Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе. Тема «Осенний пейзаж»

(нетрадиционная техника – печать листьев)

Составила: Карташова Ирина Альбертовна

Прокопьевск 2015

Цели:

    закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев;

    развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;

    вызвать интерес к осенним явлениям природы

Задачи:

    создать условия для развития творческой фантазии и воображения;

    воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени;

    развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

    формировать у детей усидчивость, настойчивость в достижении цели.

Материалы: тонированные альбомные листы, гуашь, баночки с водой, салфетки, кисточки, осенние листики, ватные палочки.

Предварительная работа: беседа с детьми об осени и осенних явлениях, чтение и разучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, наблюдение за осенней природой во время прогулок.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познавательное.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями!

А теперь отгадайте загадку:

Лес разделся, небо просинь

Это время года -….. (осень).

Давайте посмотрим на экран, какое время года изображено? А какие признаки осени вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: А стихотворения об осени вы знаете? Давайте вспомни и прочтём. Начнёт стихотворение …….

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдалённые седой зимы угрозы.

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень – дарит нам!

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят

Жёлтый клён, жёлтый бук

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом

Вся земля желта кругом

Желтизна, желтизна

Значит осень – не весна.

Молодцы ребята, знаете, стихотворения об осени.

(Стук в дверь, незаметно появляется сундучок).

Воспитатель: Кто бы мог отправить нам его? Смотрите тут загадки. Наверно, если мы отгадаем загадки – сундучок откроется.

Летом вырастают, осенью опадают. Что это? (ответы детей) листики.

А как называется осеннее явление, когда листики опадают? (ответы детей) Листопад

А каким цветом становятся листья осенью? Красные, оранжевые, жёлтые, золотым.

Воспитатель: Смотрите ребята, сундучок открылся (открывает сундучок, а там осенние листья, альбом)

Ребята, смотрите, что нам прислали. Давайте вместе с вами нарисуем осенние пейзажи, необычным способом – печатью листьев.

Физминутка.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И землю снова сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: А вот теперь настало время, превратится в настоящих художников, чтобы нарисовать осенние пейзажи.

Ребята, посмотрите, на что похожи листики? (На маленькое деревцо).

В середине листа проходит большая прожилка, как вы думаете что это?

(ствол). От ствола, в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? (с веточками).

Сейчас мы будем рисовать необычным способом, а помогут нам в этом наши листики - мы будем ими печатать.

Нужно взять листок, с помощью кисточки нанести краску, положить на ваш тонированный лист и прижать его, не сдвигая с места. Взять следующий листочек, покрыть его другим цветом, и отпечатать в другом месте.

Когда рисунок заполнится, нужно дорисовать стволы деревьев и веточки тонкой кистью. Ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Скажите ребята, что ещё можно нарисовать к нашему пейзажу?

Дети: Небо, солнце.

Воспитатель: Молодцы ребята! Все справились с работой, давайте с ваших красивых рисунков сделаем большой альбом, и мы будем любоваться нашими рисунками. Я вам дам два листика, жёлтый и красный, если вам понравилось наше занятие, вы поднимите жёлтый листик, а если нет, то красный.

А в сундучке остался для вас сюрприз, давайте посмотрим какой.

Всем огромное спасибо!!!

Используемая литература:

Интернет ресурсы:

1. www . maam . ru

2. www . planetadetsva . net

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 – М; «Издательство Скрипторий 2003 г, 2007 г.- 80 с.

Рисование, одно из любимых детских занятий, позволяет дошкольникам максимально раскрыть свои творческие способности. Воспитанники подготовительной группы способны создавать композиции на самую разную тему, в том числе изображать выразительные картины природы. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). Это комплексная эстетическая и развивающая деятельность, обогащающая различные стороны личности ребенка.

Особенности рисования пейзажей в подготовительной группе дошкольного учреждения

Создание пейзажных композиций - одно из основных направлений занятий по рисованию в подготовительной группе. Дошкольники изображают объекты природы и в более раннем возрасте, начиная с простых рисунков одуванчика, ромашки или елочки. Шестилетние же дети уже могут реалистично изобразить любое время года, передавая характерные признаки осени и зимы, весны и лета.

Самостоятельному созданию той или иной картины природы всегда предшествует знакомство с произведениями выдающихся художников-пейзажистов. Воспитанники подготовительной группы хорошо воспринимают такие работы, несмотря на отсутствие в них занимательного сюжета. Ребята с легкостью определяют описываемое время года на картине, анализируют краски, которые помогли живописцу передать образ. Дошкольники способны не только понимать содержание пейзажа, но и те чувства, которые хотел донести художник.

Задача воспитателя - подобрать колоритные и эмоциональные произведения искусства, ярко демонстрирующие признаки того или иного времени года или природного ландшафта. В качестве примеров приведем работы А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Золотая осень», «Март», И. Шишкина «Рожь», Э. Панова «Зима в лесу».

Фотогалерея: подборка пейзажных композиций известных художников

Репродукция картины А. Саврасова Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины И. Левитана Репродукция картины Э. Панова Репродукция картины И. Шишкина

Большую роль играют личные наблюдения детей за природой, которые проводятся во время прогулки. Это способствует получению новых знаний и развитию эстетических чувств. В процессе такого созерцания воспитателю хорошо прочитать ребятам стихотворения русских поэтов, подходящие к той или иной картине природы. Таким образом, дошкольники научатся сопоставлять пейзаж, описанный в поэтическом произведении, с реально существующим в окружающей действительности.

В подготовительной группе также практикуется рисование пейзажа по мотивам стихотворения: дети на бумаге воплощают художественные образы.

У детей шести-семи лет уже хорошо развито цветовосприятие: они учатся соотносить цветовые оттенки с фоном рисунка. Так, например, дошкольники понимают, что ярко-зеленые или желтоватые листья контрастно смотрятся на фоне голубого либо серого неба, а нежно-голубые цветочки на бледно-зеленом стебельке будут эффектно выглядеть на темно-зеленой траве.

Во время прогулки педагогу хорошо подчеркнуть красивые цветовые решения, которые встречаются в природе, например, яркий белоснежный снег, сверкающий на солнце или изумрудная весенняя травка, ярко-желтые одуванчики.

Воспитанники подготовительной группы также умеют грамотно составлять композицию рисунка: четко различают передний и задний план и изображают объекты соответствующего размера, знают линию горизонта и пр.

При создании пейзажных композиций перед глазами дошкольников не должно быть образца воспитателя - это позволит избежать шаблонной работы. Образец заменяют репродукции картин художников или фотографии. Педагог может лишь показать детям, как изображать отдельные объекты, вызывающие сложность.

Важный момент занятия по рисованию - анализ готовых композиций. Отметим, что этот процесс тесно связан с развитием речи. Прежде всего, ребятам предлагается полюбоваться получившимися пейзажами, а затем начинается обсуждение. Внимание обращается на выразительную передачу образов, будь то золотая осень, зимний лес или пробуждающаяся весенняя природа. Поощряется дополнение рисунка оригинальными деталями. Воспитатель добивается от дошкольников развернутых комментариев относительно колорита рисунка: нежный, приглушенный либо, наоборот, сочный, насыщенный. Ребятам можно по желанию предложить рассказать о своей работе, например, какой момент весны изображает композиция.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Для создания пейзажной композиции в подготовительной группе будут уместны самые разные материалы - краски (гуашевые и акварельные), цветные карандаши, восковые мелки, а также сангина и угольные карандаши. Также в этом возрасте практикуются рисунки простым графитным карандашом.

Легче всего передать цветовое богатство природы (ясное голубое небо, восход и закат солнца, глубокую синеву моря), конечно, с помощью красок. Однако такая работа, по сравнению с карандашным рисунком, более трудоемкая, требует отработанных технических навыков. При рисовании акварелью или гуашью необходимо заранее позаботиться о соответствующем фоне основы - дошкольники самостоятельно тонируют ее накануне занятия. Так, например, для зимнего пейзажа будет уместен бело-голубой фон, для летнего - ярко-голубое небо и зеленая нижняя часть основы (трава).

Как всегда, интересный эффект получается при сочетании материалов. Например, в картине осеннего леса рядом стоят деревья, нарисованные акварелью и цветными карандашами.

Рисунок акварелью и карандашами

Другое оригинальное решение - на цветочном пейзаже, нарисованном нежными восковыми мелками, порхают броские бабочки, выполненные яркими фломастерами.

Рисунок восковыми мелками и фломастерами

Техники и приемы рисования, используемые воспитанниками (в том числе отпечатки/оттиски, монотипия, кляксография и другие)

При создании пейзажных композиций воспитанники подготовительной группы совершенствуют усвоенные ранее традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Поскольку чаще всего картины природы изображаются красками, ребята отрабатывают приемы работы с кистью - всем ворсом и кончиком. Кроме того, неотъемлемая часть работы при рисовании пейзажей - составление нужных цветов на палитре. Например, стволы деревьев имеют разный оттенок - темно-коричневый, темно-серый, серо-зеленый. И дошкольники должны уметь получать данные тона из базовых цветов красок. Снежные сугробы необязательно рисовать просто белыми. Изображение станет интереснее, если добавить в белую гуашь капельку какого-то другого цвета - снег будет переливаться оттенками, что передаст его красоту и сказочность.

Педагог должен предостерегать детей от однотипного изображения объектов пейзажа. Например, деревья следует рисовать разные: молодые, стройные, но и старые, развесистые, с прямым и искривленным стволом и т.д.

Важное значение при создании картин природы имеет композиция рисунка: чтобы передать широкое пространство, необходимо рисовать на всей поверхности листа. Объекты, расположенные вдали, изображаются мелкими, на переднем же плане - крупными.

Кроме того, красиво смотрятся рисунки, на которых присутствует линия горизонта, отделяющая небо от земли. Педагог должен объяснить детям технику создания таких композиций.

Линия горизонта проводится голубой акварелью. Далее раскрашивается небо кистью, хорошо смоченной водой. Если изображается зимний пейзаж, то снег на нижней части композиции должен быть светлее неба. Он рисуется белой краской, разбавленной капелькой другого цвета, например, красного - получится нежный чуть розоватый оттенок. Полученная смешанная краска сильно разводится водой - получается снег, переливающийся на солнце.

Снег должен получиться светлее неба

Напомним, что белую акварель или гуашь нужно набирать тщательно промытой кистью, предварительно проверив на палитре, чтоб кисточка оставляла прозрачный след.

При рисовании пейзажей очень уместно будет использование нетрадиционных способов изображения. Это монохромная техника, особенно подходящая для зимних картин природы: на цветном фоне ребята рисуют исключительно белой гуашью - изображение получается контрастным и эффектным.

Рисунке воспитанников подготовительной группы в монохромной технике

Необычные летние и осенние пейзажи получаются в технике монотипии - так обычно рисуют деревья, отраженные в воде.

Рисунок в технике монотипия

Любое время года можно красиво изобразить с помощью оттиска листьями.

Оттиск свекольными листьями

Кроме того, оригинальные деревья и кустарники получаются с помощью кляксографии.

Кляксография

Для изображения зимнего пейзажа хорошо использовать ватные палочки - нарисовать с их помощью крупные снежные хлопья. Для этой цели подойдет также техника рисования солью или манной крупой - материал посыпается сверху на еще не подсохшую краску.

Дошкольников нужно познакомить также с техникой рисования по мокрому. У тонированного листа бумаги верхняя часть смачивается поролоном. Таким образом, объекты, изображенные на заднем плане, будут казаться размытыми либо занесенными снегом. Такой способ очень хорошо подходит для рисования весенних пейзажей.

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

Чтобы дошкольники на занятии в полной мере смогли испытать радость творчества, педагог должен поощрять их желания дополнять композицию дополнительными видами изобразительной деятельности. Это, прежде всего, включение в пейзажный рисунок элементов аппликации и лепки. Так, например, работа получится очень оригинальной, если вперемешку с нарисованными красками яркими цветами на летнем лугу будут расти цветочки из пластилина.

Рисование с элементами лепки

Другой интересный вариант - на яблонях распустились красивые аппликативные «цветочки».

Рисование с элементами аппликации

Беспроигрышный в плане оригинальности вариант - включение в рисунок элементов оригами. Так, например, в пеструю картинку осеннего леса гармонично вписывается лисичка, сделанная в технике оригами.

Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, оттиск листьями) с элементами оригами

Конкретные варианты композиций

Рисование пейзажа воспитанниками подготовительной группы предлагается в самом начале учебного года. Ребятам предлагается создать композицию на тему «Лето», где они изображают соответствующие картины природы.

Чуть позже (также в сентябре) дошкольники импровизируют на тему «Золотая осень». Задача такой деятельности - передать характерный яркий колорит раннего периода этого времени года

В конце октября ребята создают пейзаж «Поздняя осень». Здесь акцент, напротив, ставится на отсутствие сочных красок, картина изображается нейтральными тонами (различные оттенки серого, коричневого, черный, белый).

С декабря воспитанники подготовительной группы начинают упражняться в рисовании прекрасных зимних картин природы. Это «Зимний пейзаж» (декабрь), «Иней покрыл деревья» (январь), «Зима» (февраль). В данных работах дошкольники отражают характерные особенности самого холодного времени года, отрабатывают приемы работы красками, совершенствуют умение гармонично располагать объекты природы на листе бумаги.

В конце учебного года (май) ребятам традиционно предлагается рисование весенних пейзажей – «Цветущий сад» и «Весна». В первом случае дети передают внешний вид весенних цветов, уделяя внимания их форме и строению, цветовой палитре. На занятии по теме «Весна» дошкольники учатся рисовать на сырой бумаге, используя прием размывки изображения.

Кроме того, целесообразно в течение года предложить воспитанникам подготовительной группы еще и такие темы, как «Морской пейзаж», «Горный пейзаж» (особенно, если дети проживают в подобной местности), «Фантастический пейзаж».

Рисование картины природы вполне можно организовать как коллективную работу, когда на общем фоне ребята изображают элементы пейзажа. Это могут быть такие темы, как «Осенний листопад», «Зимний лес», «Цветущий сад».

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: демонстрация картин, наблюдение на прогулке, беседа, стихотворение, сказка и прочее

Чтобы рисование пейзажей стало для детей увлекательным, проходило в непринужденной обстановке, воспитатель должен в начале занятия настроить дошкольников на творческую волну, создать у них нужную мотивацию. В подготовительной группе это может быть беседа. Например, ребята рассказывают, что они видели летом или как выглядят деревья ранней осенью.

Можно вспомнить пару песен об определенном времени года (например, «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето»), поговорить о том, что из сюжета песни можно изобразить на рисунке.

На занятии важна наглядность. К примеру, педагог может покрыть веточки деревьев искусственным инеем - покрыть их клеем и обсыпать солью, манкой, сахаром либо мелкими кусочками пенопласта. Имея перед глазами такую натуру, дошкольникам будет проще изобразить деревья, покрытые зимой инеем. Перед рисованием на тему «Цветущий весенний сад» воспитатель предлагает ребятам обследовать живые цветы, стоящие в вазочке. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, подснежники. Дети уточняют форму и длину стебля, расположение лепестков, цвет растений и пр.

Конечно же, у воспитанников всегда вызывает живой интерес игровая мотивация. Например, воспитатель сообщает ребятам, что по дороге на работу почтальон вручил ей письмо. Оно от Золотой Осени. Она пишет, что деревья в городе нарядились в красивую лимонную и медную одежду. Но скоро листья облетят, и природа уснет. Ребята должны помочь продлить эту осеннюю сказку - нарисовать пейзажи на тему «Золотая осень».

Другое творческое решение - к дошкольникам в гости приходит кукла-Весна. Дети рассказывают ей, за что очень ждали ее и любят. Весна жалуется ребятам, что Зима никак не хочет уступать ей сове место - то снегу насыплет, то напустит мороз. Одной Весне с ней не справиться: должны помочь дети - нарисовать красивые весенние картины природы.

Игрушка, которую можно использовать на занятии по рисованию весеннего пейзажа

Рассмотрим еще один интересный вариант мотивации - в группу приходит письмо от ребятишек из далекой жаркой Африки. Они никогда не видели зимы и просят нарисовать им картинки с изображением зимней природы.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную мотивацию. Это может быть произведения про времена года, в котором они наделены антропоморфными свойствами. Например, подойдет сказка «Спор», которую придумала воспитатель детского сада из города Нефтекамска Сафаргулова И.С. Четыре сестрицы, умницы и красавицы, Зима, Весна, Лето и Осень всегда жили дружно. Но однажды они все же заспорили, кто из них самый главный. Зима утверждала, что с нее начинается год, а зимние развлечения все очень любят. Весна возражала, что именно ее люди всегда ждут-не дождутся. Птицы ее встречают пением, а животные выбираются из нор. Лето и Осень, конечно же, тоже считали каждая по-своему. Четыре сестры спорили очень долго, и никак не смогли прийти к единому мнению. На самом же деле каждая из сестер хороша по-своему: Зима - своими вьюгами и снегом, нежная Весна - теплым солнышком и ручейками, Лето - жарой и прохладой, а Осень - богатым урожаем.

После прочтения такой короткой сказки педагог может поинтересоваться у дошкольников, какое же время года любят они, а затем предложить им по выбору нарисовать пейзаж, относящийся к их любимому времени года.

Для мотивирующего начала занятия очень подходят стихотворения о природе. Педагог подбирает такие произведения, в которых ярко раскрываются особенности того или иного времени года. Например, подойдут следующие:

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Осень» А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Е. Баратытский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

«Черемуха» С. Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

«Лето» В. Орлов

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

Отметим, что если стихотворное произведение небольшое по объему, описывает конкретный образ, то беседа по его содержанию проводится непосредственно в начале занятия рисованием. Если же стихотворение состоит из нескольких четверостиший, отражающих ряд природных явлений, то целесообразно вначале провести на его основе занятие по развитию речи, которое будет плавно перетекать в изобразительную деятельность.

В занятие рисованием следует включать загадки про времена года и название месяцев. Например, следующие:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (зима)

Назовите - ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Январь.)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

На тему природы существует большое количество физкульминуток и вариантов пальчиковой гимнастики. В качестве примера приведем следующие:

Физкультминутка «Весна пришла»

Физкультминутка «Снег» (по стихотворению И. Токмаковой)

Физкультминутка «Осень пришла»

Физкультминутка «Осень»

Физкультминутка «Зима»

Выпал беленький снежок
Мы пойдём гулять, дружок.
движение по кругу, за руки
Снег, снег, белый снег раскачивать руками вправо- влево
Кружит, падает на всех плавные движения кистей рук сверху вниз
Дети все на лыжи встали
Друг за другом побежали
имитация ходьбы на лыжах
Мы из снега мастерили лепят снежок и бабу
Бабу снежную слепили.
Снег, снег, белый снег
раскачивать руками вправо-влево
Наша баба лучше всех! руки кольцом перед собой
Мы на саночки садимся встали парами друг за другом, сцепили руки
И под горку быстро мчимся движутся по кругу
Ух! все упали на пол
А, ну, вставай, вставай, дружок!
И отряхивай снежок!
Мы гуляли целый час!
Будем греться мы сейчас!
Встали с пола и отряхнулись

Пальчиковая гимнастика « Весна-красна »

ФИО автора Название конспекта
Герега С.А. «Весеннее настроение»
Образовательные задачи : учить рисовать весенние пейзажи с помощью разнообразных художественных материалов и инструментов, используя стандартные и нетрадиционные техники, закреплять знания о признаках весны.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение согласовывать свои действия с другими участниками работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением весеннего пейзажа, аудиозапись «Шум ветра», красивая коробка с клубочками, подушки.
Раздаточный материал: лист ватмана, зубные щетки, губки из поролона, ватные палочки, силуэты ладошек, трубочки для коктейля, бумажные полотенца, желтый клейстер, цветы из ткани, акварельные краски, кисточки разного размера, стаканчики-непроливайки.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись шума ветра. Воспитатель замечает на столе лист бумаги. На нем надпись «Весеннее настроение». Педагог вместе с детьми догадываются, что здесь раньше была изображен весенний пейзаж, но краски, наверное, смыло дождем. Картину нужно восстановить (мотивация).
Дети «отправляются» в страну Рисовандию, чтобы решить эту проблему: садятся на воображаемое облако (подушки), «поднимаются над землей» и «летят».
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Загадочные коробки». Воспитатель показывает им красивую коробочку, наполненную волшебными клубочками. Каждый ребенок выбирает себе клубок и сматывает его, пока он не приведет его к маленькой коробочке. Там находится инструмент для рисования (зубная щетка, поролоновая губка, силуэт ладошки, коктейльная трубочка и пр.). После этого ребята «отправляются» обратно, а во время полета вспоминают признаки весны.
Ребята распределяются: одни будут изображать объекты природы на верхней части ватмана, другие - на нижней. Педагог напоминает приемы рисования нетрадиционными материалами, отмечает конкретные образы, которые лучше всего получаются зубной щеткой (травка, елочки), поролоновым оттиском (облака), ладошкой (деревья), выдуванием трубочкой (кусты, ежик, солнце).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа дошкольников. Ребятам, которые быстро справились с заданием, предлагаются одуванчики из ткани, которые нужно прикрепить к нарисованной травке с помощью капельки желтого клейстера.
Все вместе любуются получившейся картиной.
Решетникова Е.
Воспитатель приносит детям письмо, которое ей вручил почтальон по дороге в детский сад. Чтобы узнать от кого оно, ребята должны отгадать загадку:
  • Дни стали короче,
    Длиннее стали ночи.
    Кто скажет, кто знает –
    Когда это бывает?

Письмо написала Осень. Она переживает, что скоро деревья и кустарники сбросят свой красивый желтый наряд и заснут. А так хочется продлить осеннюю сказку. Ребята с готовностью соглашаются помочь - нарисовать красивые картины на тему «Осенний лес».
Педагог предлагает дошкольникам для рассмотрения осенний пейзаж, расположенный на доске, подчеркивает, что предметы на заднем плане изображены маленькими. Затем внимание детей обращается на материалы для рисования (кисточки, акварельные краски, восковые мелки) и варианты изображения деревьев (для этого двое ребят вызываются к доске для показа).
Проводится физкульминутка «Осень» с элементами пальчиковой гимнастики.
Самостоятельная работа дошкольников. Рассматривание работ. Один из детей выбирает, по его мнению, самую выразительную работу, затем наиболее аккуратную, а также такую, где правильно размещены объекты с учетом пропорций.
Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад»:

  • Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Исимова М.К. «Деревья в инее»
(рисование по представлению)

Дошкольника предлагается загадка про зиму:

  • Наступили холода, Перестал медведь реветь
    Обернулась в лед вода. В спячку впал в бору медведь.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Кто скажет, кто знает:
    Когда это бывает?

Вниманию детей предлагаются репродукции с изображением зимнего пейзажа. Беседа о признаках зимы: как называются периоды потепления зимой (оттепель), как выглядит небо в это время года, какие осадки мы наблюдаем зимой (нег, изморозь) и пр. За каждый верный ответ ребята получают снежинку.
Педагог зачитывает строки выдающихся русских поэтов о зиме:

  • Под голубыми небесами
    Прозрачный лес один чернеет,
    Великолепными коврами,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    Блестя на солнце снег лежит;
    И речка подо льдом блестит.
    (А.С. Пушкин)
    Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит
    И снежной бахромою,
    Неподвижною, немою
    Чудной жизнью он блестит.
    (Ф.И. Тютчев)
    Заколдован невидимкой
    Дремлет лес под сказкой сна,
    Словно белою косынкой,
    Подвязалася сосна…
    (С.А. Есенин)

Проводится физкультминутка «Снег» по стихотворению И. Токмаковой.
Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Зимнее утро».
Дошкольникам предлагается изобразить красоту зимнего пейзажа - деревья, покрытые инеем - на бумаге с помощью палочек сангины. Этот материал хорошо передает шероховатость коры деревьев. Понадобится коричневый, черный (для стволов) и синий (иней на веточках) цвет.
Педагог обращает внимание, что сангина хрупкая: не нужно сильно сжимать ее пальцами и надавливать на бумагу.
Дети рисуют зимний пейзаж под композицию «Зима» П.И. Чайковского (альбом «Времена года»).

Выставка рисунков. Рассказывание пословиц и поговорок про зиму:

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Хороший снежок урожай сбережет.
  • Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Новый год - к весне поворот.
Балакирева М. «Яблони цветут»

Беседа о весне, ее приметах. Дети перечисляют цветущие весной деревья.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный зайчик с веткой яблони в лапках. Почки на веточке набухли - скоро появятся листочки.
Дети описывают, как выглядит ветка яблони, а затем им предлагается нарисовать яблони с распустившимися листиками и цветочками, чтобы потом подарить рисунки зайке.
Проводится физкультминутка:

  • В поле мы с тобой пошли
    (Шаг на месте)
    И цветочки там нашли.
    (Остановиться)
    Наклонились за одним,
    (Наклон вперёд)
    А потом и за вторым,
    (Наклон вперёд)
    Третий быстро мы сорвали
    (Наклон вперёд)
    И с букетом побежали.
    (Бег на месте).

Педагог напоминает приемы рисования дерева. Ствол изображается всем ворсом. Чтобы нарисовать нежные цветочки яблони, нужно смешать розовую и белую краску. Листочки изображаются способом примакивания.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Солнце поднимается –
    Цветочек распускается!
    Солнышко садиться –
    Цветочек спать ложится.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Выставка работ.

Пейзажные композиции воспитанников с комментариями по выполнению работы

Летние композиции воспитанников подготовительной группы - это, как правило, яркие и насыщенные в плане цвета работы. Так, огромные пестрые бабочки кружатся над зеленым лугом на рисунке «Ах, лето!». В ясном небе здесь плывут голубые облака, а из травки выглядывают ромашки. Рисунок роникнут позитивным настроением. Похожая работа - «Картинка про лето».

Очень выразительна работа «Краски лета», где ребенок изобразил водный пейзаж - нежно-розовые кувшинки, растущие на озере.

Очаровательная яркая радуга изображена на рисунке «Летняя радуга». Работа выполнена в нетрадиционной технике - рисование тычком. Отметим интересный образ солнца с очень длинными лучами, достающими почти до земли.

Детально прорисованы деревья в композиции «Лето в березовой роще». Оригинальная деталь - березки наделены антропоморфными чертами - имеют человеческое лицо.

Очень нежная работа - «Какого цвета лето», выполненная в приглушенных пастельных тонах. Подобное впечатление производит и рисунок «Цветочная поляна» - здесь использована техника рисования по мокрому. За счет этого получилось красивое размытое небо.

Фотогалерея: подборка летних рисунков

Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком Рисунок акварелью Рисование акварелью по мокрому

Очень колоритные пейзажи дошкольники создают на тему золотой осени. Рисунки отличаются обилием ярких красок, часто выполнены гуашью. Всегда оригинальны работы в технике монотипия («Осенне заркало»).

Дети хорошо разграничивают передний и задний план композиции. В этом плане показательна композиция «Осень… Сказочный чертог», где спереди четко прорисовано красивое дерево с желтой листвой.

Очень нежно смотрится работа «До свидания, осень», выполненная карандашом в мягких пастельных тонах. Отметим на дальнем плане красивый горный ландшафт.

Очаровательна композиция «В парке осенью»: перед нами предстают стройные деревья с разноцветной листвой и изящный изогнытый мостик над речкой. Красиво смотрится опавшая листва на фоне голубой воды. Небо выполнено в оченб красивых градиентных переходах оттенков.

Также живописно небо сизого цвета с белоснежным облаком на рисунке «Осенний денек».

Фотогалерея: композиции с осенним пейзажем

Рисунок акварелью Рисунок карандашом Рисунок гуашью Монотипия Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисование тычком Рисунок акварелью Отпечаток листьями Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Зимняя тематика предрасполагает к использованию нестандартных способов рисования. В этом плане показательна работа «Зимнее волшебное дерево», представляющая собой комбинацию нетрадиционных техник: само дерево изображено с помощью кляксографии, иней на ветвях - тычком полусухой кистью, совы на ветках нарисованы пальчиком, а снежные хлопья - ватными палочками.

Целый зимний лес, похожий на сказочный, создан с помощью отпечатка капустным листом («Зимний лес»). Также интересна композиция Ззимняя сказка», где заснеженные кроны деревьев изображены тычком, а снегири, летающие над ними, с помощью оттиска ластиком. Таинственный лес изображен на рисунке «Зима в лесу», возле дерева притаилась забавная рыжая лисичка.

Всегда выразительны монохромные зимние картины, например, запорошенное белым снегом дерево на рисунке «Дерево в инее». Также эффектна композиции «Зимнее дерево» (деревья похожи на снежные облака) и «Деревья, покрытые инеем» (ветви причудливо изогнуты).

Очаровательные елочки в снежном наряде изображены на рисунках «Зимушка-зима» и «Зима-красавица».

Фотогалерея: зима на рисунках детей

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Кляксография, рисование тычком, ватными палочками, пальчиком Рисунок акварелью Отпечаток капустным листом Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование тычком и оттиск ластиком

«Весенний пейзаж»

Очаровательны детские работы с изображением расцветающей весенней природы. Огромные лучи солнца, которое словно хочет согреть всю землю, мы видим на рисунке «Весна пришла». Улыбающееся солнышко с человеческим лицом смотрит на нас с композиции «Весеннее настроение».

На многих композициях традиционно изображены подснежники - одни из первых вестников весны. Это работы «Весеннее настроение», «Весенний день», «Весна. Первые цветы», «Весна идет!», «Первое чудо весны», «Расцвели подснежники».

Интересный фон представлен в композиции «Весенние мотивы» - он выполнен с помощью акварельных мазков. А в рисунке «Весенний день» красиво нарисована земля - светло-коричневый, серый и зеленоватый цвета плавно переходят друг в друга.

Всегда оригинальны работы, выполненные в нетрадиционной технике. Так, с помощью кляксографии хорошо получаются затейливые силуэты кустарников («Весна»), а ватные палочки хорошо передают образц цветов и листвы («Весна», «Весна красна», коллективная композиция «Березовая роща весной»).

Замечательный образ реки, недавно освободившейся ото льда создан в рисунке «Краски весны», отметим красивый ярко голубой цвет воды.

Фотогалерея: рисование весеннего пейзажа в подготовительной группы

Рисунок акварелью (кляксография и рисование ватными палочками) Рисование ватными палочками (коллективная работа) Рисунок карандашами и фломастерами Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисование ватными палочками Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Воспитанники подготовительной группы создают удивительные по красоте морские пейзажи. Это «Закат солнца на море», где солнце переливается желтым и красным цветом, отражаясь в морской воде. Очень реалистчино и выразительно переданы колебания морских волн.

С помощью нетрадиционной техники - рисование зубной щеткой - создана композиция «На морском побережье»: очаровательные пальмы склоняются вниз, а само море очень неспокойно.

Красивые градиентные цветовые переходы мы видим в работе «Морской пейзаж», очень эффектно нарисовано солнце - рисунок передает его свечение.

Фотогалерея: композиции на морскую тематику

Рисунок акварелью и карандашами Рисунок акварелью (техника растирания краски) Рисунок зубной щеткой

Видео: летний пейзаж - нетрадиционное рисование мятой бумагой

Видео: горный пейзаж - нетрадиционное рисование с помощью растворимого кофе

Пейзаж акварелью по мокрому: видеоурок

Летний пейзаж «Ромашковый луг» (рисование акварелью и восковыми мелками)

Рисование пейзажей на занятиях в детском саду совершенствует изобразительные навыки детей и в то же время способствует их экологическому воспитанию - обогащает представления о природе. Ведь, стремление создать тот или иной образ неотделимо от углубления знаний о нем. Воспитанники подготовительной группы, обладая необходимыми умениями и используя самые разные техники рисования, создают прекрасные картины природы, часто изображая в неожиданном ракурсе привычные объекты.

Конспект НОД для детей 6-7 лет «Осенняя рябина. Пленэр»


Тема: «Осенняя рябина» гуашью.
Возрастная группа : дети 6-7 лет.
Количество детей : подгруппа (7-8 человек).
Цель: Развитие эстетического восприятия на пленере.
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем.
Развивающие задачи:
Развивать чувство композиции, зрительно-пространственное восприятие.
Развивать цветовую чувствительность, воображение.
Развивать художественный вкус (умение передавать красоту пейзажа, через сочетание разных красок в рисунке), умение замечать и отражать в рисунке красоту осенних деревьев.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную деятельность.
Воспитывать умение видеть и ощущать красоту окружающей природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная-исследовательская.
Материал: мольберты, гуашь, кисти №2, №4, кисть щетина, баночки с водой, бумага тонированная А 4, листья деревьев.
Методы и приемы:
Наглядный метод (рассматривание деревьев);
практический метод (д/игра, творческая деятельность, динамическая пауза «Рябинка», прослушивание П. И. Чайковского «Осенняя песня»);
словесный метод (беседа, отгадывание загадки).
Оборудование: ИКТ.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе.
2. Рассматривание картин И. И. Левитана.
3. Разучивание стихотворений, слушание музыки, пение песен об осени.
4. Внесение в ИЗО – уголок пейзажей, образцов нетрадиционного рисования осеннего дерева.
5. Рисование осенних деревьев и кустов.
Словарная работа: пленэр, художник, пишет, пейзаж.

Ход деятельности

1 этап
Организационный
Дети выходят на улицу.Воспитатель задаёт положительный эмоциональный настрой:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Что вы испытываете, когда вам с улыбкой говорят: «Доброе утро!»?
(появляется улыбка, становится хорошим настроение)
- Что ещё может поднять настроение?
(хорошая погода, новая игрушка, весёлая музыка, что-нибудь вкусное).
А нам поднимает настроение солнышко. Давайте с вами пройдем на веранду.
Дети выходят на веранду, усыпанную осенними листьями.
Загадка
- Ребята, послушайте загадку.
Падают с ветки золотые монетки. Что это? (осенние листья.
Д/ игра«С какого дерева лист?».
Воспитатель обращает внимание на окраску листьев:
- Почему деревья так изменились? (осень наступила).
-Молодцы ребята. Вы все правильно сказали. Осень имеет свой характер. Каждый день меняется ее настроение: она волнуется, ласкается, хмурится, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Но в то же время осень очень красивое время года. И нам иногда очень хочется запечатлеть эту красоту. Как можно это сделать? А сделать это можно при помощи рисунков и картин. Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины пейзажами. Художники - это наблюдательные люди. Они отражают в своих картинах все капризы природы.
Дыхательная гимнастика:
- Дети, чувствуете какой запах? Обратите внимание на дуновение свежего ветерка. Давайте сядем на корточки, вдохнем в себя как можно больше воздуха и почувствуем себя деревьями-великанами (медленно приподняться на носочки, попридержать воздух в течении 2-3 секунд). Теперь также медленно выдохнем – стали маленькими кустиками (присесть). (Повторить 2-3 раза).
2 этап
Работа над темой

Приглашение подойти к деревьям (рябине) на участке.
- Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии; накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко-красные бусы из ягод.
Давайте рассмотрим рябину.
Каким цветом ствол и ветви? (зеленые, желтые)
Какие цветом ягоды? (красные)
Как ягоды расположены? (близко друг от друга, гроздьями)
- Сегодня, ребята, мы с вами будем художниками и будем рисовать осеннюю рябину. Каждый художник, прежде чем написать картину красками, должен ясно представить, как она будет выглядеть, где и что будет расположено, т.е. продумать композицию картины. Рябина у нас одна? (две-три).
Правильно. Ближнее дерево крупнее, а те, что немного подальше, на заднем плане, поменьше.
Вопросы: какие краски мы будем использовать?
Физминутка:
«На холме стоит рябинка (потянуться, руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете (вращение туловища вправо-влево),
Ветер кружит, кружит ветер.
Но рябинка только гнется (наклоны в стороны).
Вольный ветер грозно дует (машут руками, изображая ветер)
На рябинку молодую.
3 этап
Творческая деятельность
Объяснение: При изображении дерева сначала нужно увидеть общий силуэт дерева, изучить его конструкцию. Любое дерево, как всякое растение вообще, имеет свою собственную форму, отличную от другого.
- Давайте вспомним правила рисования сухой кистью.
- Чего нельзя делать, когда рисуем в технике «сухая кисть»?
- Как мы держим кисть наклонно или вертикально?
- Кто нам покажет, как рисовать сухой кистью?
Пальчиковая гимнастика:
- Давайте сядем к мольбертам, согреем наши ручки. Подуйте теплым воздухом на свои ладошки. (упражнение на дыхание: дети дуют целенаправленной теплой воздушной струей.
- А теперь каждый пальчик разотрем, рисовать сейчас начнем.
Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность,
Оказывает помощь, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Итог:
- Вам было интересно? Было ли вам трудно? В чем заключались трудности? Ребята, как бы вы назвали свою картину? Молодцы, ребята, у вас получились красивые пейзажи. Вам хотелось бы зайти в свою картину и погулять там? Спасибо вам ребята. Мне тоже было интересно с вами. А хотите, мы из ваших работ мы сделаем выставку?
А сейчас, кому необходимо, заканчивает свою работу (творческую), кому интересно, можете посмотреть работы ребят.
Планируемый результат:
Умение высказывать свои мысли.
Проявление интереса.
Приобретение определенных знаний.
Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
Умение подбирать необходимую цветовую гамму для работы.
Умение оценивать результат своей. деятельности.
Умение выражать чувства.
Умение делать выводы.
Практическая часть
Работы детей.


Погода нас подвела, целый день шел дождь, поэтому пришлось размешаться на веранде.


Выставка рисунков.

Программное содержание:

  • Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования. печати листьями, совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, желание узнавать новое, развивать творческие способности, мелкую моторику рук, расширять представление об окружающем мире.
  • Воспитывать у детей интерес к процессу рисования, пробуждать интерес к природе и бережного отношения к ней.
  • Учить детей видеть, понимать и называть явления природы по сезонам года во время экскурсии, прогулки.

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Материалы: тонированные альбомные листы А-3 (тонировка цветными мелками), гуашь, баночки с водой, пластиковые салфетки, влажные салфетки, кисточки №3,№5 подставки для кисточек, листья китайской капусты разного размера.

Предварительная работа:

  • Рассматривание в уголке природы осенних листьев, составление красивых букетов из листьев, наблюдение на прогулке за явлением листопад, обратить внимание детей на то, что листья разные по цвету (красные, желтые, зеленые, коричневые).
  • Чтение художественной литературы рассказ об осени М.М. Пришвина «Листопад».
  • Рассказать детям о художнике И. Левитане.
  • Разучивание песен, заучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень».
  • Аппликация из сухих листьев.

Ход НОД

— Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу, а вот по какому, вы сейчас ответите сами, прослушав стихотворение:

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают —

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом

М. Иверсен

— Ребята, вы узнали, в какой мы с вами отправимся лес?

Ответы детей : «Осенний».

— Да, в осенний сказочный лес, там нас ожидает много интересного!

Педагог. Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают?

Дети. Это листопад.

Педагог. Верно. А почему дерево сбрасывает листву осенью? Наступают холода. Зимой обычно замедляется рост деревьев, недостаточно света и тепла, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. А также зимой веточкам очень тяжело держать листья и снег, от такой тяжести веточки ломаются, деревьям нужно отдыхать.

Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

Педагог. Ребята, я вам предлагаю поиграть.

Звучит классическая музыка «Осень»

Подвижная игра «Собери букет»

Задачи: совершенствовать умение различать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, листья лежат по всему периметру игровой зоны, тем самым напоминают нам листопад. Под музыку дети бегают в рассыпную. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая, с какого дерева листья. Игру можно повторить 2-3 раза.

Педагог. Дети, посмотрите кто это?

Выходит человек в костюме грибника, с корзиной в руках, в корзине грибы, он рассказывает им, что осень — это самое благоприятное время года для сбора грибов, и в нашей роще очень много растет грибов, а вот каких, они могут сами понять, если отгадают загадки грибника. Если дети правильно отгадывают загадку грибник достает гриб из корзинки и показывает его детям.

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются… (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются… (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Самый лучший гриб в лесу
Я в лукошечке несу —
Крепкий, не червивый,
Со шляпою красивой.
Догадаетесь Вы в миг,
Что в корзинке — …(боровик)

Пусть без рогов и без копыт,
В лесу он очень знаменит.
Не прыгает как жеребёнок,
Гриб замечательный…(козлёнок).

Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята —
Золотистые … (Маслята).

Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и…(Лисички)

После того, как дети отгадали загадки, грибник благодарит детей, прощается и уходит.

Педагог. Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, но и красными, оранжевыми. Связано это с погодными условиями. Если осень дождливая то листья, скорей всего, будут коричневыми или тускло-желтыми. А вот сухая и солнечная погода, напротив, обеспечивает яркую насыщенную окраску. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. Мы с вами знакомы с художником Исааком Левитаном. У Исаака Левитана есть замечательная картина «Золотая осень».

Детям предлагается, рассмотреть репродукцию картины.

— Название картины говорит само за себя, какое время года художник на ней изобразил. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти строки вспоминал художник Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал что осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. В природе каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину «Золотая осень», возникает чувство любви к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

— Ребята, Исаак Левитан рисовал свои картины маслом, акварелью, а мы с вами будем рисовать нашу рощу, используя листья китайской капусты.

— Для этого нам нужно присесть на свои места и вам объясню, как мы это будем делать.

Объяснение.

Практическая часть.

1. Чтобы отпечатать лист китайской капусты, можно использовать гуашевую краску разного цвета, (желтую, красную, зеленую и т.д.). Наносить краску надо на сторону с прожилками при помощи кисточки, кисточку лучше взять более широкую. затем приложить листик капусты к бумаге окрашенной стороной и слегка придавить ладошкой. Получился отпечаток — крона дерева. Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок получится очень красиво — по-осеннему.

2. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

3. Дети могут дорисовать свою композицию

Итог занятия:

Педагог. У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. По такой роще хочется гулять и наслаждаться теплыми осенними деньками.

Выставка. Обсуждение работ.


Цель: учить отражать в рисунках приметы осени, используя нетрадиционные техники рисования.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:— закреплять названия осенних месяцев;— упражнять в назывании осенних примет;— учить изображать явления природы на бумаги;— учить рисовать деревья;— закреплять приёмы рисования кистью (концом кисти);— продолжать учить изображать явления природы нетрадиционным способом (приём тычка).2. Коррекционно-развивающие:— развивать координацию движений, сопровождая речью;— развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;— упражнять в согласовании существительного единственного числа с прилагательным;— развивать воображение;3. Коррекционно-воспитательные:— воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение осенних примет;— воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников;— воспитывать любовь к природе.Оборудование: платочки по количеству детей, гуашь по количеству детей (чёрная, белая, коричневая, синяя), вырезанные из цветного картона листья на каждого ребёнка по два, тычок из поролона на каждого ребёнка.Ход занятия:1. — Осень в гости к нам стучится и зовёт нас поиграть.2. Игра с листочками «Осень»Падают, падают листья-В нашем саду листопад(дети кружатся, подняв руки вверх, приседают на корточки)Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.(опять кружатся)Птицы на юг улетают-Гуси, грачи, журавли(бегут по кругу, машут руками)Вот уж последняя стаяКрыльями машет вдали.3. Презентация «Осенняя прогулка».I Слайд: Сентябрь. Слегка пожелтевшие листья, солнце мало светит и греет, идут дожди, трава вянет, птицы улетают в тёплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов, люди одеваются теплее. Сентябрь-начало осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).II Слайд: Октябрь. В октябре солнце светит и греет меньше, дожди идут ещё чаще, ещё холоднее, чем в сентябре. Листьев на деревьях осталось мало. В октябре вся трава жухлая, птицы улетели в тёплые края, уже собран урожай овощей и фруктов. В октябре люди одеваются теплее, чем в сентябре. Октябрь — середина осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).III Слайд: Ноябрь. В ноябре солнце светит и греет ещё меньше, бывают заморозки, идёт первый снег. Ноябрь-конец осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).4. Рассматривание образца.— Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев).-Ребята, эти приметы можно отнести к какому периоду осени: к началу, середине, к концу осени?-Какая же, это осень? (поздняя)5. Приёмы рисования.-Посмотрите на деревья, каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти)-Какую гуашь нам необходимо смешать, чтобы изобразить небо? (в белую гуашь добавить капельку чёрной)-Как «волшебно» изображён снег, а как вы ребята думаете каким способом мы будем рисовать снег? (способом тычка)6. Игра на развитие мелкой моторики рук «Первый снег».Раз, два, три, четыреМы с тобой снежок слепили!Круглый, крепкий, очень гладкий(дети берут платочек за два уголка и пальцами рук собирают платочек в обе ладони)И совсем-совсем не сладкий!(грозят указательным пальцем любой руки)Раз-подбросим! (подбрасывают платочек)Два-поймаем! (ловят платочек обеими руками)Три уроним! (роняют на пол)И сломаем! (грозят указательным пальцем любой руки).7. Самостоятельное рисование.8. Выставка работ.

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»