краткое содержание других презентаций

«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Элементы русской народной сказки. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков. Сказки. Сказка «Дикий помещик». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Как решается проблема в сказке. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Убежденный социалист. Литературная деятельность. Вольнодумие. Московский дворянский институт. Крепостной человек. История одного города. Жена писателя. Творчество Щедрина. Отечественные записки. Маловажность книг. Родился в старой дворянской семье. Михаил Евграфович. Юный Салтыков. Господа Головлёвы.

«Жизнь и творчество Щедрина» - «Отечественные записки». М.Е.Салтыков в раннем детстве. Арсенальная гауптвахта. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жена писателя. Жизнь, творчество. Творчество Щедрина. Дом по Литейному проспекту. Отец писателя. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. Салтыков- Щедрин. Московский дворянский институт. Н.В.Гоголь. Господа Головлёвы. «История одного города». Мать писателя.

«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». Очерк жизни и творчества. Образование. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. «Вятский плен». Художественные особенности. «История одного города». Идея Салтыкова-Щедрина. Основные темы. Я люблю Россию до боли сердечной. Мать писателя Ольга Михайловна. Дочь писателя. Обилие впечатлений. Государственная служба. Проблематика.

«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Силки для птиц. Как генералы мужика при себе удерживали. Сколько человек упрекнули дикого помещика в глупости. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть. Назовите фамилию «Дикого помещика». Золотое слово. Когда первый раз заплакали генералы. Груши. Способ прогулки. Назовите имя автора сказок.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Открыт музей. Начало литературной деятельности. Я люблю Россию до боли сердечной. Творчество Щедрина. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В ссылке. Писатель. Состав редакции журнала. Мемориальная доска. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Улица. Михаил Евграфович с женой. Детство писателя. История одного города. Последние годы жизни. Ольга Михайловна.

Почему будущий писатель постоянно нуждался в деньгах и как стал советником губернского правления, читайте в нашем краеведческом блоге.

Заглянуть почти на два века назад меня сподвигли работы Евгения Петряева. Это учёный-краевед, военный врач и кандидат биологических наук, который в 1956 году был переведён в наш город на должность начальника НИИ эпидемиологии из Читы. Он до конца своих дней жил в Кирове, изучал историю Вятки и был организатором Герценовских, Салтыковских и Гриновских чтений. Я думаю, что про Петряевские чтения многие слышали. Их учредили в честь Евгения Дмитриевича через год после его смерти в 1988 году. А также многим известен дом на Театральной площади, прямо напротив памятника Шаляпину, в котором жил учёный.

Петряев изучал глубоко и подробно творчество Салтыкова-Щедрина, особенно период жизни будущего писателя на Вятке.

Что делал на Вятке Салтыков?

Этой весной исполняется ровно 169 лет, как Михаил, тогда ещё просто Салтыков, въехал на тройке почтовых лошадей в наш город. Молодой начинающий писатель был снят с должности в канцелярии военного министерства в Петербурге и сослан в Вятку за первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело». В литературных трудах речь шла о «маленьких людях», которые погибали в борьбе с сильными. Николай I прочитал повести и усмотрел в них революционные идеи, которые в то время уже потрясали всю Европу. Михаила Салтыкова сняли с должности и отправили в Вятку под надзор губернатора.

В нашем городе 22-летнего юношу поселили в доме на ул. Вознесенской. Больше семи лет прожил здесь Михаил Салтыков. Теперь на улице Ленина, 97 есть дом-музей писателя.

Своему брату Михаил Евграфович писал из Вятки о том, что всё кругом очень мрачно и тревожно.

Я живу один, на холостом положении, занимаю довольно сносную квартиру, но до сих пор не завёл себе ни порядочной мебели, ни экипажа. Все прочие, имеющие равные со мной места, уже давно обзавелись всем этим, но у меня, видно, таланта нет на это; потому что как я нуждался в Петербурге, так и здесь нуждаюсь постоянно, - сообщал писатель брату

Через два года после прибытия в наш город Салтыков стал советником губернского правления. Занимался отводом земель и лесов, исполнением судебных приговоров, взысканием недоимок. Вёл статистику, ревизии. Разбирал жалобы, прошения и приговоры.

Об истории с дочерью вятского вице-губернатора тоже многие знают. Салтыков полюбил 12-летнюю Елизавету Болтину и решил подождать, пока девочка подрастёт. Дождался 16-летия возлюбленной. Родители девушки дали согласие на брак. А вот мать Салтыкова была против женитьбы сына на бесприданнице Елизавете. Сейчас брак в 16 лет с трудом можно себе представить, но в случае Салтыкова-Щедрина он оказался не простым, но крепким. Елизавета и Михаил прожили вместе долгую жизнь, у них родилась дочь, которую назвали Елизаветой в честь матери.

Любопытный факт : дочь классика дважды выходила замуж. Второй раз за итальянца, который был представителем американской компании в России и продавал субмарины Российскому военно-морскому флоту.


Почему, собственно, Крутогорск?

В доме на Вознесенской улице были сделаны первые наброски «Губернских очерков». Они представляли собой картины характерных безобразий и идиотизма провинциальной жизни. Есть в них положительные персонажи. Это, преимущественно, простые люди и крестьяне. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин называет Вятку Крутогорском. Вероятно, из-за холмов, на которых располагался город. Специально привожу здесь внушительную цитату из произведения, чтобы вам было понятно, какие чувства испытывал писатель, когда покидал город.

Я оставляю Крутогорск окончательно: предо мною растворяются двери новой жизни, той полной жизни, о которой я мечтал, к которой устремлялся всеми силами души своей... И между тем внутри меня совершается странное явление! Я слышу, я чувствую, что какое-то неизъяснимое, тайное горе сосёт мое сердце; я чувствую это и припадаю головой к кибитке, а слёзы, невольные слёзы, так и бегут, так и льются из глаз… Я огорчен, я подавлен и уничтожен, я положительно не знаю, куда деваться от снедающей меня тоски... Все тёмные горести, все утраченные надежды, все душевные недуги, всё, что так болезненно назревало в моём сердце, всё это мгновенно встаёт передо мною... Мне кажется, что меня тяжело оскорбили, что внезапно погибло всё, что я любил, чем был счастлив, что я неожиданно очутился один, совершенно один, отторгнутый от всего живого… «Ужели я в Крутогорске оставил часть самого себя?» - спрашиваю я себя мысленно. Но текущие по щекам слёзы, но вырывающиеся из груди вздохи красноречивее слов отвечают на этот вопрос! Да! Не мог же я жить даром столько лет, не мог же не оставить после себя никакого следа! Потому что и бессознательная былинка – и та не живёт даром, и та своею жизнью, хоть незаметно, но непременно воздействует на окружающую природу...

Щедрин из Вятки - версия Евгения Петряева

Учёный-краевед Евгений Петряев считал, что Салтыков-Щедрин как писатель родился именно в Вятке.

Вскоре после отъезда из нашего города цикл очерков вышел в свет. Их напечатали под псевдонимом отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина. Михаил Салтыков не забыл печальный опыт выпуска повести «Запутанное дело» и решил не рисковать.

Есть несколько версий, как к фамилии Салтыков добавилась вторая - Щедрин. Некоторые историки утверждают, что псевдоним появился во время службы в Вятке после рабочей поездки в Казанскую губернию, где Салтыков встретил купца-старовера Щедрина, который запомнился ему. Вторая фамилия могла быть задумана именно после этой встречи.

Евгений Петряев считает, что вторая фамилия могла прийти в голову писателю после встречи с подследственным Т. Т. Щедриным. В Кирове в доме-музее осталась репродукция страницы следственного дела 1855 года, на которой впервые рядом оказались подписи чиновника Салтыкова и подследственного Щедрина.

После того, как Салтыков-Щедрин уехал из Вятки, в доме на Вознесенской размещалась почтовая станция. В советское время здесь квартировали 3-4 семьи, а с 1968 года был устроен музей писателя.

Использованы материалы: статьи газеты «Кировская правда», Е. Петряев «М. Е. Салтыков-Щедрин в Вятке»

Салтыков-Щедрин (Салтыков) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков; псевд. Н. Щедрин) , русский писатель-сатирик, публицист. В 1868-1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Николаем Алексеевичем Некрасовым).Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни предполагает страстную тоску о здоровье. Ф.М. Достоевский

Творчество публициста, критика, писателя, редактора журнала "Отечественные записки" Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Появление в русской литературе сатирика такого масштаба стало возможным только благодаря вере в преображающую силу литературы (которую сам писатель называл "солью русской жизни"), и такая вера действительно господствовала в российском обществе второй половины 19 века.

Настоящая фамилия писателя - Салтыков . Псевдонимом " Николай Щедрин " он подписывал свои ранние произведения (от имени Н. Щедрина велось повествование в "Губернских очерках"). Поэтому, став знаменитым именно как Щедрин, стал подписываться двойной фамилией. Будущий писатель, вице-губернатор Тверской и Рязанской губерний родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) в семье потомственного дворянина и успешного чиновника Евграфа Васильевича Салтыкова и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной художник Павел Соколов, а в десятилетнем возрасте будущего сатирика отдали в Московский дворянский институт. Как один из лучших учеников в 1838 году был определён на обучение за казённый счёт в самое престижное учебное заведение своего времени - Царскосельский лицей (тот самый, в котором учился Пушкин). Лицей будущий писатель закончил в 1844 году по второму разряду (с получением чина десятого класса - так же, как и Пушкин) и был определён на государственную службу в канцелярию военного министра. В лицейские годы начал писать стихи, однако качество этих стихов было крайне низким, и писатель впоследствии не любил о них вспоминать.

Литературную известность Салтыкову принесла повесть "Запутанное дело" (1848), написанная под влиянием "Петербургских повестей" Гоголя и романа "Бедные люди" Достоевского. Размышления героя повести о России как об "обширном и обильном государстве", где человек "мрёт себе с голоду в обильном государстве" сыграли роковую роль в судьбе автора: именно в 1848 году произошла третья революция во Франции, что повлекло за собой усиление цензуры в России. За вольномыслие и "вредное направление" писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где провёл почти 8 лет.

В 1856 году Салтыков-Щедрин женился на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной, вернулся в Петербург и, став чиновником для особых поручений при министре внутренних дел, был командирован в Тверскую губернию. На государственной службе Салтыков-Щедрин активно боролся со злоупотреблениями чиновников, за что получил прозвище "вице-Робеспьер". В этом же году были опубликованы его "Губернские очерки" , написанные под впечатлением от вятской ссылки и принесшие ему настоящую литературную славу.

С 1862 по 1864 гг. сотрудничает с некрасовским "Современником" и ведёт в нём рубрику "Наша общественная жизнь". После закрытия "Современника" и перехода Некрасова в журнал "Отечественные записки" становится одним из его соредакторов. Вплоть до 1868 года писатель находится на государственной службе в Пензенской, Тульской и Рязанской губерниях. И только работа в журнале "Отечественные записки" заставляет его покинуть чиновничью работу и поселиться в Петербурге. В редакции журнала Салтыков-Щедрин проработает до самого закрытия "Отечественных записок" в 1884 году.

В 1869 году писатель публикует одно из самых значительных своих произведений - повесть "История одного города" . Это произведение, построенное на гиперболе и гротеске, сатирически освещает российскую историю под видом истории вымышленного города Глупова. При этом сам автор подчёркивал, что его интересует не история, а настоящее. Обобщая вековые слабости и пороки росийского общественного сознания, Салтыков-Щедрин показывает неприглядные стороны государственной жизни.

В первой части книги даётся общий очерк глуповской истории - по сути, пародия на "Повесть временных лет" в части рассказа о начале русской государственности . Во второй - описание деятельности наиболее выдающихся градоначальников. Собственно, история Глупова сводится к постоянной и бессмысленной смене правителей при полной покорности народа , в сознании которого начальники отличаются друг от друга только способами сечения (наказания): только одни секут без разбора, вторые объясняют порку требованиями цивилизации, а третьи умело добиваются от глуповцев желания быть посечёнными.

Образы правителей города в высшей степени карикатурны. Например, Дементий Брудастый (Органчик) успешно управлял городом, имея в голове вместо мозга механизм, воспроизводивший две фразы "Разорю!" и "Не потерплю!" - управлял до тех пор, пока механизм не сломался. Шесть правительниц затем подкупают солдат ради недолгого властвования, а две из них в буквальном смысле съедают друг друга, будучи посаженными в клетку, и в истории этих шести градоначальниц легко угадываются дворцовые перевороты 18 века (в действительности не шесть, а четыре императрицы 18 века пришли к власти путём переворота: Анна Леопольдовна, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая). Градоначальник Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева и мечтает вместо Глупова построить город Непреклонск, ради чего составляет "систематический бред" по организации казарменной жизни глуповцев, которым предстоит ходить строем и синхронно выполнять бессмысленную работу. Спасает глуповцев и их город от уничтожения только таинственное исчезновение градоначальника, который однажды просто растворился в воздухе. История Угрюм-Бурчеева - первый в русской литературе опыт антиутопии .

С 1875 по 1880 годы Салтыков-Щедрин работает над романом "Господа Головлёвы" . Первоначально это был не роман, а серия рассказов, посвящённой хронике жизни одной семьи. Идею написать роман подсказал автору И.С. Тургенев, прочитавший в 1875 году рассказ "Семейный суд": "«Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения - описания подвигов «Иудушки » ". Рекомендация Тургенева была услышана. Вскоре в печати появился рассказ "По-родственному", а через три месяца - рассказ "Семейные итоги". В 1876 году Салтыков-Щедрин осознал, что история семьи Головлёвых приобретает черты самостоятельного произведения. Но только в 1880 году, когда была написана история гибели Иудушки Головлёва, отдельные рассказы были отредактированы и стали главами романа. В качестве прототипов персонажей романа выступили члены семьи самого писателя. В частности, в образе Арины Петровны отразились черты матери Салтыкова-Щедрина Ольги Михайловны Забелиной-Салтыковой, женщины властной, жёсткой, не терпевшей неповиновения. Сам автор был втянут в судебную тяжбу со своми братом Дмитрием, черты которого воплощены в образе Порфирия-Иудушки (по свидетельству А.Я. Панаевой, ещё в 60-е гг. Салтыков-Щедрин называл брата Дмитрия Иудушкой).

Сама композиция романа подчинена раскрытию идейного содержания: каждая глава завершается смертью одного из членов семьи. Шаг за шагом писатель прослеживают постепенную деградацию - сначала духовную, а затем и физическую - семьи Головлёвых. Распад семьи позволяет Порфирию Владимировичу всё большее состояние сосредоточить в своих руках. Однако следом за историей распада семьи начинается рассказ об истории распада личности: оставшийся в одиночестве, дошедший до пределов падения, погрязший в пошлости и пустословии Порфирий бесславно умирает. Найденный "закоченевший труп головлёвского барина", казалось бы, ставит точку в истории семьи. Однако в финале произведения мы узнаём о некой родственнице, давно наблюдавшей за гибелью головлёвского рода и ожидавшей заполучить их наследство...

С 1882 по 1886 гг. Салтыков-Щедрин пишет "Сказки для детей изрядного возраста" . В этот цикл вошло 32 произведения, продолжающих традиции, заложенные в "Истории одного города": в гротескно-фантастической форме писатель воссоздаёт сатирическую картину современности. Тематическое содержание сказок разнообразно:

1) обличение самодержавия ("Медведь на воеводстве");

2) обличение помещиков и чиновников ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил");

3) обличение трусости и пассивности ("Премудрый пискарь", "Либерал", "Карась-идеалист");

4) положение угнетённого народа ("Коняга");

5) правдоискательство ("Путём-дорогою", "Ворон-челобитчик").

Художественными особенностями сказок являются афористичность языка и сочетание реальности с фантастикой.

В последние годы Салтыков-Щедрин работал над романом "Пошехонская старина", который завершил за три месяца до смерти. Писатель скончался 10 мая 1889 года в Петербурге.

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыков ых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыков а совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.

Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинением стихов Михаил Евграфович Салтыков стяжал славу умника и второго Пушкина. Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. В то время, и в особенности в нашем заведении,- вспоминал Салтыков ,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели - приготовить чиновника.

Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: Михаил Евграфович Салтыков с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале Отечественные записки, а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. Этот кружок инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе, Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что золотой век находится не позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и любвеобильное - все шло оттуда.

Но и здесь Салтыков обнаружил зерно противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Михаил Евграфович Салтыков заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях, что они живут в России лишь фактически или, как в то время говорилось, имеют образ жизни: ходят в канцелярию на службу, питаются в ресторанах и кухмистерских... Духовно же они живут во Франции, Россия для них представляет собой область, как бы застланную туманом.

В повести Противоречия (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться над разгадкой необъяснимого феникса - русской действительности, искать пути выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью, идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести - Запутанное дело (1848) Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, Михаил Евграфович Салтыков также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью, найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились характерные признаки духовного облика Салтыков а: нежелание замыкаться в отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех идеалов, в которые Михаил Евграфович Салтыков уверовал.

Обе повести были опубликованы в журнале Отечественные записки и поставили молодого писателя в ряд сторонников натуральной школы, развивающих традиции гоголевского реализма. Но принесли они Салтыков у не славу, не литературный успех... В феврале 1848 года началась революция во Франции. Под влиянием известий из Парижа в конце февраля в Петербурге был организован негласный комитет с целью рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы. Правительственный комитет не мог не заметить в повестях молодого чиновника канцелярии Военного ведомства вредного направления и стремления к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу. В ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандарма отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку.

Убежденный социалист в течение многих лет носил мундир провинциального чиновника губернского правления, на собственном жизненном опыте ощущая драматический разрыв между идеалом и реальностью. ...Молодой энтузиазм, политические идеалы, великая драма на Западе и... почтовый колокольчик. Вятка, губернское правление... Вот мотивы, сразу, с первых шагов литературной карьеры овладевшие Щедриным, определившие его юмор и его отношение к русской жизни,- писал В. Г. Короленко.

Но суровая семилетняя школа провинциальной жизни явилась для Салтыков а-сатирика плодотворной и действенной. Она способствовала преодолению отвлеченного, книжного отношения к жизни, она укрепила и углубила демократические симпатии писателя, его веру в русский народ и его историю. Салтыков впервые открыл для себя низовую, уездную Русь, познакомился с жизнью провинциального мелкого чиновничества, купечества, крестьянства, рабочих Приуралья, окунулся в животворную для писателя стихию достолюбезного народного говора. Служебная практика по организации в Вятке сельскохозяйственной выставки, изучение дел о расколе в Волго-Вятском крае приобщили Салтыков а к устному народному творчеству. Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни,- вспоминал писатель о вятских впечатлениях.

С демократических позиций взглянул теперь Салтыков и на государственную систему России. Михаил Евграфович Салтыков пришел к выводу, что центральная власть, как бы ни была просвещенна, не может обнять все подробности жизни великого народа; когда она хочет своими средствами управлять многоразличными пружинами народной жизни, она истощается в бесплодных усилиях. Главное неудобство чрезмерной централизации в том, что она стирает все личности, составляющие государство. Вмешиваясь во все мелочные отправления народной жизни, принимая на себя регламентацию частных интересов, правительство тем самым как бы освобождает граждан от всякой самобытной деятельности и самого себя ставит под удар, так как делается ответственным за все, делается причиною всех зол и порождает к себе ненависть. Централизация в масштабах такой огромной страны, как Россия, приводит к появлению массы чиновников, чуждых населению и по духу, и по стремлениям, не связанных с ним никакими общими интересами, бессильных на добро, но в области зла являющихся страшной, разъедающей силой.

Так образуется порочный круг: самодержавная, централизованная власть убивает всякую народную инициативу, искусственно задерживает гражданское развитие народа, держит его в младенческой неразвитости, а эта неразвитость, в свою очередь, оправдывает и поддерживает централизацию. Рано или поздно народ разобьет это прокрустово ложе, которое лишь бесполезно мучило его. Но что делать сейчас? Как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости самого народа?

В поисках ответа на этот вопрос Салтыков приходит к теории, в какой-то мере успокаивающей его гражданскую совесть: Михаил Евграфович Салтыков начинает практиковать либерализм в самом капище антилиберализма, внутри бюрократического аппарата. С этой целью предполагалось наметить покладистое влиятельное лицо, прикинуться сочувствующим его предначертаниям и начинаниям, сообщить последним легкий либеральный оттенок, как бы исходящий из недр начальства (всякий мало-мальски учтивый начальник не прочь от либерализма), и затем, взяв облюбованный субъект за нос, водить его за оный. Теория эта, в шутливом русском тоне, так и называлась теорией вождения влиятельного человека за нос, или, учтивее: теорией приведения влиятельного человека на правый путь.

В Губернских очерках (1856-1857), ставших художественным итогом вятской ссылки, такую теорию исповедует герой, от имени которого ведется повествование и которому суждено стать двойником Салтыков а,- надворный советник Н. Щедрин. Общественный подъем 60-х годов дает Салтыков у уверенность, что честная служба социалиста Щедрина способна подтолкнуть общество к радикальным переменам, что единичное добро, творимое в самом капище антилиберализма, может принести некоторые плоды, если носитель этого добра держит в уме предельно широкий демократический идеал.

Вот почему и после освобождения из вятского плена Салтыков -Щедрин продолжает (с кратковременным перерывом в 1862-1864 годах) государственную службу сначала в Министерстве внутренних дел, а затем в должности рязанского и тверского вице-губернатора, снискав в бюрократических кругах кличку вице-Робеспьера. В 1864-1868 годах Михаил Евграфович Салтыков служит председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Административная практика открывает перед сатириком самые потаенные стороны бюрократической власти, весь скрытый от внешнего наблюдения потаенный ее механизм. Одновременно Салтыков создает циклы очерков Сатиры в прозе и Невинные рассказы, в период сотрудничества в редакции Современника (1862-1864) пишет публицистическую хронику Наша общественная жизнь, а в 1868-1869 годах, став членом редколлегии обновленного Некрасовым журнала Отечественные записки, публикует очерковые книги Письма о провинции, Признаки времени, Помпадуры и помпадурши.

Постепенно Салтыков изживает веру в перспективы честной службы, которая все более превращается в бесцельную каплю добра в море бюрократического произвола. Реформа 1861 года не оправдывает его ожиданий, а в пореформенную эпоху русские либералы, с которыми Михаил Евграфович Салтыков искал союза, круто поворачивают вправо. В этих условиях Салтыков -Щедрин приступает к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества - Историей одного города.