Существует очень много произведений искусства, которые вызывают вокруг себя немало споров. Как известно, творческие люди особенные, поэтому и творения их неоднозначны.

К таким можно и отнести картину «Неравный брак» Василия Пукирева . Еще во времена ее создания, в 1862 году, ходило немало слухов вокруг этой композиции.

Сюжет был настолько знаком зрителям, что не вызвал никакого удивления. Толки были насчет другого: многие думали, что в образе шафера художник изобразил самого себя. А позже начали появляться слухи, словно картина имеет магическое воздействие на женихов в возрасте: то они теряли сознание, то вовсе отказывались жениться.

Образ шафера получился весьма ярким, что и натолкнуло публику на мысль трактовать происходящее на картине как любовный треугольник, а не просто как обычную свадьбу. Поскольку в образе шафера четко просматривались черты самого Пукирева, то народ решил, что таким образом он изобразил свою драму: якобы его невесту насильно выдали замуж за сановника в летах.

Но самом деле это была история про друга Василия - Сергея Варенцова . Он был влюблен в молодую девушку, на которой планировал жениться. Но родители выдали ее за седовласого фабриканта.

Василий Пукирев решил изобразить эту драму на полотне. И изначально мужчина за невестой был списан с Варенцова. Но когда Сергей увидел эту картину, то даже перестал разговаривать с художником. Позже обида прошла, и он попросил видоизменить шафера. Таким образом шафер уже напоминал самого художника.

Василий Пукирев сделал жениха более старым и угрюмым, так что он превратился в непривлекательного мужчину. Но даже в ХIX столетии в России настолько были распространены неравные браки, что такая подмена не была преувеличением - молодых девушек часто выдавали за пожилых богатых купцов и чиновников. Об этом свидетельствуют картины других живописцев.

Эдмунд Блэр Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Аким Карнеев. Неравный брак, 1866

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

Предлагаем твоему вниманию видео, где ты можешь с разных ракурсов посмотреть на картину!

Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что после того, как увидел картину «Неравный брак», передумал жениться на молодой девушке. Магия? Скорее иронический и обличительный смыслы картины были настолько явными, что седовласым женихам просто становилось неловко от этого, и они не хотели повторять ошибку многих своих ровесников.

Хорошо, что картина так отрезвляюще действует на людей. Нет, мы помним, что «Любви все возрасты покорны» , но всё же надо думать дважды перед тем, как вступить в брак, тем более неравный. Сейчас уже сложно кого-то удивить семейной парой с большой разницей в возрасте, но хочется верить, что это по любви, а не по разным меркантильным причинам.

В полутемной приходской церкви проходит обряд венчания. Юная, трогательная в своей прелести и чистоте невеста и дряхлый, морщинистый жених. Все предельно ясно говорит о неравном браке. Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее событию. Теперь же, когда обряд венчания подходит к концу, ждать больше нечего. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно протягивает свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

В основу картины «Неравный брак» (1862 г.) легло действительное событие – история несчастной любви С. М. Варенцова, который был другом художника. Варенцов был влюблен в молоденькую девушку из бедной семьи, но она вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился его протокольным изображением. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Кроме того, стремясь передать отрицательные черты героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. От него так и веет сознанием собственной значимости.

Художник особенно выделяет фигуру молодого человека со скрещенными на груди руками. Это – шафер, бывший возлюбленный невесты. В первоначальном варианте картины Пукирев в фигуре шафера изобразил самого С. М. Варенцова, но тот, узнав себя, решительно запротестовал, и художнику пришлось переписать голову.

В 1863 г. картина была выставлена на академической выставке, а имя Пукирева узнала вся Россия. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Тема неравного брака была весьма актуальна. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. К ней обращались выдающиеся мастера слова, кисти, музыки. В заунывных, исполненных грустью народных песнях русская женщина плакалась о своей горькой доле. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Академия художеств присвоила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва

Картина российского художника Василия Пукирева «Неравный брак», написанная им в 1862 году, породила в свое время немало слухов и даже легенд. Подобные браки в то время встречались сплошь и рядом, поэтому сам сюжет оказался всем очень знакомым. Примечательно, что в образе шафера художник изобразил самого себя, а в обществе ходили слухи о необычном воздействии картины на пожилых женихов, которые из-за нее якобы отказывались от своих намерений.

Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.

Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.

Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.

Эдмунд Блейр-Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».

Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.

Павел Федотов. Сватовство майора, 1848

Аким Карнеев. Неравный брак, 1866

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874

    • Страницы:

    «Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. 1947. Автор: В. Зименко

    Передовая художественная критика, и прежде всего Владимир Васильевич Стасов, горячий защитник живого реалистического искусства, приветствовала картину молодого художника. Увлекающийся Стасов находил ее во всех отношениях превосходной и даже умалял в угоду ей другое центральное событие выставки 1863 года — «Тайную Вечерю», произведение замечательного художника-мыслителя Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... . «Вот, например, « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 » г-на а, одно из самых верных воспроизведений современной жизни,— писал он в одной из статей конца 60-х годов... — Здесь не один общий мотив превосходно схвачен, — этот мотив, чуть не всякий день везде повторяющийся, нет, кроме него и все окружающие подробности постигнуты верным глазом, высказаны мастерской рукой». Еще раньше в обзоре выставки 1863 года Стасов отметил, что присвоение автору «Неравного брака» звания профессора явилось, по его выражению, «прорванием прежних плотин, полным признанием законности... тех произведений, которые до сих пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь контрабанда».

    Композиция картины построена так, что у зрителя получается ощущение, будто действие на картине не ограничено изображёнными лицами. Ряд фигур на фоне легко может быть продолжен в обе стороны, благодаря чему все изображение воспринимается как массовая сцена, включающая в себя большое число участников, живо заинтересованных в происходящем.

    В центре этой группы две руки: рука священника и рука невесты, и, глядя на них, мы, как в фокусе, воспринимаем всю драматическую ситуацию картины.

    Не избежав некоторой сентиментальности в обрисовке драматического сюжета, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тем не менее не поверхностно подошел к разрешению избранной темы. Картина имеет двоякую направленность: она протестует и обличает. Протестует против угнетения прекрасного человеческого существа, обличает пустоту "и бездушие представителей «высшего общества».

    Только человек, нравственность которого искалечена неограниченной властью над людьми, крепостничеством, мог спокойно решиться на брак с девушкой против ее воли, по существу, купив ее у родителей. Да и двигательным началом с его стороны было не горячее чувство, а чванство и самодурство. Жениху на картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а недоступно светлое человеческое чувство, и это не потому только, что он старик. Он мог быть моложе, и все же брак с ним был бы для невесты неравным браком, несчастьем. Подлинные сокровища — красоту, свежесть, сердечность — она должна была бы променять на грошевый блеск чинов, капитала и знатности. Пукирев недостаточно обнажил социальный смысл конфликта, пожилой возраст Жениха маскирует его социальную дряхлость, но, несомненно, художник ощущал социальное содержание избранной им темы. В. Стасов очень тонко отметил в одной из своих великолепных критических статей общественную направленность картины: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Купля и продажа — вот к чему свелись человеческие отношения в той среде, плоть: от плоти которой является сановный жених. Против такого положения Пукирев протестовал и как человек, и как гражданин. Его сдержанная по живописи картина — образец идеил ного искусства.

    Тема защиты попираемых прав женщины — одна из основных тем русского искусства и литературы.

    Великий русский поэт Некрасов в прекрасных строках из поэмы «Мороз, красный нос» взволнованно описал участь русской крестьянки:

    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом позенчатьея,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться;
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской -земли.

    Жизнь женщин других сословий была часто немногим лучше. Насилие и произвол в обращении с женой были заповедью супружеской жизни купечества. Островский уже в ранней своей пьесе «Бедная невеста» затронул эту тему. Образ же Катерины из его драмы «Гроза» стал глубоким обобщением типичной жизненной трагедии русской женщины, выданной замуж за нелюбимого против воли, трагедии, гениально показанной затем Львом Толстым в романе «Анна Каренина».

    Русские художники мучительно задумывались над судьбой женщины.

    Ряд полотен посвящен показу тяжелой женской доли: «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Похороны крестьянина». Близкую к картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тему избрал Журавлев в небольшом полотне 1874 года «Перед венцом», где плачущая дочь на коленях молит отца своего — купца-самодура — не выдават ее насильно замуж.

    Картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а произвела большое впечатление на современников. Репин в своих воспоминаниях отметил ее воздействие: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а тоже, говорят, много крови испортил не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».

    Образы картины были в такой мере у всех в памяти, что Лесков в своем романе «На ножах» рискнул на любопытное ироническое перевоплощение героев сцены. «Это была картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » только навыворот, — описывает он сцену венчания. — Полная невеста Елена Дмитриевна Фигурина, в белом платье, стояла прямо и смело держала свою свечу перед налоем, а жених Иосаф Платонович опустился книзу, колени его гнулись, голова падала на грудь, и по щекам из наплаканных и красных глаз струились слезы, которые он ловил устами и глотал...»

    По примеру Лондонской всемирной выставки 1862 года в 1867 году должна была состояться всемирная выставка в Париже. « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а был включен в число экспонатов русского отдела и отправлен в Париж вместе с другими работами современной русской живописной школы.

    Взыскательный П.М. Третьяков, начавший уже собирать в то время свою коллекцию, прослышав про новое произведение, поспешил его увидеть и повел переговоры о покупке. Верно угадав значение и достоинства картины, он купил ее для своей галлереи в конце 1870 года или начале 1871 года, уплатив тысячу пятьсот рублей серебром владельцу ее — А.А. Борисовскому.

    Положение Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а после успеха картины значительно упрочилось. Летом 1864 года он совершает вторичную поездку за границу, достаток позволяет ему собирать произведения старых мастеров.

    Работы его этого времени отличаются небольшими размерами и представляют собой типичные, несколько анекдотические «жанры». Таково полотно «Мастерская художника» (1863— 1864 гг.), купленное в 1868 году Третьяковым. На нем изображен приход в мастерскую живописца Заказчиков, знакомящихся с образцами творчества мастера. Здесь и изображающий знатока генерал, и недоумевающий дородный купец. Он ничего не понимает ни в произведениях, ни в тех словах, которыми художник сопровождает показ своих работ. В том же духе написана картина «Крещение еврея» (1869—1870 гг.) и «Прием приданого по росписи» (1870— 1871 гг.). В последней, написанной в голубых и розовых тонах, заметно большое внимание художника к красочным соотношениям. Повторение этой картины было приобретено в 1873 году Третьяковым.

    Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... живо интересуется окружающей его жизнью. В отличие от многих «передвижников», занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирева привлекает и крестьянский быт («Сбор недоимок», 1869—1870 гг., «Потрава», 1870 г.), и жизнь рабочих («Строение железной дороги», 1870 г.), и сцены купеческой жизни («В приемной концессионера», 1875—1876 гг.). Одним из первых русских художников, наряду со Шварцем, Пукирев пишет картину на историческую тему из эпохи Ивана Грозного: «Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.).

    В 1873 году он оставляет работу преподавателя. Его могучее здоровье подтачивает тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Скопленные ранее деньги постепенно расходуются, и жить становится все труднее. В 1874—1875 годах Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... копирует « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея », в периоды ослабления недуга пробует опять заняться творчеством. В 70-е годы им написаны: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения». Ранее общительный, безгранично добрый и необычайно симпатичный, по отзывам знавших его лиц, Пукирев теперь мрачнеет, раздраженно замыкается в себе. 15 марта 1879 года группа преподавателей Училища, среди которых мы находим соучеников Пукирева — Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... и Попова, принятого на его место Быковского и др., — подает прошение в Совет Московского художественного общества о вспомоществовании больному Пукиреву. Но и назначенная пенсия в двести рублей в год не принесла художнику большого облегчения. Близкие друзья — художники Неврев и добросердечный Грибков — помогают товарищу из своих скромных средств, присылает деньги П.М. Третьяков и хлопочет о повышении ему пенсии. Посланное же в Академию прошение возвращается с холодной припиской конференц-секретаря о том, что проситель обращается не по принадлежности.

    Больной художник не имеет даже постоянного угла. Квартира, которую он снимал в середине 60-х годов в доме Милютина у Сретенских ворот, стала ему не по средствам. В 1881 году он живет за Дорогомиловской заставой в деревне Давыдовке. Позднее, в 1884 году, переезжает в дом Рахманова на Бабьем городке. 1885 год застает его в доме Любимова в том же районе.

    Наступил 1886 год. Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... чувствовал себя немного лучше. «Нынешнее лето, — пишет он Третьякову, — я недурно чувствовал и написал Христа в рост, идет по пустыне, освещенной закатом». Обратившись в Академию с предложением купить свое новое произведение, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... получил отказ. Третьяков, участливо относившийся к нему, также не счел возможным приобрести эту, повидимому, довольно слабую вещь. Художник распродает свою небольшую коллекцию. Рисунок Шебуева и «Головка» Кипренского были, вероятно, куплены Третьяковым, которому Пукирев предложил их в письме 21 декабря 1886 года.

    Последним пристанищем художника был дом священника Сахарова у Божедомки. Здесь он и умер 1 июня 1890 года. В приложении к «Вестнику изящных искусств» Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог, последней фразой из которого заключаем и мы свою краткую повесть о художнике: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

    В. Зименко
    Издательство «Искусство». 1947 год.
    Серия «Массовая библиокека»


Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство – в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…



Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».



Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.