Согласно основным экономическим принципам, если компания снижает цену своей продукции, то эта компания может продать больше продукции. Тем не менее, это принесет меньше прибыли за каждую дополнительную проданную единицу товара. Предельный доход – это прирост выручки, получаемый в результате продажи добавочной единицы продукции. Предельный доход может быть вычислен по простой формуле: Предельный доход = (изменение общей выручки)/(изменение количества проданных единиц товара).

Шаги

Часть 1

Использование формулы для вычисления предельного дохода

    Найдите количество реализованной продукции. Для вычисления предельного дохода необходимо найти значения (точные и оценочные) нескольких величин. Для начала необходимо найти количество проданных товаров, а именно одного вида продукции в ассортименте товаров компании.

    • Рассмотрим пример. Некая компания продает три вида напитков: виноградный, апельсиновый и яблочный. В 1 квартале этого года компания продала 100 банок виноградного сока, 200 апельсинового и 50 яблочного. Найдите предельный доход для апельсинового напитка.
    • Обратите внимание, что для получения точных значений нужных вам величин (в данном случае количество проданного товара), вам необходим доступ к финансовым документам или иной отчетности компании.
  1. Найдите общую выручку, полученную от продажи конкретного вида товара. Если вы знаете цену за единицу проданного товара, то вы легко найдете общую выручку, умножив количество проданного товара на цену за его единицу.

    Определите цену за единицу продукции, которую следует назначить, чтобы продать дополнительную единицу продукции. В задачах такая информация, как правило, дана. В реальной жизни такую цену долго и с трудом пытаются определить аналитики.

    • В нашем примере компания снижает цену за одну банку апельсинового напитка с $2 до $1,95. За такую цену компания может продать дополнительную единицу апельсинового напитка, в результате чего общее число проданного товара равно 201.
  2. Найдите общую выручку от продажи товаров по новой (предположительно более низкой) цене. Для этого умножьте количество проданного товара на цену за его единицу.

    • В нашем примере, общая выручка от продажи 201 банок апельсинового напитка по $1,95 за банку равна: 201 х 1,95 = $391,95.
  3. Разделите изменение общей выручки на изменение количества реализованной продукции, чтобы найти предельный доход. В нашем примере изменение количества реализованной продукции: 201 – 200 = 1, поэтому здесь для вычисления предельного дохода просто вычтите старое значение общей выручки из нового значения.

    • В нашем примере вычтите общую выручку от продажи товара по $2 (за единицу) от выручки от продажи товара по $1,95 (за единицу): 391,95 - 400 = - $8,05.
    • Так как в нашем примере изменение количества реализованной продукции равно 1, то здесь вы не делите изменение общей выручки на изменение количества реализованной продукции. Тем не менее, в ситуации, когда снижение цены приводит к продаже нескольких (а не одной) единиц продукции, вы должны будете разделить изменение общей выручки на изменение количества реализованной продукции.

    Часть 2

    Использование значения предельного дохода
    1. Цены на продукцию должны быть такими, чтобы обеспечивать наибольшую выручку при идеальном соотношении цены и количества проданной продукции. Если изменение цены за единицу продукции приводит к отрицательному значению предельного дохода, то компания терпит убытки, даже если снижение цены позволяет продать дополнительное число товаров. Компания получит дополнительную прибыль, если поднимет цену и продаст меньше продукции.

      • В нашем примере предельный доход равен -$8,05. Это означает, что при снижении цены и продажи дополнительной единицы продукции компания несет убытки. Скорее всего, в реальной жизни компания откажется от планов по снижению цены.
    2. Сравните предельные издержки и предельный доход для определения рентабельности компании. У компаний с идеальным соотношением цены и количества проданной продукции предельный доход равен предельным издержкам. Следуя этой логике, чем больше разница между общими издержками и общей выручкой, тем рентабельнее компания.

    3. Компании используют значение предельного дохода для определения количества производимой продукции и ее цены, при которых компания получит максимальную выручку. Любая компания стремится столько продукции, сколько можно продать по наиболее выгодной цене; перепроизводство может привести к расходам, которые не окупятся.

      Часть 3

      Понимание различных моделей рынка
      1. Предельный доход при совершенной конкуренции. В приведенных выше примерах рассматривалась упрощенная модель рынка, когда на нем присутствует только одна компания. В реальной жизни все по-другому. Компания, контролирующая весь рынок товара определенного вида называется монополией. Но в большинстве случаев у любой компании есть конкуренты, что влияет на ее ценообразование; в условиях совершенной конкуренции компании стараются назначать минимальные цены. В этом случае предельный доход, как правило, не меняется с изменением числа реализованной продукции, так как цену, которая минимальна, снизить нельзя.

        • В нашем примере предположим, что рассматриваемая компания конкурирует с сотнями других компаний. В результате цена за банку напитка снизилась до $0,50 (снижение цены приведет к убыткам, а повышение – к снижению продаж и закрытию компании). В этом случае количество проданных банок не зависит от цены (так как она постоянна), поэтому предельный доход будет всегда равен $0,50.
      2. Предельный доход при монополистической конкуренции. В реальной жизни небольшие конкурирующие фирмы не сразу реагируют на изменения цен, они не владеют полной информацией о своих конкурентах, и они не всегда устанавливают цены для получения максимальной прибыли. Это модель рынка называется монополистической конкуренцией; многие мелкие компании конкурируют друг с другом, а так как они не являются «абсолютными» конкурентами, их предельный доход может снижаться при продаже дополнительной единицы продукции.

        • В нашем примере предположим, что рассматриваемая компания работает в условия монополистической конкуренции. Если большинство напитков продается по $1 (за банку), то рассматриваемая компания может продавать банку напитка за $0,85. Допустим, что конкуренты компании не знают о снижении цены или не могут отреагировать на него. Точно так же потребители могут не знать о напитке по более низкой цене и продолжать покупать напитки за $1. В этом случае предельный доход имеет тенденцию к снижению, потому что продажи лишь частично обусловлены ценой (они также обусловлены поведением потребителей и конкурирующих фирм).

Маржинальный , или предельный, анализ предполагает принятие решения о том, стоит ли производить дополнительную единицу продукции. При наилучшем соотношении выгод и издержек предельный доход должен быть равен предельным издержкам.

Следовательно, максимум прибыли достигается при условии:

MR = MC .

Характеристики условия максимизации прибыли :

· До тех пор пока с ростом объёма выпуска выполняется неравенство MR > MC, для увеличения массы прибыли следует наращивать производство . При условии равенства MR = MC можно выбирать любое количество выпуска продукции, которое обеспечивает данное равенство. В данном конкретном случае будет достигаться локальный максимум.

· Данное равенство MR = MC задаёт необходимое, но недостаточное условие максимума прибыли, т.е. оно позволяет найти локальный максимум , но не гарантирует, что данный объём продукции задает глобальный максимум.

· При данном условии MR = MC максимизируется масса прибыли, а не её норма.

Фирмы и рынки. Теория конкуренции

Понятие фирмы. Множественность целей фирмы: допущение о стремлении к максимизации прибыли. Расчет и графическое представление общего, среднего и предельного дохода. Методы определения максимума прибыли: метод сопоставления совокупной выручки и совокупных издержек, метод сравнения предельной выручки и предельных затрат.

Общая характеристика рынка совершенной конкуренции: признаки совершенной конкуренции, значение модели, критерий совершенной конкуренции. Правило равенства предельных издержек и предельного дохода (MС = MR). Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде: производство с целью максимизации прибыли, производство с целью минимизации убытков, прекращение производства. Критические точки. Конкурентная фирма в длительном периоде. Достоинства и недостатки рынка совершенной конкуренции. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.

Общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции. Последствия несовершенной конкуренции. Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельного дохода (MС = MR). Чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция: сравнительная характеристика. Определение цены и прибыли в условиях различных рыночных структур несовершенной конкуренции.

Конкуренция - это экономическая борьба, соперничество за рынок сбыта, за сферу вложения капитала.

Методы конкуренции бывают: ценовые и неценовые .

Рыночная власть - это способность продавца или покупателя влиять на цену продукции и объём продаж.

Коэффициент Лернера (L), отражающий рыночную власть:

(P - MC) / P = |1 / Ed|.


Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.

Рассмотрим рынок совершенной конкуренции на конкретном примере . Цена единицы продукции задана и равна 4 д.е. Данные об объёме выпуска продукции фирмы и издержках производства приведены в таблице:

Количество единиц продукции Q, шт. Общие издержки TC Постоянные издержки FC Переменные издержки VC

1. Рассчитаем значения всех видов издержек производства фирмы, используемых в экономической теории для описания ее поведения.

2. Начертим график, отражающий поведение фирмы

3. На основе рассчетов и графика, обоснуем:

а) характерные черты фирмы на рынке совершенной конкуренции,

б) стратегию фирмы на данном рынке.

Решение:

1. Рассчетные значения всех видов издержек, используемых в экономической теории для описания поведения фирмы, сведем в следующую таблицу:

Q TR FC VC TC AFC AVC ATC AR MC MR PR
- - - - - - - - 150
- 150
2,66 12,66 - 130
2,0 7,0 1,33 - 90
1,6 4,6 - 30
1,33 3,33 0,8
1,58 1,26 2,84
1,36 1,27 2,64 1,33
1,25 1,33 2,58
1,20 1,44 2,64
1,20 1,6 2,8 - -

2. На основе данных рассчетов начертим график, отражающий поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции (рис.5.1).

Рис. 5.1. Фирма на рынке совершенной конкуренции.

3. а) Характерные черты фирмы на рынке совершенной конкуренции.

· Период производства кратковременный , поскольку именно он характеризуется невозможностью изменения постоянных издержек (величина FC = 150 д.е. неизменна при любом объме выпуска продукции).

· Фирма - ценополучатель (цена единицы продукции задана и равна 4 д.е.)

· равен нулю, данная рыночная структура не имеет рыночной власти.

· Предельный и средний доходы при любом объеме производства величины постоянные и равны цене:

P = 4 = MR = AR .

· Согласно закону спроса: чем выше цена, тем ниже спрос или наоборот. Однако спрос на данном рынке является совершенно (абсолютно) эластичным. D = MR = AR . Поэтому линия спроса на продукцию фирмы данного рыночного пространства горизонтальна и совпадает с линией предельного и среднего дохода.

б) Стратегия фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Для определения объёма производства, максимизирующего прибыль, воспользуемся правилом максимизации прибыли:

MC = MR = Р.

Правило максимизации прибыли выдерживается при объёме выпуска продукции: Q = 5 и Q = 125 единиц. При Q = 5 фирма несёт убытки равные 150 д.е., а при Q = 125 ед. прибыль фирмы максимальная (PR = 170 д.е.). Следовательно, оптимальным объёмом производства будет Q = 125 единиц. При данном выпуске продукции MC = P = 4 = MR = AR.

· Условие максимума прибыли для фирмы рынка совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом:

MC = P = MR = AR .

Несмотря на то, что в интервале от Q= 5 ед. продукции до Q = 75 ед. фирма несёт убытки, ей не стоит уходить с рынка. В случае ухода с рынка убытки фирмы будут равны расходам, связанным с приобретением постоянных факторов производства (FC = 150 д.е.) Если фирма останется в отрасли, то убытки будут меньше на величину постоянных издержек: (FC + VC - PQ) < FC(при этом AVC < P, а VC < PQ).

Отсюда стратегия конкурентой фирмы в кратковременном периоде должна состоять в следующем:

· фирма продолжает производство, если min AVC ≤ P < min ATC. В экономической теории такая ситуация называется минимизирующей убытки фирмы.

· AVC ≥ P,то фирме стоит уйти с рынка, т.к. каждая выпускаемая единица продукции приносит дополнительные убытки.

· При увеличении производства продукции с 75 единиц фирма получает экономическую прибыль т.к.AТC < P.

Общетеоретические выводы:

· Линия предложения в кратковременном периоде совпадает с линией предельных издержек на отрезке: minAVC ≤ P < minATC.

· Линия предложения в долговременном периоде совпадает с линией предельных издержек, начиная с выпуска продукции, при котором цена P ≥ min AТC.

Экономическая прибыль фирмы в долговременном периоде равна нулю, если выдерживается условие:

MR = AR = MC = AC = P .

Причиной этого является тот факт, что в данном периоде возможен перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Перелив капитала способствует увеличению предложения продукции отрасли и соответственно снижению равновесной цены при неизменном рыночном спросе. Тогда новая цена будет равна величине средних общих и предельных издержек традиционной фирмы: P = AC = MC.

Чистая монополия - единственный производитель уникального продукта (рис. 5.2).

5.2. Чистая монополия.

Характерные черты чистой монополии:

· Монополист обладает рыночной властью. Коэффициент Лернера ((P - MC) / P = |1 / Ed|) больше нуля.

· Производство продукции фирмы - монополиста ограничено рыночным спросом (D = AR).

· Цена на продукцию фирмы - монополиста выше, чем половина запретительной цены (А/2).

· Объем производства продукции ниже, чем половина массы насыщения (В/2).

· Правило максимизации прибыли предполагает равенство MCиMR. Монопольная прибыль определяется разницей между TR и TC.

Рассмотрим поведение фирмы - монополиста на следующем примере. Даны функция издержек производства фирмы - монополиста и функции спроса на продукцию этой монополии на двух рынках:

TC = ¼ Q² + 10Q + 300 ;

Q(1) = 400 - 2P(1);

Q(2) = 600 - 4P(2).

А) Найдём объёмы продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль, при условии, что ценовая дискриминация незапрещена государством?

Б) Определим прибыль монополиста при ценовой дискриминации.

В) Как изменятся объём продаж, цены и прибыль, если ценовая дискриминация запрещена государством?

Рассуждения:

Из курса экономической теории мы знаем, что монополист, может производить любой объем продук-ции и продавать ее по цене, какой захочет. Главная цель монополиста - получить максимум прибыли при имеющихся возможностях.

Ценовая дискриминация - это продажа товара разным покупателям по разным ценам. Согласно закону спросу: чем выше цена, тем меньше реализуемый объем производства, или наоборот. Между тем от монополиста не зависит существующий на рынке спрос и уровень его издержек в данный момент времени.

Попробуем найти тот объем производства и соот-ветственно уровень цен на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополи-ста при условии, что ценовая дискриминация незапрещена государством.

Решение:

А) Воспользуемсяправилом максимизации прибыли монополиста при ценовой дискриминации:

MC = MR(1) =MR(2),

где 1, 2 - число разных групп покупателей, приобретающих монопольный товар по разным ценам.

Данное правило основано на принципе выравнивания предельных доходов, получаемых на каждом из двух рынков. Поскольку достигнутый при этом уровень доходов может быть выше или ниже предельных издержек, то для получения наибольшей массы прибыли необходимо или сокращать объём выпуска, или наращивать.

Как известно, изменение цены продукта или услуги влечет за собой изменение объема продаж. При этом по каждому отдельному товару эта зависимость может быть разной. Для ее оценки используется коэффициент эластичности спроса по цене (Е), который показывает, насколько процентов изменится объем продаж (q) при изменении цены (p) на 1%.

Значок «Δ» означает абсолютное изменение.

Зависимость объема спроса от цены отражает кривая спроса. Наклон между любыми двумя точками на ней и определяет эластичность спроса при данном уровне цен. Зная форму такой кривой, можно рассчитать цены, при которых достигается максимум выручки и прибыли.

Максимум выручки

Максимальная выручка будет при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены (c обратным знаком).
Условие достижения максимума выручки:


Совет. Если при текущей цене эластичность меньше 1, то для увеличения выручки выгодно цену повышать и, наоборот, снижать, если эластичность больше 1.
Максимум прибыли

Выручка хотя и считается одним из важнейших параметров деятельности компании, однако более значимым является определение уровня цен, при которых достигается максимум прибыли.

Максимум прибыли достигается при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены, умноженному на коэффициент

Условия достижения максимум прибыли:

где
с - переменные затраты на единицу продукции;
p - цена;
q - объем продаж;
E - коэффициент эластичности.

Совет. Если при текущей цене эластичность меньше р/(р – с), то для увеличения выручки выгодно цену повышать и, наоборот, снижать, если эластичность больше р/(р – с).

Сведем полученные выше выводы в табл. 1.


Обратите внимание.

Максимум прибыли и максимум выручки достигаются при разных значениях цены. А именно: максимум прибыли всегда достигается при цене большей, чем цена, при которой достигается максимум выручки.

Методы определения ценовой эластичности

Выше были описаны условия для определения оптимальной цены для максимизации выручки и прибыли на основании данных кривой спроса. Однако на практике точно установить кривую спроса очень сложно.

Можно выделить несколько методов определения ценовой эластичности (см. табл. 2).

Возможные методы
"Но"
1. Обработка статистической информации о продаже товаров на различных рынках или на одном рынке, но в разные моменты времени и по разным ценам
Но для применения данного метода необходима хорошая база данных, приведенная к одинаковым условиям относительно рыночных сегментов, типов потребителей, мест продажи, влияющих на ценовую эластичность
2. Постановка ценовых экспериментов. Цены можно менять в течение определенного времени в нескольких магазинах или назначать различные цены на одинаковые товары в нескольких магазинах
Но существенно важным при проведении ценовых экспериментов является сохранение неизменными всех других факторов. Подобный эксперимент под силу далеко не всем компаниям, поскольку его проведение требует значительных средств и, кроме того, как указывалось выше, на продажи помимо цен влияют и другие факторы, которые не поддаются контролю
3. Проведение опроса потребителей с целью выяснения, при каких ценах они готовы покупать определенные товары
Но обычно наблюдается существенное отличие между высказываниями потребителей и их реальным поведением на рынке
4. Построение экономико-математических моделей, моделирующих поведение групп потребителей
Но моделирование поведения человека, перевод на язык формульных зависимостей многих психологических и социальных факторов с выработкой конкретных количественных рекомендаций, интересующих практиков, - трудноразрешимая задача. Такие модели скорее представляют теоретический интерес и в практике не используются

Практическая методика оценки последствий изменения цены

На практике трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных, для определения на их основе оптимальных цен.

По оценкам некоторых экспертов, точность определения ценовой эластичности составляет ±25%. Такой значительный разброс может существенно повлиять на конечный результат при решении практических задач.

Поэтому мы предлагаем взглянуть на проблему с другой стороны.

Забудем о вопросе «Какая эластичность спроса на товар?».

Поставим другой вопрос: «Какая минимальная эластичность спроса требуется для того, чтобы не уменьшился уровень прибыли при изменении цены?».

Для описания условия воспользуемся следующими обозначениями:
p - цена продажи единицы продукции;
Δp - изменение цены (при снижении цены Δp < 0);
c - переменные затраты на единицу продукции;
q - объем продаж в натуральном выражении; Δq - изменение объема продаж.
Условие неуменьшения уровня прибыли выглядит следующим образом:


То есть для сохранения уровня прибыли при изменении цены процентное изменение объема продаж должно быть больше, чем процентное изменение цены (с обратным знаком), умноженное на множитель

Зависимость между изменением цены и изменением объема продаж с учетом изменения затрат

Изменение цены может являться частью маркетингового плана, который включает в себя и изменение затрат.

Пример по определению максимума выручки и прибыли


Комментарий

В интервале цен от 40 до 50 средняя эластичность спроса (0,73) меньше 1 и меньше коэффициента p/(p – c) - (4,50). Поэтому при увеличении цены в этом диапазоне растут и выручка, и прибыль.

В интервале от 50 до 60 средняя эластичность (1,90) больше 1, но меньше коэффициента p/(p – c) - (2,75). Поэтому при увеличении цены в этом диапазоне выручка начинает снижаться, но прибыль продолжает расти.

В последующих интервалах средняя эластичность больше и 1, и коэффициента p/(p – c). Поэтому и выручка, и прибыль сильно снижаются.


Для сохранения уровня прибыли при снижении цены на 5% надо увеличить объем продаж на 10%, что в натуральном выражении должно составить 330 шт.

Если по оценкам компании после снижения цены объем продаж увеличится более чем на 10%, то компании выгодно это решение. Если же увеличение будет менее 10%, то снижать цену не следует.

Проверим полученные результаты прямым расчетом прибыли по продукту.

Как видим, в исходном варианте (при объеме продаж 300 шт.) и расчетном после изменения цены (при объеме продаж 330 шт.) величина прибыли сохраняется. Если объем продаж составит больше расчетного (например, 370 шт.), то прибыль увеличится. Если же он увеличится недостаточно (310 шт.), произойдет уменьшение прибыли.

Практический совет

Менеджерам торговых компаний для быстрого расчета можно воспользоваться следующей формулой:

Пример . Если наценка на товар 20%, то при каждом снижении цены на 1% объем продаж должен увеличиться минимум на 100%/20% + 1 = 5 + 1 = 6%; и наоборот, при каждом увеличении цены на 1% объем продаж может упасть вплоть до 6%.

Кривая сохранения уровня прибыли

При условии сохранения уровня прибыли также можно рассмотреть диапазон изменения цены, то есть провести анализ безубыточных продаж для нескольких изменений цены одновременно, который удобно представить графически (рис. 3).


Рисунок 3. Кривая сохранения уровня прибыли

Данные возьмем из рассмотренного ранее примера (табл. 4). Назовем такую кривую - кривой сохранения уровня прибыли. Каждая точка на ней представляет объем продаж, необходимый для достижения такой же прибыли, какая была до изменения цены.

Кривая сохранения уровня прибыли - простой, но достаточно мощный инструмент для обобщения и оценки динамики последующей прибыли после изменения цены. Можно рассмотреть взаимное расположение кривой спроса и кривой сохранения прибыли.

Если спрос более эластичен, то снижение цены по отношению к базовому уровню увеличивает прибыль (точка смещается выше кривой сохранения прибыли, что означает прибыльность), и наоборот, повышение цены ведет к снижению прибыли (рис. 4).


Рисунок 4. Взаимное расположение кривой спроса и кривой сохранения прибыли

Если же спрос менее эластичен, то повышение цены по отношению к базовому уровню увеличивает прибыль (точка смещается правее кривой сохранения прибыли, что означает прибыльность), а понижение цены снижает прибыль.

Хотя далеко не все менеджеры знают вид кривой спроса на товар, но многие из них могут оценить, как меняется объем продаж, что дает им возможность уверенно принимать решения об изменении цены. При этом для построения кривой сохранения прибыли и оценки необходимого изменения объема продаж используются только данные управленческого учета о структуре затрат компании.

Рассмотренные нами методы экономической теории позволяют оценить последствия изменения цены на продукт и могут быть использованы в практическом ценообразовании

Данная публикация размещена в «Энциклопедии менеджера сайт» в рамках сотрудничества с проектом www.cfin.ru

На портале www.cfin.ru она расположена

Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу (одинаковый предельный продукт):

где MRPi – предельный продукт i-того фактора в денежном выражении;

Рi – цена i-того фактора.

Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими.

Предельная производительность ресурса является мерой его вклада в производство благ. Этот вклад зависит не только от его свойств, но и от тех пропорций, которые существуют между ним и другими ресурсами.

В какой степени нужен тот или иной ресурс в производстве? Чем определяется степень его использования? Прежде всего, разницей между доходом, который он приносит, и издержками, связанными с его использованием. Рациональный производитель стремится максимизировать эту разность.

При совершенной конкуренции цены благ и цены ресурсов являются заданными. Поэтому предельная производительность какого-либо ресурса в денежном выражении будет иметь ту же динамику изменения, что и предельная производительность в натуральном выражении, т.к., чтобы получить первую, нужно вторую умножить на постоянную цену. Ресурс поэтому будет находить применение в производстве до тех пор, пока его предельная производительность в денежном выражении будет не ниже его цены:

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене:

Безубыточность – это такое состояние фирмы, при котором нет ни прибыли, ни убытков. Условие безубыточности: TR = TC .

Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат – совокупные доходы и издержки (рис.6.5). Максимальная прибыль получается, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства . До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход, такое производство убыточно. Именно в интервале производства от точки K до точки N фирма получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Задача – закрепиться в ближайшей окрестности точки М.

Рис.6.5. Производство фирмы и достижение max прибыли

В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода и предельных издержек равны (MR = MC). Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам ( MR = MC ).

В точке B:

tg α = ∆TC / ∆Q = МС.

Возможны три ситуации:

1) если MC > MR, необходимо сократить объем выпуска;

2) если MC < MR, необходимо увеличить объем выпуска;

3) если MC = MR, выпуск оптимальный.

Исходя из условия: TR = TC,

PQ = FC + AVC*Q,

PQ – AVC*Q = FC,

Q (P – AVC) = FC,

Q = FC/ (P – AVC).

Это и есть формула безубыточности (с точки зрения бухгалтера).

Q = (FC + NPF) / (P – AVC).

Формула безубыточности (с точки зрения экономиста).

Рис.6.6. Издержки и прибыль фирмы в краткосрочном периоде

На рис.6.6 показано пересечение кривой предельного дохода и предельных издержек. Точки K и M являются точками критического объема производства. Общий доход равен площади прямоугольника 0АCD. Общие издержки равны площади прямоугольника 0BDN. Максимум прибыли представляет площадь прямоугольника ABDC.

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить 4 типа фирм:

1. Фирма, у которой средние издержки равны цене (АТС = Р) называется допредельной фирмой с нормальной прибылью.

2. Фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = P), называется предельной фирмой . Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные), но и все издержки (средние общие), т.е. получать нормальную прибыль (как допредельная фирма).

3. Запредельная фирма . В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать даже текущие издержки (AVC > P) и вынуждена будет покинуть отрасль.

4. Фирма, у которой средние общие издержки меньше цены (АТС < Р), называется допредельной фирмой со сверхприбылью .

Существуют два метода максимизации прибыли.

1. метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы представляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками ТП = TR- ТС.

Прибыль будет максимальной, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины. Графически это проиллюстрировано на рис. 1, где интервал АВ - наибольшее вертикальное расхождение между кривыми TR и ТС - означает величину прибыли.

2. метод средних и предельных показателей. Чтобы определить максимальную прибыль фирмы, необходимо найти величину средней прибыли, получаемой на единицу продукции: АП = AR - AC. В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна разности между ценой и средними издержками: АП = Р - АС. В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней прибыли на количество выпущенной продукции:

На рис. 2 изображены кривые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), средних общих издержек и средних переменных издержек. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек - это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка равновесия Е на рис. 2 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АТС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Величина совокупной прибыли - это площадь прямоугольника PEKN.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:

На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.

Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.

Альтернативные теории фирмы

1. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

Традиционная теория, с основами которой вы познакомились в предыдущих главах, объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта теория основывается на двух допущениях:

♦ собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы;

♦ единственное их желание – максимизировать прибыль.

Теория обосновывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС = MR.

Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря на то что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет и оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления, и, за исключением мелкого единоличного предпринимательства, собственники не осуществляют оперативное управление, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

Все эти факты послужили основой для анекдота об эффективности традиционной теории фирмы, который приводят некоторые учебники «Экономикс»: «Водитель автомобиля периодически бросает за окно маленькие кусочки бумаги. Его друг интересуется, зачем он это делает.

– Отпугиваю слонов, – отвечает тот.

– Но ведь здесь нет слонов, – изумляется друг.

–Вот видишь, как замечательно это действует! – гордо сказал водитель, бросая за окно очередной кусочек бумаги».

Шутки шутками, но традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объясняющие его иными целевыми установками.

2. МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: МАКСИМИЗАЦИЯ ДОХОДА ОТ ПРОДАЖ

Эта концепция исходит из предпосылок, что:

♦ оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

♦ цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль за деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции У.Дж. Баумол отмечал в 1959 г., что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объема продаж. Прежде всего, это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой выручки.

Разрабатывая далее менеджериальную концепцию, Уильямсон в 1963 г. в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников. Растет его ранг в служебной иерархии.

График на рис. 15.1 демонстрирует степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции фирмы при максимизации прибыли и максимизации торговой выручки.

В последнем случае объем производства и реализации увеличивается вплоть до того момента, пока предельный доход от продажи Q s -u единицы не станет равен нулю. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливался на уровне Q , поскольку именно в этой точке достигалась наибольшая разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной.

Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимизации прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне P R , менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Q" s , соответствующем точке пересечения прямой P R и кривой совокупной прибыли.

Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 г., показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие: из компаний с числом занятых свыше 3000 человек каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью, тогда как среди всех компаний – лишь каждая четырнадцатая.

Результаты исследования Института стратегического планирования США (1974) выявили, что в краткосрочном аспекте фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимизация прибыли.

ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА

Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли.

Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства.

Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образует норму нераспределенной прибыли, или норму удержания прибыли.

Если менеджеры будут распределять львиную часть прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.

Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.

Таким образом, распределение прибыли на две части и определение нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа «сбалансированного роста», т.е. выбор темпов роста капитала фирмы и объема ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом (рис. 15.2). Очевидно, что при увеличении капитала и объема продаж фирмы средний уровень прибыли понижается вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций). о

В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста.

Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Все это требует финансирования. Каким же образом может происходить рост фирмы?

Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат:

♦ собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени – амортизационный фонд;

♦ заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;

♦ средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаковы и меняются в зависимости от ситуации. Таблица 15.1 дает представление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 1970 по 1989 г.

Таблица 15.1

Годы Собственные средства, % Заемные средства, % Доходы от эмиссии акций, %
60,7 22,4 3,2
73,5 7,1 8,8
66,1 22,3 4,9
62,1 26,9 4,7
83,5 20,7 3,7
58,5 21,6 12,5
52,2 20,8 19,4
45,1 41,2 7,1
35,1 47,3 6,2

Как видно из табл. 15.1, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заемных средств выросла за этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-1987гг. их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987 г. вновь упало до 6%. (Обратим внимание, что погодовая сумма всех источников финансирования внутреннего роста не равна 100%. Это объясняется традиционно большим значением для Великобритании «заморских» источников финансирования, на которые и приходятся недостающие проценты.)

Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощений. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний была во второй половине 80-х годов, что и обусловило снижение доли собственных источников роста фирмы, показанное в табл. 15.1. Бум слияний 1984–1989 гг. отличается от предшествовавших пиков 1968 и 1972 гг. тем, что по сравнению с числом слияний сумма связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы.

Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.

Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния – замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает названия прежних фирм. Для осуществления слияния, как правило, не требуются специальные фонды финансирования.

Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы В выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

Слияния (поглощения) бывают нескольких типов. Основными являются: горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция и конгломерация.

Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или компаний, выпускающих швейные машины, или поглощение супермаркетом мелких зеленных магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в Великобритании, например, свыше 80% всех поглощений и слияний относились к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба на уровне производства и на уровне управления.

Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути – это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающими компаниями предприятий нефтепереработки, химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Другим примером является приобретение торговой фирмой текстильных и швейных предприятий. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа.

Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы никак не связаны. Например, англо-голландский концерн «Юнилевер» имеет многочисленные предприятия в пищевой, бумажной, химической промышленности, по производству моющих средств, на транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т.д. Конгломераты образуются либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения «по случаю» чужих фирм.

При диверсификации слияния и поглощения преследуют цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся «на стыке» прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники, применяя их одновременно в разных областях (так называемое «перекрестное опыление технологии»). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую систему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений является концерн.

Если же конгломерат образуется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются лишь на том основании, что конъюнктура на фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже, такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя «колоссами на глиняных ногах» и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгломеративных.

Одна из важных тенденций последнего десятилетия – это тенденция к деконцентрацш и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером может служить объявление в 1992 г. о выделении из структуры британского концерна «Империал Кемикл Индастриз» ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта. Современный менеджмент делает ставку на качество и гибкость.

4. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ: МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (прибыль, объем продаж, рост), которая максимизируется. Другие теории – поведенческие – исходят из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

♦ интересы рабочих, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда, технике безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;

♦ интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

♦ интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

♦ интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым и жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

Поведенческие теории (данное направление называется «бихевиоризм») получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: «Залог успеха – высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух – результат удовлетворенности и заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник – хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и неудовлетворенные работники. Задача администрации – гармонизировать интересы работников и фирмы».

Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.

Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, заработную плату и пр. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной по каждой цели в отдельности, тем не менее удовлетворяла бы все заинтересованные стороны. Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.

К числу предлагаемых советов относятся такие, как:

♦ установление временных ограничителей для выработки компромисса;

♦ установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;

♦ четкое распределение обязанностей и прав каждой структурной группы и др.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма. Один из теоретиков бихевиоризма Ансофф отмечал в 1984 г., что существует более 2000 различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению и гибко реагировать на его изменения.

В настоящей главе была дана общая характеристика лишь наиболее важных теорий, объясняющих поведение фирмы. Обилие подобных теорий объясняется сложностью самого предмета исследования. Ни одна из существующих теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действия современных компаний на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.