2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Модест Петрович Мусоргский любовался своим изображением только 9 дней и умер. Он был вызывающе смелым и одним из самых фатальных музыкальных творцов XIX века. Гениальная личность, новатор, который опередил своё время и оказал значительное влияние на развитие не только русской, но и европейской музыки. Жизнь Мусоргского, так же как и судьба его произведений была сложна, однако слава о композиторе будет вечной, ведь его музыка пропитана любовью к русской земле и народу, который на ней проживает.

Краткую биографию Модеста Петровича Мусоргского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. Близость крестьянского быта, народные песни и простой деревенский уклад жизни сформировали в нем то миропонимание, которое впоследствии стало основной темой его творчества. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано. Мальчик имел развитую фантазию и, слушая сказки няни, порой не мог всю ночь заснуть от потрясения. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях.


Согласно биографии Мусоргского в связи с переездом в 1849 году в Санкт-Петербург его музыкальные занятия совмещались с обучением в гимназии, а затем и в Школе гвардейских прапорщиков. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. После непродолжительной военной службы в 1858 году он вышел в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на композиторской деятельности. Такому решению немало способствовало знакомство с М.А. Балакиревым , обучившим его основам композиции. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки ».

Композитор много работает, премьера первой оперы делает его знаменитым, но другие работы не находят понимания даже у кучкистов. В группе происходит раскол. Незадолго до этого Мусоргский из-за крайней нужды возвращается на службу в различных ведомствах, но здоровье его начинает сдавать. Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Он проводит несколько лет в имении брата. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. Только однажды, в 1879 году, ему удалось вырваться в поездку по южным областям Империи с певицей Д. Леоновой в качестве ее аккомпаниатора. Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Мусоргский вернулся в столицу, был отчислен со службы и вновь погрузился в апатию и пьянство. Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Еще месяц Модест Петрович провел в госпитале, где и скончался ранним утром 16 марта 1881 года.

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

  • Упоминая две версии «Бориса Годунова », мы имеем в виду – авторские. А ведь есть еще и «редакции» других композиторов. Их не менее 7! Н.А. Римский-Корсаков , живший с Мусоргским в одной квартире в момент создания оперы, имел настолько индивидуальное видение этого музыкального материала, что два его варианта оставили неизменными считанные такты первоисточника. Свои инструментовки клавиров создавали Э. Мелнгайлис, П.А. Ламм, Д.Д. Шостакович , К. Ратхауз, Д. Ллойд-Джонс.
  • Иногда для полноты воспроизведения авторского замысла и оригинальной музыки в версию 1872 года добавляют сцену у собора Василия Блаженного из первой редакции.
  • «Хованщину» по понятным причинам также постигла многочисленная редактура – Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским и Равелем . Версия Д.Д. Шостаковича считается наиболее близкой к оригиналу.
  • Дирижер Клаудио Аббадо для «Хованщины » 1989 года в Венской опере сделал собственную компиляцию музыки: он восстановил некоторые эпизоды в авторской оркестровке, вычеркнутые Римским-Корсаковым, взял за основу редакцию Д. Шостаковича и финал («Заключительный хор»), созданный И. Стравинским. С тех пор данная комбинация неоднократно повторялась в европейских постановках оперы.
  • Несмотря на то, что и Пушкин, и Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет. Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом. Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов. Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».

  • Сестра М.И. Глинки Л.И. Шестакова подарила Мусоргскому издание «Бориса Годунова» А.С. Пушкина с вклеенными пустыми листами. Именно на них композитор отметил дату начала работы над оперой.
  • Билеты на премьеру «Бориса Годунова» раскупили за 4 дня, несмотря даже на их цену, втрое превышавшую обычную.
  • Зарубежные премьеры «Бориса Годунова» и «Хованщины» прошли в Париже – в 1908 и 1913 годах соответственно.
  • Не считая произведений Чайковского , «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших сценах.
  • Знаменитый болгарский оперный певец Борис Христов на записи «Бориса Годунова» 1952 года исполнил сразу три партии: Бориса, Варлаама и Пимена.
  • Мусоргский – любимый композитор Ф.И. Шаляпина.
  • Дореволюционные постановки «Бориса Годунова» были немногочисленны и кратковременны, в трех из них заглавную партию исполнял Ф.И. Шаляпин. По-настоящему оценили произведение только в советское время. С 1947 года опера идет в Большом театре, с 1928 – в Мариинском, причем, в текущем репертуаре театра – обе редакции.


  • Бабушка Модеста Петровича, Ирина Егоровна, была крепостной. Алексей Григорьевич Мусоргский женился на ней, имея уже троих совместных детей, в числе которых был и отец композитора.
  • Родители Моди хотели, чтобы он стал военным. Его дед и прадед были гвардейскими офицерами, мечтал об этом и его отец, Петр Алексеевич. Но из-за сомнительного происхождения военная карьера была ему недоступна.
  • Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
  • Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
  • Из биографии Мусоргского мы знаем, что композитор всю жизнь оставался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения..
  • Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор.
  • «Борис Годунов» идет в театрах мира чаще, чем «Вертер» Массне, «Манон Леско » Пуччини или любая опера «Кольца нибелунга » Вагнера.
  • Именно творчеством Мусоргского вдохновлялся И. Стравинский, который, будучи учеником Н.А. Римского-Корсакова, не признавал его правок в «Борисе Годунове».
  • Среди зарубежных последователей композитора – К. Дебюсси и М. Равель.
  • Мусорянин – прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой.


  • В России «Хованщина» впервые прозвучала в 1897 году, исполненная Русской частной оперой С.И. Мамонтова. И только лишь в 1912 она была поставлена в Большом и Мариинском театрах.
  • В советские годы Михайловский театр Санкт-Петербурга носил имя М.П. Мусоргского. После реконструкции и возвращения исторического названия в качестве звонков в театре звучат несколько тактов из вступления к «Хованщине» («Рассвет на Москве-реке»), как дань уважения великому композитору.
  • Обе оперы Мусоргского требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для точной передачи выразительности музыки.
  • «Сорочинскую ярмарку» закончил Ц. Кюи. Эта постановка была последней оперной премьерой Российской Империи за 12 дней до революции.
  • Первый серьезный приступ белой горячки настиг композитора уже в 1865 году. Татьяна Павловна Мусоргская, жена брата Филарета, настояла на том, чтобы Модест Петрович переехал к ним в поместье. Его выходили, но от болезни он так и не оправился полностью. Уехав от родных в Санкт-Петербург, без которого не мог жить, композитор не оставил своего пагубного пристрастия.
  • Мусоргский умер на 16 дней позже императора Александра II, убитого террористами в Санкт-Петербурге.
  • Композитор завещал права на издание своих произведений известному меценату Т.И. Филиппову, неоднократно ему помогавшему. Именно он оплатил и достойные похороны Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского


Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» - увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. В 17 он написал два скерцо, наброски дальнейших произведений большой формы так и не сложились в полноценные произведения. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо » по Г. Флоберу, и «Женитьба » по Н.В. Гоголю. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова».

Биография Мусоргского гласит, что своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году. Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А.С. Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. По мнению Модеста Петровича, в первоначальном замысле оперы было два основных действующих лица – народ и царь. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров. Новаторское, неакадемичное и во многом революционное произведение композитора шокировало членов капельмейстерского комитета. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова » была в отсутствии центральной женской партии. Так родился удивительный прецедент в истории оперы – две редакции, а по смыслу - две оперы на один сюжет.

Вторая редакция была готова к 1872 году, в ней появился яркий женский персонаж – Марина Мнишек, великолепная партия для меццо-сопрано, добавлен польский акт и любовная линия Лжедмитрия и Марины, переработан финал. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю.Ф. Платоновой, настоявшей на исполнении произведения в свой бенефис, опера увидела свет рампы 27 января 1874 года.

В заглавной партии выступил И.А. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени. Публика неистовствовала и вызывала композитора около 20 раз на поклоны, критика высказалась и сдержанно, и негативно. В частности, Мусоргского обвиняли в том, что он изобразил народ неуправляемой толпой пьяных, угнетенных и отчаявшихся, абсолютно глупыми, простыми и ни на что не годными людьми. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз.

В 1867 году за 12 дней Модестом Петровичем была написана музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе », которая ни разу не была исполнена при его жизни и многократно им переделывалась. В 1870-х автор обратился к инструментальным и вокальным сочинениям. Так появились на свет «Картинки с выставки », «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца».

Свою вторую историческую оперу, народную музыкальную драму «Хованщина », Мусоргский начал писать еще до премьеры «Бориса Годунова». Либретто композитор полностью создавал сам, без опоры на литературные первоисточники. В его основе – реальные события 1682 года, когда русская история также переживала переломный период: происходил раскол не только в политических, но и в духовных сферах. Действующие лица оперы – и стрелецкий начальник Иван Хованский со своим непутевым сыном, и фаворит царевны Софьи, князь Голицын, и старообрядцы-раскольники. Персонажи сжигаемы страстями – любовными, жаждой власти и опьянением вседозволенностью. Работа растянулась на долгие годы – болезни, депрессии, периоды запоев… «Хованщину» дописывал уже Н.А. Римский-Корсаков сразу после кончины ее автора. В 1883 году он предложил ее Мариинскому театру, но получил категорический отказ. Шедевр Мусоргского впервые был исполнен в любительском музыкальном кружке…

Одновременно с «Хованщиной» композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка », которая осталась только в черновиках. Последними его сочинениями стали несколько пьес для фортепиано.

Музыка Мусоргского в кино

Мелодии «Ночи на Лысой горе» и «Картинок с выставки» популярны во всем мире и часто используются в кино. Среди известных фильмов, где звучит музыка М.П. Мусоргского:


  • «Симпсоны», телесериал (2007-2016)
  • «Древо жизни» (2011)
  • «После прочтения сжечь» (2008)
  • «Клиент всегда мертв», телесериал (2003)
  • «Дракула 2000» (2000)
  • «Большой Лебовски» (1998)
  • «Лолита» (1997)
  • «Прирожденные убийцы» (1994)
  • «Смерть в Венеции» (1971)

Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. В послевоенное десятилетие было снято несколько фильмов о великих русских композиторах, этот можно назвать самым удачным. Великолепен в заглавной роли А.Ф. Борисов. Ему удалось создать тот образ Мусоргского, каким его описывали современники – великодушный, открытый, тонко чувствующий, непостоянный, увлекающийся. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. В.В. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова.

Среди экранизаций опер композитора и записей театральных спектаклей отметим:


  • «Хованщина», постановка Л. Баратова в Мариинском театре, запись 2012 года, в ролях: С. Алексашкин, В. Галузин, В. Ванеев, О. Бородина;
  • «Борис Годунов», постановка А. Тарковского в театре Ковент-Гарден, запись 1990 года, в ролях: Р. Ллойд, О. Бородина, А. Стеблянко;
  • «Хованщина», постановка Б. Ларджа в Венской опере, запись 1989 года, в ролях: Н. Гяуров, В. Атлантов, П. Бурчуладзе, Л. Семчук;
  • «Борис Годунов», постановка Л. Баратова в Большом театре, запись 1978 года, в ролях: Е. Нестеренко, В. Пьявко, В. Ярославцев, И. Архипова;
  • «Хованщина», фильм-опера В. Строевой, 1959, в ролях: А. Кривченя, А. Григорьев, М. Рейзен, К. Леонова;
  • «Борис Годунов», фильм-опера В. Строевой, 1954, в ролях А. Пирогов, Г. Нэлепп, М. Михайлов, Л. Авдеева.

О новаторском характере своей музыки М.П. Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Время доказало справедливость этого определения: в 20 веке композиторы стали широко использовать те же приемы, казавшиеся когда-то антимузыкальными даже таким его современникам, как Чайковский и Римский-Корсаков. Модест Петрович был гением. Но гением русским - с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Его творчество вывело на лучшие мировые сцены историю, характер и песни русского народа, утвердив их безусловный культурный авторитет.

Видео: смотреть фильм о Модесте Петровиче Мусоргском

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

Выдающийся русский композитор, участник «Могучей кучки».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в сельце Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в ) в семье отставного коллежского секретаря П. А. Мусоргского, представителя старинного дворянского рода.

Детские годы будущего композитора прошли в родительском имении - сельце . В 1845 году он начал заниматься музыкой под руководством матери.

В 1849-1852 годах М. П. Мусоргский учился в немецкой Петропавловской школе в , в 1852-1856 годах - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно он брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 году было издано первое произведение композитора - полька для фортепиано «Подпрапорщик».

По окончании учебы в 1856 году М. П. Мусоргский был зачислен на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 годах он познакомился с композиторами А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и критиком В. В. Стасовым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. М. П. Мусоргский начал серьезно заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева, вошел в кружок «Могучая кучка». Решив посвятить себя музыке, в 1858 году он оставил военную службу.

Разорение семьи, вызванное отменой крепостного права в 1861 году, заставило М. П. Мусоргского поступить на гражданскую службу. В 1863-1867 годах он был чиновником Главного инженерного управления, с 1869 по 1880 годы служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в Государственном контроле.

В конце 1850 - начале 1860-х годов М. П. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 годах он работал над оперой «Саламбо» (по Г. Флоберу), оставшейся неоконченной. В середине 1860-х годов композитор обратился к актуальной, социально заостренной тематике: им были созданы песни и романсы на слова , Т. Г. Шевченко, и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявилось его умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера М. П. Мусоргского «Женитьба» (по , 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Работы 1850-1860-х годов подготовили М. П. Мусоргского к созданию одного из главных его произведений - оперы «Борис Годунов» (по ). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в санкт-петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

В 1870-х годах М. П. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII века «Хованщина» (либретто М. П. Мусоргского, начата в 1872) и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по , 1874-1880). Одновременно композитором были созданы вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюита для фортепиано «Картинки с выставки» (1874).

В последние годы жизни М. П. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Он умер 16 (28) марта 1881 года в Николаевском солдатском госпитале в и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Неоконченная М. П. Мусоргским опера «Хованщина» была завершена после его смерти , над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 году была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В 1959 году Д. Д. Шостаковичем были подготовлены новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова» и «Хованщины». Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит советскому композитору В. Я. Шебалину (1930).

М. П. Мусоргскому удалось создать глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Его творчество оказало большое влияние на многих отечественных и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и других.

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ - российский ком-по-зи-тор, пиа-нист.

Из ста-рин-ной дво-рян-ской се-мьи. Отец Пётр Алек-сее-вич (1798-1853) - по-ме-щик, кол-леж-ский сек-ре-тарь в от-став-ке; мать Юлия Ива-нов-на (в де-ви-че-ст-ве Чи-ри-ко-ва; 1807-1865) - дочь гу-берн-ско-го сек-ре-та-ря. Фа-ми-ли-ей Му-сор-ский ком-по-зи-тор под-пи-сы-вал де-ло-вые бу-ма-ги, бу-к-ву «г» внёс в 1860-х годах в ча-ст-ной пе-ре-пис-ке. Мусоргскийс 6 лет иг-рал на фортепиано, им-про-ви-зи-ро-вал. С 1849 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, учил-ся в Пе-тро-пав-лов-ской шко-ле, в 1852-1886 годах в Шко-ле гвардии под-пра-пор-щи-ков. Брал уро-ки иг-ры на фортепиано у Ант. А. Гер-ке (уче-ни-ка Дж. Фил-да). В 1852 году из-да-но пер-вое со-чи-не-ние Мусоргского - поль-ка «Под-пра-пор-щик» («Porte- enseigne Polka»). По окон-ча-нии шко-лы про-из-ве-дён в пра-пор-щи-ки Пре-об-ра-жен-ско-го пол-ка (в 1856 году на де-жур-ст-ве во 2-м су-хо-пут-ном гос-пи-та-ле по-зна-ко-мил-ся с А. П. Бо-ро-ди-ным).

Зна-чительное влия-ние на музыкальное раз-ви-тие Мусоргского ока-зало зна-ком-ст-во с М. А. Ба-ла-ки-ре-вым (под его ру-ко-во-дством Мусоргский на-чал серь-ёз-но за-ни-мать-ся ком-по-зи-ци-ей, изу-чал му-зы-ку М. И. Глин-ки, западноевропейских ком-по-зи-то-ров), а так-же с А. С. Дар-го-мыж-ским, В. В. Ста-со-вым, Л. И. Шес-та-ко-вой (се-ст-рой Глин-ки). С 1857 года член Ба-ла-ки-рев-ско-го круж-ка («Мо-гу-чая куч-ка»). В 1860 году в кон-цер-те РМО под управлением А. Г. Ру-бин-штей-на ис-пол-не-но Скер-цо B-dur, в 1861 году хо-ром и ор-ке-ст-ром Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра под управлением К. Н. Ля-до-ва - «Сце-на в хра-ме из тра-ге-дии "Эдип" Со-фок-ла» (му-зы-ка в даль-ней-шем во-шла в не-окон-чен-ную опе-ру «Са-лам-бо» и кол-лек-тив-ную опе-ру- ба-лет «Мла-да»). В 1860, 1861 годах Мусоргский ез-дил в Мо-ск-ву, по-се-тил Но-во-Ие-ру-са-лим-ский монастырь

В 1863-1865 годах Мусоргский жил в «ком-му-не» с груп-пой мо-ло-дых дру-зей (под влия-ни-ем ро-ма-на «Что де-лать?» Н. Г. Чер-ны-шев-ско-го); из-за ма-те-ри-аль-ных труд-но-стей был вы-ну-ж-ден по-сту-пить на государственную служ-бу (Ин-же-нер-ное управ-ле-ние, 1863-1867; Лес-ной департамент Министерства государственных иму-ществ и Ре-ви-зи-он-ная ко-мис-сия Государственного кон-тро-ля, 1868-1880). Вы-сту-пал в кон-цер-тах как пиа-нист (главным образом как ак-ком-па-ниа-тор). В 1879 году со-вер-шил с пе-ви-цей Д. М. Ле-о-но-вой кон-церт-ную по-езд-ку по югу Рос-сии (Пол-та-ва, Ели-са-вет-град, Хер-сон, Одес-са, Се-ва-сто-поль, Ял-та, Рос-тов-на-До-ну, Но-во-чер-касск, Во-ро-неж, Там-бов), с 1880 года был ак-ком-па-ниа-то-ром в от-кры-той Ле-о-но-вой шко-ле (кур-сах) пе-ния.

Чер-ты са-мо-сто-ятельного сти-ля Мусоргского ра-нее все-го об-на-ру-жи-лись в пес-нях и ро-ман-сах: «Но ес-ли бы с то-бою...» (1863) на сло-ва В. С. Ку-роч-ки-на, «Ночь» (фан-та-зия; 1864; текст - пе-ре-ли-цов-ка стихотворения А. С. Пуш-ки-на, в редакции 1871 года - его про-за-ическая об-ра-бот-ка), «Же-ла-ние» («Хо-тел бы в еди-ное сло-во…») на сти-хи Г. Гей-не в переводе Л. А. Мея (1866) и «Мо-лит-ва» на сло-ва М. Ю. Лер-мон-то-ва (1865). Осо-бая груп-па пе-сен пред-ва-ря-ет опе-ры: «Пес-ня стар-ца» на сло-ва И. В. Гё-те (из «Виль-гель-ма Мей-сте-ра», 1863) - реа-ли-стичный порт-рет-мо-но-лог, «Ду-ют вет-ры, вет-ры буй-ные» на сло-ва А. В. Коль-цо-ва (1864). «Ка-ли-ст-рат» на стихотворение Н. А. Не-кра-со-ва (1864) от-кры-ва-ет га-ле-рею «кар-ти-нок» из народной жиз-ни и вме-сте с тем груп-пу не-обыч-но трак-то-ван-ных ко-лы-бель-ных («Спи, ус-ни, кре-сть-ян-ский сын» на сло-ва из пье-сы «Вое-во-да» А. Н. Ост-ров-ско-го, 1865; «Ко-лы-бель-ная Ерё-муш-ки» на стих. Не-кра-со-ва, 1868). «Све-тик Са-виш-на» («Пе-сен-ка ду-рач-ка») - от-ра-же-ние ре-аль-ной сцен-ки, уви-ден-ной Мусоргским в де-рев-не ле-том 1865 года: юро-ди-вый объ-яс-нял-ся в люб-ви, сты-дясь сво-его не-сча-ст-но-го по-ло-же-ния. «Си-рот-ка» («Ба-рин мой ми-лень-кий…») - сцен-ка, не ус-ту-паю-щая «Све-тик Са-виш-не» дос-то-вер-но-стью дек-ла-ма-ции, бо-гат-ст-вом пси-хо-ло-гических ню-ан-сов.

Са-ти-ри-ко-юмо-ри-стическую ли-нию, весь-ма важ-ную в твор-че-ст-ве Мусоргского, пред-став-ля-ют «Се-ми-на-рист» («Кар-тин-ка с на-ту-ры», 1866), «Озор-ник» (1867). В «Клас-си-ке» (1867) Мусоргский ос-ме-ял блю-сти-те-ля музыкальных пра-вил кри-ти-ка А. С. Фа-мин-цы-на; в «Рай-ке» («Му-зы-каль-ная шут-ка», 1870) в ду-хе яр-ма-роч-но-го пред-став-ле-ния вы-ве-де-ны ди-рек-тор Санкт-Пе-тербургской консерватории Н. И. За-рем-ба, пыл-кий по-клон-ник ко-ло-ра-тур А. Пат-ти - кри-тик Ф. М. Тол-стой, гроз-ный «ти-тан» А. Н. Се-ров и Ев-тер-па - великая кня-ги-ня Еле-на Пав-лов-на.

В 1866 году за-вя-за-лась друж-ба Мусоргского с Н. А. Рим-ским-Кор-са-ко-вым (зна-ком-ст-во со-стоя-лось ещё в 1861 году); осо-бен-но ин-тен-сив-ным бы-ло их творческое об-ще-ние в 1868-1872 - го-ды од-но-вре-мен-ной ра-бо-ты Мусоргского над «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» и Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва над «Пско-ви-тян-кой». Пер-вая за-вер-шён-ная мас-штаб-ная пар-ти-ту-ра - сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» («Ведь-мы», 1867). Скеп-тическая оцен-ка и тре-бо-ва-ние пе-ре-де-лок со сто-ро-ны М. А. Ба-ла-ки-ре-ва вы-зва-ли охла-ж-де-ние от-но-ше-ний по-сле 10-лет-ней друж-бы. Пье-са при жиз-ни Мусоргского так и не про-зву-ча-ла (в даль-ней-шем ком-по-зи-тор до-пол-нил её во-каль-ны-ми пар-тия-ми и вклю-чил в не-окон-чен-ную опе-ру-ба-лет «Мла-да» как «Празд-ник Чер-но-бо-га», за-тем в «Со-ро-чин-скую яр-мар-ку» как «Сон-ное ви-де-ние па-ро-бка»). В цен-тре творческих ис-ка-ний Мусоргского бы-ла опе-ра. Сме-лым опы-том дек-ла-мационной опе-ры в раз-ви-тие идей А. С. Дар-го-мыж-ско-го яви-лась «Же-нить-ба» (на не-из-ме-нён-ный текст Н. В. Го-голя, не окон-че-на).

Па-рал-лель-но, жи-вя у ста-рин-ных дру-зей А. П. и Н. П. Опо-чи-ни-ных, Мусоргский соз-да-вал од-но из сво-их вели-чай-ших тво-ре-ний - опе-ру «Бо-рис Го-ду-нов» (либретто Мусоргского по А. С. Пуш-ки-ну и Н. М. Ка-рам-зи-ну, 1868-1869, 2-я редакция - 1872). На вы-бор сю-же-та по-вли-ял ис-то-рик литературы В. В. Ни-коль-ский, с ко-то-рым Мусоргский по-зна-ко-мил-ся в 1868 году. Музыкальный ма-те-ри-ал «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» был в зна-чительной ме-ре за-им-ст-во-ван из не-окон-чен-ной опе-ры «Са-лам-бо» (по Г. Фло-бе-ру, 1863-1866), что во мно-гом обес-пе-чи-ло бы-ст-ро-ту соз-да-ния 1-й ре-дак-ции. Пер-вый по-каз опе-ры со-сто-ял-ся в до-ме ху-дож-ни-ка К. Е. Ма-ков-ско-го (1870). По-сле то-го как Опер-ный комитет Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра за-бра-ко-вал 1-ю редакцию «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (главная пре-тен-зия - от-сут-ст-вие жен-ских ро-лей), Мусоргский под-верг опе-ру пе-ре-ра-бот-ке: до-ба-вил две кар-ти-ны т. н. поль-ско-го ак-та (кла-вир - вес-на и ле-то 1871 года, пар-ти-ту-ра - начало 1872 года) и «Сце-ну под Кро-ма-ми» (пар-ти-ту-ра - июнь 1872), ко-то-рая, во-пре-ки ре-ко-мен-да-ци-ям ко-ми-те-та, ук-руп-ни-ла мас-со-вую, на-род-но-хо-ро-вую ли-нию.

Так воз-ник-ли две раз-ные, впол-не са-мо-стоя-тель-ные ре-дак-ции «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (1869 и 1872). В чис-ле прин-ци-пи-аль-но важ-ных из-ме-не-ний - но-вый план «Сце-ны в те-ре-ме» (вве-дён звон ку-ран-тов, при-даю-щий осо-бую экс-прес-сию сце-не гал-лю-ци-на-ций; мо-но-лог «Дос-тиг я выс-шей вла-сти» фак-ти-че-ски на-пи-сан за-но-во; рас-сказ Фё-до-ра Го-ду-но-ва «о по-пинь-ке», пре-ры-ваю-щий мрач-ные ду-мы Бо-ри-са, яр-ко кон-тра-сти-ру-ет с по-дав-лен-ным со-стоя-ни-ем ца-ря и диа-ло-гом с Шуй-ским, дра-ма-тическая на-пря-жён-ность ко-то-ро-го рез-ко обо-ст-ре-на). В «Сце-не в ке-лье» поя-ви-лись мо-лит-вен-ные хо-ры мо-на-хов за сце-ной, от-те-няю-щие ве-ли-ча-вую фи-гу-ру Пи-ме-на и смя-те-ние Гри-го-рия. Уве-ли-че-ние мас-шта-бов вы-ну-ди-ло ав-то-ра со-кра-тить часть преж-не-го тек-ста: вы-па-ла кар-ти-на «У Ва-си-лия Бла-жен-но-го» (пес-ня Юро-ди-во-го пе-ре-не-се-на в фи-нал «Сце-ны под Кро-ма-ми»), изъ-я-ты по-ве-ст-во-ва-ние Пи-ме-на об уг-лич-ском убий-ст-ве, чте-ние цар-ско-го ука-за Щел-ка-ло-вым («Гра-но-ви-тая па-ла-та»); пер-вая кар-ти-на Про-ло-га об-ры-ва-ет-ся на хо-ре ка-лик пе-ре-хо-жих. Вто-рая ре-дак-ция бы-ла по-став-ле-на (со зна-чительными со-кра-ще-ния-ми) по на-стоя-нию пе-ви-цы Ю.Ф. Пла-то-но-вой (1874, Ма-ри-ин-ский те-атр). «Бо-рис Го-ду-нов» вы-звал ожес-то-чён-ные спо-ры, при-чём мне-ния раз-де-ли-лись не толь-ко ме-ж-ду де-мо-кра-тич. и кон-сер-ва-тив-но-ох-ра-ни-тель-ны-ми кру-га-ми (пер-вые го-ря-чо при-вет-ст-во-ва-ли опе-ру, вто-рые встре-ти-ли её вра-ж-деб-но), но и в близ-кой ком-по-зи-то-ру груп-пе му-зы-кан-тов. Осо-бен-но ра-ни-ла Мусоргского пол-ная ме-лоч-ных при-ди-рок ре-цен-зия Ц.А. Кюи.

«Бо-рис Го-ду-нов» - но-вый тип ис-то-рической опе-ры. Ком-по-зи-тор про-из-вёл ре-фор-му, по ра-ди-каль-но-сти не ус-ту-паю-щую ваг-не-ров-ской, при этом син-те-зи-ро-вал ис-кон-но русские музыкальные тра-ди-ции. Впер-вые опе-ра «сде-ла-лась» пси-хо-ло-гической дра-мой. Пси-хо-ло-гическая и эпи-ко-тра-ге-дий-ная ли-нии не-раз-дель-ны, пе-ре-пле-та-ют-ся с ли-ни-ей бы-то-пи-са-тель-ной, ко-ме-дий-ны-ми эле-мен-та-ми. Кон-тра-сты, кон-тра-пунк-ты и пе-ре-клю-че-ния соз-да-ют осо-бую дра-ма-тур-гическую мно-го-пла-но-вость. Со-кра-тив (в срав-не-нии с дра-мой А. С. Пуш-ки-на) по-каз бо-яр-ских ин-триг, Мусоргский мно-гое до-ба-вил от се-бя, в т. ч. сце-ну гал-лю-ци-на-ций и да-же це-лый 5-й акт. Ха-рак-тер-ные для русской опе-ры ци-та-ты народных пе-сен встре-ча-ют-ся в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве», хо-тя Мусоргский, как пра-ви-ло, пред-по-чи-тал брать не ме-ло-дию, а сло-ва. Жан-ро-вая оп-ре-де-лён-ность тек-ста слу-жи-ла «ком-пасом» в про-цес-се со-чи-не-ния собственной му-зы-ки, метр и ритм сти-ха за-да-ва-ли струк-тур-ную кан-ву ме-ло-дии, и за-час-тую му-зы-ка поч-ти не-от-ли-чи-ма от под-лин-ников (пес-ня Шин-кар-ки). Фольк-лор-ны-ми ин-то-на-ция-ми на-сы-ще-ны многие уча-ст-ки ор-ке-ст-ро-вой тка-ни и соль-ные пар-тии (плач Ксе-нии, пес-ня Юро-ди-во-го, в ко-то-рой сплав-ле-ны жан-ры пла-ча-при-чи-та-ния и ко-лы-бель-ной).

Су-ще-ст-вен-ная роль при-над-ле-жит цер-ков-ным и «па-ра-ли-тур-ги-че-ским» пла-стам ин-то-на-ци-он-но-сти. Пе-ние ка-лик пе-ре-хо-жих, на-ве-ян-ное лич-ным слу-хо-вым опы-том (по сви-де-тель-ст-ву И. Е. Ре-пи-на, Мусоргский при-по-ми-нал и пел «мно-го хо-ров ни-щих»), - не-об-хо-ди-мая со-став-ная часть мно-го-ли-кой, тон-ко диф-фе-рен-ци-ров. ха-рак-те-ри-сти-ки народной мас-сы. С об-ра-зом Ди-мит-рия свя-зан един-ст-вен-ный час-то по-вто-ряе-мый лейт-мо-тив в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» - дра-ма-тур-ги-че-ски мно-го-знач-ный, сим-во-ли-зи-рую-щий и не-сбыв-шие-ся народной на-де-ж-ды на «доб-ро-го» пра-ви-те-ля, и на-гло-го аван-тю-ри-ста От-репь-е-ва; его про-тя-жён-ность и вы-ра-зительная ок-ра-ска ме-ня-ют-ся в за-ви-си-мо-сти от си-туа-ции (идёт ли речь об уби-ен-ном ца-ре-ви-че или о Са-мо-зван-це).

Пси-хо-ло-гическая на-пря-жён-ность пар-тии Бо-ри-са обу-сло-ви-ла её стро-е-ние в ви-де це-пи ари-оз-но-дек-ла-ма-ци-он-ных мо-но-ло-гов, имею-щих собственный фонд сквоз-ных, раз-ви-ваю-щих-ся лейт-тем. Прин-цип ха-рак-те-ри-стич-но-сти гар-мо-ний и ин-тер-ва-лов, на-ме-чен-ный ещё в «Же-нить-бе», дос-тиг вы-со-кой сте-пе-ни обоб-щён-но-сти. За-вер-ше-ние опе-ры «Сце-ной под Кро-ма-ми» (под-ска-за-но В. В. Ни-коль-ским) - шаг ог-ром-ной важ-но-сти. Сти-хий-ный бунт, пе-ре-рас-таю-щий в сму-ту, по-кор-ность но-во-яв-лен-но-му го-су-да-рю - всё это ды-ша-ло ост-ро ак-ту-аль-ной прав-дой ис-то-рии.

Дос-тиг-нув в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» творческой зре-ло-сти, Мусоргский в 1870-х годах об-ра-тил-ся к но-вым зна-чительным за-мыс-лам. Круп-ней-шее его про-из-ве-де-ние это-го пе-рио-да - опе-ра «Хо-ван-щи-на» (на сю-жет из ис-то-рии стре-лец-ких вос-ста-ний в Мо-ск-ве конца XVII века, пред-ло-жен-ный В. В. Ста-со-вым, либретто Мусоргского, 1872-1880 годы, не ин-ст-ру-мен-то-ва-на). Уже в 1870 году Мусоргский на-чал шту-ди-ро-вать ис-то-рические ма-те-риа-лы, де-лал мно-го-численные вы-пис-ки из «Ис-то-рии Рос-сии» С. М. Со-ловь-ё-ва, пуб-ли-ка-ций ис-точ-ни-ков (И. А. Же-ля-буж-ско-го, Д. Мат-вее-ва, со-б-ра-ния Н. С. Ти-хо-нра-во-ва) и специальных тру-дов по рас-ко-лу (И. Е. Тро-иц-ко-го, А. П. Ща-по-ва и др.). Об-ду-мы-вая план «Хо-ван-щи-ны», сфор-му-ли-ро-вал де-виз «Про-шед-шее в на-стоя-щем - вот моя за-да-ча» (из пись-ма Ста-со-ву 1872). В реа-ли-за-ции труд-ней-шей це-ли - са-мо-стоя-тель-но скон-ст-руи-ро-вать сю-жет, дра-ма-тур-ги-че-ски оп-рав-дать взаи-мо-от-но-ше-ния дей-ст-вую-щих лиц - ему по-мо-гал Ста-сов; це-ня его энер-гию и уча-стие, Мусоргский при-ни-мал да-ле-ко не все ста-сов-ские со-ве-ты.

Фа-бу-ла ро-ж-да-лась вме-сте с во-пло-щаю-щи-ми её музыкальными идея-ми до окон-ча-тель-ной кри-стал-ли-за-ции либ-рет-то (его чис-то-вик был за-пи-сан Мусоргским на од-ной из позд-них ста-дий ра-бо-ты); отдельные эпи-зо-ды, поч-ти законченные, вы-бра-сы-ва-лись, например кар-ти-на в Не-мец-кой сло-бо-де. Ряд стра-ниц опе-ры сло-жил-ся до августа 1873 года: «лю-бов-ное от-пе-ва-ние» Мар-фы, уни-сон-ный хор рас-коль-ни-ков, зна-ме-ни-тое ор-ке-ст-ро-вое всту-п-ле-ние «Рас-свет на Мо-ск-ве-ре-ке». Пе-ре-утом-ле-ние, пе-ре-жи-ва-ния из-за ос-кор-бительных ре-цен-зий на «Бо-ри-са Го-ду-но-ва», смерть дру-зей - В. А. Гарт-ма-на (1873), Н. П. Опо-чи-ни-ной (1874), О. А. Пет-ро-ва (1878) - час-то и на-дол-го от-вле-ка-ли ком-по-зи-то-ра от «Хо-ван-щи-ны». Свя-зан-ное с по-сте-пен-ным раз-ва-лом «Мо-гу-чей куч-ки» бо-лез-нен-ное чув-ст-во не-при-знан-но-сти и «не-по-нят-о-сти» («Не мо-жет быть, что-бы я был кру-гом не прав в мо-их стрем-ле-ни-ях, не мо-жет быть. Но до-сад-но, что с му-зы-ку-са-ми раз-ва-лив-шей-ся "куч-ки" при-хо-дит-ся тол-ко-вать че-рез "шлаг-ба-ум", за ко-то-рым они ос-та-лись», - пи-сал М. А. А. Го-ле-ни-ще-ву-Ку-ту-зо-ву, 1877) наш-ло вы-ра-же-ние в уси-лив-шей-ся во второй половине 1870-х годов «нерв-ной ли-хо-рад-ке» и как след-ст-вие - в при-стра-стии к ал-ко-го-лю.

«Хо-ван-щи-на» - свое-го ро-да ис-то-рио-соф-ская дра-ма, в ко-то-рой, в от-сут-ст-вие яр-ко вы-ра-жен-но-го центрального пер-со-на-жа, рас-кры-ва-ют-ся це-лые пла-сты народной жиз-ни и под-ни-ма-ет-ся те-ма ду-хов-ной тра-ге-дии все-го на-ро-да при сло-ме его тра-диционного ук-ла-да. По срав-не-нию с «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» дей-ст-вие «на-род-ной му-зы-каль-ной дра-мы» (как оп-ре-де-лил жанр сво-ей но-вой опе-ры сам Мусоргский) но-сит бо-лее раз-ветв-лён-ный ха-рак-тер: боль-шое ко-ли-че-ст-во отдельных са-мо-сто-ятельных ни-тей спле-та-ет-ся в один узел. В опе-ре мно-же-ст-во дей-ствую-щих лиц, ин-те-ре-сы и стрем-ле-ния ко-то-рых стал-ки-ва-ют-ся ме-ж-ду со-бой. Раз-ные со-ци-аль-ные груп-пы (стрель-цы, «при-шлые лю-ди мо-с-ков-ские», рас-коль-ни-ки, кре-по-ст-ные де-вуш-ки кня-зя Хо-ван-ско-го) по-лу-ча-ют ин-ди-ви-ду-аль-ную ха-рак-те-ри-сти-ку.

Осо-бое ме-сто за-ни-ма-ет ли-рическая дра-ма Мар-фы, свя-зан-ная лишь кос-вен-но с по-ли-тической борь-бой. Всё это оп-ре-де-ли-ло осо-бен-но-сти дра-матур-гического строе-ния «Хо-ван-щи-ны», из-вест-ную её «рас-сре-до-то-чен-ность», боль-шую роль от-но-си-тель-но са-мо-стоя-тель-ных, за-круг-лён-ных во-каль-ных эпи-зо-дов пе-сен-но-го и ари-оз-но-го ти-па. Воз-рас-таю-щая роль пе-сен-но-ме-ло-дического на-ча-ла ха-рак-тер-на и для ли-ри-ко-ко-ме-дий-ной опе-ры «Со-ро-чин-ская яр-мар-ка» (по по-вес-ти Н. В. Го-го-ля), над ко-то-рой Мусоргский ра-бо-тал с 1874 года (не окон-че-на; за-вер-ше-на Ц. А. Кюи в 1916, поставлена 1917, Те-атр музыкальной дра-мы, Пет-ро-град; в даль-ней-шем ста-ви-лась в редакции П. А. Лам-ма и В. Я. Ше-ба-ли-на). Здесь про-яви-лось при-су-щее Мусоргскому мас-тер-ст-во ко-ме-дий-ных ха-рак-те-ри-стик, ос-но-ван-ных на пре-тво-ре-нии ре-че-вых ин-то-на-ций, ино-гда па-ро-дий-но ок-ра-шен-ных (пар-тия По-по-ви-ча).

Вер-ши-ну ка-мер-но-го во-каль-но-го твор-че-ст-ва Мусоргского со-став-ля-ют «Дет-ская» на собственные сло-ва (1868-1872) и 2 позд-них цик-ла на сло-ва А. А. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва: «Без солн-ца» (1874) и «Пес-ни и пля-ски смер-ти» (1875-1877). По по-во-ду «Дет-ской» К. Де-бюс-си за-ме-тил, что «ни-кто не об-ра-щал-ся к луч-ше-му, что в нас есть, с боль-шей неж-но-стью и глу-би-ной». В му-зы-ке это-го цик-ла ост-рая ха-рак-те-ри-стич-ность со-че-та-ет-ся с не-обы-чай-но тон-кой ин-то-на-ци-он-но-вы-ра-зительной ню-ан-си-ров-кой. Та-кое же бо-гат-ст-во от-тен-ков, чут-кость к ма-лей-шим из-ме-не-ни-ям эмо-цио-наль-ной ок-ра-ски слов при-су-щи во-каль-ной дек-ла-ма-ции в цик-ле «Без солн-ца». Раз-ви-вая не-ко-то-рые сто-ро-ны ли-ри-ки А. С. Дар-го-мыж-ско-го, Мусоргский соз-да-ёт глу-бо-ко прав-ди-вый об-раз со-ци-аль-но обез-до-лен-но-го, оди-но-ко-го и об-ма-ну-то-го в сво-их на-де-ж-дах че-ло-ве-ка, род-ст-вен-ный ми-ру «уни-жен-ных и ос-корб-лён-ных» в русской литературе XIX века. Ес-ли «Без солн-ца» - свое-об-раз-ная ли-рическая ис-по-ведь ком-по-зи-то-ра, то в «Пес-нях и пля-сках смер-ти» те-ма че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния дос-ти-га-ет тра-ге-дий-ной си-лы. Об-ра-зы цик-ла от-ли-ча-ют-ся жиз-нен-ной реа-ли-стич. кон-крет-но-стью и оп-ре-де-лён-но-стью со-ци-аль-ной ха-рак-те-ри-сти-ки, че-му спо-соб-ст-ву-ет ис-поль-зо-ва-ние бы-тую-щих муз. форм и ин-то-на-ций («Ко-лы-бель-ная», «Се-ре-на-да», «Тре-пак», марш в «Пол-ко-вод-це»).

Ин-ст-ру-мен-таль-ное твор-че-ст-во Мусоргского срав-ни-тель-но не-ве-ли-ко по объ-ё-му. Од-ной из вер-шин русского про-грамм-но-го сим-фо-низ-ма яв-ля-ет-ся сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» (1867), сю-же-том ко-то-рой по-слу-жи-ли ста-рин-ные народные по-ве-рья. «Фор-ма и ха-рак-тер мое-го со-чи-не-ния рос-сий-ски и са-мо-быт-ны», - пи-сал ком-по-зи-тор, ука-зы-вая, в ча-ст-но-сти, на ис-поль-зуе-мый им ти-пич-но русский при-ём сво-бод-ных «раз-бро-сан-ных ва-риа-ций». Та-кой же са-мо-быт-но-стью от-ли-ча-ет-ся фортепианная сюи-та «Кар-тин-ки с вы-став-ки» (соз-да-на в 1874 году под не-по-средственным впе-чат-ле-ни-ем от по-смерт-ной вы-став-ки ра-бот В. А. Гарт-ма-на), в ко-то-рой да-на га-ле-рея раз-но-ха-рак-тер-ных об-ра-зов жан-ро-во-го, ска-зоч-но-фан-та-стического и эпического пла-нов, объ-е-ди-нён-ных в од-но мно-го-кра-соч-ное зву-ко-вое по-лот-но. Тем-бро-вое бо-гат-ст-во, «ор-ке-ст-раль-ность» фортепианного зву-ча-ния под-ска-за-ли ря-ду му-зы-кан-тов мысль об ор-ке-ст-ро-вой об-ра-бот-ке это-го со-чи-не-ния (наи-боль-шую по-пу-ляр-ность за-вое-ва-ла ин-ст-ру-мен-тов-ка М. Ра-ве-ля, 1922).

Но-ва-тор-ское зна-че-ние твор-че-ст-ва Мусоргского лишь не-мно-ги-ми бы-ло оце-не-но при его жиз-ни. В. В. Ста-сов пер-вым зая-вил, что Мусоргский «при-над-ле-жит к чис-лу лю-дей, ко-торым по-том-ст-во ста-вит мо-ну-мен-ты». Опе-ры Мусоргского проч-но ут-вер-ди-лись на сце-не толь-ко на ру-бе-же XIX-XX веков. «Бо-рис Го-ду-нов» по-сле дли-тель-но-го пе-ре-ры-ва был ис-пол-нен в ре-дак-ции Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва в 1896 году (на сце-не Боль-шо-го за-ла Санкт-Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии), ми-ро-вое при-зна-ние по-лу-чил по-сле то-го, как в за-глав-ной пар-тии вы-сту-пил Ф. И. Ша-ля-пин (1898). Под-лин-ная ав-тор-ская ре-дак-ция опе-ры бы-ла вос-ста-нов-ле-на в 1928 году (Ле-нинградский те-атр опе-ры и ба-ле-та). «Хо-ван-щи-на», ин-ст-ру-мен-то-ван-ная Рим-ским-Кор-са-ко-вым и ис-пол-нен-ная в 1886 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге си-ла-ми лю-би-те-лей, за-тем бы-ла по-став-ле-на московской Ча-ст-ной рус-ской опе-рой С. И. Ма-мон-то-ва (1897), а на императорской сце-не - толь-ко в 1911 году по ини-циа-ти-ве Ша-ля-пи-на. Творческие на-ход-ки Мусоргского в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции и гар-мо-нического ко-ло-ри-та вы-зы-ва-ли ин-те-рес К. Де-бюс-си, М. Ра-ве-ля, Л. Яна-че-ка и других ком-по-зи-то-ров. Боль-шая за-слу-га в де-ле вос-ста-нов-ле-ния под-лин-ных ав-тор-ских ре-дак-ций про-из-ве-де-ний Мусоргского при-над-ле-жит Б. В. Асафь-е-ву и П. А. Лам-му. Тра-ди-ции Мусоргского по-лу-чи-ли са-мо-сто-ятельное, об-нов-лён-ное раз-ви-тие в твор-че-ст-ве Д. Д. Шос-та-ко-ви-ча (ему при-над-ле-жит ор-кест-ров-ка ря-да со-чи-не-ний М.), Г. В. Сви-ридо-ва и других отечественных ком-по-зи-то-ров. В 1970 году в селе Нау-мо-во основан Дом-му-зей Му-сорг-ско-го.