Финансовый Менеджмент

1.Финансы и Финансовая деятельность организации
2.Финансовый менеджмент как система управления финансами организации
3.Цели,задачи и функции финансового менеджмента.
4.Финансовая служба в системе управления организацией.Функции финансового менеджмента.
5.Базовые концепции финансового менеджмента(денежного потока,временной стоимости денег)
6.Базовые концепции финансового менеджмента(стоимости капитала и др)
7.Финансовые инструменты
8.Основные принципы и методы,применяемые в финансовом менеджменте.
9.Правовая среда организации финансового менеджмента.
10.Финансовая среда организации
11.Бухгалтерская (финансовая) отчетность в системе информационного обеспечения
12.Методы финансового анализа
13.Анализ финансового состояния.Ликвидность.
14.Анализ финансового состояния.Финансовая устойчивость.
15.Анализ финансового состояния.Оценка деловой активности организации
16.Анализ финансового состояния.Рентабельность
17.Операционный анализ как база принятия управленческих решений.
18.Экономическая природа и классификация денежных потоков.
19.Методы оценки и анализа денежных потоков.
20.Определение эффективности использования денежных средств.(коэффициенты эффективности)
21.Финансовые потоки и методы их оценки.
22.Методы оценки эффективности управления ценными бумагами.
23.Риск и доходность финансовых активов
24.Структура и стоимость капитала.
25.Финансовые и комбинированные рычаги.
26.Экономическая сущность и классификация реальных инвестиционных проектов.Критерии и методы оценки привлекательности инвестиционного проекта.Статистический метод.
27.Критерии и методы оценки привлекательности инвестиционного проекта.Динамический метод.
28.Анализ и оценка проектных рисков.
29.Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
30. Новые формы финансирования реальных инвестиций.
31.Экономическое содержание оборотных средств.Структура оборотных средств.
32.Кругооборот оборотных средств.
33.Политика управления оборотным капиталом организации
34.Сущность кризисов в деятельности организации.Их виды.
35.Причины,симптомы и факторы возникновения кризисов в организации.
36.Сущность и виды банкротства организации
37.Методы прогнозирования несостоятельности (банкротства)



Финансы и Финансовая деятельность организации

Под коммерческими организациями (предприятиями) понимают юридические лица, имеющие в своей собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по обязательствам всем этим имуществом.

Основными целями деятельности организаций являются: извлечение прибыли; приращение капитала; обеспечение общественных потребностей.

Коммерческие организации в соответствии с ГК РФ могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Финансы организаций (предприятий) – совокупность денежных отношений, опосредующих экономические отношения, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг и формированием финансовых ресурсов, осуществлением финансовой и инвестиционной деятельности.

Финансы организаций следует рассматривать и как систему финансовых отношений. Финансовые отношения носят распределительный и перераспределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс. Финансы организаций – основа финансовой системы государства, т. к. они обслуживают сферу материального производства, в которой создаются ВВП и значительная доля НД. Финансовые отношения носят объективный характер, но конкретные формы их проявления изменяются в соответствии с уровнем развития экономики. Отсюда и возникает необходимость управления финансами на разных уровнях хозяйствования.

В зависимости от экономического содержания всю систему финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

Финансовые отношения, возникающие между учредителями при формировании уставного капитала;

Возникающие в процессе производства и реализации продукции и оказания услуг;

Между коммерческими организациями и их подразделениями;

Между коммерческими организациями и их работниками;

Между коммерческими и вышестоящими организациями;

Между коммерческими организациями и финансовой системой страны;

Между коммерческими организациями и банковской системой;

Между коммерческими организациями и страховыми компаниями;

Между коммерческими организациями и инвестиционными институтами.

Финансовый результат деятельности организаций – выраженные в денежной форме итоги хозяйственной деятельности организации в целом и в разрезе его подразделений. Основные показатели, характеризующие финансовые результаты – прибыль или убыток, образуемые в зависимости от соотношения между доходами и затратами. Финансовый результат определяется по всем видам деятельности за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта начинается с формирования первоначального капитала. В дальнейшем основными направлениями финансовой деятельности являются:

Разработка финансовой политики коммерческих организаций;

Обеспечение экономически обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов;

Выбор форм и методов формирования и управления основным и оборотным капиталом,

Оперативная финансовая работа;

Анализ финансовых результатов;

Всесторонняя оценка достигнутых результатов, уровня платежеспособности и финансовой устойчивости.

Финансовый менеджмент как система управления финансами организации

Финансовый менеджмент дословно означает управление финансами, т. е. организацию финансовых отношений, управление движением денежных средств, капиталом, формированием финансовой политики, оценку инвестиционных проектов, прогнозирование и планирование.

Финансовый менеджмент – финансовая система управления на уровне организации, направленная на достижения общих целей управления и взаимодействующая с внешней средой: контрагентами, заказчиками, подрядчиками, государством, банками и пр.

Как любая система управления, финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

Управляющая подсистема (субъект управления) – это финансовая служба (финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, сектор, участок в составе бухгалтерии) организации и ее структурные подразделения. Как управляющая подсистема финансового менеджмента ограничен государственным регулированием системой налогов, ставок рефинансирования, тарифов, лицензирования, амортизационной политикой и т. п.

Управляемая подсистема (объект управления) в финансовом менеджменте – это финансовые отношения, источники финансовых ресурсов, финансовые ресурсы, денежный оборот.

Внешние факторы, влияющие на создание рационального финансового менеджмента в организации:

Условия экономического развития страны;

Уровень интегрированности страны в мировую экономическую систему;

Состояние рыночной инфраструктуры (уровень правового, информационн и культурн. разв.)

Степень развития финансового рынка и финансово-кредитных институтов (банки, страхов.);

Многообразие форм финансовых отношений.

На основе внешних факторов государство разрабатывает свою финансовую политику.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование финансового менеджмента в организации:

Степень самостоятельности хозяйствующего субъекта в организации финансово-хозяйственной деятельности;

Уровень осуществления бухгалтерского учета и отчетности организации;

Степень использования пакетов прикладных программ для обработки и анализа информации;

Уровень профессиональной подготовки финансовых менеджеров организации.

Финансовые ресурсы организаций – совокупность собственных денежных доходов (в наличной и безналичной формах) и поступлений извне (привлеченных и заемных), аккумулируемых организацией и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства. Эффективное управление финансовыми ресурсами включает в себя управление активами в краткосрочном и долгосрочном аспектах. Денежный оборот организации сопровождается потоком денежных поступлений и платежей, имеющих непрерывный характер.

Принципы финансового менеджмента:

1. Принцип адаптивности основан на том, что подсистема финансового менеджмента не обособлена рамками одной организации, а постоянно должна реагировать на изменения внешней среды и своевременно вносить коррективы в систему.

2. Принцип функциональности. Предполагает соответствие реализации механизма финансового менеджмента поставленным конкретным целям организации.

3. Принцип комплексности. Означает использование взаимодополняющих приемов и методов для достижения поставленных целей.

3. Цели,задачи и функции финансового менеджмента .

Целевая установка финансового менеджмента – повышение рыночной стоимости организации, достигается посредством: получения текущей прибыли (для выплаты дивидендов и реинвестирования производства); минимизации производственного и финансового рисков путем оптимизации структуры источников средств и диверсификации производства; привлечения высококвалифицированных топ-менеджеров.

Основной комплекс задач основывается на главн. цели функционирован. и развития организации:

А) Финансовый анализ, планирование и контроль финансового состояния организации

Б) Управление источниками средств (источники и структура капитала, собств и заемн средств, управление прибылью и дивидендами)

В) Управление активами (инвестицион. проектами, оборотн, внеоборотн, финансовыми активами)

Система целей финансового менеджмента коммерческих организаций состоит из стратегических и тактических целей. Стратегические цели выражают направления реализации основных намерений собственников организации. Тактическими целями финансового менеджмента является распределение стратегических целей во времени и в разрезе отдельных подразделений и филиалов организации.

К стратегическим целям относят:

Обеспечение расширенного воспроизводства;

Максимизация прибыли;

Повышение благосостояния собственников;

Приращение капитала (максимизация рыночной стоимости организации);

Обеспечение заданных темпов экономического роста и др.

Тактические цели включают:

Минимизацию расходов;

Достижение необходимого уровня рентабельности продукции, услуг;

Рост объемов производства и реализации продукции, услуг;

Обеспечение конкурентоспособности и др.

Задача финансового менеджмента – не только выбор приоритетов в части инвестиционных решений и источников их финансирования, но и нахождение компромисса в сочетании долгосрочных и краткосрочных целей.

Дерево целей – конкретизация и детализация путей достижения приоритетной цели.

4. Финансовая служба в системе управления организацией. Функции финансового менеджмента.


Организационная структура службы управления финансами зависит от размера организации, объемов и специфики деятельности, количества работающих и организационно-правовой формы хозяйствования.

Структура управления финансовой деятельностью организации.

Финансовый менеджер определяет потребности в финансовых ресурсах, оценивает правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, устанавливает основные направления дивидендной политики, составляет прогнозные формы отчетности. Он осуществляет предварительные расчеты показателей предстоящих периодов, оценивает возможности слияния или поглощения других компаний, целесообразность структурной реорганизации организации, несут ответственность за качество анализа финансовых проблем, выработку рекомендаций руководству организации. В круг должностных обязанностей финансового менеджера также входит:

Составление бюджетов;

Управление ликвидностью организации;

Организация взаимоотношений с кредиторами;

Управление ценными бумагами;

Управление запасами, заемным капиталом, инвестициями;

Трастовая деятельность;

Управление валютными операциями

Управление финансовыми рисками;

Налоговое планирование;

Операции с недвижимостью;

Анализ и оценка финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент как система управления включает:

1) разработку финансовой стратегии предприятия;

2) создание организационных структур, обеспечивающих принятие, реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности;

3) формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов принятия управленческих решений;

4) осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;

5) планирование финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям;

6) разработка систем стимулирования, реализации принятых управленческих решений;

7) осуществление контроля за реализацией принятых управленческих решений.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.

Финансовый менеджмент как управляющая подсистема – должностные лица, финансовые службы, либо работники, в компетенцию которых входит управление денежного оборота предприятия.

Организационная структура системы управления финансами предприятия, а также ее кадровый состав могут быть построены различным способами в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности. На крупных предприятиях аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

Финансовая дирекция – это одна из центральных служб аппарата управления, которая состоит из различных подразделений: финансового отдела, лаборатории, отдела валютных операций и т.д.

Финансовая дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе положения о финансовой дирекции или подразделения, которое описывает общие моменты организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями. На небольших предприятиях роль финансового директора выполняет главный бухгалтер.

Главное, что следует отметить, что работа финансового менеджера, это то, что она либо является частью работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия решений управленческого характера. Тем самым подчеркивается важность этой функции.

Управляемая подсистема – активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности и осуществления инвестиций.

Объекты финансового менеджмента тесно связаны между собой. Решение по осуществлению вложений в определенные активы предполагает наличие источников финансирования. Цена привлекаемых источников может быть разной, и это отразится на принимаемом решении.


Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов. Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости систем в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться только при условии циркуляции определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

4. Основные направления профессиональной деятельности
финансового менеджера

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового анализа.

Анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

Финансовый менеджер является ответственным за исполнения принятого решения, а также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за финансовыми потоками. Финансовый менеджер наряду с главным бухгалтером часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важных вопросов.

Функции финансового менеджера

· финансовый анализ и планирование на основе определения показателей финансовой отчетности для обеспечения выживаемости;

· принятие долгосрочных инвестиционных решений, в том числе определение оптимальной структуры активов, ликвидации активов, замены, а также управление портфелем ценных бумаг предприятия;

· управление текущими денежным оборотом, оптимизация финансовых отношений предприятия с другими хозяйствующими субъектами и государством (управление денежными средствами);

· управление финансовыми рисками, а также управление обеспечивающими функциями финансового менеджмента (создание информационного обеспечения принятия финансовых решений, создание внутреннего аудита, проведение финансовой реструктуризации).

В самом общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

1) анализ и планирование имущественного и финансового состояния предприятия. Осуществляется общая оценка:

· активов предприятия и источников их финансирования

· величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достаточного экономичного потенциала предприятия и расширения его деятельности

· источников дополнительного финансирования

· системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами. Предполагает остальную оценку:

· объектов, требующих финансовых ресурсов;

· формы их предоставления;

· методов мобилизации финансовых ресурсов;

· степени доступности и времени предоставления;

· затрат, связанных с привлечением денежного вида ресурсов;

· риска, связанного с данным видом ресурсов

3) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

· оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов;

· целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав, структура;

· оптимальность оборотных средств;

· эффективность финансовых вложений

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухучет, действующее законодательство РФ в области финансов, кредитования, банков, бирж и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке, основы экономики предприятия, внешнеэкономическую деятельность, налогообложение, методику экономического анализа.

Финансовый менеджер должен разбираться в финансовой информации, анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, рассчитывать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разработанных финансовых программ и составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.

Субъекты и объекты финансового менеджмента . Финансовая ад­министрация предприятия (финансовая дирекция, финансовые менеджеры) представляет собой субъекты финансового ме­неджмента. К субъектам следует относить и собственников пред­приятия (в том числе долевых), поскольку менеджеры реализуют их волю. Объектами управления являются финансы хозяйству­ющих субъектов, финансовые процессы, происходящие на пред­приятии; финансовые потоки, связанные с его функционирова­нием; фонды денежных средств; финансовые активы, ресурсы и их источники; внутренние и внешние по отношению к предприя­тию финансовые отношения.

Под финансовыми процессамикак объектами финансового менеджмента понимаются финансовые отношения, показатели, денежные фонды, финансовое обеспечение различных аспектов функционирования предприятия. Главный объект менеджмен­та - финансовые потоки хозяйствующего субъекта, его денеж­ный оборот. Здесь субъекты управления неотделимы от объектов. Поэтому рассматривать их отдельно нельзя.

Финансовая дирекция предприятия(финансовая бухгалтерия) может существовать не только на крупных и средних, но и на небольших предприятиях. В то же время на последних она мо­жет быть представлена, как правило, только одним отделом - бухгалтерией. Однако нередко имеет место совмещение различ­ных функций финансовых менеджеров одним специалистом. От­сюда - формальный характер финансовой дирекции на этих предприятиях. Полноценная финансовая дирекция существует только на крупных предприятиях. Это связано со структуриро­ванием финансовой работы, а также с тем, что на крупных предприятиях финансовая организация является более сложная, интен­сивнее внедряются перспективные формы деятельности (напри­мер, финансовое планирование и прогнозирование), значитель­но количество подразделений, служб и, соответственно, финан­совых менеджеров и их руководителей.

На крупных предприятиях в финансовую дирекцию могут входить служба финансового директора (заместителя директора по экономике и финансам), финансовый отдел, бухгалтерия (обычно в виде нескольких отделов), отделы инвестиций, снаб­жения, сбыта (маркетинговый), ценных бумаг (управления соб­ственностью), казначейский, плановый, налоговый, кредитов и платежей, финансовых исследований, юридический, внутренне­го аудита, аналитический, страхования и др. Чем крупнее пред­приятие, тем, как правило, больше различных финансовых и связанных с ними отделов и служб. Структура финансовой дирекции сильно отличается не только в зависимости от размеров предприятий, но и от их организационно-правовой формы, рода деятельности и пр. В акционерных обществах основным лицом, ответственным за исполнение функций финансовой дирекции и осуществление целей финансового менеджмента, нередко явля­ется вице-президент по финансовым вопросам.

Положение о финансовой дирекцииразрабатывается на многих предприятиях. В нем освещаются функции, цели и зада­чи дирекции, ее состав, обязанности членов дирекции, степень их ответственности и полномочий, взаимоотношения с другими элементами системы управления, подразделениями и службами предприятия и др. Финансовая дирекция предприятия - это прежде всего финансовая бухгалтерия (служба менеджера-каз­начея) и бухгалтерия как таковая (служба менеджера-контроле­ра (ревизора)).

Основными функциями финансовой дирекции являются:

– финансовое обеспечение основной (производственно-ком­мерческой) деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности;

– разработка финансовой политики предприятия;

– осуществление финансового планирования;

– управление финансовыми потоками на предприятии, конт­роль над его доходами и расходами;

– ведение финансовых расчетов с контрагентами предприя­тия;

– разработка ценовой, инвестиционной, кредитной, валют­ной, амортизационной, эмиссионной, страховой, дивидендной политики, а также политики в области оплаты труда и др.,

– установление смет расходов для подразделений и служб;

– текущий мониторинг финансовой деятельности;

– проведение финансового анализа, внутреннего аудита на предприятии;

– осуществление внешних и прочих финансовых операций (траст, залог, финансовый лизинг) и др.

Финансовые менеджеры, их функции и предъявляемые к ним требования.Финансовый менеджер - это руководитель (или от­ветственный исполнитель) финансовой службы на предприятии, в учреждении, организации. Служба финансового менеджера на предприятии - одно из главных звеньев финансово-кредитной системы страны. Финансовый менеджер принимает управленческие решения в целях реализации экономической стратегии предприятия.

Основными функциями финансового менеджера являются:

Аналитическо-контролъные;

Финансовое планирование;

При­нятие управленческих решений.

Он принимает управленческие решения в непосредственной финансовой деятельности, связанной с формированием и исполь­зованием фондов денежных средств, в сфере капитальных вло­жений, на финансовых рынках, в области налогообложения, обя­зательных отчислений, сборов и др.

Финансовые менеджеры осуществляют финансовый (фунда­ментальный) анализ (а при необходимости и технические виды анализа, например, ценных бумаг), проводят оценку эффектив­ности работы, перманентный финансовый контроль над всеми сторонами деятельности, в первую очередь за доходами, расхо­дами и их соотношением между собой, за финансовой устойчиво­стью и ликвидностью предприятия. Они осуществляют разработ­ку бюджета фирмы, других финансовых планов, а также прогнозов, кредитное планирование и пр.

Сейчас особенно растет значение умения менеджера прогно­зировать развитие финансово-экономической ситуации. Менед­жер должен уметь прогнозировать объемные параметры произ­водства и реализации продукции, затраты на производство и се­бестоимость различных видов продукции, динамику потребности в источниках финансирования, направления и масштабы пред­стоящих денежных потоков и др. При этом менеджер должен верно оценивать текущее финансово-экономическое положение фирмы; уметь балансировать имеющиеся денежные средства и потребности в них как в кратко-, так и в долгосрочном плане; оп­тимизировать расходы и отчисления, минимизировать издержки и осуществлять финансовое обеспечение максимизации конеч­ных результатов деятельности; обеспечивать непрерывное по­ступление денежных средств на предприятие.

В целом в функциональные обязанности финансового ме­неджеравходят:

– текущая деятельность, связанная с движением денежных фондов предприятия (осуществление затрат, расчетов, форми­рование выручки, распределение и использование доходов, авансирование средств);

– финансовое планирование (прогнозирование);

– проведение операций на финансовых рынках;

– инвестирование;

– финансовый анализ и контроль за финансовым обеспече­нием предприятия;

– расчеты и платежи с бюджетами и внебюджетными фондами.

Реализация вышеназванных функций определяет следующие требования к финансовым менеджерам:

– высокая общая и профессиональная эрудиция;

– знание финансово-экономических дисциплин;

– высокая степень использования полученных знаний на практике;

– владение техникой и технологией финансового менеджмен­та, развитое финансовое мышление;

– умение работать с финансовой (бухгалтерской) отчетно­стью, финансовыми документами, осуществлять финансовый анализ;

– организаторские способности, умение работать с людьми, формировать группы исполнителей;

– творческий, нешаблонный подход к делу;

– умение мотивировать, стимулировать действия персонала;

– высокая степень ответственности за порученное дело;

– быстрое реагирование на изменения в управляемой сис­теме и др.

С одной стороны, речь идет не просто о хорошо подобранном персонале, но и о создании команды единомышленников, а с дру­гой - как бы хорошо ни были подобраны кадры, со временем их надо переобучать, повышать квалификацию, адаптировать к по­вышенным требованиям. Обучение и самообучение в области финансового менеджмента должно носить непрерывный характер.

Умение работать с финансовой отчетностью. Это одно из глав­ныхтребований, предъявляемых к финансовому менеджеру. Специалист должен уметь: готовить отчетность, читать ее, про­водить на основе отчетности различные виды финансового ана­лиза, использовать отчетность для принятия управленческих реше­ний в рамках текущей деятельности, а также для планирования и прогнозирования. Умение работать с отчетностью необходимо и другим пользователям: аудиторам, предпринимателям, руково­дителям, акционерам, инвесторам, налоговым работникам - всем заинтересованным лицам.

Предпосылкой эффективной работы с финансовой отчетно­стью является эрудированностьв общеэкономических вопросах (знание финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, финан­совых рынков, ценообразования, других базовых дисциплин). Эти знания не должны быть поверхностными. Так, в системе бухгал­терского учета ее пользователь должен понимать экономическое содержание каждой статьи баланса предприятия, бухгалтерские проводки и пр. Он должен знать суть, специализацию, место, роль и перспективы коммерческой организации на рынке, в от­расли, хозяйственных связях и др. В противном случае работа с отчетностью окажется малоэффективной.

Ее пользователь также обязан знать принципы составления отчетности, ее роль в процессе управления финансами, ограни­чения и недостатки отчетности (в первую очередь бухгалтерского баланса), ориентироваться в системе финансовой информации и отчетности, поскольку для уяснения какого-то вопроса необходи­мо привлечение различных форм отчетности. Пользователь дол­жен понимать основные логические взаимосвязи между финансовыми показателями, методами, приемами и рычагами; уметь выявлять факторы и причины изменения показателей и коэффициентов; предвидеть следствия подобных изменений и тенденций. Ему необходимо также знать последовательность вы­полнения аналитических расчетов.

Классификация финансовых менеджеров . Это менеджер-руко­водитель(финансовый директор) и линейные финансовые ме­неджеры.Генеральный (высший) менеджер осуществляет разра­ботку и реализацию решений, конкретизацией которых занима­ются десятки, а то и сотни линейных менеджеров. Например, он формирует финансовую политику предприятия в целом, аппарат управления финансово-хозяйственной деятельностью предприя­тия, принимает основополагающие решения по вопросам финан­сового развития предприятия и способам их осуществления. Со­став высших финансовых менеджеров определяется структурой финансовой дирекции предприятия.

Что касается линейных финансовых менеджеров, то они осу­ществляют деятельность на довольно узком участке финансовой работы. Финансовые менеджеры также различаются своими функциональными обязанностями.При этом одни менеджеры занимаются составлением портфеля инвестиций, другие - оцен­кой инвестиционных проектов, анализом их эффективности, тре­тьи - составлением и анализом финансовой отчетности и т.д.

В последнее время в Российской Федерации стали разграни­чивать функции финансовых менеджеров-казначеев и финансо­вых менеджеров-контролеров (ревизоров).В отличие от тради­ционного вида финансового менеджера-контролера (ревизора) казначей - новый вид деятельности финансового менеджера.

Главная функцияказначея - управление ликвидностью активов фирмы, формирование оптимальной структуры капитала, управ­ление финансовыми рисками, поиск источников финансирования, оптимизация отношений с контрагентами, осуществление инвес­тиционных проектов и др.

Вместе с тем процесс разграничения менеджеров-казначеев и менеджеров-контролеров (ревизоров) в Российской Федерации еще только начинается. В дальнейшем, говоря о финансовом ме­неджере, в первую очередь мы будем иметь в виду менеджера-казначея.

Мате­риальная ответственность финансовых менеджеров, с одной сто­роны, вписывается в общие рамкиответственности работника за ущерб, причиненный организации, а с другой - она имеет свои особенности.Материальная ответственность наступает, если ущерб причинен по вине финансового менеджера. Размеры ма­териальной ответственности обычно ограничиваются частью за­работка и не превышают общей суммы ущерба.

Обычно материальная ответственность наступаетв случаях:

– вины менеджера в конкретном ущербе вследствие своих действий (бездействия);

– прямого действительного ущерба (например, при недоста­че, неполученные доходы при этом в расчет не принимаются);

– противоправных действий работника;

– наличия прямой связи между действием (бездействием) ра­ботника и нанесенным им ущербом.

Для возмещения ущерба предприятию может быть передано другое равноценное имущество. При этом ущерб может быть добровольно возмещен полностью или частично. Трудовым зако­нодательством предусмотрены два вида материальной ответ­ственности - полная и частичная. Помимо недостачи денежных средств для финансовых менеджеров наиболее типичны такие виды нанесения ущерба, как незаконные увольнения или пере­вод работников на другую работу; недобор денежных средств, причитающихся предприятию, по причине небрежности мене­джера; потеря документов либо их уничтожение и др. Обычно по вышеназванным случаям применяется ограниченная матери­альная ответственность. Так, при незаконном увольнении работ­ника материальная ответственность должностного лица не должна превышать трех месячных окладов.

Материальная ответственность в полном размеренанесенно­го ущерба наступает в случае, когда:

– по законодательству или по договору между предприятием и менеджером на последнего возложена полная материальная от­ветственность за возможный ущерб предприятию при исполнении им служебных обязанностей;

– судом установлено совершение преступных действий со стороны менеджера;

– ценности были получены менеджером под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам;

– обнаружено, что совершена недостача;

– ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанно­стей.

Специфика особенностейматериальной ответственности финансовых менеджеров связана с тем, что они входят в состав администрации предприятий. Правда, члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества (правле­ния, дирекции) не несут ответственности в случае, если они го­лосовали против решения, причинившего обществу убытки (или не принимали участия в голосовании).

Финансовый менеджмент как орган управления – аппарат управления, т.е. часть руководства хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К этим подразделениям могут относиться финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, лаборатория (бюро, сектор) экономического анализа и т.д. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении. Положение включает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.

Основные функции финансовой дирекции следующие:

Определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;

Разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;

Определение инвестиционной политики;

Разработка кредитной политики;

Установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;

Разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;

Участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;

Обеспечение финансовой деятельности (использование денежных средств, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений;

Осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;

Осуществление страхования от коммерческих рисков, залоговых, трастовых, лизинговых и других финансовых операций;

Ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта;

Анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений.

1. Общие положения

1.1. Финансовая дирекция является самостоятельным структурным подразделением организации, создана в целях финансово-оперативной работы, финансового и бухгалтерского учета, контроля и составления финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности и подчиняется непосредственно руководителю организации.

1.2. Финансовая дирекция руководствуется в своей деятельности:

Законодательством Российской Федерации;

Уставом организации;

Локальными нормативными актами;

Решениями органов управления организации;

Настоящим Положением.

1.3. Целью деятельности Финансовой дирекции являются обеспечение ведения финансового планирования, учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организацией; составление и представление пользователям бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.

2. Структура и штат Финансовой дирекции

2.1. Финансовая дирекция создается и ликвидируется приказом руководителя организации.

2.2. Финансовую дирекцию возглавляет Финансовый директор, назначаемый на должность приказом руководителя организации.

2.3. Структура и штат Финансовой дирекции утверждаются руководителем организации.

2.4. В состав Финансовой дирекции входят:

2.4.1. Руководитель Финансовой дирекции - Финансовый директор.

Требования к квалификации - высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

2.4.2. Главный бухгалтер.

Требования к квалификации - высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

2.4.3. Бухгалтер.

2.4.4. Экономист.

Требования к квалификации - высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

3. Задачи Финансовой дирекции

Основными задачами Финансовой дирекции являются:

3.1. Организация финансовой деятельности организации, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами задач планирования, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов, своевременности платежей по обязательствам.

3.2. Организация учета финансовой деятельности организации.

3.3. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям финансовой отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям финансовой отчетности.

3.4. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3.5. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

4. Функции Финансовой дирекции

4.1. В области финансово-кредитного планирования:

4.1.1. Составление в установленные сроки проектов финансовых планов организации со всеми необходимыми расчетами, с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов.

4.1.2. Составление и представление в установленные сроки кредитных заявок и квартальных кассовых планов в учреждения банков и участие в их рассмотрении.

4.1.3. Участие в составлении плана реализации услуг в денежном выражении. Определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.

4.1.4. Составление плановых расчетов образования фондов экономического стимулирования и участие в составлении смет их расходования.

4.1.5. Определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением на полное восстановление (реновацию) основных фондов и капитальный ремонт.

4.1.6. Участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчет нормативов оборотных средств.

4.1.7. Составление плана финансирования централизованных капитальных вложений и плана финансирования капитального ремонта основных фондов.

4.1.8. Составление планов распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений.

4.1.9. Участие в составлении планов финансирования научноисследовательских работ на основе предусмотренного объема этих работ, а также определение источников финансирования планов организационнотехнических мероприятий с учетом расчетов экономической эффективности.

4.1.10. Планирование среднегодовой стоимости основных производственных фондов и основных фондов, освобождаемых от платы за фонды.

4.1.11. Осуществление расчетов по предъявлению претензий поставщикам и подрядчикам.

4.1.12. Распределение квартальных финансовых показателей по месяцам.

4.1.13. Доведение показателей утвержденного финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов, норм и нормативов оборотных средств до отделов, служб, цехов организации и осуществление систематического контроля за их соблюдением и выполнением.

4.1.14. Составление оперативных финансовых планов.

4.1.15. Составление оперативных планов реализации услуг в денежном выражении и планов по прибыли.

4.1.16. Осуществление контроля за поступлением товарно-материальных ценностей с целью предупреждения накапливания сверхнормативных запасов.

4.1.17. Обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов организации.

4.2. В области финансово-оперативной работы:

4.2.1. Уплата в установленные сроки платежей в бюджеты всех уровней.

4.2.2. Уплата процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и ссудам, в том числе банковским.

4.2.3. Своевременная выплата заработной платы работникам организации.

4.2.4. Оплата текущих счетов в соответствии с заключенными договорами.

4.2.5. Оформление испрашиваемых кредитов в соответствии с действующими правилами кредитования и обеспечения возврата полученных ссуд в установленные сроки.

4.2.6. Осуществление операций по счетам организации в финансовых учреждениях.

4.2.7. Ведение ежедневного оперативного учета.

4.2.8. Составление и представление руководству организации сведений и справок о ходе выполнения основных показателей финансового плана и о финансовом состоянии организации.

4.2.9. Составление и своевременное представление установленной оперативной финансовой отчетности.

4.2.10. Осуществление мероприятий, способствующих ускорению оборачиваемости финансовых и прочих средств организации.

4.2.11. Внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с заказчиками и поставщиками, способствующих своевременности платежей, и обеспечение соблюдения правил ведения этих расчетов.

4.2.12. Получение, хранение, оперативный учет и выдача наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности в соответствии с Положением о ведении кассовых операций.

4.2.13. Соблюдение установленного соответствующим банком лимита остатка наличных денег в кассе организации и обеспечения полной сохранности денежных знаков.

4.3. В области контрольно-аналитической работы:

4.3.1. Контроль:

За выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, а также планов по прибыли и рентабельности;

За состоянием оказания услуг;

За использованием по целевому назначению собственных и заемных оборотных средств в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям;

За недопущением внепланового отвлечения отделами и службами оборотных средств основной деятельности на капитальное строительство и капитальный ремонт;

За своевременным рассмотрением соответствующими отделами и службами претензий заказчиков и причин отказа от оплаты платежных требований за оказанные услуги;

За соблюдением отделами и службами установленных сроков для проверки акцепта платежных требований поставщиков, подрядчиков и других организаций и своевременным надлежащим их оформлением в соответствующих случаях, полных или частичных отказов от оплаты платежных требований в строгом соответствии с инструкцией;

За получением наличных денег в кассе организации на осуществление выплат и других расходов строго в пределах причитающихся сумм, определенных исходя из установленных правил и кассовых планов, утвержденных организацией, и за соблюдением кассовой дисциплины;

Соответствия стоимости оборудования по заказам и заключенным договорам ассигнованиям на эти цели, предусмотренным за счет централизованных и нецентрализованных источников финансирования капитальных вложений;

Правильности составления, оформления и утверждения смет, расчетов окупаемости капитальных вложений по внедрению новой техники и расширению услуг, осуществляемых за счет средств фонда развития производства и кредитов банка, а также смет на расходование поощрительных фондов и других средств целевого назначения.

4.3.2. Анализ:

Бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по вопросам, связанным с выполнением финансового, кассового и кредитного планов, соблюдением финансовой и платежной дисциплины;

Производственно-хозяйственной деятельности организации и определение влияния этой деятельности на финансовые показатели.

4.4. Прогнозирование результатов хозяйственно-финансовой деятельности; улучшение использования основных фондов и оборотных средств; выявление и мобилизация резервов и дополнительных источников финансирования.

4.5. Участие в разработке и рассмотрении утвержденных в соответствии с действующим законодательством проектов цен на новые услуги, предоставляемые организацией, а также тарифов на работы и услуги, выполняемые организацией.

4.6. Участие в заключении хозяйственных договоров и принятие финансовых условий.

4.7. Участие в работе по совершенствованию организации и планирования оборотных средств организации.

4.8. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию финансовой дисциплины в структурных подразделениях организации.

5. Права Финансовой дирекции

Финансовая дирекция вправе:

5.1. Требовать от подразделений организации представления материалов (данных анализа деятельности бухгалтерского, статистического и оперативного учета и др.), необходимых для осуществления полномочий Финансовой дирекции.

5.2. Требовать от всех подразделений организации соблюдения порядка оформления финансово-бухгалтерских операций и предоставления Финансовой дирекции необходимых документов и сведений.

5.3. Требовать от руководителей структурных подразделений организации и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств организации, обеспечение сохранности имущества организации, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета.

5.4. Контролировать финансовую деятельность подразделений организации и давать их руководителям рекомендации по организации и ведению финансовой работы.

5.5. По решению руководства организации распоряжаться финансовыми ресурсами и подписывать денежные, платежные, расчетные, кредитные и другие финансовые документы, с соблюдением действующего законодательства, правил договоров, инструкций, а также утвержденных планов и смет.

5.6. Представлять организацию в финансовых, кредитных и других организациях по финансовым вопросам.

5.7. Визировать все документы, связанные с финансовой деятельностью организации (планы, сметы, отчеты, договоры, приказы, распоряжения и др.).

5.8. Обращаться и получать от структурных подразделений организации необходимую методическую, правовую и консультационную помощь.

6. Ответственность Финансовой дирекции

6.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач, возложенных на Финансовую дирекцию, несет Финансовый директор.

6.2. На Финансового директора возлагается персональная ответственность за:

Соблюдение действующего Финансовой дирекцией законодательства РФ;

Организацию деятельности Финансовой дирекции;

Соблюдение сотрудниками Финансовой дирекции производственной и трудовой дисциплины;

Своевременное и качественное выполнение приказов руководства организации;

Соблюдение требований и положений действующей на Предприятии системы менеджмента качества и результативность ее функционирования в Финансовом отделе;

Неправильное ведение финансового и бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность или искажения в финансовой и бухгалтерской отчетности;

Принятие к исполнению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

Нарушение порядка списания недостачи, дебиторской задолженности и других потерь;

Несвоевременное проведение в структурных подразделениях организации проверок, инвентаризаций и документальных ревизий;

Составление недостоверной финансовой отчетности;

Нарушение сроков представления квартальных, годовых и прочих отчетов и балансов в соответствующие органы;

Другие нарушения в деятельности Финансовой дирекции.

6.3. Степень ответственности других сотрудников Финансовой дирекции устанавливается их должностными инструкциями.