Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов - вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов - сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах "век нынешний" и "век минувший".

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" - главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей - Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии "горе от ума" так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: "вот плоды" - говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства - во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии "Горе от ума", любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение "монашеское", то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, "вне сцены". Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением "подслужиться", чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди - мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба - он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе "золотой мешок", да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии "Горе от ума", становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно - перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии "Горе от ума" Грибоедова . Вас также может заинтересовать

В сатирической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» гости, собранные в доме барина Павла Афанасьевича Фамусова, совершенно не случайно оказались героями с нарицательными характеристиками. Раскрывая тему «Фамусов: цитатная характеристика» и разбирая образ хозяина дома Фамусова, стоит отметить, что практические каждое произнесенное его слово выступает в защиту «века страха и покорности». Он любитель поучать молодежь и хочет, чтобы она брала пример со старшего поколения, которое всегда отдавало предпочтение лести и низкопоклонству. Эти качества, по его словам, всегда помогали продвинуться по карьерной лестнице, а значит, и разбогатеть, а большего и желать не надо было.

Дядя Фамусова

Всегда с большим удовольствием вспоминает своего покойного дядю Максима Петровича Фамусов, цитатная характеристика которого звучит примерно так: «Едал не то на золоте, не то на серебре, но если надо было подслужиться, то сгибался вперегиб». Для Фамусова он ведь в свое время дядя был богатым вельможей, жившим во времена правления Екатерины Великой. Фамусов восторженно рассказывает о том, как Максим Петрович случившийся с ним конфуз на приеме во дворце у императрицы использовал себе во благо, разыграв смешного шута, чем обрел благосклонное внимание Екатерины. После чего стал самым почитаемым и уважаемым при дворе вельможей.

Для Фамусова тот высокий государственный чин, который он занимал, не был чем-то важным, он даже не старался вникнуть в суть дела, подписывал бумаги, не читая, как сам он говорил: «Подписано, так с плеч долой». Дочка Софья отмечает, что отец «брюзглив, неугомонен, скор…».

Дядя Грибоедова

Если изучать глубже тему «Цитатная характеристика: «Горе от ума», Фамусов», то прототипом героя Фамусова для писателя Грибоедова послужил его собственный дядя - Алексей Федорович. В своем отрывке «Характер моего дяди» автор отмечает, что характер дяди буквально господствовал лет 20 тому назад. Эту давность Грибоедов называет временами пороков и любезности, считая, что снаружи в нравах было рыцарство, а в сердцах - полная пустота чувств.

Но тут сходство дяди с Фамусовым выявлено лишь в нескольких чертах - бытовых и психологических. В образе Фамусова много всякого типичного, он отождествляет собой большое количество представителей аристократической московской знати. В то время было много дуэлей, при этом многие имели какую-нибудь страсть, например, обмануть мужчину в карты, женщину в любви, а подчиненные зачастую строили своим начальникам подлости, давая обещания и не исполняя их.

Автор дальше объясняет, что если говорить по-простому, то всякий был бесчестный в душе и лживый на языке. И добавляет: «Кажется, нынче этого нет, а возможно, и есть». Но дядю своего он причисляет именно к той эпохе. Он говорит о нем, что дядя мог драться как лев с турками под командованием Суворова, а потом в передних дворцов Петербурга пресмыкался перед случайными людьми, а в отставке и вовсе жил сплетнями.

Фамусов - типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Фамусов: цитатная характеристика

Фамусов оценивает людей по их чинам и богатству, а для Софьи он ищет подходящего человека, говоря ей: «Кто беден, тот тебе не пара». По его мнению, жених тот, у кого хоть пару тысяч душ наберется. А служанка Лиза подмечает, что ее отец желал бы зятя с чинами и звездами.

В споре с Чацким Фамусов делает свои выводы, заключающиеся в том, что «ученость - вот чума». Он говорит: «Забрать бы книги бы да сжечь». и просвещенность человека не интересуют Фамусова, ему важна знатность и материальное положение, в то время как его оппонент Чацкий резко критикует устаревшие консервативные взгляды московского общества, которые рано или поздно заведут в тупик.

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Прошедшего житья подлейшие

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,

идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо-мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо-ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по-явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра-фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон-ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До-стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано — так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред-ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате-рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста-новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же-нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас-ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран-цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите-лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар-шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо-ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой-ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. Материал с сайта

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра-стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва-ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до-статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка-чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре-мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис-кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • фамусов происхождение в обществе, образ и воспитания
  • сочинения на тему образ фамусова
  • описание фамусова в комедии горе от ума сочинение
  • образ фамусова сочинение
  • фамусов образ

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».

Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению