Предварительный просмотр:

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Баян – народный инструмент

Выполнил:

Чернышов Максим,

ученик 1 «В» класса

МБОУ «Ребрихинская CОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха,

Руководитель:

Слободчикова Ольга Георгиевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха

Ребриха 2014

Введение

  1. Рождение звука
  2. История возникновения баяна
  3. Какие бывают баяны

Выводы

Источники

Актуальность

С самого детства я очень люблю музыку и всегда пою. Моя мама предложила мне пойти в музыкальную школу учиться игре на баяне. Я нисколько об этом не пожалел! Очень полюбил этот инструмент. Но в последнее время все меньше детей желают учиться игре на этом инструменте, считая это немодным и несовременным.

Когда же появился баян? Почему он так называется? На эти и другие вопросы я хочу ответить в своей работе.

Цель работы:

Исследование истории возникновения баяна

Задачи:

  1. узнать, когда и как появился баян;
  2. выяснить происхождение названия «баян»;
  3. познакомиться с видами баянов;
  4. показать значение музыкального образования в моей жизни.

Время исследования:

март 2014 года.

Баян – «душа русского народа»

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. У украинцев это бандура, у молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, а у русских – балалайка, и конечно же, баян.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе.

«Баян – боец» называли его в годы Великой Отечественной Войны. Он звучал на привалах, в землянках. Баян скрашивал суровое время. Снимал усталость, придавал силы, вдохновлял на боевые подвиги.

Именно баян называют «Душой русского народа»

Рождение звука

Баян состоит из трёх частей: Правый полукорпус, левый полукорпус, меха.

А как рождается звук? Покажу это наглядно. Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать её страницы губами и подуть между них - тетрадка "запоёт". Сожмём губы сильнее и будем продолжать дуть - тетрадка "запищит" тоненьким голоском, ослабим губы - звук будет более низким. Почему возникает звук? Потому что бумажные страницы создают звуковые колебания воздуха. Примерно так же под напором воздуха из мехов звучат и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне.

История возникновения баяна

Баян относится к группе инструментов – гармоник, а давным - давно за два – три тысячелетия до н. э. в Китае получил широкое распространение деревянный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых трубочек, в каждой из которых был миниатюрный, свободно колеблющийся язычок. Это ШЭН – духовой музыкальный инструмент, далёкий предшественник гармоники.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер Христиан Бушман изобрёл губную гармонику, а затем ручную. Первые ручные гармоники имели всего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала.

А вот баян, разновидность гармоник появился на свет в 1907 году.

Своим появлением баян, обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. По заказу знаменитого гармониста Орланского - Титаренко он переделал гармонь в новый модный инструмент - баян. Первыми баяны начали делать мастера из Москвы и Тулы.

Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна, персонажа из поэмы Слово о полку Игореве. А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.

Какие бывают баяны

Баян бывает трёхрядный, пятирядный.

Есть электронные баяны, с очень мощным звучанием, похожим на звук органа! Некоторые современные баяны с помощью переключателей можно настроить на звуки оркестра.

Значение музыкального образования в моей жизни

  1. Игра на баяне приносит радость мне и окружающим.
  2. Благодаря учебе в музыкальной школе у меня появилось много друзей.
  3. Выступая на концертах, я учусь владеть собой, проходит страх перед сценой.
  4. Занятия в музыкальной школе дисциплинируют меня, учат планировать свое время.
  5. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Я должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой разжимать и стягивать меха. Это всё не синхронные действия.

Интересные сведения об инструменте

  1. Только в России этот инструмент называется баяном. А во всем мире это аккордеон.
  2. Он вобрал в себя и объединил звуки многих инструментов: клавесина, органа, флейты и др.
Говорить о времени появления на свет музыкального инструмента очень сложно, так как музыка, а значит и музыкальные инструменты, сопровождают человека с самых древних времен. И никто не может точно сказать – когда человек впервые подул в бамбуковую тростинку и появилась дудочка, которая в дальнейшем превратилась во флейту. Или когда человек заметил, что натянутая струна лука красиво звучит, добавил к ней еще несколько, и появилась лира – предшественница арфы и гитары.

Сегодня мы поговорим об одном удивительном музыкальном инструменте. Вы знаете, что каждый инструмент имеет свой голос, свою тембровою индивидуальность, то есть особую окраску звука. Можно ли перепутать звучание скрипки, органа или флейты?..... Но есть один музыкальный инструмент, который как бы вобрал в себя голоса многих инструментов, например, флейты, фагота, органа и других. Этот инструмент вы наверняка хорошо знаете. Недаром его называют «душой русского народа». Догадались?...... Да, это баян Полное имя современного баяна – многотембровый готово - выборный баян.

Сегодня его знают и любят во многих странах мира. Недаром проводятся Международные конкурсы баянистов, в которых участвуют зарубежные музыканты. Но это сегодня... А что же было в начале его пути?

Вы, наверное, знаете, что баян произошел от гармоники. Сначала появилась губная гармошка. В древнем Китае существовал инструмент, который назывался «шэн». А первая ручная гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман. Он работал он настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить настройку органных труб он сконструировал маленькую коробочку с металлическим язычком. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавал тон определенной высоты. Несколько таких коробочек, дававших звуки определенной высоты, упрощали настройку органа. Но мастеру не нравилось, что одна рука была занята. Тогда он вделал каждый язычок в мех. Он ставил приспособление рядом, растягивал мех кверху и отпускал, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки оставались свободными, не нужно было дуть ртом, что облегчало работу. Потом Фридрих догадался все язычки встроить в мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастил клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми. Чуть позже он понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Сначала она была больше похожа на детскую игрушку, чем на музыкальный инструмент - у нее было всего лишь 5 кнопочек справа и 5 слева. Сыграть на ней можно было только очень простые мелодии без аккомпанемента. Несмотря на это, гармонь быстро распространилась по всему миру, попав и на тульскую ярмарку. Заморская диковинка так полюбилась в Туле, что распространилась по всей России и превратилась в русский народный инструмент. Причем, в каждой области она видоизменялась, подстраиваясь под местные напевы. Так появились саратовская, ливенская, череповецкая, вятская, бологоевская гармошки. Благодаря русским мастерам появился, по сути новый инструмент, в котором от прежней гармошки остался лишь принцип звукоизвлечения.

В1830 году музыкальный мастер Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород, и там услышал гармонику. купил Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал и изучил устройство инструмента. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники, знакомые, а среди них было немало умельцев. Тула всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало повальным увлечением.

Путь совершенствования гармоники был долгим и сложным. Вначале она была очень проста и примитивна (5-7 кнопок на правой стороне и два баса на левой стороне). Пришло время, и в таком виде она уже не могла удовлетворять возросшее мастерство исполнителей. И вот в 1871 году тульский музыкант – самородок Николай Иванович Белобородов сконструировал новый вид инструмента – хроматическую гармонику. В ней уже был расширенный аккомпанемент (состоял из басов, трех мажорных и двух минорных аккордов), два ряда кнопок в правой клавиатуре. И теперь на инструменте можно было сыграть 42 звука! Но поиск более удобной конструкции продолжался. И вот один из музыкантов, Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если языком сегодняшнего производства, сформулировал техническое задание. Было это в 1905 году. Идея вдохновила мастера, и через два года, в 1907 году был построен инструмент, имевший для правой клавиатуры более четырех октав - по двенадцать звуков в каждой, а для левой руки - полный набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей. В честь легендарного древнерусского певца – сказителя Бояна его назвали – баяном. Баян – название, принятое только у нас в стране. Так что лавры изобретения баяна в равной степени принадлежат и музыканту, и мастеру. Они создали инструмент, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор, хотя улучшения, конечно, были. И уж этому инструменту стало доступно все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром. Баян – название, принятое только у нас в стране. За рубежом все хроматические гармоники, будь у них клавиши или кнопки, называют аккордеонами.. Работа по совершенствованию инструмента продолжалась еще много лет. Да она, по существу, продолжается и сейчас.

У нас в России есть замечательные фабрики, где делают по специальной технологии на заказ современные концертные баяны последнего поколения «Юпитер», «Аппассионата», «Левша», «Россия», на которых играют выдающиеся музыканты. Многотембровый готово-выборный баян – это инструмент больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Имена прекрасных баянистов Ивана Паницкого, Юрия Казакова, Владимира Бесфамильного, Фридриха Липса, Вячеслава Семенного, Юрия Шишкина и многих других известны во всем мире. Для современного баяна пишутся сложнейшие оригинальные сочинения. Проводятся международные конкурсы и фестивали, талантливые композиторы пишут новые интересные произведения, баянисты гастролируют по всему миру, собирая огромные концертные залы

использованная литература.

1 Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов», издательство «Просвещение», Москва. ,1989 год. 2 Мирек А.М. «Из истории аккордеона и баяна», издательство «Советский композитор», М., 1967г.

3 Шорникова М. «Музыка, ее формы и жанры» музыкальная литература для ДМШ и ДШИ, 1-ый год обучения, издание 5-е «Феникс» Ростов – на - Дону, 2006 год.

Цель мероприятия:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития баяна, аккордеона.
  • Развитие творческой инициативы и исполнительского мастерства, а также популяризация народного инструмента баян.
  • Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.

Оформление мероприятия:

  • Иллюстрации музыкальных инструментов народного оркестра.
  • Портреты известных мастеров и музыкантов-исполнителей.
  • Инструменты: гармонь, баян, аккордеон.

Звучит фонограмма русской народной песни “Валенки” в обработке А.Широкова в исполнении оркестра русских народных инструментов “Русские узоры”.

Ведущий : Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые народные музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, цимбалы – у белорусов, скрипка - у молдаван, а у русских – балалайка, домра и, конечно же, баян.

По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (пневматический – от греческого – “воздушный”). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган.

Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Совершенствование гармоник и искусство изготовления музыкальных инструментов достигло значительных успехов в 19 веке. Кроме правой, появилась и левая клавиатура, расширился диапазон, улучшилось качество звучания, изменилась и сама форма гармоники. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках. К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно – в каждом селе находился свой гармонист, свой “первый парень” на деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 – 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой). Любой мастер считал делом чести внести улучшение в существующую конструкцию, совершенствовал инструмент и его исполнительские приёмы игры.

В исполнении гармониста звучат “Плясовые наигрыши” в обр. В.Морозова.

В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший поиск более прогрессивных конструкций гармоники. Известный в России мастер Стерлигов П.Е. изготовил значительно усовершенствованный инструмент, которому музыкант дал название Баян (по имени легендарного певца – сказителя Баяна). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным. Баян – название инструмента принятое только в нашей стране. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

В исполнении баяниста звучит р.н.п. “Как у наших у ворот” в обр.А. Суркова.

За рубежом хроматические гармоники с различными типами правой клавиатуры (клавиши, кнопки) называют аккордеонами. Аккордеон – клавишный, аккордеон кнопочный. После войны аккордеон получил большее распространение. Современный аккордеон – музыкальный инструмент, имеющий на правой клавиатуре до 45 клавишей, а на левой – 140 и более кнопок. Количество регистров достигает до 36, то есть звук может иметь самые различные тембровые окраски. Наиболее высоким качеством игры музыканта, самым ценным свойством его музыкального орудия ещё издревле на Руси являлась способность “выговаривать” песню. Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода звукоидеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, баян \ аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов.

В исполнении аккордеониста звучит р.н.п. “Как под яблонькой” в обр.В.Белявского.

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне \ аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В.Романенко, Ю.Ткачёва, Г.Зайцева и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов. В известной песне поётся:

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна \ аккордеона, где и кем он был создан и почему его так назвали. В нашем городе так же есть много известных нам музыкантов – исполнителей на этих инструментах. В число этих музыкантов входите и вы наши юные баянисты и аккордеонисты. Мы будем рады вас послушать.

Дети читают стихи о музыке.

Послушай, музыка вокруг –
Ты без неё не проживёшь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, они вокруг тебя.

Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он сумеет создать чудеса.

Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель,
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться
Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня хочу сказать смело
Я труда ну совсем не боюсь
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь!

Небольшой концерт, где ученики и преподаватели исполняют народные пьесы на баяне и аккордеоне.

Список использованных материалов.

  1. А Мирек “Гармоника. Прошлое и настоящее” Москва, 1994 г.
  2. Г.Крылова “Азбука маленького баяниста” ч.2, Москва, 2010 г.
  3. Журнал “Музыка в школе” №6, Москва, 2012 г.
  4. Журнал “Музыка в школе” №3, Москва, 2013 г.
  5. Журнал “Музыка и ты”, №6, Москва,1987 г.
  6. А.Мирек “Из истории аккордеона и баяна”, Москва, 1967 г.

Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Несомненно, баян – единственный из многочисленных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Пользуется большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знает “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, колористическое и динамическое многообразие звучания инструмента – вот что так привлекает в баяне исполнителей и слушателей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 40»

Исследовательский проект на тему:

«Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Выполнил:

Ершов Сергей

Ученик 8 класса «а»

Преподаватель:

Москвина Татьяна Алексеевна

Учитель музыки

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

    Введение

    Глава1. История создания баяна

    Глава2. Китайские корни.

    Глава3. Почему возникает звук?

    Глава 4. Разновидности баяна

    Заключение

    Список литературы

Введение.

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель - донести до широких масс историю баяна.

Задачи:

    Рассказать историю создания баяна.

    Откуда появился баян, его корни.

    Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян - разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей - кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

В сентябре 1907-ого года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново – Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя говорил: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику!».

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века (Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Тульская гармонь

Ак же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

Елецкая гармонь

Озданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

Представителем одной из первых российских гармоник, является Тульская восьмиклавишная гармоника (Слайд 7). Её главной особенностью стало то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при сжиме меха один, а при разжиме другой). Эту гармонику назвали «гармоника русского строя». В последствие эта гармоника была привезена в Вятскую губернию, где была усовершенствована.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.


Гармонь двухрядная

Глава 2. «Китайские корни».

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

Шен ↓

Глава 3. Почему возникает звук?

Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них - тетрадка наверняка «запоет» (Слайд 12). Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть - тет­радка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы - звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему воз­никает звук? (Слайд 13). Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воз­духа. Примерно так же вибрируют под напо­ром воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, ба­яне, аккордеоне и губ­ной гармошке (Слайд 14).

Все эти инструмен­ты похожи по устрой­ству. Источник звука у них - колеблющие­ся металлические язы ки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

Язычок ↓

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

Пятирядный концертный многотембровый баян.

1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

    Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септ а ккордами.

    Выборный – «отражает» правую клавиатуру.

    Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Гот о во-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими ма­стерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь - непременный участник ансамблей русской на­родной музыки.

Появились такие марки баяна как «Русь», «Мир», «Огонёк», «Рубин», «Этюд», «Юпитер», «Тула» и многие другие (Слайд 21-24 ).

Заключение.

Итак, мы рассмотрели историю создания баяна, узнали о его китайских корнях, о разновидностях баяна и ответили на вопрос, почему возникает звук? (Слайд 25).

Баян внедрён в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального обучения. На нем играют сольно, в ансамблевых и оркестровых коллективах. Появилось множество учебно-методической литературы и теории для баяна. Множество композиторов пишут оригинальные произведения для баяна. Он известен во всём мире.

Баян признан на уровне «классического» инструмента!

Список использованной литературы: (Слайд 26)

    Детям о музыке:

    А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.

    А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.

    С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.

    С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны , тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне , выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны . У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны.