Ведение предпринимательской деятельности сопряжено с осуществлением расчетных операций. Оптимальный способ проведения платежа, не занимающий много времени и не требующий предварительной подготовки, - это безналичный расчет. Платить по счетам по безналу - просто и быстро. Однако не всем предпринимателям выгодно рассчитываться наличными. Так, представителям малого бизнеса, в частности индивидуальным предпринимателям, часто намного удобнее оплатить товар или услуги не прибегая к услугам банковских учреждений. Причиной такого выбора может быть как наличие лимитов относительно суммы перевода, так и существование различных ограничений, связанных с контрагентами.

Порядок и условия проведения наличных расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен специальными законодательными актами, поэтому перед осуществлением данного вида взаимоотношений бизнесмены должны ознакомиться с нормативно-правовой базой. Основные вопросы, которые требуют внимания со стороны как юрлица, так и ИП, касаются правил проведения наличного расчета, а также порядка снятия средств со счетов.

Особенности процедуры

Как производится наличный расчет между ИП и юрлицом? В соответствии с законодательными актами, действующими в 2017 году, проведение расчетных операций между индивидуальным предпринимателем и образованием, имеющим статус юридического лица, наличными не запрещено. Данная норма регламентирована ГР РФ, в частности 861 статьей данного нормативно-правового акта. При этом полномочиями для осуществления контроля над порядком реализации данных взаимоотношений наделен Центральный банк РФ. Согласно указу, выданному Центробанком, наличный расчет должен производиться в установленном порядке и с учетом определенных ограничений. Указ Центрального банка содержит несколько пунктов, посвященных детализации и разъяснению правил произведения наличных платежей между ИП и ООО, а также другими юридическими лицами.

Несмотря на наличие у Центробанка достаточно широких полномочий существует ряд случаев, когда процедура осуществления наличного платежа не подпадает под его контроль. К таковым относят:

  1. расчетные взаимоотношения, когда одной из сторон выступает непосредственно Центральный банк;
  2. при осуществлении расчетов, направленных на обеспечение банковских операций;
  3. при оплате таможенных сборов;
  4. при произведении платежей, целью которых является погашение задолженности по заработной плате или реализация других выплат социального характера;
  5. при подотчетном предоставлении средств наемным работникам ИП;
  6. если индивидуальный предприниматель снимает деньги со счета предприятия для реализации собственных нужд, не имеющих никакого отношения к ведению бизнеса.

Обратите снимание! Не подлежат контролю со стороны Центробанк любые финансовые отношения, участниками которых является индивидуальный предприниматель и физическое лицо. Если расчет производится между ИП и предприятием, имеющим статус юридического лица, необходимо учитывать установленные лимитные ограничения. Так, размер выплаты, осуществленной в рамках одного договора, не может превышать 100 000 рублей. Данное ограничение по сумме платежа действует на протяжении уже нескольких лет, и на момент 2017 года она не утратила своей актуальности.

Лимитные ограничения по наличным платежам

Установленные вышеупомянутым Указом ограничения касаются таких аспектов:

  1. лимит по размеру платежа;
  2. ограничения по предназначению расчетной операции.

Остановимся более детально на особенностях реализации данных требований.

Ограничение по размеру наличного платежа

Как уже было сказано ранее, размер наличного платежа, сторонами которого являются ИП и юридическое лицо, не может превышать порога в 100 тысяч рублей. Однако существует ряд особенностей данного ограничения, детализация которых представлена далее.

Особенности лимита по сумме:

  1. утонений относительно срока действия ограничения на данный момент не существует, то есть, по сути, требование актуально в течение всего срока действия договора, составленного между ИП и юрлицом. Пока длятся договорные отношения между сторонами, они обязаны соблюдать требование относительно лимитирования суммы платежа;
  2. соблюдать установленное правило обязаны все участники того или иного соглашения на протяжении всего срока его действия;
  3. особое внимание необходимо уделить составлению и оформлению договоров аренды, поскольку, как правило, арендодатель предпочитает получить оплату не за месяц пользования недвижимостью, а за более длительный срок, в результате чего возникает необходимость в проведении платежа, превышающего 100 тысяч рублей. В таком случае, если планируются продолжительные отношения между участниками сделки, предметом которой является аренда недвижимого имущества, лучше составить несколько договоров с небольшим сроком действия. Чтобы соглашение было составлено в соответствии с нормами закона и отношения, возникающие на его основании, не нарушали предписаний Указа Центрального банка РФ, перед оформлением документа лучше проконсультироваться с опытным юристом, специализирующимся в сфере бизнеса;
  4. не стоит путать ограничение на размер платежа по договору с лимитом на день. В течение одного дня предприниматель может осуществлять десятки платежей по разным соглашениям, соответственно, общая сумма выплаты, произведенной за день будет в разы превышать дозволенную Указом. Главное требование, выполнение которого контролируется Центробанком, - это не допускать произведения наличных расчетов в рамках одного договора в сумме, превышающей 100 тысяч;
  5. если размер платежа увеличивается за счет выполнения дополнительных обязательств, в частности таких, как оплата штрафных санкций и пени, в результате чего общая сумма превышает дозволенный барьер, для реализации расчетной операции потребуется составить еще один договор. Общая сумма платежа, независимо от того, какие виды обязательств оплачиваются, не может быть выше 100 тысяч рублей.

Важно! В случае неисполнения требования относительно лимита по размеру наличного платежа между ИП и юридическим лицом, нарушителям грозит привлечение к юридической ответственности. Так, согласно законодательству за несоблюдение норма Указа Центрального банка в отношении нарушителей применяются штрафные санкции в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф налагается в случае выявления нарушения во время проведения контролирующих мероприятий.

Бесплатная подготовка документов для регистрации ИП и удобная онлайн бухгалтерия доступна вам на сервисе «Мое Дело ».

Ограничения относительно целевого назначения платежа

Помимо размера платежа, лимитированию подвергается и его целевое предназначение. Так, расчет наличными может быть произведен только в случаях, дозволенных специальными нормативно-правовыми актами, действующими на момент проведения операции.

Согласно законодательству наличный расчет возможет при таких обстоятельствах:

  • при выплате зарплаты работникам или при проведении других денежных переводов, предусмотренных трудовым законодательством;
  • при оплате определенных услуг сотрудника предприятия деньгами, выданными по отчет;
  • при поведении платежей, связанных с реализацией страховых обязательств и направленных на возмещение убытков, понесенных вследствие наступления страхового случая;
  • если средства необходимы для удовлетворения личных целей индивидуального предпринимателя, которые никак не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • при оплате услуг или товаров, предоставленных подрядчиками;
  • при возврате денег потребителям, желающим вернуть товар в случаях предусмотренных гражданским законодательством, в частности тогда, когда он не соответствует надлежащим качественных показателям;
  • с целью осуществления банковских расчетных операций.

Указом установлен перечень случаев, когда проведение наличного платежа возможно только после внесения предпринимателем наличных средств, предварительно снятых с банковского счета, в кассу финансового учреждения.

Так, в случае выполнения данного условия можно:

  1. проводить платежи, связанные с погашением кредита или оформлением кредитного договора;
  2. осуществлять расчетные операции, касающиеся внутриорганизационной работы предприятия;
  3. проводить платежи, связанные с азартными играми.

Данный способ обналичивания средств имеет как плюсы, так и минусы. К минусам относят тот факт, что во время проведения операции предприниматель теряет некоторую сумму денег, оплачивая банковскую комиссию. Плюс в том, что хоть вы и теряете средства, риска привлечения к ответственности в виде штрафа за неисполнение норм Указа Центрального банка РФ нет.

Способы проведения наличных платежей

К наиболее востребованным методам проведения наличных платежей между ИП и юрлицом относят:

  • расчет наличными с помощью контрольно-кассовой техники;
  • посредством использования бланков строгой отчетности, которые, по сути, являются альтернативой кассовым чекам. Применение БСО разрешается только тем ИП, которые ведут деятельность, связанную с оказанием услуг населению;
  • путем предоставления клиенту квитанции, подтверждающей проведение расчетной операции, со всеми необходимыми реквизитами предпринимателя. Разрешено только для ИП, работающих по ЕНВД или патентной системе обложения налогами.

Проведение расчетов наличными допускается и без использования ККС и БСО в случае пребывания предпринимателя в труднодоступном месте.

Наличными с другими организациями и предпринимателями, закрепленные Банком России в Указании от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Этот документ заменил Указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.

В целом порядок расходования наличности из кассы теперь понятнее. Таблица поможет быстро определить, какие суммы разрешается выплачивать без соблюдения лимита и из выручки.

На что можно расходовать наличные

Выплата

Можно ли выдать (оплатить) из наличной выручки

Можно ли выдать (оплатить) больше 100 000 руб.

Расчеты с сотрудниками

Зарплата и пособия работникам

Выдача наличных денег под отчет

Расчеты с контрагентами

Оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг

Выплата денег за возвращенный товар (невыполненную работу, неоказанную услугу), ранее оплаченный наличными

Выплата денег за возвращенный товар, ранее оплаченный по безналу

Займы, погашение займов и процентов по ним

Дивиденды

Платежи по недвижимости

Наличные предпринимателя

Деньги на личные цели, не связанные с ведением бизнеса

Рассмотрим основные правила расчетов наличными.

Правило № 1: лимит в 100 000 руб. обязателен для всех сторон договора

Лимит расчетов наличными — это 100 000 руб. по одному договору. В предельную сумму должна укладываться общая сумма наличного платежа по одной сделке. Даже если деньги одна сторона договора передает другой частями. Например, покупатель оплачивает товар в рассрочку.

В правиле о необходимости вести наличные расчеты в пределах лимита есть понятие «участники наличных расчетов». Ими считаются любые юридические лица и предприниматели. Все они имеют право рассчитываться наличкой в рамках одного договора только в пределах лимита (п. 6 Указания № 3073-У).

За превышение этого ограничения предусмотрен штраф в сумме до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Административная за сверхлимитные расчеты. Участниками наличных расчетов являются обе стороны договора. Так что налоговики вправе оштрафовать за превышение лимита и того, кто получил больше 100 000 руб., и того, кто выплатил лишнюю сумму.

С физическими лицами компании и предприниматели могут рассчитываться наличными без всяких ограничений по суммам. Например, любую наличную сумму можно заплатить частному подрядчику за работу или услугу или получить в качестве займа от работника или учредителя. Это прямо разрешает пункт 5 Указания № 3073-У.

Правило № 2: лимит 100 000 руб. действует независимо от срока договора

Платежи по одному договору - это расчеты по обязательствам, предусмотренным договором, которые исполняются как в период действия договора, так и после его окончания (п. 6 Указания № 3073-У). Таким образом, соблюдать лимит надо даже при передаче и получении наличных денег по контракту, срок действия которого истек.

Пример
Две компании оказания услуг сроком на два месяца (май—июнь). Цена договора — 150 000 руб. По условиям договора исполнитель выставляет акт на оказанные услуги и счет, который заказчик должен оплатить самое позднее 30 июня. Заказчик опоздал с оплатой: рассчитаться за услуги он смог только 10 июля. И хотя срок действия договора уже истек, заказчик вправе внести наличные только в сумме 100 000 руб. А 50 000 руб. надо перечислить по безналу. За нарушение налоговики могут оштрафовать не только заказчика, но и исполнителя.

Правило № 3: из выручки можно выдавать под отчет любые суммы

Из наличной выручки можно выдавать подотчет в любой сумме. Лимит в 100 000 руб. в таком случае не действует. Об этом теперь прямо сказано в пунктах 2 и 6 Указания № 3073-У.

Что касается соблюдения лимита в 100 000 руб., то Банк России ранее разъяснял следующее. Если работник тратит подотчетные в командировке, то придерживаться лимита при расчетах за жилье и проезд не нужно. Если же расходы подотчетника не связаны со служебной поездкой, например он покупает для компании оргтехнику, то по одному договору можно рассчитываться наличными только в пределах 100 000 руб. (письмо от 4 декабря 2007 г. № 190-Т).

В действующих правилах прямо не сказано, что командированный сотрудник имеет право тратить наличные без учета лимита. А письмо № 190-Т разъясняет нормы прежнего, а не нового Указания ЦБ РФ. Поэтому безопаснее, чтобы в служебной поездке сотрудник тоже рассчитывался по каждому такому договору только в пределах лимита. Иначе есть риск, что за сверхлимитные траты налоговики оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Правило № 4: нельзя выдавать займы и платить за аренду из кассы

В пункте 4 Указания № 3073-У приведен перечень операций, расплатиться по которым компания и предприниматель могут исключительно с помощью наличных, снятых с расчетного счета. Использовать наличную выручку напрямую из кассы нельзя. В этот перечень входят расчеты по договорам аренды, займам, а также по организации и проведению азартных игр.

Данное ограничение касается не только расчетов между компаниями, предпринимателями или компанией и предпринимателем. Оно относится и к их расчетам с физлицами.

При этом лимит в 100 000 руб. надо соблюдать только по договорам, заключенным либо между двумя компаниями, либо между компанией и предпринимателем, либо между двумя предпринимателями. Если одна из сторон договора — физлицо, то лимит не применяется (п. 5 Указания № 3073-У). Рассмотрим подробнее правила по аренде и займам.

Аренда. Чтобы рассчитаться наличными за аренду недвижимого имущества, надо снять их со счета. Использовать выручку из кассы компания не вправе. Причем независимо от того, с кем заключен договор — с другой организацией, с предпринимателем или с частным лицом.

Данное правило компании и бизнесмены должны соблюдать независимо от того, оплачивают они наличкой именно аренду или, к примеру, погашают штрафы и неустойки либо вносят задаток. Кроме того, ограничение распространяется как на арендаторов, так и на арендодателей. В большинстве случаев наличными деньгами рассчитывается арендатор, когда вносит в кассу арендодателя платеж за использование недвижимости Но возможен и другой вариант. Например, арендодатель может вернуть арендатору переплату по договору. Для этого тоже нужно использовать наличность, снятую со счета. Ведь в Указании № 3073-У речь идет обо всех операциях по договору аренды.

В то же время на аренду данное ограничение не распространяется. Компания, которая арендует, например, автомобиль, имеет право погасить очередной платеж и из наличной выручки. Необязательно сначала вносить ее на счет, а потом снимать, чтобы рассчитаться.

Заем . Запрет на использование наличной выручки из кассы распространяется как на выдачу займов, так и на их возврат и погашение процентов. То есть касается обеих сторон договора — и заимодавца, и заемщика. Кроме того, запрет на расходование выручки распространяется не только на договоры, заключенные между двумя компаниями или компанией и предпринимателем, но и на контракты, подписанные с физлицом. Это может быть, например, учредитель, который дал своей компании взаймы. Или который, наоборот, получил от организации заем. Также не важно, какой заем получен или выдан — процентный или беспроцентный.

Правило № 5: ИП вправе забрать себе хоть всю выручку из кассы

У предпринимателей есть возможность без всякой опаски забирать выручку из кассы. Чтобы истратить вырученную наличку на свои личные цели, бизнесмену не надо сначала сдавать их в а потом снимать со счета. Выдача предпринимателю денег на личные нужды, не связанные с его деятельностью, теперь прямо поименована в перечне целей, на которые разрешается тратить выручку из кассы (п. 2 Указания № 3073-У).

Ограничений по сумме тоже нет — предприниматель вправе забрать из кассы всю накопившуюся наличную выручку. На эту операцию лимит в 100 000 руб. не распространяется.

Бизнесмен ничем не рискует, если по расходнику получит из кассы всю наличность, которая там есть, включая выручку за проданные товары. Главное написать в расходнике, что деньги выданы предпринимателю на личные нужды.

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Поставщик пришел за наличными: выдаем деньги правильно

Тему статьи предложила Валентина Владимировна Бондаренко, главный бухгалтер ООО «Аскат», г. Новоалтайск.

Представитель поставщика может прийти к вам в организацию с доверенностью на получение наличных денег по разным причинам. Например, ваш директор подписал договор, по условиям которого водитель-экспедитор поставщика привозит вам товары и тут же получает наличные в их оплату. Или вашему кредитору по каким-то причинам удобнее получить долг наличными. Посмотрим, как оформить выдачу денег.

Подотчетник тут лишний

Многие убеждены, что нельзя оплачивать приобретенные товары (работы, услуги) из своей кассы напрямую представителю поставщика. А если уж представитель явился за наличными, то нужно оформить все так, как будто кассир сначала выдал деньги под отчет какому-либо работнику своей фирмы, потом тот расплатился с поставщиком и составил авансовый отчет.

Внимание

Выдавать из кассы представителю поставщика можно не больше 100 тыс. руб. по одному договор уп. 6 Указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У (далее - Указание ЦБ № 3073-У) .

На самом деле никакого нарушения в выдаче денег из кассы сразу представителю поставщика нет. Это соответствует:

  • гражданскому законодательству. Выплата представителю поставщика по имеющейся у него доверенности равнозначна внесению денег непосредственно в кассу поставщика или перечислению на его счет. В результате право поставщика требовать от вас оплату будет прекращено, причем уже в момент выдачи денег из вашей кассы, а не в момент внесения представителем денег в кассу поставщик аст. 182 ГК РФ ; Постановление ФАС МО от 12.11.2012 № А40-24114/12-114-219 ;
  • правилам расчетов наличными. В них выдача денег под отчет и оплата приобретаемых товаров, работ, услуг указаны как две отдельные статьи расходов из касс ып. 2 Указания ЦБ № 3073-У ;
  • правилам ведения кассовых операций. Они не ограничивают выплаты из кассы выдачей денег только работника мп. 6.1 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У (далее - Указание ЦБ № 3210-У) .

Требуем документы

Передачу денег представителю поставщика важно оформить правильно. Ведь всегда остается риск, что он по каким-либо причинам не довезет деньги до своей кассы. Тогда поставщик будет считать поставку неоплаченной и, скорее всего, станет требовать от вас сумму оплаты и неустойку. Чтобы свести этот риск к минимуму, нужно получить у представителя все необходимые документы и правильно оформить РКО. Вот как это сделать.

Упомянутые в статье Указания ЦБ можно найти: раздел «Российское законодательство» системы КонсультантПлюс

Во-первых, потребуйте доверенность на получение именно у вашей организации конкретной суммы по конкретному договору (счету, товарной накладной и т. п.). Ее у представителя нужно взять до выдачи денег и затем приложить к РКОп. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . Реквизиты доверенности указывайте в строке РКО «Приложение».

Если доверенность оформлена на получение у вас нескольких выплат, ее нужно забрать при первой же выдаче денег. Она должна храниться в вашей организации у кассира. Прикладывайте ее копию к РКО на каждую выплату, а к расходнику на последнюю приложите оригина лп. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У .

Сложнее, если доверенность оформлена на получение нескольких выплат у разных организаций и из-за этого представитель поставщика не хочет оставлять оригинал у вас. Конечно, для соблюдения кассовых правил достаточно, чтобы у вас осталась копия, которая заверена в порядке, определенном руководителем вашей организаци ип. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . Но соглашаться на это опасно.

Без передачи вам доверенности деньги не выдавайте. Она необходима не только для соблюдения правил ведения кассовых операций. Оригинал доверенности понадобится вам:

  • для подтверждения того, что вы оплатили приобретенные товары, работы, услуги надлежащему лицу, - на случай, если поставщик заявит, что не получал от вас оплаты. Ведь если вы не воспользовались своим правом потребовать доказательств того, что выдаете деньги надлежащему лицу, то все риски, связанные с тем, что поставщик не получит оплату, несете именно выст. 312 ГК РФ ;
  • для подтверждения оплаты расходов на УСНО и на кассовом методе расчета налога на прибыль. Без доверенности налоговики могут счесть оплату товаров, работ, услуг неподтвержденной и уберут расходы на них из расчета налоговой базы. Ведь РКО подтверждает только выдачу денег из кассы, а доверенность - то, что деньги выданы конкретному поставщику в оплату конкретных товаров, работ, услуг.

Поэтому заранее обговаривайте это с поставщиками, а еще лучше - укажите в договоре, что условием получения денег является передача вам оригинала доверенности.

Доверенность не нужна, если:

  • <или> ваш поставщик - ИП и деньги вы выдаете ему лично;
  • <или> деньги получает руководитель организации-поставщика. Руководитель представляет юрлицо без доверенност ип. 3 ст. 40 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ ; пп. 1, 2 ст. 69 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ .

Во-вторых, представитель поставщика в момент получения от вас денег должен выдать вам кассовый чекп. 1 ст. 2 , ст. 1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ . Для этого у него должна быть мобильная ККТ. Но на деле это пока скорее редкость, а чаще бывает по-другому.

СИТУАЦИЯ 1. Поставщик чек ККТ вообще не выдает. За это его могут оштрафоват ьч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Но такой штраф - только его проблемы. А означает ли отсутствие чека какие-либо неприятности для вашей организации? Вряд ли.

Для признания расходов по налогу на прибыль и вычета НДС достаточно первички на приобретенные вами товары (работы, услуги) и счета-фактуры.

В договоры с условием оплаты наличными из кассы лучше включить условие о том, что деньги выдаются только в обмен на чек ККТ. Это позволит без споров с контрагентом и инспекцией списать расходы на упрощенке.

На УСНО и при кассовом методе на ОСНО подтверждением оплаты расходов будут РКО с доверенностью. Оплата - это прекращение такого обязательства приобретателя товаров (работ, услуг) перед их продавцом, которое непосредственно связано с их поставко йп. 3 ст. 273 , п. 2 ст. 346.17 НК РФ . Ваше обязательство оплатить товары прекращается, как мы уже сказали, в момент выдачи денег представителю поставщик ап. 1 ст. 182 ГК РФ .

Вместе с тем есть давнее Письмо Минфина, где он говорит, что для подтверждения оплаченных наличными «упрощенных» расходов кассовый чек необходи мПисьмо Минфина от 21.02.2008 № 03-11-05/40 . Поэтому нельзя исключать, что ваша ИФНС при проверке снимет расходы, на которые нет чека ККТ.

СИТУАЦИЯ 2. Вы получаете от поставщика чек ККТ, дата на котором не совпадает с датой РКО (то есть с днем выдачи вами денег из кассы), потому что:

  • <или> поставщик выбивает чек на своей стационарной ККТ только тогда, когда его представитель привозит полученные от вас деньги в кассу (а это может произойти и на следующий день). И потом только передает этот чек вашей организации. Это неправильно. Чек должен быть выбит в момент расчета, а расчет происходит не в момент поступления денег в кассу поставщика, а в момент выдачи денег представителю, так как он при этом представляет свою организацию;
  • <или> поставщик выбивает чек заранее, когда отправляет к вам своего представителя, а представитель добирается к вам лишь на следующий день. Налоговики считают, что выбивать чек заранее - нарушение, но опять же не ваше, а продавц аПисьмо ФНС от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@ .

Заранее договаривайтесь о том, чтобы вам давали чек ККТ с датой выдачи вами денег. Но если это по каким-то причинам невозможно, то лучше уж чек с «неправильной» датой, чем никакого.

Не нужно требовать от представителя поставщика предоставить квитанцию к ПКО на причитающуюся ему сумму оплаты. Приходный ордер в кассе поставщика должен быть оформлен на вносителя денег, то есть на самого представителя. И квитанция к приходнику должна остаться у него - у вас ее быть не может. К тому же как подтверждение оплаты расходов на УСНО и при кассовом методе на ОСНО квитанция к ПКО вам не нужна.

Оформляем РКО

Вот образец правильного оформления РКО.

Руководитель организации

Директор Лучше, чтобы директор (лицо, уполномоченное им принимать решения о расходовании денег) подписал РКО. Хотя по кассовым правилам его подпись в РКО при наличии подписи главбуха (бухгалтера) теперь не обязательн апп. 4.3 , 6.2 Указания ЦБ № 3210-У , для выдачи денег из кассы все равно необходимо его письменное распоряжение. А подписать РКО директору проще, чем составлять отдельный документ

(должность)

(подпись)

А.А. Фомин

(расшифровка подписи)

Главный бухгалтер

(подпись)

С.Б. Еремина

(расшифровка подписи)

коп.

Также, заполняя РКО, учтите следующее.

Во-первых, нельзя, как это нередко делают, указывать в РКО только наименование поставщика и реквизиты доверенности без ф. и. о. представителя и его паспортных данных. Это опасно - сама по себе доверенность на получение денег без подписанного представителем поставщика РКО не доказывает того, что он их получи лПостановление ФАС МО от 13.10.2004 № КГ-А40/9251-04 .

Нельзя также, получив от представителя чек ККТ и/или квитанцию к ПКО, просто указать их реквизиты в строках «Основание» и «Приложение», приложить их к расходнику и считать, что это успешно заменяет подпись на РКО конкретного человека, которому были выданы деньги, и передачу вам доверенности. Рассматривая похожую ситуацию, суд указал, что сами по себе квитанции к ПКО без доверенности не являются достаточным доказательством получения поставщиком оплаты товара, если оплата происходила на территории покупател яПостановление ФАС СКО от 19.03.2004 № Ф08-875/2004 .

Если необходим наличный расчет, лучше договариваться с поставщиком о том, что организация сама направит к нему своего представителя с деньгами в оплату товаров (работ, услуг). А когда за оплатой приезжает представитель поставщика, трудно убедиться, что у него точно есть полномочия на получение денег, и всегда остается риск, что поставщик будет считать поставку неоплаченной.

Кассир вправе выдать наличные только непосредственно получателю, указанному в РКО, и только после проведения его идентификации по предъявленному им паспорту и доверенност ип. 6.1 Указания ЦБ № 3210-У . А выдает он их не организации-поставщику в целом, а конкретному человеку, который ее представляет. Кроме того, указание ф. и. о. человека, который получает деньги, и наличие его подписи предусмотрено и самой формой РКО.

Во-вторых, если не указать в строке «Основание» реквизиты договора (счета), накладной, акта и наименования товаров (работ, услуг) и при этом наименований не будет в чеке ККТ, то это может стать для суда одним из аргументов в пользу того, что приобретенные товары, работы, услуги не считаются оплаченными и с покупателя следует взыскать деньги за нихПостановление ФАС СЗО от 20.03.2013 № А56-6781/2012 .

Иногда в этой строке указывают только реквизиты счета-фактуры. Как основание для расчетов он не вполне подходит, поскольку является документом НДС-учет ап. 1 ст. 169 , п. 3 ст. 168 НК РФ . Однако ничего страшного в этом нет, так как по указанному в РКО счету-фактуре обычно можно установить, какую именно поставку вы оплатили.

Если вы платите сразу по нескольким договорам или поставкам, лучше составить отдельный расходник на выплату по каждому договору (поставке). Тогда будет четко видно, какая сумма по какой поставке оплачена.

Записывая этот РКО в кассовую книгу, в графе 2 укажите ф. и. о. представителя, реквизиты доверенности и наименование поставщика с пометкой «Оплата по такому-то договору за такие-то товары по такой-то товарной накладной».

Не забываем об ограничениях

Во-первых, помните о лимите расчетов наличными. Он составляет 100 тыс. руб. в рамках одного договор ап. 6 Указания ЦБ № 3073-У . Если налоговики обнаружат нарушение лимита в течение следующих 2 месяце вч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ , штрафом наказываются обе стороны расчето вч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ .

Во-вторых, проверьте, за что вы платите и из каких денег. На оплату товаров, работ, услуг можно расходовать и наличную выручку, и другие поступления в кассу. А вот для расчетов по договору аренды недвижимости, по выдаче и возврату займов и процентов по ним наличные вы обязаны снять с расчетного счет ап. 4 Указания ЦБ № 3073-У .

В-третьих, если речь идет о выдаче из кассы предоплаты в счет предстоящей поставки, имейте в виду, что Минфин как-то высказался против вычета НДС с оплаченных наличными авансо вп. 2 Письма Минфина от 06.03.2009 № 03-07-15/39 . Суды, правда, с этим не согласн ыПостановление 18 ААС от 03.05.2011 № 18АП-3563/2011 .

Если в вашем договоре с поставщиком не предусмотрен наличный расчет, то это не препятствие выдать деньги представителю, который пришел с доверенностью. Ведь выданная поставщиком доверенность на получение наличных является по сути предложением изменить указанный в договоре способ расчетов, а согласие вашего руководства оплатить поставку из кассы - акцептом этого предложения. То есть для этого не обязательно составлять допсоглашение к договору. Но важно, чтобы распоряжение руководителя выдать деньги из кассы было письменным - или в виде отдельного документа, или в виде подписи на РКО.

Вам понадобится

  • - кассовый чек;
  • - товарный чек;
  • - бланки строгой отчетности;
  • - товарная накладная/акт выполненных работ.

Инструкция

Документы, которые должны сопровождать любые наличные поступления, зависят от вида деятельности ИП или компании, а также от применяемого налогового режима. При применении общей системы (ОСНО) и упрощенки (УСН) действует кассовый метод признания доходов, поэтому при оплате наличными необходимо выдать покупателю кассовый чек. При этом кассовый аппарат, который печатает чеки, должен иметь фискальную память и зарегистрирован в налоговой. Выдавать кассовые чеки необходимо при покупках частных и юридических лиц. В последнем случае также потребуется товарная накладная (при продаже товаров) или акт выполненных работ (при оказании услуг) и счет-фактура (при работе на ОСНО и выделении в стоимости товаров и услуг НДС).

Часто при наличных расчетах, помимо кассового чека, покупателям выдают и товарный, в котором содержится подробная информация о совершенных покупках. Его выдача необязательна, но покупатели часто просят его предоставить. Однако сейчас во многих торговых точках выдают кассовые чеки, которые содержат наименования товаров. Таким образом, необходимость в выдаче товарных чеков пропадает.

В некоторых случаях ИП или компании могут обойтись без кассовых чеков и выдавать покупателям бланки строгой отчетности (БСО). Причем независимо от налогового режима. Один экземпляр выдается покупателю, второй - остается у продавца. Такая возможность предусмотрена для ИП и компаний, которые занимаются оказанием услуг населению. Например, к БСО относятся билеты, турпутевки, проездные, квитанции, заказ-наряды. БСО имеют установленную форму и должны печататься типографским способом. Их выдачу необходимо фиксировать в специальном журнале.

Предприниматели и ООО на ЕНВД могут выдавать покупателям только товарные чеки, а также квитанцию к приходному кассовому ордеру (ПКО). Товарные чеки не имеют строго установленной формы и их не обязательно заказывать в типографии. Таким образом, товарные чеки не являются бланками строгой отчетности. Тем не менее есть перечень реквизитов, которые обязательно должны содержаться в товарном чеке. Это наименование и номер документа, дача выдачи, данные ИП или ООО (название, ИНН, ОГРН или ОГРНИП), наименование купленных товаров или услуг, сумма покупки и подпись лица, выдавшего чек.

Часто случаются ситуации, при которых предприниматель может совмещать два налоговых режима в работе. Например, компания продает строительные материалы. При их реализации физическим лицам, которые делают у себя дома ремонт, их деятельность попадает под вмененку и они могут ограничиться выдачей товарных чеков. Но когда они продают товары другим юридическим лицам оптом, которые закупают их в целях перепродажи, продавец обязан предоставить им кассовый чек. В последнем случае его деятельность не попадает под понятие розничной торговли, на которую распространяется ЕНВД и к ней должна применяться УСН или ОСНО.

Наличный расчет и безналичный - 2 формы обращения денежных средств на территории РФ. Однако при их использовании различными категориями граждан и организаций имеются особые требования, соблюдение которых необходимо. В противном случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности.

Чем регулируется порядок организации наличных и безналичных расчетов в 2018 — 2019 году

Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  • гл. 46 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
  • законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ);
  • указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У);
  • положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций …» от 28.01.2018 № 630-П;
  • указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег…» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У).

Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов: статьи 861 и 862 ГК РФ

Ст. 861 ГК РФ открывает главу, в которой содержатся общие положения о расчетах в РФ. Главная особенность данной статьи в том, что она четко определяет субъектный состав расчетных правоотношений, подразделяя всех участников:

  • на юридических лиц;
  • граждан-непредпринимателей;
  • граждан, которым необходимы наличные расчеты в целях ведения бизнеса (к которым относятся главы КФХ, ИП).

Несмотря на то что в ГК РФ больше внимания уделяется безналичным расчетам, в статье имеется 2 абзаца, посвященных наличному расчету, а именно:

  • если речь идет о расчетах между гражданами, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то на передаваемые суммы ограничения нет;
  • расчеты между организациями, ИП и гражданами могут производиться в наличной форме, но с учетом особенностей, установленных законодателем, а именно: на основании п. 6 указания № 3073-У в пределах 100 000 руб.

Согласно требованиям закона № 54-ФЗ на территории РФ допускается применение наличного расчета только с использованием банкнот и монет, которые выпускает ЦБ РФ.

В ст. 862 ГК РФ установлены формы осуществления безналичных расчетов. К ним относятся чеки, по инкассо, по аккредитиву и т. д. При этом законодатель дает сторонам сделки возможность установить форму расчетов самостоятельно.

Общая характеристика наличных расчетов деньгами (указание ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении…»)

ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:

  • банковских платежей;
  • таможенных платежей;
  • наличных расчетов между физическими лицами (не ИП).

Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:

  • выплату работникам зарплаты;
  • выплату страхового возмещения;
  • передачу денег под отчет служащим компании;
  • оплату товаров, выполненных работ или оказанных услуг;
  • для возврата;
  • на личные нужды предпринимателя, которые не связаны с его деятельностью.

При этом кредитные организации могут пользоваться наличным расчетом без ограничений.

Указание № 3073-У устанавливает 2 главных правила, согласно которым:

  1. Граждане могут осуществлять между собой операции с использованием наличного расчета без ограничения сумм (п. 5 указания № 3073-У).
  2. Организации и ИП вправе расплачиваться наличными исключительно в пределах 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 указания № 3073-У).

Остановимся на оговорке «в рамках одного договора». Например, организация заключила договор на поставку канцелярских принадлежностей на 90 000 руб. За 2 месяца сумма соглашения была выбрана. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение на 10 000 руб. в рамках данного контракта. Получается, что 100 000 руб. наличным расчетом в рамках договора уже использованы (о чем свидетельствует судебная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28-2959/2010). Но если компания подпишет новое соглашение, то лимит обнуляется.

Запрет на наличные денежные платежи в России по закону № 44-ФЗ

Обратимся к тексту ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которая определяет цену контракта. В ней не сказано, что расчеты в рамках данных правоотношений в наличной форме запрещены.

Более того, п. 15 ст. 34 предусматривает, что требования о твердой цене и форме заключения соглашения могут не применяться, если речь идет, например, о соглашении с единственным поставщиком. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличным расчетом с единственным поставщиком можно воспользоваться в 2 случаях:

  1. При заключении контракта, сумма которого не превышает 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  2. При подписании соглашения, сумма которого не превышает 400 000 руб., для некоторых организаций в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ (например, физкультурно-спортивной).

Во всех остальных случаях наличным расчетом пользоваться не допускается.

Наличная форма расчетов: как хранить деньги в кассе

Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.

Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.

Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.

Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).

Оплата за наличный расчет: как правильно выдать деньги

По договоренности сторон представитель поставщика может прийти в организацию-покупателя с доверенностью для получения наличного расчета из кассы.

Здесь важно определить факт оплаты по договору: момент исполнения обязательства по оплате будет считаться временем получения денег при наличном расчете представителем поставщика, а не днем, когда эти деньги попали к поставщику.

Алгоритм действий кассира следующий:

  1. Проверить оформление предъявленной доверенности. Как правило, она носит разовый характер и направлена на получение средств по конкретному договору. В этом случае в документе указывается номер и дата соглашения. Немаловажным является факт проставления всех необходимых печатей и подписей. Оригинал доверенности остается у кассира. Он является документом, подтверждающим перечисление денег поставщику при наличном расчете.
  2. В идеале от поставщика необходимо получить чек о том, что деньги ему переданы. Но на практике мобильные ККТ встречаются редко. Фактически отсутствие чека ничем не грозит, так как факт поставки будет подтвержден первичными документами, факт оплаты соответственно. Но имеется письмо Минфина РФ от 21.02.2008 № 03-11-05/40, в котором есть указание на то, что наличный расчет для учета расхода по УСН требует получения чека. В связи с этим может сложиться ситуация, когда ФНС при проверке снимает расходы, на которых нет чека.
  3. Правильное оформление расчетно-кассового ордера.

Таким образом, законодательство о наличных и безналичных расчетах обладает следующей спецификой: есть ограничение наличных операций в пользу безналичных для организации и ИП, в то время как физическим лицам разрешается наличный расчет без ограничений.