На одной из пресс-конференций как-то возник вопрос о национальном характере: существует ли такое понятие в принципе или его придумали журналисты? Тогда встал молодой сотрудник популярного столичного издания и ответил: "Про других не скажу, но у нас, татар, национальный характер точно есть - нам татарам лишь бы даром".

Впрочем, найти человека, который отказался бы от халявы весьма затруднительно, так что это, наверное, не главная черта татарского этноса. А какие же тогда основные? Попробуем их найти.

1. Рыжий, рыжий, конопатый

Татар принято считать брюнетами с большими темными глазами. Однако народ давно и прочно ассимилировался со славянами, и потому среди его представителей есть и блондины, и шатены, и конопатые рыжие. Не обязательна и смуглая кожа, высокие скулы, узкий разрез глаз. Кроме того, есть татары крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские, достаточно сильно друг от друга отличающиеся. Так что если вы не профессиональный антрополог, то вряд ли определите татарина по глазам, носу или форме губ.

2. Не греет в холода борода

Бороду татары носят крайне редко, видимо, подражая в этом фино-угорским народам, с которыми тоже исторически слились.

3. Фатима, Гульчатай, Резеда…

Татары - мусульмане, но многоженство у них не распространено. Крайне редко татарин имеет даже двух жен. Только если первой супруге, войдя в преклонный возраст, трудно уже ухаживать за домом и детьми, берет вторую - более молодую и сильную. А невесту проверяет так: смотрит, как она режет домашнюю лапшу и хлеб, чем тоньше - тем лучше, будет экономной хозяйкой.

4. Весь в работе

Если немцы, прежде всего, пунктуальные, русские - бесшабашные, то татары - работящие. Хорошо преуспевают они в торговле и ремеслах. Известный историк 19 века Николай Никольский записал в своих "Этнических альбомах": "Татарина - трудно представить дома даже в мусульманские праздники, он непременно стоит около своей лавки или магазина и беседует с соседями и с проезжающими. Торговля у татар идет лучше, чем у русских".

5. Пальчики оближешь!

Утверждаете, что вам не нравится татарская кухня? Вы ее просто не пробовали! Она вкуснейшая, но почему-то мало известная. Повсеместно популярны лишь чак-чак и азу по-татарски. Конечно, казалык - вяленую конину сегодня найти трудно, но приготовьте бэлиш с мясной, картофельной, или творожной начинкой, кыстыбый с пшенной кашей или перемяч с морковкой или свеклой, точно не пожалеете!

6. Чай не пьешь, где силы берешь?

Чай в Татарстане - излюбленный национальный напиток. Без него не проходит ни одна встреча, не завязывается беседа. С "иртэнгэ чэй" - утреннего чая начинают день. "Чэйгэ чакыру" -древний обычай приглашать на чай. "После чая - на душе лето", - гласит народная пословица.

7. Все мы вышли из татар

Татары уверены - большинство великих людей принадлежат к их народу. Да часто и не поспоришь: Рахманинов, Аксаков, Тютчев, Карамзин, Шереметьев - фамилии татарского происхождения. А в недавно вышедшем фильме "Тайны татар Москвы" утверждается, что даже Минин и Пожарский имели в своем роду татарские корни.

8. Мужик даже если упадет, денежку найдет.

Так утверждает татарская пословица. Народ отличается бережливостью и рачительностью. Татарин обязательно построит себе хороший, удобный дом, создаст крепкое хозяйство. Миллионеров среди татар мало, но и бедных практически нет, в основном они состоятельные, зажиточные люди, умеющие толково распорядится даже небольшими средствами.

9. Кулмек, ыштан, да тюбетейка

Основа национального татарского костюма - свободная туникообразная рубаха (кулмек), широкие штаны (ыштан) и непременная тюбетейка. Ткани даже мужчины всегда предпочитали яркие, восточные, с затейливым узором. А тюбетейку не снимали ни дома, ни на улице, в холодные же дни прямо поверх нее одевали шапку или войлочную шляпу.

10. Много нас!

Татары в нашей стране народ по численности второй, после русских. Их, по данным последней переписи 2010г. чуть больше 5 млн. , а потому они по праву считаются государство образующей нацией. Рядом с нами они живут много веков, так пусть и дальше дружба только крепнет!

А вот, что думают сами о себе известные представители татарского народа.

Наиль Набиуллин, председатель Союза татарской молодежи "Азатлык"

Современный татарский мужчина прекрасно знает несколько языков, русский, английский, разумеется, татарский. Стремится изучить тюркские языки: турецкий, казахский. Он всегда готов прийти на помощь нуждающимся. Он мусульманин, обязательно знающий основные каноны ислама. Любит себя, свою семью, своих родственников. Как государствообразующая нация татары несут ответственность в целом за всю нашу страну, а не только за себя.

Настоящий татарин - любящий многодетный отец, сыновьям и дочерям он стремится дать хорошее образование, да и сам постоянно духовно совершенствуется.

К сожалению, глобализация дает о себе знать, и национальную одежду каждый день он не носит, но стремится к этому. Как минимум, по праздникам одевает тюбетейку, чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Я тюбетейку ношу каждый день. А для торжественных моментов у меня есть национальный костюм. Впрочем, даже когда одеваюсь по европейски, стремлюсь, чтобы хоть какой то этнический элемент, пусть небольшой, но в окостюме присутствовал.

А еще татарин, как минимум, зажиточный человек.

Раис Сулейманов, научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований (РИСИ):

Современный татарский мужчина - человек светский, преимущественно городской житель, свободно владеющий русским языком, как правило, он носит европейскую одежду, воспринимает русскую культуру не как чужую, а как свою. Может спокойно интегрироваться с русскими, вплоть до браков. В нем нет кавказской экспрессии, он спокоен и миролюбив. Стремится стать человеком состоятельным, материальный достаток для него важен, но он не скопидом.

Евгения Кеда

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы.

Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно &mdash, никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности &mdash, лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая &mdash, более молодая &mdash, теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа &mdash, обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий &mdash, у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим &mdash, вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт &mdash, чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей &mdash, как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом &mdash, твой дом

Татары &mdash, народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание &mdash, татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение &mdash, нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «,Женщина без мужа, что конь без узды!», Слово мужа для неё &mdash, закон. Хотя остроумные татарки дополняют &mdash, на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже &mdash, это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек &mdash, национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример &mdash, аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка &mdash, прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина &mdash, это прекрасный дар свыше!

Цитирую И:

По N у татар у вас старая инфо. Выборка маленькая, на самом деле N у татар намного больше, это видно по тестам.
Про Z93 вам тоже кто-то наврал. Этот снип есть у польско-литовских "татар". Это небольшой народ в несколько десятков тысяч человек, отправленных в свое время из З.Орды на помощь монгольским войскам. Вы же понимаете что это не татары, некорректно на них ссылаться.
У казанских татар не Z93, а балтийские снипы. Можете это проверить по FTDNA. Есть один единичный Z93 у мишаря в Башкирии, но это ни о чем не говорит. Вот у ваших соседей башкир да сплошь Z93.
В приведенной таблице нет даже J, E, хотя их очень много у татар по последним данным.
Но в скифо-сарматских костях J, E, N не найдены.
О фенотипах забудьте, это неактуально.

1. Если и есть балтийские снипы, то скорее всего от балтов именьковской культуры.

2. Актуальна как раз антропология. Она прежде всего говорит, что татары расово отличаются от финно-угров и русских. Преобладание понтидов уже говорит само за себя.

3. У татар как раз преобладают не европейские снипы R1a:

Z93+ и L342.2+ Если есть другая инфа - скиньте ссылку. Посмотрю.

4. Есть ДНК проект на татфоруме. По нему выходит, что R1a татар по гаплотипам не имеют ничего общего с финно-уграми и русскими: www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6803&st=520
___________________

Есть официальная антропология. В конце концов есть глаза. Хоть тресни - татары в основе своей не финно-угры, не балты и не русские, а понтиды (норд-ираниды).

Что вы мне пытаетесь доказать?

Насчет мишарей - финно-угров вообще смешно.))) У них сплошь выраженные понтиды + кочевая традиция неутрачена. При этом резко отличаются от русских и окружающих финских народов. У древней финской мещеры если что был верхнеокский тип. Степной мишарский есть от скифов:

*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1903
//. Предания и исторические данные о мишарях. Гайнетдин Ахмеров.

Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «тишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударяют руками в грудь - в знак гордости. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) - петух, силазан - селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особенно куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за границу.
Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными.
В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).
Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чистополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме - они частью извозчики, частью служат на разных судах, есть и судопромышленники. В Астрахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).
Из мишарей очень много коновалов. В некоторых деревнях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коновалов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских. Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было.
В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Такую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень - по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конокрадство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.
Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо - баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот- режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ.

Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин - летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.
6 Н-654

VII. О костюме.

Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.
Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда мишарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет». У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы. Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками.
В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти".
У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское влияние.
Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают голову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов и Черемшанский. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора.
Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.
У мишарок есть свой национальный камзол-род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.
Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.
У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.
Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ.

Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской литературе, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.
Это предположение, основанное исключительно на названии «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в научной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; языка и быта этого народа никто не изучал, почему и встречаются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.
Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточно, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные названия, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак). Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством", охотою на зверей и рыбною ловлею.
У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.
6* 163

Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили.
Спрашивается, в силу каких же благоприятных обстоятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области мещеры, как показывает название реки - Мокша), является постоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить, наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них, столько мурз и князей?
Мишари сами себя считают татарами, киргизы называют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения; другие инородцы и русский народ называют их безразлично татарами.
Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, вышедший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Собственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.
Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.
По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.
Занятия, нравы и обычаи их - кочевого характера и сходны с киргизскими.
Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит неопровержимым доказательством тюркского их происхождения. Я пришел к глубокому убеждению, что это - представители более многочисленного и когда-то сильного племени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении последней части этого племени, предводимая царевичем Касимом, в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала называться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоевании царств Казанского и Астраханского, постепенно утвердилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Симбирской, Пензенской и южной части Казанской, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятельства заставили магометанствующих инородцев (татар и мишарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

VII. О названии мишарь.

У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижегородской губернии называют татар именем «Казан», Астраханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мурзы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губернии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».
В городах Москве и Астрахани проживает много мишарей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Мещерой», а также «Мещерским городцем». Название родоначальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытеснило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием.

_____________________

Скажите, что вы мне пытаетесь доказать и для чего?

Что татары братья русским и финно-уграм?

Очередной рейтинг самых красивых женщин посвящен представительницам татарского народа - второго по величине народа России (после русских). Всего в мире насчитывается около 7 миллионов татар, из которых 5,3 миллиона живут в России. Не следует смешивать татар российского Поволжья с крымскими татарами, поскольку это два совершенно разных народа.

Прямые предки современных татар Поволжья - не монголо-татары из войск Чингисхана, а волжские булгары, жившие на территории нынешнего Татарстана задолго до прихода монголов, а также половцы и черкасы, которые были основным населением Золотой Орды. Неоднородность происхождения современных татар подтверждает разнообразие их антропологических типов, которых насчитывается четыре: понтийские - 33,5% от общего числа татар, светлые европейские - 27,5%, сублапоноидные (волго-камские) - 24,5% и монголоидные (южно-сибирские) - 14,5% (данные исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах).

Далее представлены восемь самых красивых, на мой взгляд, татарок. В рейтинге представлены только известные татарки - три актрисы, две победительницы конкурсов красоты, а также певица, спортсменка и знаменитая на весь мир фотомодель.

8-е место: Айдан Шенер (род. 1 марта 1963) - турецкая актриса татарского происхождения, известная ролью Фериде в сериале "Королёк — птичка певчая". В 1877 году татарские предки Айдан Шенер уехали из Казани в Турцию, спасаясь от насильственной христианизации. Айдан Шанер помнит свои татарские корни и дважды (в 2004 и 2007 годах) посетила Казань. Мать Айдан - крымская татарка.


7-е место: (род. 3 февраля 1988) - актриса Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала. Страничка Нафисы Хайруллиной на сайте "В Контакте"- vkontakte.ru/id62165727

6-е место: (род. 12 ноября 1987) - Мисс Казань 2009. Страничка Резеды Хазеевой на сайте "В Контакте" - vkontakte.ru/id6738585

5-е место: Ирина Шарипова (род. 7 февраля 1992) - Мисс Татарстан 2010, Первая вице-Мисс Россия 2010, представительница России на международном конкурсе красоты "Мисс мира 2010". Рост Ирины Шариповой 178 см., параметры фигуры 83-60-87. Обычно Ирина Шарипова называется в СМИ татаркой, однако среди её предков не только татары, но и узбеки, русские и украинцы.

4-е место: (род. 12 мая 1983) - прославленная российская спортсменка: Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, неоднократная чемпионка мира, Европы и России. Сейчас Алина - депутат Государственной думы. Рост Ирины Кабаевой 166 см., параметры фигуры 86-64-86. Алина - дочь известного футболиста, татарина по национальности, Марата Кабаева. На своём официальном сайте Алина Кабаева пишет, что понимает татарский язык: "Мне повезло и с бабушкой по папиной линии. Она всегда разговаривала со мной только на татарском языке, и я ее понимала. Благодаря ей я и сейчас понимаю татарский язык, правда, говорить уже не могу. В детстве могла, у меня же папа татарин. И бабушка татарка, и дедушка" (kabaeva-alina.ru/life/about/46/).

3-е место: (род. 27 июня 1983) - певица, Народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу - Сафина, после замужества взяла фамилию мужа - Абрамова. В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: "Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это - мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам - татарстанцам". Официальный сайт Алсу - alsou.ru

2-е место: Ирина Шайхлисламова , более известная как Ирина Шейк / Irina Shayk. Род. 6 января 1986 в небольшом городе Еманжелинск Челябинской области. Ирина Шайхлисламова - татарка по отцу. Карьера фотомодели для Ирины началась с победы в челябинском конкурсе красоты "Супермодель 2004". Скаут Гия Джикидзе, который также открыл Наталью Водянову, Евгению Володину и других известных сейчас моделей, заметил Ирину и предложил ей стать профессиональной моделью. С 2005 года она начала работать в качестве модели в Европе, а потом и в США. Помимо того, что Ирина Шейк регулярно появляется на обложках журналов, она в последнее время фигурирует в СМИ как невеста одного из самых успешных футболистов мира - португальца Криштиану Роналду. Пара собирается вступить в брак летом 2012 года. Рост Ирины Шейк 178 см., параметры фигуры 86,5-58-88.

Сегодня к татарам относятся неоднозначно. С одной стороны, ими восторгаются, ведь именно они вместе со своими братьями монголами сумели покорить добрую половину (если не больше) Старого мира. С другой стороны, к ним относятся не совсем дружелюбно, ведь существует мнение, что характер татар далек от идеального. воинственен, смел, хитер и в определенной степени жесток. Но истина, как всегда, где-то посередине.

Характер татар во многом определялся условиями, в которых они жили. Кочевники, как известно, были выносливыми люди, сильными и смелыми. Они с легкостью могли адаптироваться не только к любым погодным условиям, но и к любым жизненным ситуациям. Но всегда татары сохраняли верность своим национальным традициям, жизнью общины руководили умные люди в соответствии с древними традициями.

Какой же имеют татары характер на самом деле? Люди, близко знакомые с этим народом, отмечают, что основными качествами их являются настойчивость и трудолюбие. В татарских семьях всегда много детей. Интересен тот факт, что они верят в то, что больная женщина может выздороветь, когда родит очередного малыша. Семья для татарина - самое главное, он трепетно относится к своей половине. Разводов среди людей этой национальности довольно мало. А еще они живут очень дружно, всегда поддерживают друг друга, что сегодня является большой редкостью для народов Запада.

Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Борьба за выживание в условиях кочевой жизни породила в сердцах представителей этого народа определенную зависть, честолюбие, хитрость. Татары довольно благоразумны, имеют светлый и быстрый ум, но и горячие головы. Однако они всегда хорошо думают перед тем, как сказать что-нибудь со злости. С древности татары занимаются торговыми делами, поэтому хорошо преуспевают в этом деле и сегодня. А торговля сама по себе требует от человека целомудрия, изворотливости и хитрости. Интересно то, что крепостными не были. Жили они по своим правилам и законам, а помещики существовали не за счет труда простых крестьян.

Характер татар - особенный, как и их мировоззрение, философия, культура и язык. Но есть еще одна отличительная народа - национальная кухня, о которой ходят легенды. Простая и питательная, полезная для здоровья еда олицетворяют гостеприимность татарского народа. Всегда путнику здесь предлагали горячие блюда - мясные, молочные и постные. Как правило, на столе постоянно присутствует горячее кушанье с мучной заправкой. Имеются праздничные и ритуальные блюда, например, пельмени и бульон, фаршированная яйцами курица. Практически классикой считается плов с отварным мясом, изумительная и разнообразная выпечка. Хлеб считается священным.

Несмотря на то что народ исповедует ислам, татары-мужчины характер имеют довольно дружелюбный. В принципе, татарину присущи практически такие же качества, что характерны и для русского человека, поэтому девушкам не стоит бояться, если их избранник принадлежит к данному этносу.