Через лингвистическую сказку – к грамотности и творчеству

«Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», - писал К.Д.Ушинский.

Нужно признать, что это так. Используя на уроках занимательные тексты, игры, задания, учитель расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает языковое чутьё и поддерживает интерес к предмету.

На мой взгляд, эмоциональность и занимательность на уроке - составные части успешной работы учителя-словесника. Это достигается с помощью свежих, порой неожиданных учебных ситуаций, не успевших стать для детей привычными, стандартными, скучными.

Прекрасно, если учитель владеет разнообразными приёмами образной подачи учебного материала.

«Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо», -писал Д. Родари в книге «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй» (М.,1978,с.30). Скучно и утомительно механически зубрить правила грамматики, но те же правила можно усвоить намного легче, если они будут раскрываться в процессе игровой ситуации на уроке, например, во вре¬мя прослушивания лингвистической сказки.

За время работы я написала цикл лингвистических сказок для учащихся пятых- шестых классов, применение которых имело прекрасные результаты. В седьмых- восьмых классов использовала их для повторения, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности. Герои этих сказок - части речи, морфемы, знаки препинания - помогают детям усваивать учебный материал, вызывая у них живой интерес к русскому языку.

Результатом применения этих сказок стало не только повышение грамотности учащихся, но и развитие творческой активности: у детей возникло желание самим писать сказки на лингвистическую тему и, в конечном счёте, желание творить. А это, на мой взгляд, ещё более важно.

Кроме того, когда ученик видит пример творческого отношения к делу своих наставников, он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.

Многие ученики стали писать рассказы, стихи, а некоторые из них - печататься на страницах уфимских газет («Вечерняя Уфа », «Истоки» и других).

Познание нового, развитие творческих сил приносит учащимся истинную радость, «учение с увлечением».

Т. Г. Колесникова, учитель русского языка и литературы.

Лингвистические сказки

1.БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

2.СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

(Самостоятельные и служебные части речи)

3.СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

4.Передача «Час пик» - 5 класс- (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)

5 «СЛОВА-ФОКУСНИКИ» (6 класс) (РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»)

8. ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Гласные «Ы – И» после приставок)

1. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

Жили-были в языке гласные звуки и согласные. Жили дружно. Гласные любили петь. Но больше всех любили петь «о» и «е». А согласные звуки посмеивались над певцами, хотя втайне жалели, что самим им петь не дано природой. Стали «о» и «е» обижаться на своих братьев -- согласных. И однажды решили убежать вдвоем, чтобы никто им не мешал попеть вволю.

А в это время существительное «сон» проснулось и, как всегда, по утрам, решило немного размяться, измениться по падежам. Но что такое? В родительном падеже гласный «о» пропал: «сна». Существительное стало склоняться дальше и обнаружило отсутствие «о» и в дательном, и в творительном, и в предложном падежах. А просклонявшись, отправилось к существительному «день» рассказать о своей беде.

Существительное «день» выслушало взволнованное слово и ответило:

А я ругаю свой гласный «е», а оказывается, он не один такой. Значит, они сбежали вместе! Я ведь тоже склонялось без «е».

Ах, они, беглые, -возмущенно воскликнуло слово «сон». - Теперь мы их так и будем называть!

А гласные «о» и «е» до сих пор убегают из слов, оставляя вместо себя нуль звука.

А название «беглые» закрепились за ними постоянно.

2. СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»

Что, хотите новую сказку? Ну так слушайте...

Эта невероятная история произошла в нашей школе, а еще точнее, в нашем кабинете.

Как-то раз, проводив ребят в столовую, я вернулась в класс, села за стол, нужно было проверить две оставшиеся тетради. В классе было тихо, только было слышно, как за окном завывает ветер...

Вдруг рядом, совсем рядом я услышала странные звуки и даже вздрогнула, догадавшись, что звуки исходили из учебника русского языка. Я прислушалась...

Нет, вы только подумайте, - пищал чей-то голос, -- я, всем известное Имя Существительное, должно жить рядом с какой-то мелочью в нашем королевстве Частей речи! Я обозначаю предметы, отвечаю на вопросы «кто?», «что?», могу изменяться по падежам, отношусь к одному из трех склонений. Даже в предложении я могу быть главным членом! Вот какая я замечательная часть речи! А что делают эти бездельники?

Интересно, о ком идет речь? - подумала я, но тут же услышала:

Я полностью согласно с Вами, уважаемое Существительное. Ведь я согласуюсь с Вами во всем: в роде, в числе, в падеже!

Я, Имя Прилагательное, тоже считаю, что эти бездельники - предлоги, союзы, частицы- не имеют права называться частями речи!

О чем идет разговор, уважаемые коллеги? Вы чем-то взволнованы?

Здравствуйте, уважаемый Глагол! Вот мы с Прилагательным считаем, что мы - очень важные части речи. Без нас просто невозможно обойтись. Или взять, к примеру, Вас! Вы обозначаете действие предмета, работаете в поте лица, даже имеете свои особые формы - причастие и деепричастие, а какие-то там букашки, которых не сразу и разглядишь, тоже носят звание частей речи. И как Вы к этому относитесь?

Да... -протянул Глагол, -хорошо, что нас не слышат сейчас эти «букашки», как Вы изволили выразиться. И не вздумайте им сказать об этом, а не то не миновать нам всем большой беды.

Беды? - хором удивленно протянули Существительное и Прилагательное.

Да, беды, -твердо сказал Глагол. Ведь если бы не они, как бы мы построили предложение? Ну, скажем, из таких слов: «ребята», «выбежать», «школа», «спортивная», «площадка», Ведь без предлогов «из» и «на» нам здесь не обойтись! На то они и называются «служебные части речи», и, действительно, они нам служат верой и правдой, пусть даже не являясь членами предложения. А вы неблагодарные, возомнили о себе, некрасиво нос задирать!

Нам стыдно, -совсем тихо раздались голоса. - У нас к Вам есть просьба, Глагол. Не говорите об этом разговоре другим самостоятельным частям речи: Местоимению, Наречию, Числительному. А не то они нас засмеют.

В это время в класс вбежали ребята, стало шумно, и я больше ничего не смогла разобрать.

Вот какая история произошла недавно. Хотите - верьте, хотите - нет.

3. СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(Тема: ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

Ну что это за буквы-спорщики?!- воскликнул Восклицательный знак, король сказочного государства Правописания. - Всегда вы спорите, всегда

приходите ко мне, чтобы я вас рассудил! Ну что у вас там опять?

О! - воскликнула буква «о» ,явно, чтобы понравиться. - Ваше Величество! Рассудите! Что Вы слышите после звука [ш]в слове «шёпот»?!

Слышу я звук [о].

Вы действительно самый мудрый! Вот и я говорю, что писать надо «о», а эта «ё» спорит и не пускает меня в слово! - И буква «о» захныкала...

Подожди-подожди, - торопливо заговорил Восклицательный знак, - но ведь ты спросила меня о том, что я слышу? А это еще совсем ничего не значит. Слышать можно одно, а писать -совсем другое. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим [п] но это еще ничего не значит...

Вы действительно мудрее всех! - обрадовалась буква «ё», в то время как «о» сникла. Эта «о» лезет, куда не нужно. Ведь существуют законы в нашем государстве, в конце-то концов. Не так ли?

А законы необходимо строго выполнять! - Заметил Восклицательный знак. - Я напомню тебе этот закон, слушай:

В корнях слов после шипящих под ударением пишется «ё», а не «о»!

Посмотри на эти слова: «жёлудь», «шёпот», «пчёлы», «шёлк»... Во всех этих словах в корне, заметь, в корне пишется буква «ё». Но ты не огорчайся, буква «о», в других частях слова ты нам еще понадобишься, а сейчас извини!

Но буква «о» была такая упрямая и капризная, что Вопросительный знак, стоявший рядом с главой государства и не переносивший женских слёз, вдруг предложил шёпотом королю:

Ваше Величество! Она от нас не отвяжется, это точно. Давайте ей сделаем хоть одно исключение, пусть она успокоится и идет восвояси!

Такое предложение пришлось королю по душе.

Хорошо! - воскликнул он радостно. -Пусть все сегодня останутся довольны! Я дарю тебе место в данной орфограмме, но только в нескольких словах!

Тут король задумался и после небольшой паузы произнес:

Крыжовник, шорох, шов, капюшон, жор, трещотка, трущоба.

Такова моя воля!

О, спасибо, Ваше Величество, --захлопала в ладоши буква «о», - Вы, как всегда, справедливы!

Вот так и закончилась эта история. Буква «о» прочно осталась в словах-исключениях.

Но осталось загадкой то, почему именно эти слова назвал король.

Разгадать ее можно, путешествуя по другой области русского языка «Этимологии». Но это уже другая сказка...

4 . Телевизионная передача «ЧАС ПИК» (5 класс)

(Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)

Ох уж эти вечера! Придя из школы, так много хочется успеть сделать, а на самом деле удается значительно меньше.

Так было и вчера. Придя домой, я решила выпить чашечку кофе и немного отдохнуть. Включила телевизор. Начиналась очередная передача «Час пик».

«Интересно, у кого сегодня будут брать интервью?» - подумала я и поудобней устроилась в кресле.

Вдруг комната стала наполняться каким-то туманом, но меня это почему-то совсем не удивило. Я с интересом ждала начала передачи.

Сегодня, - начал ведущий, - мы беседуем с одной из самостоятельных частей речи -Именем Существительным. Я надеюсь, что Вы расскажете о себе и о дружной семье Имён Существительных, ответите на вопросы наших телезрителей.

В кресле рядом с ведущим сидело Имя Существительное, маленькое существо, похожее на человечка.

Я Вам благодарно, - сказало оно, - за то, что Вы пригласили меня в студию. Учителя в школах так часто рассказывают детям о нас, Именах Существительных, а сегодня они узнают обо мне с телеэкрана.

Немного о нас. Мы, Имена Существительные, обозначаем предметы и отвечаем на вопросы «кто?», «что?».

Ведущий спросил:

А по каким морфологическим признакам мы можем вас узнать?

Спасибо за хороший вопрос. У нас есть постоянные и непостоянные признаки. Например, категория рода -признак постоянный. Каждый из нас относится к одному из 3-х родов - мужскому, женскому или среднему. Но среди нас есть и существительные общего рода: «плакса», «соня», «умница» и другие.

Это ваш единственный признак? - спросил ведущий.

Конечно, нет! Склонение - это тоже постоянный признак. Дети прекрасно помнят, какие имена существительные относятся к первому, а какие - ко второму и третьему склонению. Но среди нас есть несклоняемые имена существительные и разносклоняемые. Мы можем быть одушевленными, если отвечаем на вопрос «кто?», и неодушевленными, если отвечаем на вопрос «что?», собственными или нарицательными.

А ваше непостоянство? В чем оно выражается?

Вы хотите спросить о наших непостоянных признаках? Эти признаки - число и падеж.

Спасибо. А теперь вопросы наших телезрителей. Пожалуйста, первый звонок.

Здравствуйте! Вас беспокоит Наречие, неизменяемая часть речи. А чем вы занимаетесь, работая в предложении?

Нам приходится выполнять разные роли в предложении. Практически мы можем быть любыми членами предложения, хотя, конечно, чаще подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Еще вопрос! -попросил ведущий.

Здравствуйте! Я - Имя Прилагательное. Скорее, у меня не вопрос, а реплика. Я хочу поблагодарить Имя Существительное. Если в предложении нужно определить мой род, число или падеж, то ищут то существительное, к которому я отношусь, и сразу становится все ясно обо мне. Спасибо!

В это время ведущий улыбнулся и сказал:

Спасибо, Имя Существительное, что Вы пришли к нам в студию. Сегодня был «Час пик» для одной из самостоятельных частей речи -Имени Существительного.

Вдруг я проснулась.

Передо мной стояла остывшая чашечка кофе, а по телевизору уже шла другая передача.

5. СЛОВА-ФОКУСНИКИ (6 класс)

(Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

Вы думаете, что конкурс «Алло, мы ищем таланты!» может проходить только среди нас, людей? Ничего подобного! Сейчас вы услышите историю, подтверждающую эти слова. Вы уже знаете, что в государстве Морфологии живут части речи: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, союзы, предлоги, частицы. Живут и междометия особой группой.

И вот однажды среди частей речи был объявлен конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Все переполошились. Каждая часть речи устроила свое собрание, чтобы решить, кто же будет выступать. Хотите, мы побываем на одном из них?

Кажется, мы попали к именам существительным.

Надо быть оригинальнее! Опять песни, танцы. Это будет у всех. Вот бы фокусы показать...

Ну ты скажешь... Фокусы... Кто же их покажет? И какие могут быть фокусы у нас, имен существительных?

А вот ошибаешься. Я, имя существительное мужского рода «путь», покажу вместе с десятью моими друзьями такой фокус. Внимание! Смотрите! Я приглашаю существительные среднего рода, у которых две последние буквы образуют слог -мя.

Вмиг вышли из зала существительные: 1) бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя.

Сейчас мы будем склоняться!

Тоже мне фокус, - хихикнули существительные 3 склонения. - Всем известны ваши окончания. Вы ведь существительные среднего и мужского рода, значит, в предложном падеже будете иметь окончание -е. Знаем мы ваши фокусы-покусы.

Вы так думаете? - спросило существительное «путь». - Вы в этом уверены? Смотрите!

Все открыли рты.

Вместо ожидаемых окончаний все увидели окончания существительных 3-го склонения -и в родительном, и в дательном, и в предложном падежах!

И, кроме того, как по волшебству, появились у каждого слова (из 10 слов среднего рода) суффикс -ен-

времени,

знамени,

имени,

пламени и т.д.

Значит, вы отказываетесь от нас и не хотите с нами иметь ничего общего? - обиделись существительные 2-го склонения.

Нет, мы можем изменяться, как и вы в творительном падеже, смотрите. И все увидели такие же окончания -ем, -ем, как и у существительных 2 склонения.

Браво!

Молодцы! - кричали все.

Чудеса продолжались. Слова «семя» и «стремя» выбежали вперед, и все увидели, что в родительном падеже множественного числа появился суффикс -ян-:

семян

Браво! - вновь закричали все. На собрании было решено отправить эту группу слов на конкурс.

Жюри по достоинству оценило умение этих имен существительных склоняться по-разному: то как существительные 3 склонения, то 2 склонения и присвоило им титул «Разносклоняемые имена существительные».

Вот такая история.

Запомним имена этих существительных:

    бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя и 11) путь.

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

(Тема: БУКВЫ «О» И «А» В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ -ЛАГ- И -ЛОЖ-)

Жили-были два корня, два родственника -лаг- и -лож-. Дружно чередовались они в словах и любили, когда вспоминали о них, писали слова с этими корнями.

Однажды они оказались на уроке, где речь шла о чередовании корней -лаг- и -лож-.

Ребята, кто не понял новую тему? - спросила учительница.

Это был Вася Колокольчиков, ученик 5 класса «В».

Не надо отчаиваться, - сказала Анна Яковлевна. -Выучи правило, выполни упражнение, а завтра поговорим.

Ладно, - ответил Вася, - я попробую.

Прозвенел звонок, класс опустел.

Да, дела... -сказал корень -лаг-. - Надо помочь человеку!

А как? - удивился корень -лож-.

Пока не знаю. Давай вместе подумаем!

Ну неужели он не видит, что после корня -лаг- стоит суффикс -а-, а после -лож- этого суффикса нет!

Постой! Я, кажется, придумал! - сказал корень -лаг-. -Мы нарисуем ему гуся, запечатаем в конверт и пошлем.

А причем тут гусь? - не понял корень -лож-.

Рядом с гусем мы напишем мой корень -лаг-, а после суффикс -а-. Если подчеркнуть этот суффикс вместе с последней буквой моего корня «г», то получится то, что кричит гусь: «га». А рядом напишем правило в виде стихотворения:

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Лаг- пишите перед -а-!

Ты меня, конечно, извини, - пробормотал корень -лож-, но стихами это назвать трудно.

Ну и что! - не унимался корень -лаг-. Зато Вася запомнит, как мы пишемся!

Сомневаюсь, что запомнит.

Ну и сомневайся, а я сажусь писать письмо. Я не могу допустить, чтобы Вася не понял урок!

Пришлось корню -лож- согласиться. Они нарисовали гуся, а рядом написали:

Вася, посмотри сюда!

Лаг- напишем перед -а-.

Лож- не любит суффикс -а-.

Правильно пиши слова!

На следующий день учительница вызвала Васю к доске. Слова с этими корнями мальчик написал отлично.

Молодец! - похвалила его Анна Яковлевна.

Вася улыбнулся. В кармане его пиджака лежало письмо, полученное вчера.

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Тема: «Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»»)

В некотором царстве-государстве, именуемом Словообразованием, существовал некогда город Приставок. Жили в нем, как вы сами понимаете, приставки. Жили дружно. Частенько ездили в город Суффиксов к своим друзьям. Очень гордились приставки тем, что с их помощью образовывались новые слова. Приедет, например, глагол «говорить» и тут же приобретет себе новых родственников:

переговорить, выговорить, заговорить, уговорить, подговорить, договорить, наговорить....

И все было бы хорошо, если бы не взбунтовались приставки, которые оканчивались на согласные «з» и «с». В этой компании были такие приставки-подружки, как:

раз-, рас-, без-, бес-, вз-, вс-, из-, ис-.

Не хотим помогать, кому попало - сказали они, -уж очень много работы, отдохнуть некогда. Давайте так договоримся: если корень слова будет начинаться со звонкого согласного, то на работу пойдет приставка, оканчивающаяся на «-з». А если корень слова будет начинаться с глухого согласного, то на работу выйдет приставка, оканчивающаяся на «-с».

Не успели ленивые приставки заключить этот договор, как перед ними появилось слово

«будить».

Пожалуйста, помогите, -попросило оно, а то многие проспят сегодня в школу!

Так... -протянула приставка «раз-», - в слове «будить» первый звук [б], он звонкий, значит, мне помогать. Ну-ка, подвинься, - сказала приставка слову, - и вмиг появился глагол «разбудить».

Но приставки, которые не оканчивались на «з» и «с», были против такой постановки вопроса и не изменили своему решению помогать всем.

8 . ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Тема: «Гласные Ы – И после приставок»)

А вот послушайте еще одну историю, приключившуюся уже в известном нам городе Приставок.

Как-то в город на гастроли приехал фокусник -волшебник. Каждая приставка была приглашена на праздник, организованный по случаю приезда волшебника. В зале большого дворца не было свободных мест. Все ждали чего-то необычного. И ожидания не были напрасными, вечер выдался на славу. Хотите, мы с вами побываем там? Итак, смотрите, мы уже в зале. Волшебник приглашает на сцену приставки, которые оканчиваются на согласный. Видите, на сцену выходят приставки: под-, над-, из-, без- и другие.

Волшебник окинул взглядом приставки и спросил:

Прошу вас, уважаемые приставки, внимательно посмотрите друг на друга, все ли вышли?

Нет, не все! -крикнул кто-то из зала. - Не хватает приставки «сверх-».

Ну вот, - огорченно сказал волшебник, - ведь всех вас я сегодня хотел одарить волшебными палочками. А что же теперь?

Но мы не виноваты, что приставка «сверх-» не пришла. Пожалуйста, милый волшебник, научи нас чему-нибудь.

Ну, хорошо,- согласился фокусник, - возьмите эти палочки. А сейчас я приглашаю слова, начинающиеся с буквы «и». Вмиг выбежало множество слов. Среди них были такие, как «идея», итог», «играть», «интересный» и много других, все они начинались с буквы «и».

Итак, -воскликнул волшебник, - приставка «сверх-» еще пожалеет, что не пришла на наш праздник. Волшебные палочки, которые получили приставки сейчас, смогут изменить буквы в словах, к которым вы будете присоединяться для образования новых слов. Смотрите!

К слову «интересный» подошла приставка «без-», держа волшебную палочку. И тут же все увидели, что буква «и» превратилась в букву «ы» --

«безынтересный».

И я тоже хочу попробовать! - сказала приставка «под-». Она коснулась своей палочкой слова «искать», и получилось слово «подыскать».

Тут волшебник сказал:

Я хочу напомнить вам три условия, которые вы должны знать:

Первое: палочка волшебна лишь в руках приставок, оканчивающихся на согласный звук.

Второе: палочка может изменять буквы лишь в словах, которые начинаются с буквы «и».

Третье: за то, что приставка «сверх-», которая тоже оканчивается на согласный звук, не пришла к нам, она лишается возможности изменять буквы!

Наверное, на этом празднике было еще много интересного, но нам пора возвращаться. А мы запомним правило:

После приставок на согласные пишется буква «ы», если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставки «сверх-» пишется буква «и».

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.

Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:

« Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!»

А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

ГАПОУ МОК им. Виктора Талалихина Проектная работа «Лингвистическая сказка на уроках русского языка»

Разработчик проекта:

ученица 6Г

класса Сабурова В.

Руководитель проекта:

учитель русского языка

и литературы

Нечаева О.А.

Москва, 2016



Введение.

Актуальность работы. Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая интерес к предмету. Учитель при этом всячески старается сохранить внимание и заинтересованность своих учеников: положительные эмоции при выполнении работы, как утверждают психологи, способствуют более успешному ее результату. Сделать правила русского языка интересными для учеников можно при помощи лингвистических сказок.


Цель данной работы: – выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи и творческих способностей учащихся; - создать в помощь учителю и учащимся электронный (печатный) сборник лингвистических сказок для уроков русского языка. Задачи : - раскрытие прикладного характера лингвистики; - развитие связной речи обучающихся; - формирование интереса к русскому языку; - развитие творческих способностей и логического мышления; - воспитание через обучение нравственных качеств личности.


Гипотеза проекта : Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и творческих способностей школьника. Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы; анкетирование учащихся 5- 7 классов школы; . Практическая значимость и научно-исследовательская перспективность работы в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы на уроках русского языка, на внеклассных занятиях, дополняться и расширяться. Созданный электронный (печатный) сборник лингвистических сказок будет полезен школьникам для лучшего усвоения и понимания правил русского языка, учителям русского языка и литературы для формирования коммуникативно- речевых умений учащихся, развития творческих способностей.


I. Понятие литературного термина «сказка»

  • Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда
  • ориентирована на вымысел.
  • Незнание сказок как один из
  • существенных недостатков
  • воспитания расценивал А.С
  • . Пушкин: «Слушаю сказки –
  • и вознаграждаю те недостатки
  • проклятого своего воспитания.
  • Что за прелесть эти сказки!
  • Каждая есть поэма!»

II. Особенности использования лингвистических сказок. В ходе опроса учащихся 5-7х классов нашей школы ребятам задавались следующие вопросы: 1)Как, на Ваш взгляд, легче усваивается новая тема на уроках русского языка- с использованием лингвистической сказки или без нее? 2)Что нравится Вам в лингвистической сказке? Связана ли она с фольклорной сказкой? 3) Создавали ли Вы когда-нибудь сами лингвистические сказки? Из каких частей такая сказка состоит? 4) Помните ли Вы те сказки и правила (темы), связанные с ними?5) Помогает ли Вам создание и слушание лингвистических сказок развивать свою устную и письменную речь? Ответы учащихся содержали в себе следующие основные моменты: Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка в нестандартной форме. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.



III. Этапы создания лингвистических сказок В процессе создания проекта ребятам предлагалось написать лингвистическую сказку самим. Все сказки обязательно должны были создаваться в рамках какой-либо темы курса «Русский язык». Заранее отмечалось, что сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться. Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради). Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций.. Лингвистические сказки по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда на уроке дается домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку.


В ходе работы над лингвистическими сказками у нас выработался определенный алгоритм того, как написать произведение данного жанра. 1.Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана. 2.Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии. 3.Подумай, какие герои будут действовать. 4.Подумай композицию, продумай сюжет. 5.Составь план. 6.Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию. 7.Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. 8.Отредактируй текст. 9.Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос. 10.Прорепетируй выступление. С целью демонстрации результатов работы в данном проекте мы представили наиболее удачные образцы работ учащихся 5- 7 классов.


IV. Лингвистические сказки (приложение) «Образование слов в русском языке» Жил был в стране Русский язык король Морфем. И было в этой стране всего лишь четыре жителя: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Раз позвал Морфем их и говорит: -Хорошая у нас страна! И название, и территория большая. Только, мало жителей… За неделю мы должны стать могущественной, сильной державой! - Только как? – спросило Окончание. - Есть у меня идея. – сказал король. – Завтра приходи, ты Корень, ну и пусть Суффикс тоже придёт. На первый день так и пришли Корень, Суффикс и Окончание прихватили. - Приступим! – сказал Морфем. Вот ты, Корень «-дом-». Иди-ка сюда, и ты – Суффикс «-ик-» тоже. Встаньте-ка вместе! – приказал король. – До-мик. Отличное слово! Так, все соединяемся! – сказал Морфем. Наконец к вечеру они образовали так много слов, что незамедлительно пришлось строить три города, в которых и разместились новые жители государства. На второй день позвал Морфем Приставку и Корень, ну и разумеется – Окончание.


А что, если Приставка встанет впереди Корня, а он уже за ней? – сказал король. – Например: пусть встанет приставка «-при-» перед Корнем «-город-». И получается слово… пригород! Отлично! И так они создали ещё очень много слов. Разместил Морфем их в три города. На третий день пришли все четыре первых жителя. - Попробуйте все сразу соединится! – предложил король. – Подснежник. А почему не подснегник? - Подснежник лучше звучит! – сказал Корень. - Действительно! – согласился Морфем. – Тогда все, работаем! Новых жителей поселили в другие три города (те города были и так переполнены). На четвёртый день позвал он жителей из второго города Глаголь. И сказал: - А давайте попробуем так: из вас уберём Суффикс, может что-то и получится! Так и случилось. Убрали из слова «ходить» Суффикс и вышло – ход. Новые слова поселили в городок Сущеглаголь. На пятый день призвал он основы и две гласных «о» и «е». Приказал Морфем соединить две основы и поставить между ними гласную, получилось: пылесос, самолёт…


На шестой день опять позвал король жителей, но уже не только из города Глаголь. Сказал: - А соединитесь просто, вместе. Вагон соединился с рестораном. Вышло: вагонресторан . - А вдруг они поссорятся! Надо поставить что-то между ними… - сказал Морфем. – О! Надо поставить дефис (-). Вагон-ресторан! На последний день Морфем позвал жителей из двух городов: Прилагатель и Существо. - Что ж. Подумаем.. - А можно мне переехать? – вдруг спросило прилагательное «больной». - Точно! Так же новые слова получаются! – радостно вскликнул король. – Конечно можно! Теперь прилагательное стало существительным. Так всего лишь за неделю страна Русский язык стала могущественным государством. И появилось семь способов образования новых слов. Каких? Дополнительные вопросы по сказке: Почему в образовании новых слов участвуют все части речи кроме окончания? Почему на пятый день король позвал не только жителей, но и гласные?


Заключение.

  • Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы: 1.Речевой жанр сказки способствует формированию прочных знаний, умений и навыков усвоения лингвистических понятий. 2.Методически грамотное использование лингвистической миниатюры (сказки) помогает в дальнейшем постичь логику построения и содержательную информацию лингвистических текстов учебника.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета.

Успешность любого человека во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса ученик...

"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...

презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КИРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Лингвистические сказки

Учитель русского языка и литературы

Сказка «Путешественница»

Жила-была буква «А» – первая буква алфавита и манила ее волшебные острова науки.

Она отправилась в путешествие и попала на остров Фонетика. Волшебник этого острова превратил ее в гласный звук А.

На острове Орфография она вошла как чередующаяся гласная в корнях – лаг-, -кас-, -гар-, -раст-, -рощ-. Маг словообразования превратил ее в суффикс –а-.

На острове Синтаксис ее превратили в союз и дали название противительный. Здесь подружилась она с однородными членами предложения и со сложносочиненными предложениями.

Довольная своим путешествием, она вернулась в алфавит.

«Спор приставок»

Родились в стране Словообразования две сестрички: приставки пре- и при- и стали спорить, какая из них значимее.

Приставка пре-, хвастаясь говорила: «Я равна слову очень. Я и предобрая, и прелюбопытнейшая! А еще я равна приставке пере-, могу преградить и прервать».

Не уступила в споре и приставка при-: «Посмотри, у меня аж четыре значения: я могу быть приморской, могу приплыть, приостановиться и приоткрыть какую-нибудь тайну»

Спор их разрешила мама: «Доченьки, Вы обе значимые части слова, главное, что бы ребята заколи Ваши значения и не ошибались при написании»

«Талантливый суффикс»

В стране Словообразование жил талантливый и трудолюбивый суффикс – ист.

Он виртуозно играл на музыкальных инструментах. Сядет за пианино и становится пианистом, возьмет в руки аккордеон – становиться аккордеонистом, виолончель – виолончелистом, гитару – гитаристом.

В спорте он ловким футболистом, волейболистом, метким баскетболистом, смелым хоккеистом.

А еще он любил делать людей красивыми и работал визажистом и стилистом.

А чтобы люди были сытыми он работал пиццеристом и сушистом.

Его талантом восхищались все жители огромной страны Словообразования.