10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.

Данная презентация

Знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра;

С лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки.

Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Аннотация к презентации урока во 2 классе по теме симфоническая сказка «Петя и волк» Данная презентация знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра; с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки. Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Прокофьев Сергей Сергеевич Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке, но сказка Прокофьева кардинально отличалась от других. Композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов

Первым "Петю и Волка" (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения. В 2006г. в Польше была создана новая мультипликационная версия "Пети и волка". Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета "Пети и волка". На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании (Royal Ballet School) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети - юный Дэвид Джонсон).

Сюжет: Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи.

Герои сказки дедушка утка волк птичка охотники кошка Петя

струнный квартет- две скрипки, альт и виолончель Петя

Птичка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Флейта

Утка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Гобой

Кошка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ КЛАРНЕТ

Дедушка ДЕРЕВЯНЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАГОТ

Волк Три валторны

Охотники Литавры и большой барабан

Проверь себя: Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? Назовите героев этой сказки. Какие инструменты симфонического оркестра изображают пионера Петю? Тему какого героя изображает кларнет? Литавры и большой барабан изображает. Какой инструмент высвистывает птичку? Какой инструмент передает ворчливые интонации дедушки?

Проверь себя Петя Птичка Утка Кошка Дедушка Волк Охотники Кларнет Гобой Струнный квартет Флейта Три валторны Литавры и барабан Фагот

Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия № 34» Красильникова И.Ю. г.Саратов


Сюжет

Музыка

Адаптации

См. также

  • Peter and the Wolf , альбом (1966) американского джазового органиста Джимми Смита
  • (англ.) Peter and the Wolf, короткометражный фильм 2006 года, выигравший в 2007 году «Оскар »

Примечания

Смотреть что такое "Петя и Волк" в других словарях:

    - «Петя и Волк» симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение… … Википедия

    Волк: В Викисловаре есть статья «волк» Волк хищное млекопитающее. Волк (созвездие) созвездие южного полушария неба … Википедия

    Петя и Красная Шапочка … Википедия

    Петя и Красная Шапочка Тип мультфильма рисованный Режи … Википедия

    Тип мультфильма рисованный Режиссёр Евгений Райковский Борис Степанцев Автор сценария Владимир Сутеев Роли озвучивали … Википедия

    Волк и семеро козлят на новый лад … Википедия

    Волк и телёнок … Википедия

    Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия

    Союзмультфильм *25 е, первый день, (1968) *38 попугаев, (1976) *38 Попугаев. А вдруг получится!, (1978) *38 Попугаев. Бабушка удава, (1977) *38 Попугаев. Великое закрытие, (1985) *38 Попугаев. Завтра будет завтра, (1979) *38 Попугаев. Зарядка для … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 сентября 2012. Дата постановки к улучшению 3 сентября 2012 … Википедия

Книги

  • Петя Иванов и волшебник Тик-Так , Сутеев Владимир Григорьевич. Владимир Григорьевич Сутеев сочинял не только сказки для малышей, он ещё придумывал поучительные истории для школьников. В книгу "Петя Иванов и волшебник Тик-Так" вошли сказки" Мы ищем…

Наталья Позинова
Симфоническая сказка «Петя и волк»

Симфоническая сказка «Петя и волк » .

Тема : Симфоническая сказка «Петя и волк » .

Цель : познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, их разновидностями; формировать понятие об изобразительности музыки; дать представление о развитии образных характеристик сказки .

Задачи :

Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, с темами героев сказки С . С. Прокофьева «Петя и волк » .

Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки .

Воспитывать культуру слушания, любовь к классической музыке.

Планируемый результат :

Научить детей различать музыкальные инструменты симфонического оркестра .

Познакомить детей с произведением Прокофьева С. С. «Петя и волк » .

Оснащение : Презентация, изображения инструментов, аудиосказка «Петя и волк » .

Ход занятия:

Слайд № 1

Музыкальный руководитель :

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова будем говорить о музыке.

Люди издавна слушают музыку. Она радует, успокаивает, согревает душу, делает человека добрее и лучше.

Люди тянутся к красоте, а музыка красива. Оказывается, даже древний человек не мог жить без музыки. Об этом говорят археологические раскопки древних поселений.

Среди посуды, оружия, с помощью которого древний человек охотился и добывал пропитание, найдены первые музыкальные инструменты. Это были кости животных с выдолбленными отверстиями, раковины, разные дудочки.

Слайд № 3

Люди замечали, что косточки в высушенных плодах издавали стучащие, шуршащие звуки,и стали сами делать ударные музыкальные инструменты : погремушки из высушенных плодов с семечками ил камешками внутри, а также разнообразные колотушки, трещотки, позже – барабаны.

Слайд № 4

Охотясь и натягивая тетиву лука, человек замечал, что она издаёт мелодичный звук. Люди стали изготавливать музыкальные инструменты со струнами –

Слайд № 5

Лиры, арфы, позже – гусли, скрипки, виолончели.

С помощью инструментов люди подавали охотничьи и пастушьи сигналы.Музыкальные инструменты сопровождали все важные события в жизни человека : удачную охоту, праздники, обряды.

Слайд № 6

Уже в древности возникли основные группы музыкальных инструментов – духовые, ударные, струнные.

Слайд № 7

Если несколько инструментов объединить в общее звучание, получается очень красивое сочетание. Оркестр может передать нежные или грозные, таинственные или радостные звуки.

Слайд № 8

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил музыкальную сказку , в которой он знакомит детей с инструментами.

Слайд № 9

Она называется «Петя и волк » . Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определённое действующее лицо.

Слайд № 10

Лёгкая, свистящая флейта – птичку; (звучит тема птички)

Слайд № 11

Гнусавый гобой – утку; (звучит тема утки)

Слайд № 12

Ворчливый фагот – дедушку; (звучит тема дедушки)

Слайд № 13

Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. (звучит тема кошки)

Слайд № 14

Тёплый тембр струнных инструментов – Петю. (звучит тема Пети)

А почему сказка называется именно симфоническая ?

Ее играет симфонический оркестр .

Слайд № 15

Сейчас вы услышите сказку С . Прокофьева «Петя и волк » .

Прослушивание Симфонической сказки «Петя и Волк »

Музыкальный руководитель : А можете мне назвать всех героев сказки и их музыкальный инструмент?

Дети :

Петя – струнный квартет : скрипка, альт, виолончель, контрабас;

Дедушка – Фагот;

Птичка – флейта;

Кошка – Кларнет;

Утка – Гобой;

Волк – Валторны

Охотники – Литавры и Большой барабан

Музыкальный руководитель : Вот как музыкальные инструменты могут охарактеризовать каждого героя.

А я благодарю вас за внимание. До свидания!

Используемая литература : О. П. Радынова "Музыкальные шедевры"

Публикации по теме:

Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк» Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра.

Игра-драматизация «Сказка про то, как Волк сам себя наказал» Сказка про то, как Волк сам себя наказал Игра-драматизация для детей старшего дошкольного возраста Персонажи: Красная Шапочка –Кадыг-Кара.

Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят» План: 1 Выход участников 2 Кошка Мурка 3 Цыплята 4 Выход козлят. Знакомство. 5 Танец козлят. 6 Песня Козы. 7Игра. 8Песня 9 Выход Волка.

НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.

Звучит сказочная музыка «вступление в гостях у сказки», в зал вбегают 3 девочки. Они собрались для того чтобы написать деду морозу письмо.

Петя и волк. Предисловие автора к партитуре Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка – фаготом, волк – тремя валторнами (аккордами), Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном. Перед оркестровым исполнением желательно показать эти инструменты детям и сыграть на них лейтмотивы. Таким образом во время исполнения дети без всякого усилия выучиваются распознавать целый ряд оркестровых инструментов. -"-"- Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», – весело зачирикала она. Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами: «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» – сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» и плюхнулась в лужу. Они ещё долго спорили – утка, плавая по луже, птичка, прыгая по берегу. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердить закрякала на кошку. Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка всё равно улетит». Вышел дедушка. Он сердился, что Петя вышел за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что пионеры не боятся волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Кошка быстро полезла на дерево. Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она ни старалась, а волк бежал скорее. Вот он ближе… ближе… вот он нагнал её… схватил… и проглотил. Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой… подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Между тем пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И, ухватившись за неё, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожней, чтоб он тебя не сцапал». Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка! Как он хотел схватить её! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Петя же, сделав на верёвке петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. В это время… из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». И вот… Представьте себе торжественное шествие: впереди шёл Петя. За ним охотники вели волка. Позади шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя не поймал волка? Что тогда?» Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!» А если послушать внимательно, то слышно было, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.