Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почем фунт лиха, все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!

И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:

Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!

И тут вошел бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

Ну, как поживаешь?

А она бы сказала тоже тихонько:

Ничего, спасибо!

А я бы немедленно:

Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!

И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:

Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!

Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:

После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!

Конечно, они бы сейчас же заныли бы, захныкали:

И мы с тобой! И мы тоже! Хотим в кино!

А я бы им:

Ничего, ничего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк возил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день! Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!

Тогда бы бабушка взмолилась:

Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!

Но я бы увильнул, я сказал бы:

А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома!

И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы… Но я не успел придумать, что бы я сказал бы, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:

Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож! Вылитый Кощей!

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почем фунт лиха, все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!

И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:

Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!

И тут вошел бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

Ну, как поживаешь?

А она бы сказала тоже тихонько:

Ничего, спасибо!

А я бы немедленно:

Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!

И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:

Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!

Тут я бы прошелся по комнате и сказал бы им всем троим:

После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!

Конечно, они бы сейчас же заныли бы, захныкали:

И мы с тобой! И мы тоже! Хотим в кино!

А я бы им:

Ничего, ничего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк возил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день! Дома сидите! Нате вам вот тридцать копеек на мороженое, и все!

Тогда бы бабушка взмолилась:

Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может провести с собой одного взрослого бесплатно!

Но я бы увильнул, я сказал бы:

А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещен. Сиди дома!

И я бы прошелся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого еще хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы… Но я не успел придумать, что бы я сказал бы, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:

Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож! Вылитый Кощей!

Учитель резко встает со своего места, хлопает по столу кулаком и кричит хрипло:

Не надо!

После этого он вытирает слезы платком и быстро уходит.

А как быть Алеше?

Он остается весь в слезах. Пробует объяснить классу, но ему никто не верит.

Он чувствует себя в сто раз хуже, как если бы был жестоко наказан. Он не может ни есть, ни спать.

Он едет к учителю на дом. И все ему объясняет. И он убеждает учителя. Учитель гладит его по голове и говорит:

Это значит, что ты еще не совсем потерянный человек и в тебе есть совесть.

И учитель провожает Алешу до угла и читает ему нотацию.

Виктор Драгунский
Главные реки Америки

Хотя мне уже идет девятый год, а я вот только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю попасть, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главную реку Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не долетел, потому что у него был чересчур мягкий хвост и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были, - у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел за чердак и там завис, а до космоса еще было далеко.

Мне так было интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела.

Утром, когда я вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарники, у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за 1 мин. 48 сек. весь как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел вомчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки, я был последний - ребят уже не было никого, и я, когда увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть, и, не доходя до класса каких-нибудь пяти шагов, я обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел рядом с Мишкой как ни в чем не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:

Кораблев, к доске!

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить:

Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:

Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю, и я бодро завел:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

Это Пушкин, - сказала Раиса Ивановна.

Да, - сказал я, - это Пушкин, Александр Сергеевич.

А я что задала? - сказала она.

Да, - сказал я.

Что "да"? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

Что? - сказал я.

Что "что"? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

Да что, он не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

Слонов! Не смей подсказывать!

Да! - сказал я. - Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, я не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

Ну, - сказала она.

Что? - сказал я.

Перестань ежеминутно чтокать. (Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.) Читай. Наизусть!

Что? - сказал я.

Стихи, конечно! - сказала она.

Ну! - сказала Раиса Ивановна.

Что? - сказал я.

Читай сейчас же! - закричала бедная Раиса Ивановна. - Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:

- "Мужичонка"!

Все замолчали, а Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю. И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

- "С ноготком"! - И повторил все вместе: - "Мучижонка с ноготком"!

Все засмеялись. А Раиса Ивановна сказала:

Довольно, Кораблев. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, тут уж не срамись. - Потом добавила: - Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем почитывать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Конечно, я не выучил. Этот чертов змей совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:

Конечно, выучил. А как же?

Она сказала:

Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово! В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все. И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину, а тут Раиса Ивановна снова:

Ну, Кораблев? Так какая же главная река Америки?

И у меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

Шиворот-навыворот

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну, вот, например, чтобы дети были во всех делах главными и взрослые должны были бы их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме "понравилась" такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось", а о бабушке и говорить нечего, она бы, наверно, целые дни от меня ревела бы. Что и говорить, я бы показал бы, почем фунт лиха, все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!

И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду:

Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!

И тут вошел бы папа, после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно! Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу!

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

Ну, как поживаешь?

А она бы сказала тоже тихонько:

Ничего, спасибо!

А я бы немедленно:

Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь! Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!

И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил:

Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать! Признавайся: опять в хоккей гоняла? А что это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз - на черный ход!

В. Драгунский. «Шиворот-навыворот»

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и его произве­дениями.

2.Учить в свободной беседе высказывать свою точку зрения.

3.Формировать навык составления характеристики героя.

4.Вырабатывать навык чтения, умение вести рассказ от первого лица.

5.Развивать фантазию.

6.Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Ход урока

1.Организационный момент.

Пересказ легенды. Рассказ учащихся о своих мамах. Сравнение их с матерями из «Легенды о матерях» И. Панькина

3. Свободная беседа

В беседе третьеклассники вспоминают, что они знают о В. Ю. Драгунском, какие произведения автора читали, чем они их привлекли. Высказывают свое отношение к главному герою книг В. Ю. Драгунского - Дениске

4. Чтение учителем рас­сказа В. Ю. Драгун­ского «Шиворот-на­выворот». Вторичное чтение учащимися це­почкой

Физкультминутка

5. Анализ рассказа

Выявляем эмоциональное отношение учащихся к рас­сказу, к его герою. Работаем над смыслом выражений «почём фунт лиха», «когда я ем, я глух и нем», «сидели бы как шёлковые»

6. Составление характе­ристики Дениски

Учащиеся составляют характеристику главного героя: подбирают слова, которые характеризуют героя, выска­зывают своё отношение к герою

7. Домашнее задание

Подготовить пересказ расска­за или составить устный рассказ «Как я был Дениской». Выполнить задание № 6 или № 10 в литературной тет­ради (на выбор)

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Весёлые и грустные рассказы

Цели уроков:

2.Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступ­ков героев.

3.Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.

4.Учить осознанному подробному пересказу.

5.Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.

6.Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

При пересказе учащимися рассказа важно обратить внимание на то, как используют третьеклассники ав­торский текст, соблюдают ли последовательность в изложении, определённую интонацию при диало­гах. А вот при сообщении собственных версий «Как я был Дениской» оценивается то, сумели ли ребята отойти от рассказа, что нового привнесли в него

3. Работа в тетради по ли­тературному чтению

Задание № 7

4. Чтение учителем рас­сказа С. Вольфа «Век его я не забуду»

Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рас­сказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменя­лось. Вот это понимание - суть рассказа

Физкультминутка

5. Чтение учениками це­почкой

Это первый этап в осознании текста. Обсуждение пока не требуется. Этому будет посвящен следую­щий урок

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Весёлые и грустные рассказы

С. Вольф. «Век его я не забуду»

Цели уроков: 1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

7.Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступ­ков героев.

8.Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.

9.Учить осознанному подробному пересказу.

10.Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.

11.Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.

Ход урока

1.Организационный момент.

При опросе обязательно важно учесть сложившиеся у детей впечатления от рассказа, выявить их отношение к бабушке и её внуку: Чем он был встревожен? Что при­думал? Как характеризует героя его поведение? От этих вопросов переходим к углублённому анализу

3. Анализ рассказа

Что привлекает третьеклассников в герое рассказа? Что можно сказать о клоуне как о человеке? Почему так ра­довалась бабушка? О чём напомнил ей клоун? Почему мальчику стыдно было отдавать клоуну деньги? Пра­вильно ли он сделал? Почему бабушка повторяла: «Век его я не забуду»?

Физкультминутка

4. Чтение по ролям

После распределения ролей необходимо, чтобы учащие­ся перечитали свой текст, вдумались, как нужно его про­читать, с какой интонацией, где необходимы паузы, по­вышение и понижение мелодики речи, а затем переходи­ли к ролевому чтению

5. Домашнее задание

Подготовить к рассказу рисунки или сообщение «Как я был в цирке», «Моя встреча с клоуном» (на выбор). Поразмышлять над «Жемчужинами народной мысли». Выполнить задание № 12 в литературной тетради

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Всяк живи своим умом

Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (1 урок)

Цели урока: 1. Учить оценивать работы друг друга, соотносить рисунок с текстом.

2.Учить последовательно и логично рассказывать о своих наблюдениях.

3.Развивать устную речь учащихся.

4.Учить целостно воспринимать большой рассказ, эмоционально откликаться на прослу­шанное.

5. Воспитывать на примере произведения умение избегать ошибочных, необдуманных решений

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Можно сделать выставку рисунков учащихся, выде­лить наиболее удачные, соответствующие эпизодам рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду». Затем нуж­но перейти к прослушиванию и обсуждению подго­товленных третьеклассниками рассказов «Как я был в цирке». Необходимо, чтобы дети рассказывали не только о том, что видели в цирке, но и обязательно о своих впечатлениях и настроении, которое было после посещения цирка. Их собственное настроение поможет более глубоко понять тот факт, что именно после визита клоуна бабушка стала лучше себя чув­ствовать. Возможно, с цирком у неё были связаны са­мые прекрасные дни детства и юности

3.Краткая вступительная беседа

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) - известный русский писатель конца прошлого века, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Детство его прошло на одном из уральских заводов, где он наблюдал картины тяжелого угнетения рабочих, сам учился в школе для детей рабочих.

Для произведений Мамина-Сибиряка характерны большое уважение и любовь к людям труда, к мастерству рабочих, ненависть и презрение к угнетателям - капиталистам, купцам, золотопромышленникам. Д. Мамин-Сибиряк писал и произве­дения для детей. Давно уже стали классическими и вошли во многие книги для дет­ского чтения такие произведения писателя, как «Аленушкины сказки», «Серая Шейка», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш» и многие другие.

4. Чтение учителем рас­сказа Д. Н. Мамина-Си­биряка «Дурной това­рищ»

Рассказ значительный по объёму, психологически и эмоционально насыщенный, требует целостного восприятия. Чтение учителя может чередоваться с чтением хорошо подготовленных учеников

Физкультминутка

5. Выявление первичного эмоционального воспри­ятия учащихся

Первичное эмоциональное восприятие - первый и довольно серьёзный шаг в постижении художест­венного произведения. Выявление эмоций, чувств показывает, затронуло произведение сердце малень­кого читателя или он остался равнодушным

Вам понравился рассказ? Почему?

Кто главный герой рассказа?

Как выражали свою радость ребята, когда река стала?

6. Словарная работа

в опорках

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Всяк живи своим умом

Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (урок 2)

Цели урока: 1. Продолжить знакомством рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».

2.Отработка навыка чтения цепочкой, породам.

3.Учить делить текст на законченные части, соотносить часть с целым.

4.Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.

5.Учить озаглавливать части произведения.

6.Воспитывать на примере произведения умение избегать ошибочных, необдуманных решений

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Учащиеся пересказывают или зачитывают эпизоды из рассказа, которые их наиболее заинтересовали, объясня­ют, почему

3. Чтение первой части рассказа (индивиду­ально, цепочкой, по ро­лям).

4. Обсуждение прочи­танного.

После различных видов чтения обсуждаем рассказ. Важ­но, чтобы учащиеся почувствовали, какими были отно­шения в семье, как беспечность героя рассказа огорчила его близких. На это настраивают первые строки расска­за: -«История разыгралась прескверная...»

Почему тё­тушка Мария Ильинична повторяла: «... бойся дурных товарищей»?

Почему отец был согласен с нею?

Какие отношения сложились в семье?

Почему для мальчика было большим наказанием, когда отец запирался у себя в кабинете?

Что можно сказать о мальчике? Какой он (совестливый, внимательный, заботливый, переживал, когда взрослые расстраивались)?

Как происходили со­бытия того чудного осеннего утра?

Какие чувства были у детей? Перечитайте: «Азарт, всеобщая весёлость...» -

Насторожило ли это вас?

Почему заразительный при­мер оказался плачевным? Прочитайте, как описывает Д. Н. Мамин-Сибиряк происходящую трагедию.

Поче­му он говорит, что лёд «зловеще» треснул?

Что чувствова­ли дети, когда очутились в воде? Что почувствовали вы?

Физкультминутка

5. Работаем над словами, выражениями, которые употреб­ляет в рассказе писатель.

Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе;

подмастерье – помощник, подручный мастера ремесленника;

счёл необходимым – посчитал нужным;

с намерением – специально (предположение сделать что-то);

в опорках на босу ногу – остатки стоптанной и изодранной обуви;

впоследствии выходило – потом, после;

врассыпную – в разные стороны;

6. Озаглавливаем первую часть рассказа

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Всяк живи своим умом

Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ» (урок 3)

Цели уроков: 1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».

2.Отработка навыка чтения.

3.Учить детей соотносить внешнее проявление поведения героя с его внутренним состоянием.

4.Учить сравнивать героев, делать выводы.

5.Учить озаглавливать часть произведения.

6.Учить составлять план для пересказа.

7.Воспитывать бережное отношение к самому себе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Учащиеся перечитывают первую часть, называют эпи­зоды, которые их особенно взволновали. Обращаем внимание на качество чтения: помогло ли эмоциональное осознанное восприятие первой части произведения понять учащимся трагизм положения мальчика. Важно проследить за подбором интонации при чтении, соблюдением пауз. Зачитывая наиболее напряжённые эпизоды из рассказа, третьеклассники должны аргументировать свой выбор, свои чувства, су­ждения

3. Чтение и анализ вто­рой части рассказа учащимися индиви­дуально, цепочкой

4. После чтения выявляем отношение учащихся к прочи­танному.

Как чувствовал себя после случившегося мальчик и его близкие?

Почему он по-настоящему ис­пугался только дома?

Почему тетушка продолжала ви­нить мальчиков Пашу и Костю?

Прочитайте, что она говорила про них. Права ли она была?

Почему мальчик чувствовал себя виноватым?

Почему боялся встречи с отцом, ведь он его никогда не бил?

Что произошло с мальчиком?

Почему отец сказал Коле: «Смотри порт­рет самого дурного товарища»?

Почему мальчик согла­сился с отцом?

Физкультминутка

5. Озаглавливаем вторую часть.

Составляем план для пересказа

3) Отношение в семье.

6) Лёд тонкий, лёд толстый…

7) Лёд треснул.

8) Спасение.

9) Ужас тётушки и мальчика.

6. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану. Выполнить задание № 14 в литературной тетради

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся в беде

Цели урока: 1. Учить передавать содержание произведения по плану.

2.Активизировать умение соотносить пословицу с содержанием части рассказа.

3.Учить использовать текст для подтверждения своих мыслей.

4.Развивать умение делать обобщения и выводы,

5.Учить эмоциональному целостному восприятию большого текста.

6.Воспитывать уважительное отношение к родным, близким людям.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Учителю важно выяснить, как поняли учащиеся рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ», правильно ли расставили акценты, оценили действия мальчика, его друзей, бабушки и отца, какой урок вынесли для себя. При пересказе по плану необходимо следить, чтобы не было упущено главное. Хорошо, если в своём пересказе третьеклассники используют текст и «жемчужины на­родной мысли»

1) Осеннее утро с крепким морозцем.

2) Бойся дурных товарищей - заповедь тётушки Марии Ильиничны.

3) Отношение в семье.

4) Первый лёд – свыше сил ребят.

5) Смельчак в красной рубахе на льду.

6) Лёд тонкий, лёд толстый…

7) Лёд треснул.

8) Спасение.

9) Ужас тётушки и мальчика.

10)Оценка отца и согласие мальчика

3. Работа в литератур­ной тетради

Задание № 17

Физкультминутка

4. Чтение учителем рассказа Н. Гари­на-Михайловского «Тема и Жучка»

Что должен добиться своим чтением учитель? Сопере­живания. Понимания. Участия. Благодарности к глав­ному герою. Пусть каждый ученик представит себя на месте Темы, почувствует его состояние.. Выявление пер­вичного эмоционального восприятия учащихся

Какой отрывок в рассказе больше всего взволновал вас?

Когда вы огорчались, а когда радовались? Почему?

5. Словарная работа

6. Домашнее задание

Поразмышлять над тем, что произошло с Темой. Вы­брать и подготовить для чтения в классе наиболее на­пряжённые, заинтересовавшие ребят эпизоды

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся в беде

Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»

Цели уроков:

2.Отработка навыка выразительного чтения.

3.Учить делить текст на смысловые части.

4.Обогащать словарный запас детей, развивать мышление, внимание.

5.Учить соотносить эмоциональное состояние героя с его действиями.

6.Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Выявляем эмоциональное отношение третьеклассни­ков к прочитанным эпизодам. Какое место в рассказе наиболее взволновало вас? Когда вам было страшно, а когда радостно? Почему? и т. д.

3. Работа над первой ча­стью рассказа (чтение, комментарии, анализ)

Почему так тревожно было Теме? Как передаёт его со­стояние автор? Зачитайте. Какие сны снились мальчи­ку? К чему один из них подтолкнул Тему?

Физкультминутка

4. Чтение второй части рассказа (учителем, учениками)

Как выглядело небо? Сад? Терраса? Цветы? Деревья?

Почему Тёме пришлось подлезать в подворотню?

Что он подумал при взгляде на фонарь?

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся в беде

Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»

Цели уроков: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Гарина-Михайловского («Тема и Жучка»).

2. Отработка навыка выразительного чтения.

3. Учить делить текст на смысловые части.

4. Обогащать словарный запас детей, развивать мышление, внимание.

5. Учить соотносить эмоциональное состояние героя с его действиями.

6. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Проверяем навыки самостоятельного чтения и уровень понимания прочитанного

3. Чтение четвёртой час­ти рассказа учащими­ся молча. Анализ про­читанного

Дети уже знают, что Тема спасёт Жучку, однако с зами­ранием сердца будут снова и снова следить за его дей­ствиями.

Что чувствовал Тема, подойдя к колодцу?

Найдите в тексте слова, выражения, которые говорят о том, что он очень тревожился за Жучку.

Изменилось ли его состояние, когда он увидел Жучку?

Почему бес­покоился мальчик? Как он спасал собаку?

Всё ли пра­вильно делал?

Физкультминутка

4. Озаглавливание чет­вёртой части рассказа

Названия могут быть разные, но нужно выбрать опти­мальное

5. Домашнее задание

Четвёртую часть рассказа научиться выразительно чи­тать. Выполнить задание № 21 в литературной тетради

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся в беде

Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» (пятая и шестая части).

2.Активизировать эмоциональное состояние детей, учить сопереживать.

3.Учить соотносить действия и поступки героя с его внутренним состоянием.

4.Учить анализировать произведение, давать характеристику герою.

5.Развивать речь, память, воображение.

6.Воспитывать любовь к животным.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Учащиеся обосновывают выбор части рассказа для выразительного чтения. Обращаем внимание на ин­тонацию, мелодику речи, правильное произношение звуков, расстановку пауз при знаках препинания

3. Перечитывание четвёртой части учениками молча

После перечитывания дети дают заглавие этой части

Физкультминутка

4. Чтение пятой части, ана­лиз

Анализируя пятую часть, добиваемся, чтобы третье­классники заметили и оценили осознанность дейст­вий Темы, а также его умение в сложной ситуации не расслабиться и победить.

Вопросы и задания:

Что чувствовал Тема после неудачной попытки спасти Жучку?

Что он предпринял?

Что помогло ему высто­ять?

Представьте себя на месте Темы и Жучки. Что чувствовали мальчик и собака?

Как об этом пишет ав­тор?

Найдите в пятой части рассказа самый волную­щий эпизод.

Упростилась или, наоборот, усложни­лась ситуация в колодце?

Почему так думаете? Дока­жите своё мнение с помощью текста

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся в беде

Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»

Цели урока: 1. Учить давать характеристику герою с помощью текста.

2.Учить озаглавливать части рассказа, соотнося с целым.

3.Учить делать выводы, подбирать необходимые пословицы.

4.Учить сопереживанию; воспитывать добрые качества личности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

После прочтения дома шестой и седьмой частей рассказа на уроке разговор строится вокруг вопросов: Какие каче­ства характера проявились у Темы? Можно ли назвать Тему и Жучку настоящими друзьями? Почему?

3. Работа над составле­нием характеристи­ки Темы. Выбороч­ное чтение

Составляя характеристику Темы, учащиеся не только высказывают своё мнение, но и опираются на авторское отношение к персонажу. С этой целью используют текст, т. е. для подтверждения своих мыслей третье­классники зачитывают определённые сцены, эпизоды из рассказа.

Дайте характеристику Теме.

Какой он?

Убеди­тельно ли он передаёт мысли и переживания Темы?

Физкультминутка

4. Подбор пословиц к оп­ределённым частям рас­сказа

Это задание довольно сложное, так как в пословице ак­центирована основная мысль, поэтому учитель направ­ляет эту работу, помогает, подсказывает

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Всяк живи своим умом

Творчество Л. Н. Толстого (рассказ «Акула»)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью Л. Н. Толстого.

2.Развивать читательский интерес.

3.Выявлять эмоциональное восприятие рассказа учащимися.

4.Учить при перечитывании обращать внимание на описание героев, их действия.

5.Учить представлять себя на месте героев и передавать своё состояние и персонажей.

6.Учить составлять план произведения и готовить пересказ по плану, используя меткие сло­ва и выражения автора.

7.Учить восхищаться выдержкой и самоотверженностью героя.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашне­го задания

Учащиеся выразительно читают отрывки из расска­за, восхищаются мужеством Темы, его искренней преданностью Жучке, анализируют пословицу «Друг познаётся в беде»

3. Чтение рассказа «Акула» учителем или хорошо под­готовленными учениками

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» знакомит детей с силой человеческого духа, с умением и необходи­мостью в сложной ситуации не растеряться, сосре­доточиться и принять правильное решение. При чтении необходимо стараться активизировать чув­ства детей за счёт психологических пауз, правильно подобранной интонации

4. Выявление первичного эмоционального воспри­ятия

Когда при слушании вы волновались, хотелось что-то изменить, помочь?

Понравились ли вам мальчики? Чем?

Какие чувства у вас возникли? -эти вопросы помогут выявить эмоции учащихся. А потом, после выявления чувств, переходим к осоз­нанному пониманию рассказа

Физкультминутка

5. Чтение цепочкой. Бесе­да. Выборочное чтение

Анализ произведения проводим посредством сво­бодной беседы и выборочного чтения. Основные во­просы:

Правильно ли поступили мальчики?

По­чему только после выстрела артиллерист упал под­ле пушки и закрыл лицо руками? - помогут сделать правильные выводы

6. Составление плана пере­сказа

1. Прекрасный день у берегов Африки.

2. Мальчики в открытом море.

3. Акула.
4. Выстрел.

5. Спасение

К каждому пункту плана учащиеся подбирают вы­сказывание из «Жемчужин народной мысли». На­пример, «Выстрел» - «Риск благородное дело»

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Друг познаётся беде

Творчество Л. Н. Толстого (рассказ «Булька»)

Цели урока: 1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями автора.

3.Учить анализировать текст, находить в нём слова и выражения для характеристики героя.

4.Развивать фантазию, выдумку, умение додумывать, продолжать рассказ писателя.

5.Развивать речь детей.

6.Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

Учащиеся перечитывают рассказ и передают его со­держание по плану:

3. Чтение учителем статьи о Л. Н. Толстом. Свобод­ная беседа

Знакомство с личностью Л. Н. Толстого строится с опорой на знания учащихся о произведениях авто­ра и расширением их круга. Классические произве­дения должны стать составной частью чтения уча­щихся

4. Чтение учителем расска­за «Булька». Чтение уче­никами молча

С помощью интонации, выразительного чтения важно донести основную мысль рассказа - предан­ность собаки своему хозяину

Что более всего показало привязанность собаки к своему хозяину?

Много это или мало - 20 вёрст?

Как дались собаке эти 20 вёрст, которые она проскакала «в самый жар»?

5. Анализ рассказа, беседа

Вопросы учебника, учителя направляют учащихся на углубленное осмысление текста: Понравился ли вам Булька? Чем? Как его описывает автор? О чём говорят действия Бульки? Подумайте, что могло бы произойти и др.

Физкультминутка

6. Придумывание продол­жения рассказа. Чтение цепочкой, подготовка к под­робному пересказу

Очень важно, чтобы дети не отходили именно от это­го рассказа и придумывали его продолжение

7. Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ и продолжение рассказа

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия

Страна Мудрых уроков

Обобщающий урок «Повторяю и творю»

Цели урока: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся.

2.Развивать интерес к творчеству писателей, с произведениями которых встретились
в «Стране Мудрых уроков».

3.Активизировать творческое воображение.

4.Развивать речь.

5.Воспитывать коммуникабельность.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

Очень интересно проследить версии ребят насчет бу­дущего Бульки. Обязательно необходимо оценить и поощрить детей за творчество

Задача этой рубрики - систематизировать все знания, которые получили учащиеся, назвать произведения, авторов по отрывкам. Таким образом, мы приучаем школьников быть внимательными к слову автора, чув­ствовать, понимать его

4. Подумайте

Какие мудрые уроки извлекли из определённых про­изведений? Какой из них наиболее запомнился? По­чему эту страну называют «Страна Мудрых уроков»? Дайте ей другое название

(Самомнение и гордыня Орла.Нельзя быть слишком гордым. Безграничная лю­бовь матери к своим сыновьям; Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рас­сказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменя­лось. Вот это понимание - суть рассказа

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» знакомит детей с силой человеческого духа, с умением и необходи­мостью в сложной ситуации не растеряться, сосре­доточиться и принять правильное решение.)

Физкультминутка

5. Придумайте свой «муд­рый урок»

Эта работа класса происходит под руководством и с помощью учителя. Пусть это будет коллективный «мудрый урок»

6. Составьте «мудрые мысли»

Предлагаем «разбросанные» слова пословиц

  • В которой рассказывается о том, как Сун Цзян наградил вернувшихся с победой бойцов и как Гуань Шэн победил полководцев воды и огня
  • В которой рассказывается о том, как У Юн хитростью заманил в лагерь Нефритового Цилиня и как Чжан Шунь ночью перезернул лодку на переправе в Цзиншатань