Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.

Николай Яковлевич Бут — народный художник России и Украины, снискавший особое уважение у керчан. Благодаря ему, многие поколения по его картинам могут увидеть те страшные события, которые происходили в печально известном .

Николай Яковлевич родился на Украине в небольшом хуторе Погожа Криница в Сумской области в 1928 году. В 1934 году семья Бут переехала в Таганрог, где и встретили Вторую Мировую войну. Оккупацию фашистов и ужасы войны Николай переживал там же. К 13-14 годам в нем проснулась тяга к художеству. Возможно на него оказала сильное влияние война, он предпочитал создавать произведения на тему исторических баталий. После окончания Второй мировой Бут поступил в Ростовское художественной училище, где написал свой первый триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.»

После Ростова переехал в Харьков, где продолжил обучение в художественном институте. Кроме живописи, Николай Яковлевич увлекался актерским искусством, почему в итоге он выбрал труд художника Николай ответить не смог. Выпускаясь из института, Бут представил в качестве дипломной работы холст, посвященный защитникам Брестской крепости. Полотно так поразило комиссию, что его рекомендовали на выставку «40 лет Вооруженный Сил СССР».

После этой выставки перед Николаем открылись двери Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Как раз в этот период художники студии искали новые способы передать события войны на холсте, как один из примеров новых художественных решений использовали Бородинское сражение глазами Ф.И.Рубо, и другие его творческие поиски.

В 60-х гг. Бут был среди тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва». Но одной из тем полотен Бута на протяжении долгих лет стала тема Аджимушкая. После войны события, произошедшие на Керченском полуострове, в Аджимушкайских каменоломнях были под запретом цензуры, а сам Аджимушкай считался позором Советской Армии, «партизанщиной». Но постепенно историческая правда обнажалась и приходило справедливое осмысление тех событий.

В 1960 году Николай Бут впервые побывал в Аджимушкае. В каменоломнях художнику пришло желание написать картину о жертвах войны, но в итоге одна работа, как задумывал автор превратилась в цикл художественных произведений, множество эскизов, зарисовок. Тема Аджимушкая так задела Бута, что он создал целый ряд полотен с емким названием «Аджимушкай. 1942 год.»

Картины из этой серии успешно выставлялись на художественных выставках в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда выставка приехала в Керчь ей выделили помещение на втором этаже церкви, здание которой тогда принадлежало Керченскому историко-археологическому .

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017

Н. Бут. Солдаты подземного гарнизона.
Аджимушкайские каменоломни – один из самых значительных памятников боевой
славы города – героя Керчь. Самой яркой страницей в истории Аджимушкая стало
сопротивление легендарных подземных гарнизонов Центральных и Малых
Аджимушкайских каменоломен в мае – октябре 1942 года. Бойцы и командиры
Красной Армии в это время проявили стойкость и героизм, продемонстрировали
величайшие моральные качества, верность воинской присяге и преданность своей
Родине.
В мае 1942 года гитлеровцы начали наступательные действия на Акномайском
перешейке. Непрерывные атаки немецких танков, бомбёжки с воздуха вынудили
Крымский фронт отступать. На переправе в Тамань скопилось много подразделений
войск. Так, часть войск фронта закрепилась у Аджимушкайских каменоломен, чтобы
сдержать натиск врага. Немцам удалось окружить отряд, несколько тысяч бойцов и
командиров. Они приняли решение уйти в каменоломни, чтобы продолжать бороться.
Руководители обороны – командир – подполковник П. М. Ягунов, а после его смерти –

подполковник Г. М. Бурмин, начальник штаба – старший лейтинант П. Е. Сидоров,
старший батальонный комиссар И. П. Парахин и подземный гарнизон в 10000 бойцов с
5000 мирных жителей.
Подземные каменоломни стали сражающейся крепостью на 170 дней и ночей без воды,
еды и боеприпасов. Выполняя свой воинский долг, они сражались, выполняя смелые
операции, нанося врагу существенные потери.
Фашисты блокировали выходы, взрывали своды подземелья, закачивали смертоносный
газ, но сломить сопротивление подземных гарнизонов не могли. В живых осталось
немногим более 200 человек.
Закончилась война. Прошли года. Постепенно начался активный поиск и исследование
этого подвига. Этой страницы Великой Отечественной войны.
Народный художник России и Украины Николай Яковлевич Бут в Керчь приехал в
1960 году. Человек он был военный, в звании – майор. Благодаря его неиссякаемой
энергии и таланта художника – баталиста, сегодня новое поколение керчан могут
увидеть в его полотнах те страшные события ВОВ.
Николай Яковлевич родился на Украине в хуторе Погожа Криница Сумской области в
1928 году. В 1934 году его семья переехала в Таганрог. Семилетним мальчиком он
встретил войну с её ужасами и морем слёз. Таганрог был оккупирован.
Утром 17 октября 1941 года в Таганрог вошли германские войска. Зазвучала чужая
речь, началась «новая» жизни с ещё более страшными последствиями. Расстрелы
мирного населения, патриотов, женщин и детей. Была введена трудовая повинность с
14 лет. Раненых красноармейцев отправили в лагерь. К морю спускаться было
запрещено, а с весны 1942 года началась массовая компания вывоза населения в
Германию…
Наконец наступил конец 680 дневной оккупации. Этот кошмар ярким пятном врезался
в память Николки Бута. В « Балке смерти» погибло много его родственников и
знакомых. Так он выработал свойство своего характера – быть достойным человеком.
К 13 – 14 годам в нём проснулась тяга к художеству. Его интересовала история и он
стал рисовать исторические баталии. Читал исторические романы и рисовал, рисовал…
Война закончилась. С ворохом своих зарисовок карандашом, какой попадался под руку
и предстал Николай Бут перед комиссией для поступления в Ростовское
художественное училище. Тогда уже он нарисовал свой первый триптих « Борьба
украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654гг». Такого емкого
восприятия действительности комиссии ещё не приходилось встретить. Николай Бут
был принят на учёбу. Затем, в Харькове, Николай Яковлевич закончил
Художественный институт и увлёкся актёрским искусством…

На его счету была бурная студенческая жизнь с участием в художественной
самодеятельности вуза. Со сцены он великолепно читал отрывок из поэмы Т. Г.
Шевченко « Гайдамаки», Н. В. Гоголя « Тарас Бульба». Первые места были его.
Увлечение было таким сильным, что он одновременно являлся студентом двух вузов –
театрального, ГИТИСа. А Суриковский институт всё же победил! Дипломная работа
требовала готовности к защите. « Брестская крепость» ­ взяла и оставила его в
художниках. Молодой художник выставлял эту картину в Москве к « 40лет
Вооружённым Силам СССР» и был приглашён в Студию военных художников и до
конца жизни не снимал военный мундир.
Сердце Николая Яковлевича Бута коснулось Аджимушкая только в 1960 году. Он был
уже маститым художником, имел большое количество выставок в Москве, Одессе,
Донецке, Севастополе. Первая выставка, как художника, состоялась в Керчи и была
организована в церкви на втором этаже при храме А. Невского. А с 1968 года Николай
Яковлевич постоянно приписался в городе Керчь. С 1985 года (в День Победы) его
экспозиция выставлена постоянно в Картинной галерее на Театральной улице. Эта
экспозиция называется кратко, но ёмко: « Аджимушкай. 1942год.»
Николай Яковлевич Бут написал об Аджимушкае более 150 работ и оставил нам
неоценимый памятник героям Аджимушкая. На протяжении долгих лет Н. Я. Бут
трудился над этой темой. Хотел написать одно полотно, а получился цикл
художественных произведений. Приходилось работать под запретом об этих событиях
войны, виной были бездарные действия командиров верхнего эшелона власти того
времени. Прошли десятилетия пока историческая правда была переосмыслена в
положительном ракурсе.
Николай Яковлевич Бут сам спускался в каменоломни с фонариком и факелами, чтобы
ощутить этот массовый героизм солдат и командиров. И вот, они стоят во весь рост на
его полотнах, размеры которых так велики…

Николай Яковлевич Бут
Дата рождения 21 апреля (1928-04-21 )
Место рождения хутор Погожа Криница , Роменский округ , Украинская ССР , СССР
Дата смерти 17 ноября (1989-11-17 ) (61 год)
Место смерти
  • Москва , РСФСР , СССР
Страна
Жанр батальный
Учёба
  • Ростовский художественный техникум им. М. Б. Грекова
Стиль социалистический реализм
Награды
Звания
Премии

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооружённых Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте

Биография Виктора Бута, в прошлом офицера ВВС, вдохновила голливудских деятелей на создание фильма, в результате за ним закрепилось грозное прозвище - торговец смертью.

Арест и экстрадиция

В 2010 г. Виктор Бут (фото представлено далее в статье) был экстрадирован в США из Таиланда после точечной операции агентства по борьбе с наркотиками США. Сотрудники DEA выдали себя за покупателей, представляющих FARC - вооруженные силы колумбийских революционеров. Соединенными Штатами эта группа классифицируется как террористическая организация.

Бут утверждал, что он просто предприниматель, занимающийся законными международными транспортными перевозками, ошибочно обвиненный в попытке вооружить южноамериканских повстанцев и ставший жертвой американских политических махинаций.

Но в Нью-Йорке не поверил в его историю.

Кто такой Виктор Бут на самом деле?

В апреле 2012 г. его приговорили к 25 годам заключения после признания виновным в заговоре с целью убийства госслужащих и граждан США, в поставках зенитных ракет и в пособничестве террористической организации.

В процессе трехнедельного судебного заседания было заявлено, что Бут знал о том, что оружие будет использоваться для убийства американских пилотов, сотрудничающих с колумбийскими властями. На это он ответил, что враг у них один.

Гражданин России Виктор Бут (фото приведено в статье) начал свою бизнес-карьеру в сфере воздушного транспорта после развала СССР в 1991 году.

Согласно книге 2007 года «Торговец смертью», написанной экспертами по безопасности Дугласом Фарахом и Стивеном Брауном, Бут построил свой бизнес, используя военные самолеты, оставшиеся на аэродромах распадающейся советской империи.

Прочные «Антоновы» и «Ильюшины» продавались вместе с экипажами и идеально подходили для доставки товаров, так как могли использовать ухабистые взлетно-посадочные полосы стран, в которых велись военные действия.

Виктор Анатольевич Бут: биография

Бут родился в советском Таджикистане предположительно 13.01.1967, хотя точная дата и место его рождения неизвестны. Например, разведка ЮАР приписывает ему украинское происхождение.

После службы в Советской армии он окончил Военный институт иностранных языков. На персональном сайте владельца авиакомпании утверждается, что он работал военным переводчиком и уволился из Вооруженных Сил в звании подполковника. Но биография Виктора Бута не так однозначна. Согласно другим источникам, он дослужился до звания майора ГРУ и в 80-х годах прошлого века участвовал в советских военных операциях в Анголе.

Вопреки международным санкциям, через ряд подставных компаний он начал поставлять оружие в разрушенные войной регионы Африки.

Обвинения ООН

Виктор Бут, биография которого тесно связана с бывшим руководителем Либерии Чарльзом Тейлором, совершившим военные преступления, был обвинен Организацией Объединенных Наций. Согласно заявлениям ООН, он являлся бизнесменом, продавцом и перевозчиком минералов и оружия, поддерживавшим режим Тейлора с целью дестабилизации Сьерра-Леоне и незаконного получения алмазов.

По сообщениям ближневосточных СМИ, он поставлял оружие для "Талибана" и "Аль-Каиды".

Бут также был обвинен в вооружении обеих сторон гражданского конфликта в Анголе и продажах оружия полевым командирам и правительствам от Центральноафриканской Республики и Демократической Республики Конго до Судана и Ливии.

В бегах

Сам Бут категорически отрицал свою связь с талибами и "Аль-Каидой". Однако он признал, что в середине 1990-х в Афганистан оружие перевозил, утверждая, что оно использовалось командирами для борьбы против талибов.

Также он утверждал, что помог французскому правительству перевозить грузы в Руанду после геноцида, а также транспортировал миротворцев ООН.

Но правоохранительные органы преследовали его на протяжении 2000-х годов.

В 2002-м, когда власти выдали ордер на его арест, Виктор был вынужден покинуть свой дом в Бельгии.

Под разными псевдонимами Бут путешествовал через Объединенные Арабские Эмираты и ЮАР и снова объявился в России в 2003 году.

В том же году британский министр иностранных дел Питер Хейн придумал ему известное прозвище. После прочтения отчета о Буте он сказал, что тот является ведущим торговцем смертью, основным посредником в поставках оружия из стран Восточной Европы - Молдовы, Украины и Болгарии - в Анголу и Либерию.

ООН назвала Бута центральной фигурой в паутине теневых торговцев оружием, алмазных брокеров и других разжигателей войн.

Уроки танго

На протяжении 2000-х годов США предпринимали шаги против Бута, заморозив его активы в 2006 году, но закон, по которому он мог быть привлечен к ответственности в Соединенных Штатах, отсутствовал.

Вместо этого американские агенты выждали до 2008 года, назвались покупателями от колумбийских повстанцев и были представлены торговцу смертью через одного из его бывших соратников. Вскоре после того, как сотрудники DEA обсудили с ним тайные поставки оружия, тайские власти произвели арест Бута и после длительного судебного разбирательства начали процесс экстрадиции в США.

Бут заявил, что действия Соединенных Штатов против него политически мотивированные, а его жена сказала, что единственная связь ее мужа с Колумбией - это уроки танго.

Российские власти поддержали торговца смертью. Министр иностранных дел пообещал бороться за его возвращение в Россию, назвав решение таиландского суда «несправедливым и политическим».

В финале фильма 2005 года «Повелитель войны», в сценарии которого использована биография Виктора Бута, антигерой ускользает от правосудия. Но в жизни «хэппи энд» ускользнул от оружейного барона.

Приговор

02.11.11 торговец смертью был признан виновным, а 05.04.12 его приговорили к минимальному сроку - 25-летнему тюремному заключению - по обвинениям в заговоре с целью продажи оружия террористическим группам. Обвинители требовали пожизненного лишения свободы, аргументируя это тем, что незаконный оборот оружия Бута разжигал конфликты во всем мире.

В ответ российские власти в 2013 году внесли граждан США, расследовавших дело Виктора Бута и наркоторговца в список лиц, которым запрещен въезд в РФ. В их число вошли: бывший федеральный прокурор Майкл Гарсиа, его заместители Анджан Сахни, Брендан Макгвайр, Кристиан Эверделл, Дженна Дэбс, судья Джед Ракофф и следователи Майкл Розензафт и Кристофер Лавин.

Биография Виктора Бута описана в книге Дугласа Фара и Стивена Брауна «Торговец смертью: деньги, оружие, самолеты и организатор войн» (2007). Но там нет слов, которые торговец смертью сказал журналисту "Нью-Йоркера": "Они постараются засадить меня на всю жизнь. Но я вернусь в Россию. Не знаю, когда. Но я еще молод. Ваша империя рухнет, и я отсюда выберусь".