Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты « Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему сформироваться как поэту. В 1930 он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел, доучился уже в Московском институте истории, философии и литературы. Произведения Твардовского печатались в, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936) начинается его литературная деятельность. Выход этой книги изменила жизнь поэта: он переехал в Москву, окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника». В 1933 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время ВОВ была создана поэма «Василий Теркин» ()- яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. В 1946 появилась поэма «Дом у дороги». В была написана поэма «За далью-даль» и в «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне «Родина и чужбина». Многие годы Твардовский был главным редактором газеты «Новый мир». 18 декабря 1971 поэт скончался после тяжелой болезни.




История создания поэмы Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков. Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете. Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся. « Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму. Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина. По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим. Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной. Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков. Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете. Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся. « Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму. Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина. По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим. Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной.


1. Поэма «Василий Теркин»,пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И.А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык- ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за «Теркин а».


Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин… известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 г.Но Вася Теркин был известен еще с годов – с периода финской кампании. Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что- нибудь «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки…И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили изобразить персонаж, которых выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная…Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так зародилось это имя…Перед весной 1942г я приехал Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить Василия Теркина. Перемещение героя из обстановки финской кампании обстановку фронта ВОВ сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение». Изменился не только герой поэмы- другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали Родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» - такой подзаголовок дал автор своей поэме.
















2.Беседа по тексту поэмы. - Каков он, Василий Теркин, что мы узнаем о нем от автора?(автор: Теркин- кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный). -Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей? (Теркин – яркая личность, жизнерадостная, добродушная русская натура, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств – искренний патриотизм.) - Подберите эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя. -О чем говорит фамилия героя? («Теркин»- значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Жизнью тертый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.) -Как развивается характер Теркина? (В первых главах Теркин – балагур, глядя на него, всем становится легче. Веселость Теркина маскирует его переживания- так ему легче самому и так он поддерживает других. Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которая он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать.) -Каковы отношения Автора и его героя? -Какова роль Автора в поэме? - Каково отношение Автора к читателям?


Роль автора в поэме. Образ Автора появляется в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин,/ Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин- реальный человек. Общая у автора и его героя «малая родина»- Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимы от памяти о конкретных родных местах. Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое: От Москвы до Сталинграда Неизменно ты со мной- Боль моя, моя отрада, Отдых мой и подвиг мой! Вся поэма пронизана авторским лиризмом. С читателем автор ведет свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг- читатель». Доверительный разговор Автора выступает посредником между героем и читателем.


«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 г после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма- целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Салинградом, победное наступление гг и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.


Тест по произведению « Василий Тёркин» 1. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова: А) «Берег левый, берег правый»; Б) «Переправа, переправа!» В) «Кому память,кому слава». 2.Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Так когда-нибудь в двадцатом Их товарищи –отцы. Тем путём идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьём кремнёвым Русский труженик-солдат. В этих строках автор стремится:


А)показать живучесть традиций русских воинов прошлых столетий. Б)Передать тяжесть пути; В)вспомнить старых солдат. 3.Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа 4.проявляется в: А) диалоге солдат, стоящих в дозоре; Б) патетической тональности; В) правдивой картине войны. 4. Переправа, переправа! пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле. Это строфа главы «Переправа»воспринимается как: А) описание тяжёлого боя; Б)напоминание о переправе; В) клятва, боевой призыв.


5.В главе «О награде» Василий Тёркин предстаёт человеком: А) тщеславным; Б) простым, добрым, жизнерадостным. В) мечтающим о несбыточном. 6.Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к: А)бытовой сказке; Б) балладе; В) очерку. 7.Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует: А) противопоставление; Б) сравнение; В) сопоставление. 8.Характер героя в главе «О награде» раскрывается в: А)монологе героя; Б) рассказе о нём кого-то из присутствующих; В) рассказе повествователя о нём.


9Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые, Все мы вместе- это мы Тот народ, Россия. В этих строках главы «О войне» автор напоминает: А) об огромных потерях на войне; Б) о вине живых перед мёртвыми; В) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.

«Василий Теркин»


Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо воды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка - юмор, которым так богат русский фольклор.

Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.

После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.

Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вторую, брат, войну На веку воюю», - говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.

Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы

Самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».

В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невос-полнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.

Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом. Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым испытанием. Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.

В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику-хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сделать яичницу с салом.

Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.

В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций. Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»). Контраст множественного и единичного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.

На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными, обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе». Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.

Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и отраду.

Глава «Переправа», разбираемая па первом уроке, позволяет увидеть эту идейно-художественную многогранность поэмы. Чтобы выявить своеобразие главы, можно предложить учащимся сравнить два варианта ее начала: черновой и окончательный. Один из черновых вариантов «Переправы», по свидетельству самого поэта, начинался так:
Кому смерть, кому жизнь, кому слава,
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой.
И, угрюмый, зубчатый,
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый.
А под нами лежал берег правый,
Снег укатанный, втоптанный в грязь
Вровень с кромкою льда.
Переправа
В шесть часов началась…

Это почти очерковое начало было отброшено Твардовским и заменено строками, проникнутыми глубоким лиризмом. «Первой строкой «Переправы», - рассказывал поэт,- строкой, развившейся в ее, так сказать, «лейтмотив», проникающий во всю главу, стало само это слово - переправа, повторенное в интонации, как бы предваряющей то, что стоит за этим словом:

Переправа, переправа…

Я так долго обдумывал, представлял себе во всей натуральности эпизод переправы, стоившей многих жертв, огромного морального и физического напряжения людей и запомнившейся, должно быть, навсегда всем ее участникам, так «вживался» во все это, что вдруг как бы произнес про себя этот вздох-возглас:

Переправа, переправа…

И «поверил» в него. Почувствовал, что это слово не может быть произнесено иначе, чем я его произнес, имея про себя все то, что оно означает: бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей, идущих на смерть за Родину». Об одном из эпизодов Великой Отечественной войны Твардовский пишет как лирик, перестраивая материал действительности в соответствии со своим восприятием, прерывая повествование лирическими раздумьями и освещая его светом своего личного отношения. Слова «Переправа, переправа…», произносимые в разной тональности в зависимости от заключенного в них смысла, появляются в главе неоднократно. Ставим вопросы: на какие части разделяют главу эти слова, подобные рефрену? Какие чувства выражает поэт в каждой такой части главы?

Отвечая на вопросы, думая над идейным содержанием и художественным своеобразием главы, Читатели готовятся к выразительному чтению (глава может быть на следующем уроке, после тщательной подготовки дома, выразительно прочитана несколькими учениками - по частям). Вначале слова «Переправа, переправа» звучат как «вздох-возглас» погруженного в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные, наиболее впечатляющие детали пережитого:

Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…

Картина, связанная с драматическими переживаниями, окрашивается в грустные, скорбные тона:
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.

И только из дальнейшего повествования мы узнаем, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который совершают солдаты, ритмически передан короткой, «оборванной» четвертой строкой строфы, звучащей словно команда:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны
Первый взвод.

Как изображены молодые Русские солдаты? Почему поэт сравнивает молодых солдат с их отцами - героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых веков? Эти вопросы могут стать канвой для беседы о главе «Переправа». Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «мы» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими глазами»:

Поглядеть - и впрямь - мы!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Совсем «по-домашнему» воспринимаются сначала и детали боевой обстановки.
Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул одни, другой Басовым, железным тоном, ТОЧНО крыша под ногой. Не в испытаниях жестокой битвы показаны в начале главы «наса», а в тяжелом труде, требующем напряжения всех физических сил:
Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом.

Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается первая часть главы:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Снова звучат слова: «Переправа, переправа»

Но теперь они приобретают трагическую экспрессию:
Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.
Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели «наших стриженых нас», тем сильнее потрясает создаваемая им картина:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности. В третьей части главы, открываемой тем же рефреном: «Переправа, переправа…»,- мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу:
Переправа, переправа…
Темень, холод. Ночь, как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.

Перед нами проходят картинки фронтового быта. Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Поэт на мгновение изменяет строфику (опоясанная рифма) и размер стиха (перебивы четырехстопного хорея трехстопным)-и строки начинают звучать неизбывной грустью, печальной песней. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

«Василий Тёркин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Василия Теркина » по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить -

Я не спорю — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви.

Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.