Государственная Третьяковская галерея появилась на карте Москвы во второй половине 19 столетия. Ее основатель купец Павел Третьяков долгие годы посвятил коллекционированию разнообразных предметов искусства, скопил отличную коллекцию и в 1892 году передал ее во владение города. С тех пор запасники музея значительно обогатились, а коллекция многократно выросла. Сегодня трудно сказать, сколько всего картин в Третьяковской галерее в . Но их общее количество в экспозиции превышает цифру в 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Начало коллекции русской живописи Павла Третьякова было положено в 1856 году, когда ее основатель приобрел две первые картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Немногим позднее к двум первым прибавилось еще 4 картины российских художников. Ими стали «Разносчик» В.Якоби, «Больной музыкант» М.Клодта, «Сбор вишен» И.Соколова и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Коллекция картин Третьяковской галереи содержит множество шедевров всемирной живописи, но большая ее часть все же посвящена русскому искусству.

Картина Ивана Крамского «Русалки» стала первой сказочной картиной не только в Третьяковской галерее, но и в истории всей русской живописи. Обычный ночной пейзаж стал по-настоящему волшебным после того, как автор поселил на холсте .

Еще одна картина сказочной тематики принадлежит кисти Виктора Васнецова и называется «Богатыри» .

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в сложной объемной технике рисования мастихином.

Картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают в нашей стране и взрослые, и маленькие дети. И это неудивительно, ведь именно она стала визитной карточкой конфет «Мишка косолапый».

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» стала настоящим событием в истории русской живописи. Основанная на библейском сюжете, она поначалу не была принята отечественной публикой, получив высшие похвалы от итальянских критиков.

Полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны» поражает не только мастерством автора, но и своим глубинным смыслом. К любому, взглянувшему на эту картину, приходит осознание всего ужаса любой войны, какими бы благими целями она не оправдывалась.

Изучение картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» давно уже входит в школьную программу.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» хотя и не безусловна в отношении исторической достоверности, поражает глубиной человеческих эмоций, на ней изображенных.

Не менее сильное впечатление производит и полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова , посвященная одному из трагических событий в российской истории.

Еще одна картина Василия Сурикова , посвященная истории церковного раскола 17 столетия, называется «Боярыня Морозова» и является одной из основных в богатейшем собрании Третьяковской галереи.

Картина Василия Поленова «Московский дворик» приоткрывает зрителям окно в обычную московскую жизнь конца 19 века. Она написана с такой любовью к сюжету, что хочется возвращаться к ней снова и снова.

Портрет дочери известного мецената Саввы Мамонтова - Верочки - кисти Валентина Серова просто пронизан солнечным светом, и год за годом притягивает к себе тысячи посетителей галереи.

Портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского занимает в Третьяковской галерее особое место.

Картина Карла Брюллова «Всадница» , написанная им в 1832 году, сразу же вызвала бурю восхищенных отзывов.

Любой, кому интересно русское искусство, не обойдется без изучения коллекции картин, собранной в Третьяковской галерее. В ней, правда, более 180 000 экспонатов, и фонды регулярно пополняются. Чтобы изучить все, жизни не хватит! А вот узнать самые интересные факты из истории нескольких десятков шедевров основной экспозиции можно, прочитав нашу статью.

Андрей Рублев. Троица (1411 или 1425-27)

Есть что-то общее между рублевской Троицей и Джокондой. То, что заставляет возвращаться к ней вновь и вновь, а уходить с подсознательным ощущением неразгаданной тайны. Многие исследователи считают, что эта икона вообще лучшая из созданных. Хотя написана совсем просто, без «лишних» фигур и деталей.

Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из XVIII главы библейской книги Бытия рассказывает, как праотец встретил у дубравы Мамре троих странников. Пригласив их к трапезе в своем доме, Авраам услышал предсказание, что у него родится сын Исаак и их семья станет началом избранного народа. Так вот, на других иконах Троицы изображали Авраама, Сарру, домашних животных и прочие детали. Здесь же – только три фигуры, вписанные в круг.

Больше века не утихают споры, кто из трех изображенных вестников – Бог Отец, Бог Сын и кто Святой Дух. И еще удивительный факт в истории деревянной доски с уникальным изображением: около четырех веков икона тихо жила в храме, и только в начале XX века было доказано, что это работа одного из величайших иконописцев.

Владимир Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной (1797)

Павел Михайлович Третьяков однажды пришел в гости к московскому губернатору и уговорил хозяина продать ему портрет, который его поразил.

«Это моя тетя Мария Лопухина», – рассказала супруга губернатора.

Молодая женщина, которую запечатлел художник Боровиковский, была урожденной графиней Толстой, дочкой генерала в отставке Ивана Толстого. Совсем юной девочкой ее выдали замуж за егермейстера двора Степана Лопухина. Может показаться, что Мария позирует в парке, на самом деле работа над портретом шла в мастерской художника, а фон декоративный.

Всего через три года после этого героиня картины умерла в 21 год. Во времена Пушкина ходили слухи, что портрет приносит несчастья: стоит незамужней девушке посмотреть на картину, и она вскоре заболеет и умрет. И все-таки юной Лопухиной восхищались и посвящали ей стихи. А Третьяков, купив картину для своей галереи, положил конец шлейфу мистических историй.

Василий Тропинин. Кружевница (1823)

Бывший крепостной, получивший вольную в 47 лет, добился этим портретом официального признания. Точнее, представил он в Академию живописи три картины – «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О. Скотникова». И тут же был удостоен звания назначенного художника, а через год стал академиком. Более того, он вдруг стал популярным живописцем. Причем именно «Кружевница» сыграла в успехе ключевую роль. Простая девушка за работой была изображена с таким изяществом и очарованием, что к Тропинину буквально повалили заказчики.

Он написал более 3000 портретов: московских дворян, купцов, чиновников, артистов, писателей, коллег-художников. И знаете, в чем секрет? Героев своих картин он всегда изображал в наилучшем расположении духа, говоря при этом: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?» Пусть, мол, любящие этого человека помнят его в лучшие минуты жизни.

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина (1827)

Самый известный портрет великого русского поэта заказал его друг Антон Дельвиг. А самому Александру Сергеевичу работа художника так понравилась, что он тут же сочинил строки:

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит,

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид».

В Третьяковке портрет с 1916 года: галерея приобрела картину у внука поэта, Григория Александровича Пушкина.

Карл Брюллов. Всадница (1832)

Живописец довольно долго жил в Италии. Там он подружился с русской графиней Юлией Павловной Самойловой, и знаменитый конный портрет был создан как раз по ее заказу. В собрании графини полотно находилось четыре десятка лет, а когда было продано и затем оказалось в России, началась путаница. Многие считали, что на картине изображена сама красавица Самойлова. Затем выяснилось, что это не так, и обе девочки – воспитанницы графини. Старшую зовут Джованнина, младшую Амацилия, и считаются они дочками итальянского композитора Паччини. Опять же не факт: есть свидетельства, что дочкой Паччини была только крошка Амацилия, а Джованнина – племянница мужа Самойловой, оперного певца Перри.

Но и это еще не все: один миланский адвокат подарил гравюру с портрета музею знаменитого театра «Ла Скала», решив, что на нем изображена оперная дива Мария Малибран, трагически погибшая в 28 лет. Звезда оперы сильно разбилась, упав с лошади, и умерла от ушибов. И вот, представьте, «Всадница» из-за этой ошибки получает мрачную славу картины, способной приносить несчастья. Со временем, конечно, все это забылось, осталось только восхищение мастерством художника.

Павел Федотов. Завтрак аристократа (1850)

Картина маслом – своего рода карикатура, как и многие работы Федотова: сатирические зарисовки из современной жизни. В 1848 году художник прочитал в журнале «Современник» фельетон Ивана Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор «Обломова» прошелся по столичным франтам, которые готовы «два месяца дурно обедать», чтобы надеть в свет «привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами». Ключевым был вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

Что из этого вышло бы, наглядно продемонстрировал Федотов. Сам он, кстати, называл картину «Не ко времени гость». Этот самый утренний гость и вызвал панику хозяина, который в спешке прикрывает кусок черного хлеба – свой скудный завтрак. Очень это неприлично для светской особы – есть черный хлеб. Аристократам полагался только дорогой, белый, но у молодого человека, судя по вывернутому наизнанку кошельку, совершенно нет денег. При этом он явно любит пускать пыль в глаза: одет в модном восточном стиле, окружил себя предметами роскоши вроде затертого уже персидского ковра, и даже пудель у него подстрижен по моде – «под льва».

Александр Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии) (1837–1857)

Двадцать лет на одну картину, можете себе представить! А фактически даже больше. Художника не случайно называют мастером одного шедевра. Задумав грандиозное полотно на евангельский сюжет, Иванов написал огромное количество этюдов с натуры. Только в Третьяковской галерее их больше 300. Идущий к людям Иисус, указывающий на него Иоанн Креститель, будущие апостолы Иоанн, Петр, Андрей и Нафанаил, множество других персонажей… Для одного из них художнику даже позировал Гоголь.

И вот долгожданную картину привозят из Италии в Россию и представляют публике. Вместо триумфа – странное разочарование. То ли ждали большего после впечатляющих этюдов, то ли российские умы были слишком заняты предстоящей отменой крепостного права. К тому же обнаружились «недоделки»: к примеру, старик слева одет в светлую повязку, а в отражении он красная.

Вскоре после презентации художник умер от холеры. Уже после его смерти император купил картину, дав указание построить для нее отдельный павильон в Румянцевском музее. Кстати, в Третьяковке, куда «Явление Мессии» попало в 1920-м, для нее тоже пристроили отдельный зал к зданию в Лаврушинском переулке.

Василий Пукирев. Неравный брак (1862)

Едва окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Пукирев написал картину, за которую ему сразу присвоили звание профессора. При том, что это не батальное полотно или масштабный исторический холст. Всего-то навсего зарисовка, скромная свадьба в небольшой церкви, но сколько в ней мастерства, смысла и настоящих чувств. Целая трагическая история в одном «кадре». Хрупкая юная девушка-невеста, титулованный старик-жених, с досадой реагирующий на ее слезы. И другие персонажи, каждый из которых настолько выразителен, что можно, кажется, снимать про их взаимоотношения целый сериал.

Есть, например, высказанное одним из ведущих искусствоведов Третьяковки предположение, что две старухи (слева от жениха и слева от священника) не случайно облачены в венчальные уборы и написаны в призрачной манере, в отличие от остальных людей на картине. Не тени ли это прошлых жен, который уморил своей жестокостью нынешний жених? Что касается молодого человека со скрещенными руками за спиной невесты, в его чертах есть сходство с самим художником, что заставило современников считать, что Василий Пукирев рассказал таким образом о собственной несчастной любви.

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова (1864)

В истории Петербурга было несколько сильнейших наводнений, одно из которых случилось в сентябре 1777 года. Вода в Неве поднялась более чем на три метра от своего обычного уровня. По одной из легенд, во время этого наводнения погибла заточенная в Петропавловскую крепость княжна Тараканова. Эта версия стала основой лучшей работы Флавицкого, который прожил всего 36 лет.

История происхождения княжны покрыта тайной. Таракановыми называли самозванцев, якобы незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Едва в России был подавлен бунт одного из таких «наследников», Емельяна Пугачева, как появилась красавица-авантюристка, которая сначала назвала себя мадмуазель Франк, затем мадам Тремуйль. Вдруг выяснилось, что она персиянка по имени Али-Эмете и, наконец, девушка объявила себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы и ее последнего фаворита, генерала Алексея Разумовского.

Екатерина Вторая поручила заняться новоявленной претенденткой на престол графу Орлову, а тот, изобразив влюбленность и добившись взаимности, похитил княжну под предлогом тайного венчания на борту русского корабля. Вместо этого Тараканова была арестована и отправлена в крепость. Там, возможно, и закончилась ее жизнь. Хотя конец истории незнакомки так же загадочен, как и ее начало.

Василий Перов. Тройка (1866)

У картины есть второе название – «Ученики-мастеровые везут воду». Рассказывают, что художник никак не мог найти образ центрального из трех ребятишек, которые тянут тяжелую бочку. Крайние – девочка и мальчик – уже были написаны, когда Перов увидел на улице крестьянку с сыном, которые шли из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. Лицо мальчика поразило художника. Но тетушка Марья, у которой погибли муж и дети, долго не соглашалась, чтобы ее Вася, единственный оставшийся в живых, позировал.

Остановиться им было негде, Перов предложил ночлег и показал неоконченную работу в мастерской. Женщина в конце концов дала согласие. Картина получилась такой выразительной и реалистичной, что была сразу приобретена Третьяковым и выставлена в галерее.

Спустя 4 года на пороге мастерской появилась Марья. Она рассказала, что год назад Вася заболел и умер. Мать продала все, что у нее было, чтобы купить картину. Узнав, что полотно продано, несколько часов простояла перед ним на коленях в зале галереи. Автор картины пообещал написать портрет мальчика и сдержал обещание, отправив его Марье в деревню в золоченой раме.

Василий Верещагин. Апофеоз войны (1871)

Необычная деталь – у этой картины есть надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Считается, что все остальные работы художника – репортажные, на них он изображал то, что видел в реальности, участвуя в военных кампаниях русской армии. И тольно на этой – события давней истории, а точнее – XIV века.

Жестокий полководец Тамерлан, завоевав и разграбив Дели, отдал приказ обезглавить более 100 тысяч мирных жителей и сложить из их голов огромные пирамиды, прославляющие его как полководца. Подобная гора черепов кисти Верещагина стала жутким символом бессмысленности жертв всех войн на земле.

Василий Перов. Охотники на привале (1871)

Самая популярная из целой охотничьей серии работ Перова. Он и сам был заядлым охотником, а в персонажах картины современники без труда узнали его знакомых. Одни восхищались и сравнивали «привал» с охотничьими рассказами Тургенева, другие ругали за неестественность и наигранную театральность. Художник применил интересный прием: «подсветил» руки и лица, придав тем самым жестам и мимике особую выразительность. А уж как выписана дичь! Можно сказать, отдельный натюрморт.

В советские времена «Охотники на привале» пользовались какой-то немыслимой популярностью: на каких только стенах не висели ее репродукции. Если человек увлекался охотой, хорошим тоном считалось непременно вручить ему экземпляр в рамочке.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (1871)

Вот загадка – вроде бы ничего особенного не изображено на этой небольшой картине, но именно она стала знаменитой настолько, что печаталась в школьных учебниках. Невзрачный пейзаж с покосившимися избами, голыми ветками деревьев и черными птицами был написан не в лучшее время. Саврасова с семьей выгнали с казенной квартиры в разгар учебного года: в училище живописи решили, что у него недостаточно учеников. Он поехал на Волгу, сделал множество этюдов в Костроме, Юрьевце, Нижнем Новгороде… В Ярославле начал «Грачей», а сложилась картина, когда он нашел церковь Вознесения Христова в селе Молвитино.

Картина была выставлена на первой выставке передвижников и как-то сразу стала классическим образцом нового жанра – лирический пейзаж. Хорошо сказал Иван Крамской: во всех пейзажах есть вода, деревья, воздух. А в «Грачах» – душа.

Виктор Васнецов. Аленушка (1881)

Девушку, ставшую сказочной Аленушкой на картине, Виктор Михайлович случайно встретил в Ахтырке – усадьбе в Подмосковье. И представил ее в образе сказочной героини, которая грустит о братце Иванушке. Потомки удивлялись, почему художник поначалу назвал полотно «Дурочка Аленушка». Но это вовсе не оскорбление. Дурочками называли и юродивых, и сирот. В сказке сестра и брат – как раз сироты. Но самое удивительное, что героиня картины – и сказочная, и очень реальная. Такое сочетание – «фирменная» особенность манеры Васнецова.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни (1881)

Реальные исторические события отражены на полотне: в 1698 году царевна Софья возглавила Стрелецкий бунт, который был жестоко подавлен. Петр I сам отрубил головы пятерым приговоренным, а всего было казнено более 2000 человек. Еще несколько сотен публично биты и сосланы. Суриков запечатлел самый трагичный момент – не саму гибель, а прощание с родными привезенных на место казни стрельцов.

Интересно, что художник сблизил исторические сооружения, сократив реальные расстояния между ними. При этом приговоренные (мученики) изображены на фоне храма Василия Блаженного, а Петр I и его приближенные (власть) – на фоне Кремлевской стены.

Иван Крамской. Неизвестная (1883)

Едва ли не самый скандальный и загадочный портрет в истории. Крамской представил «Неизвестную» публике на выставке передвижников в марте 1883 года. Написана она была вызывающе «не в духе» товарищества художников. Дама была вызывающе дорого одета: модный берет «франциск» с пером, пальто дорогого сукна и муфта, отделанные соболем, лайковые «шведские» перчатки. К тому же передвигаться одной в коляске даме высшего света было неприлично. Павел Третьяков отчего-то отказался покупать ее для галереи, и полотно долго кочевало от одного владельца к другому, принося им, по легенде, несчастья. Пока все-таки не оказалось в Третьяковке.

Но самой главной тайной стала сама героиня. Все видели в ее лице что-то смутно знакомое, но никто не мог сказать наверняка, что за женщину изобразил художник. Версий несколько. По одной, это простолюдинка Матрена Саввишна, на который женился, влюбившись, молодой граф Бестужев. Потом, впрочем, разочаровался и бросил ее, а девушка умерла по пути в услужение к прежней барыне. Другая, еще более скандальная версия, – на портрете княжна Екатерина Долгорукова, невенчанная супруга императора Александра II, которая пошла ради любви против света.

И еще одна версия: Крамской увидел камею с портретом грузинской княжны Варвары Туркестановой и был поражен рассказом о судьбе фрейлины вдовы Павла I Марии Федоровны. Быть красивой и обладать острым умом – опасно для девушки при дворе. Император Александр I был покорен, но тайная связь не принесла княжне счастья. Она пыталась найти утешение в любви другого, родила дочку и покончила с собой, не выдержав позора.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885)

Редкий случай, когда картина пережила настоящее покушение. В 1913 году на нее с ножом и криками «Довольно крови!» кинулся один из посетителей Третьяковской галереи. Израненное полотно спасали реставраторы и сам художник, примчавшийся со своей дачи в Финляндии. Эмоции, которые запечатлел Репин, и в самом деле граничат с безумием.

Легенду о том, что царь Иван в приступе ярости убил своего сына, ударив жезлом в висок, пересказывали многие, а Николай Карамзин описал услышанное в «Истории государства Российского». Гнев был вызван то ли подозрением в предательстве, то ли просто тем, что жена царевича появилась на мужской половине терема простоволосой – с распущенными волосами и непокрытой головой. Взгляд Ивана Грозного, его лицо выглядят так, что даже самому художнику становилось страшно. Он признавался, что прятал картину, отворачивал ее к стене, но что-то заставляло его снова браться за кисть, и он работал как одержимый.

Многие историки, впрочем, считают историю убийства мифом. По некоторым свидетельствам, сын Грозного умер от тяжелой болезни.

Валентин Серов. Девочка с персиками (1887)

Девочка с картины – Вера Саввишна Мамонтова. Ей было 11 лет, когда в усадьбу ее отца, известного мецената, приехал погостить Валентин Серов. Художнику было всего 22 года, и он только что вернулся из Италии. И вот в какой-то момент Вера забежала в столовую я взяла со стола персик. А гость загорелся написать ее портрет, чтобы передать эту свежесть, легкость и ощущение простого счастья.

Веру вообще часто писали художники, приезжавшие в Абрамцево. Ее черты находят в «Снегурочке», «Египтянке» Врубеля, его же Тамаре в иллюстрациях к «Демону». Кисти Васнецова принадлежат ее портреты «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня». Но жизнь, которая так красиво и благополучно начиналась, оборвалась неожиданно и трагично. В 27 лет Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, родила троих детей. А затем вдруг заболела воспалением легких и сгорела в считаные дни. Ей было всего 32 года. Самарин больше не женился, в 20-е годы был арестован и сослан в лагеря. Умер в ГУЛАГе в 1932 году.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (1887)

Огромное полотно, 3,04 на 5,87 м, рассказывает о реальном событии: в ноябре 1674 года боярыню-староверку отправили в заточение в земляную тюрьму одного из монастырей, где она вскоре умерла.

Феодосия Морозова была приближенной царя Алексея Михайловича, носила при дворе чин верховной боярыни. В 30 лет осталась вдовой, но влияния и богастства не растеряла. Феодосия не приняла церковные реформы патриарха Никона, последовав в вопросах веры за протопопом Аввакумом. Даже приняла тайный постриг в монахини. За приверженность старообрядчеству она и пострадала.

Суриков рассказывал об этом образе так: «Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал».

Илья Репин. Не ждали (1988)

Картину Репина «Не ждали» знают, наверное, все в России. Раньше по ней в школах полагалось писать сочинения. А в наше время по просторам интернета ходит множество мемов. Один из них припасен для вас в нашей небольшой галерее, после двух вариантов знаменитого холста (оба находятся в Третьяковке). В более раннем «не ждали» девушку-курсистку.

По сюжету политический ссыльный возвращается с каторги домой, и потерявшие надежду его увидеть близкие испытывают самые разные чувства. Вплоть до испуга младшей дочки, которая совсем не помнит отца. Позировали художнику его близкие – жена, дочь, теща, друзья. А главный герой написан с писателя Всеволода Гаршина. По совету Третьякова, кстати, который не хотел покупать картину и требовал переписать лицо ссыльного. Репин обиделся, но переписал. Правда, и цену поднял.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (1889)

Как только не называют эту картину – и «Утро в сосновом бору», и «Мишки в сосновом лесу», и просто «Мишки» Шишкина. Последние два варианта, пожалуй, оттого, что репродукцию печатали на фантиках советских конфет «Мишка косолапый». Правда, считается, что как раз медведей вписал в пейзаж не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А коллекционер Павел Третьяков будто бы распорядился стереть с купленного полотна подпись Савицкого.

Так или иначе, пейзаж великолепен. Рассказывают, что Шишкин три месяца жил в шалаше в брянских лесах, работая над своими картинами, а добавить к готовому пейзажу живых персонажей предложила жена художника. Причем кроме медведей кандидатами были кабаны и лоси.

Михаил Врубель. Демон сидящий (1891)

Лермонтов писал поэму «Демон» 10 лет. Врубель работал над своими демонами двенадцать. «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и еще сотни эскизов. А в итоге лермонтовского падшего ангела уже трудно представить другим.

Можно, конечно, рассуждать об особой врубелевской манере письма, о том, что он искусственно сужает пространство, заставляя духа изгнания сутулиться и задыхаться, как в заточении. Но даже это не объясняет, почему подходишь к этой картине – и проваливаешься в потусторонний мир, где нет ни времени, ни рациональных категорий.

Илья Репин. Запорожцы (1891)

Чаще картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Идея возникла, когда Репин пришел в гости и услышал рассказ историка Дмитрия Яворницкого. Тому как раз передали найденную копию письма, написанного в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко и его казаками султану Османской империи Мехмеду IV в ответ на его ультиматум и требование к Запорожской Сечи подчиниться. Можно себе представить, как веселилась казачья вольница, придумывая ответ, который под диктовку выводил писарь. Гости на светской вечеринке тоже от души хохотали, когда Яворницкий зачитывал им: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» А у художника тут же сложился замысел его будущего шедевра, где все персонажи настолько живые, что зритель словно оказывается внутри реальной исторической сцены.

В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер собирался написать по мотивам «Запорожцев» гениально задуманную картину «Большевики пишут письмо Чемберлену». А еще в Советском Союзе репродукцию картины печатали на пачке папирос «Запорожцы».

Виктор Васнецов. Богатыри (1898)

Картина стала настолько популярной, что все так и думают, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович разъезжали по полям втроем, дружно оберегая землю русскую от вероломных захватчиков. Фокус в том, что встреча этих героев русских былин могла случиться только на картине. Богатыри сильно различались по возрасту – по сути, жили в разное время. В тот момент, когда Илья выглядел примерно так, как на полотне, Добрыня должен был быть глубоким стариком, а Алеша – ребенком.

Но для художника богатыри были символом, и работе над полотном он отдал всю душу, множество сил и больше 20 лет жизни. Все это время гигантский холст неотступно следовал за художником и его семьей – из Москвы в Киев или, к примеру, на дачу летом. А то в поля близ конюшен Саввы Мамонтова, откуда приводили скакунов для позирования. А уж образы богатырей оказались настолько собирательными! Для этюдов позировали родные и друзья, известные люди и простые крестьяне. Добрыня Никитич, например, считается едва ли не фамильным портретом Васнецовых – для набросков не однажды позировали родственники художника, и есть даже сходство с ним самим.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь (1900)

Фантастически красивый портрет любимой женщины. На картине жена художника, певица Надежда Забела, в сценическом костюме, созданном по его же рисункам. Врубель работал над эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Но образ далек и от реальности, и от светлой сказки. В нем тайна сразу двух стихий – темной холодной воды и воздуха, в который уносятся птицы. И еще мистика невероятных глубоких глаз.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (1912)

Говорят, начинал художник работу как обычную бытовую зарисовку – жил он в то время в Камышине, имении на Волге. А в итоге вышло и необычно, и символично, и видит каждый в этом свой особый смысл. Чаще всего говорят о предчувствии грядущих событий – революций, войн, надвигающейся катастрофы. А еще поразительно то, что работа, в чем-то даже опередившая время, созвучна русской иконописи – и цветами, и образом всадника, напоминающего о Георгии Победоносце, и особым приемом, когда совмещаются вид сверху и сбоку.

Весной 1914 года Петров-Водкин отправил свою картину в Швецию на международную выставку в городе Мальмё. И больше никогда не видел ее. «Красный конь» вернулся в Россию только в 1950 году, когда художника уже не было в живых.

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат (1915)

Скажите честно, приходило вам в голову, что значение этой картины сильно преувеличено? В самом деле, просто квадрат, что-то замазанное черной краской – и что здесь такого? К тому же Малевич, кажется, не слишком старался! Поверхность потрескалась, и сквозь черный просвечивают другие цвета. А ведь художник даже сам делал копию со своей картины в Третьяковке – еще в 1929 году специалисты сочли, что она неважно сохранилась. Но именно черный квадрат Малевича стал иконой супрематизма и символом современного искусства на много десятилетий вперед. И никакие желтые, красные, зеленые, разноцветные прямоугольники, полосы и прочие геометрические фигуры этого успеха не повторили.

Кстати, задумывалась картина как часть триптиха, и ее «соседи» – черные круг и крест. А вот и еще пара удивительных фактов. Во-первых, квадрат – вовсе не квадрат. У него есть сторона, строго говоря, не параллельная противоположной и не перпендикулярная прилегающим. А во-вторых, он вовсе не черный! Цвет получен смешением красок, среди которых как раз черной-то и не было.

Марк Шагал. Над городом (1918)

Вот она, главная любовь всей жизни художника – Белла (Берта) Розенфельд. Шагал прожил почти сто лет и после смерти своей первой супруги, эмигрировав и живя во Франции, был женат еще несколько раз. Но именно первая жена видится во всех женских образах на его полотнах, настоящая его половинка – как на этой картине, где Марк и Белла летят над родным городом Витебском.

Если присмотреться, двое влюбленных – как одно целое, перетекающие друг в друга тела и контуры: две руки на двоих, сливающиеся ноги… А характерный шагаловский полет – отражение целой истории о счастье. После знакомства в 1909 году, когда сын разнорабочего виделся совсем не парой богатой дочке ювелира, Шагал уехал в Париж, чтобы выучиться и прославиться. Четыре долгих года разлуки дались влюбленным непросто, но художник добился своего. В 1915 году они поженились. А картину, на которой две души парят в небесах, он начал в 1914-м, а завершил, уже прожив с любимой три счастливых семейных года.

Борис Кустодиев. Большевик (1920)

Кустодиев скорее ассоциируется с «Купчихой за чаем» или «Русской Венерой», но настоящий художник отражает время, в котором живет. А время было таким.

Огромный человек шагает по городу, заполненному людьми, с алым флагом. Полотнище полыхает, как огонь революции, а великан, кажется, готов перешагнуть и людей, и церковь, попавшуюся на его пути. Или наступить на них. Правда, большевики трактовали картину иначе – как праздничный дух революционной победы.

Федор Решетников. Опять двойка (1952)

Еще одна картинка из школьных учебников. На самом деле художник сначала написал другую работу – «Прибыл на каникулы». Юный суворовец приезжает в родной дом на Новый год, а дед встречает его по стойке смирно, демонстрируя военную выправку. И вот в продолжение серии положительных образов советских школьников Решетников задумал картину об отличнике. Отправился в школу на урок, сел с блокнотом на заднюю парту, а учительница вызвала к доске лучшего ученика. Но тот занервничал, приняв его за проверяющего, растерялся и не смог решить задачу. В набросках мальчишка получился грустным, виновато опустившим голову. В процессе работы автор «перенес» его из школьного класса в домашнюю обстановку. Теперь «Опять двойка» и напоминает о прежних методах школьного воспитания и о том, как последующие поколения вымучивали сочинения на заданную тему.

А знаете, что оказалось самым сложным в работе над картиной? Заставить собаку подольше постоять на задних лапах! Для этого ей скормили немыслимое количество бутербродов.

Павел Третьяков первый русский продюсер

Увлекательно об искусстве: 12 образовательных Instagram-аккаунтов

Опасная красота: 13 картин, которые приносят несчастья

Третьяковская галерея (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лаврушинский переулок в Москве стал знаменит только потому, что русский купец, миллионер и меценат Павел Михайлович Третьяков построил здесь специальное здание для своей коллекции картин. Она легла в основу одного из крупнейших художественных собраний в мире. Третьяковская галерея продолжает хранить, исследовать и популяризировать русское искусство, формируя, тем самым, нашу культурную идентичность.

Немного истории

Первые полотна будущей коллекции Третьяков приобрел в 1856 г. Десятилетием спустя галерея открылась для публики, а в 1892 г. владелец подарил ее Москве вместе со зданием. В первые годы 20 века фасад перестроили по эскизу Васнецова.

Сотрудники Третьяковки всегда ревностно относились к своим обязанностям. После того, как маньяк изрезал ножом картину Репина, хранитель галереи посчитал себя виновным в этом происшествии и бросился под поезд.

После революции коллекцию национализировали, здание многократно достраивали и перестраивали, присоединили к нему помещение закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Во время войны полотна и статуи эвакуировали в Сибирь, в 1985 г. объединили с Государственной картинной галереей на Крымском валу, перенесли туда основную экспозицию, а главное здание 11 лет реставрировали. Сейчас строится новое помещение для Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь - часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции - икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт - на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Практическая информация

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: Лаврушинский пер., 10 (ст. метро «Третьяковская»).
Часы работы: вторник, среда и воскресенье - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница и суббота - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (ст. метро «Парк культуры»).
Часы работы: вторник и среда - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной.

Цена билета для взрослых - 500 RUB, для пенсионеров, студентов, учащихся - 250 RUB. Вход для посетителей младше 18 лет бесплатный. Прокат аудиогида - 350 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.













































Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

Третьяковская галерея – из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа "…Третьяков по натуре и знаниям был ученый". Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу - по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века - храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея - картины

Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка», а также портреты.

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина - коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.

Третьяковская галерея – информация для туристов

Для осмотра в музее развернуты экспозиции Древнерусского и Русского искусства, (18-20 вв.) и русской графики. Представлены также экспозиции «Сокровищница» и «Русский авангард», «Скульптура и графика 20 века» и собрание, посвященное Искусству 1930-х – начала 1950 годов и второй половины XX века. Кроме основного здания в Лаврушинском переулке, д.10 построен комплекс на Крымском валу. Здесь собраны работы, посвященные русскому искусству 20 века. Также здесь организуются выставки современного искусства. Третьяковке принадлежит музей-храм Святителя Николая и выставочный зал в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.

Заказать экскурсию можно в Экскурсионном бюро у главного входа музея. Продолжительность экскурсии 1 ч. 15 мин. - 1 ч. 30 мин.

Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.

Датой основания знаменитой Третьяковки считается 1856 год. Собрание включает в себя более 170 полотен русских художников. Основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стремился создать первый в истории России музей, где бы хранились произведения только отечественных мастеров. Спустя более сотни лет со дня открытия экспозиции можно с уверенностью сказать, что мечта предприимчивого купца и подлинного ценителя российского искусства сбылась.

Каждая из картин собрания уникальна по-своему. Но все эти полотна объединяет стремление воплотить подлинную русскую идею, раскрыть богатство русской души, отразить основные вехи российской истории и своеобразие менталитета народа.

Пройдем по залам Третьяковки…

Перечисляя , знатоки непременно вспоминают знаменитый «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», который был создан еще в 1797 году Владимиром Лукичом Боровиковским. Чувственная и невероятно женственная красота девушки ощущается в ее глубоком, будто направленном внутрь себя, взгляде, изящном повороте головы и нежной полуулыбке, едва коснувшейся сомкнутых губ. Сдержанный пейзаж выступает здесь фоном, оттеняя грациозность героини портрета. Этот прием использован художником в полном соответствии с особенностями сентиментализма - одного из основных течений живописи тех времен. Юная девушка, изображенная на полотне, скончалась в раннем возрасте, но портрет смог пронести сквозь века красоту ее лица и души.

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» была написана в 1883 году. История этого портрета успела обрасти многочисленными легендами, основанными на том, что художник не оставил никаких достоверных сведений о прототипе своей героини. С полотна на зрителей гордо, но с толикой кокетства взирает изящно одетая восточная красавица. В образе читается безукоризненная утонченность - автор полотна явно любуется сдержанностью, грацией и неизбывной женственностью героини.

Картина «Утро в сосновом лесу» широко известна и под другим, неофициальным, названием - «Три медведя». Источник ошибки - обычная обертка конфет «Мишка косолапый», для оформления которой производители лакомства воспользовались идеей великого живописца Ивана Ивановича Шишкина. На самом деле на картине изображено четыре медведя, но на фантике поместилось всего трое. Но вернемся к полотну. Работа была написана автором в 1889 году с невероятной любовью к родной природе, ко всем чудесам растительного и животного мира. Сегодня часто можно увидеть живописные шедевры на фото высокого разрешения, так вот эта картина представляется совершенно реальной, искушенному зрителю даже кажется, что через мгновение станут слышны звуки леса. Эту картину любят и знают не только взрослые, но и дети.

Шедевр «Апофеоз войны» был создан Василием Васильевичем Верещагиным в 1871 году. Это произведение потрясает силой вложенной в него мысли о разрушительности любой воинственности. На раме полотна написано посвящение всем завоевателям, прошлым и будущим. Протест художника против войн, насилия и завоеваний сквозь века взывает к разуму человечества и одновременно с тем отсылает мольбу о пощаде. Все изображенное на картине символизирует смерть и разорение, пугая и завораживая безапелляционной однозначностью.

Полотно Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» было создано в 1890 году. Картина стала частью иллюстраций к собранию сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова. Рукой великого мастера живописи создан образ не столько полной злобы, сколько страдающий и скорбный, но при этом, несомненно, величавый и властный. Последней работой художника стало вновь обращение к этой же теме: картина получила название «Демон поверженный», где герой находится на пороге собственной гибели.

Произведение Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» датируется 1890 годом. Именно с этой картины и началась коллекция работ художника, посвященных Сергию Радонежскому. Основой для сюжета этого полотна стал эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного Епифанием Премудрым. Роль святого Сергия для становления и сплочения русского народа несомненна, а сама картина символизирует непоколебимую нравственность и чистоту, присущую русским людям и много веков спустя.

Шедевры Третьяковской галереи включают и картину «Грачи пролетели», которая была создана в 1871 году талантливым мастером Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Это полотно стало самым известным произведением художника. Каждая маленькая деталь картины пронизана бесконечной любовью творца к природе родного края, каждое движение его кисти передавало всю теплоту чувств Саврасова. Чуткий ценитель изобразительного искусства, глядя на этот шедевр, непременно чувствует едва уловимый запах оттаивающей земли, слышит потрескивание сухих веток, хлопанье птичьих крыльев и ощущает приближение весны шаг за шагом.

Истинным шедевром в наследии Николая Константиновича Рериха можно назвать картину «Заморские гости», созданную в 1901 году. Примечательно, что это полотно было написано художником в Париже, а приобрел впоследствии картину сам Николай Второй. Полотно входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне». Перед зрителями разворачивается словно видение из прошлого: лица полустерты, а природные сюжеты раскрываются постепенно. Изумление и удивление заморских гостей варяжских племен прочитывается в самом взгляде художника на русскую природу.

Подборки картин великих мастеров в Третьяковской галерее

Илья Ефимович Репин

Живопись Ильи Ефимовича Репина широко представлена в галерее. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», известная широкой публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына», считается одной из самых знаменитых работ этого художника. Полотно было создано в 1885 году. Образы, воплощенные мастером на холсте, потрясают и ошеломляют. Картина вызывает смешанные чувства, заставляя сопереживать происходящему вновь и вновь уже более века. Отчаяние, прозрение, горе, ужас и осознание всей тяжести произошедшего - все это изумляет зрителей, осматривающих легендарное полотно.

Картина Репина «Не ждали» широко известна во всем мире. Репродукции этого произведения мастера используются даже в школьных учебниках и хрестоматиях. Полотно датируется 1888 годом. Изображение пронизано множеством противоречивых чувств и эмоций, которые неизбежно возникают при возвращении ссыльного домой: страх и радость, отчаяние и восхищение. На главного героя устремлены взоры всех присутствующих, а в его глазах прочитывается ожидание, смешанное с напряжением. В следующее мгновение эта сцена приобретет черты определенности, однако художник оставляет продолжение истории на усмотрение зрителей. Насколько точно переданы жизненные события в этой живописной работе, показывают хранящиеся в музеях исторические фотографии, запечатлевшие аналогичные ситуации.

Виктор Михайлович Васнецов

Не будет большим преувеличением утверждение, что имя Виктора Михайловича Васнецова известно буквально в каждом уголке нашей планеты. Его картины, даже со сказочными сюжетами, кажутся настолько реальными, что зритель буквально слышит малейшие шорохи, которыми насыщено изображение, ощущает движение воды и легкое трепетание листьев.

Несомненным шедевром Третьяковской галереи является картина «Аленушка», написанная рукою великого мастера в 1881 году. Героиня - печально сидящая у пруда юная девушка, в глазах которой читается очень взрослая и отчаянная грусть. Создается впечатление, что сказка замерла на секунду, чтобы счастливо продолжиться в следующее мгновение. Этим полотном художнику удалось невероятно точно отразить неоднозначность русского характера.

В коллекции галереи представлена и еще одна своего рода легенда - работа «Три царевны подземного царства». Картина датируется 1881 годом. Основой сюжета стала известная в народе сказка о подземных царевнах. Художник сделал своих героинь олицетворением богатств русской земли: золота, меди и угля. Полотно насыщено разнообразными знаками и символами, которые можно трактовать по-разному. Однако ясно одно: в образах царевен воплотились характеры русских девушек.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» написана в 1889 году. В основу ее сюжета вновь легла русская народная сказка. Фольклорные мотивы тонко переплетаются с таким реальным страхом царевны, напряжением царевича и готовностью волка к самопожертвованию. Это полотно словно пропитано загадкой, чудом и душевной красотой персонажей.

Настоящим художественным достоянием, вне всякого сомнения, является картина «Богатыри» (распространенный вариант названия - «Три богатыря»), созданная в 1898 году. Для того периода характерно обращение к русскому фольклору, а Виктор Михайлович Васнецов нашел собственное видение народной культуры. Знаменитые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович предстают во всей своей телесной мощи и душевной силе: внушительные размеры холста только подчеркивают это ощущение. Картина создавалась на протяжении практически тридцати лет. Полотно дышит предчувствиями опасности, сама природа словно замерла в ожидании грозных событий. Однако поводов для беспокойства нет: храбрые и отважные фигуры богатырей вселяют уверенность в победе.

Василий Иванович Суриков

Картину «Утро стрелецкой казни» можно назвать несомненным шедевром, вышедшим из-под кисти Василия Ивановича Сурикова. Это полотно датируется 1881 годом. Глазам зрителей предстает масштабное изображение исторических событий, созданное рукой настоящего мастера. Примечательно, что эта работа стала первым произведением Сурикова, представленным на суд широкой публики. Внимание на картине приковано к скрещенным взглядам стрельца с рыжей бородой и царя Петра: ненависть в глазах одного наталкивается на непримиримость взора другого. Словно обрезанный храм Покрова призван символизировать образ той Руси, которая была изменена Петром Первым.

Художественный талант Сурикова в полной мере воплотился в картине «Боярыня Морозова», написанной в 1887 году. Церковный раскол отразился на судьбе всего русского народа. На полотне художник не изобразил ни одного счастливого женского лица. Смеются и веселятся только беззаботные дети. Эмоции людей разнообразны, но все они искренние и неприкрытые. Прототип главной героини Сурикову найти было непросто, именно поэтому работа над картиной заняла четыре года. Ссыльная боярыня и ее крамольный жест благодаря великой силе искусства прорываются сквозь века, воздействуя на эмоции и мысли зрителя.

Валентин Александрович Серов

Искусство портрета - вот чему в основном посвятил свой талант Валентин Александрович Серов. Картина «Девочка с персиками», хранящаяся в Третьяковке, является одним из лучших творений мастера. Полотно это датируется 1887 годом, изначально его предполагалось назвать «Портрет В. М.». За этими инициалами скрывается дочь знаменитого русского мецената Верочка Мамонтова. Однако жизнерадостность, легкость, теплота и радость во взгляде и во всей позе героини полотна создали обобщенный образ самой юности. Именно поэтому картина и была впоследствии переименована.

В 1910 году Серов написал полотно «Похищение Европы». В этой работе античный сюжет получил кардинально новое воплощение, а сама картина стала последней для мастера. Сегодня посетители галереи могут увидеть вещественное послание художника своим потомкам. Европа и бык манят за собой в неизвестность, обещая показать зрителям нечто запретное и доселе неизвестное.