Знаете, есть такие моменты, когда всё идёт наперекор. Не важно, связано ли это с семьёй или с другими факторами, которые вызывают чувство угнетения и порождают вопросы: “Почему я? Почему у меня?”. За собой очень часто замечаю такие пороки ума. Иногда самому становится тошно от себя и тогда задаюсь вопросом: “Почему я себя так веду?”. Ведь меня окружают сильные волевые люди, которые делают очень многое в духовном развитии. На фоне их я тоже хочу “Быть”.

И в один момент всё идёт как всегда. Одно и то же каждый день: попытки найти в этих днях яркие краски, которые помогут идти дальше по пути. И решив для себя, что изменюсь, всё равно иногда проигрываю каждый день себе самому же.

Но есть Свет, к которому хочется стремиться. Лично для меня этот Свет исходит от тех людей, которые своими поступками меняют жизнь. Не только свою, но и окружающих. На таких людей хочется равняться и, видя их добрые дела, тоже создавать свою созидательную линию, по которой можно будет увидеть будущее, где мы все будем по-настоящему свободными и счастливыми.

Как бы у меня ни сложилась жизнь, где бы ни находился, стараюсь не утрачивать веру в то доброе и вечное, к которому шёл всё время. И оно не заменимо никакими материальными благами.

На фоне всего этого информационного потока превращался в пустышку, которую каждый день набивают ненужной информацией. Становясь неподвластным общественному мнению, наперекор системе зажигаю огонь Души в каждом видящем и слушающем. Объединяя людей, вношу свою лепту в создание нового мира. И даже если ошибаюсь, нутром чую, что нужно изменить в себе. Пусть это и не масштабные изменения, но начать с себя - это и есть самая сложная работа: как над телом, так и над разумом. Находясь в паутине соблазнов, пусть и буду оступаться, но найду выход и дам волю Любви, настоящей, которая сделает счастливым и даст крылья мудрости, которые будут укрепляться с каждым прожитым днём.

Проблема человечества - это лицемерие и отсутствие любви. Не отрицаю, что и сам иногда лицемерю, но каждый мой проступок в итоге помог понять, в чём моя слабость и в чём сила. Так вот, не пытаюсь себя “есть” после того, как “упал в грязь”. Прекратить самоедство - это ведь тоже победа над собой. Анализирую: “Почему сделал так?”, и в следующий раз, попадая в схожую ситуацию, уже могу найти выход, потому что получил опыт перемен в Душе и сознании.

Каждый может встать с дивана и делать что-то полезное, что поможет людям, поднимет людей. Нужно развиваться во всех отношениях, но духовное - на первом месте, не становись роботом, черпай жизнь! Найти любовь внутри себя и не замечать наплыва негатива со всех сторон, стать тем, кем хотел. Быть тем, кто сможет изменить этот мир, сделав его добрым и открытым для всех людей, у которых равенство в приоритете и любовь в Душе!

Я считаю, что каждый человек должен делиться своим опытом, чтобы отдать кусочек “себя” для помощи другим людям. На данный момент борьба продолжается, так что если сто раз упал, то сто раз поднимись и не делай старых ошибок, взращивай любовь -

«ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ»

В 1913 году в доме Михаила Матюшина на станции Уусикирко состоялся «Первый всероссийский съезд баячей будущего» (футуристов). Присутствовали там только трое: Матюшин, Кручёных и Малевич. Ни Маяковского, ни Бурлюка, ни Хлебникова: тот уже почти было приехал, да пошёл купаться и случайно деньги уронил в воду.

На съезде было решено, что футуристам следует менять театр как самое синтетическое и динамическое из искусств, разом охватывающее и музыку, и поэзию, и изобразительность. Решили поставить ряд футуристических пьес: трагедию «Владимир Маяковский» в авторском исполнении, драматическую сказку «Снежимочка» Хлебникова и оперу «Победа над солнцем» Кручёных.

О постановке оперы «Победа над солнцем» Михаил Матюшин рассказал в своей неизданной книге «Творческий путь художника», а поэт Бенедикт Лифшиц - в воспоминаниях о футуризме «Полутораглазый стрелец».

Это было действо, складывавшееся из странной музыки (Матюшин), диковинного сюжета и слога (Кручёных), а также невероятных декораций и костюмов (Малевич). При этом сотворцы постоянно совещались, текст и музыка подвергались общей критике и менялись. Пьеса была посвящена победе техники и авиации над космическими силами природы, в частности, над солнцем. По ходу сюжета будетлянские силачи разрушали все нормы здравого смысла и боролись с солнцем - символом старого, естественного порядка вещей. Другие действующие лица были такие: Нерон и Калигула в одном лице, Путешественник по всем векам, Некто злонамеренный, Разговорщик по телефону, Пёстрый глаз, Новые, Авиатор, Забияка, Похоронщики и так далее…

Деньги на постановку дали Александр Фокин, хозяин Театра миниатюр на Троицкой, и Левкий Жевержеев - глава «Союза молодёжи» и по совместительству директор фабрики по производству парчи. Они побывали на первых репетициях в Театре миниатюр. Матюшин вспоминал: «Фокин, прослушав первый акт оперы, весело закричал: „Нравятся мне эти ребята!“…»

Сняли Театр Комиссаржевской на Офицерской улице. Денег, однако, дали мало: не хватило ни на нормальный рояль, ни на актёров - большинство ролей играли студенты, которым скромный гонорар казался весьма неплохим, хористов худо-бедно набрали из оперетты. Только два исполнителя, тенор и баритон, были артистами оперы, и те попросили не писать на афише их имён. Им было стыдно петь такую, например, «чушь»:

Толстых красавиц

Мы заперли в дом,

Пусть там пьяницы

Ходят разные нагишом.

Нет у нас песен,

Вздохов, наград,

Что тешили плесень

Тухлых наяд…

Или такую:

Я ем собаку

И белоножки,

Жареную котлету,

Дохлую картошку.

Место ограничено,

Печать, молчать,

Или такую:

Сарча саранча,

Пик пить,

Пить пик.

Не оставляй оружия к обеду за обедом,

Ни за гречневой кашей.

Не срежешь? Взапуски…

Кручёных играл роль Неприятеля, дерущегося с самим собой, и заодно Чтеца. Общих репетиций было только две - считая генеральную.

Малевичу долго не давали материала для декораций. В конце концов денег дали меньше, чем предполагалось, и времени оставалось мало. Тем не менее он написал за четыре дня 12 огромных декораций, изображавших сложные машины, и создал костюмы. Например, костюмы громадных будетлянских силачей были сделаны из картона, причём плечи он сделал на высоте рта, а головы - в виде шлема из картона, отчего силачи получились огромными.

Кручёных писал о декорациях и костюмах Малевича:

«Декорации Малевича состояли из больших плоскостей: треугольники, круги, части машин. Действующие лица в масках, напоминающих современные противогазы. „Дикари“ (актёры) напоминали движущиеся машины. Костюмы по рисункам Малевича же были построены кубически: картон и проволока».

Этот картон, между прочим, спас одного из актёров - певца Рихтера, который исполнял роль Авиатора. По ходу пьесы Авиатор-Рихтер пел свою арию «Озер спит», а Некто злонамеренный выползал на сцену и стрелял в него из ружья. Выстрел должен был быть холостым, но перед генеральной репетицией кто-то оказался и вправду злонамеренным и вложил в ружьё пыж. Картонные латы защитили Рихтера, он отделался ушибом.

Помимо декораций и костюмов Малевич сделал и осветительную работу. В те времена современной осветительной аппаратуры ещё не было, тем интереснее его изобретение, которое, по воспоминаниям Бенедикта Лифшица, сделало спектакль поразительным, - «прожектора выхватывали из темноты то один, то другой предмет», «свет стал началом, творящим форму». Лучи отсекали всё, что не вписывалось в объёмы кубов или шаров. Лившиц отмечал, что найденный Малевичем приём был сходен со скульптурным динамизмом Умберто Боччони - итальянского футуриста, чьи работы Малевич знал и высоко ставил. Так что вдобавок к декорациям Малевичу удалось создать и трёхмерное (плюс время) зрелище.

Бенедикт Лифшиц вообще считал, что Малевич спас всю пьесу:

«Это была живописная заумь, предварявшая исступлённую беспредметность супрематизма, но как разительно отличалась она от той зауми, которую декламировали и пели люди в треуголках и панцирях! Здесь - высокая организованность материала, напряжение, воля, ничего случайного, там - хаос, расхлябанность, произвол, эпилептические судороги…»

Малевич позже приводил «Победу над солнцем» в пример своим ученикам, сравнивая себя с Павлом Филоновым, который делал декорации для «Владимира Маяковского»: «Мне удалось за три дня записать двенадцать аршин холста, а Филонов за три дня написал три большие станковые картины. И получилось, что на моих холстах был виден каждый маленький винтик, он виден был на весь театр. А когда поставили картины Филонова, то оказалось, что дальше второго ряда ничего не было видно». Потому что, торжествовал Малевич, «у меня - не живопись, а цветопись, я покрываю цветом всю плоскость, чтобы луч зрения имел ровно одну опорную точку и глаз не „увязал“ в разных пространственных расстояниях». Писать декорации ему приходилось под глум артистов оперетты, которые играли в этом театре.

Музыка Матюшина тоже была, как и стихи Кручёных и декорации Малевича, «беспредметной». В то время Матюшин занимался созданием звуковых микроструктур, разрушая привычную темперированную систему. Его микроструктуры должны были основываться на ультрахроматике: не полтона, а четверть, треть тона также были в ней важны. В «Победе над солнцем» этого не было, но были зато всевозможные звуковые эффекты, к примеру грохот пушек и шум работающего мотора.

Он писал Матюшину из Москвы в сентябре 1913 года: «Ах, как бы я хотел Вас увидеть, хоть один день, что с музыкой у Вас, у меня большая надежда, что Вы вывезете, побольше взрыва и стона земли, где огонь, а также метания цилиндрических звуков прищемляющих железо, медь, и артиста. О как всё рисуется мощно, сильно».

Михаил Матюшин, как и Алексей Кручёных в стихах, так и не стал настоящим супрематистом музыки - ни Арнольдом Шёнбергом, ни Джоном Кейджем. Всё это (что Малевич воспринял бы как своё), вся эта «застывшая масса музыкального куба» появилась в музыке иначе или позже.

Наконец появились анонсы в газетах - в «Луна-парке» состоятся «первые в мире постановки футуристов театра». 2 и 4 декабря - трагедия «Владимир Маяковский», а 3 и 5 декабря - опера Матюшина «Победа над солнцем». Жевержееву удалось создать ажиотаж, все билеты были проданы мгновенно, несмотря на высокие цены. Любопытство подогревали газетчики: в одном из консервативных изданий появилась «Исповедь актёра-футуриста» - студента, который ради заработка решился участвовать в спектакле «Владимир Маяковский», но, в конце концов, совесть и достоинство взяли верх, и он с возмущением отказался декламировать «такой бессмысленный вздор, как стихи Маяковского». Конечно, всё это дополнительно усилило интерес публики.

И вот наступил день премьеры. Зал был полон. За день до этого с успехом прошла премьера «Владимира Маяковского», который, конечно, держался в большой степени на фигуре автора, он же главный и почти единственный исполнитель, он же - лирический герой. Было, конечно, и возмущение, но всё же Маяковский скорее имел успех, чем наоборот. «Победа над солнцем» вызвала у публики гораздо более противоречивые чувства. Она начиналась с хлебниковского пролога, всячески зазывавшего в театр:

Созерцавель поведёт вас,

Созерцебен есть вождебен,

Сборище мрачных вождей

От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв

и веселогов пройдут перед внимательными видухами

и созерцалями и глядарями: минавы, бывавы, певавы,

бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и

Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

Публика смеялась и свистела. После пролога два будетлянских силача в треугольных шлемах разодрали занавес надвое вместо того, чтобы его раздвинуть. Малевич в статье «Театр» (1917) описывал это так: «Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие в землю и в небо».

Обложка к изданию оперы на музыку Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Бумага, печать. 1913 г.

Зрители реагировали: не переставая стоял страшный шум и скандал, кто вопил радостно, кто возмущённо. В рецензии на спектакль было написано: «Почти после каждой реплики в публике раздавалось какое-нибудь остроумное словечко, и вскоре в театре сделалось вместо одного два представления: одно - на сцене, другое - в публике». Среди публики сидели московские эгофутуристы, разодетые в парчу и шелка, с ожерельями на лбах и рисунками на лицах. Спонсор Фокин присоединился к возмущённым воплям и в конце спектакля, когда публика принялась вызывать автора, закричал из ложи: «Его увезли в сумасшедший дом!» Для Кручёных не было лучшего комплимента: его назвали безумцем!

Так родилась эта уже почти супрематическая вещь, первая рок-опера в мире. В целом, опера удалась, хотя Маяковский за счёт своих актёрских данных имел больший успех. Малевич был весьма доволен своими декорациями и эскизами. Для него «Победа над солнцем» стала первым опытом выхода из кубизма. Позднее он говорил, что супрематизм родился именно в работе над этой оперой. Действительно, здесь был сделан решающий шаг, но не последний - нужен был ещё один, чисто живописный. Таким шагом стал кубофутуризм, совместивший футуризм и алогизм с кубизмом и переплавивший их в нечто небывалое, далёкое от того и другого.

Из книги Размышления: советский и зарубежный кинематограф автора Ромм Михаил Ильич

Победа мастера [ «Последняя ночь»] Один большой художник говорил, что делит своих учеников на две категории: одни, придя в мастерскую, первой же работой поражают всех. Другие начинают скромно. Он предпочитал вторую категорию: из них-то и выходили подлинные мастера.Ю.

Из книги Невероятное (избранные эссе) автора Бонфуа Ив

Из книги Жерар Депардье. Чрезмерный человек автора Брагинский Александр Владимирович

Глава 8 Под солнцем М. Пиала Как рассказывал Жерар в своих «Украденных письмах», они впервые встретились с Морисом Пиала, когда тот готовился к съемкам фильма «Раскрытая пасть». Произошло это в кафе на Елисейских Полях. Тогда у Жерара уже была договоренность с Б. Блие,

Победа должна быть крылатой! В пору моего пионерского детства в мальчишеской среде было не принято «выделяться». Грубо говоря, коллектив не любил выскочек. Не знаю, осуществлялся ли этим какой-то древний демократический принцип равенства. Ведь, скажем, в Древней Греции

Из книги автора

Сосны, освещенные солнцем Этюд, написанный в Сестрорецке, – шедевр пленэрной живописи Шишкина. «Вырисовывая» кистью смолистые стволы сосен, художник «вдруг» переходит на волшебную маэстрию мелкого подвижного мазка: передает отдельными пятнами-всполохами развесистую

Рукопись была передана в архив самим Кручёных и датирована им 1960 г. В состав рукописи включены несколько страниц, переписанных начисто рукой О.Ф. Сетницкой (лл. 10-12), в чьём дневнике находится запись от 6 марта 1960 г., свидетельствующая об этой работе: „Переписывала воспоминания о его опере Победа над солнцем (музыка Матюшина). Ставило её общество художников «Союз молодёжи» в Петербурге, вместе с “трагедией” Маяковского. Пел любительский хор, очень плохо. Если может быть Дохлая луна , то почему не может быть Победы над солнцем . И поэт запанибрата с солнцем” (Сетницкая О. Встречи с Алексеем Крученых. С. 181).
Текст полностью впервые напечатан в: Память теперь многое разворачивает: Из литературного наследия Крученых / Сост., послесл., публ. текстов и комм. Н. Гурьяновой. Berkeley: Berkeley Slavic Specialties , 1999. С. 241-252.
1 Из воспоминаний Матюшина: „Малевичу долго не давали материала для декораций...Малевич написал великолепные декорации, изображавшие сложные машины и мой портрет. Он же придумал интересный трюк: чтобы сделать громадными в первом акте двух будетлянских силачей, он поставил им на плечи на высоте рта головы же в виде шлема из картона — получилось впечатление двух гигантских человеческих фигур” (Матюшин М. Русский кубофутуризм. Отрывок из неизданной книги. С. 133).
2 „‹...› Студенты, исполнявшие роли, и хор просили объяснить им содержание оперы. ‹...› Я объяснил, что опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, что Нерон и Калигула — фигуры вечного эстета, не видящего “живое”, а ищущего везде “красивое” (искусство для искусства), что путешественник по всем векам — это смелый искатель — поэт, художник-прозорливец, что сражающийся сам с собой неприятель — это конец будущим войнам и что вся «Победа над Солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как “красоте”.
Объяснение со студентами мне удалось вполне. Они мне аплодировали и сделались нашими лучшими помощниками” (Матюшин М. Русский кубофутуризм. Отрывок из неизданной книги. С. 130-133).
3 См. гл. «О П. Филонове» «Нашего выхода».
4 После этой фразы в черновике следует новая страница, на верхнем поле которой рукой Кручёных набросано: отзывы пресса 1913-14 гг .
5 И не зря опасался Маяковский, о его стихах сказано: поэзия свихнувшихся мозгов . — А.К.
6 В журнале «Литер‹атурный› критик» № 4 за 1939 г. ‹И.› Дукор пишет о наших двух пьесах, приводит издевательские отзывы и с торжеством заявляет: „Трагедию М‹аяковско›го ругали больше, чем оперу — значит, трагедия лучше”. Своеобразная логика вверх ногами! — А.К .
В связи с упомянутой статьей И. Дукора «Трагедия «Владимир Маяковский»» Кручёных опубликовал возмущённое «Письмо в редакцию» в том же журнале (1939. № 7. С. 178).
7 Письма Бурлюка к Кручёных находятся в РГАЛИ (ф. 1334).
8 В своих статьях об искусстве Малевич неоднократно относил начало супрематизма к 1913 г., несмотря на то, что супрематические композиции были впервые показаны им в 1915 г. на выставке «0-10». По сложившейся в искусствознании традиции именно 1915 г. считается датой происхождения супрематизма. Тем не менее, в эскизах к опере Малевич, по его собственным словам, “бессознательно” предугадал будущее развитие — об этом он сообщал в одном из писем к Матюшину (май 1915):
„Посылаю Вам ‹...› рисунок завесы 1-го действия. Завеса изображает чёрный квадрат — зародыш всех возможностей, принимает при этом своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи. В опере он означал начало победы.
Всё многое, поставленное мною в ‹19›13 г. в Вашей опере «Поб‹еда› над С‹олнцем›», принесло мне массу нового, но только никто не заметил” (см.: Наше наследие . 1989. № 2. С 135).
9 Поскольку этот вопрос до сих пор является спорным, критическая точка зрения Кручёных в данном случае представляется очень важной (не только и не столько в силу того, что он был “очевидцем” событий и тесно сотрудничал с Малевичем в этот период); здесь приоткрываются его собственные — как теоретика “заумной поэзии” — идеи по поводу абстракции в живописи.
10 Далее в рукописи зачёркнуто: надо взять в муз. М‹аяковско›го 4 фото «Победы», (1 — Лисицк‹ого›.) Факты, факты — к‹а›ими они были, без полировки. Письмо Бурлюка о Малевиче (из Голланд‹ии›), он в зените славы на ‹нрзб› выставке в Брюсселе. Это через 45 лет после написания им своих супрематических картин.
11 По воспоминаниям Гордона МакВея, посещавшего Кручёных в феврале 1965 г.: „Almost immediately he asked me to pronounce the words ‘dyr byl shchyl’. He claimed that the French cannot pronounce ‘shch’, and asserted: „I write in an international language” ”(McVay G. Alexei Kruchenykh: The Bogeyman of Russian Literature. P. 571).
В сборнике «15 лет русского футуризма» (М., 1928. С. 59) Кручёных писал о том, что строка ‘Дыр бул щыл’ стала гораздо более известной, чем её автор. Он неоднократно подчёркивал “мифотворческое” значение этого выражения. В дневнике О.Ф. Сетницкой от 28 марта 1953 г. есть запись: „А.Е. сказал: — ‘дыр бул щыл’ — выражение русского национального языка. Этому выражению уже сорок лет, оно всё пережило. „О, закрой свои бледные ноги” В. Брюсова существовало лет десять” (Сетницкая О. Указ. соч. С. 164).
12 Кручёных поместил огромный чёрный ‘Ъ’ на обложку своего альбома «Вселенская война» (1916).
13 Известная строка Некрасова цитируется в том же контексте в уже упомянутом сборнике «Бука русской литературы», в статье Толстой «Слюни чёрного гения» (с. 30), а также в книге: Чуковский К. Некрасов. Статьи и материалы. Л. , 1926. С. 183.
Похожие рассуждения Кручёных о фонетике приводится в воспоминаниях МакВея: „Talking of zaum, Kruchenykh explained that the sounds ‘y’ and ‘shch’ are not found in other languages. Hence Camilla Gray wrongly transliterates ‘Gly-gly’ as ‘Gi-gli’” (McVay G. Alexei Kruchenykh: The Bogeyman of Russian Literature. P. 576).
14 Победа над Солнцем. Опера А. Крученых. Музыка М. Матюшина. СПб. , 1913. С. 13.
15 В 1902 г. в Петербурге К.Д. Бальмонт читал в символистских кругах свой стихотворный цикл «Будем как солнце», определивший целую веху в поэзии “серебряного века” и опубликованный в следующем году изд. «Скорпион» в одноименном сборнике поэта: Бальмонт К.Д. Будем как солнце (Книга символов). СПб., 1903. Ср. отклик на него З.Н. Гиппиус „Не будем как Солнце!” (1911) в её сборнике «Стихи. Дневник. 1911-21» (Берлин: Слово , 1922).
16 Из стихотворения «Адище города» (1913) (впервые опубликовано в ранней редакции под названием «Зигзаги в вечер» в футуристическом сборнике «Молоко кобылиц»).
21 Чуковский писал в очерке о Кручёных: „когда он хочет прославить Россию, он пишет в своих «Поросятах» ‹...› этакий славянофил, свинофил!” (Чуковский К. Футуристы. Пг.: Полярная звезда , 1922. С. 29). Он также указывал, что строки Северянина: „Призывы в смерть, в свинью, в навоз!” («Поэза истребления») — прямой выпад против Кручёных.
Основой для очерка послужила его лекция, прочитанная в октябре 1913 г. „Поэзия Ал. Кручёных — поэзия... плевка. Ему на все наплевать... В то время как Игорь Северянин — поэт из Гостиного двора (а не из гостиной), г. Кручёных не желает “грациозиться”. Там романтика, здесь фырканье. Первые птенцы в мечтах, вторые — „лежат и греются близ свиньи”. Свиньи и навоз — такова жестокая парфюмерия г. Кручёных, этого “свинофила”” (отчет о докладе Чуковского о футуристах в газете «День». 1913, 6 октября).

Annotation

«Победа над Солнцем» - футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.

Издание «Победы над Солнцем» - книжечка с либретто и музыкальными фрагментами оперы, продавалась в дни спектакля (1913).

Текст дан в современной орфографии.

http://ruslit.traumlibrary.net

Алексей Елисеевич Крученых

Виктор Хлебников

Вступление

Десятый стран

Алексей Елисеевич Крученых

Виктор Хлебников

Пролог

Чернотворские вестучки

Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

Будетлянин.

Созерцавель поведет вас,

Созерцебен есть вождебен,

Сборище мрачных вождей

От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы - кто вы, бывавы - кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

А с ними сно и зно.

Свироги и песноги утрут слезу.

Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

Беседни и двоиры певиры пленят вас.

Силебен заменит хилебен.

1-ые созерцины - тогда-то созерцавель есть преображавель.

Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

В детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук.

Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.

Смотраны написанные худогом, создадут переодею природы.

Места на облаках и на деревьях и на китовой мели занимайте до звонка.

Звуки несущиеся из трубарни долетят до вас.

Пользумен встретит вас.

Грезосвист пениствора наполнит созерцебен.

Звучаре повинуются гуляру-воляру.

Семена «Будеславля» полетят в жизнь.

Созерцебен есть уста!

Будь слухом (ушаст) созерцаль!

И смотряка.

В. Хлебников.

Вступление

Опера в 2 деймах 6 картинах.

Музыка М. В. Матюшина, декорации Каз. С. Малевича

1-е деймо

1-ая картина: Белое с черным - стены белые пол черный

(Двое будетлянских силачей разрывают занавес)

Все хорошо, что хорошо начинается!

А кончается?

Конца не будет!

Мы поражаем вселенную

Мы вооружаем против себя мир

Устраиваем резню пугалей

Сколько крови Сколько сабель

И пушечных тел!

Мы погружаем горы!

Толстых красавиц

Мы заперли в дом

Пусть там пьяницы

Ходят разные нагишем

Нет у нас песен

Вздохов наград

Что тешили плесень

Тухлых наяд!..

(1-й силач медленно уходит)

2-й силач.:

Солнце ты страсти рожало

жгло воспаленным лучом

Задернем пыльным покрывалом

Заколотим в бетонный дом!

(Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука).

Н. и К. (Грозно).

Кюлн сурн дер

Ехал налегке

Прошлом четверге

Жарьте рвите что я не допек.

(С благородным жестом застывает, потом поет во время пения уходит 2-й силач).

Я ем собаку

И белоножки

Жареную котлету

Дохлую картошку

Место ограничено

Печать молчать

(Въезжает в колесах самолетов путешественник по всем векам - на нем листы с надписью каменный век средние века и проч… Нерон в пространство).

Нерон и К.

Непозволительно так обращаться со стариками

Летельбищ не терпя…

Путешественник

Друг все стало

Вдруг пушки

Озер спит

Много пыли

Потоп… Смотри

Все стало мужским

Озер тверже железа

Не верь старой мере

(Нерон осторожно посматривает в лорнет на железо колес).

Путешественник

Взыграл бур

Катится пеленищ

Скорее буромер

Не верь прежним весам

Тебя посадят на икру

Если не достанешь пустопят

Нерон и К.

Непозволительно так обращаться со стариками! они любят молодых

Ух я искал пенночку

Искал маленький кусочек стекол - все съели даже не оставили костей…

Ну что ж делать уйду искосью в XVI век в кавычки сюда.

(Отходит полуобернувшись к зрителям).

Все изгадили даже блевотина костей

(Снимает сапоги уходит).

Путешественник.

Я буду ездить по всем векам, я был в 35-м там сила без насилий и бунтовщики воюют с солнцем и хоть нет там счастья но все смотрят счастливыми и бессмертными… Неудивительно что я весь в пыли и поперечный …Призрачное царство… Я буду ездить по всем векам хоть и потерял две корзины пока не найду себе места.

(Некий злонамеренный подползает и слушает).

В афибе мне мало в подземном темно… Светил… Но я все изъездил (к зрителям): Пахнет дождевым провалом

Глаза лунатиков обросли чаем и моргают на небоскребы и на винтовых лестницах поместились торговки… Верблюды фабрик уже угрожают жареным салом а я не проехал еще и одной стороны. Что то ждет на станции.

Не больше не меньше

Как резать пугатей

Держите держите

Пуляй пилюля

Волчка

О я смел закопчу путь свой и следа не оставлю… Новое…

(Некий злонамеренный).

Ты что ж неужели в самом деле полетишь?

Путешественник.

А что ж? Что колеса мои не найдут своих гвоздей?

(Некий стреляет, Путешественник укачивает кричит).

Гаризон! Лови сною

Cпные… З. З. З! -

(Тогда злонамеренный ложится и покрывает себя ружьем).

Хотя я и не застрелился - из застенчивости -

Но памятник себе поставил - тоже не глуп!

Мне первому памятник - замечательно!..

Двойка черная правит прямо на меня.

(Показывается будетлянский пулемет останавливается у телеграфного столба).

Ох жалоба! Что значит вид что поставил вразсплох своего врага - задумался.

Я без продолжения и подражания

(Входит забияка, разгуливает и поет)

Сарча саранча

Пик пить

Пить пик

Не оставляй оружия к обеду за обедом

Ни за гречневой кашей

Не срежешь? Взапуски

(Некий нападает, стреляет молча несколько раз из ружья).

Ха-ха-ха! Неприятели, что вы устали или не узнаете?

Враги наступайте из решеток щелей вызьшайте меня на поединок. Я сам сломал свое горло, обращусь в порох, вату, крючок и петлю… Или вы думаете крючок сласнее ваты?

/ Творчество / Победа над Солнцем

«Победа над Солнцем» - апокалиптическая победа над пережитками

«Победа над Солнцем» - футуристический спектакль-опера поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. Это, пожалуй, одна из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX столетия. Идея создать оперу появилась на «Первом всероссийском съезде футуристов» в середине июля 1913 года на даче Михаила Матюшина. На съезде присутствовали лишь трое: Малевич, Матюшин и Кручёных.

Футуристы решили создать театр «Будетлянин», чтобы перевернуть традиционное представление о театре. Постановка «Победы над Солнцем» должна была стать произведением алогизма слова, музыки и изображения. В основу названия оперы положена аллегория затмения. В отличие от наших предков, которые считали затмение плохим знаком, авторы видели в нем триумф нового мира, победу техники и науки над природой, торжество разума над стихией.

«Победа над Солнцем» рассказывает о группе «будетлян», которая отправилась завоевывать Солнце.

Всего две репетиции - и спектакль увидел мир. Премьера состоялась 3 декабря 1913 года в помещении Петербуржского театра «Луна-парк» на нынешней улице Декабристов.

Среди исполнителей оперы было всего два профессиональных певца, остальные - актеры-любители или студенты. В постановке использовался один-единственный инструмент - расстроенное фортепиано.

Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Тут впервые и появился черный квадрат, но пока в качестве декоративного элемента (1-е действие, 5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.

Эскизы костюмов

Декорации построены так, будто действие происходит внутри куба. Хотя грани не позволяют выйти за его пределы, Малевичу удалось создать ощущение глубины.

В либретто широко применялся заумный язык - литературный прием, в котором частично или полностью отсутствуют естественные конструкции языка. Музыка выбивалась за рамки привычной: ей свойственны хроматика и диссонанс. Оформление сцены и костюмов - карикатурное, качества персонажей гиперболизированы.

У вас есть возможность оценить это необычное зрелище лично: в фильме «Казимир Малевич» представлено несколько отрывков.

Весной 1915 года по просьбе Михаила Матюшина Малевич подготовил эскизы декораций для брошюры о футуристической опере. 8 июня 1915 года, работая над этюдами, художника осенило: он закрашивает абстрактные фигуры и накладывает поверх черный квадрат. Позже, в своем письме Матюшину, Казимир Северинович называет черный квадрат первоосновой всего, зародышем всех возможностей.

Последующие постановки

В 1920 году «УНОВИС» содействовал постановке спектакля в Витебске. До 1980-х оперу больше не ставили. Только в 1983 году спектакль реконструировала Западно-Берлинская академия искусств совместно с Калифорнийским институтом искусств (Лос-Анджелес).

В 1988 году, благодаря режиссеру Галине Губановой и Театру-студии Ленинградского Дворца молодежи, спектакль «Победа над Солнцем» появился на отечественных театральных подмостках с некоторыми изменениями в музыке, стихах и костюмах.

В 1997 году свою трактовку предложил Российский академический молодежный театр (РАМТ). Музыку к новой постановке создал Стефан Андрусенко, а костюмы и оформление обновили Настя Кислицина и Анна Колейчук.

Спектакль неоднократно ставили за рубежом: в 1993 году в Вене, в 1999-м и 2009-м - в Лондоне. В последнем случае критики отметили, что музыка уже не шокирует современную публику: зрители восприняли ее как необычный саундтрек, но не были шокированы, как в 20-х годах.