Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Выставка в Новом Манеже «Нателла Тоидзе. Скульптура цвета» покажет зрителю живопись в самом первозданном понятии. Когда сама её материя есть смысл и форма произведения, как в музыке. Автор новаторски развивает традиции реалистической живописи, пользуясь своим, мощным, экспрессивным языком. И в пейзажах, и в натюрмортах, и в аллегорических композициях это сочетание глубоко органично и даёт очень сильный эмоциональный результат.

Нателла Тоидзе – академик Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, лауреат Золотой медали РАХ, родилась, училась и работает в Москве. Н. Тоидзе обладает особым, своеобразным авторским почерком и высокой живописной культурой. Творческое кредо мастера заложено в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е. Репина, выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отец, Георгий Тоидзе известный скульптор и график.

Творческий метод художницы – работа непременно с натуры. Н. Тоидзе предпочитает холсты большого формата, и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В этих картинах заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить её и показать мир с необычной точки зрения.

Характерная черта творчества Н. Тоидзе – присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен («Перед снегом», «Дикий виноград», «В начале лета»).

Пейзажи, написанные в пастозной, «темпераментной» манере, сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России. («Слеги», «Московский дворик», диптих «Северные мальвы», «Оттепель»).

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта творчества Н. Тоидзе – метафорических композиций («Флора и Фауна», диптих «Антракт», «Арабеск», «Охота»).

Творчество художника привлекает широкое внимание искусствоведов и зрителей. Крупные персональные выставки Н. Тоидзе прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств в Москве, Музее Российской Академии в Санкт-Петербурге, в Центральном Манеже, в государственных музеях России – в Вологде, Саранске, Калуге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске, Плёсе.

Нателла Тоидзе участвовала в крупных выставках в музеях в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Лиссабоне, Париже и др.

Работы Н. Тоидзе хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, и в других музейных собраниях.

Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте

В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств 2 сентября в 11 часов состоится открытие персональной выставки известной московской художницы Нателлы Тоидзе. В последние несколько лет её ретроспективные выставки с успехом прошли в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде.

Нателла Георгиевна Тоидзе обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». В числе первых женщин – профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Н.Тоидзе родилась и выросла в Москве, где окончила факультет театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища «Памяти 1905 года». В её профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Выбрав станковую живопись, Тоидзе на протяжении многих лет успешно работает в разных её жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции.

С 1973 года Нателла Тоидзе стала регулярно участвовать в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской Академии художеств, она была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 года Нателла Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011 – действительный член РАХ. Участвовала в выставках Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и др. Работы Нателлы Тоидзе хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

В экспозиции калужской выставки представлено более 20 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. На выставке экспонируются как ранние, так и недавно созданные работы Тоидзе: пейзажи, написанные в пастозной манере, близкой живописи «Бубнового валета», сложные по композиции и колориту изысканные натюрморты, сдержанные по цветовой гамме ландшафты средней полосы России («Московский дворик», «Северные мальвы»), подчеркнуто декоративные метафорические композиции (диптих «Флора и Фауна»).


г.Нижний Новгород, Кремль, корп. 3 ("Дом губернатора"), Нижегородский государственный художественный музей, artmuseumnn.ru

Вы заметили, что с прошлого года Художественный музей очень активно начал знакомить нас с различными направлениями живописи, новыми именами?

Вот и первая выставка 2015 года открывает представителя династии художников, можно сказать, с легендарной биографией...


Музей работает:
ежедневно с 11:00 до 18:00
четверг с 12:00 до 20:00
вторник - выходной день
Проезд: любым транспортом до остановки «Площадь Минина и Пожарского»


Нателла Тоидзе - не просто самобытный художник. Она - представительница уже третьего поколения известной династии художников и скульпторов.

Основал династию ее дед Мосэ Тоидзе - ученик Репина, один из учредителей Академии Художеств СССР.

А дочь Нана стала театральным художником, так что и четвертое поколение от яблони укатилось недалеко.


Нателла Георгиевна родилась и выросла в Москве. Но это буйство цветов - явно не отсюда. Первые картины 1970-х и 80-х годов приехали, вероятно, с Кавказских гор.

Кутаиси. Железный мост. 1982


А вот картины последних лет родились, наверное, на подмосковной даче. И мне они нравятся больше...

Золотые шары. 2001


Северные мальвы. 1995


А это произведение, хотя и называется "Снег сошел", чем-то неуловимо напоминает Саврасова "Грачи прилетели"


Грач, правда, прилетел один.

Хотя нет, это, скорее, ворона.


"Мне интересно передавать настроение того, что я увидела" - сказала Нателла Георгиевна. "Если, глядя на мои работы, это настроение возвращается к зрителю, то я буду ему благодарна."

Вот так. Человек занимается тем, чем ему нравится. И это видно в каждой картине.


А заниматься, наверное, физически тяжело. Картины написаны с натуры, и при этом большинство из них немалых размеров.


"Это труд, большой физический труд" - услышал я случайно сзади. Наверное, художники - знали, что говорили:)


Как отметили на открытии выставки, это редкий случай, когда художник обладает узнаваемым почерком, индивидуальным авторским стилем.

Соглашусь. На мой дилетантский взгляд, не только размер картин, крупные планы, но даже кисти автор использует необычные.

Если вглядеться в холст, то ширина мазков там 15-20 миллиметров. Вот такой, чуть не малярной, кистью автору удается передать все нюансы цвета листьев, неба, лепестков...


Интересно, что две картины, находящиеся в Третьяковской галерее (!), представлены на выставке авторскими вариантами.

Вот одна из них: "Красное сухое". Действительно, оригинально.


А вот вторая - "У камина". По-моему, ничего особенного. Или я ротвейлеров не очень люблю?

В декабре 2009 года в залах Третьяковской галереи открылась ретроспективная выставка произведений Нателлы Тоидзе. Представленные работы дают полное представление о творческом пути живописца. Наследница знаменитой династии художников, она является членом-корреспондентом Российской академии художеств, награждена золотой медалью РАХ.

Творчество Нателлы Тоидзе — прежде всего отражение глубинных переживаний, осмысление окружающего мира, поэтому темы, сюжеты и техника исполнения столь разнообразны.

Первым и главным учителем стал для нее отец — известный скульптор и график Георгий Моисеевич Тоидзе. Именно он и творческая среда, в которой росла будущая художница с самого рождения — глина, карандаши, натурщики, книги и беседы об искусстве, многочисленные встречи с друзьями дедушки Моисея Ивановича (ученика И.Е. Репина, одного из учредителей Академии художеств СССР) и дяди Ираклия Тоидзе (известного плакатиста) — оказали на нее огромное влияние, сформировали внутренний мир Нателлы Георгиевны.

Уже в ее ранних произведениях проявилось незаурядное живописное дарование. В небольшой акварельной работе «Рыбки» (1967) Тоидзе заявляет о себе, как о превосходном колористе. Предметы написаны немного условно, все построено цветом. Блестит столовое серебро, перламутровая поверхность очищенной рыбы вбирает в себя рефлексы от изумрудного стекла бутылки и голубой скатерти. Колорит картины подобен цвету серо-перламутровой раковины, в которой отражается изумрудно-голубое море и сине-бирюзовое небо.

Встреча еще маленькой Нателлы с известным художником Мартиросом Сарьяном и его напутствие «всегда оставайся собой» тогда казались обычными, и только со временем стало понятно, что простая фраза была наилучшим советом начинающему живописцу. В этой простоте скрыт великий смысл — размышления о русском искусстве, таланте и судьбе художника, «генетической памяти», которая является связующей нитью между поколениями, и о том, что художник становится Художником лишь в том случае, если не является заложником всего прошлого опыта, а обретает свободу выбора.

Именно такой путь и избрала Нателла Тоидзе. Она поступила в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года на факультет театрально-декорационного искусства, сознательно отказавшись от выбора живописного факультета. Учеба позволила ей мыслить более широкими категориями, открыть для себя новое понимание пространства и масштаба холста, осознать важность диалога зрителя и художника.

Так, в творчестве Тоидзе появляются крупноформатные произведения («Перед снегом», 2007), задается масштаб, соразмерный человеку, который может «войти» в картину, как в другой мир. Зритель перестает быть сторонним наблюдателем; он словно включается в образный мир художника. Из картин исчезают излишние подробности, и остается главное — природа, находящаяся в гармонии с человеком.

Художественный метод Нателлы заключается не в особой узнаваемой стилистике, а в постоянном поиске единственно верного пластического решения исходя из поставленной задачи. Для ее реализации мастер свободно использует различные живописные приемы.

«Сезанновские» натюрморты с белой скатертью и перспективой, «вывернутой» на зрителя («Натюрморт на кухне», 1974), «левитановские» пейзажи, многогранные по своему содержанию («Слеги», 2000) — это аллюзии на существующие культурные традиции: постимпрессионизм и авангард, московскую и грузинскую школы живописи. Опираясь на опыт предшественников, Тоидзе создает свою систему ценностей, не зависящую от моды.

В последние десятилетия в ее творчестве усилилось декоративное начало. Так, героини диптиха «Флора и Фауна» (1999) предстают перед нами африканскими девами; экзотическая трактовка образов позволяет сосредоточиться на красоте линий, четкости силуэтов, особенно эффектных на фоне цветущих декоративных кустарников, написанных широкими короткими разнонаправленными мазками, включающими в себя все тона — от нежно-розового до темновишневого. Орнаментальный фон, многочисленные детали, силуэтность, большие цветовые плоскости, богатство палитры и контрастность делают картину необычайно эффектной.

На первый взгляд живопись Нателлы Тоидзе проста для восприятия, но чем дольше всматриваешься в ее полотна, тем больше открывается в них смыслов. Любой предмет в пространстве холста приобретает особую знаковость.

В своем творчестве художница сочетает декоративизм и натурное видение, сложные пространственные решения и плоскостные композиции. Каждое ее произведение — глубоко продуманная и решенная задача, а творчество в целом — отражение сложного внутреннего мира.