладание определенных языковых приемов – метафоры, эпитета, сравнения и др. видов окраски. Проза делится на: роман, роман – эпопея, рассказ, повесть, мемуары и т.д. Существуют определенные отклонения от правил, например, роман в стихах, который уже представляет собой поэтическое произведение. Это длинное произведение, которое заключает в себе длинный период времени из жизни персонажей, описывается подробно. Литература делится на периоды: античность, главными сочинителями были римляне и греки, параллельно античной литературе появлялись направления литературы древнего Китая, древней Индии. Античная литература состоит из родов, введенных Аристотелем – эпос, лирика, и драма. Затем следует эпоха литературы Средневековья, в этот период появляется латинская литература, появляется письменная проза. Латинская литература является копией античной.
Литература эпохи Возрождения. Это литература с 14 по 16 века. Она берет во внимание идеи гуманизма, впервые появилась в Италии. Распространившись по всем странам Европы она получила особые качества в каждой из них. Эпоха Просвещения. Период литературы на фоне развивающихся мыслей культуры, науки и философии. Образовалась в конце 17 века.