Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых - «Памяти приятеля» (1853), посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «He рыдай так безумно над ним» (1868) - навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в сорок семь, Добролюбов в двадцать пять, Писарев в двадцать восемь лет. И потому смерть каждого предстает у Некрасова не следствием болезни или трагической случайности, а самой настоящей гибелью - за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

Один из «мучеников» Некрасова - Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), известный литературный критик, автор ярких и часто весьма проницательных статей по творчеству Островского, Тургенева, Гончарова. Добролюбова и Некрасова связывали приятельские отношения, последние годы жизни Добролюбов был ведущим публицистом «Современника», жил в соседней с Некрасовым квартире, чуть ли не ежедневно приходил к нему обедать и даже работал в некрасовских комнатах над своими статьями.

Добролюбов умер в 1861 году; стихотворение, посвященное ему, написано три года спустя. А значит, поэтом руководила не одна только живая скорбь по ушедшему, острота которой через три года неизбежно должна была притупиться, но и какая-то иная художественная цель. «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов», - писал сам поэт об этом стихотворении. Поэт открыто признает, что создавал не портрет, а своего рода стихотворную икону. Сквозь реальные черты конкретного человека в стихотворении просвечивает сияние идеала.

Вполне определенный нравственный идеал в русской культуре, конечно, давно существовал, веками он разрабатывался православной церковью и воплотился в целом сонме святых. Ho для атеистически настроенной интеллигенции 1860-х христианская святость утратила свою притягательность, свой путеводительный смысл. Перед Некрасовым стояла задача создания «святого» нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

Выстраивая новую поэтическую систему, Некрасов использовал многие элементы системы старой, а выражая «идеал общественного деятеля», поэт также обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять...

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял...

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причем описывает их на характерном «церковном» языке - борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Ho христианские понятия наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

Поэт намекает и на пророческое дарование Добролюбова - у него «вещее перо». Позднее мифологема «идеальный общественный деятель как пророк» будет подробно развернута в стихотворении Некрасова «Н. Г. Чернышевский (Пророк)» (1874). Русской поэзии образ пророка был уже хорошо известен, однако до сих пор чертами пророка наделялся поэт. Теперь времена изменились - «Поэтом можешь ты не быть, / Ho гражданином быть обязан».

В соответствии с житийной традицией Некрасов касается и посмертной участи своего героя: «Года минули, страсти улеглись, / И высоко вознесся ты над нами...» Инерция христианских образов приводит автора к парадоксальному итогу, к вере в бессмертие своего героя - после смерти Добролюбов вознесся в небесные обители, жизнь его продолжается и за порогом смерти, только в каком-то ином качестве.

На противопоставление жизни и смерти построено все стихотворение. В первой же строфе («Учил ты жить... но более учил ты умирать») названы оба полюса, напряжение между которыми и создает трагическую атмосферу стихотворения. Жизнь Добролюбова оказывается лишь неуклонным движением к смерти, к неизбежной развязке. Ho затем выясняется, что сам факт появления такого человека на свет, независимо от того, что сейчас его нет в живых, способствует продолжению жизни на земле.

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Слово «жизнь» обретает здесь новую глубину и объем - это не только жизнь как существование людей на земле, это жизнь как синоним всего подлинного, истинного, не фальшивого. Последнее значение слова вновь соединяет Некрасова с христианской традицией. В заключительных, только что процитированных строках стихотворения можно увидеть и скрытую отсылку к известной народной пословице - «He стоит село без праведника».

К этой теме Некрасов обращался неоднократно. И Белинский, и Шевченко, и Писарев, и Чернышевский, и Гриша Добросклонов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - те самые «сеятели», образ, также заимствованный из Евангелия, которые, засевая «ниву народную» разумным, добрым и вечным (см. стихотворение «Сеятелям»), должны были, по мысли поэта, возвести русский народ на сияющие высоты «счастья», туда, где ему жить будет «хорошо». Проблеме народного счастья и путей его обретения Некрасов посвятил целую поэму, главный труд своей жизни.

Относится к мартирологу, который создал Николай Алексеевич, посвятив памяти близких знакомых. Он включает в себя помимо указанного произведения "Памяти приятеля" (написанное в 1853 году и посвященное Белинскому), "Не рыдай так безумно над ним" (навеянное неожиданной смертью Писарева, который при странных обстоятельствах утонул; 1868 год), "На смерть Шевченко" (год создания - 1861). В этой статье мы проведем анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова".

Смерть героев мартиролога

Преждевременно умерли герои всех произведений, перечисленных выше: в 37 лет - Белинский, в 47 - Шевченко, в 25 - Добролюбов, в 28 - Писарев. Смерть каждого из них поэтому интерпретируется Николаем Алексеевичем не как следствие трагической случайности или болезни. Это самая настоящая гибель, совершенная за родину, за свой народ, за любовь к ближним. "Памяти Добролюбова" это доказывает.

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович - один из некрасовских "мучеников". Годы жизни его - 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Что хотел выразить прежде всего в этом стихотворении Некрасов?

В 1861 году скончался Добролюбов. Посвященное ему стихотворение написано было через три года после его гибели. Поэтом, следовательно, руководила не только живая скорбь об умершем. Ведь спустя три года она должна была неизбежно притупиться. Существовала другая художественная цель. Об этом стихотворении сам автор рассказывает, что он хлопотал прежде всего не о верности факта, а хотел выразить идеал общественного деятеля, лелеемый одно время Добролюбовым. Очень важно для нас это признание Николая Алексеевича. Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" должен основываться именно на этой мысли. Открыто признает поэт, что не создавал портрет, а писал икону. В стихотворении сквозь реальные черты Николая Александровича просвечивает сияние его идеала.

Новый "святой" тип

В русской культуре вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной - в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый "святой" тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец - основная тема стихотворения "Памяти Добролюбова".

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении "идеал общественного деятеля", к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

Скорбь Некрасова

Глубоко интимное, личное чувство гражданина-борца наполняет это произведение. Проведенный нами анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" подтверждает это. Поэт в первых строчках как будто сдерживает собственные чувства: мужественная, суровая скорбь звучит лишь в подтексте. Она выражается в том, что, обращаясь к Добролюбову, как к живому, говоря своему другу "ты", Некрасов использует вместе с тем (в строчке "суров ты был..."). Однако чем ярче образ покойного, тем трагичнее звучит ощущение невозвратимой потери.

Перечисление добродетелей

Николай Алексеевич перечисляет главные христианские добродетели в произведении "Памяти Добролюбова". Стих этот описывает их на идиоматическом языке. Это борьба с мирскими наслаждениями, со страстями, добровольный аскетизм, обращение сердец, проповедь, служение родине, а в конце жизни - мученическая кончина. Однако христианские черты у Николая Алексеевича наполняются иным смыслом, поскольку не бог, а родина находится в центре поэтического мира, который описывает Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стихотворение приобретает, таким новизну.

- пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича - "вещее перо" у него. Мифологема "пророк - идеал общественного деятеля" позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении "Н.Г. Чернышевский (Пророк)", написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов "высоко вознесся" через годы, когда "страсти улеглись". Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека - парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

В ряде своих стихотворений Николай Алексеевич рисует человека особенного, необыкновенного, идущего путем Белинского и Герцена и возвышающегося до их подвига. Так, в стихотворении 1864 года «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого мы проведем, поэт выражает тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял сам Добролюбов.

Не случайно при первой публикации этого стихотворения Некрасов в качестве эпиграфа поставил строки из восьмистишия самого Добролюбова, закончив их словами: «Шествуй тою же стезёю». В облике критика Николай Алексеевич прежде всего поэтизирует подчинение личной жизни делу свободы, отказ от мирских наслаждений, подчинение страстей рассудку, аскетическую самоотверженность и самопожертвование. Нужно заметить, что некрасоведы установили не абсолютное соответствие героя этого стихотворения прототипу. Поэт намеренно наделяет образ Добролюбова чертами суровости и аскетизма, видя в них свойства особенных людей новой эпохи. Говоря о том, что Добролюбов «учил умирать», Некрасов отнюдь не прославляет смерть и не считает её выражением некой ценности. Он поэтизирует ту же самоотверженность, показывает неизбежность трагического финала у тех, кто готов к подвигу и способен на него.

Некрасов смело и уместно воспользовался риторическим оборотом «Плачь, русская земля!», который применил сам критик в полемике с Н. Гречем. Только на этот раз поэт допустил «кощунственную» переадресовку. Процитированные слова теперь связаны не с царем: ими оплакивается критик-демократ. Вместо «отца» родной земли возвеличивается её великий сын. В то же время Некрасов зовёт не только плакать по поводу смерти этого человека, но и — существенное добавление — гордиться его жизнью. Рисуя образ подвижника гражданского служения родине, поэт передаёт его этическую и эстетическую привлекательность. Добролюбов окружен в этом реквиеме светом прекрасного, ибо он сын природы-матери, наделившей его своими дарами, ибо в нём самом совмещены «сокровища душевной красоты», он является «светильником разума». Это выражение напоминает восклицание Горацио над телом трагедийного Гамлета. В обоих случаях речь идёт об угасании великой личности. Будучи «сеятелем», он одновременно относится к лучшим, редким всходам «нивы жизни». Герою произведения «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого нас интересует, приданы и черты возвышенного: он изображается на фоне стоящей «под небесами» русской земли; масштаб его деяний соразмерен с безграничностью родины, его возлюбленной; он «высоко вознёсся» над другими. Его великое сердце («какое сердце биться перестало!») пульсировало в ритм с «честными сердцами» людей, с «золотым сердцем» народа. Наконец, отметим, что «суровому» герою стихотворения даны приметы «пророка»: у него «вещее» перо; взывая к жизни новой, он готовил «перлы для венца». Завершается стихотворение необычным трехстишием без рифм, в котором последняя строка короче других, она словно обрывается на середине. Высокую ноту сменяет её неожиданный обрыв, словно подступила спазма, словно дыхание перехватило. На этом завершим анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» (Некрасов).

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие - нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты , как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись...» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра .

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова