Ульянов Николай Павлович (1875-1949)

В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством.

Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге , предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова").

Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова : Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947).

Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.

Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.

Пушкин с женой перед зеркалом

Родился в Ельце Орловской Губернии, жил и работал в Москве.

Качели

В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством.

К.С.Станиславский за работой

Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н.Н.Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова").

Лористон в ставке Кутузова

Но более сильным оказалось влияние В.А.Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947).

Пейзаж

Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.).

Облака

Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.

Снегири

Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.

Портрет Михаила Лермонтова

Улица Москвы

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), сов. художник. В 1941, к 100 летию со дня смерти Л., написал его портрет (масло; ГЛМ; вариант Музей Л. в Пятигорске; см. в изд.: Альбом «М. Ю. Л.», М., 1941, с. 325): Л. сидит на диване, облокотившись на подушку. Портрет подкупает… … Лермонтовская энциклопедия

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1889 1901) и в мастерской В. А. Серова (1899 1902). Член объединений Союз русских художников, Мир… … Художественная энциклопедия

    УЛЬЯНОВ Николай Павлович - (1875 1949) российский живописец и график, заслуженный деятель искусств России (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Член Мира искусства. Психологические портреты (К. С. Станиславский за работой, 1947), исторические картины, серия Пушкин… … Большой Энциклопедический словарь

    Ульянов Николай Павлович - , советский живописец и график, заслуженный корреспондент АХ СССР (1949). Учился в московском училище живописи, ваяния и деятель искусств РСФСР (1932), член зодчества (1889‒1901) и в мастерской В. А.… …

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Член «Мира искусства». Психологические портреты («К. С. Станиславский за работой», 1947), исторические картины, серия «Пушкин в жизни»… … Энциклопедический словарь

    Ульянов, Николай Павлович - Род. 1875, ум. 1949. Живописец, график. Участник объединения художников "Мир искусства". Мастер психологического портрета, автор исторических полотен. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Лауреат Государственной премии СССР (1948) … Большая биографическая энциклопедия

    Чуркин, Николай Павлович - Николай Павлович Чуркин … Википедия

    Ульянов - Ульянов русская фамилия, происходящая от имени Ульян (русская форма латинского имени Юлиан): Мужчины Адриан (Ульянов) епископ Ульянов, Александр Ульянов, Александр Ильич (1866 1887) революционер народоволец, старший брат… … Википедия

    УЛЬЯНОВ - 1. УЛЬЯНОВ Александр Ильич (1866 1887), один из организаторов и руководителей т. н. Террористической фракции Народной воли. Брат В. И. Ленина. Участник подготовки покушения 1 марта 1887 на императора Александра III. Повешен в Шлиссельбургской… … Русская история

    Ульянов - I Ульянов Александр Ильич , участник революционного движения в России. Старший брат В. И. Ленина. В 1883 окончил Симбирскую гимназию с золотой … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Имена России. Энциклопедия (CDpc) , Издательство "Директмедиа" представляет новую программу" Имена России" . Энциклопедия посвящена великим людям, которые внесли значительный вклад в развитие российского национального гения, в… Категория: Другое Издатель: Новый диск , Купить за 926 руб
  • Люди эпохи сумерек , Ульянов Николай Павлович , В книге, посвященной художнику и литератору конца XIX - первой половины XX века Николаю Павловичу Ульянову, собрано практически все мемуарное и эссеистическое наследие мастера. Здесь и… Категория: Деятели культуры и искусства Серия: Символы времени Издатель:

Ульянова Полина Андреевна (29.09.1918 – 5.12.2007)

Заслуженная артистка РСФСР (1955).

Родилась в селе Увяз Касимовского уезда, что ныне Шиловского района Рязанской области 29 сентября 1918 г. в крестьянской семье. Село на протяжении многих веков было свободно от крепостничества в силу выпавшей судьбы.

Купленная в 1617г. у Огаревых старицей Марфой Ивановной, матерью первого Романова М.Ф., и по её смерти переданное в Новоспасский Московский монастырь, где оно и находилось вплоть до 1861 г. «В 1625 г. инокиня Марфа Ивановна, скончавшаяся 27 января 1631 г. и похороненная в Московском Новоспасском монастыре, отдала этому монастырю "купленную свою вотчину, Касимовского уезда, в Борисоглебском стану, деревню Увесъ со крестьяны и съ пашнею и съ сенными покосы и съ лесы и съ болоты и съ озерами и съ истоки и съ бортными ухожьи и съ рыбными ловлями и съ пустошьми и со всем угодьем, что к той деревни и пустошам изстари потягло, куда ходил плуг и соха и топор и коса, по старым межам. Что купила она государыня тое вотчину у вдовы Анны князь Матвеевой дочери Вадбольского, Ефремовы жены Огарева. И на тое вотчину государыня великая старица инока Марфа Ивановна в дом Всемилостливому Спасу отдала и купчею крепость дала во 133 (1625) году, как сказано в монастырсокй вкладной книге 1658 года».

Жители села характеризуются трудолюбием, любознательностью, и способностью на различные новшества в быту и ремеслах, о чем сообщают фотографии нач.XX века.

В конце ХIХ – начале ХХ века щедрая Рязанская земля подарила русской культуре плеяду выдающихся оперных певцов – актеров, создавших незабываемые оперные образы–шедевры. Братья Пироговы.

В 1898 году в Большом театре дебютировал в партии Игоря в «Князе Игоре» землевладелец соседнего села Салаур, что ныне Шиловского района, Петр Сергеевич Оленин (1870–1922).

После окончания сельской школы Полина Ульянова поступает и блестяще оканчивает Рязанское музыкальное училище, которое было основано в 1936 году. История музыкального училища (сейчас это Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых) – это отдельная страница музыкальной культуры Рязани и России.

Из стен училища вышло огромное количество знаменитостей. Одна из них – Полина Ульянова . После окончания училища, как исключительно талантливая выпускница, поступает и оканчивает Московскую консерваторию.

С 1947 по 1975 г. Ульянова П.А – солистка Театра оперы и балета г. Новосибирска, вся творческая деятельность которой прошла там. С самого начала в театре сложилась сильная оперная труппа: А. Кривченя, Л. Мясникова, М. Киселев, А. Гелева, В. Сорочинский, В. Арканов, П. Ульянова , Н. Куртенер, И. Штрайфель, В. Кирсанов, Н. Первозванская, Н. Дезидериева, В. Ювачева, О. Покровский, М. Собо, Л. Крупенина, Т. Зимина, С. Иванов и многие другие солисты, за короткий срок создавшие славу самому большому театру в азиатской части страны. Его так и называли – «Большой театр Сибири». У театра есть еще несколько закрепившихся названий: «Ровесник Победы» (его открыли через три дня после Победы в Великой Отечественной войне – 12 мая 1945 г.), «Сибирский Колизей» – за наличие в интерьере Большого зала подобия античного амфитеатра.

Но название «Большой театр Сибири» наиболее полно раскрывает его значение.

Ульянова П.А. являлась обладательницей прекрасного меццо-сопрано.

Среди её партий: Марфа ("Хованщина" М. Мусоргского), Марина Мнишек ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Эболи ("Дон Карлос" Дж. Верди), Любава ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Любаша ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Ольга ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Полина ("Пиковая дама" П. Чайковского), Весна ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Аксинья ("Тихий Дон" И. Дзержинского), Амнерис ("Аида" Дж. Верди), Кармен ("Кармен" Дж. Бизе), Гертруда ("Банк Бан" Ф. Эркеля), Памела ("Фрадьяволо" Р. Обера), Кончаковна ("Князь Игорь" А. Бородина) др. С первых лет репертуарным направлением театра была классика – вначале оперная, а затем (с июля 1946 г.) и балетная: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова и др.

Отечественная и зарубежная критика неоднократно отмечала в числе лучших «Легенду о любви» А. Меликова (1961), «Бориса Годунова» Литература и документальные источники 60 лет (1945) со дня открытия в Новосибирске оперой Глинки «Иван Сусанин» театра оперы и балета М. Мусоргского (оркестровая редакция Д. Шостаковича; 1962, 1990), «Дон Жуана» В. А. Моцарта (1963), «Войну и мир» С. Прокофьева (1965), «Пиковую даму» П. Чайковского (1969), «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева (1972), «Сильфиду» Р. Шнейцгоффера (1979), «Отелло» Дж. Верди (1981), «Спящую красавицу» П. Чайковского (1996), «Богему» (1997), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1997), «Молодого Давида» В. Кобекина (1998), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1999), «Кармен» Ж. Бизе (2001), «Коппелию» Л. Делиба (2001) и многие другие постановки театра, которых за весь период существования было более трехсот. «Ночь проходит белая». Музыка – В.Левашов, стихи – В.Пухначев. Поёт Полина Ульянова и вокальная группа Государственного академического Сибирского русского народного хора. Из фильма Центрального телевидения «Концерт №27», 1962г.

Семь раз театр гастролировал в Москве, на сценах Государственного академического Большого театра и Кремлевского дворца (1960, 1963, 1967, 1975, 1982, 1990, 2003). С 1957 г. труппа выезжает на зарубежные гастроли – Китай (1957, 1961), Франция (1960, 1967), Венгрия (1960), Камбоджа (1960), Польша (1961, 1987), Югославия (1961, 1990), Румыния (1961), Вьетнам 1961), Египет (1962, 1993), ГДР (1965), Италия (1979, 1992), Монголия (1979), Куба (1983), Испания (1997)...

С симфонической программой оркестр театра участвовал в Х Международном музыкально-театральном фестивале в Макао (1996) и II Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке (2000). Выступления театра сопровождались многочисленными откликами прессы, признавшими выступления сибиряков триумфальными.

В театре впервые в СССР были поставлены оперы - "Банк-бан" Эркеля (1954), "Маскарад" Лапутина (1956) ... солисты оперы- А. М. Грачева, Н. И. Логутенко, П. А. Ульянова, Г. С. Чижова, А. Г. Жуков, С. П. Вах, И. М. Круглов и др.

В труппе т-ра (1965): солисты оперы - засл. артисты РСФСР М. С. Карпинчик, В. Я. Кирсанов, И. М. Круглов, А. Я. Левицкий, Н. И. Логутенко, П. А. Ульянова , засл. арт. УССР А. И. Юровская, солисты И. Г. Алексеев, Р. И. Жукова, А. А. Лебедева, Г. С. Чижова и др.;

В труппе театра (1974): певцы - народный артист СССР Л. В. Мясникова, заслуженный артист РСФСР А. Я. Левицкий, В. Г. Егудин, Н. Т. Дмитриенко, З. З. Диденко, А. М. Грачева, Н. И. Логутенко, П. А. Ульянова, Г. С. Чижова, А. Г. Жуков, С. П. Вах, И. М. Круглов;

В труппе т-ра (1975): певцы - нар. арт. СССР Л. В. Мясникова, засл. арт. РСФСР С. П. Вах, А. М. Грачёва, З. З. Диденко, Н. Т. Дмитриенко, В. Г. Егудин, А. Г. Жуков, И. M. Круглов, А. Я. Левицкий, Н. И. Логутенко, П. А. Ульянова, Г. С. Чижова и др.

Роль и заслуги П.А.Ульяновой отмечены в Большой Советской энциклопедии, Музыкальной энциклопедии и Театральной энциклопедии.

В 1980-е годы в качестве преподавателей специальных дисциплин в театральном училище Новосибирска работали ведущие артисты новосибирских драматических и музыкальных театров: народные артисты РСФСР Н. Михайлов, А. Гаршина, А. Покидченко; заслуженные артисты РСФСР Л. Борисова, Л. Лепорская, П. Ульянова , Н. Куртенер, В. Орлов, А. Мовчан; актеры И. Поляков, А. Малышев, Г. Красильников; известные режиссеры: К. Чернядев, С. Иониди, С. Белов - главный режиссер ТЮЗа, В. Гранат - главный режиссер музкомедии, Н. Никулькова - заведующая кафедрой актерского мастерства; театроведы М. Голер, Н. Велижанина, Ю. Постнов и др.

Выступала как концертная певица. Концертная запись 1965 г. песни "Степи, степи" в исполнении Полины Ульяновой до сих пор пользуется большой популярностью. «Ночь проходит белая». Музыка – В.Левашова, стихи – В.Пухначева. В исполнении Полины Ульяновой и вокальной группы Государственного академического Сибирского русского народного хора. Из фильма Центрального телевидения «Концерт №27», 1962г.- одна из популярных в соцсетях.

29 сентября 2008 г. Законодательное Собрание Новосибирской области отметило 90-летие со дня рождения оперной певицы(меццо-сопрано), заслуженной артистки РСФСР Ульяновой Полины Андреевны . Сама артистка этого не успела увидеть.

В газете «Вечерний Новосибирск» от 26.06.2003 г.Владимир ГУСЕВ, народный артист России, художественный руководитель Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск», профессор Новосибирской государственной консерватории, говорил: «Моими учителями в широком смысле этого слова были композиторы Аскольд Муров, Андрей Новиков, Захар Бляхер, Георгий Иванов, певцы Лидия Мясникова, Римма и Анатолий Жуковы, Ариадна Грачева, Полина Ульянова и многие другие замечательные люди, которые и сделали Новосибирск центром музыкальной культуры Сибири».

В газете «Ведомости» ЗС Новосибирской области от №63(964) от 28.11.2008 г. В статье ПРИЗРАК ОПЕРЫ даны, однако, нелицеприятные оценки администрации современного театра: «Собственным актерам, желающим оценить коллег в спектакле, места в зрительном зале теперь продаются. По льготной, правда, цене. Теперь понятно, почему уже вышедшие на пенсию актеры, которых я иногда встречаю, тихо мне отвечают: «Я теперь в театре не бываю…». Даже после смерти не каждый из них удостаивается чести проститься с театром, служению которому они посвятили всю жизнь! Так, в прошлом году скончалась Заслуженная артистка России Полина Андреевна Ульянова . Гроб с телом покойной только провезли прощальным кортежем вокруг театра, даже не организовав внутри панихиды… А раз уж такое отношение к актерам, что говорить о зрителях, которым почему-то «в связи с техническими особенностями» даже запретили выносить любимым актерам цветы на сцену в конце спектакля. Хорошо, конечно, что газетой зрителю предоставлена возможность высказаться. Еще лучше будет, если этот зритель будет услышан. Но неприятно подсасывает под ложечкой оттого, что будто в рот воды набрали все творческие личности нашего города, спокойно взирающие на агонию некогда мощного организма. Где же вы, все наши маститые и знаменитые? Из всех вас один только Народный артист России Александр Балабанов нашел в себе мужество сказать правду о театре публично. Спасибо ему!»

В статье Маргариты Даниловой 14.01.2015 «Вагнер на сцене оперного. Спустя полвека», говорится: «Летучий Голландец» был поставлен на новосибирской сцене в 1962 году, то есть, больше пятидесяти лет назад и заслуженно пользовался успехом у зрителей: и постановка была интересной, и исполнители прекрасные. Надо отдать должное и блистательным дирижерам, работавшим тогда (Исидор Зак, Михаил Бухбиндер, Алан Жоленц), и режиссерам с высочайшим чувством меры и вкуса, как Эмиль Пасынков, Роман Тихомиров, Лев Михайлов, и солистам европейского уровня как Андрей Федосеев, Алексей Левицкий, Лидия Мясникова, Полина Ульянова , Елена Изотова, Галина Чижова».

Великий И.С.Козловский говорил о Новосибирском театре оперы и балета, так: «Потом был 1955 год. Театр отметил свое десятилетие выступлениями в Москве. Впервые звучала тогда со сцены Большого театра исполненная новосибирцами замечательная опера венгерского классика Ференца Эркеля “Бан Банк”, которую они поставили первыми в Советском Союзе. Прошло еще пять лет, и вот мы беседуем о только что закончившихся в столице уже вторых по счету гастролях Новосибирской оперы. Мне, конечно, трудно сохранить олимпийское спокойствие, когда речь идет о коллегах, но, ей-богу, я не преувеличиваю. Многие, многие слушатели и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и других районах нашей страны любят Новосибирский театр, и это проверенное чувство. Любят за его работоспособность, за его творческую самостоятельность и смелость. Прямо скажем, качества, не так уж часто встречающиеся в театрах. Когда о совсем еще молодом театре говорят, что он имеет свое лицо - это очень высокая оценка. У новосибирцев это творческое лицо определилось, и мы сейчас имели возможность еще раз в этом убедиться. Они привезли в столицу десять новых спектаклей, поставленных в самые последние годы. Это совсем немало. Дело, конечно, не столько в цифре, сколько в том, что и как поставлено... Мы услышали “Князя Игоря” Бородина, “Дона Карлоса” Верди, “Девушку с Запада” Пуччини, “Ее падчерицу” Яначека (театр поставил эту оперу первым в Советском Союзе), “В бурю” Хренникова, “Ермака” Касьянова, “Овода” Спадавеккиа. Перечень говорит сам за себя. Одни оперы совсем неизвестны в Москве, другие - мало известны. Какую же огромную работу должен был проделать театр, чтобы новое стало достоянием слушателей. Я понимаю, как дорого певцу, артисту, каждое напечатанное о нем слово. Ведь труд исполнителя-певца вы ощущаете только до тех пор, пока он возле вас: звук умолк, и ничто уже не в состоянии передать подлинность звучания, но впечатление остается. Когда артист выходит на сцену, и тембр его голоса, созданный образ, актерское мастерство увлекают и покоряют вас, от этого хорошо на душе. И у слушателя, и у партнера по сцене. Значит, это хороший певец, хорошая певица. В Новосибирской опере много замечательных исполнителей. На всю страну известно сейчас имя Лидии Мясниковой.

В Новосибирском театре пели Арканов, Кривченя, Киселев, Калистратова, Первозванcкая.

Украшением труппы являются Ульянова, Дикопольская, Кирсанов, Авдошина, Левицкий, Сорочинский…».

Увяз, где родилась Ульянова П.А .-родина героя Советского Союза Фокина Виктора Никитовича, Журавлева Петра Михайловича-блестящего оперативного штабиста легендарной 64-й Армии под командованием В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова. На его рабочем столе рождались карты разгрома фашистов под Сталинградом. Генерал Яшкин Анатолий Александрович, сын активного участника Великой Отечественной войны Яшкина Александра Андреевича и мн.др.

На фронте сражался и родной брат Полины, Ульянов Владимир Андреевич 1923 г.р., красноармеец, Призван Московским ГВК. Пропал без вести в июне 1942 г. Другой Ульянов, Николай Петрович 1913 г.р., красноармеец, шофер СЗФ 632 ОТСР, б/п. Призван Фрунзенским РВК Ленинградской обл. в 1941 г. Пропал без вести 09.09.1941 г. в районе деревни Костоково, Демьяновского района Ленинградской области. Полина Андреевна Ульянова скончалась 5 декабря 2007 г. в городе Новосибирск.

По данным Книги памяти Новосибирского Крематория, кремирована. Кремация: 07.12.2007 Место захоронения урны с прахом: Галерея крематория, правое крыло, тыльный фасад.Ниша: 552

Примечание:

1. РЕПЕРТУАР Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за 1945–1992 гг. / Подгот. Т. Г. Гиневич. – Новосибирск, 1992. 2. Солистка Новосибирского оперного театра // Радиопрограммы. 1966. 3. Стрижов С. Кармен из Сибири // Веч. Новосибирск. 1959. 30 июля. 4. Глебов Ф. Поет новосибирская артистка // Веч. Ленинград. 1959. 22 июля. 5. Сайт села Увяз. 6. Сайт: www.e-reading.club 7. Ромм В. В. Большой театр Сибири: О Новосиб. гос. театре оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 256 с. : ил. 8. Рубина М. И., Вершинина И. Я. Новосибирский Академический. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. – 160 с. : ил. Литература и источники: НОВОСИБИРСКИЙ Государственный театр оперы и балета: Альбом / Ред.-сост. И. Я. Вершинина; Фот. Э. Керзон. – Новосибирск, 1975. – 36 с. : ил., портр. – Загл. на обл.: «Новосибирский Академический». ТЕАТР оперы и балета // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска: Кат. в 4-х кн. Кн. 1: г. Новосибирск. – 2-е изд. – Новосибирск, 2003. – С. 103–105: ил. БАЛАНДИН С. Н., БАЛАНДИН В. С. Ново- сибирск: что остается в наследство?.. : История стр-ва и архитектура здания Театра оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 104 с. : ил. ПАХОМОВА А. Пять «Золотых масок» получили театры Новосибирска // Комс. правда. – 2004. – 14 апр. – С. 6. В т. ч. – опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» НГАТОиБ. ШАБАНОВА М. Теодор [Курентзис] реконструирует оперу // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – 28 мая. – С. 21: ил. О планах администрации театра. ОПЕРНЫЙ: «Соперничество с Мариинкой мы выиграли» / Подгот. Я. Смелкова // Молодость Сибири. – 2002. – 24 апр. – С. 8: ил., портр. Материалы пресс-конференции после участия в нациаональном театральном фестивале «Золотая маска», где балет «Коппелия» победил в номинации «Лучший балетный спектакль», а солистка балета А. Жарова – в номинации «Специальный приз жюри». МЕЗДРИЧ Б. Борис Мездрич: Революций в театре не будет: [Беседа с директором] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2002. – 8 марта. – С. 6. СОКОВИКОВА Н. В. Новая палитра для новой хореографии: [Беседа с хореографом] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2001. – 23 ноября. – С. 6. БАЛЕТНАЯ география России: [Ист. справ- ка] / Подгот. Г. Иноземцева // Балет. – 2000. – [№ 4]. Июль-октябрь. – С. 15–20: ил. См. с. 17–18; ил. на с. 16. ЕГУДИН В. Г. «Театр – не музей для хранения классики»: [Беседа с директором] / Вела Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – 22 сент. – С. 18: ил., портр. ОПЕРНЫЙ стал театром года [в конкурсе газеты «Музыкальное обозрение»] // Веч. Новосибирск. – 1998. – 25 дек. – С. 12. РОВЕСНИК Победы. Наша слава и гордость: 50 лет Новосиб. гос. акад. театру оперы и балета: [Подборка материалов] / Подгот. Т. Шипилова, Т. Гиневич // Сов. Сибирь. – 1995. – 12 мая. – С. 1, 2: ил., портр. ЯСЬКЕВИЧ И. Новая творческая реальность // Муз. академия. – 1994. – № 4. – С. 59–65: ил. оперной труппе в 1989–1994 гг. СИДОРОВ В. Они строили дворец искусств // Сов. Сибирь. – 1993. – 10 июня. – С. 5. Воспоминания участника строительства. НОВОСИБИРСК: Энцикл. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил. – Из содерж.: Гиневич Т. Г. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ). – С. 607; Баландин С. Н. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, здание. – С. 609. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Балет: Энцикл. – М., 1981. – С. 374–376: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Муз. энцикл. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 1007– 1008: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 18. – С. 81.


Название статьи: {title} Категория темы: Автор (ы) статьи: Кондрашов А.И. Источник статьи: Дата написания статьи: {date} Статьи, использованные при написании этой статьи: 1. РЕПЕРТУАР Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за 1945–1992 гг. / Подгот. Т. Г. Гиневич. – Новосибирск, 1992. 2. Солистка Новосибирского оперного театра // Радиопрограммы. 1966. 3. Стрижов С. Кармен из Сибири // Веч. Новосибирск. 1959. 30 июля. 4. Глебов Ф. Поет новосибирская артистка // Веч. Ленинград. 1959. 22 июля. 5. Сайт села Увяз. 6. Сайт: www.e-reading.club 7. Ромм В. В. Большой театр Сибири: О Новосиб. гос. театре оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 256 с. : ил. 8. Рубина М. И., Вершинина И. Я. Новосибирский Академический. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. – 160 с. : ил. Литература и источники: НОВОСИБИРСКИЙ Государственный театр оперы и балета: Альбом / Ред.-сост. И. Я. Вершинина; Фот. Э. Керзон. – Новосибирск, 1975. – 36 с. : ил., портр. – Загл. на обл.: «Новосибирский Академический». ТЕАТР оперы и балета // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска: Кат. в 4-х кн. Кн. 1: г. Новосибирск. – 2-е изд. – Новосибирск, 2003. – С. 103–105: ил. БАЛАНДИН С. Н., БАЛАНДИН В. С. Ново- сибирск: что остается в наследство?.. : История стр-ва и архитектура здания Театра оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 104 с. : ил. ПАХОМОВА А. Пять «Золотых масок» получили театры Новосибирска // Комс. правда. – 2004. – 14 апр. – С. 6. В т. ч. – опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» НГАТОиБ. ШАБАНОВА М. Теодор [Курентзис] реконструирует оперу // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – 28 мая. – С. 21: ил. О планах администрации театра. ОПЕРНЫЙ: «Соперничество с Мариинкой мы выиграли» / Подгот. Я. Смелкова // Молодость Сибири. – 2002. – 24 апр. – С. 8: ил., портр. Материалы пресс-конференции после участия в нациаональном театральном фестивале «Золотая маска», где балет «Коппелия» победил в номинации «Лучший балетный спектакль», а солистка балета А. Жарова – в номинации «Специальный приз жюри». МЕЗДРИЧ Б. Борис Мездрич: Революций в театре не будет: [Беседа с директором] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2002. – 8 марта. – С. 6. СОКОВИКОВА Н. В. Новая палитра для новой хореографии: [Беседа с хореографом] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2001. – 23 ноября. – С. 6. БАЛЕТНАЯ география России: [Ист. справ- ка] / Подгот. Г. Иноземцева // Балет. – 2000. – [№ 4]. Июль-октябрь. – С. 15–20: ил. См. с. 17–18; ил. на с. 16. ЕГУДИН В. Г. «Театр – не музей для хранения классики»: [Беседа с директором] / Вела Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – 22 сент. – С. 18: ил., портр. ОПЕРНЫЙ стал театром года [в конкурсе газеты «Музыкальное обозрение»] // Веч. Новосибирск. – 1998. – 25 дек. – С. 12. РОВЕСНИК Победы. Наша слава и гордость: 50 лет Новосиб. гос. акад. театру оперы и балета: [Подборка материалов] / Подгот. Т. Шипилова, Т. Гиневич // Сов. Сибирь. – 1995. – 12 мая. – С. 1, 2: ил., портр. ЯСЬКЕВИЧ И. Новая творческая реальность // Муз. академия. – 1994. – № 4. – С. 59–65: ил. Об оперной труппе в 1989–1994 гг. СИДОРОВ В. Они строили дворец искусств // Сов. Сибирь. – 1993. – 10 июня. – С. 5. Воспоминания участника строительства. НОВОСИБИРСК: Энцикл. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил. – Из содерж.: Гиневич Т. Г. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ). – С. 607; Баландин С. Н. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, здание. – С. 609. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Балет: Энцикл. – М., 1981. – С. 374–376: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Муз. энцикл. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 1007– 1008: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 18. – С. 81. Рекомендуемая литература по теме этой статьи: 1. РЕПЕРТУАР Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за 1945–1992 гг. / Подгот. Т. Г. Гиневич. – Новосибирск, 1992. 2. Солистка Новосибирского оперного театра // Радиопрограммы. 1966. 3. Стрижов С. Кармен из Сибири // Веч. Новосибирск. 1959. 30 июля. 4. Глебов Ф. Поет новосибирская артистка // Веч. Ленинград. 1959. 22 июля. 5. Сайт села Увяз. 6. Сайт: www.e-reading.club 7. Ромм В. В. Большой театр Сибири: О Новосиб. гос. театре оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 256 с. : ил. 8. Рубина М. И., Вершинина И. Я. Новосибирский Академический. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. – 160 с. : ил. Литература и источники: НОВОСИБИРСКИЙ Государственный театр оперы и балета: Альбом / Ред.-сост. И. Я. Вершинина; Фот. Э. Керзон. – Новосибирск, 1975. – 36 с. : ил., портр. – Загл. на обл.: «Новосибирский Академический». ТЕАТР оперы и балета // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска: Кат. в 4-х кн. Кн. 1: г. Новосибирск. – 2-е изд. – Новосибирск, 2003. – С. 103–105: ил. БАЛАНДИН С. Н., БАЛАНДИН В. С. Ново- сибирск: что остается в наследство?.. : История стр-ва и архитектура здания Театра оперы и балета. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. – 104 с. : ил. ПАХОМОВА А. Пять «Золотых масок» получили театры Новосибирска // Комс. правда. – 2004. – 14 апр. – С. 6. В т. ч. – опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» НГАТОиБ. ШАБАНОВА М. Теодор [Курентзис] реконструирует оперу // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – 28 мая. – С. 21: ил. О планах администрации театра. ОПЕРНЫЙ: «Соперничество с Мариинкой мы выиграли» / Подгот. Я. Смелкова // Молодость Сибири. – 2002. – 24 апр. – С. 8: ил., портр. Материалы пресс-конференции после участия в нациаональном театральном фестивале «Золотая маска», где балет «Коппелия» победил в номинации «Лучший балетный спектакль», а солистка балета А. Жарова – в номинации «Специальный приз жюри». МЕЗДРИЧ Б. Борис Мездрич: Революций в театре не будет: [Беседа с директором] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2002. – 8 марта. – С. 6. СОКОВИКОВА Н. В. Новая палитра для новой хореографии: [Беседа с хореографом] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2001. – 23 ноября. – С. 6. БАЛЕТНАЯ география России: [Ист. справ- ка] / Подгот. Г. Иноземцева // Балет. – 2000. – [№ 4]. Июль-октябрь. – С. 15–20: ил. См. с. 17–18; ил. на с. 16. ЕГУДИН В. Г. «Театр – не музей для хранения классики»: [Беседа с директором] / Вела Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – 22 сент. – С. 18: ил., портр. ОПЕРНЫЙ стал театром года [в конкурсе газеты «Музыкальное обозрение»] // Веч. Новосибирск. – 1998. – 25 дек. – С. 12. РОВЕСНИК Победы. Наша слава и гордость: 50 лет Новосиб. гос. акад. театру оперы и балета: [Подборка материалов] / Подгот. Т. Шипилова, Т. Гиневич // Сов. Сибирь. – 1995. – 12 мая. – С. 1, 2: ил., портр. ЯСЬКЕВИЧ И. Новая творческая реальность // Муз. академия. – 1994. – № 4. – С. 59–65: ил. Об оперной труппе в 1989–1994 гг. СИДОРОВ В. Они строили дворец искусств // Сов. Сибирь. – 1993. – 10 июня. – С. 5. Воспоминания участника строительства. НОВОСИБИРСК: Энцикл. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил. – Из содерж.: Гиневич Т. Г. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ). – С. 607; Баландин С. Н. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, здание. – С. 609. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Балет: Энцикл. – М., 1981. – С. 374–376: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Муз. энцикл. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 1007– 1008: ил. НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т. 18. – С. 81.

(1875, Елец - 5.5.1949, Москва)

Живописец, график, театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).

В штате Художественного театра с 1906 по 1908 и с 1923 по 1925 г. Отец его - из крепостных крестьян. Мальчиком был отдан в учение иконописцу сначала в Ельце, а потом в Москве. Из мастерской на Первой Мещанской, где жизнь ученика протекала на манер жизни чеховского Ваньки Жукова, его вытащил земляк-живописец В. Н. Мешков, способствовавший поступлению Ульянова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ульянов провел там более десяти лет. В его творческой судьбе решающую роль сыграл пришедший в Училище В. А. Серов. После первых успехов Ульянов сблизился с художественной элитой круга “Золотого руна”, с С. Судейкиным, Н. Сапуновым, Н. Феофилактовым, М. Сарьяном, П. Кузнецовым. В 1905 г. Ульянов - один из энтузиастов Студии на Поварской. Ему принадлежат декорации к спектаклю “Шлюк и Яу” и эскизы к “Продавцу солнца” (репетиции которого, впрочем, и не начинались). Для 3‑й картины в пьесе Гауптмана, действие которой, по совету Станиславского, было соотнесено с “веком пудры”, Ульянов придумал преувеличенные кринолины и парики, напоминавшие фантастические облачные башни. Семь принцесс в этих кринолинах сидели в семи беседках-трельяжах, сквозь которые сверкало небо в облаках-барашках; сетка на кринолинах повторяла рисунок трельяжей. Семь принцесс вышивали золотую ленту, мягко провисавшую между беседками, объединяя всю картину.

С Мейерхольдом, о котором Ульянов сохранил самые яркие впечатления (ему принадлежит знаменитый портрет Мейерхольда в костюме Пьеро), он вновь встретился в работах для сцены лишь в 1928 г. (“Горе уму”, костюмы). Станиславский же сразу после ликвидации Студии на Поварской привлек художника к дальнейшему сотрудничеству. Ульянов, который был участником выставки исторического портрета в Таврическом дворце (1905), помогал К. С. Станиславскому в постановке “Горя от ума” (костюмы). В “Драме жизни” Гамсуна (1907) Ульянов получил важнейший для постановщика III акт - сцену ярмарки. Он воплотил режиссерский замысел, разместив на разновысоких уровнях палатки, - зажженные внутри огни превращали их в полупрозрачные экраны, на полотне колыхались тени людей, ветер усиливал эту игру, качая фонари. Ульянов вводил световые удары - возникали столбы северного сияния, придававшие еще большую призрачность происходящему на обезумевшей, охваченной мором ярмарке. Все дополнялось кружением дикой карусели (в живописи Ульянова будет повторяться этот мотив). Режиссер и художник сумели использовать высоту сценической коробки: возникала огромная холодная пустыня неба и под ним - суетливый театр теней. Станиславский предлагал Ульянову работу над “Жизнью Человека” и “Синей птицей”, но период бурного театрального энтузиазма художника закончился. Ульянов вернулся к живописи. Преподавал в Строгановском училище, затем во ВХУТЕМАСе. Для сцены он стал снова работать с начала 20-х гг. В 1921 г. делал для Музыкальной студии МХАТ эскизы к “Орфею в аду” Оффенбаха и черновые наброски к опере Ребикова “Дворянское гнездо” (не осуществлены). Работал также для Малого театра (оформление спектаклей Мольера, 1919) и для Показательного театра (“У Дидро”).

Станиславский искал нового сближения с Ульяновым, предложив ему участие в “Евгении Онегине” (Оперная студия) и затем уговорив взяться за “Дни Турбиных”. Художник не очень ценил эту свою работу из-за ее “живописной скупости”. Зато ее оценили и актеры, и публика. “Спектакль по своей внешней форме мог казаться подчеркнуто традиционным, кричаще традиционным, но - только казаться. Художник Н. П. Ульянов почувствовал строгую выразительность пьесы, и он словно отходил на второй план, становился как бы незаметен и неслышен. Но он до конца проникся атмосферой квартиры с кремовыми занавесками, с какой-то примирительно голубовато-серебристой окраской обоев, со строгими и точными линиями немного скошенной комнаты, со скудной и немногочисленной мебелью, - без увлечения бытовыми подробностями. В самом воздухе просто оформленной сцены ощущалась тревога. И ее-то, внутреннюю тревогу, передавал весь коллектив актеров - зараженных, мучимых, разбереженных ею” (П. А. Марков. Книга воспоминаний. М. , 1983, с.232-233).

Так же глубоко жила тревога в световом и пространственном решении сцены “Гимназия” - крутые парадные марши лестницы, подымающейся к портрету Александра I (смутно виден фон фигуры - боевой стан); высокие скругленные окна, в которых тьма.

Ульянов продолжил сотрудничество с необыкновенно дорогим для него режиссером, взявшись за “Мольера” (эскизы костюмов). Станиславский с восхищением принял его работу над “Кармен” в Оперном театре: “Впечатление очень большое, волнительное, хорошее и неожиданное. Это Испания! […] Я всему, всему верю. В “Кармен” верно все то, что сделает постановку и оперу народной, солдатской, крестьянской, контрабандистской. Это очень хорошо. Обнимаю Николая Павловича и поздравляю его с чудесной работой. Он теперь наша художественная радость в театре” (из письма к П. И. Румянцеву от 23.3.1934). В Музее им. Бахрушина хранится более ста эскизов декораций и костюмов к поставленной в Оперном театре им. Станиславского опере Бизе (1935).

Кроме множества рисунков, сделанных с натуры во время оперных репетиций К. С. Станиславского, Ульянов оставил картину-портрет “Станиславский за работой” (1947). Ею завершается его цикл портретов деятелей МХАТ (О. Л. Книппер в жизни и в роли из “Вишневого сада”,1904; портреты Л. М. Леонидова и М. М. Тарханова; между прочим, Тарханов послужил Ульянову моделью для Кутузова в картине “Лористон в ставке Кутузова”).