Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то сос второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

· Парадный (репрезентативный) портрет

Тип портрета, основной задачей которого является прославление, возвеличивание, выражение признания заслуг портретируемого. Парадный портрет, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим) в интерьере, пейзаже или на фоне драпировки; особенностью является акцент на общественном и социальном положении модели, изображаемой в официальной обстановке, с наградами, предметами профессиональной деятельности или атрибутами власти. В России парадный портрет приобрел широкое распространение в середине XVIII - первой трети XIX столетий.

  • · Полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
  • · Камерный (изображение поп плечи, по грудь, максимум - по пояс, зачастую - на нейтральном фоне);
  • · Интимный (игнорирование фона, основное внимание - внутреннему миру человека)

Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета.

Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом.

Художники стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положение портретируемого.

Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А.М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб… портреты казались как бы говорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженный величеством».

В противоположность парадному интимный портрет стремился запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оценку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809).

Творчество Ф.С. Рокотова. Скудность биографических сведений не позволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись даже по поводу происхождения живописца. Раннее же признание художника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В.И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е годы).

В портрете неизвестной в розовом запечатлена миловидная девушка, с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-серых тонов сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной - полуулыбка, скользящая на губах, взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая-то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна. Портрет Рокотова будит в человеке потребность духовного общения, говорит об увлекательности познания окружающих людей. Однако при всех художественных достоинствах рокотовской живописи нельзя не заметить того, что таинственная полуулыбка, загадочный взгляд удлиненных глаз переходят у него из портрета в портрет, не раскрывая, а лишь как бы предлагая смотрящему разгадать скрытую за ними натуру. Рождается впечатление, что автор создает подобие театральной маски загадочного человеческого характера и накладывает ее на всех тех, кто ему позирует.

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия

Григорьевича Левицкого (1735-1822).

Творчество Д.Г. Левицкого. Первоначальное художественное образование он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры.

Участие в работах по росписи киевского Андреевского собора, осуществлявшихся А.П. Антроповым, привело к последующему четырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с традиционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773-1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Предусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей, ставившихся в пансионе. к зимнему сезону 1773-1773 года воспитанницы настолько преуспели в сценическом искусстве, что на представлениях присутствовал императорский двор и дипломатический корпус.)

Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим первым выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрывает, например, «Портрет Е.И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере

Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха дирижерской палочки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи). Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе, а возможность выявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Художник передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в которых решен пейзажный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки

Все подчинено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность натуры самой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более тусклыми и одновременно заставил их искриться на первом плане - в одежде героини. Гамма строится на богатом по своим декоративным качествам отношении серо-зеленых и жемчужных тонов с розовыми в окраске лица, шеи, рук и лент, украшающих костюм. Причем во втором случае художник придерживается локального цвета, заставляя вспомнить манеру его учителя Антропова.

Жанр портрета в
русской
живописи
{
парадный и интимный портрет

Петр I в детстве
Атаман Ермак
Князь Скопин-Шуйский

Парсуна
В XVII векек появляются первые портреты
которые стали называть – парсуны.
Парсу́на (искажённое лат. persona -
личность, особа) -
синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Понятие
«парсуна»
в
значении
произведения переходного периода от
иконописи
к
светской
портретной
живописи предложено И. М. Снегирёвым в
1854 году.

Появляются парсуны (конец 16
века)– изображения людей,
имеющие черты портретного
сходства
Парсуна – портрет реального
лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже
купца), выполненный
иконописными приемами.
парсуна
Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее
достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор
неизвестен, парсуна находится в Национальном музее
Дании в Копенгагене

И.Никитин
«Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после
его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,
уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского
приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии
иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура
Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светлокоричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный
платок, длинные локоны роскошного парика.
Но главное – лицо,
с внимательным
взором, немолодое,
усталое, лицо
человека, познавшего
все тайны двора.
Предельное
внутреннее
напряжение,
душевная
сосредоточенность.

А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать.
На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена
по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.
Возможно, таким образом
живописец хотел подчеркнуть
значимость своей избранницы,
он как бы выдвигает ее на
первый план, приближая к
зрителю. Супруги одеты в
изысканные платья, сшитые
по придворной моде.
Работа незавершена.
На обороте портрета имеется
надпись: «Матвеевъ, Андрей,
первый Русскiй живописецъ и
его супруга. Писалъ самъ
художникъ»

Созданные Матвеевым образы
говорят
о зарождающемся интересе к
человеку,
к его личным качествам и к
возможности
выразить их живописными
средствами.
В истории русского искусства
произведение Матвеева
явилось
одновременно первым
автопортретом
и первым семейным
портретом.

А.Антропов «Портрет
статс-дамы А. М. Измайловой»
Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был
для А. П. Антропова экзаменом на звание
портретиста после окончания учебы. С
этого произведения начинается период
наивысшего расцвета его творчества.
Живописец изобразил статс-даму прямо и
просто, с предельной честностью:
обрюзгшая старуха, с нарочитым
искусственным румянцем, насурьмленными
бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.
Сочетание темного ровного фона с
объемной трактовкой образа Измайловой
способствует достоверности. Возникает
эффект выталкивания изображения из
плоскости холста на зрителя.

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.
Портрет А. М. Измайловой
открывает в русской живописи
новый тип камерного портрета,
который был уже не просто
версией парадного изображения,
а произведением, обладающим
своей спецификой.
Благодаря погрудному срезу и
крупному плану, максимально
приближающему модель к
зрителю, происходит полная
нивелировка жеста и
переключение внимания на лицо.

И.Вишняков
«Портрет Сарры Фермор»
Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ
Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста,
Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она
представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на
губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную
пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие
руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами,
исполненное живости и эмоциональности.
В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной
традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур,
неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а
также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские
специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века,
производимого в Англии по французским рисункам

И.Аргунов «Портрет
неизвестной в русском костюме»
Аргунов тщательно выписывает
фактуры, любуясь
переливами тканей,
сверканием драгоценностей,
каскадами воздушного кружева.
Восхищение красотой
материального мира свойственна
всей живописи 18в.
В камерных портретах кисти
Аргунова психологическая
характеристика выходит
на первый план. Художник
вглядывается в лица пристально
и заинтересованно, подмечая
малейшие особенности
внешности и характера, иногда
откровенно любуясь их красотой,
прежде всего внутренней.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье
двух
загадок,
На полотне
обаятельная
Полувосторг,
полуиспуг,
юная женщина.
Изящный
овал лица,
Безумной
нежности
припадок,
тонкие летящие
брови, мук.
Предвосхищенье
смертных
легкий
румянец
и задумчиво
Когда
потемки
наступают
отсутствующий
взгляд.
В глазах ее
И приближается
гроза,
гордость и душевная чистота.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Александра Петровна - вторая жена
пензенского помещика Николая
Еремеевича Струйского. На портрете
ей восемнадцать лет.
Поэт Струйский издал целый сборник
стихов, состоящий лишь из признаний
в любви жене.
Струйская стала радушной и
гостеприимной хозяйкой усадьбы в
Рузаевке, где молодоженами был
выстроен новый роскошный особняк.
Вокруг располагался парк с тенистыми
аллеями и проточными прудами.
Благополучная супружеская жизнь
длилась двадцать четыре года, вплоть
до внезапной кончины Николая Струйского
в 1796 году. За это время Александра
Петровна родила ему восемнадцать детей.
Струйская пережила мужа на сорок
четыре года. Умерла в 1840 году, ей было
восемьдесят пять лет.

Д.Левицкий
1.Портрет дочери художника.
2.Портрет вице-канцлера
князя А.М.Голицина.
1
Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого
выразили дух Екатерининской эпохи.
Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал
самое серьезное значение фактурной разработке живописного
произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить
множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и
виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность
дать более глубокую характеристику портретируемому.
2

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.
Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших
портретов императрицы, в 1780-х - пятнадцать. Первый из них
был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве
живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных
портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о
том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина
Алексеевна относилась к русскому художнику
без интереса. Она позировала иностранным мастерам.


Белая атласная одежда императрицы
сродни античным одеяниям. Одновременно
на государыне царская мантия, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красная
лента и крест ордена св. Владимира 1-й
степени. Изящным жестом императрица
бросает в алтарь маки, которые во времена
Античности считались символом сна и
покоя. Тем самым
Екатерина II
изъявляет
готовность
пожертвовать
своим
спокойствием ради
процветания свои
подданных.

Д.Левицкий «Екатерина II законодательница в храме Правосудия»
«Средина картины представляет
внутренность храма богини Правосудия,
пред которою, в виде Законодательницы,
Ее Императорское Величество. Сжигая
на алтаре маковые цветы, она жертвует
драгоценным своим покоем для общего
покоя. Вместо обыкновенной
императорской короны она увенчана
лавровым венцом. Знаки ордена
Св. Владимира изображают пользу
для Отечества. Лежащие у ног
Законодательницы книги свидетельствуют
истину закона. Победоносный орел
заботится о соблюдении правосудия.
В дали видно открытое море, а на
развевающемся российском флаге
изображенный на военном щите
Меркуриев жезл означает
защищенную торговлю».
Левицкий «Собеседник любителей
российского слова». СПб., 1783г.

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Картину можно расценить как пародию
на парадный портрет.
Прокофий Акинфиевич Демидов –
владелец крупнейших горнопромышленных
предприятий. Он был одним из самых
эксцентричных чудаков своего времени.
Вместе с нелепыми прихотями богатого
человека в нем уживались любознательность,
образованность и щедрость мецената.
Научным увлечением Демидова было
собирание гербария: его московская усадьба
славилась цветниками и ботаническим садом.
В типичных парадных портретах XVIII века
все компоненты определяли социальное
положение модели. В портрете Демидова
они имеют другое значение. Каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует о его увлечениях и характере.
Вместо официального мундира
на Демидове домашний жилет, панталоны,
чулки, халат, колпак, и шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе
с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест
правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно
противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным
фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Замысел портрета
принадлежит, вероятно,
самому Демидову.
Левицкий ни до, ни после
этого произведения никогда
не выходил за установленные
рамки парадного изображения.

Д.Левицкий «Портрет
Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Новая для русского искусства
разновидность жанра –
«портрет в роли».
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из спектакля с участием
воспитанниц Смольного института.
Тоненькие фигурки актрис
особенно пластичны на фоне
условных декораций с плоско
написанными деревьями.
В изысканный цветовой аккорд
сливаются шелк светлого платья
и насыщенный тон серого сюртука.
Задорная живость Хрущевой
подчеркивает нежную
застенчивость Хованской.

Боровиковский вошел в историю
русского
искусства
как
создатель
сентиментального портрета, образов
человека с его простыми чувствами и
мечтами «на лоне природы». Камерные
портреты Боровиковского открыли новую
страницу в русском искусстве. На полотнах
художника можно видеть и крестьян и
аристократов, однако образы сближает
трактовка их как личностей со своим
глубоко
индивидуальным
душевным
миром.
Постепенно Боровиковский выработал
нечто вроде иконографического канона
женских портретов: поясное изображение
фигуры, опирающейся на тумбу или
дерево, непременно с чем-нибудь в руке;
фон, как правило, природный. Фигура
всегда размещена на грани темного и
светлого.
Портрет Е.А. Нарышкиной

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Таинственный портрет.
Как всегда у Боровиковского, она
в белом платье
и цветном шарфе,
немного отодвинута вправо,
чтобы мы видели пейзаж.
Она чуть кокетлива
в повороте, независима,
смотрит с некоторым вызовом.
свет, скользящий по лицу,
кудри, губы, - все в ее лице
полно мягкости и лиризма.

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть
в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность.
С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной,
но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание,
о котором мы только догадываемся.

В.Боровиковский
«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Портрет двойной (по числу
изображений на холсте).
Девушек объединяет и кровное
родство, и то особое слияние
душ, которое даруется
музыкой и пением.

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в
полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно
располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей
такого портрета было прославление человека высокого социального
положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом
представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и
монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были
красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о
достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на
картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,
военачальника, придворного, государственного деятеля.
В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное
изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного
изображения с нейтральным фоном является интимный портрет,
выражающий доверительные отношения между художником и моделью,
это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.

Б удуар - комната, принадлежащая женщине, гардероб или спальня, в целом, нечто такое, куда не всем открыт доступ, что-то очень интимное. Фотография частной, интимной стороны жизни в настоящее время становится одним из крупнейших растущих рынков фотографии в портретном сегменте современного фотобизнеса. Люди хотят показать то, что их заботит, как они работают, живут и желают, чтобы все это выглядело в красивой и стильной форме. При этом времена ярких, глянцевых фотографий, сделанных в высоком ключе, уходят на второй план. Женщины стали разбираться, что из себя представляют фотографии, напечатанные в глянцевых журналах, размещенные в модных блогах и на таких сетевых ресурсах, как Pinterest . Если вы идете в ногу со временем, то уже сейчас должны быть готовы вступить на этот рынок и потихонечку отходить от глянца.

Как часто вам приходится фотографировать профессиональных моделей? Как часто они заглядывают к вам в студию? Правильно, не так часто. Основную массу наших клиентов составляют обычные люди, которые хотят иметь в своих альбомах профессиональные кадры, но при этом совершенно не умеют позировать перед фотокамерой. Задача фотографа- раскрепостить их, заставить почувствовать себя на своем месте. Будучи мужчиной средних лет, я понимаю, какой это трудоемкий процесс. После 25 лет работы в индустрии моды я могу честно сказать, что видел огромное разнообразие типов тел и лиц и,самое главное, характеров людей.

И первое, что я делаю, прежде чем начать фотосессию, знакомлюсь с людьми, рассказываю о себе, показываю свои работы. При этом стараюсь выглядеть как можно больше неуклюже и даже немного по- идиотски. Это решает две проблемы. Клиенты перестают нервничать, начинают вести себя непринужденно, а самое главное, перестают бояться выглядеть глупо. Где- то на подсознательном уровне они понимают, что нет идеальных людей и чтобы получить качественные снимки, необходимо просто расслабиться и быть сам собой. Помните об этом, подобное ваше поведение поможет расслабиться вашему клиенту.

А теперь попробуем рассмотреть основные ошибки при съемке любого портрета неподготовленной «модели».

На этом снимке сильно выделяются белки глаз, да и рука лежит как -то неудобно. Девушка выглядит напряженной, в состоянии дискомфорта. Да еще и бедра слишком полны. Я лично не в восторге от этого кадра.

На следующем кадре девушка опустила руки чуть ниже, повернула голову и глаза в сторону камеры, бедра убрали из кадра и вот что получилось. Вроде бы небольшие изменения, а как поднимается культура снимка и как он становится более привлекательным.

Выбирайте правильный ракурс, ведь он может как улучшить вашу фотографию, так и погубить.

Очень часто клиенты пытаются поднять повыше подбородок, чтобы вытянуть кожу, убрать второй подбородок, в общем, выглядеть более эффектно. Но как обычно это бывает, получается совершенно обратный результат. На следующем снимке модель всего лишь немного подняла подбородок и сразу же проявляется напряженность в фигуре и взгляде, зрителю абсолютно ясно, что девушке совершенно неудобно находиться в этой позе.

Попробуем немного опустить подбородок. Как видно на следующем снимке, с красотой девушки ничего не случилось, но именно этот маленький нюанс придал снимку немного загадки и заставил выглядеть модель расслабленной!

Следите за позицией рук.

Руки – еще одна важная деталь, которая может погубить снимок. Следующий снимок хорош, пока не начинаешь смотреть на руки. Они расположены так, как у футбольного вратаря перед пробитием пенальти. При этом рука сверху выглядит крупнее, чем рука снизу.

Следующий снимок как будто бы лучше. Но все равно как- то неудобно, неказисто выглядит модель в этой позе. Такое ощущение, что одна рука растет не в ту сторону, а вторая только мешает и совершенно ни к месту расположена.

Меняем позу, ближнюю руку освободим, расположив на подлокотнике дивана, что также скроет некоторые детали. А вторую руку расположим вдоль тела, что только подчеркнет плавные линии фигуры модели.

Выходите за рамки стандартного мышления.

Иногда мы так очарованы стоящей перед нами моделью, что обо всем забываем и бездумно жмем на кнопку спуска фотоаппарата. Но что может быть проще, чем выход за пределы нормального мышления. Просто смотрите вокруг себя. Ищите выгодные ракурсы, используйте окружающие предметы.

При съемке следующего кадра я использовал окно, точнее сказать, я фотографировал, стоя за окном. Честно сказать, я долго крутился возле этого окна, с мыслями, как можно выгодно использовать его. Мне хотелось создать что-то необычное. Подобрав экспозицию, я «проявил» отражения на стекле, а потом сопоставил модель и отражения так, что получился потрясающий образ.

Я знаю, что сейчас многие из вас подумали про себя: «…все хорошо, но легко учить, работая с профессиональной моделью…». Да, она настоящая модель, но нередко и модели бывают не идеальны, когда вы впервые видите их. Именно так выглядит моя героиня в обычной повседневной жизни.

Фотограф Кевин Фохт

Моим моделям не больше 16. Мне повезло - я ловил их на той стадии, когда они еще и понятия не имели, как проходят съемки, не были испорчены "поставленными" движениями и взглядом. Я ловил их совершенно чистыми. Как внутри так и внешне. С некоторыми девушками я разговаривал, интересовался их жизнью, увлечениями и надеждами. Параллельно снимал. Были и такие, с кем я мог не произнести и не слова. Мы просто сидели и смотрели друг на друга. И я опять снимал. Никаких хитростей, кроме одной - мы всегда были вдвоем.

Я практически всегда недоволен съемкой во время съемки. Внутренне, разумеется. Модель ничего не должна заподозрить. Иначе совсем ничего не получится. Оглядываясь назад, хочу заметить, что это верный признак удачной работы. Я постоянно нахожусь в состоянии внутренней борьбы. С чем именно - не знаю. Но прекрасно это чувствую. Я злюсь на себя, на модель, на свет, камеру и все что угодно. Проклинаю любую мелочь. В любой момент могу разорваться и тогда все - катарсис.

Как бы это ни было странно, но все еще актуальным остается вопрос "как работать с моделью". Я вам расскажу. Слушайте. Это очень просто - позвольте ей делать все, что она хочет. Без исключения. Она хочет закинуть ногу за голову - давай! Сесть на шпагат между ветками на дереве - начинай, я снимаю! Извивается как уж и никак не примет нужной позы? Так надо, поверьте. Зачем бороться с моделью и заставить ее что-то делать? Никто не любит, когда его заставляют. В ней всего лишь бурлит энергия, она переполняет ее и просится наружу. Так дайте ей спокойно выйти. Как только это случится - а вы тут же это поймете - она ваша. Полностью. Без остатка. Делайте с ней что хотите. Теперь она будет впитывать только то, что вы излучаете. Отдайте ей себя! Не жадничайте. К концу работы вы опустошитесь. Не бойтесь. Так надо. Вы сняли то, что хотели? Уверен, что да.

Когда я начинал заниматься фотографией, меня очень мучил вопрос техники. Я не знал, какой выбрать объектив, чтобы добиться необходимой резкости, думал о количестве мегапикселей в камере и старался снимать только в студии, чтобы управлять светом. Я верил к волшебную кнопку на самом дорогом фотоаппарате. Искал ее. Эх…

Теперь я совсем другой. У меня стоит штатный объектив, который был в комплекте с моей любительской зеркалкой и я забыл о суете с мегапикселями. Потому что это все ерунда. Полнейшая. Если вы художник, то какое вам дело до кисти? Ваша картина пишется в голове, а кисть всего лишь инструмент, позволяющей перенести ваши фантазии на холст. Если вы мне все еще не верите, то вот вам цитата Франческо Бонами: "Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно."

Самое сложное для меня после съемки - отбор. Слишком сильные остаточные впечатления могут помешать и за красивой фотографией можно не заметить лица. В таком случае я смотрю какой-то великолепный фильм, готовлю ужин или гуляю. Нужно перебить старые впечатления порцией новых. Это очень важно.

Я не люблю оставлять по 10 фотографий. Смысл имеет одна, максимум две фотографии. Именно в них должно быть открытие. Если его нет - продолжаю искать в дублях, либо откладываю съемку до лучших времен. Возможно, до этих фотографий нужно дорасти.

Мне нравится оставаться в одиночестве. Когда люди собираются вместе, они становятся до безобразия скучными. Начинается обмен пустяками и проблемами. Мне не интересно обсуждать проблемы. Для меня имеют значения смыслы, идеи, открытия. Нужно оставаться в одиночестве, в тишине. Развивать индивидуальные черты человека. Именно они создают личность. И тишина. Тишина.

Бытует мнение, что с человеком необходимо поддерживать диалог во время съемки, иначе он не сможет раскрепоститься. Сможет. Сам того не желая. Я точно знаю. Направьте на него объектив. Да побольше. И наблюдайте. Молча. Сначала он занервничает, может даже начнет позировать. Но вы - фотограф - неподвижны и это смущает еще больше. Как же так? А где команда? Куда повернуться? Вот, человек уже и не знает, что делать. Здесь главное не выпускать его взгляд. Он должен наблюдать за вами. Он думает, что контролирует вас. Постоянно. Его взгляд устремлен на вас. В объектив. Вы ждете его. Заходи! Что? Щелк! Спасибо, вы были великолепны.

Разумеется я пользуюсь фотошопом! В этом нет никакого секрета, как и в том, что им пользуются все. Даже отпетые ненавистники графических программ и идеалисты "чистой" фотографии прибегают к его помощи. Но в этом слове и скрывается вся подсказка - "помощь". Не переделка фотографии. Не перерисовка светом. Не изменение пластики. Последний штрих, росчерк автора, автограф. Называйте как хотите. Мне кажется, если бы у Леонардо был фотошоп, ему бы понадобилось гораздо меньше времени, чтобы закончить улыбку Джоконды, а не 13 лет. Серьезный срок.

Фотошоп помогает мне выявить те достоинства лица, которые наш глаз и уж тем более, камера, не замечают. Для меня лицо - это не два глаза и рот, это целая архитектура, ландшафт. Мне кажется, лицо - это не просто портрет души, а сама душа, вывернутая наизнанку. И я бесконечно рад, что она не умеет позировать.

Мне кажется, что портрет в фотографии - это нечто магическое. Это не просто достоверно запечатленное лицо в десятимегабайтном файле, это не кучка морщин или закрытые глаза и даже не твои впечатления от человека. Это нечто третье. Есть ты, твой портретируемый и оно, третье. Некая субстанция, которая впитала часть тебя, модели, ваш настрой, внешнюю атмосферу, а затем переварила это какое-то время и выдала на печать. Процедура похлеще любого фотосинтеза! Своего рода соя, которую вы наполняете добавками во время работы. Ссора во время съемки? Немного перца, пожалуйста! Проблемы со светом? Лавровый лист и немного соли! Нет контакта между моделью и фотографом? А добавьте еще морепродуктов!

Я слишком поздно понял, кем хочу быть.

Как любой прилежный молодой человек, после школы я поступил в институт. Волнительное событие, не так ли? Так было и для меня. Примерно год. Два десятка экзаменов на отлично, повышенная стипендия и умиротворенность. А потом все. Нет-нет, я не бросил учебу, как это делали все крутые ребята в силиконовой долине. Доучился. С горем.

Почему так? Фотография. Она поглотила меня. Вселилась в меня. Крепко. Шалунья.

Больше я не мог присутствовать на скучных лекциях. Я бродил по улицам. Снимал. Все подрят. А потом смотрел. Сравнивал. Повторял. Пробовал лучше. Почти бездумно. Почти.

Вот это и есть моя школа. Фотографическая школа. За партой вас вряд ли научат. Нужно искать. Самому. Переосмысливать и пробовать. А потом у вас все сложится. Дайте лишь настояться.

Художник не должен объяснять свою работу. Я убежден в этом.

Мне кажется не совсем верным навязывать зрителю смысл, который ты, как художник, привнес. Ведь это самое крутое - наблюдать, как зритель расшифровывает твою работу. Он ищет связи, метафоры, сравнивает, крутиться на месте, щуриться, восхищается или не понимает. Но чаще зритель решает, сможет ли он повторить так же или нет. Если понимает, что сможет - довольно переходит к следующей работе, а если нет - тушите свет - начнет интересоваться, на какой сковородке это готовили, сколько перца добавили и почему не посолили.

Я снимаю интимные портреты.

Это не всегда портрет комплиментарный, потому что я не стремлюсь украсить человека; это совершенная противоположность портрету психологическому, поскольку я не показываю человека "самим собой"; и, наконец, это не индивидуализированное изображение человека, так как меня не заботит момент сходства. Это абсолютно личное, никому неведомое состояние человека, в которое я проникаю под предлогом сфотографировать его, и какое-то время смотрю на мир другими глазами. Вот что такое интимный портрет. Это когда вы можете бессовестно влезть в другого человека и смотреть на себя его глазами.

Неизменно важным остается вопрос света. Сколько источников вы используйте в своей работе? Часто меняете свет во время съемки? Какие схемы света используете?

В феврале РИА новости проводили открытую лекцию Юрия Норштейна ("Ежик в тумане"). Тема выступления была такая - "Искусство свободы, свобода в искусстве". Он рассказывал о своей работе, как проходят съемки, успехах и неудачах. Но самая главная его мысль, с которой я нашел пересечения позже, заключалась в том, что когда искусство накладывает на тебя некие ограничения, работа становится продуктивнее. Это если в двух словах.

Вернемся к вопросу света. Бывает так, что вы приходите на съемку и казалось бы, все супер круто. У вас отличное настроение, камера настроена на шедевр, модель прекрасна, но... Нет света. Те источники света, что были предназначены для вас, взял другой, более важный клиент (всякое бывает), или перегорел импульсный свет, а из постоянного только пилотный. Грустно, не правда ли? Но, к счастью, в этот момент понимаешь, что это и есть те самые ограничения, посредством которого искусство хочет проверить тебя на стойкость. И в этот момент задор становится еще больше! В таких случаях я брал либо пилотный свет, либо настольную лампу, либо что угодно, более менее светящее и снимал. Внимание! - снимал. И получалось. И чаще намного лучше, чем в идеальных условиях. Чего и вам желаю.

Не стоит делать из студии культа. Это всего лишь инструмент. Хоть и неплохой.

Фотография дорогое удовольствие. Как и бальные танцы. Хотя еще не известно, что лучше.

Когда я начинал работать, я всегда стремился к прекрасному результату. А чтобы его достигнуть, нужна команда прекрасных людей. Визажист и стилист считаются такими людьми, чье участие даже не обговаривается! Все знают, что они нужны. Если грубо, то визажист накрасит, а стилист оденет. Вам остается лишь снимать. Чудо!

День съемки. Модель едет, а часть вышеописанной команды упала в бездну зоны недосягаемости. Их нет. И не предвидится. Аврал, не иначе. Но отменять съемку мешают не только личные качества. Поэтому я беру модель и мы едем с ней с Метрополис. Знаете, тот, который на войковской. Большой торговый центр. Прекрасное место! Немного побродив, там можно без труда накрасить модель.Но самое главное, зачем мы туда поехали - снимать. Там масса одежды. Тонны. Заходи в любой магазин, набирай любой одежды и снимай. Где? В примерочных. Поверьте, места хватит. Можно ли? Да черт его знает. Я не спрашивал, ведь я всего лишь фотограф.

Я неизменно и каждый день придерживаюсь одного принципа - делайте то, что любите. Мне абсолютно все равно на все возражения и протесты - они существуют лишь в головах. Если вы еще не нашли то, что любите - продолжайте искать. Безустанно. Каждый день. В каждом закоулке. Вы поймете, что это оно, только когда найдете. Не успокаивайтесь. Самое главное - и это даже больше, чем полдела - предпринимать какие-то шаги. Это всё бесконечно банально и все это знают, но... Все же находятся "но", правда?

Будьте достаточно смелыми, чтобы найти свое страстное увлечение. Это может быть - а чаще так и бывает! - совсем не то, чему вы учились. Никто не может подсказать вам, что это, только вы сами.

Я снимаю интимные портреты.

Я никогда не снимал по времени. У меня нет таймера, который срабатывает через три часа и говорит: "Стоп! Мы свое сняли. Пора домой". Я снимаю ровно столько, сколько подсказывает чутье. Если мне кажется, что не хватает 300 кадров, я удаляю первоначальную часть съемки и продолжаю работать. Если я вижу, что схожу с ума от девочки уже на 30 кадре, я заканчиваю. Никогда не стараюсь забить всю карту памяти. Получилось - я счастлив. Если же нет, то...

Когда я снимал одну девочку, мы с ней безумно хохотали всю съемку. Не знаю почему. Я ее не смешил. Мы болтали, смеялись, и, казалось, настолько сблизились, что я готов был на нечто большее, чем съемка. Но все обернулось намного лучше. Она перестала смеяться, посмотрела на меня и сказала: "Ну все. Теперь ты. Давай мне камеру!" И мне пришлось занять ее место. Теперь она снимала меня. Я не знал куда мне деться. Зажимался, улыбался, даже пробовал танцевать. А она снимала.

В тот момент я снял одну из лучших портретных работ.

Я никогда не готовлюсь к съемке. В том плане, что не строю декораций, не подбираю фон, не приношу с собой кучу всякого барахла. Нет. Пользуюсь только тем, что есть под рукой. Есть угол комнаты - чудесно! Будем снимать там. Есть потрепанный стул - это просто сказка! Черный фон, матовая стена, линолеум - абсолютно все равно. Интерьер абсолютно не важен. Абсолютно. Люди приспосабливаются к чему угодно. Так тараканы. Так и мы с девочками - вживаемся в любую атмосферу. И она нам нравится. И уже не важна для нас. Мы забываемся. И просто смотрим. Друг на друга, в окно, на стену. В пустоту. Заставляем работать фантазию. Мечтаем. Отдыхаем. Больше то и негде. Вокруг суета. А мы двоем. Молчим и смотрим. Молчим и мечтаем. И опять молчим.

Никогда не знаешь, что на уме у этих женщин.

Меня всегда завораживало мировоззрение женщин. Этот невероятный внутренний мир, не подающийся никакой разгадке. Тайна, покрытая сказкой. Куча мыслей, скрытая за волшебной внешностью. Столкновение внутренней и внешней красоты. Прирожденные кокетки, следующие своим желаниям. Непоколебимая уверенность в себе. Абсолютно открытые чувства, абсолютно завораживающая страсть. Впечатлительность и простота. Незатуманенный взор и большое сердце. Удивительно.

Как этого можно не замечать?Это же все на виду! Постоянно. Прямо перед носом! Распахните уже свои глаза! И смотрите. Смотрите.

Однажды увидев все это, я не смог остановиться. И начал смотреть еще и еще. Только уже через камеру. Так надежнее.

Я очень рад, когда девушки приходят в хорошем или плохом настроении. В первом случае к концу съемки оно у них кардинально поменяется, во втором - они будут рассказывать, кто им его испортил. Это не значит, что я сознательно хочу испортить им впечатления. Совсем нет. Для меня важно проработать весь спектр женского состояния и вытащить тот, который наиболее характерен в конкретном случае.

Самое интересное в этом то, что нет никакой схемы. Нет ни одной отточенной схемы ни для одной девушки! К каждой девушке требуется свой подход. Тот прием, который позволил тебе получить прекрасную фотографию в предыдущий раз, не сработает в этот. Нужно заново изобретать тактику. Забывать все, чем пользовался до этого и искать новое. Только там можно что-то открыть и не повториться. А это и есть основная задача художника.

Мне кажется, самое прекрасное, что может произойти с человеком - превращение в художника. Именно превращение! Притом тогда, когда этого совсем не ждешь. Вот живешь какой-то жизнью, занимаешься делами и вроде бы все хорошо. Но есть какое-то чувство недосказанности. Как будто что-то хочешь, а как всегда, не знаешь, что именно. А потом - бац! - и меняешь курс. И плывешь совсем в другую сторону. И именно тут понимаешь - да, это верное направление. Куда оно заведет и зачем, совершенно не ясно. Да и не до этого. Просто понимаешь, что это та тропинка, по которой хочется идти. Хоть и в неведении. Зато с улыбкой.

Несомненно, художник в своих работах должен отражать себя.

Для портретиста это особенно важно и значительно, поскольку в лицах других людей не так то просто найти свое отражение и уж тем более, передать это. Поэтому хорошие портреты должны быть несколько двойственны - с одной стороны, это портрет человека, пришедшего к тебе, но с другой стороны, это и твой портрет тоже. Да еще и неизвестно, какой из этих портретов первостепенен.

Конечно, зрителя можно обмануть. Схалтурить. Он будет смотреть на твою работу и пытаться находить в ней тебя. Даже если там и нет ничего от автора. И найдет! Так уж построено восприятие. Но это не честно. Это всего лишь фантик. А где начинка?

Художник не может обманывать сам себя. Хороший художник. Иначе это чувство лжи будет следовать за ним по пятам. Заранее подживать его. Опережать его. А потом и вовсе затмит. И больше ты уже ничего не скажешь. Превратишься в рыбу. Немую рыбу.

Девушки - бесконечно прекрасные создания на земле!

И все они актрисы. Прирожденные. И грех этим не воспользоваться в фотографии!

Как это работает? Проще простого. Начинайте с больших объемов, постепенно переходя на детали. Уверен, у каждого перед съемкой в голове рождается образ, который хотелось бы запечатлеть. Но правильно донести его до модели могут не все. Создайте сначала черновой набросок вашей идеи прямо на модели, попросите ее подвигаться, наблюдайте и фиксируйте необходимое. Постепенно переходите к статическому положению, с более плавными движениями рук и головы. В конце концов, вы отчетливее станете видеть, что необходимо поменять и как это сделать лучше.

Как правило, все самое прекрасное получается в конце. Но до этого необходимо дойти. Шаг за шагом.

Я стараюсь что-то всегда менять во время съемки. Свет, ракурс, фон, точку съемки. Постоянно усложняя обстановку, мне хочется придти к чему-то бесконечно простому, очень понятному и в то же время глубокому. Это очень сложно. Нужно перебрать тысячи вариантов, чтобы найти один, после которого станет понятно, что яснее и быть не может. Но для этого нужно иметь много смелости - не так то просто отказаться в какой-то момент от всего, что ты делал, полностью поменять курс и начать сначала. Это очень тяжело. Внутренне. Это как выбрасывать старый хлам из дома - вроде бы вы уже давно с ним, он совсем не мешает и когда то был так нужен, что постоянно перекладываешь его с места на место. В более дальний ящик, чтобы не мешал. Но в какой-то момент надо остановиться и все же избавиться от него. Не просто. Но так надо. Уверяю.

У Ван Гога был период, когда он писал крестьян. Он жил в деревне, наблюдал за их работой и неторопливо создавал свои прекрасные картины. Периодически он писал письма своему брату Тео, с которым делился мыслями. Так вот, в одном из писем Ван Гог говорил, что писать крестьян нужно так, как будто ты один из них, как будто ты мыслить точно так же, и чувствуешь то же, что и они. Это очень важно.

Я придерживаюсь того же принципа, хоть Ван Гог меня и опередил. Я стараюсь быть наравне с теми девушками, которых снимаю. Наравне в плане мыслей и ощущений. Хоть это и бесконечно сложно с девушками, но если ты хочешь передавать на своих фотографиях девушку, ее характер, ее мир и взгляды, надо стараться проникнуть в ее голову. Или хотя бы думать в том же направлении. Но очень быстро. И обо всем. Сразу.

Как отличить хорошую фотографию от недостаточно хорошей?

Такой вопрос возникал и у меня. И это правильно. Так должно быть. Смысл фотографии и фотографирования как такового заключается в поиске ответов. И это бесконечно важно! Это и есть одна из особенностей фотографии, которую я страстно люблю. Ничто на свете не даст более точный ответ, чем сам процесс поиска. Простота - это самое сложное. Помните? Когда вы проработали тысячу вариантов, вам есть от чего отказаться. Когда у вас всего один вариант, вы так и будете держаться за него. Но вряд ли он окажется именно тем, который вы искали.

Вернемся к вопросу. Меня перебивает Алексей Бродович... Ну что ж, дадим ему слово. "Посмотрите тысячи фотографий и сохраните их в памяти. Позднее, увидев в видоискателе что-нибудь, напоминающее вам увиденные фотографии, не снимайте это".

____________________________

Рыжов Михаил, фотограф.

www.ryzhovmichael.com

Я пришел к такому заключению относительно недавно, когда начал систематизировать весь свой отснятый материал. Перебирал фотографии, складывал их по папкам, располагал в нужном порядке, бесконечно долго смотрел, кадрировал, поворачил, размышлял… До сих пор я никак не характеризовал свои фотографии. Психологический портрет? Да какой там, этим девочкам не больше 16. Они не рок-звезды, не актеры и не публичные личности. Обыкновенные девочки, которые учатся в школе. Гуляют, делают уроки и опять гуляют. Таких можно увидеть на улице каждый день. Но без инстаграмовского фильтра и фотошоповского блюра вы их не узнаете. Даже не обратите внимания. В социальных сетях все выглядят не так, как в жизни. В обыкновенной такой, бытовой жизни все проще. До безобразия проще. И современным людям там не интересно. Скучно. А мне замечательно! Я счастлив. Поскольку я там один.

Мне повезло - несколько лет назад я пришел в одно из прекрасных модельных агентств Москвы и попросился снимать тесты. Мне улыбнулись и уже на следующий день я работал с девочкой. Таких называют "new face". Новое лицо. Девушки приезжают из самых разных регионов. От Нижнего Тагила до Самары. С ними делают несколько съемок у разных фотографов и потом оценивают, сможет ли она быть востребована на Западе. Если типаж востребован - ее отправляют, например, в Японию. Девушка постоянно находится под присмотром агентства, никакого эскорта и услуг - исключительно съемки или показы. Через пару-тройку месяцев она возвращается, при деньгах, с невероятным портфолио и незабываемыми впечатлениями. Ура!

Моим моделям не больше 16. Мне повезло - я ловил их на той стадии, когда они еще и понятия не имели, как проходят съемки, не были испорчены "поставленными" движениями и взглядом. Я ловил их совершенно чистыми. Как внутри так и внешне. С некоторыми девушками я разговаривал, интересовался их жизнью, увлечениями и надеждами. Параллельно снимал. Были и такие, с кем я мог не произнести и не слова. Мы просто сидели и смотрели друг на друга. И я опять снимал. Никаких хитростей, кроме одной - мы всегда были вдвоем.

Я практически всегда недоволен съемкой во время съемки. Внутренне, разумеется. Модель ничего не должна заподозрить. Иначе совсем ничего не получится. Оглядываясь назад, хочу заметить, что это верный признак удачной работы. Я постоянно нахожусь в состоянии внутренней борьбы. С чем именно - не знаю. Но прекрасно это чувствую. Я злюсь на себя, на модель, на свет, камеру и все что угодно. Проклинаю любую мелочь. В любой момент могу разорваться и тогда все - катарсис.

Как бы это ни было странно, но все еще актуальным остается вопрос "как работать с моделью". Я вам расскажу. Слушайте. Это очень просто - позвольте ей делать все, что она хочет. Без исключения. Она хочет закинуть ногу за голову - давай! Сесть на шпагат между ветками на дереве - начинай, я снимаю! Извивается как уж и никак не примет нужной позы? Так надо, поверьте. Зачем бороться с моделью и заставить ее что-то делать? Никто не любит, когда его заставляют. В ней всего лишь бурлит энергия, она переполняет ее и просится наружу. Так дайте ей спокойно выйти. Как только это случится - а вы тут же это поймете - она ваша. Полностью. Без остатка. Делайте с ней что хотите. Теперь она будет впитывать только то, что вы излучаете. Отдайте ей себя! Не жадничайте. К концу работы вы опустошитесь. Не бойтесь. Так надо. Вы сняли то, что хотели? Уверен, что да.

Когда я начинал заниматься фотографией, меня очень мучил вопрос техники. Я не знал, какой выбрать объектив, чтобы добиться необходимой резкости, думал о количестве мегапикселей в камере и старался снимать только в студии, чтобы управлять светом. Я верил к волшебную кнопку на самом дорогом фотоаппарате. Искал ее. Эх… Теперь я совсем другой. У меня стоит штатный объектив, который был в комплекте с моей любительской зеркалкой и я забыл о суете с мегапикселями. Потому что это все ерунда. Полнейшая. Если вы художник, то какое вам дело до кисти? Ваша картина пишется в голове, а кисть всего лишь инструмент, позволяющей перенести ваши фантазии на холст. Если вы мне все еще не верите, то вот вам цитата Франческо Бонами: "Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно."

Самое сложное для меня после съемки - отбор. Слишком сильные остаточные впечатления могут помешать и за красивой фотографией можно не заметить лица. В таком случае я смотрю какой-то великолепный фильм, готовлю ужин или гуляю. Нужно перебить старые впечатления порцией новых. Это очень важно. Я не люблю оставлять по 10 фотографий. Смысл имеет одна, максимум две фотографии. Именно в них должно быть открытие. Если его нет - продолжаю искать в дублях, либо откладываю съемку до лучших времен. Возможно, до этих фотографий нужно дорасти.

Мне нравится оставаться в одиночестве. Когда люди собираются вместе, они становятся до безобразия скучными. Начинается обмен пустяками и проблемами. Мне не интересно обсуждать проблемы. Для меня имеют значения смыслы, идеи, открытия. Нужно оставаться в одиночестве, в тишине. Развивать индивидуальные черты человека. Именно они создают личность. И тишина. Тишина.

Бытует мнение, что с человеком необходимо поддерживать диалог во время съемки, иначе он не сможет раскрепоститься. Сможет. Сам того не желая. Я точно знаю. Направьте на него объектив. Да побольше. И наблюдайте. Молча. Сначала он занервничает, может даже начнет позировать. Но вы - фотограф - неподвижны и это смущает еще больше. Как же так? А где команда? Куда повернуться? Вот, человек уже и не знает, что делать. Здесь главное не выпускать его взгляд. Он должен наблюдать за вами. Он думает, что контролирует вас. Постоянно. Его взгляд устремлен на вас. В объектив. Вы ждете его. Заходи! Что? Щелк! Спасибо, вы были великолепны.

Разумеется я пользуюсь фотошопом! В этом нет никакого секрета, как и в том, что им пользуются все. Даже отпетые ненавистники графических программ и идеалисты "чистой" фотографии прибегают к его помощи. Но в этом слове и скрывается вся подсказка - "помощь". Не переделка фотографии. Не перерисовка светом. Не изменение пластики. Последний штрих, росчерк автора, автограф. Называйте как хотите. Мне кажется, если бы у Леонардо был фотошоп, ему бы понадобилось гораздо меньше времени, чтобы закончить улыбку Джоконды, а не 13 лет. Серьезный срок. Фотошоп помогает мне выявить те достоинства лица, которые наш глаз и уж тем более, камера, не замечают. Для меня лицо - это не два глаза и рот, это целая архитектура, ландшафт. Мне кажется, лицо - это не просто портрет души, а сама душа, вывернутая наизнанку. И я бесконечно рад, что она не умеет позировать.

Мне кажется, что портрет в фотографии - это нечто магическое. Это не просто достоверно запечатленное лицо в десятимегабайтном файле, это не кучка морщин или закрытые глаза и даже не твои впечатления от человека. Это нечто третье. Есть ты, твой портретируемый и оно, третье. Некая субстанция, которая впитала часть тебя, модели, ваш настрой, внешнюю атмосферу, а затем переварила это какое-то время и выдала на печать. Процедура похлеще любого фотосинтеза! Своего рода соя, которую вы наполняете добавками во время работы. Ссора во время съемки? Немного перца, пожалуйста! Проблемы со светом? Лавровый лист и немного соли! Нет контакта между моделью и фотографом? А добавьте еще морепродуктов! Это вам не "100 лучших рецептов". Это уже авторская кухня. Экспериментируйте. Добавьте своего, позаимствуйте чужого. Вы художник, значит немного грабитель. В хорошем смысле, разумеется.

Я слишком поздно понял, кем хочу быть.
Как любой прилежный молодой человек, после школы я поступил в институт. Волнительное событие, не так ли? Так было и для меня. Примерно год. Два десятка экзаменов на отлично, повышенная стипендия и умиротворенность. А потом все. Нет-нет, я не бросил учебу, как это делали все крутые ребята в силиконовой долине. Доучился. С горем.

Почему так? Фотография. Она поглотила меня. Вселилась в меня. Крепко. Шалунья. Больше я не мог присутствовать на скучных лекциях. Я бродил по улицам. Снимал. Все подрят. А потом смотрел. Сравнивал. Повторял. Пробовал лучше. Почти бездумно. Почти.

Вот это и есть моя школа. Фотографическая школа. За партой вас вряд ли научат. Нужно искать. Самому. Переосмысливать и пробовать. А потом у вас все сложится. Дайте лишь настояться.

Композиция - это основа создания изображения. Это пространственная связь между всеми частями изображения. А вообще, как сказал один мой великолепный художник: " Все должно быть на своих местах". Вот как это понять - все ли на своих местах - вопрос либо времени, либо чутья. Если у вас есть время - смотрите картины, фильмы, читайте литературу и наблюдайте за жизнью. А у кого нет времени, обычно есть чутье. Я знаю. Временами чувствую.

Художник не должен объяснять свою работу. Я убежден в этом. Мне кажется не совсем верным навязывать зрителю смысл, который ты, как художник, привнес. Ведь это самое крутое - наблюдать, как зритель расшифровывает твою работу. Он ищет связи, метафоры, сравнивает, крутиться на месте, щуриться, восхищается или не понимает. Но чаще зритель решает, сможет ли он повторить так же или нет. Если понимает, что сможет - довольно переходит к следующей работе, а если нет - тушите свет - начнет интересоваться, на какой сковородке это готовили, сколько перца добавили и почему не посолили. Может быть вместо подписи автора под работой оставлять рецепт? Знаете, как в старых отрывных календарях. На каждый день. Довольно мило.

Я снимаю интимные портреты.
Это не всегда портрет комплиментарный, потому что я не стремлюсь украсить человека; это совершенная противоположность портрету психологическому, поскольку я не показываю человека "самим собой"; и, наконец, это не индивидуализированное изображение человека, так как меня не заботит момент сходства. Это абсолютно личное, никому неведомое состояние человека, в которое я проникаю под предлогом сфотографировать его, и какое-то время смотрю на мир другими глазами. Вот что такое интимный портрет. Это когда вы можете бессовестно влезть в другого человека и смотреть на себя его глазами.

Неизменно важным остается вопрос света. Сколько источников вы используйте в своей работе? Часто меняете свет во время съемки? Какие схемы света используете?

В феврале РИА новости проводили открытую лекцию Юрия Норштейна ("Ежик в тумане"). Тема выступления была такая - "Искусство свободы, свобода в искусстве". Он рассказывал о своей работе, как проходят съемки, успехах и неудачах. Но самая главная его мысль, с которой я нашел пересечения позже, заключалась в том, что когда искусство накладывает на тебя некие ограничения, работа становится продуктивнее. Это если в двух словах.

Вернемся к вопросу света. Бывает так, что вы приходите на съемку и казалось бы, все супер круто. У вас отличное настроение, камера настроена на шедевр, модель прекрасна, но... Нет света. Те источники света, что были предназначены для вас, взял другой, более важный клиент (всякое бывает), или перегорел импульсный свет, а из постоянного только пилотный. Грустно, не правда ли? Но, к счастью, в этот момент понимаешь, что это и есть те самые ограничения, посредством которого искусство хочет проверить тебя на стойкость. И в этот момент задор становится еще больше! В таких случаях я брал либо пилотный свет, либо настольную лампу, либо что угодно, более менее светящее и снимал. Внимание! - снимал. И получалось. И чаще намного лучше, чем в идеальных условиях. Чего и вам желаю.

Не стоит делать из студии культа. Это всего лишь инструмент. Хоть и неплохой.

Фотография дорогое удовольствие. Как и бальные танцы. Хотя еще не известно, что лучше. Когда я начинал работать, я всегда стремился к прекрасному результату. А чтобы его достигнуть, нужна команда прекрасных людей. Визажист и стилист считаются такими людьми, чье участие даже не обговаривается! Все знают, что они нужны. Если грубо, то визажист накрасит, а стилист оденет. Вам остается лишь снимать. Чудо!

День съемки. Модель едет, а часть вышеописанной команды упала в бездну зоны недосягаемости. Их нет. И не предвидится. Аврал, не иначе. Но отменять съемку мешают не только личные качества. Поэтому я беру модель и мы едем с ней с Метрополис. Знаете, тот, который на войковской. Большой торговый центр. Прекрасное место! Немного побродив, там можно без труда накрасить модель.Но самое главное, зачем мы туда поехали - снимать. Там масса одежды. Тонны. Заходи в любой магазин, набирай любой одежды и снимай. Где? В примерочных. Поверьте, места хватит. Можно ли? Да черт его знает. Я не спрашивал, ведь я всего лишь фотограф.

Я неизменно и каждый день придерживаюсь одного принципа - делайте то, что любите. Мне абсолютно все равно на все возражения и протесты - они существуют лишь в головах. Если вы еще не нашли то, что любите - продолжайте искать. Безустанно. Каждый день. В каждом закоулке. Вы поймете, что это оно, только когда найдете. Не успокаивайтесь. Самое главное - и это даже больше, чем полдела - предпринимать какие-то шаги. Это всё бесконечно банально и все это знают, но... Все же находятся "но", правда? Будьте достаточно смелыми, чтобы найти свое страстное увлечение. Это может быть - а чаще так и бывает! - совсем не то, чему вы учились. Никто не может подсказать вам, что это, только вы сами.

Я снимаю интимные портреты.
Я никогда не снимал по времени. У меня нет таймера, который срабатывает через три часа и говорит: "Стоп! Мы свое сняли. Пора домой". Я снимаю ровно столько, сколько подсказывает чутье. Если мне кажется, что не хватает 300 кадров, я удаляю первоначальную часть съемки и продолжаю работать. Если я вижу, что схожу с ума от девочки уже на 30 кадре, я заканчиваю. Никогда не стараюсь забить всю карту памяти. Получилось - я счастлив. Если же нет, то...

Когда я снимал одну девочку, мы с ней безумно хохотали всю съемку. Не знаю почему. Я ее не смешил. Мы болтали, смеялись, и, казалось, настолько сблизились, что я готов был на нечто большее, чем съемка. Но все обернулось намного лучше. Она перестала смеяться, посмотрела на меня и сказала: "Ну все. Теперь ты. Давай мне камеру!" И мне пришлось занять ее место. Теперь она снимала меня. Я не знал куда мне деться. Зажимался, улыбался, даже пробовал танцевать. А она снимала.

Это очень полезный опыт. Иногда нужно встать на место другого человека, чтобы понять его. Нельзя смотреть на мир с одной точки зрения, нужно пытаться перенять чужой опыт, чужой взгляд. Как говорится, open your mind. В тот момент я снял одну из лучших портретных работ.

Я никогда не готовлюсь к съемке. В том плане, что не строю декораций, не подбираю фон, не приношу с собой кучу всякого барахла. Нет. Пользуюсь только тем, что есть под рукой. Есть угол комнаты - чудесно! Будем снимать там. Есть потрепанный стул - это просто сказка! Черный фон, матовая стена, линолеум - абсолютно все равно. Интерьер абсолютно не важен. Абсолютно. Люди приспосабливаются к чему угодно. Так тараканы. Так и мы с девочками - вживаемся в любую атмосферу. И она нам нравится. И уже не важна для нас. Мы забываемся. И просто смотрим. Друг на друга, в окно, на стену. В пустоту. Заставляем работать фантазию. Мечтаем. Отдыхаем. Больше то и негде. Вокруг суета. А мы двоем. Молчим и смотрим. Молчим и мечтаем. И опять молчим.

Никогда не знаешь, что на уме у этих женщин.
Меня всегда завораживало мировоззрение женщин. Этот невероятный внутренний мир, не подающийся никакой разгадке. Тайна, покрытая сказкой. Куча мыслей, скрытая за волшебной внешностью. Столкновение внутренней и внешней красоты. Прирожденные кокетки, следующие своим желаниям. Непоколебимая уверенность в себе. Абсолютно открытые чувства, абсолютно завораживающая страсть. Впечатлительность и простота. Незатуманенный взор и большое сердце. Удивительно.

Как этого можно не замечать?Это же все на виду! Постоянно. Прямо перед носом! Распахните уже свои глаза! И смотрите. Смотрите. Однажды увидев все это, я не смог остановиться. И начал смотреть еще и еще. Только уже через камеру. Так надежнее.

Как однажды сказал Жванецкий: "Писать нужно тогда, когда не можешь не писать".
Точно такого же принципа я придерживаюсь и в фотографии. Я не снимаю лишь бы снять. Это не верный подход. В корне не верный. Какой-то обман. В первую очередь, себя самого. А фотография наказывает обманщиков. Она это чувствует. Нужно быть искренним в своих желаниях, в своих поступках. Не нужно говорить, если нечего сказать. Не лишним будет сначала послушать. А потом еще и подумать. И не только над сказанным. Слишком уж скептически я отношусь к таким говорунам. И совсем уж недоверчиво к тем, которые говорят: " Ну что ты молчишь? Расскажи что-нибудь." Как это - "что-нибудь"? Я не умею говорить о таком. И не знаю как. Поэтому и молчу. Слушаю, что скажите вы. Это намного интереснее. И познавательнее. Хоть и очень редко.

Честно говоря, я не знаю, сколько шагов нужно сделать, чтобы прийти к хорошему портрету.
Ракурс, фон, эмоция, момент... Сейчас довольно много литературы, уроков, примеров "как надо, чтобы было хорошо". Их действительно очень много. Цифровая эпоха же. В свободном доступе можно получить абсолютно любые знания. И применять их. И что-то получать. На самом то деле, чтобы стать художником, нужно совсем не много. Кто-то сказал, что для этого нужно делать либо то же, что и все остальные, либо убедить остальных в том, что ты художник посредством своих работ. Первый путь невероятно прост. И доступен. Всем. Второй абсолютно неизвестен. И куда он ведет - никто не знает. Лотерея. Удачливая ли?

Самый наглядный пример - художники Арбата. Сколько раз я ходил мимо них и наблюдал - они все умеют рисовать. Кто-то лучше, кто-то чуть хуже. Но все умеют. У них академическое образование. Поставлена рука. Твердо и непоколебимо.

Настоящий же художник должен ломать эти устои. Его научили, а он переучивается. Сам. Как того желает. И плевать на правила. И тогда есть надежда. А порой и шедевр. Но это позже.

Я ничего не додумываю в своих работах.
Мне кажется, искусство намеренно возвели в какой-то магический статус. Казалось бы - черный квадрат. Ну да, квадрат. И я бы такой нарисовал. А потом смотришь - да что-то он и не совсем квадратный. Пропорции не геометрически точны. Хм... И думаешь. Смотришь на него еще раз. Но уже совсем по-другому, не как на квадрат, а как на таинство. Что ты там скрываешь? Вспоминаешь, анализируешь, сравниваешь... Опять смотришь. Ну конечно же! Все очень просто. Я вам расскажу. По секрету. Мне об этом сказал Оскар Уайльд. Точнее не то чтобы сказал - оставил записку. Да и не прямо уж оставил - спрятал. А я нашел. Так вот: "Жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни."
Вот и все.

Чем я руководствуюсь в своей работе?
У меня есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Удивительно, но великая Apple тоже их знает и неизменно применяет! Правда, в Купертино. А я здесь, рядом с вами.

Так вот:
"Делайте то, что любите". Нужно иметь много смелости, чтобы ни смотря ни на что придерживаться этого.
"Встряхните ваше сознание". Творчество - это процесс объединения вещей. Широкий набор впечатлений расширяет понимание человеческого опыта.
"Скажите "нет" тысяче вещей". Простота - это самое сложное.
Знаете ли вы людей, следующих за своей страстью? Есть ли у вас увлечения и интересы помимо работы? Как высоко вы устанавливаете свою цель? Вроде бы простые вопросы, но как много ответов они дают.
Успеха!

Как отличить хорошую фотографию от недостаточно хорошей? Такой вопрос возникал и у меня. И это правильно. Так должно быть. Смысл фотографии и фотографирования как такового заключается в поиске ответов. И это бесконечно важно! Это и есть одна из особенностей фотографии, которую я страстно люблю. Ничто на свете не даст более точный ответ, чем сам процесс поиска. Простота - это самое сложное. Помните? Когда вы проработали тысячу вариантов, вам есть от чего отказаться. Когда у вас всего один вариант, вы так и будете держаться за него. Но вряд ли он окажется именно тем, который вы искали.

Вернемся к вопросу. Меня перебивает Алексей Бродович... Ну что ж, дадим ему слово. "Посмотрите тысячи фотографий и сохраните их в памяти. Позднее, увидев в видоискателе что-нибудь, напоминающее вам увиденные фотографии, не снимайте это".
Спасибо.

Я не из тех фотографов, которые заранее придумывают тему, а затем начинают над ней работать. Нет. У меня получается все наоборот - сначала я работаю, снимаю. Откладываю. Накапливаю. Медленно собираю. А затем сажусь и начинаю думать над этим материалом. И все складывается само собой. Конечно, это происходит не сразу. Необходимо время. Одна мысль сменяется другой, одно высказывание переходит в другое. Это очень важно - то, как ты представлял свою работу в начале пути должно кардинально поменяться на выходе. Получить совсем другой вектор развития. В конце ты должен придти к совсем другому результату. Неосознанно. Интуитивно. Это очень сложно - пробираться на ощупь. Но это и есть самое интригующее - ты обязательно к чему-то придешь. А то, как к этому придешь, во многом будет зависеть от того, что видел на своем пути. Это как консервировать банки с огурцами - никогда не знаешь заранее, взорвется ли какая-то из них.

Я очень рад, когда девушки приходят в хорошем или плохом настроении. В первом случае к концу съемки оно у них кардинально поменяется, во втором - они будут рассказывать, кто им его испортил. Это не значит, что я сознательно хочу испортить им впечатления. Совсем нет. Для меня важно проработать весь спектр женского состояния и вытащить тот, который наиболее характерен в конкретном случае.

Самое интересное в этом то, что нет никакой схемы. Нет ни одной отточенной схемы ни для одной девушки! К каждой девушке требуется свой подход. Тот прием, который позволил тебе получить прекрасную фотографию в предыдущий раз, не сработает в этот. Нужно заново изобретать тактику. Забывать все, чем пользовался до этого и искать новое. Только там можно что-то открыть и не повториться. А это и есть основная задача художника.

Аппетит приходит во время еды.
Это правило справедливо и для фотографии. Серьезно. Я ничего не придумываю заранее. Ровно до первого спуска затвора я не знаю, как буду снимать. Но как только снят первый кадр - важно не подавлять в себе фантазию и вдохновение. Необходимо следовать за своей интуицией, чутьем. Снимайте "на ощупь", меняйте место (если есть возможность), следуйте за своим сердцем, оно подскажет куда двигаться.

В это же время важно не стать рабом модели, поскольку в такой момент вы похожи на ребенка-первопроходца, который не знает куда идти и решительная модель может перехватить вашу инициативу. Берите то, что она дает, но перерабатывайте это по-своему. Изучайте вашу модель, обращайте внимание на пластику, эмоции и состояние. И не забывайте давать ей подсказки. Направляйте ее мысли в нужную вам сторону.

Несомненно, художнику следует все анализировать.
И это одно из качеств, которое нужно тренировать в себе. И что самое приятное - для этого ничего не нужно покупать, занимать, собирать и строить. Достаточно просто сесть и наблюдать. И постепенно будет открываться то, мимо чего мы так упорно каждый день пробегаем. А ведь вокруг нас так много прекрасного.