В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма Гроза показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.

Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы. Темное царство старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители темного царства, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки. Кабаниха на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва темного царства. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо. Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она. Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют цвет городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет. Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши. Све
кровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови. Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти. Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы. Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название Гроза потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

  1. Пьеса “Гроза” написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и...
  2. В “Лесе” Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения...
  3. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве....
  4. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним...
  5. Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое...
  6. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к...
  7. Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н.Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, “Гроза” и “Бесприданница” Здесь прекрасен...
  8. Перу русского драматурга А. Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель...
  9. Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не...
  10. БОЛЬШОВ – герой комедии А. Н.Островского “Свои люди – сочтемся” (1849, первонач. назв. “Банкрот”). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов,...
  11. Персонажи в пьесе “Гроза” живут в кризисном, катастрофическом состоянии мира. Мораль, которую представляет Кабаниха и Дикой, давно уже устарела. Люди, которых мы здесь видим, живут в благословенных местах: город стоит...
  12. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает...
  13. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе,...
  14. “Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как...
  15. Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Ее история во многом схожа с историей героини,...
  16. В “Бесприданнице” затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам “горячего сердца”. Но в “Бесприданнице” все...
  17. Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!” – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой,...
  18. Довольно часто кинорежиссеры ставят свои фильмы на основе классических произведений, так как именно в тех заключены основные уроки и ценности. Например, фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс” был поставлен по сюжету...

В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Похожие работы:

  • Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

    Курсовая работа >> Литература: зарубежная

    И лирическом сюжете иные, чем в дра­ме . Выбор конфликтов и выстраивание... сможет жить двойной жизнью. ... Островского в «Грозе» , «На чьей сто­роне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза» , «Поражение Ка-банихи», темного царства», «В «Гро­зе» ...

  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

    Сочинение >> Литература и русский язык

    ... Островский Смысл названия драмы "Гроза" После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" , ... . Это название имеет двойной смысл . С одной стороны, ... человека. В самих заглавиях произведений Толстого и... и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони...

  • Билеты по литературе

    Реферат >> Литература и русский язык

    Заключенная в заглавии романа, раскрывается... А. Н. Островского . 2. Основной конфликт пьесы А. Н. Островского «Гроза» . 3. Образ Катерины в пьесе «Гроза» : - ... ВОПРОСЫ 1. В чем смысл названия драмы «Гроза» ? 2. Кто... . Поэт пишет о «двойной бездне» - о бездонном...

  • Шпора на экзамен в 2002 году

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Родине, о смысле человеческого существования. ... И их двойная свадьба является... Мой ответ - заглавие этой книги". ... дисциплине? И в чем проявлялось самовольство? Оказывается... сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» , б) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского « ...

Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”

А.Н. Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: “... Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу”. Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: “ Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители “темного царства”: Кабанова и Дикого. Кабанова - “ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем” - говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: “Да я маменька и не хочу своей волей жить.”

Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой - знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, “что Дикой ни одного из них путем не разочтет”. Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: “Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”

В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина - невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...” После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой”. Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к “темному царству”.

Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: “Возьми меня с собой отсюда” - просит она Бориса и слышит в ответ: “Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает”. Таким образом для Катерины осталось два выхода: один - жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой - уйти из жизни. Она выбрала последний - освобождение ценой смерти.

После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...” Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!

В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?

В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

“Темное царство” старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва “темного царства”. Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...”. Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: “Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”.

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»? В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза”

Больше работ

» стало предвестником ожидающихся перемен. 1859 – год сильнейшей за целое столетие солнечной бури и назревающих волнений в обществе, которые через два года приведут к отмене крепостного права в России. Назревает «гроза», которая вот-вот «прольётся».

Символичность происходящего созвучна и нагнетанию ситуации в пьесе. Скоро что-то произойдёт, скоро старое сменится новым, пройдёт очистительный ливень. «Старое», как может, противится новшествам, наступающий в политике, отношениях, науке – прогресс не может его не волновать. «Тёмное царство», как называет домостроевское общество Н.А. Добролюбов, чувствует, что доживает последние дни, и с остервенением препятствует прогрессу. И оно чувствует близкий приход грозы, которая им неизвестно что принесёт.

Гроза в пьесе А.Н. Островского – также символ будущих перемен, уже нависла тяжёлыми тучами над головами. Всех, кроме учёного-самоучки Кулигина она пугает – перемены, которых ты не понимаешь, всегда страшат.

На фоне грядущей грозы – обостряющийся конфликт представителей «тёмного царства» с их невольными жертвами. «Тёмное царство» показано в лице двух домостроевского склада личностей – Дикого и Кабанихи. У каждого из них есть, над кем измываться.

Дикой – царь и бог в своей семье. Он наказывает и милует, готов наорать на любого и оскорбить его. Дикой держит возле себя племянника и постоянно отыгрывается на нем, пользуясь тем, что волен дать или не дать денег из наследства Борису. Домашних он запугал давно, все в городе боятся с ним связываться, кроме Кабанихи, не менее властной и богатой, чем он.

Кабаниха, в свою очередь, третирует своих родных – сына и его молодую жену, внушая им, что их поведение неправильно, и ведёт к неприятностям. Постоянные монологи на тему уважения к старшим, длящиеся не один час, упрёки, оскорбления, обвинения – спровоцировать её на это очень несложно.

Впервые слово «гроза» упоминает Тихон, имея в виду постоянное материнское моральное давление. Дикой же считает, что гроза – плата за человеческие грехи, и откровенно побаивается этого, так как грешен. Движимая неясными ей самой желаниями, напряжением, повисшим в воздухе, Катерина решается на измену мужу. Ударами грома, предшествующего грозе, сопровождаются слова безумной барыни, которая предвещает кару Катерине за красоту, чувствуя её испуг. Общее состояние природы, напряжение и груз вины заставляют Катерину Кабанову признаться в измене – вот гроза и разразилась, правда только для Диких и Кабановых. Сестра Тихона Варвара бежала с любовником, Бориса Дикого отправляют в изгнание, а Катерина лишает себя жизни, не видя другого выхода. Дерзкие слова вырвались от безысходности даже у Тихона – это первые вестники перемен: гроза наступает, и она будет всеобщей.

Первый вызов «царству самодуров русской жизни» уже брошен.