Сочинение по картине художника Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» часто задают в школе в 7-8 классах.

Виктор Цыплаков - художник-реалист. Он писал портреты, храмы, картины на революционные темы, пейзажи. Известная работа мастера, считающаяся одной из лучших, - зимний этюд «Мороз и солнце». Название Цыплаков взял из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

На полотне слева можно увидеть освещенные лучами деревенские дома. Вдоль них тянутся линии электропередачи (возможно, это столбы и провода телеграфа). Справа вдалеке - лошади, впряженные в сани. Мужчина, едущий на первой повозке, поднял руку верх. Он то ли сигнализирует о чем-то сидящему в следующих санях, то ли машет тем, кто их встречает в самой деревне. А может, просто подгоняет животное.

Чуть за дорогой растет березка. Она раскинула свои ветки. И когда смотришь на них и на поднятую руку ездока, во всём этом чувствуется какая-то разудалость, необъяснимая веселость. В середине картины наблюдаем тропинку от домов и центральную дорогу, на которую въезжают сани. На заднем плане видны разрозненные деревья и кустарники и совсем вдалеке лес.

Оттенки, использованные при написании картины, небогатые. Это полутона розового, голубого, золотистого. Также присутствует белый и серый цвет. Небо больше голубоватое. Оно хоть и зимнее, но не низкое, не давящее, намекающее на предстоящий погожий день. Снег вблизи розоватый, серый - где падают тени, белый вдалеке и на крышах домов и построек. Кустарники перед домами золотисто-розовые, за повозками сероватые.

Над ними возвышается окутанная снегом березка. Она также выписана полутонами - розоватая, сероватая, грязно-белая. Пейзаж вызывает ощущение приближения необъяснимой радости. Во-первых, люди возвращаются домой. Наверное, их с нетерпением ждут, хорошо встретят, дадут согреться и отдохнуть после дороги. И, во-вторых, будто сама природа приветствует путешественников. Солнце только начинает разогреваться, но уже видно, что день будет теплым и ярким. Хорошо освещена центральная дорога.

Присутствует атмосфера усиления. Кажется, что ты стоишь где-то сбоку, мимо тебя сейчас проедут эти повозки, обдадут холодным ветерком, и останется ощущение какой-то новизны. Как будто ты сам откуда-то приехал, и тебя очень ждут в одном из домов деревни. Художник очень точно передал морозный воздух. Смотришь на картину и при вздохе ждешь ощущения холода внутри себя и легкого покалывания на лице. Еще известные пейзажные картины художника - «Картошку сажают», «На Волге», «Снег в деревне», «После дождя».

II вариант

«Мороз и солнце» - работа русского художника Виктора Цыплакова. Его творчество включает не только историко-революционную тематику. Мастер создаёт много портретов и пейзажей. Один из таких пейзажей знаком многим. Изображение русской зимы, полной снежного серебра и ярких солнечных отсветов на необъятных просторах сугробов. Такой предстаёт картина «Мороз и солнце».

На картине В. Цыплакова реальный пейзаж деревни, засыпанной снегом. Солнечный морозный день. вдали темнеет заснеженный лес. По деревенской дороге, проложенной в глубоком снегу, лошадка, запряженная в сани, везет из леса мужика. Он, на фоне зимнего пейзажа, главное действующее лицо, оживляющее тихое заснеженное село.

Дорога едва угадывается в сугробах, только тени на склонах обозначают её направление через село между потемневшими от времени домов. За селом просторы заснеженных полей и темнеющий лес. На картине художника, характерные для того времени, небольшие столбы. Это подсказывает время, когда был написан пейзаж. У домов растут деревья характерные для русской природы: березы, кустарник. Художник показал небольшой участок, скорее всего, окраины села. Такой сюжет призван раскрыть не деревенскую жизнь.

Главная идея - красота природы, застывшей в мороз. Глядя на картину, уходят на задний план все нюансы сельской жизни. Художник открывает величие и торжество зимнего пейзажа. Снежные сугробы укрывают село и раскинулись далеко за его пределы, сливаясь с горизонтом. В картине много света и солнца. Но глядя на искрящиеся голубые тени на сугробах и розовые отблески солнца, приходит впечатление жгучего звенящего в воздухе мороза. Нависшее над задумчивой красотой зимнего пейзажа небо, дополняет ощущение холода.

III вариант

Зимний пейзаж

«Мороз и солнце» - работа Виктора Цыплакова, великого мастера пейзажа. На картине зимний морозный день в селе. Край села, показанный художником, утопает под толстым слоем снега, нанесенного недавней пургой. В картине преобладают холодные белые тона с голубоватым оттенком. Они передают глубину морозного дня. Небо, над холодной красотой зимнего русского пейзажа, сливается вдалеке с горизонтом. Эта стертая грань придает пейзажу очарование сказочного царства, заполненного россыпью сокровищ.

Деревья, русские березы, голые кусты, небольшие елочки вдоль дороги, покрыты мерцающим инеем, что добавляет ощущение холода в картине. «Мороз и солнце» картина, которая передаёт сказочное очарование именно русской природы, такой, какой она оставалась во все времена. Об этом зрителю расскажут электрические столбы на сельской улице. Несмотря на прогресс, природа владеет зрителем также властно как в старину. Сказочность в картину вносит занесенная снегом дорога.

Солнце ярким светом заливает дорогу, деревья, кусты так, что на снегу смешиваются голубые и розовые оттенки. Запряженная в сани лошадь везет из лесу мужика, они четко выделяются на общем заснеженном фоне, оживляя зимнюю картину. Использование небольшого спектра оттенков, позволили художнику подчеркнуть холодность, морозность картины. Близость оттенков не допускают мрачности и унылости картины, напротив создавая прозрачность, сияние свежесть морозного дня.

IV вариант

Зимняя околица

«Мороз и солнце» - в этом пейзаже мастер воплотил свою любовь к русской природе. Кружева морозной зимы на небольшом участке села дают представление об особенностях мира времен года на Руси. Несмотря на шаги цивилизации, отраженные на картине В. Цыплакова природа остаётся прекрасной, показывая свой характер. Художником воспроизведена картина русской зимы. Вся земля покрыта ослепительно белым снежным ковром. Холодный его блеск под яркими лучами солнечного света дает понять, что стоит очень сильный мороз.

Тона картины, выбранные художником подчеркивают содержание названия картины «Мороз и солнце». Белый чистый снег на склонах сугробов окрашен в голубоватые тона. Искрится иней на редких деревьях и кустах. Шапки снега на маленьких ёлочках окрашены розовым цветом, но этот цвет несет лучи холодного солнца, не согревающего землю. Голубое небо, насыщенное серым цветом, далеко за околице у полосы далекого леса, сливается с горизонтом.

Деревенские избы в шапках снега на крышах, заснеженная дорога, по которой идут лошади, запряженные в сани. Хорошо видны первые сани, загруженные дровами. Мужик, погоняющий лошадь, в зимней крестьянской одежде, в поднятой руке кнут. Видна вторая лошадь. Небольшой караван спешит домой в тепло. Кроме саней с лошадьми на окраине села не видно людей, только протоптанная от дороги к дому тропинка подсказывает, что деревня живет, но скрипучий мороз разогнал по домам даже вездесущую ребятню.

Описание картины В. Цыплакова «Мороз и солнце». Прекрасная русская природа вне зависимости от времени года. Хорошие весенние пейзажи, прони­занные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивые поля летом, рас­кинувшиеся под высоким голубым небом, укра­шенные россыпью ярких полевых цветов. Богатые и праздничные осенние пейзажи: щедро разбрасы­вающие золото и медь, рубины и янтарь леса, по­крытые теплой платиной вызревшей пшеницы по­ля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе… Но особенно поэтичной и привлекательной художни­ки, писатели и поэты находили для себя мороз­ную русскую зиму. На картине В. Цыплакова изображен трогатель­ный и живописный зимний пейзаж. Полотно изоб­ражает яркий, солнечный морозный день необъят­ные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж орга­нично включает в себя и бревенчатую стенку избуш­ки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошад­ка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощуще­ние, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается раду­жно в солнечных лучах - на душе поневоле стано­вится легко и весело! Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изобра­женного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой дере­веньки. Справа полого вздымается покрытый сне­гом холм, поросший низкими елочками. На зад­нем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с гу­стым зимним лесом. Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает си­яние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттен­ки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противо­поставляется небо - практически однотонное, пас­тельно-голубое, оно кажется прозрачным и необы­кновенно высоким. Выгодно контрастируют с голубым и синим раз­нообразные теплые и насыщенные оттенки корич­невого и рыжеватого, с помощью которых худож­ник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Мно­го светлого золота и ярких желтых пятен - бли­ков солнца - на снегу и строениях. Несколько яр­ких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки… Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье! Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихо­творения: Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня… Данное произведение Цыплакова является неос­поримым доказательством красоты и величия рус­ской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ве­тер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: «Мороз и сол­нце; день чудесный!»

Виктор Григорьевич Цыплаков был доверенным человеком советского времени, который был удостоен звания народного художника, которому даже разрешили рисовать похороны Сталина. Помимо портретов вождей и героев пролетариата, знатных людей РСФСР, крестьянско-селянский мотивов, художник рисовал также и в иных тематиках, для примера: "Пляж. Крым. Судак", "Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой" и т.д. Его "Мороз и солнце" действительно изображает «день чудесный» зимней поры. Правда прямой линии между Пушкинским «Зимним утром» и этой картиной Цыплакова проводить не стоит, ведь вся их схожесть заключается в погожем зимнем дне.

Картина представляет собой интересный симбиоз творческого, художественного восприятия исключительной красоты зимнего погожего дня и, в то же время, любимого советской властью возвеличивания прогресса индустриальной и технической мысли по всей территории союза. Потрясающая игра белыми полутонами делает чрезвычайно реалистичными ватное одеяло облаков, пушистые шапки снега на домах, сугробы рассыпчатого снега и его комья вдоль пробитой дороги. Колона гужевого транспорта с санями могла бы отлично вписаться в образы прошлых эпох, но добротные дома, мощная линия электропередачи выступают уверенными свидетелями того, что в этот населенный пункт уже пришел научно-технический прогресс, что «светлое будущее» вот-вот наступит. Поражает детализация прорисовки и цветового насыщения сложных деталей картины: стройных берез, лохматого куста, капитальных строений…

От всей картины просто веет чистотой и свежестью, даже немного сбитый и грязноватый снег на дороге не нарушает этого впечатления. На картине нет никакой обветшалости и безделья: люди куда-то едут по делам, вероятно что-то везут, дома стоят вроде бы без дела, но они построены очень хорошо, по электросети бежит ток, тропинки уже пробиты и протоптаны, хотя видно, что снег недавний, девственно чистый. Картина несомненно имеет свою художественную ценность и заслуживает того, чтобы на нее смотрели ценители, люди. В отличие от большинства представителей современного искусства, Цыплаков рисовал не для утонченных ценителей и капризных критиков, он рисовал для людей, народа, последователей, будущих поколений, может еще для славы. Эта неиспорченность творения чувствуется и работает действенной аттракцией картины.

Несмотря на явный оттенок советских лейтмотивов в картине, она представляет собой яркий образец устойчивости весомой доли индивидуальности художественного творчества под любым прессингом сильных мира сего. Нормальному человеку невозможно жить в определенном обществе и быть полностью от него независимым, безразличным к нему. "Мороз и солнце" это прекрасная русская картина двадцатого века.

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.