«Золотая осень».

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурсы:

Наглядно-демонстрационный материал : слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)) , педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски) .

Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

Осень – любимое время года художника.

Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

Что вы видите в центре картины? (Реку.)

Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же».
(Из письма художника К. Коровину.)

Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

(Два или три предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Одно из самых живописнейших времен года «золотая осень". Листья уже пожелтели, но ещё держатся на ветвях, небо блистает особой, глубокой синевой, реки успокаиваются и текут ровно и поверхность их становится зеркалом, в котором природа любуется сама собой.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Тютчев Федор.

Одно из самых живописнейших времен года «золотая осень». Листья уже пожелтели, но ещё держатся на ветвях, небо блистает особой, глубокой синевой, реки успокаиваются и текут ровно и поверхность их становится зеркалом, в котором природа любуется сама собой.
Золотую осень писали, кажется, все художники пейзажисты. Известно множество картин с таким названием. И все же особое место в этой череде картин принадлежит «Золотой осени» кисти Поленова.
Художник немало времени прожил на берегах реки Оки и написал несколько картин, в которых передал красоту полюбившихся ему мест.
На картине написана излучина реки, которая подошла к гряде холмов и, не в силах её преодолеть, поворачивает вдоль этой гряды.
На Заокской стороне мы видим необозримые луга, видимо их заливает во время половодья и они и сейчас радуют глаз свежей зеленью.
На переднем плане изображена узкая тропинка, по которой так приятно прогуляться в хорошую погоду. А с холмов сбегают к реке березки в расцвеченном убранстве, которые сияют всеми осенними красками.
Могучая сосна стоит в своём зеленом уборе, как бы не обращая внимание на времена года.
А вдаль уходит возвышенность, вся раскрашенная осенними березками.
Такой пейзаж очень нравится.

Пришла замечательная пора золотая осень. Очень точно изобразил это время года В.Д.Поленов « В багрец и золото одетые леса » - словно глядя на эту картину, пишет А.С.Пушкин.

На переднем плане картины ещё виднеется зелёная травка. Тёмные пятна – это небольшие ёлочки.

На среднем плане картины раскрывается вся красота осенней русской природы. Когда смотришь на эти деревья, в душе – восторг и радость. Столь могучие сосны и ели стоят на левом плане картины зелеными, но на их фоне разноцветные деревья стали ещё более выразительными.

На заднем плане картины изображена не большая деревушка, а рядом с ней церковь. За забором золотых деревьев прячется ещё довольно зелёный и могучий дуб.

А какое небо! Слова Александра Пушкина так и вырываются из души: « И мглой волнистою покрыты небеса...» . Небо ещё светлое, но зимняя мгла уже где – то близко. Василий Дмитриевич Поленов известный русский живописец. Я видел его картины в Третьяковской галерее и был очень восхищён.

Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова

«Золотая осень»

Класс:3»А»

Цель : Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи :

    познакомить с творчеством В.Д.Поленова

    формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины

    учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

Ключевые слова :

    художник- пейзажист

    настроение

    цветовая гамма

Ход урока

1. Предварительная работа

Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

- О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

- Какое название вы бы дали этой картине?

Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

Прокомментируйте свой выбор.

    «Осенняя река»

  • «Солнечный день»

    «Золотая осень»

- Картина называется «Золотая осень».

Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге,в культурной дворянской семье.Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

-Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени? (Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

- Какие деревья вы видите на картине?

Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые). - Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

- Вспомните, что такое эпитет, сравнение. - Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное, голубое, светлое, лазурное

легкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

- Подберите сравнения.

4. Составление плана сочинения

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1 . О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине? 2 . Какой день, как изображено небо, солнце? 3. Река. 4. Наряд деревьев 5 . Земля. 6. Какие чувства вызывает картина . - С чего бы вы начали сочинение по картине? Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень. - Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

- Каково было бы заключение в вашем сочинении? (Обязательно написала бы о том, какое красивое время года - осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5. Написание сочинения и его проверка.

Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

С чего следует начать?

Что нужно написать в основной части?

Какой будет концовка?

Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

5. Домашнее задание. Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.

Примерный текст сочинения.

На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.


Сочинение по картине Поленова "Золотая осень"


Я стою перед картиной В.Д. Поленова и не могу отвести взгляд. Перевожу глаза от одной детали к другой и не могу налюбоваться той красотой, которую запечатлел художник. Сколько света, сколько яркого блеска вокруг! Скромная русская природа предстает на картине в таком великолепии, что от восхищения захватывает дух.
На многих полотнах В.Д. Поленов изобразил родную реку Оку, на берегах которой прожил долгие годы, и природой которой он не переставал восхищаться. Не исключение и картина "Золотая осень". Это я узнала позже, полистав энциклопедию. А сначала я просто стояла у творения великого художника и не могла сдвинуться с места, как завороженная.
И действительно, сколько волшебства в грациозном изгибе реки, в ее синей, зеркальной глади. Сколько великолепия в прибрежных лесах, в церкви на высоком берегу Оки. От картины исходит тепло погожего осеннего денька, яркого и солнечного. В ней очень много солнечного света. Он наполняет ее всю. Хочется даже зажмуриться - настолько ярок солнечный свет.
Осень еще только вступает в свои права. Деревья частью стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине, когда еще не шуршат под ногами опавшие листья, когда еще зеленеет трава, и цветут последние осенние цветы. И мне, действительно, захотелось в лес, в тишину, захотелось остаться наедине с умиротворяющим миром родной природы.

Сочинение по картине В. Д. Поленова "Золотая осень".
В художественной школе нашему классу дали задание: нарисовать осенний пейзаж. В пример преподаватель представил нам иллюстрации нескольких картин. Больше всего меня поразила картина Поленова Василия Дмитриевича "Золотая осень".
Картина выполнена в мягких жёлтых, голубых и зёленых тонах, это говорит о том, что художник находился в хорошем, спокойном настроении, когда создавал это произведение искусства. Пожелтевшие листья, готовящиеся упасть на землю, напоминают золото. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зелёные сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зелёные островки. Они "прощаются" с зелёными летними денечками и, желтея "переходят" в золотую осень. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды. Река - зеркало всего пейзажа. На ёё глади отражаются деревья, которые растут вдоль неё и голубое небо. Она тянется, разделяя картину на две части. Берег реки усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведёт в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу видна тень от большого дерева. Сам пейзаж нарисован с высоты. Чтобы изобразить всё это, художник, наверно, забрался на возвышенность, перед этим долго выбирая место, где он будет нарисовать.
Вдохновившись картиной, я приступила к творчеству, только я стала рисовать не пейзаж с картины, а в моём селе. Природа на иллюстрации была очень похожа на нашу, Брейтовскую. В конце урока я показала работу учительнице. "Молодец, пять"- одобрила она.


Описание картины В. Д. Поленова "Золотая осень".

Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина "Золотая осень" квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.
Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски - волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд - тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника - и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Русский художник Василий Поленов, Золотая осень.
В пейзаже Золотая осень, написанном Поленовым спустя несколько лет, после того как он поселился в своей усадьбе в имении Бёхово, представлен вид Оки в сентябре в сторону Очковых гор. Вполне конкретное место, очевидно, не раз виденное художником, предстало однажды перед его изумленным взором во всей своей захватывающей красоте, во всей полноте и завершенности образа. Величественно-спокойный, наполненный внутренней гармонией осенний мотив давал возможность художнику выразить в картине свое мироощущение, свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах, возвышающих душу.
Замерла умиротворенно-торжественная природа с ее изумительно чистыми красками ранней осени - с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев, прозрачной голубизной реки и нежными красками неба - от серо-зеленого и голубого к палево-желтым и розовым тонам. Пейзаж дан в широком панорамном развороте, но открывается не сразу. У него свои затейливые ритмические ходы. Зритель легко "входит" в него слева и оказывается в замкнутом пространстве. Дорожка легко выводит его в глубину картины, он мысленно огибает речку и поднимается по плавным текучим линиям холмов - до горизонта, обозначенного белой церковкой с колоколенкой. Отсюда открываются завораживающие своей красотой дали. Небо низко опускается к земле и линия горизонта очерчена так мягко, что непонятно - небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Беспредельность мира, где эта прекрасная, уютно-обжитая земля с церковкой является точкой отсчета, - вот основа для того созерцательного настроения, которое вызывает поленовский пейзаж, воссоздающий единство человеческого и космического, как наиболее полную картину мира.