Принято, что все друзья и знакомые являются на похороны, хотя бы и не получили особого письменного приглашения, потому что, при таком глубоком горе, легко забыть того или другого.

Близким родственникам и друзьям покойной особы, находящимся в том же городе, сообщает лично дочь, внучка, племянница, или письменно через посланного. Живущим же в других городах сообщает один из оставшихся членов семейства письменно, хотя бы и после похорон.

Вежливость требует отвечать на такое письмо соболезнованием. Последнее не должно заключать в себе высокопарных или утешительных фраз; оно должно коротко и ясно выразить наше искреннее соболезнование и, в нескольких словах, оценить заслуги усопшего.

Хороший тон требует еще, чтобы по получении или прочтении извещения о смерти личности, с которой были в натянутых отношениях, явиться на ее похороны, чтобы показать, что смерть прервала все неприязни, и они не продолжаются за могилой. Каждый найдет в этом хорошую черту, и оставшиеся, может быть, будут даже благодарны.

Едва ли следует упоминать, что как на похоронах, так и на панихидах мужчинам Надо быть в черном платье и таких же перчатках. Дамы одевают черные шерстяные платья; знакомые могут одеть и черные шелковые, это не будет против правил хорошего тона. Креп на шляпе и рукаве и мужчин необходим только в случае родства.

Войдя в комнату до начала панихиды, подают руку самой близкой родственнице покойного и выражают свое соболезнование в нескольких словах. Это должно делаться скоро, потому что каждое лишнее слово, каждое утешение будут совершенно неуместны и только растравят свежую рану. Точно также родственникам, с которыми ближе знакомы, надо пожать руку, но выражать свое соболезнование - лишнее; остальным делают немой поклон. Там, где глубокая скорбь очень ясно выказывается, надо удовольствоваться одним пожатием руки.

Предполагается, что все являющиеся на панихиды и похороны знают о бывших отношениях наследников к умершему, а потому следует остерегаться высказывать свое соболезнование веселым, довольным кончиною покойника наследникам. Это производит всегда неприятное впечатление на присутствующих и бросает на нас самих тень лицемерия.

Манера держать себя должна, конечно, сообразоваться с тем грустным и серьезным событием, которое дало повод к этому собранию. В доме скорби, вблизи гроба не допускаются громкие разговоры, порывистые и шумные движения. Не надо выбирать предметом своего разговора заслуги покойного, хронику его болезни или, наконец, скорбь оставшихся. Серьезное спокойствие есть основное правило при таких случаях; молчанием гораздо больше показываем свое участие, чём громким выражением своего соболезнования. Участвующий в похоронной процессии и во время шествия должен сохранять серьезное достоинство.

Правил, как устраивать похороны, не существует. Все зависит от принятых обычаев, которые в каждом городе могут быть другие, и от средств. Здесь едут прямо на кладбище, там идут позади гроба, здесь ставят гроб на дроги, там его несут мужчины и т. д., но везде принято, чтобы духовенство, а если средства позволяют, певчие у православных, шли перед печальной колесницей, за нею ближайшие родственники пешком.

Самый глубокий траур требуется от вдовы, оплакивающей своего мужа. Обычай требует, чтобы вдова, ^по меньшей мере, носила траур 1 год, а именно: первые б месяцев - глубокий, а остальные 6 месяцев обыкновенный траур. Одеть цветное платье раньше этого срока - значит насмеяться над чувством, и даже вдова, не имеющая причины оплакивать смерть мужа как большое несчастье своей жизни, никогда не решится выказать такое бессердечие!

Впрочем, горе есть дело сердца, и его не могут судить посторонние; но всегда найдут деликатным, если вдова продолжит срок своего траура.

Если продолжают срок траура, то на второй год после смерти мужа носят: первое полугодие - обыкновенный, а второе - полутраур.

При обыкновенном трауре снимается креповый вуаль, и вместо матовых материй можно носить шелк и кисею. Только при полутрауре присоединяются.к черному белый и серый цвета, и никто не найдет предосудительным, если вдова в это время выйдет замуж, что при глубоком трауре быть не может. Дать правило насчет вторичного брака - невозможно. Это зависит единственно от личных обстоятельств.

У пожилых женщин, имевших несчастие сделаться вдовою, принято еще дольше носить траур и вообще дольше не одевать светлых платьев.

Вдовцу хороший тон предписывает носить траур на половину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжается полгода, по прошествии которого он может жениться, и никто его не осудит. Однако, если нет необходимости, или вдовец не желает скоро жениться, то хороший тон_ одобряет, если он продолжит обыкновенный траур на следующие 6-месяцев.

Как вдовец, так и вдова должны остерегаться, чтобы не сделать чего-либо против хорошего тона. По манере держать себя во время траура свет судит о бывшем супружеском счастье и старается вывести заключение о будущем их образе жизни.

Траур по родителям принято носить год, а именно: 6 месяцев - глубокий, 3 месяца - обыкновенный и 3 месяца - полутраур.

По бабушке и дедушке траур носится всего полгода: 3 месяца - глубокий и 3 - полутраур. По дяде и тетушке - 3 месяца, а по брату и сестре - 6 месяцев.

Носить траур по дальним родственникам предоставляется желанию каждого и зависит совершенно от расположения к покойному или.в случае получения от него наследства. От наследников ожидают, чтобы они наложили на себя траур как по самому близкому родственнику, хотя бы" они при жизни почти вовсе его не знали. Также нет ничего определенного для траура по ребенку. Конечно, свет видит в трауре мерило любви к умершему, но он не может измерить ту глубину скорби в сердце родителей,: которая часто длится всю жизнь, - время, конечно, может облегчить, но не излечить страдания!

Дети моложе 12 лет носят траур только по родителям, дедушке и бабушке.

Действительно, смерть наводит на много серьезных дум.

Посмотрите на плачущих и скорбящих у дорогой могилы: как самое маленькое прегрешение против усопшего воскресает в их памяти, когда уже поздно; как многое тяготит их совесть, о чем они не думали, забывая легкомысленно день смерти; как многое они хотели бы изменить и исправить, если бы это еще было возможно!

Взсляните на самих умирающих! Как уверенность в близкой кончине отнимает у них всякую сердечную горечь; ". как охотно забывают они все испытанные несправедливости; с какою, радостью протягивают они руку примирения самому тяжкому оскорбителю. Как охотно хотят они все забыть и уничтожить то, что каким-нибудь образом ставит преграду между ними и их ближними, чтобы оставить по себе у всех хорошую память!

Время траура есть время углубления в самого себя.

Проходит церемония похорон, заканчиваются обязательные дни поминовения, и близкие покойному начинают задаваться вопросами:

  • Траур. Сколько длится траур по умершему?
  • Будет ли пристойно появиться в светлой одежде на людях?
  • Можно ли посещать различные мероприятия?
  • Сколько длится траур?
  • Спустя какое время можно вновь выходить замуж вдове или жениться вдовствующему супругу?

Мы живём в обществе и потому внешнее соблюдение традиций очень важно. Ниже приведены различные мнения на этот счёт. Какой точки зрения придерживаться – решать вам.

Сколько длится траур

В различных культурах определяется разный временной промежуток для выражения своего горя. Также интересны предписания о том, как носить траур.

Древняя Греция

В античной Греции вдова была обязана носить чёрные одежды всю свою жизнь. Только если она вторично выходила замуж, тогда могла сменить одеяние на другое. Мужчины носили на рукаве чёрные повязки и не брились 40 дней.

Древний Рим

В Древнем Риме траур по детям устанавливался в соответствии с количеством прожитых ими лет. Если ребёнку на момент смерти исполнилось 7, то родители скорбели 7 месяцев. Максимальным сроком считалось 10 месяцев. По прошествии вдова уже могла выходить замуж, а близкие родственники снимали чёрные одежды.

Средневековая Франция

В Средневековой Франции вдовствующая королева не должна была год покидать комнаты, где услышала печальную весть. Знатным дамам также предписывалось первые 6 недель находиться на опустевшем супружеском ложе в знак выражения своей печали. Если сестра скорбела по брату, то только первые 9 дней она проводила в постели, а остальное время до 6 недель лишь сидела на чёрной материи. К мужчинам этикет был не настолько суров. Им было достаточно повязать на руку чёрную повязку и носить её в течение полугода.

Древний Китай и Корея

В Китае и Корее срок траура по близкому достигал 3-х лет. На протяжении этого времени можно было носить одежды из небеленного холста, а за завтраком ставили дополнительный прибор для покойного.

Япония

В Японии самыми важными считаются первые 49 дней после смерти. Родные истово молятся, чтобы душа усопшего обрела спокойствие и переродилась в Чистой Земле. Также в Стране Восходящего Солнца принято скорбеть в связи с кончиной императора или членов его семьи. Общенациональный траур длится год.

Сколько носят траур в зависимости от конфессиональной принадлежности

Самым строгим считается иудейский траур . Он разделён на 4 периода:

  • Онен – от смерти и до совершения погребения. Действия родственников направлены исключительно на организацию надлежащих проводов в иной мир.
  • Шива – первая неделя после смерти. На домочадцев налагается целый ряд запретов: стричь ногти, выходить из дома, изучать Тору, работать, мыться, одевать чистую одежду или кожаную обувь.
  • Шлошим – с 8-го по 30-й день. Уже разрешается выходить из дома, наносить женщинам косметику, а мужчинам подрезать бороду и усы.
  • Четвёртый период принято соблюдать лишь по умершим родителям. Он длится до годовщины со дня смерти.

Буддистские традиции предписывают носить траур по родителям и близким родственникам 100 дней. Если родственник дальний – скорбят об ушедшем 49 дней. В это время облачаются в платья серого цвета различных оттенков.

В странах ислама строго регламентировано поведение женщин в первое время после смерти супруга. Им нельзя носить украшения, делать причёски, красить волосы, использовать ароматизированные средства для ухода, ночевать вне дома. Допустимые цвета в одежде: белый, лиловый, чёрный и тёмно-зелёный. Траур по мужу длится 4 лунных месяца и 10 дней. По остальным родственникам – всего 3 дня. Мужчины в знак скорби не снимают головной убор при проведении церемонии погребения.

Православные священники не любят слова «смерть», «умерший». Чаще всего в речи они заменяют их на «успение», «усопший». Покойный до 40-го дня именуется «новопреставленным». В этот период покинувший бренную землю предстаёт пред Господом и лишь молитвы живущих могут склонить чашу весов при выборе, куда ему отправиться: в Ад или в Рай. Потому в христианстве строгий траур длится именно 40 дней. Выражать свою печаль о потере принято не стенаниями или плачем, а молитвами, обращениями к Богу, размышлениями о бренности бытия и воспоминаниях о благочестивых поступках почившего вечным сном. Спустя это время разрешается снять траурную повязку с головы. Впрочем, если вы чувствуете, что горе ещё теснится в вашем сердце, то можете дальше носить чёрный шарф или косынку до истечения года. Вдова решает сама, когда ей снять траур – через 2 года или сразу после поминальной трапезы.

Траур по умершему в наше время

В наше время траура определяется скорее религиозными верованиями и традициями региона.

К соблюдению религиозных канонов в наши дни относятся не столь трепетно. Если в сельской местности ещё придерживаются давних устоев, то городская жизнь налагает свои ограничения. Например, принятый во многих офисах дресс-код не предполагает наличие чёрной повязки. Это может оттолкнуть покупателей или потенциальных клиентов.

При невозможности явно носить траур по умершему родственнику можно решить данную проблему следующими способами:

Отказаться от внешней атрибутики . Для покойного важнее не то, что о вас подумают окружающие, а то, что вы реально думаете об ушедшем от вас навсегда.

Носить чёрную косынку или ленту вне работы . Достаточно сложно, но возможно для целеустремлённых людей.

Заменить цвет скорби . Наряду с чёрным, белый и красный также символизируют печаль и горе от невосполнимой утраты. У народности каракалпаков во время траура надевают синие одежды. Мусульманская женщина может одеть фиолетовое или тёмно-зелёное платье.

Возможно, вам будет интересно:

В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например — успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан – смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это — продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многте думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

Простите, а если человек был некрещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходиться услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. «Уже почти полгода…»

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, — воспользуемся этой возможностью.

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Обычаев и различного рода традиций, бо льшая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.

Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.

Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа .

Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:

«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. ).

В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить .

По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.

Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней» .

Начинается траур со дня смерти.

Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.

Ответы на вопросы о трауре

На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.

Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.

Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.

Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя , в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.

Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.

К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.

Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).

«Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].