Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.


Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен, 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966

В Музее русского импрессионизма открылась выставка удивительного художника, поэта, критика, «отца русского футуризма» Давида Бурлюка. Его противоречивая и одаренная натура вызывала у современников и восторг, и раздражение. Вместе со своим другом Михаилом Ларионовым Давид Бурлюк разгуливал по улицам с раскрашенным лицом, Владимир Маяковский считал его своим учителем, легендарный Антон Ашбе, у которого Бурлюк занимался в частной школе в Мюнхене, называл его «прекрасной дикой степной лошадью», а режиссер и драматург Николай Евреинов ввел в оборот неологизм «бурлюкать», связанный с разговорами о футуризме в художественных кругах того времени. Одно это краткое перечисление позволяет представить место и значение Давида Бурлюка в культуре русского и мирового авангарда.

Нынешняя выставка - более тесное знакомство с этой уникальной личностью, ведь работ мастера в России сохранилось сравнительно немного. Экспонаты из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций 1900-1930-х годов расскажут о многообразном творческом пути художника: от импрессионизма к футуризму и далее, через яркие хитросплетения русского авангарда.

Портрет матери. 1906. Холст, масло. ГТГ

В судьбе художника решающую роль сыграло решение его матери развить талант сына к рисованию, поэтому совершенно логичным в начале экспозиции выглядит ее портрет, выполненный в импрессионистической, даже можно сказать пуантилистической манере в ее русском понимании. Разбеленная, легкая, прозрачная палитра, кружево коротких и длинных штрихов, общая эмоциональность, вибрация живописной поверхности передают живое и трепетное чувство, которое испытывал мастер к своей модели.

Волы. 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей

Дружба с Михаилом Ларионовым, вдохновителем русских авангардистов, безусловно, отложила свой отпечаток и на творчество Давида Бурлюка. Его волы написаны под очевидным влиянием товарища, обратившегося к «низким» сюжетам. Сама манера здесь очень близка Ларионову. Тот же сияющий светлый фон, те же выразительные контурные фигуры животных, виртуозно точно передающие объем. В своей художественной биографии Бурлюк как будто примерял на себя открытия своих друзей и современников, из каждого стиля извлекая близкие для себя и своей манеры черты.

Полдень на Днепре. 1910. Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей

Его дань фовизму связана с интересом к прошлому южнорусских земель, к наследию скифов, которое в то время воспринималось через расплывчатые представления о дикарском колорите, таитянские открытия Поля Гогена и алжирские - Анри Матисса. «Полдень на Днепре» - яркая иллюстрация этих представлений. Динамичные массы локальных цветов горят и сталкиваются в хаосе быстрых разнонаправленных мазков, что создает эмоциональную и экспрессивную картину мировосприятия художника.

Семейный портрет. 1916. Государственный музей В. В. Маяковского

Дань Бурлюка футуризму и кубизму в сочетании с реалистическими фрагментами, а также принципам своего рода живописного фотомонтажа - семейный портрет, написанный в сложные годы Первой мировой войны и как будто в предчувствии революционных потрясений и эмиграции. Фрагменты портретов жены, тестя и самого художника дробятся, как в разбитом зеркале, перемежаясь цветными плоскостями, острыми гранями ломающими привычный ход жизни.

Портрет моего дяди. 1910-е. Фанера, масло, мерлушка. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Яркая выразительность пластичной живописной поверхности, для которой Бурлюк придумал свою терминологию, увлекла его настолько, что привела к созданию коллажей, включающих ткань, мех, осколки зеркала. «Занозистая», «крючковатая», «землистая» и «раковистая» фактура живописной плоскости создают интенсивное выразительное поле его работ, насыщенное и напряженное.

Энергия и упругость мазков, мощь и интенсивность линий присущи в той или иной мере всем работам Давида Бурлюка. Но его мятущийся талант нашел свое самое яркое и известное воплощение в живописи русского футуризма - направлении, стремившемся обуздать время и на плоскости холста изобразить движение, запечатленное в разные моменты и в разных ракурсах. Волею судьбы после революции Бурлюк с семьей оказался в Японии, где его творчество имело громкий успех.

Японка, сеющая рис. 1920. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

В изображении японки, сеющей рис, художник повторил ее движение множеством ритмичных линий, создавая почти ритуальный образ танца-священнодействия. Равномерный и в то же время динамичный шаг веерных линий как будто закручивает изображение, а за ним и зрителя в гипнотический спиральный танец, в котором время и пространство причудливо соединяются в единую живописно-пластическую реальность.

Рабочие. 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк. Фрагмент картины.

Успех, которым пользовался Давид Бурлюк в Японии, вдохновил его на переезд в Америку, где он надеялся на такой же восторженный прием, однако «отцом американского футуризма» ему стать не удалось. Из-за финансовых трудностей и стесненных жизненных условий, в которых просто невозможно было сохранить в целости масштабные холсты, некоторые картины того периода дошли до наших дней фрагментарно, как, например, полотно «Рабочие» 1924 года. Музей русского импрессионизма показывает наряду с сохранившимся фрагментом виртуальную реконструкцию картины, созданную по сохранившимся черно-белым фотографиям 1920-х годов, напечатанным в журнале Color and Rhyme («Цвет и рифма»), который издавала супруга художника Мария Бурлюк.

Река Гарлем. Инвуд-парк. 1925. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк

Однако материальные трудности не остановили творческого потока. Вдохновленный идеей радиоволн, наполнивших пространство, Бурлюк создает так называемый радиостиль, своеобразную аналогию лучизма Ларионова. В изображении реки Гарлем всю глубину пейзажа прорезают тянутые цветные линии, создавая впечатление плотной невидимой среды, наполняющей пространство напряженными силовыми полями.

Портрет Марии Бурлюк. 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов

Еще одно удачное новшество выставки в Музее русского импрессионизма - увеличительные стекла у нескольких картин, которые позволяют детально рассмотреть пастозную живописную фактуру. Одна из таких работ - портрет жены художника Маруси, выполненный на палитре, что очень символично указывает на ее роль не только верной спутницы жизни и товарища в трудах и лишениях, но и музы, и биографа художника. Вибрация живой и трепетной живописной поверхности очень ярко и выразительно передает эмоциональное отношение автора к своей модели. А яркость колорита и витальная свежесть форм в этой поздней работе не уступают энергии и экспрессии, которые мы привыкли видеть в работах молодого мастера.

Отдельный раздел выставки составляют книги футуристических поэтов, проиллюстрированные Давидом Бурлюком, и сборники его собственных сочинений.

Бурлюк Давид Давидович – русский поэт и художник. Родился в 1882 году на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. В 1898–1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 году. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в «L’ecole des beaux arts» Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907–1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911–1914 годах занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других.

Бурлюк считается одним из основателей русского футуризма. Он обладал редкими организаторскими способностями. При его непосредственном участии выходили поэтические сборники, издавались брошюры, проводились выставки и устраивались диспуты футуристов. В 1913–1914 годах он организовал знаменитое турне футуристов по городам России, выступал с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Весной 1915 года Бурлюк приехал на станцию Иглино в Уфимской губернии, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные здесь, он успел создать около двухсот полотен. Многие из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. В 1918–1920 годах Бурлюк гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.

В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы советских художников «13». В 1956 и в 1965 годах Бурлюк посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Давид Бурлюк умер в 1967 году в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

Примечание. Футуризм (от лат. futurum – будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 – 1920-х годов. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

Бурлюк Давид Давидович появился на свет в 1882 году в семье казаков. Маленький Давид родился на Харьковщине, но поскольку отец его трудился управляющим, семья часто переезжала. Школьные годы Давид Бурлюк провел и на Тамбовщине, и в Тверской губернии, и в других местах.

Непререкаемый авторитет для младших

В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.

Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.

Многогранная личность

Как говорят, талантливая личность талантлива во многом. Безусловно, Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе.

Благодаря дару организатора Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.

Переезд за границу

В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.

Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.

В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.

Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).

"Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений."
Давид Бурлюк





Портрет матери, 1906. Холст, масло. ГТГ





Натюрморт с букетом и книгой, 1910. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера



Пейзаж с речкой, 1910-е. Холст, масло. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва



Цветущие акации, 1911-1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Пейзаж с розовым домом, 1910-е. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера



Полдень на Днепре, 1910. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей



Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва




Двусторонний этюд, конец 1900-х. Бумага, масло. Собрание Людмилы Лисиной, Москва



Фрагмент





Куст роз, начало 1910-х. Холст, масло, темпера. Собрание Петра Авена, Москва



Волы, 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей




Портрет Марии Бурлюк, 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов




Сидящая обнажённая (Маруся). Холст, масло.



Букет жёлтых цветов, 1918. Холст, масло.





Ветер. Холст, масло.



Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево, зеркальное стекло



Фрагмент с зеркалом



Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского, 1916. ГТГ



Пара с лошадью, середина 50-х. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Бурлюк восхищался народным искусством и вдохновлялся им при создании собственных произведений.


Народная картина. Казак Мамай. Фанера, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва



Красный полдень, 1915-1918. Холст, масло



Казак. Изображение с пяти точек зрения, 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Радуга, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова



Казак Мамай, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова




Беспредметная композиция с буквой F. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк



Беженцы в Уфе, 1916. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля



Семейный портрет, 1916. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского




Жница, 1915. Холст, масло. Коллекция Марины Кашуро и Валерия Дудакова, Москва



Японская деревня, 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание



Рикша, 1923. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк



Каменщик. Холст,масло. Частное собрание, Нью-Йорк



Японский рыбак, 1921. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк



Японец, разделывающий тунца, 1922. Холс, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк



Крестьянка с петухом, конец 1920-х. Дерево, монеты, резьба, раскраска. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк




Рабочие, 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк



Озеро у Медвежьей горы, 1924. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.
С десяти лет увлекался живописью, учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.
В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим "действительным учителем".
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе.
В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах".
В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.