До массового распространения смартфонов, при покупке телефонов мы оценивали их, главным образом, по дизайну и лишь изредка обращали внимание на функциональные возможности. Времена изменились: теперь все смартфоны имеют примерно одинаковые возможности, а при взгляде только на фронтальную панель, один гаджет едва можно отличить от другого. На передний план вышли технические характеристики устройств, и самой важной среди них для многих является экран. Мы расскажем, что же кроется за терминами TFT, TN, IPS, PLS, и поможем подобрать смартфон с нужными характеристиками экрана.

Типы матриц

В современных смартфонах главным образом применяются три технологии производства матриц: две основаны на жидких кристаллах - TN+film и IPS, а третья - AMOLED - на органических светодиодах. Но прежде чем начать, стоит рассказать об аббревиатуре TFT, являющейся источником множества заблуждений. TFT (thin-film transistor) - это тонкоплёночные транзисторы, которые используются для управления работой каждого субпикселя современных экранов. Технология TFT применяется во всех перечисленных выше типах экранов, включая AMOLED, поэтому, если где-то говорится о сравнении TFT и IPS, то это в корне неверная постановка вопроса.

В большинстве TFT-матриц используется аморфный кремний, но недавно в производство стали внедряться TFT на поликристаллическом кремнии (LTPS-TFT). Главные преимущества новой технологии - уменьшение энергопотребления и размеров транзисторов, что позволяет достигать высоких значений плотности пикселей (более 500 ppi). Одним из первых смартфонов с IPS-дисплеем и матрицей LTPS-TFT стал OnePlus One.

Смартфон OnePlus One

Теперь, когда мы разобрались с TFT, перейдём непосредственно к типам матриц. Несмотря на большое разнообразие разновидностей LCD, все они имеют один и тот же базовый принцип работы: приложенный к молекулам жидких кристаллов ток задаёт угол поляризации света (он влияет на яркость субпикселя). Поляризованный свет затем проходит через светофильтр и окрашивается в цвет соответствующего субпикселя. Первыми в смартфонах появились наиболее простые и дешёвые матрицы TN+film, название которых часто сокращается до TN. Они имеют малые углы обзора (не более 60 градусов при отклонении от вертикали), причём даже при небольших наклонах изображение на экранах с такими матрицами инвертируется. Среди других недостатков TN-матриц - малая контрастность и низкая точность цветопередачи. На сегодняшний день такие экраны используются только в самых дешёвых смартфонах, а подавляющее большинство новых гаджетов имеют уже более совершенные дисплеи.

Наиболее распространённой в мобильных гаджетах сейчас является технология IPS, иногда обозначаемая как SFT. IPS-матрицы появились 20 лет назад и с тех пор выпускались в различных модификациях, число которых приближается к двум десяткам. Тем не менее, выделить среди них стоит те, которые являются наиболее технологичными и активно используются на данный момент: AH-IPS от компании LG и PLS - от компании Samsung, которые весьма близки по своим свойствам, что даже являлось поводом для судебного разбирательства между производителями. Современные модификации IPS имеют широкие углы обзора, которые близки к 180 градусам, реалистичную цветопередачу и обеспечивают возможность создания дисплеев с высокой плотностью пикселей. К сожалению, производители гаджетов практически никогда не сообщают точный тип IPS-матриц, хотя при использовании смартфона различия будут видны невооружённым глазом. Для более дешёвых IPS-матриц характерно выцветание картинки при наклонах экрана, а также невысокая точность цветопередачи: изображение может быть либо слишком «кислотным», либо, напротив, «блёклым».

Что касается энергопотребления, то в жидкокристаллических дисплеях оно по большей части определяется мощностью элементов подсветки (в смартфонах для этих целей используются светодиоды), поэтому потребление матриц TN+film и IPS можно считать примерно одинаковым при совпадающем уровне яркости.

На LCD совершенно не похожи матрицы, созданные на основе органических светодиодов (OLED). В них источником света служат сами субпиксели, представляющие собой сверхминиатюрные органические светодиоды. Так как нет необходимости во внешней подсветке, такие экраны можно сделать тоньше жидкокристаллических. В смартфонах применяется разновидность технологии OLED - AMOLED, которая использует активную TFT-матрицу для управления субпикселями. Именно это позволяет AMOLED отображать цвета, тогда как обычные панели OLED могут быть только монохромными. AMOLED-матрицы обеспечивают самый глубокий чёрный цвет, поскольку для его «отображения» требуется лишь полностью отключить светодиоды. По сравнению с LCD, такие матрицы обладают более низким энергопотреблением, особенно при использовании тёмных тем оформления, в которых чёрные участки экрана вовсе не потребляют энергию. Другая характерная особенность AMOLED - слишком насыщенные цвета. На заре своего появления такие матрицы действительно имели неправдоподобную цветопередачу, и, хотя подобные «детские болячки» давно в прошлом, до сих пор большинство смартфонов с такими экранами имеют встроенную настройку насыщенности, которая позволяет приблизить изображение на AMOLED по восприятию к IPS-экранам.

Другим ограничением AMOLED экранов раньше являлся неодинаковый срок службы светодиодов различных цветов. Через пару лет использования смартфона это могло привести к выгоранию субпикселей и остаточному изображению некоторых элементов интерфейса, в первую очередь - на панели уведомлений. Но, как и в случае с цветопередачей, эта проблема давно ушла в прошлое, и современные органические светодиоды рассчитаны минимум на три года беспрерывной работы.

Подведём краткий итог. Наиболее качественное и яркое изображение на данный момент беспечивают AMOLED-матрицы: даже Apple, по слухам, в одном из следующих iPhone будет использовать такие дисплеи. Но, стоит учитывать, что все новейшие разработки компания Samsung, как основной производитель таких панелей, оставляет себе, а другим производителям продаёт «прошлогодние» матрицы. Поэтому, при выборе смартфона не от Samsung стоит смотреть в сторону качественных IPS-экранов. А вот гаджеты с дисплеями TN+film выбирать ни в коем случае не стоит - сегодня эта технология уже считается устаревшей.

На восприятие изображения на экране может влиять не только технология матрицы, но и рисунок субпикселей. Впрочем, с LCD всё довольно просто: в них каждый RGB-пиксель состоит из трёх вытянутых субпикселей, которые, в зависимости от модификации технологии, могут иметь форму прямоугольника или «галочки».

В AMOLED-экранах всё интереснее. Поскольку в таких матрицах источниками света являются сами субпиксели, а человеческий глаз более чувствителен к чистому зелёному свету, чем к чистому красному или синему, использование в AMOLED того же рисунка, что и в IPS, ухудшило бы цветопередачу и сделало картинку нереалистичной. Попыткой решить эту проблему стала первая версия технологии PenTile, в которой использовались пиксели двух типов: RG (красный-зелёный) и BG (синий-зелёный), состоящие из двух субпикселей соответствующих цветов. Причём, если красные и синие субпиксели имели форму, близкую к квадратам, то зелёные больше напоминали сильно вытянутые прямоугольники. Недостатками такого рисунка были «грязный» белый цвет, зазубренные края на стыке разных цветов, а при низком ppi - четко видимая сетка подложки субпикселей, появляющаяся из-за слишком большого расстояния между ними. К тому же, разрешение, указываемое в характеристиках таких устройств, было «нечестным»: если IPS HD матрица имеет 2764800 субпикселей, то AMOLED HD матрица - всего 1843200, что приводило к видимой невооружённым глазом разнице в чёткости IPS- и AMOLED-матриц с, казалось бы, одинаковой плотностью пикселей. Последним флагманским смартфоном с такой AMOLED матрицей стал Samsung Galaxy S III.

В смартпэде Galaxy Note II южнокорейская компания сделала попытку отказа от PenTile: экран устройства имел полноценные RBG-пиксели, хотя и с необычным расположением субпикселей. Тем не менее, по неясным причинам, в дальнейшем Samsung от такого рисунка отказалась - возможно, производитель столкнулся с проблемой дальнейшего увеличения ppi.

В своих современных экранах Samsung вернулась к RG-BG пикселям с использованием нового типа рисунка, который был назван Diamond PenTile. Новая технология позволила сделать белый цвет более натуральным, а что касается зазубренных краёв (например, вокруг белого объекта на чёрном фоне были чётко видны отдельные красные субпиксели), то эта проблема была решена ещё проще - увеличением ppi до такой степени, что неровности перестали быть заметны. Diamond PenTile используется во всех флагманах Samsung начиная с модели Galaxy S4.

В завершении этого раздела стоит сказать ещё об одном рисунке AMOLED-матриц - PenTile RGBW, который получается добавлением к трём основным субпикселям четвёртого, белого. До появления Diamond PenTile такой рисунок был единственным рецептом чистого белого цвета, но он так и не получил широкого распространения - одним из последних мобильных гаджетов с PenTile RGBW стал планшет Galaxy Note 10.1 2014. Сейчас AMOLED-матрицы с RGBW-пикселями применяются в телевизорах, поскольку в них не требуется высокий показатель ppi. Справедливости ради, также упомянем, что RGBW-пиксели могут использоваться и в LCD, но примеры использования таких матриц в смартфонах нам не известны.

В отличие от AMOLED, качественные IPS-матрицы никогда не испытывали проблем в качестве, связанных с рисунком субпикселей. Тем не менее, технология Diamond PenTile, вместе с высокой плотностью пикселей, позволила AMOLED догнать и обогнать IPS. Поэтому, если вы выбираете гаджеты придирчиво, не стоит покупать смартфон с экраном AMOLED, у которого плотность пикселей менее 300 ppi. При более высокой плотности никакие дефекты заметны не будут.

Конструктивные особенности

На одних только технологиях формирования изображений разнообразие дисплеев современных мобильных гаджетов не заканчивается. Одна из первых вещей, за которую взялись производители - воздушная прослойка между проекционно-ёмкостным сенсором и непосредственно дисплеем. Так появилась технология OGS, объединяющая сенсор и матрицу в один стеклянный пакет в виде сэндвича. Это дало значительный рывок по качеству изображения: увеличилась максимальная яркость и углы обзора, была улучшена цветопередача. Само собой, толщина всего пакета также была уменьшена, что позволило создать более тонкие смартфоны. Увы, но недостатки у технологии тоже есть: теперь, если вы разбили стекло, поменять его отдельно от дисплея практически нереально. Но преимущества в качестве всё же оказались важнее и теперь не-OGS экраны можно встретить разве что в самых дешёвых аппаратах.

Популярными в последнее время стали и эксперименты с формой стекла. И начались они не недавно, а как минимум в 2011 году: HTC Sensation имел вогнутое в центре стекло, которое, по замыслу производителя, должно было защитить экран от царапин. Но на качественно новый уровень такие стёкла вышли с появлением «2.5D экранов» с загнутым по краям стеклом, что создаёт ощущение «бесконечного» экрана и делает грани смартфонов более гладкими. Такие стёкла в своих гаджетах активно использует компания Apple, и в последнее время они становятся всё более и более популярными.

Логичным шагом в том же направлении стало изгибание не только стекла, но и самого дисплея, что стало возможным при использовании полимерных подложек вместо стеклянных. Тут пальма первенства, конечно, принадлежит компании Samsung с её смартфоном Galaxy Note Edge, в котором была изогнута одна из боковых граней экрана.

Другой способ предложила компания LG, которая сумела изогнуть не только дисплей, но и весь смартфон по его короткой стороне. Однако LG G Flex и его преемник не завоевали популярности, после чего производитель отказался от дальнейшего выпуска подобных аппаратов.

Также некоторые компании стараются улучшить взаимодействие человека с экраном, работая над его сенсорной частью. Например, некоторые устройства оснащаются сенсорами с повышенной чувствительностью, которые позволяют работать с ними даже в перчатках, а другие экраны получают индуктивную подложку для поддержки стилусов. Первая технология активно используется компаниями Samsung и Microsoft (бывшая Nokia), а вторая - Samsung, Microsoft и Apple.

Будущее экранов

Не стоит думать, что современные дисплеи в смартфонах достигли высшей точки своего развития: технологиям ещё есть куда расти. Одними из самых перспективных являются дисплеи на квантовых точках (QLED). Квантовая точка - это микроскопический кусочек полупроводника, в котором существенную роль начинают играть квантовые эффекты. Упрощенно процесс излучения выглядит так: воздействие слабого электрического тока заставляет электроны квантовых точек изменять энергию, излучая при этом свет. Частота излучаемого света зависит от размера и материала точек, благодаря чему можно добиться практически любого цвета в видимом диапазоне. Учёные обещают, что QLED матрицы будут иметь лучшую цветопередачу, контрастность, более высокую яркость и низкое энергопотребление. Частично технология экранов на квантовых точках используется в экранах телевизоров Sony, а прототипы имеются у LG и Philips, но о массовом применении таких дисплеев в телевизорах или смартфонах речи пока не идёт.

Высока вероятность и того, что в ближайшем будущем мы увидим в смартфонах не просто изогнутые, но и полностью гибкие, дисплеи. Тем более, что почти готовые к массовому производству прототипы таких AMOLED матриц существуют уже пару лет. Ограничением же выступает электроника смартфона, которую гибкой сделать пока невозможно. С другой стороны, крупные компании могут изменить саму концепцию смартфона, выпустив что-то вроде гаджета, показанного на фотографии ниже - нам остаётся только ждать, ведь развитие технологий происходит прямо на наших глазах.

Начнем с того, что изображение состоит из мельчайших элементов- точек или пикселей, и, в зависимости от диагонали дисплея (и его физического размера), пиксель может иметь разную величину. Встречаются и различные формы пикселя - прямоугольная, квадратная и даже восьмиугольная (последняя, правда, бывает только у плазменных телевизоров). Ну а разрешение экрана представляет собой, по сути, длину в пикселях каждой из сторон.

В современных смартфонах можно встретить разрешение от 320х240 пикс. (самые бюджетные модели для детей и старшего поколения) до 3840х2160 пикс. (как правило, флагманы). Чем больше экран и меньше его разрешение, тем крупнее пиксели и тем больше размывается изображение. Например, если взять 6-дюймовый экран с разрешениями 1280х720 пикс. (HD) и 1920х1080 пикс. (Full HD), то в первом случае картинка будет иметь меньшую четкость.

Но стоит ли гнаться за более высокими разрешениями экранов смартфонов вплоть до 4К? Да, бывают случаи, когда они действительно требуются - например, для погружения в виртуальную реальность, где дисплей находится практически вплотную к глазам и мы различаем мельчайшие пиксели ( о смартфонах для VR). А вот с остальным контентом всё уже не так однозначно.

Пиксельная плотность

Здесь нельзя обойтись без понятия пиксельной плотности (PPI) - разрешающей способности матрицы, которая и является основным показателем того, насколько четкий экран у устройства. PPI рассчитывается, исходя из диагонального разрешения, его ширины и высоты, а также из диагонали матрицы в дюймах.

Чем больше пикселей помещается на дюйме пространства, тем они, соответственно, будут мельче, а изображение - более гладким и четким; тем богаче цветопередача, лучше яркость и контрастность. Более того, при высокой PPI шрифты на экране выглядят более гладкими, что улучшает читаемость текста. Например, PPI при разрешении 2560х1440 пикселей и диагонали 5,5” будет равняться 534, а если взять экран немного больше (5,7”), то при том же разрешении PPI упадет до 515, и картинка потеряет в четкости.

Обычный пользователь услышал об этом понятии в 2010 году с выпуском iPhone 4 с дисплеем Retina. Тогда в Apple заявили, что максимум пикселей на дюйм, которые может различить человеческий глаз, составляет около 300. В Колумбийском университете тоже рассчитали предел пиксельной плотности для человеческого глаза, и он оказался чуть выше - 350 PPI. А в 2014 году LG продемонстрировала три экрана - с HD-разрешением и плотностью 269 PPI, с Full HD и 403 PPI и с QuadHD (ее тогдашний флагман LG G3) и 538 PPI. И разница между ними была заметна, картинка на каждом последующем экране выглядела более четкой и качественной, и это было видно невооруженным глазом.

Раймонд Сонейра из компании DisplayMate утверждает, что человек с идеальным зрением может «увидеть» плотность до 600 PPI, что делает не такими безумными идеи о выпуске смартфонов с разрешением 4К и 800 PPI. Сейчас пиксельная плотность современных флагманов уже перевалила за 500 PPI, но в какой-то момент невооруженным взглядом пользователи перестанут различать плюсы небольшого, по сути, экрана смартфона с высокой плотностью.

Смартфоны с самыми четкими экранами

Доверять производителям на слово мы не стали и самостоятельно рассчитали пиксельную плотность для каждого из смартфонов. Как оказалось, здесь вендоры не стали преувеличивать свои заслуги и указали верные значения (с поправками на округление до целого), хотя, например, с «безрамочностью» многие погорячились ( в нашем материале).

Samsung Galaxy S9

Samsung Galaxy S9 стал лидером по четкости экрана - его пиксельная плотность составляет 568 PPI. Из-за меньшей диагонали (5,8") он обошел своего «собрата» S9+, имеющего такое же разрешение (2960х1440 пикс.), но более крупную диагональ (6,2"), и поэтому получившего 531 PPI. Смартфон выполнен в «безрамочном» дизайне и, к счастью, без популярной сейчас «челки» - это плюс производителю.

Пользователи отмечают, что у дисплея цвета действительно очень сочные (это все-таки фирменная матрица SuperAMOLED), яркость и контрастность на высоком уровне. Он отлично ведет себя на солнце, не бликует и остается читаемым. Кстати, разрешение экрана при желании можно уменьшить, увеличив срок работы от батареи.

LG G6 () лишь немного отстал от лидера с результатом 565 PPI (диагональ - 5,7”, разрешение - 2880х1440 пикс.). LG назвала свой экран FullVision, указывая на то, что у пользователя будет больше пространства для просмотра видео, страниц в интернете и текста. Все данные можно разделить на два окна - в смартфонах LG эту функцию поддерживает большое количество приложений. Хотя IPS-матрица считается менее яркой, чем AMOLED, ее качество все же было положительно оценено пользователями. Есть поддержка Dolby Vision и HDR 10.

Кстати, недавно был представлен LG G7 ThinQ, который может похвастаться более высоким разрешением - 3120х1440 пикселей. Но из-за увеличения диагонали до 6,1” плотность пикселей у его экрана немного ниже - 563 PPI.

Хотя к стратегии компании HMD Global у многих есть вопросы, получился достаточно удачным и расположился на третьем месте списка с результатом 554 PPI. Пусть у его экрана более низкое разрешение (2560х1440 пикс.), чем у смартфонов, оказавшиеся в топе ниже, он выигрывает за счет небольшой диагонали дисплея - 5,3 дюйма.

Дизайн, правда, совсем не безрамочный - сверху и снизу дисплея есть очень заметные полоски. Зато качество экрана нам понравилось - он яркий, контрастный, с естественной цветопередачей и хорошими углами обзора. А в вечернее время суток можно активировать ночной режим, чтобы глаза не уставали.

Vivo Xplay 6

Vivo Xplay 6 достаточно сильно отстал по показателям от тройки лидеров - у него 538 PPI. Но за то, что он сюда попал, следует благодарить среднюю диагональ экрана (5,46”) и высокое разрешение (2560х1440 пикс.). По внешнему виду сразу становится понятно, у кого черпали вдохновение дизайнеры - изогнутый по краям дисплей повторяет Samsung Galaxy Note 7. Да и сама матрица AMOLED тоже от южнокорейского производителя, так что неудивительно, что экран выдает качественную картинку.

Изогнутыми края экрана сделаны не просто так - здесь есть панель, полностью аналогичная Edge от Samsung. Разрешение дисплея тоже можно понизить до Full HD для повышения автономности, а вот калибровать цвета настройки не позволяют.

Google Pixel 2 XL

Еще один «четкий смартфон» -интересный, но не слишком популярный прошлогодний флагман Google Pixel 2 XL. У него большая диагональ (6") и высокое разрешение экрана (2880х1440 пикс.), а плотность пикселей составляет 537 PPI. Установлена матрица POLED производства LG, которая местами уступает SuperAMOLED от Samsung, но зато тут нет присущей последним «кислотности» оттенков. Однако, если отклоняться от прямого угла, то цвета начинают инвертироваться и уходить в синий.

Также в самом начале продаж были жалобы на зернистость и появление артефактов, но производитель уверяет, что это должны были исправить программные обновления. Еще многим пользователям не повезло, и у их аппаратов экран местами уходит в розовый оттенок.

Точно такую же плотность пикселей (537 PPI) имеет и второй смартфон производства LG в нашем списке - LG V30+. У него, как и у Google Pixel 2XL, диагональ 6" и разрешение 2880х1440 пикс. Тип матрицы - снова POLED (On-Cell touch). Но, по всей видимости, для своих флагманов LG всё же делает более качественные дисплеи.

Экран тут яркий, с качественным антибликовым покрытием и сбалансированными цветами. Есть отдельные профили отображения цвета - для серфинга в интернете, просмотра фильмов, чтения книг. Также поддерживается HDR, а у функции Always-on-display, что присутствует у всех современных OLED-экранов, имеются разные варианты настройки: времени отключения, яркости, отображения содержимого и т.д.

HTC U11 Plus

И третий подряд смартфон с 6-дюймовым экраном, разрешением 2880х1440 точек и плотностью пикселей 537 PPI - это HTC U11 Plus. Фирменная матрица Super LCD 6, по словам производителя, обеспечивает естественную цветопередачу. Такой экран очень нравится тем, для кого дисплеи от Samsung слишком яркие. А для любителей сочных оттенков экран будет казаться слишком блеклым, но глаза от него не устают.

У смартфона имеется аналог функции Always-on-display, но т.к. это LCD-матрица, отображаться будут только часы и информационные значки, а батарея сядет гораздо быстрее. Интересен режим «В перчатках» с повышенной чувствительностью экрана, а также возможность выбрать цветовой профиль и отдельно менять в нем настройки.

Есть поддержка динамического диапазона HDR10, но только на аппаратном уровне. С новыми обновлениями системы она должна появиться и программно.

Tonino Lamborghini Alpha one

Вместе со следующим смартфоном списка, Tonino Lamborghini Alpha one, нас приглашают в премиум-сегмент, предлагая наряду с впечатляющим внешним видом (корпус из «жидкого металла» и отделка натуральной кожей) еще и достойные характеристики. Диагональ в 5,5 дюймов и разрешение 2560х1440 точек создают пиксельную плотность 534 PPI.

AMOLED-матрица демонстрирует хорошую контрастность и экономит заряд батареи, запас яркости тоже достойный. Как и у всех AMOLED-экранов, цвета не инвертируются при разных углах обзора. Можно при желании поиграть с настройками цветовой температуры и насыщенности.

Huawei P10 Plus

Huawei P10 Plus по характеристикам экрана совпадает с Tonino Lamborghini (за исключением того, что матрица - IPS), и поэтому точно так же демонстрирует 534 PPI.

Смартфон был , и мы отметили, что у дисплея хорошая яркость и достойное антибликовое покрытие - им можно с комфортом пользоваться на солнце. Углы обзора широкие, а цветовую температуру можно настраивать самостоятельно либо выбрать предустановленный профиль.

ASUS ZenFone AR ZS571KL

Ну а смартфон ASUS ZenFone AR ZS571KL специально «заточен» под виртуальную и дополненную реальность, и поэтому он обладает большим и четким экраном с диагональю 5,7 дюймов и разрешением 2560х1440 пикс., а его пиксельная плотность составляет 515 PPI.

Сверху экран прикрыт 2,5-D стеклом Gorilla Glass 4. Превратить устройство в шлем VR можно с помощью его же упаковки - она раскрывается, туда вставляется смартфон - и вперед, навстречу виртуальным приключениям. Правда, режим VR очень быстро разряжает батарею - как, впрочем, и игры.

Расчетная PPI Заявленная PPI Дисплей Цена
Samsung Galaxy S9 567,53 568

Super AMOLED 5,8"

2960х1440 пикс.

i 59 990
LG G6 564,90 565

2880х1440 пикс.

от i 37 990
Nokia 8 554,19 554

2560х1440 пикс.

i 29 990
Vivo Xplay 6 537,95 538

2560х1440 пикс.

от i 35 990
Google Pixel 2 XL 536,66 537

2880х1440 пикс.

от i 48 990
LG V30+ 536,66 537

2880х1440 пикс.

i 59 990
HTC U11 Plus 536,66 537

2880х1440 пикс.

i 49 990

Tonino Lamborghini

Alpha one

534,04 534

2560х1440 пикс.

i 149 000
Huawei P10 Plus 534,04 534

2560х1440 пикс.

от i 32 190

ASUS ZenFone AR

515,3 515

2560х1440 пикс.

i 59 990

Современные устройства оснащаются экранами различной конфигурации. Основными на данный момент являются дисплеи на базе но для них могут использоваться разные технологии, в частности речь идет о TFT и IPS, которые различаются по целому ряду параметров, хоть и являются потомками одного изобретения.

Сейчас существует огромное количество терминов, которые обозначают определенные технологии, скрывающиеся под аббревиатурами. К примеру, многие могли слышать или читать об IPS или TFT, однако мало кто понимает, в чем на самом деле разница между ними. Связано это с недостатком информации в каталогах электроники. Именно поэтому стоит разобраться с этими понятиями, а также решить, TFT или IPS - что лучше?

Терминология

Для определения того, что будет лучше или хуже в каждом отдельном случае, требуется узнать, за какие функции и задачи отвечает каждый IPS по факту представляет собой TFT, точнее ее разновидность, при изготовлении которой использовалась определенная технология - TN-TFT. Следует рассмотреть более подробно эти технологии.

Различия

TFT (TN) представляет собой один из способов производства матриц то есть экранов на тонкопленочных транзисторах, в которых элементы располагаются по спирали между парой пластин. При отсутствии подачи напряжения они будут повернуты друг к другу под прямым углом в горизонтальной плоскости. Максимальное напряжение вынуждает кристаллы поворачиваться так, чтобы проходящий сквозь них свет приводил к образованию черных пикселей, а при отсутствии напряжения - белых.

Если рассматривать IPS или TFT, то отличие первой от второй состоит в том, что матрица изготовлена на базе, описанной ранее, однако кристаллы в ней расположены не спирально, а параллельно единой плоскости экрана и друг другу. В отличие от TFT, кристаллы в данном случае не поворачиваются в условиях отсутствия напряжения.

Как мы это видим?

Если смотреть на IPS или то визуально отличие между ними состоит в контрастности, которая обеспечивается почти идеальной передачей черного цвета. На первом экране изображение будет выглядеть более четким. А вот качество цветопередачи в случае использования матрицы TN-TFT нельзя назвать хорошим. В данном случае у каждого пикселя имеется собственный оттенок, отличный от других. Из-за этого цвета сильно искажаются. Однако есть у такой матрицы и достоинство: она характеризуется самой высокой скоростью отклика среди всех существующих на данный момент. Для экрана IPS требуется определенное время, за которое все параллельные кристаллы совершат полный разворот. Однако человеческий глаз практически не улавливает разницу во времени отклика.

Важные особенности

Если говорить о том, что лучше в эксплуатации: IPS или TFT, то стоит отметить, что первые являются более энергоемкими. Это связано с тем, что для поворота кристаллов требуется немалое количество энергии. Именно поэтому, если перед производителем стоит задача сделать свое устройство энергоэффективным, в нем обычно применяется TN-TFT матрица.

Если выбирать экран TFT или IPS, то стоит отметить более широкие углы обзора второго, а именно 178 градусов в обеих плоскостях, это очень удобно для пользователя. Другие оказались неспособными обеспечить подобное. И еще одним существенным различием между двумя этими технологиями является стоимость изделий на их основе. TFT-матрицы на данный момент представляют собой наиболее дешевое решение, которое используется в большинстве бюджетных моделей, а IPS относится к более высокому уровню, но и он не является топовым.

Дисплей IPS или TFT выбрать?

Первая технология позволяет получать максимально качественное, четкое изображение, но требует больше времени для поворота используемых кристаллов. Это влияет на время отклика и прочие параметры, в частности скорость разрядки аккумулятора. Уровень цветопередачи TN-матриц гораздо ниже, однако их время отклика минимально. Кристаллы тут расположены по спирали.

На самом деле можно легко отметить невероятную пропасть в качестве экранов, работающих на базе двух этих технологий. Касается это и стоимости. Технология TN остается на рынке исключительно из-за цены, однако она не способна обеспечить сочную и яркую картинку.

IPS - это весьма удачное продолжение в развитии TFT-дисплеев. Высокий уровень контрастности и довольно большие углы обзора - это дополнительные преимущества данной технологии. К примеру, у мониторов на базе TN иногда черный цвет сам изменяет свой оттенок. Однако высокое потребление энергии устройствами, работающими на базе IPS, вынуждает многих производителей прибегать к использованию альтернативных технологий либо понижать этот показатель. Чаще всего матрицы данного типа встречаются у проводных мониторов, которые не работают от аккумулятора, что позволяет не быть устройству настолько энергозависимым. Однако постоянно ведутся разработки в этой области.

Типы экранов мобильных телефонов

Современный телефон - это целый набор различных модулей, чипов и микросхем, заменяющий и фотоаппарат, и органайзер, и GPS-навигатор, и массу других устройств, о которых так сразу и не вспомнить. И, само собой, экрану стала отводиться далеко не последняя роль.

Сразу оговоримся - про резистивные и ёмкостные экраны речь здесь идти не будет. Об этом вы можете почитать в отдельной . Сегодня же мы рассмотрим основные типы матриц экранов, дабы непонятные термины в спецификациях не вносили дополнительной неразберихи в наш и так достаточно сложный мир.

Что нужно от экрана телефона рядовому пользователю? Само собой, качественное изображение. Что, в свою очередь, подразумевает большой размер самого экрана, высокое разрешение, хорошую цветопередачу, контраст и массу других параметров. Но вот беда, телефон - это устройство мобильное, а значит, обладающее собственным источником питания, к тому же зачастую используемое далеко не в благоприятных условиях. Поэтому в погоне за качественным изображением не стоит и забывать, что качество качеством, но приходится искать компромисс. Иначе вы рискуете каждый день тоскливо смотреть на исчезающие проценты заряда батареи и судорожно вспоминать, где же вы сегодня оставили подзарядку.

Siemens S10 - первый в мире мобильный телефон с цветным дисплеем (1997 год)

Возможно, кому-то качественный экран вообще не нужен - достаточно элементарного монохромного дисплея с функцией показа набранного номера. Кто-то, наоборот, использует телефон как угодно, но только не по своему прямому назначению, и поэтому основным параметром выбора будет большой яркий экран. К счастью, представленных на рынке телефонов сейчас больше, чем гостей на вечеринке у Чингисхана, так что можно подобрать подходящий вариант даже для самого требовательного пользователя.

В большинство представленных на рынках телефонов ставятся жидкокристаллические дисплеи (LCD), которые, в свою очередь, могут базироваться на пассивной или активной матрицах, каждая из которых опять же имеет несколько подвидов.

Уже сам термин «пассивная матрица» заставляет несколько насторожиться. Основной принцип изображения - напряжение подводится к пикселям последовательно, строка за строкой, что негативно сказывается на скорости обновления изображения. В современных телефонах её можно встретить в трёх ипостасях: в самых простых и недорогих моделях (например, в Samsung E1175 или Nokia 1280), в дополнительных внешних экранах на телефонах-раскладушках или в специализированных телефонах (например, так называемых «бабушкофонах» - Fly Ezzy или Just5 CP10).

Руководство Samsung, вероятно, придя в себя после очередного корпоратива в честь небывалого успеха и поняв, что в ближайшее время из своих фабрик выжать больше уже не сможет, стало спешно размышлять, что же такого придумать, чтобы и качество не особо потерять, и темпа продаж не снижать.

В результате на сцене появился ещё один игрок - совместно с корпорацией Sony миру была представлена технология SLCD , которая была призвана компенсировать недостаток SAMOLED-экранов. Она хоть и обладает несомненными плюсами (более чёткое изображение), но по качеству всё же проигрывает SAMOLED (которые выдают более насыщенные цвета, более качественный чёрный цвет). Основное же отличие её от прежних LCD-матриц заключается в несколько ином позиционировании субпикселей.

Справедливости ради стоит отметить, что встречаются несколько понятий: Super Clear TFT , Super Clear LCD и SLCD . Но так как рамки статьи не позволяют детально останавливаться на каждом нюансе, на данный момент сделаем допущение, что речь идёт об одной «обобщённой» технологии SLCD, тем более что в спецификациях они порой даже не различаются.

Таким образом, южнокорейские умельцы, с одной стороны, не сильно проиграли в качестве - что бы там ни говорили, а качество SLCD-экрана всё же очень хорошее и с другой - смогли сохранить темп. Да и общество в очередной раз получило отличный повод поспорить на тему «чей же папа сильнее».

с экраном SLCD

Кстати, телефоны с SLCD-экраном выделялись в отдельную серию в рамках основной - учтите это при выборе. Например, Samsung Galaxy S (SAMOLED) и Samsung Galaxy S (SLCD), также Google Nexus S I9020 (SAMOLED) и Google Nexus S I9023 (SLCD).

В заключение рассмотрим ещё три типа экрана, которые хоть и не настолько популярны, как вышеописанные, но занимают определённое место в мире современных технологий.

Первый из них - это, конечно же, Retina -дисплей. Это именно то, что ставится на последние от . Несмотря на всю привлекательность, ничего особо интересного в этом экране нет - это та же LCD-технология с более плотным расположением пикселей (в этом месте должен следовать торжественный рассказ о выступлении Стива Джоббса, в котором он заявляет про лимит в 300 dpi, определяемый человеческим глазом, и про 326 dpi, использованных в Retina-экранах).

с экраном Retina

Несмотря на всё своё качество и красоту, будущее этих экранов довольно туманно - об этом говорит хотя бы тот факт, что Apple серьёзно рассматривала возможность использовать как основной экран именно SAMOLED, но впоследствии была вынуждена вернуться к Retina исключительно по экономической причине.

Второй тип - это экраны на электронных чернилах (E Ink ). Основной нишей этой технологии являются электронные ридеры , но некоторые попытки внедрить E Ink в мобильные телефоны всё же проводятся. Правда, больше в стиле «мы твёрдо знаем, что это можно как-то применить, но пока точно не знаем как». Считается, что это наиболее комфортная для глаз технология, при этом экран не излучает свет, а отражает, что крайне положительно сказывается на энергопотреблении.

F3 (слева) и W61H (справа) - модели, использующие технологию E Ink

С другой стороны, эти экраны очень инерционны, то есть возникают серьёзные проблемы при просмотре видео или даже простейшей анимации. К тому же при использовании телефона в условиях недостаточной освещённости необходима дополнительная подсветка, что сводит на нет все плюсы в плане энергопотребления. Сейчас это в основном единичные экземпляры или экспериментальные прототипы, поэтому маловероятно, что вы столкнётесь с таким экраном вживую.

И, наконец, последний тип - технология CBD (Clear Black Display) от . Правда, это не совсем новый тип экрана, это просто дополнительный поляризационный слой, вставляемый в SAMOLED-экран. Благодаря CBD улучшается контрастность, устраняются отражения и получается более глубокий чёрный цвет.

Может сложиться впечатление, что рынок экранов для мобильных телефонов очень запутан и разнообразен, - это не совсем так.

Second life - прототип телефона с двумя экранами (SAMOLED и E Ink)

Если не рассматривать экспериментальные варианты, то все технологии делятся на два типа - экраны на базе жидких кристаллов (LCD) и экраны на базе OLED-технологии. Явный лидер по качеству здесь - это, конечно, SAMOLED-экраны и их последние модификации. На противоположном конце пока ещё остаются совсем простенькие LCD-дисплеи на пассивных матрицах, но их область применения довольно ограниченна.

Практически весь класс «выше среднего» сейчас представлен LCD-экранами на активной матрице (TFT), поэтому, покупая телефон из средней (и выше) ценовой категории, в большинстве случаев вы получите именно TFT-матрицу, что для большинства функций будет более чем достаточно. Рядом со всем этим стоят Retina-экраны от Apple (которая в принципе совсем не против перейти на SAMOLED и, скорее всего, сделает это при возможности), а также технология SLCD в роли «временно исполняющей обязанности» SAMOLED и с не очень понятным будущем. Вот, собственно говоря, и всё.

Nokia Morph - будущее обещает быть интересным

По старой традиции Интернет просто бурлит спорами специалистов (и не очень) по поводу того, какой же экран самый-самый и в каком случае вы получите «самую настоящую» картинку. Что тут можно добавить... Если вам просто нужен телефон и вас не особо огорчает отсутствие шестнадцати миллионов оттенков, то остаётся только твёрдо определиться в своих потребностях и спокойно выбрать то, что нужно именно вам, а не маркетологам или менеджерам в салоне.

Не забывайте только вот о чём. Есть одно золотое правило - никогда не ходите в магазин за продуктами, будучи голодным. Примерно то же самое подходит и здесь. Я помню свои эмоции, когда, обладая старой моделью от ASUS, в первый раз поигрался с SAMOLED Plus-экраном. Впечатляет. Но потом возник трезвый вопрос: а есть ли смысл доплачивать за всю эту красоту, если ту же функциональность с картинкой очень приличного качества можно получить в три-четыре раза дешевле?

Для себя я на этот вопрос ответил. Очередь за вами.

Несколько лет назад при выборе смартфона редкий пользователь задавался вопросом, какая в нем стоит матрица, и какие технологии применяются при производстве. В основном оценивался размер дисплея, кто-то хотел большой, а кому-то по руке маленький. Сегодня матрица является весомым аргументом при выборе девайса, поэтому в данном тексте будет рассказано о том, какие существуют экраны смартфонов, и какой из них лучше выбрать.

В настоящее время тип дисплея является одним из первых критериев выбора телефона, поэтому есть смысл начать обзор с типов экранов смартфонов и их отличий. Типов не так много, но от того, какая стоит матрица, зависит многое. Дисплеи для смартфонов в настоящее время изготавливаются по двум основным технологиям:

  • жидкие кристаллы (LCD), к ним относятся IPS и TN матрицы;
  • органические светодиоды – AMOLED.

TFT матрица – это основа для создания всех прочих типов дисплеев смартфонов. TFT можно расшифровать как thin-film transistor, это тонкая пленка транзисторов, которая управляет каждым отдельным субпикселем. Ее существование стало основой для производства всех вышеперечисленных матриц, в том числе AMOLED. Особенно это актуально для TN и IPS матриц, что порой делает их сравнение не самым правильным. Разница между ними заключается в том, что для TN матриц используется аморфный кремний, в то время как для IPS берут поликристаллический кремний. Его достоинством считается большая плотность пикселей и малое потребление энергии.

TN

TN матрица сегодня считается самой недорогой и простой в производстве . Она отличается невысокими углами обзора, низкой точностью передачи цветов, плохой контрастностью. Чаще всего данный тип матриц ставят в смартфоны дешевого сегмента. Преимуществом данного типа можно считать цену, а также низкое время отклика, что актуально для воспроизведения игр. Несмотря на это, минусы TN дисплеев перевешивают плюсы, поэтому сегодня технология считается морально устаревшей.

IPS

IPS матрицы можно смело назвать самым распространенным видом дисплеев смартфонов . У них большой угол обзора (может достигать 180 градусов), реалистичная передача цветов, высокая плотность пикселей. Кроме того, они достаточно недорогие, что позволяет ставить их в устройства от среднего ценового сегмента до самых дорогих девайсов. IPS матрицы имеют разделение внутри группы:

  • AH-IPS – создана компанией LG;
  • PLS – производится брендом Samsung;
  • Retina – Apple.

Сравнивать эти матрицы особого смысла нет, так как их характеристики в целом одинаковые.

На заметку! Если говорить о дешевых и дорогих матрицах IPS, то первые можно отличить по низкой цветопередаче (под углами картинка бледнеет), а также по выцветанию по мере пользования устройством.

Стоит понимать, что у IPS матриц есть много подвидов, каждый из которых имеет упор на разные аспекты работы – энергоэффективность, яркость, контрастность. Самое важное достоинство IPS дисплея – естественная передача цвета на уровне самой матрицы. Дисплеи, созданные с применением данной технологии, не нуждаются в отдельной программной настройке или вмешательстве процессора в ее работу. Все изначально передается как нужно. Этим IPS матрицы лучше AMOLED.

AMOLED

Отдельным сегментом стоят матрицы на основе органических светодиодов. Данная технология получила название OLED, в среде телефонов ее производством занимается бренд Samsung, который дал своей разработке название AMOLED. Отличие данных матриц в низком потреблении энергии, глубине черного цвета и насыщенных цветах. Многие считают, что у AMOLED матрицы порой слишком насыщенны, поэтому при изготовлении смартфона серьезное значение имеет то, как матрица настроена.

Может случиться так, что девайс будет слишком контрастным, и пользоваться им будет крайне неудобно. Выше было сказано, что IPS дисплей не нуждается в настройке, того же нельзя сказать об AMOLED экране. Нередко в дорогих телефонах ставят лучший дисплей, который вообще есть в мире, но из-за неправильной настройки он не позволяет полноценно насладиться изображением . Простым примером может служить новинка 2017 года – Айфон X. Компания Apple купила дисплеи у Samsung, но при этом не смогла их грамотно настроить, чтобы получить хорошее изображение. В 2018 году в моделях XS и XS Max ситуация изменилась, матрица осталась той же, но правильная настройка сделала картинку на порядок лучше. В остальном AMOLED матрицы можно назвать лучшим экраном смартфона в 2018 году, и не удивительно, что самые дорогие девайсы в качестве экрана пользуются данными матрицами.

Важно! Об AMOLED стоит знать, что они имеют ограниченный срок жизни – около 3 лет непрерывной работы. С учетом того, что дисплей смартфона включен не постоянно, этого вполне достаточно.

QLED

Отдельно стоит упомянуть технологию для производства матрицы — QLED. В настоящее время она активно применяется в производстве телевизоров , но ведутся разработки для внедрения данных дисплеев в сферу производства смартфонов. В данном случае технология основана на квантовых точках, которые светятся сами по себе. Преимущество QLED матрицы перед AMOLED в более лучшей контрастности, точности передачи цвета, яркости, меньшем потреблении энергии. Кроме того, их не нужно тонко настраивать, как Амолед.

Итог

В окончание разговора о типах матрицы можно выделить следующее: лучшие матрицы в данное время AMOLED, следующие за ними IPS дисплеи, которые могут между собой отличаться по технологии производства. Подчас качественный IPS экран может совсем немного уступать AMOLED дисплею, и это будет заметно только в специализированных тестах, но не при обычном пользовании устройством. TN матрицы являются устаревшими, и останавливаться на них нет никакого смысла, так как за аналогичную стоимость можно приобрести простой IPS дисплей, который в сравнении будет лучше.

Конструктивные особенности экрана

Выбирая лучший дисплей, стоит обратить внимание и на другие особенности его изготовления — наличие воздушной прослойки, изогнутых краев, отсутствие рамок, количество одновременных касаний, сила нажатия.

Некоторые технологии, созданные разработчиками, находят свое применение в производстве, а другие со временем уходят в небытие, как не перспективные. Так называемая технология OGS относится к первому типу, и в свое время произвела настоящий фурор. Долгое время устройство экрана смартфона представляло собой своеобразный бутерброд, который состоял из нескольких слоев – защитное стекло, воздушная прослойка, непосредственно матрицы. Суть OGS заключается в том, что инженеры научились удалять слой воздуха, и тем самым матрица становится непосредственно частью защитного стекла. То есть картинка находится на стекле, а не под ним.

Разница в данном случае заметна даже невооруженным глазом – угол обзора становится выше, а картинка более точной и сочной по цветам . Сегодня виды экранов без воздушной прослойки негласно стали основными и используются практически в каждом девайсе независимо от цены.

Важно! У технологии есть свой минус – ранее в случае повреждения стекла необходимо было менять только верхний слой, то есть именно стекло, сегодня замены требует вся матрица.

Достаточно новый тренд, который привнесла в смартфоны компания Samsung – изогнутый дисплей. Первым телефоном с изогнутым экраном стал Samsung Galaxy Edge . Загнутые края матрицы не только делают устройство визуально более интересным, но позволяют на эти грани вынести полезные для пользователя функции. Кроме того, визуально картинка становится более объемной.

Адептом технологии является компания Samsung, и именно ее телефоны имеют подобные матрицы. Однако несколько лет назад на витринах магазинов можно было найти смартфоны от компании LG серии Flex , которые имели изгиб в центре устройства таким образом, что девайс отлично лежал в руке.

На заметку! Еще одно полезное свойство разработки от компании LG – защита девайса при падении. Телефон при падении лицом вниз ударялся верхними кромками, но не всей поверхностью матрицы, что уберегало ее от необходимости замены.

Изогнутые телефоны LG не получили широкого распространения, поэтому сегодня от них компания отказалась.

Еще одна интересная тенденция, связанная с изогнутыми экранами – 2.5D дисплеи . Здесь изогнута не матрица, а поверхность экрана таким образом, что все грани плавно перетекают друг в друга. С точки зрения отображения информации разницы нет никакой, но по эргономике телефоны стали более удобными, и подобные стекла встречаются у многих аппаратов среднего ценового сегмента от самых разных производителей.

Безрамочный дисплей

Еще одна модная тенденция, но далеко не новая с точки зрения возникновения – отсутствие рамок у дисплея. Подобные матрицы стала производить компания Sharp в 2014 году, но мир увидел первый подобный смартфон в 2016 году, и им стал Mi Mix от китайского бренда Xiaomi. Фактически называть устройства безрамочными не совсем верно, так как рамки здесь все же есть, просто они имеют минимальный размер. В настоящий момент есть несколько вариаций такого исполнения – вытянутые вверх матрицы, когда рамки отсутствуют по бокам, устройства с нижней гранью, а также экраны, у которых рамок почти нет совсем, и все элементы лицевой панели вынесены на маленький пятачок сверху.

Последний вид смартфонов появился в 2017 году с телефоном от компании Apple – iPhone X. Модели, которые выпускаются после данного устройства, в своем большинстве изготавливаются именно с такими дисплеями. За счет уменьшения рамок производителям удалось вписать большую диагональ в относительно маленький корпус. Кроме того, стало возможным увеличить соотношение сторон полезной площади дисплея. Если ранее стандартом считались экраны 16:9, то сегодня все чаще можно встретить телефон с матрицей 18:9, 19:9.

На заметку! Важно понимать, что данная технология не несет в себе реальной пользы или преимуществ, поэтому в вопросе, какой экран лучше для смартфона нет ответа, все зависит от предпочтений владельца.

Сила нажатия

Технология распознавания силы нажатия первоначально появилась у компании Apple в смартфоне iPhone 6s. Ее суть в том, что дисплей понимает силу нажатия на экран, и в зависимости от этого выполняет то или иное действие. На первый взгляд кажется, что это не очень полезно или удобно, но те пользователи, которые научились пользоваться функцией, отмечают возрастание уровня комфорта.

По сути 3D Touch имеет три варианта – быстрое нажатие, среднее и длинное. Чувствительность матрицы можно отрегулировать в настройках. Что происходит при том или ином нажатии:

  • быстрый тап открывает приложение (картинку, файл);
  • средний открывает предпросмотр;
  • длительный вызывает контекстное меню, в котором предлагаются разные варианты действия.

Например, нажав быстро на иконку почты, пользователь сразу попадет в приложение, а если надавит на иконку, то появится меню с разными действиями – написать письмо, прочитать входящие и прочее.

В настоящий момент технология активно применяется у компании Apple , хотя в официальной информации от бренда говорится о том, что уже в 2019 году в новых девайсах ее не будет. Кроме того, некоторые китайские бренды предпринимают попытки использовать разработку в своих устройствах, но особых успехов на этом поприще не достигли.

Число касаний

Достаточно важный параметр, на который многие не обращают внимание – число одновременных касаний. От него зависит, какие задачи на устройстве можно выполнять, а какие нет. Современный экран может распознать 2,3,5,10 касаний . Каждый пользователь ежедневно пользуется этим, но даже не задумывается.

На заметку! Первый телефон, который стал понимать 2 касания, создан компанией Apple. Для него два касания дали возможность масштабировать изображение, проводя двумя пальцами в разные стороны дисплея. Сегодня любой телефон так умеет.

Вторая модель пользования девайсом, в которой необходимо несколько касаний – игры. Чаще всего пользователь во время игры задействует как минимум 2 пальца для управления персонажем и выполнения других действий – бег, удар, стрельба, ускорение. Редкий современный телефон не понимает жесты. На возможность работы с ними снова необходима поддержка нескольких касаний. Многие музыканты ставят на свои девайсы музыкальные программы, где необходимо одновременно нажимать на разные клавиши , а это тоже требует от девайса поддержку множества касаний. Подавляющее большинство дорогих смартфонов имеет максимальное количество прикосновений – 10. В более дешевых моделях число может равняться 5. Меньшее количество практически не встречается.

Типы покрытия экрана

В первых поколениях смартфонов, да и некоторые годы после этого в качестве покрытия дисплея использовалась тонкая пластиковая пластина . У нее была масса минусов – быстро царапалась, разбивалась, неприятные тактильные ощущения. Со временем производители стали работать в данном направлении.

Во многих качественных смартфонах последних лет можно в качестве защиты матрицы увидеть стекло от компании Corning, которое получило название Gorilla Glass. Это стойкое к царапинам покрытие, которое сложно поцарапать или разбить. Оно не искажает цвета, в отличие от пластикового слоя. Существует несколько поколений, и самым качественным на данный момент является пятое, которое можно встретить у телефонов премиум класса. Предыдущие поколения широко распространены у менее дорогих моделей.

Стекло дисплея постоянно взаимодействует с пальцами. За счет этого на экране появляются отпечатки, жирные пятна и прочие малоприятные следы. Для защиты от их появления был создан жироотталкивающий слой , который принято называть олеофобным. Он не только противостоит появлению отпечатков, но позволяет их легко удалять. Еще один важный момент: с наличием такого покрытия скольжение пальца по экрану становится более приятным и простым .

Совет! Проверить наличие олеофобного слоя очень просто – достаточно на экран капнуть каплей воды. Чем лучше сохраняется капля, то есть не растекается, тем слой более качественный.

Антибликовое покрытие

Любой владелец смартфона сталкивался с ситуацией, когда летом под прямыми солнечными лучами на дисплее невозможно ничего рассмотреть. Бороться с этим можно двумя способами:

  • выставлять максимальную яркость подсветки, что сажает быстрее батарейку и не всегда помогает;
  • использовать антибликовый слой.

Относительно недавно до появления специального слоя на матрицах в магазине продавцы предлагали купить матовую пленку , которая имеет антибликовые свойства. Ее суть в том, что она рассеивает солнечные лучи и повышает видимость на экране. Минус таких пленок в снижении цветопередачи, и приходится выбирать – потерять красочность или же получить возможность избавиться от бликов.

Сегодня производители дисплеев создали аналогичный слой, который наносится непосредственно на экран. Его преимущество в том, что девайс не бликует на солнце, позволяет рассмотреть изображение. Кроме того, этот слой не портится как пленка, то есть его не нужно менять. Но самое важное отличие от пленки – слой не влияет на качество отображения цветов , экран остается ярким и красивым. Функция полезная, поэтому при выборе смартфона стоит уточнить у продавца, есть ли он на матрице, а лучше всего заранее узнать данную информацию в обзорах девайса, так часто в технических характеристиках это не указывается.

Выбор диагонали и разрешения

Диагональ и разрешение для экрана важны, и эти два параметра всегда стоят рядом. Можно утверждать, что в какой-то степени от одного зависит другое.

Выбор диагонали

Измеряется диагональ в дюймах. Один дюйм равняется 2,54 см, то есть пятидюймовый экран равняется 12,7 см. Правильно измерять диагональ экрана исключительно по матрице из одного угла в противоположный без захвата рамки . Рамка не влияет на диагональ, именно поэтому в описании можно увидеть параметр – физический размер, и он измеряется в сантиметрах. Соответственно, чтобы узнать диагональ экрана, достаточно померять в см расстояние от одного угла у другому, а затем разделить это число на 2,54.

Сложно ответить на вопрос, какой оптимальный размер экрана . Современные смартфоны предлагают пользователям варианты от 3,5 до 7 дюймов. Выбрать лучший здесь нельзя, все зависит от предпочтений владельца, а также модели использования.

  1. Покупателю, который занимается физическим трудом, а смартфон использует исключительно для звонков, больше подойдет небольшое устройство, так как вероятность его повреждения минимальна.
  2. Для работы и постоянного пользования интернетом удобнее взять средний вариант от 5 до 5,7 дюймов. Он удобен для работы одной рукой и отлично помешается в кармане.
  3. Для тех, кто на девайсе рисует, играет, смотрит фильмы, читает или проводит презентации, отличным вариантом станет устройство от 5,7 дюймов и более. Такие телефоны неудобно носить в кармане и работать с ними одной рукой, зато размер дисплея позволит рассмотреть мельчайшие детали на изображение.

Иными словами, при выборе устройства необходимо понять, какие задачи он будет выполнять, а также попробовать устройство по эргономике.

Это интересно! Мода на диагональ меняется: некогда производители стремились уменьшить дисплей, и все хотели купить маленькое устройство, потом в моду вошли так называемые фаблеты – переходный вариант от смартфона к планшету. Сегодня пользователи хотят получить небольшой телефон по размерам, но с большой матрицей. Этому способствует появление нового соотношения сторон, а также безрамочных устройств.

Если выбрать диагональ достаточно сложно, то с разрешением все немного проще. Понятие разрешение – это соотношение количества пикселей на единицу площади . Чем это соотношение выше, тем более четкая и точная картинка. Стоит понимать, что одинаковое разрешение будет по-разному смотреться на разных по размеру экранах смартфонов. Ведь одно количество пикселей на большей диагонали делает их плотность меньше, а значит, картинка становится зернистой. При выборе и сравнении устройств этот момент необходимо учитывать. Можно вообще принять за правило такую зависимость: большой диагонали – большое разрешение.

Важно! Плотность пикселей обозначается аббревиатурой PPI. По сути, можно не задумываться о том, сколько дюймов экран, и какое в нем количество пикселей, а сравнить по плотности. Например, один телефон имеет PPI – 443, а другой 403, это значит, что у первой модели изображение будет менее зернистым.

Сегодня нет определенных правил для разрешения телефона в зависимости от диагонали, но можно выделить наиболее популярные:

  • 840*480 точек – до 4,5 дюймов;
  • 1280*720 (HD) – от 4,5 до 5 дюймов;
  • 1920*1080 (FHD) – от 5 дюймов и выше.

Кроме того, в дорогих устройствах с большими диагоналями встречаются и более высокое разрешение, например, QHD – 1440*2560 точек. Это один из самых высоких вариантов соотношения точек на площадь, и сегодня для дорогого смартфона иметь меньшее разрешение считается минусом. При этом не стоит переплачивать за такое разрешение на маленькой матрице, разница на диагонали 5,5 дюймов между разрешениями FHD и QHD видна не будет.

Смартфоны с двумя экранами

В заключение темы дисплеев следует вспомнить еще одну интересную тенденцию, которая не получила широкого распространения, но периодически встречается в смартфонах. Речь идет об устройствах с двумя экранами.

Обычно второй дисплей имеет небольшой размер и служит для вывода дополнительной информации, например, уведомлений или управления некоторыми функциями. Это достаточно своеобразная фишка, которая нужна далеко не каждому пользователю, поэтому смартфоны с 2 экранами не слишком распространены.

Второй дисплей может быть создан по одной из перечисленных выше технологий – IPS или AMOLED, а может быть совершенно другим – например, с технологией электронных чернил. Изначально ее создавали для электронных книг, так как особенность производства таких матриц позволяет сделать их оптимальными для чтения (не мерцают, глаза не устают), а кроме того, они имеют настолько минимальный расход энергии, что практически не сажают батарею. Примером телефона с таким дисплеем является российский YotaPhone , здесь вся задняя панель является E-ink (электронные чернила) матрицей. На нее выводятся уведомления, отображаются часы и другие полезные функции.

Один из ярких представителей современных девайсов со вспомогательным дисплеем – Meizu Pro 7. Дополнительный экран создан по AMOLED технологии, его диагональ 1,9 дюйма, а разрешение 240*536 точек. Служит для вывода уведомления, создания селфи снимков на основную камеру, а также для выполнения ограниченного набора функций.

Список самых продаваемых смартфонов по мнению покупателей в 2018 году

Смартфон Apple iPhone Xs Max 64GB на Яндекс Маркете

Смартфон Xiaomi Mi8 6/128GB на Яндекс Маркете

Смартфон Xiaomi Redmi S2 4/64GB на Яндекс Маркете

Смартфон Xiaomi Mi Max 2 64GB на Яндекс Маркете

Смартфон ASUS ZenFone 5Z ZS620KL 8/256GB на Яндекс Маркете