Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.

Российско-японские отношения в современных условиях

Введение

Будучи странами-соседями отношения между Россией и Японией не могли не завязаться с давних лет. Начинаются они еще при российских государях, когда Россия значилась как империя.

На современном этапе распространено мнение, что отношения между Россией и Японией находятся в весьма напряженном состоянии, что не оправдано. Естественно Курильский конфликт дает о себе знать, но сотрудничество между странами, особенно в сфере атомной промышленности, только набирает обороты. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Из истории Российско-Японских отношений

японский сотрудничество курильский атомный

Русско-японские отношения берут свое начало с 27 декабря 1991 г., когда правительство Японии признало Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.

В Московской декларации, подписанной в ноябре 1998 года, поставлена задача строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства. Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне.

В 2003 г. по итогам переговоров Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Дз. Коидзуми был принят «Российско-Японский план действий» - обширный политический документ, в котором намечены основные направления дальнейшей работы по развитию двусторонних отношений. В нем, в частности, предусматривается развитие политического диалога, продолжение переговоров по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Положения Плана в целом успешно реализуются по всем направлениям. Японская сторона также выражает удовлетворение ходом его реализации, за исключением переговоров по мирному договору.

ноября 2008 г. в Лиме в рамках саммита АТЭС и 18 февраля 2009 г. в Южно-Сахалинске были проведены отдельные беседы Президента России Д.А. Медведева с Премьер-министром Японии Т. Асо, в ходе которых были достигнуты договоренности об осуществлении визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Японию в мае 2009 г. и проведении отдельной беседы лидеров в ходе саммита «Группы восьми» в Италии в июле 2009 г.

В июле и ноябре 2007 г., а также в декабре 2008 г. состоялись визиты в Японию делегации во главе с С.Е. Нарышкиным для участия в церемониях открытия и закрытия «Фестиваля российской культуры в Японии - 2007».

На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран (14-15 апреля 2008 г. Москву с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Японии М. Комура, 4-5 ноября 2008 г. состоялся визит С.В. Лаврова в Японию).

С 2007 г. действует механизм российско-японского стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел (обсуждение ключевых международных проблем, прежде всего связанных с глобальной и региональной безопасностью) под углом взаимодействия в решении международных проблем. Очередное пятое заседание в данном формате состоялось в октябре 2008 г.

В январе 2009 г. Японию с визитом посетил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов.

В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В 2006 г. объем российско-японского товарооборота составил 12,5 млрд. долл. США, а в 2007 г. - 20,1 млрд. долл. США, что является рекордным показателем за всю историю двусторонних отношений. В 2008 г. объем торговли, может достигнуть 30 млрд. долл. США. Знаковым событием в двусторонних торгово-экономических связях стало строительство под Санкт-Петербургом автосборочных предприятий концернов «Тойота», «Ниссан» и «Судзуки». В декабре 2007 г. состоялась церемония пуска завода «Тойота», на которой присутствовали В.В. Путин и бывший Премьер-министр Японии Ё. Мори. В июле 2008 г. состоялась церемония начала строительства завода компании «Комацу» в Ярославле.

С 1994 г. действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (сопредседатели - Министр промышленности и торговли России В.Б. Христенко и министр иностранных дел Х. Накасонэ). Восьмое заседание Комиссии состоялось 21 октября с.г. в Токио.

В 2005 г. начала свою деятельность Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям, цель которой - формирование условий для расширения масштабов делового взаимодействия между Россией и Японией.

Регулярно проводятся Российско-Японские Форумы (глава российской делегации - заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев) по линии Центра стратегических разработок и Японского фонда международных обменов (с нынешнего года российским организатором станет Институт современного развития). Налажены межпартийные связи между «Единой Россией» и ЛДП Японии, «Справедливой Россией» и членом японской правящей коалиции - центристской партией «Комэйто».

Продвигается взаимодействие в других практических сферах отношений, в том числе и ранее «закрытых»: развиваются контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами России и Японии.

Углубляются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности. В 2003-2004 гг. в России прошел «Фестиваль японской культуры - 2003». С 2006 г. в Японии ежегодно проходят фестивали российской культуры, мероприятия которых пользуются неизменным успехом у японских зрителей. Очередной фестиваль прошел в июле - декабре 2008 г.

В апреле 2007 г. в Москве прошло очередное заседание Российско-Японской комиссии по молодежным обменам.

Развиваются контакты в научно-образовательной сфере. В феврале 2006 г. в Токио состоялась 9-я сессия межправительственной Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Утверждена Программа сотрудничества на 2006-2007 гг., включающая 106 совместных научных проектов.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии на международной арене (урегулирование ситуации на Корейском полуострове, антитеррор, вопросы стратегической стабильности, взаимодействие в ООН и др.).

Вместе с тем, на характере и динамике российско-японских отношений сказывается наличие у Японии военно-политического союза с США и связанное с ним следование Токио линии Вашингтона, в т.ч. - в вопросах связей с Россией. Так, под давлением американцев в связи с событиями на Кавказе в августе 2008 г. японское председательство отменило или перенесло ряд мероприятий в рамках «восьмерки», где планировалось участие России (данные мероприятия были). При этом, однако, Токио не пошел на ограничение или свертывание отношений с Россией на двусторонних треках.

Особенностью отношений с Токио является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании. Между Россией и Японией ведутся соответствующие переговоры.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). По данному вопросу стороны занимают противоположные позиции.

В то же время, сдерживающее воздействие нерешенности т.н. территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Атомное сотрудничество

Открытая дверь в атомное будущее

Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии позволит России и Японии заключать контракты, касающиеся ядерного топливного цикла, разведки и обогащения урана, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи с японским коллегой Таро Асо.

«Стало возможным заключение ряда контрактов», - сказал российский премьер.

По его словам, речь идет «о топливно-ядерном цикле, разведке и обогащении урана, а также об энергетическом машиностроении».

В свою очередь генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко в преддверии подписания документа сообщил журналистам, что соглашение о «мирном атоме» открывает путь ряду проектов на миллиарды долларов.

По его словам, соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атома включает в себя режим нераспространения со всеми странами.

«Мы придерживаемся режима нераспространения со всеми странами, с которыми работаем», - сказал Кириенко. По его словам, все решения построены на том, что в России есть центр по обогащению урана под гарантии МАГАТЭ, который включен в список.

Российские и японские атомщики ожидали подписания соглашения для реализации совместных масштабных проектов. Между двумя крупнейшими мировыми атомными холдингами - ОАО «Атомэнергопром» и Toshiba - еще в марте 2008 года было подписано генеральное рамочное соглашение о сотрудничестве.

Спустя год, в марте 2009 года «Атомэнергопром» сообщил, что договорился с японской компанией уже о совместных действиях на рынке товаров и услуг ядерно-топливного цикла Японии и других государств азиатского региона (на неэксклюзивной основе). В тоже время партнеры заявили, что проекты можно будет реализовать только после соглашения о «мирном атоме».

По словам заместителя руководителя Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Рафаэля Арутюняна, данное соглашение «открывает большие перспективы в выгодном для России сотрудничестве с Японией в атомной сфере».

«Соглашение подписано, и оно создает много возможностей для двух стран в развитии взаимодействия по всему спектру услуг ядерно-топливного цикла. Перспективы очень большие. Япония - страна с развитой атомной энергетикой, для нее, как и для РФ, это соглашение много значит», - сказал РИА Новости эксперт.

Очередь урановых проектов

Соглашение предполагает, что на территории Японии будет создан гарантийный склад низкообогащенного урана. Кириенко сообщил, что для этого ОАО «Техснабэкспорт» и Toshiba намерены подписать соглашение о создании совместного предприятия по проработке возможностей формирования склада и стороны договариваются, «чтобы СП было открыто для японских потребителей».

Ранее сообщалось, что «Атомэнергопром» и Toshiba договорились начать детальное изучение возможности совместного строительства на территории Японии или другого государства завода по обогащению урана, базирующегося на высокоэффективной российской газоцентрифужной технологии.

Согласно тексту соглашения, РФ и Япония намерены обмениваться информацией, в том числе, относящейся к ядерной безопасности, сотрудничать в разведке и разработке урановых месторождений, проектировании, строительстве и эксплуатации легководных реакторов, переработке и обращении с радиоактивными отходами, ядерной безопасности, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды, вместе работать при исследованиях и применении радиоизотопов и излучения.

Соглашение заключено сроком на 25 лет. Однако если ни одна из сторон не прекратит действие соглашения, оно будет иметь бессрочный характер.

Русско-японское атомное сотрудничество

Сегодня Россия и Япония взаимодействуют в обеспечении безопасной эксплуатации АЭС, в сфере услуг ядерно-топливного цикла, в реализации проекта строительства ИТЭР, в стажировке специалистов и обмене опытом.

С 1999 года российская компания «Техснабэкспорт» (100-процентное дочернее предприятие «Атомэнергопром») поставляет в Японию российский низкообогащенный уран. С тех пор доля российских услуг по обогащению урана для нужд японской атомной энергетики постоянно растет и сегодня составляет около 15% от общих потребностей этой страны. Идет планомерный рост поставок, которые к 2014 году составят до 25% японского рынка.

С рядом японских компаний, в том числе, Mitsui и Marubeni, госкорпорация «Росатом» обсуждает возможность совместного участия в освоении урановых месторождений на территории как России, так и третьих стран. Успешная реализация этих и других проектов позволит взаимовыгодно работать над обеспечением необходимым стратегическим сырьем и российской, и японской атомной энергетики.

Кроме того, в рамках программы «Глобальное партнерство» Япония финансирует работы по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации. В течение 2004-2009 годов была проведена утилизация лодки класса «Виктор-1», трех лодок класса «Виктор-III» и лодки класса «Чарли-1». В течение 2009 года были утилизированы еще две лодки класса «Виктор-III». Общая стоимость работ по этому направлению составила около 50 миллионов долларов.

Все отходы «Фукусима-1» будут захоронены в России?

Еще никто не вспоминал о том, что 12 мая 2009 года в Токио генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко и министр иностранных дел Японии Хирофуми Накасонэ подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии.

Документ был подписан в рамках рабочего визита в Японию премьер-министра России Владимира Путина». Среди всего прочего в этом договоре есть пункт по которому Россия принимает обязательства по утилизации и переработке ОЯТ (отработанного ядерного топлива). Буквально на днях Сергея Кириенко вызвали в вашингтонский обком где велся разговор о возможностях Росатома по приему и захоронению на территории России радиоактивных материалов с места аварии в Фукусиме (а это буквально все, будет сниматься даже верхний слой почвы).

Транспортировка будет осуществляться через порт Восточный (рядом с Находкой). По железной дороге. Вероятно, что ввиду срочности и большого количества эшелонов будут загружен и Транссиб и БАМ. На территории России для транспортировки ОЯТ применяется несколько типов вагонов:

Так что, как только такой порожняк в большом количестве погонят через амурские станции на восток, значит процесс пошел! Обратно пойдут груженными японскими посылками.

Основная проблема сотрудничества

Основной проблемой по общепризнанному мнению является территориальный вопрос в отношении островов, вызывающих много споров и конфликтов. Разберемся поподробнее, почему так важна эта территория для России и Японии.

Принадлежность островов и судоходство

Нередко заявляется, что между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан, и, таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана:

Начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М.И. в ходе доклада особо предупредил, что в случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным.

Однако ограничение российского судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном праве (в том числе признанному в Конвенции ООН по морскому праву, которую Япония подписала и ратифицировала) права мирного прохода, тем более что Япония не имеет архипелажных вод.

Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные воды и обязано принять все необходимые меры для безопасного осуществления мирного прохода - объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.

Кратчайший морской путь из Владивостока в Петропавловск-Камчатский проходит не через южные курильские проливы, судоходство идёт через Четвёртый Курильский пролив (к югу от острова Парамушир).

При этом кратчайший путь из Владивостока в Тихий океан лежит через незамерзающий пролив Цугару между островами Хоккайдо и Хонсю. Этот пролив не перекрывается территориальными водами Японии, хотя может быть включён в состав территориальных вод в одностороннем порядке в любой момент.

Позиции третьих стран

Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о «холостом выстреле».

По состоянию на 2010 год, США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией. Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего. О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор. В 2011 году в пресс-службе Посольства США в Российской Федерации отметили, что данная позиция США существует давно и отдельные политики лишь подтверждают её.

Обострение в 2010 году

1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России.

Президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, спор о принадлежности которых идет между Японией и Россией. Это вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов, являющихся объектом территориального спора. Россия и Япония заявляют свои права на четыре острова, которые в России называют Южными Курилами, а в Японии - «северными территориями». Советский Союз захватил эти острова, объявив войну Японии в конце Второй мировой войны, после чего с островов были выселены более 15 000 проживавших там японцев. Этот территориальный спор не позволял двум странам заключить официальное мирное соглашение.

По словам президента Медведева, он побывал на этих островах, поскольку хотел увидеть, как живут люди на самом южном острове, Кунашире. Он сказал, что хотел убедиться в том, что уровень жизни на островах соответствует общероссийским стандартам, и что важно обеспечить наличие врачей и других специалистов в этих районах.

Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. По словам Кана, Япония никогда не меняла своей позиции в отношении четырех северных островов, которые она считает своей территорией. Он считает то, что российский президент решил посетить эти острова, достойным сожаления.

Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

Тем временем, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева. Глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что реакция японской стороны на визит президента Медведева на Курильские острова была недопустимой. Сергей Лавров заявил, что эти острова являются территорией России.

Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил во вторник 2 ноября, что глава японской миссии в России «временно» вернется в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Тем не менее, по словам пресс-секретаря японского правительства Йосито Сенгоку, запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет 13 и 14 ноября в Японии, должна состояться.

Японский премьер уже испытывает падение популярности в своей стране: многие японцы недовольны его действиями в ходе аналогичного спора с Китаем из-за группы островов.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова. По словам главы российского МИДа, который в настоящее время находится в Осло, во вторник 2 ноября президент Медведев сообщил ему о своих планах посетить другие острова архипелага.

Правительство Японии выразило решительный протест против состоявшегося визита российского министра обороны, посетившего южные Курильские острова, которые и Япония, и Россия считают своими.

Четыре острова, которые называются Южными Курилами, и которые японцы называют Северными территориями, отошли к Советскому Союзу после Второй мировой войны. Территориальный спор вокруг этих островов до сих пор, через 65 лет после окончания военных действий, не дает двум странам заключить мирное соглашение.

Премьер-министр Японии Наото Кан назвал посещение двух из этих островов министром обороны России Анатолием Сердюковым «в высшей степени достойным сожаления». Эта поездка состоялась лишь за неделю до запланированного визита в Москву министра иностранных дел Японии Сейджи Маехары.

Симотомаи Набуо по поводу Курильского вопроса

Мы не хотим воевать из-за Курил

Профессор юридического факультета университета Хосэй (Токио) Нобуо Симотомаи рассказал газете «Взгляд» о том, как внутри японского общества смотрят на спор с Россией из-за Курильских островов. Эксперт признал, что японское общество относится к этой теме болезненно, но готово на компромиссы. «Спор о Курильских островах результат холодной войны. Заключить нам мир с Москвой в свое время помешали США», - сказал г-н Симотомаи.

Господин Симотомаи, можно ли сказать, что мечта о возвращении северных территорий остается для массового японского сознания очень важной и даже носит болезненный оттенок?

В принципе, да. Японцы считают, что острова принадлежат им. Это преобладающая внутренняя точка зрения… Но так как сейчас на островах проживают более 17 тыс. россиян, мы признаем, что нужен компромиссный вариант.

Чем Курильские острова так важны для Японии с точки зрения экономики, политики?

Это касается больше истории. Эти острова - символ престижа Японии. Мирные отношения между странами прекратились после Первой мировой войны и Октябрьской революции в России. Во время Великой Отечественной войны наши отношения были нейтральны, а затем до 1960-х годов был застой. Даже после этого всегда оставалась какая-то нервозность в отношениях.

Хотя в период горбачевской перестройки были положительные периоды. Тем не менее полнокровные отношения пока не складываются. Мы надеемся, что заключение мирного договора поможет преодолеть период застоя, чьим символом всегда был территориальный спор.

Как в стране пропагандируется официальная позиция по Курилам в детсадах, в школе, по ТВ?

В японских СМИ, особенно 7 февраля, в День северных территорий, излагается эта точка зрения. В 1875 году все Курильские острова отошли Японии, и это считается официальной позицией. На этот раз премьер-министр очень дерзко высказал свое мнение. Да, он сделал это заявление для «внутреннего потребления». Возникает очень нервная реакция со стороны общественного мнения. В Японии сейчас этот вопрос очень важен, как и для Москвы. Ваш президент тоже ведь из-за начала политического сезона посетил остров Кунашир.

До какой степени Япония готова давить на Россию, чтобы вернуть острова? Возможно вооруженное столкновение?

В период холодной войны острова могли представлять опасность для возникновения конфликта. Но сейчас нет никаких идеологических и ядерных угроз. Визит вашего министра обороны Сердюкова был символичным. Это не представляет японцам большой угрозы, мы не хотим воевать. У нас мирный путь, который исключает военный конфликт. Это наш приоритет. Насколько я понимаю, Россия символично хочет показать свою мощность, но тоже не намерена воевать.

Почему сейчас Япония не идет на компромисс по модели 1956 года? Тогда Москва предлагала Токио заключить мирный договор с передачей Японии двух островов: Шикотан и Хабомаи?

Эти острова составляют меньшую часть северных территорий. Остальные два - большие острова Кунашир и Итуруп - никогда не были российской землей, о чем молчат российские СМИ. Все Курильские острова отошли Японии согласно договору от 1875 года. Это был первый мирный договор между двумя странами. Этот договор, как я понимаю, нарушил Сталин.

Кстати, не только японцы считают Курилы своими. Китай тоже поддерживал это мнение. В свое время Мао Цзэдун называл Курилы японской территорией. Правда, надо признать, что сейчас официальная позиция Китая заключается в том, что Курилы - российская территория. После встречи Ху Цзиньтао с вашим президентом Китай официально подтверждает этот принцип.

Правда ли, что заключить мир с Москвой в 1950-60-е годы вам помешало давление США? Американцы грозили не вернуть Японии острова Окинава, если Токио откажется от своих претензий на Итуруп и Кунашир?

Да, на самом деле этот спор - результат холодной войны. Насколько я понимаю, самым большим препятствием в хрущевский период была позиция США и Великобритании. Там не хотели, чтобы японское правительство заключало мирный договор с СССР. Они считали это опасным для англо-американского миропорядка. Им было выгодно, чтобы даже в период мирного существования не появилось договора между Москвой и Токио.

11 февраля должны состояться переговоры глав внешнеполитических ведомств наших стран. В такой нервной атмосфере не было ли лучше вообще отложить визит?

Мы хотим продолжать экономическое развитие, которое идет неплохо. Сейчас азиатское пространство переживает экономический подъем, поэтому Россия тоже хочет включиться в этот процесс - в первую очередь ради развития Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Оценка ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

Недавний визит президента России Дмитрия Медведева на остров Кунашир вновь поднял традиционный, если не сказать фундаментальный для российско-японских отношений Курильский вопрос. Каковы перспективы решения этого территориального спора в ближайшем будущем.

Отдать нельзя оставить. Проблема, где поставить запятую в этом предложении, перед большинством россиян не стоит: по результатам опроса ВЦИОМ, 89% жителей страны выступают против идеи передать Японии четыре южных острова Большой и Малой Курильских гряд. 79% респондентов считают, что нужно окончательно оставить острова за Россией и вообще перестать обсуждать эту территориальную проблему.

Граждане Японии, однако, столь же искренне убеждены в том, что острова Кунашир, Итуруп, гряда мелких островов и скал Хабомаи и остров Шикотан (Северные территории) принадлежат именно их стране. Более того, каждый год 7 февраля японцы отмечают День Северных территорий - в этот день в 1855 году в японском городе Симода был подписан Трактат о торговле и границах между Россией и Японией, закрепивший за Японией остров Итуруп и прочие Курильские острова к югу. Специальным днем в календаре Япония не ограничилась: в июле 2009 года парламент страны одобрил поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых четко говорится о том, что четыре Южно-Курильских острова принадлежат Японии.

Немалую роль в нагнетании ажиотажа вокруг территориальной проблемы играют местные СМИ, которые позволяют себе довольно эмоциональные формулировки. Так, Киоко Ямагучииз авторитетной газеты The Yomiuri Shimbun отметила, что Дмитрий Медведев стал первым российским руководителем, посетившим Северные территории «после того, как СССР незаконно оккупировал острова в 1945 году». О факте подписания Японией в том же году Акта о безоговорочной капитуляции, а в 1951-м - Сан-Францисского мирного договора (предусматривавшего, помимо прочего, незаконность претензий побежденной Японии на Курильские острова), журналистка деликатно умолчала. Не менее авторитетная и популярная у японцев The Mainichi Shimbun Сан-Францисский договор упомянула - но только для того, чтобы подчеркнуть, что СССР его не подписал и проблема северной границы Японии с Россией никакого официального решения не имеет. Сам визит Медведева на Кунашир в газете назвали «подрывом доверия» и возмутительным игнорированием «предупреждений» с японской стороны, а правительству Японии, «пассивно позволяющему России осуществлять контроль над Северными территориями», посоветовали занять более жесткую позицию в территориальном споре.

Стоит отметить, что Сан-Францисский мирный договор создал неоднозначную с правовой точки зрения ситуацию. Неподписание его СССР лишило Россию как правопреемницу права ссылаться на единственный договор, по которому Япония отказалась от всех прав и претензий на Курильские острова, и это несколько ослабляет позицию российской стороны в территориальном споре. Но помимо этого в самом договоре вообще никак не определяется статус островов, их принадлежность конкретному государству. Хироши Кимура, профессор политологии Университета Такусеку, считает, что «архитектор» Сан-Францисского договора, полномочный представитель США на Сан-Францисской конференции Джон Даллес намеренно использовал тактику половинчатых решений, в соответствии с которой на конференции (а затем и в самом договоре) подтвердился лишь отказ Японии от прав на Курильские острова, но сохранилась неопределенность в отношении принадлежности островов после отказа от них Японии. Таким образом, получилось, что Курилы перестали принадлежать Японии, однако не попали под суверенитет СССР.

В настоящее время позиция Японии сводится к тому, что Южно-Курильские острова - Северные территории - не входят в понятие Курильских островов, от которых страна отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, зато в соответствии с Симодским трактатом являются «исконной» территорией Японии. Однако многие юристы, в частности профессор международного права Университета Киото Таканэ Сугихара, считают попытки исключить острова Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан из понятия Курильских островов юридически необоснованными. В 1946 году Японии была направлена директива главнокомандующего союзных держав №677, ясно указавшая, что «все Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан», исключаются из-под японской юрисдикции.

Урегулировать все разногласия по территориальной проблеме мог бы мирный договор между Россией и Японией. На сайте МИД России сказано, что переговоры о заключении такого договора ведутся с 1955 года. Однако в реальности до 1991 года ровным счетом ничего не происходило, а после принимало лишь форму договоренностей и деклараций, где фиксировалась готовность «приложить максимальные усилия», «активизировать процесс переговоров», «продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора», etc. Максимально приблизиться к мирному договору сторонам удалось лишь в 1956 году, когда была подписана Совместная декларация СССР и Японии. Документ фиксировал прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между двумя государствами, согласие продолжить переговоры о заключении мирного договора, а также (в статье 9) передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения этого мирного договора. Продолжения, тем не менее, не последовало, а после подписания в 1960 году Договора о взаимодействии и безопасности между США и Японией (ставшего правовой базой для пребывания американских военных сил на японской территории) и отказа СССР от обязательств по статье 9 Совместной декларации начался длительный период застоя. По большому счету в 2010 году территориальная проблема в отношении Курильских островов остается столь же далекой от решения, как и полвека назад. (15.11.2010)

Заключение

За все время существования российско-японские отношения претерпели много изменений: время войн и мирного взаимодействия, споров и сотрудничества. В своей работе я постаралась отразить все аспекты отношений сторон.

Только подписание мирного договора между странами поможет решить основной вопрос - территориальный, источник всех конфликтов и недомолвок. Какими бы ни были сложными отношения на разных этапах, чем скорее он будет решен, тем будет лучше для обеих стран, учитывая что ни Москва, ни Токио не собираются уступать друг другу четыре внушительных по своим размерам острова.

Развитие партнерства между двумя странами чрезвычайно необходимо. Строительство отношений в рамках сотрудничества является приоритетной задачей для обеих стран и не оставляет надежды, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время. Только в этом случае России и Японии удастся прийти к взаимовыгодному сотрудничеству во всех отношениях.

Список литературы

1.РИА Новости. #"justify">2.Журнал «Полис», №6 за 2008 г. #"justify">3.Газета «Взгляд», февраль, 2011 г. #"justify">4.Всероссийский центр изучения общественного мнения (политические исследования) #"justify">5.Википедия. Проблема принадлежности Курильских островов #"justify">.Сестанович С. «Россия в цифрах»

Советско-японские отношения 1927-1941 гг.

Выполнила:

Студентка IV курса 42 группы

Подгорнова Екатерина Игоревна

Научный руководитель:

к.и.н. Буранок С.О.

Самара, 2011

План

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Глава 1.Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг………………...4

3. Глава 2. Вооружённый конфликт в районе озера Хасан………………11

4. Глава 3. Советско-японские отношения на кануне Второй Мировой войны………………………………………………………………………18

5. Заключение……………...………………………………………………...22

6. Используемая литература………………..………………………………24

Введение

Актуальность и научная значимость темы. Проблема японо-советского соперничества в 1927-1941 гг. является одной из наименее исследованных в исторической науке. Этот факт нельзя объяснить отсутствием интереса со стороны отечественных и зарубежных исследователей к самим японо-советским отношениям данного периода. Именно в эти годы закладывались основы взаимоотношений Японии и Советского Союза, реанимировались и обострялись взаимные противоречия.

В японо-советском соперничестве, как и во всяком соперничестве подобного рода, наряду с противостоянием, конфронтацией и враждебностью проявлялись элементы обоюдного прагматизма, сотрудничества и даже партнерства. В условиях стремительно изменяющегося мира, отсутствия сколько-нибудь внятной стабильности во внешнем окружении, падения престижа и ослабления военно-политического могущества и социально-экономического потенциала демократической России будет не лишним вспомнить о совместных интересах, когда-то не только разделявших, но и соединявших эти страны, об опыте, пусть кратковременного, но столь плодотворного и судьбоносного для обеих стран партнерства рубежа 30-х начала 40-х гг.

Ставшие доступными в последнее время документы и иные источники позволяют ставить вопрос о наличии отношений соперничества между Японией и Советским Союзом на Дальнем Востоке и, особенно, в Китае. Требуются более глубокое изучение теперь не только конфронтационной составляющей японо-советских отношений, как это было принято ранее, но и исследование многочисленных фактов и свидетельств компромиссной, даже с элементами партнерства политики двух тихоокеанских держав в отношении друг к другу, без чего соперничество подобного рода немыслимо.

Целью данного реферата является всестороннее исследование отношений Японии и Советского союза в данный период.

Глава 1. Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг.

В апреле 1927 г. известный милитарист генерал Гиити Танака сформировал новый кабинет. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии взяли верх наиболее реакционные элементы. Известен пространный меморандум Танака, предоставленный императору в июле 1927 г., в нем излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.


В сложных условиях в то время приходилось работать в Японии советскому посольству и полпреду СССР в Японии Алексею Антоновичу Трояновскому (с 16 ноября 1927 г. – по 1933 год). Советское правительство поставило перед своими дипломатами четкую задачу: создать более здоровую атмосферу во взаимоотношениях с Японией и активно бороться против попыток военщины развязать войну против СССР. А реакционные японские газеты писали о «дьявольской руке Красной России», которая вторгается во внутренние дела страны. Они призывали следить за действиями русского посольства «дворца скрытого дьявола большевизации Японии».

Вокруг личности Трояновского также нагнеталось недоброжелательство. Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию, которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской России специалиста по разрушению Азии - Трояновского». Не только реакционная пресса, но и отдельные политические деятели не переставали склонять на все лады «коммунизм», «красную опасность», называли Трояновского «опасной личностью». Советские дипломаты использовали любую возможность для того, чтобы довести до сведения и сознания широких слоев японского народа основные принципы внешней политики СССР.

На предложение советского полпреда заключить пакт о ненападении в марте 1928 г. (а такие предложения были сделаны советским правительством и в 1926, и в 1927 г.),- ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло время. События должны развиваться постепенно. Не будем торопиться. Если сразу слишком высоко забраться, можно и упасть». Г. В. Чичерин - народный комиссар иностранных дел СССР - называл Японию страной самой тонкой в мире дипломатии. И многие годы эта дипломатия была направлена на осуществление - последовательными этапами - широкой экспансии в бассейне Тихого океана. К разработке планов военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 г. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных

планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР «кодовое название - Оцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Мировой экономический кризис привел к серьезному обострению международной обстановки. В Японии сокращалось производство, росла безработица, ухудшалось положение трудящихся. Выход из кризиса японские правящие круги искали на путях экспансии. 18 сентября 1931 г. японские войска напали на Китай и предприняли оккупацию его северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса неопровержимо доказали: «как оккупация Манчжурии, так и вторжение в Китай исходили из конечной стратегической цели Японии - войны против СССР». К разработке плана военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 года. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР кодовое название - «Отцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Благодаря этим планам японцы намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье, Камчатку, Северный Сахалин и другие территории Дальнего Востока.

«Антисоветская свистопляска» в Японии, как говорил полпред Трояновский, достигла своего апогея. Зашевелились и белогвардейцы, осевшие на Японских островах. В Токио пожаловал белогвардейский генерал Семенов. Агрессивные империалистические круги призывали правительство отбросить колебания и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий ящик. Военный министр Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией и СССР неизбежна, что страну надо готовить к этой войне.

Араки, убежденный фашист, был одним из активнейших участников оккупации советского Дальнего Востока. Деятельность советского посла он называл «интригами» и говорил своим приближенным, что не верит в откровенность русских, когда они надевают френч и цилиндр. Трояновскому удалось в октябре 1932 г. встретиться с Араки. Своим визитом Трояновский вызвал замешательство в кругах японской военщины, вынуждая ее менять наступательную тактику, лавировать. Укреплялось влияние реалистически мыслящих японских политиков, считавших войну против СССР ловушкой для Японии, в которую ее хотели втянуть заинтересованные западные державы. Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство в то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным силам в Токио обострить отношения между СССР и Японией. Оно предприняло серию гибких дипломатических шагов, направленных на предотвращение новой антисоветской интервенции. Стараясь предотвратить, остановить дальнейшее развитие японской агрессии, советская дипломатия пыталась убедить правительство Чан Кайши в необходимости объединения усилий обоих государств.

31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву назначенного на пост министра иностранных дел Японии Иосидзава, НКИД предложил заключить советско-японский пакт о ненападении. Было заявлено, что СССР заключил пакты о ненападении и нейтралитете с Германией, Турцией, Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с Финляндией, Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами со всеми соседями. Япония является единственным соседом СССР, который не заключил с ним пакта о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое положение является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел полпред Трояновский. Представители японского правительства всячески их затягивали, говорили о желательности заключения «союза» между Японией, СССР и Германией или же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го».

Японское правительство дало ответ на советские предложения только спустя год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение о заключении пакта под предлогом того, что Япония и СССР являются участниками многостороннего пакта Бриана - Келлога, и это делает излишним заключение специального пакта о ненападении. В качестве другого предлога приводилось соображение о том, что «еще не созрел момент для заключения пакта о ненападении». Весьма показательно то, что пакт о ненападении был отклонен японским правительством на другой день после опубликования сообщения о восстановлении отношений между СССР и Китаем. Японская дипломатия рассматривала подобный поворот событий как свое крупное поражение. В дальнейшем советское правительство вновь поднимало этот вопрос. Однако Япония, бесповоротно вставшая на путь агрессии, постоянно имея в виду будущую войну против Советского Союза, отклонила мирные предложения. Дипломатия СССР вынуждена была проводить осторожную политику. Учитывая непрекращающиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода спровоцировать войну, советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии приобрести эту дорогу. 26 июня по этому вопросу начались переговоры, которые, однако, затянулись почти на два года. Они проходили в очень сложной обстановке, с большими перерывами, маньчжурская делегация, которой фактически руководили японцы, предложила явно несерьезную цену - 50 млн. иен (20 млн. золотых рублей).

Конференция зашла в тупик и прекратила свои заседания. Отказываясь занять какую-либо конструктивную позицию в переговорах, власти Японии и Маньчжоу-го усилили бесчинства на КВЖД, порчу путей, налеты и т. п. В отчете полпредства СССР в Токио японская политика характеризовалась следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее напряженных в советско-японских отношениях. Особенного напряжения эти отношения достигли осенью, когда японцы сделали попытку фактически захватить в свои руки КВЖД, и когда пропаганда войны с СССР со стороны японской военщины достигла наивысшего размера».

Советское правительство было вынуждено пойти на большие уступки, продав дорогу за цену намного ниже ее действительной стоимости ради сохранения мира на Дальнем Востоке. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-Го за 140 млн. иен. Это было значительно меньше тех средств, которые в свое время были вложены русским правительством в строительство КВЖД.

После военного переворота в Японии в феврале 1936 г. отношения между Японией и СССР продолжали оставаться напряженными. Характеризуя эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе с японским послом в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской. Особо надо отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный отказ Японии от заключения пакта о ненападении.

Если к этому добавить агитацию и пропаганду в японской прессе и книгах в пользу экспансии Японии за счет СССР, «то не приходится удивляться, что мы вынуждены были против воли, с большими материальными затратами сосредоточить большие военные силы на Дальнем Востоке в целях самозащиты». Планируя войну против советского государства, японские милитаристы отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение. И поэтому они стремились найти себе союзника, что вполне совпадало и с планами гитлеровцев. Несмотря на серьезные предупреждения советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так называемый «Антикоминтерновский пакт». В секретном соглашении, ставшем известным лишь в 1946 г. на Токийском процессе. Советский Союз был назван в качестве главной «цели» пакта. Прямым результатом заключения «Антикоминтерновского пакта» явилось резкое обострение советско-японских отношений. Не проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах не появилось два-три, а иногда 8-9 сообщений о нарушениях японской стороной нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со стороны советского правительства. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так было достигнуто политическое единство трех агрессоров.

В правительственных и военных кругах Японии усилилась подготовка «большой войны» против СССР. Главными элементами в ней были ускорение создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии и Корее, расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного, Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством генерала С. Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же заседании правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в отношении коммунистов будет покончено». Это означало, что Япония выбрала путь решительных действий в соответствии с условиями «Антикоминтерновского пакта». В японской печати стали появляться откровенно антисоветские статьи с

призывами «к маршу до Урала».

Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти в отставку, уступив место новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая платформа которого была открыто антирусской. Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы сохранить мир на дальневосточных границах. 4 апреля 1938 г. СССР предложил Японии мирным путем разрешить все спорные вопросы. Предложение не встретило положительного отклика со стороны Японии.

В мае-июне 1938 г. милитаристские круги Японии развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг так называемых «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с Приморьем.

Таким образом, в рассматриваемый период правящие круги Японии стояли на платформе воинствующего антисоветизма и безудержной агрессии, что не могло не привести к обострению отношений между нашими странами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российско-японские отношения

К концу XX века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю их историю и продолжали активно развиваться в первые 9 лет XXI века. Это стало возможным потому, что с распадом СССР и началом реформ в России исчезла фундаментальная причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией, в предшествующие годы связанная с глобальным противостоянием на международной арене. Развитие двусторонних отношений соответствовало национальным интересам как России, так и Японии.

Так, улучшение отношений с Россией позволило Японии получить поддержку Москвы по вопросу о реформе ООН и расширения Совета Безопасности за счет включения в него Японии. А России улучшение отношений с Японией позволило снять возражения Токио или получить его поддержку для вхождения в качестве полноправного партнера в глобальные - «Большая восьмёрка», МВФ, ВТО - и региональные - АТЭС - институты взаимодействия и сотрудничества. Выгодным для обеих сторон оказалось и торгово-экономическое сотрудничество, наиболее яркими примерами которого стала реализация проекта «Сахалин-1» и начало работы над проектом «Сахалин-2», строительство и пуск завода по производству сжиженного газа на Сахалине, начало строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительство сборочных производств автомобильных компаний «Тойота» и «Ниссан» в западной части Российской Федерации, подписание соглашений в 2009 году о сотрудничестве в области ядерной энергетики и мирных ядерных исследований, а также мирного освоения космоса.

Опыт длительных переговоров с японской стороной по проблеме заключения мирного договора, а по существу по урегулированию территориального размежевания, т. к., совместная декларация 1956 года выполняет роль мирного договора между двумя странами, за исключением нереализованной 9-й «территориальной статьи», свидетельствует о том, что в обозримой перспективе достичь взаимоприемлемой договоренности чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Расхождения сторон не просто значительны, а принципиальны. Не только японские правящие круги, но и общественность в подавляющем большинстве настроены считать позицию возвращения островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, «незаконно отторгнутых от Японии после Второй мировой войны, обоснованной, справедливой и не подлежащей компромиссу».

Для любого японского главы правительства, политического деятеля, дипломата отступление от этой официальной позиции чревато потерей политической карьеры и общественным остракизмом. Вместе с тем в Японии имеется достаточно влиятельная группа политиков, представителей деловых кругов, ученых, журналистов, понимающих с точки зрения японских национальных интересов необходимость избавиться от жесткой привязки к американской политике, противостоять Китаю, налаживать конструктивные, разносторонние отношения с Россией. Особые надежды на улучшение двусторонних отношений и на поиск решения территориальной проблемы они связывают с избранием В.В. Путина на пост Президента Российской Федерации. Им оппонируют сторонники «принципиальной позиции» по территориальному вопросу, среди которых солируют руководители российского направления в МИД Японии, известные своим критическим настроем к России ученые-русоведы, а также СМИ консервативно-националистической ориентации (группа «Санкэй-Фудзи»).

Они исходят из того, что новых подходов России к территориальной проблеме при президенте В.В. Путине ожидать не следует, в лучшем случае будет повторено предложение обсудить 9-ю статью Совместной декларации 1956 года. При этом делаются предложения, что российская сторона может поставить вопрос о передаче островов Хабомаи и Шикотан в пользование Японии при сохранении над ними российского суверенитета.

Это повторяет реакцию в Японии на высказанное президентом В.В. Путиным в марте 2001 года в Иркутске предложение начать обсуждение 9-й статьи Совместной декларации 1956 года, которая привела к закреплению японской позиции «одновременное возвращение четырех островов» и к наказанию политиков и дипломатов, выступивших за проведение переговоров по формуле «два плюс два». Однако, в отличие от обстановки более чем десятилетней давности, в настоящее время картина складывается следующим образом. Растет число сторонников реалистичного подхода, они проявляют немалую активность, получают поддержку в прессе (газеты «Асахи», «Майнити», «Иомиури», «Нихон- кэйдзай»), среди научной общественности, деловых кругов. Все чаще высказывается мнение о бесперспективности отстаивания позиции в пользу получения четырех островов, тем более одновременного. Пробивается понимание того, что для Японии единственный разумный путь и к тому же наилучший к решению проблемы островов лежит через углубление сотрудничества с Россией в экономике и сфере обеспечения безопасности.

При этом предлагается определить новые ориентиры японской дипломатии с учетом относительного ослабления США, возвышения Китая, роста влияния азиатских государств, создания Россией Евразийского Союза и на его основе движения Москвы на Восток. Одним из основных ориентиров этой дипломатии должно стать создание «множественных отношений» с Россией, содействие ее продвижению в АТР.

В итоге можно будет рассчитывать на более выгодный компромисс с Россией по территориальной проблеме. Иными словами, следует создавать обстановку, при которой для российской стороны будет легче и обоснованнее пойти на уступку по территориальной проблеме.

В настоящее время Правительство Российской Федерации ставит приоритетной государственной задачей развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири, стремясь к их интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который в последние годы стремительно идет по пути экономического роста. В решении этой задачи может способствовать Япония, являющаяся одной из крупнейших экономик мира и ближайшим соседом России по региону. Экономическое сотрудничество между РФ и Японией все больше укрепляется. На территории России размещены производства таких японских компаний, как "Тойота", "Ниссан", "Комацу", "Исудзу", "Судзуки", "Мицубиси". Долгосрочное партнерство сложилось между обеими странами в нефтегазовой сфере. Так, в Сахалинской области компания "Мицуи" участвует в проекте Сахалин-2 по добыче и производству сжиженного природного газа, который уже экспортируется в Японию и другие страны. Обе страны активно взаимодействуют сфере логистики, а также в области лесозаготовок и переработки древесины.

При этом снизились объемы вывоза на японский рынок российской необработанной древесины при заметном увеличении экспорта продуктов ее переработки. У России и Японии имеется большой потенциал для дальнейшего развития российско-японских экономических отношений. Это касается сотрудничества в пяти сферах модернизации экономики, представленных в 2010 году президентом РФ Дмитрием Медведевым и одобренных премьер-министром Японии Наото Каном.

К ним относятся энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в сфере медицины, стратегические информационные технологии.

Как заявил Наото Кан, японские технологии и капиталы станут важным элементом совместного развития двух стран, в том числе в целях модернизации России.

На заседании российско-японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, состоявшемся в марте этого года, в план взаимодействия на 2010-2012 гг. уже включены проекты, связанные с этими пятью сферами.

К основным направлениям российской внешней политики в отношении Японии относится взаимодействие в области энергетики. В июне 2010 г. в Министерстве энергетики РФ состоялся "круглый стол", в заседании которого приняли участие представители государственных органов, предприятий топливно-энергетического комплекса, финансовых организаций России и Японии. В ходе мероприятия были обсуждены возможные направления сотрудничества в области угольной промышленности. Приоритетами взаимодействия являются совместное освоение угольных ресурсов, расположенных в Восточной Сибири (Элегестское угольное месторождение в Туве), совершенствование транспортной инфраструктуры для поставки высококачественного угля из России в Японию по железной дороге и морским путем, сотрудничество в области производства и поставок оборудования, используемого в угольной промышленности. При этом российская сторона подчеркнула необходимость развивать сотрудничество в области повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, что позволит совместно разрабатывать эффективные меры энергосбережения на угольных шахтах и разрезах.

Японские компании оказывают содействие в строительстве моста на остров Русский во Владивостоке, где в 2012 г. состоится форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Здесь же может получить дальнейшее развитие и дать положительные результаты сотрудничество японской корпорации "Мицуи" и российской компании "Русгидро" по строительству Дальневосточной ветряной электростанции. Таким образом, в России с большим эффектом может быть использован японский опыт по использованию альтернативных источников энергии. Перспективы сотрудничества в космической области были обсуждены представителями Минкомсвязи России и японской компании "Сумитомо" в ходе встречи, состоявшейся в конце сентября нынешнего года. Был согласован ряд вопросов по передаче технологий, проектированию и разработке полезной нагрузки для новых современных спутников связи в рамках проектов, реализуемых федеральной организацией "Космическая связь". По итогам мероприятия был подписан Меморандум о взаимопонимании, согласно которому передача технологий будет включать и предоставление рекомендаций по подготовке специалистов.

В последнее время наметилась активизация российско-японских торгово-экономических отношений в агропромышленной сфере. Так, в конце сентября 2010 г. состоялся II российско-японский конгресс по сельскому хозяйству, посвященный вопросам развития сотрудничества между двумя странами в агропромышленном секторе.

Япония, обладая ограниченными территориями, показывает пример, как при недостатке сельскохозяйственных земель можно выйти на самообеспечение продовольствием.

Японские технологии могут быть весьма полезными для России, которая имеет свободные площади и прилагает усилия для наращивания сельскохозяйственного производства. Правительство РФ со своей стороны начало поддерживать экспортеров российского продовольствия.

При этом на Дальнем Востоке создаются условия для экспорта российской пшеницы в Японию и дальше в Юго-Восточную Азию. Также обсуждается вопрос о создании совместного образовательного центра по изучению японского опыта, внедрению японских технологий, подготовке российских специалистов для работы на сельхозтехнике, поставляемой из Японии. Кроме того, перспективными для обеих сторон направлениями сотрудничества в сфере агробизнеса могут быть, например, совместное производство специальной пленки для тепличных хозяйств, создание агропарка в Ступинском районе Московской области, где могли бы быть представлены лучшие технологии и т. д.

Развивается сотрудничество между Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России" и руководителями ассоциаций поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и губернаторами японских префектур.

Так, в сентябре 2010 г. прошла в формате видеоконференции Международная инновационная конференция "Малый и средний бизнес Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция на основе инноваций".

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что экономическое сотрудничество России и Японии продолжает активно развиваться и расширяться. А успешное совместное сотрудничество является залогом успеха и в других областях взаимодействия, включая политическую, в которой в настоящее время у двух стран имеются некоторые разногласия.

Выводы политический восточноазиатский дипломатия

Национальным интересам России отвечает поддержание дружеских отношений с Японией на максимально возможном высоком уровне.

В японской политической элите, несмотря на нестабильность внутриполитической обстановки и наличие определенных антироссийских настроений, прежде всего связанных с территориальной проблемой, в целом имеется консенсус в пользу развития отношений с Россией во всех отраслях. Возможности построения достаточно продвинутых, разносторонних, конструктивных отношений с Японией существуют.

Это доказала и практика российских отношений с Токио в конце 90-х годов прошлого столетия и начале этого века.

В то время Япония среди стран «семерки» занимала наиболее благоприятную позицию в отношении России (борьба с терроризмом на Кавказе, права человека, предоставление экономической помощи после дефолта, подключение России к АТЭС и т. д.).

Для реализации таких возможностей потребуется постоянная, упорная, инициативная и настойчивая работа с японской политической элитой, деловыми кругами, общественностью.

Необходимо иметь четко продуманную стратегию, действовать комплексно, с учетом всех взаимосвязанных факторов. В политической сфере весьма важно наладить и регулярно поддерживать контакты и диалог не только на высшем уровне и по линии внешнеполитических ведомств, но и со всем спектром японской политической элиты.

Последовательно наращивая двусторонние связи, повышая уровень взаимодействия, и Москва, и Токио способны укреплять свои позиции как в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в отношениях со своими главными партнерами - США и Китаем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Первые контакты русских с Китаем. Российско-китайские отношения в различные исторические периоды. Основные направления российско-японского сотрудничества, проблема Курил. Особенности российско-корейских отношений, основные направления сотрудничества.

    курс лекций , добавлен 20.10.2010

    Роль России в системе военно-политических отношений. Характеристика сегодняшней глобальной военно-политической обстановки в мире. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Высокая конфликтность российско-украинские отношений. Кризисное состояние двусторонних отношений в экономической сфере. Отношение к системе европейской безопасности - к НАТО. Нарастание разногласий между Россией и Украиной.

    эссе , добавлен 12.02.2007

    Понятие и основные этапы политического проектирования, специфика его информационного сопровождения. Проект Евразийского Союза в постсоветском пространстве. Информационное сопровождение политического проекта Евразийского Союза: основные риски и стратегия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2015

    Факторы, влияющие на изменение системы международных отношений на современном этапе. Нормативно-правовые акты, регулирующие российско-американское сотрудничество. История российско-американских отношений. Региональное партнерство.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2004

    Взаимодействие политической системы с социальной, экономической, идеологической, правовой подсистемами. Институциализация как процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, принципы существования политической организации. Типы политических систем.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Понятие, структура и функции политической сферы. Роль политических конфликтов в обществе, их функции, виды, этапы, процесс развития и протекания. Причины и динамика развития политических конфликтов в современной России, методы и способы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Политический режим как явление политической жизни и политической системы общества в целом. Порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления, функциональная характеристика. Классификационные критерии политических режимов.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Понятие, структура и функции политической системы Республики Беларусь. Основные признаки политических партий, тенденции их развития, роль в институтах власти и общества в странах Западной Европы и США. Этапы правового развития российской многопартийности.

    Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Российско-японские торгово-экономические отношения - В 2004 году в российско японских торгово экономических связях сохранилась наблюдающаяся с 1999 года тенденция к росту. Объем товарооборота достиг рекордного уровня и превысил $8,8 миллиарда (на 48,4% больше, чем в 2003 году). Российский экспорт в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русско-японские отношения

    Российско-Американская Компания - Российско Американская Компания … Википедия

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Русско-японские договоры и соглашения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-российские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-русские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-советские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Межгосударственные отношения России и Японии - Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года и прерваны 9 августа 1945 года, когда СССР объявил Японии войну. 19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948) , Василий Молодяков. Российско-японские отношения тридцатых-сороковых годов прошлого века обычно рисуются сплошным кошмаром, лейтмотивом к которому звучит песня о коварных самураях, переходящих границу у реки под… Купить за 180 руб
  • Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899-1929) , Василий Молодяков. Книга посвящена малоизвестным, а то и замалчиваемым страницам в истории российско-японских и советско-японских отношений первой трети XX века. В своем исследованииавтор показывает, как…