Средневековая европейская литература - это литература эпохи феодализма, которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада, распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III-IV вв.). Этот период завершается в XIV-XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике, становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.

В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III-X вв.) и средневековье зрелое (XII-XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV-XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые (ранневозрожденческие) явления, а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.

Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII-IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны.

В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098- 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок. 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.

Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» - рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» - пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной.

Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос, куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские «хуглары»). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X-XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.

Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» - «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой, политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека.

В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Его родина - Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер - Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.

Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.

Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человечества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В середине IX века, в результате длительного исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось древнерусское государство, которое окончательно оформилось после слияния Киева и Новгорода. В 988г. было принято христианство в качестве официальной религии, что послужило толчком к более широкому распространению письменности и русской культуры. Для создания, распространения и развития культуры, укрепления власти нужны были грамотные люди. И едва ли не первым условием и начальным шагом в развитии этой культуры было обучение детей грамоте. Сведения о начале обучения детей в Киеве дошли до нас из «Повести временных лет». В 1143г. Школа обучения грамоте была открыта в Полоцке, которой руководила дочь князя Святослава Всеволодовича Ефросиния Полоцкая. При школе она организовала книгописную мастерскую. Князья и их приближенные по-разному проявляли заботу о распространении грамоты и книгописания. В XIII--XIV веках центром книгописания становится Москва.

К книге, чтению, грамоте наши далекие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Книгу бережно хранили, лелеяли, относились к ней как к святыне. Грамотный человек был среди других самым авторитетным, чтимым. Во время пожаров русские люди в первую очередь выносили из горящих домов книги и укрывали их в безопасные места. Книги передавались как сокровища из поколения в поколение, упоминались в завещаниях, дарились в день совершеннолетия, на свадьбе. Культ книги все более возрастал, приобретал разносторонний характер. Книгу не только восхваляли, но учили читать ее, воспитывали культуру чтения. Детская книга сравнивалась с материнским молоком, с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе .

Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X -- началу XI века. В одном из первых оригинальных произведений русской литературы -- «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб. О книгах, чтении, о распространении грамоты немало сведений мы находим в новгородских берестяных грамотах. Самое большое количество берестяных грамот осталось и дошло до нас от мальчика Онфима, которому, по предположению ученых, было не больше пяти лет. По ним можно судить, каким способом детей обучали грамоте, какие книги им давали читать.

Почти во всех житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. Однако специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для Онфима и других детей долгое время не существовало. Дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, отвечали возрастным особенностям и интересам. Такими были Поучения, Жития, летописные сказания и легенды.

Поучения являлись одним из самых древних и популярных жанров, служивших воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми на закате жизни, адресовались молодому поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера. В них автор рассказывал о виденном и слышанном, делился личным опытом, давал советы, излагал кодекс морали своего времени. Поучения писали реально существовавшие, жившие на земле люди. Они отличались лирической теплотой, доступным, живым языком и естественной формой изложения. С конца XI века и до 1125г. было создано самое древнее оригинальное русское произведение этого жанра, написанное Владимиром Мономахом. Выдающийся государственный деятель Киевской Руси изложил в нем своеобразный моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к человеку. Важнейшее место в этом кодексе занимают идеи патриотизма. Еще до появления «Слова о полку Игореве» Владимир Мономах страстно призывал русских князей прекратить междоусобицы и пытался объединить их силы. Эти идеи нашли отражение в его «Поучении». . Яркость и образность языка, богатство содержания, сердечное, доброжелательное отношение к людям, ясность мыслей, краткость и доступность изложения не могли не привлечь внимания молодых людей к этому произведению. Однако поучения не являлись произведением детской литературы. Детям были интересны, доступны и полезны другие произведения этого жанра, которые входили в круг их чтения на протяжении XI -- XVII веков.

Жития были тесно связаны с народным творчеством. В них использовались сюжетные, композиционные приемы и стиль народных сказок, элементы живой речи. Все это дает основание говорить о положительном воспитательно-образовательном воздействии житий на читателей - детей не только Древней Руси, но и последующих эпох. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с некоторыми событиями и значительными фактами из истории, замечательными людьми - Александром Невским, Довмонтом, Андреем Боголюбским. Жития воспитывали в читателях положительные черты характера: скромность, трудолюбие, целенаправленность, умение преодолевать препятствия, упорство в достижении цели. Большую роль они играли в воспитании любви к просвещению, преклонения перед книгой.

Дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Уже в первой печатной книге для детей -- в азбуке Ивана Федорова помещено произведение исторического содержания, так называемое «Сказание Черноризца Храбра», в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных детских книгах.

«Слово о полку Игореве» ярко выделяется среди выдающихся достижений древнерусской культуры своей идейной значимостью, художественным совершенством, чем завоевало всенародную известность в нашей стране и за рубежом. Выдающийся ученый, исследователь древнерусской культуры академик Д.С.Лихачев назвал его золотым словом русской литературы. «Слово о полку Игореве» вскоре после его открытия вошло в круг чтения подростков и детей. Со второй половины XIX века и по настоящее время «Слово о полку Игореве» занимает прочное место в детском чтении, входит в учебники и хрестоматии, издается отдельными книгами с добротными комментариями и пояснительными статьями.

Д.С.Лихачев подчеркнул актуальность идейного содержания «Слова» во все времена и его непревзойденное художественное совершенство как великого произведения искусства. Важнейшей идеей «Слова» является идея патриотизма, связывающая воедино все компоненты произведения. Одним из действенных способов ее выражения является образах Русской земли с ее лесами, степным раздольем, полноводными реками, разнообразным животным и растительным миром. Вряд ли можно найти во всей мировой литературе другое такое произведение, в котором бы в каждом небольшом отрывке сливались бы образы Родины, приметы ее природы с героическими устремлениями, эмоциями и мыслями ее верных сынов и защитников. По ясности мысли, красоте и сжатости описаний, пламенности чувств, по стройности и завершенности формы «Слово» не имеет себе равных в мировой литературе и до сих пор считается непревзойденным. Автор «Слова», несомненно, гениальный поэт, великий патриот, политический мудрец, образованный человек, великолепно чувствующий устно поэтическое творчество родного народа.

Таким образом, начиная с появления письменности и до первой половины XV века включительно специальных произведений для детей на Руси не существовало. Дети той эпохи читали те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели вынуждены были отбирать из имеющихся книг наиболее близкие и доступные детям как по своему содержанию, так и по форме изложения. Произведения эти не были детскими, хотя и входили в круг детского чтения. Поэтому эпоху с конца X до первой половины XV века считается предысторией детской литературы. Настоящая ее история начинается с появлением специальных произведений для детей. Это произошло во второй половине XV века.

Первые произведения для детей появились на Руси во второй половине XV века. Самые первые шаги русской детской литературы дают основание сделать некоторые выводы:

Первые произведения для детей появились на Руси в переломную эпоху, выросли на национальной почве, поднялись на волне патриотизма и отвечали потребностям просвещения; они имели не только образовательное, но и воспитательное значение. 2. Самые первые произведения, созданные на Руси для детей, имели познавательный характер. 3. Наиболее древним приемом популяризации знаний среди детей был диалог между ребенком и взрослым.

Первая рукописная книга для детей была создана в 1491г. русским дипломатом и переводчиком Дмитрием Герасимовым. Сухую пищу науки он решил сделать легкой для восприятия детьми. Его грамматика написана в форме вопросов и ответов. В заглавии подчеркивается, что эта книга адресуется детям, что ее дают тем, кто уже одолел алфавит, умеет читать, писать и хочет учиться дальше. От Герасимова дошли до нас самые первые записи русских народных сказок, интересных и для детей. Это дает основание считать его первым деятелем русской культуры, принимавшим участие в создании детской литературы, а его мысли самыми первыми высказываниями о сущности детской литературы .

С появлением книгопечатания стали издаваться книги и для детей. Во второй половине XVI века было издано 12 детских книг (вернее, столько дошло до нас). Хотя все они предназначались для учебных целей, но выходили далеко за рамки учебника, так как нередко служили книгами для чтения. Их называли азбуками или грамматиками, но не букварями, так как этим словом до середины XVII века называли учителя, грамотного, начитанного человека. Первой печатной детской книгой является Азбука, составленная русским первопечатником, москвичом Иваном Федоровым, изданная им во Львове в 1574г. В истории восточнославянского книгопечатания это была первая книга светского назначения. В хрестоматийной части азбуки помещались произведения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики и познавательной литературы для детей. К ним относится стихотворное (виршевое) произведение -- так называемая акростихидная азбука. Каждая ее строка начинается с очередной буквы алфавита, а все первые буквы вместе составляют алфавит. Автор просит запомнить слова мудрости, распространить их среди людей, не сотворять насилия над бедными, не обижать нищих, вдов и сирот, быть честным, послушным, трудолюбивым, чтить отца и мать. Азбука Федорова - первая печатная книга для детей, которой пользовались не только в славянских странах, но и за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Дании, Англии.

Таким образом, просветительские, светские мотивы и многие другие явления в истории нашей культуры и общественной мысли зародились впервые в детской литературе. Именно в этом общекультурное значение первых печатных книг для детей .

С XVII века появляются школы разных типов (частные, общественные, государственные). Значительно более широкое распространение получает обучение детей на дому. В конце столетия открывается первое высшее учебное заведение -- Славяно-греко-латинская академия. На протяжении всего XVII века детская литература становится разнообразнее в тематическом и жанровом отношении, обогащается художественными приемами, все больше отделяется от учебной литературы и превращается в самостоятельную область словесного творчества. В течение столетия было издано около 50 детских книг, большинство из которых по-прежнему имели учебный характер. Изложение познавательного материала становится все более ярким, образным, в результате ускоряется процесс сближения педагогики с искусством, происходит их органическое слияние, что является одной из главнейших особенностей детской литературы. Детская книга приобретает целостный характер, она лучше и богаче оформляется. В книге появляются разнообразные украшения: изящные концовки, заставки, буквицы, орнамент, гравюры.

Первым русским поэтом для детей следует считать справщика Московского печатного двора Савватия. По рекомендации патриарха Филарета, отца царя Михаила Романова, в сентябре 1634г. Савватий был принят на печатный двор справщиком (на эту должность назначались самые образованные и надежные люди). В своих посланиях Савватий выступает патриотом, искренне любящим Россию и желающим ей добра, но в то же время критически настроенным по отношению к высшей знати и сочувствующим простым людям. Не случайно эти произведения были включены в детскую книгу: они воспитывали патриотические чувства.

Начало формы

В небольшом предисловии к первому разделу «Азбуковного учения» Савватий сравнивает книгу с солнечным светом. Высказанные им идеи достигли вершины в творчестве Кариона Истомина .

Одним из первых поэтов для детей был Симеон Полоцкий. Он является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Его огромное литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо всю свою жизнь он занимался педагогическим трудом. Поэтому вполне естественно его участие в создании детской литературы. Под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Петр I. Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Поэзия Симеона Полоцкого полна гимнами книге, грамоте, чтению. Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она делает человека мудрым. Но настоящими мудрецами он считал тех, кто, обладая знаниями, щедро делится ими с окружающими и с большой пользой применяет их в повседневной жизни. Симеон принял участие в подготовке к изданию букваря 1664г., для которого написал десять приветствий, обращенных к детям, их родителям и благодетелям. Через 10 лет, в 1679г., Симеон составил и издал новый букварь. Для истории детской литературы наибольший интерес имеют два стихотворения, помещенные в нем. Это «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание».

В «Предисловии» С.Полоцкий призывает детей постоянно трудиться, ибо тот, кто трудится с юности, будет жить в покое в старости. Грамота, по его словам, великий дар, средоточие мудрости. «Увещание» помещено в конце книги и предназначается не всем, а только ленивым и буйным. Поэт убеждает маленького читателя: если он хочет быть образованным и умным, то должен постоянно трудиться, выполнять определенные требования.

Все это дает нам право считать Симеона Полоцкого выдающимся русским педагогом, деятелем просвещения и детским поэтом XVII века. Он как бы подытожил достижения русской детской литературы и педагогики за все предшествующие века их развития и подготовил почву для деятелей последующих эпох. В последние два десятилетия XVII века его дело было продолжено соратниками и учениками, из числа которых больше всех сделал для детской литературы Карион Истомин.

Творчество Кариона Истомина, самого крупного русского поэта конца XVII века, целиком посвящено детям. Во всех произведениях Кариона Истомина затрагивается главная для него тема -- просвещение и наука. Он хотел учить всех: детей и взрослых, мужчин и женщин, рабов и слуг, православных и иноверных. Основным проводником просвещения он считал школу. Поэтому горячо убеждал всех открывать школы, чтобы учить детей с самого раннего возраста. Наряду со школой мощным средством распространения просвещения он считал книгу.

Центральное место в философских взглядах Кариона занимает нравственное воспитание, формирование положительных душевных качеств, привитие доброты, душевной чистоты, человеколюбия. Этим он близок к деятелям гуманизма и Просвещения. В то же время Карион не обходил и вопросы трудового воспитания, так как трудолюбие считал составной частью нравственного кодекса. Важное место в творчестве Истомина занимают идеи гуманизма и патриотизма. Он восхищается способностями человека, его умом и силой. Пропагандой просвещения, наук, идеями гуманизма и патриотизма, борьбой за нравственные идеалы в духе передовых взглядов эпохи Карион Истомин выделяется из числа своих современников. Это ставит его в ряды передовых деятелей эпохи, внесших заметный вклад в русскую культуру. Практическим претворением просветительских, гуманистических и патриотических идей Кариона Истомина являются созданные им учебные и детские книги, его стихотворения, адресованные юным читателям.

При жизни Карион издал три книги, и все они -- детские: «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Повесть об Иване Воине» (1696). Кариону принадлежит создание летописца для детей (учебного пособия по истории). Ему приписывается первый учебник арифметики. Таким образом, Истомин составил полный комплект учебников, чем завершил весь предшествующий период развития учебной литературы, начиная от Ивана Федорова. К созданию учебников он подошел не только как педагог, но и как поэт и мыслитель. Кроме этого, Карион написал большое количество стихотворных книг и отдельных стихотворений для детей, пронизанных передовыми идеями.

«Лицевой букварь» является иллюстрированной энциклопедией для детей, единственной богато оформленной книгой Московского печатного двора XVII века; он не имеет себе равных и среди более поздних изданий. Тематика букваря самая разнообразная - в нем говорится и о труде, науке, учении, книге, играх и забавах детей, ставятся нравственные проблемы добра и зла. В «Большом букваре» («Букварь языка словенска) автор пытается рассказать о временах года, о людях, наполнить стихи лирическими чувствами и конкретными бытовыми деталями. «Большим букварем» продолжены традиции русской учебной литературы. Карион Истомин добивался органического синтеза педагогики и искусства, что через 170 лет довели до совершенства К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой.

Литературный талант Кариона Истомина наиболее ярко проявился в его стихотворных книгах: «Полис», «Домострой», «Книга вразумления стихотворными словесы», «Рай умный», в стихотворениях «Подарок учащимся детям во младости», «На стяжение нравов», в прозаической повести об Иване Воине. Правила благопристойности, по мысли автора, должны сочетаться с внутренней культурой человека, его образованностью, подкрепляться высокими нравственными качествами. О детях Истомин говорит с уважением, предоставляет им относительную свободу и самостоятельность, признает за ними право на игры и забавы, которые должны разрешаться им «ради отрады».

Одним из значительных произведений Кариона Истомина является «Книга вразумления стихотворными словесы», посвященная царевичу Петру и поднесенная в день его 11-летия. По своему содержанию и идейному направлению это своеобразная программа для будущего царя, программа, имеющая просветительский и гуманистический характер. С большими монологами обращаются к царевичу то Бог, то Божья матерь, то мать царевича Наталья Кирилловна. Каждого из них царевич внимательно выслушивает и каждому достойно отвечает. Получается стихотворный диалог Петра с тремя его воображаемыми наставниками и доброжелателями. Пропаганда просвещения, прославление наук, призывы учиться и учить всех, как единственный путь, ведущий к счастью и мощи России,-- вот главный идейный смысл этого произведения. Надо полагать, что произведение играло важную роль в воспитании будущего царя-реформатора, возбуждало в нем жажду знаний.

Своим многогранным творчеством Карион Истомин завершил более чем двухвековую историю древнерусской литературы для детей. Истомин сделал свои произведения средством пропаганды науки, просвещения, книжного почитания. Знания и просвещение в его творчестве и мировоззрении неотделимы от нравственных проблем, от передовых взглядов эпохи. Он понимал природу детей, учитывал их возрастные особенности, обогатил детскую литературу новыми жанрами, поднял ее идейно-художественный уровень. Своими просветительскими и гуманистическими взглядами, техникой и ритмикой стиха, Истомин подготовил почву для развития детской литературы в XVIII веке .

Итак, произведения русской детской литературы, созданные в XV-- XVII веках, дают основание признать наличие древнерусской детской литературы, которая явилась фундаментом для развития русской детской литературы последующих эпох. По своему характеру, темпам развития, по связям с просвещением и всей русской культурой древнерусская литература для детей была неоднородной. Задолго до появления первых текстов, создаваемых для детей, шел естественный процесс отбора произведений для детского чтения. К XV веку завершился большой период предыстории детской литературы, длившийся около четырех с половиной столетий (с X до первой половины XV века). Со второй половины XV столетия началась ее история, появилась собственно детская литература на волне патриотизма, вместе с растущим самосознанием народа, и возникла она из педагогических потребностей, как органическая и важнейшая часть всей русской национальной культуры. Завершение этого периода (вторая половина XVI века) характеризуется появлением печатных книг.

Все сказанное о прозе и публицистике, входившей в круг детского чтения в XVII веке, свидетельствует о том, что наши предки обращали серьезное внимание на воспитание детей. Они использовали для этого лучшие произведения оригинальной литературы и художественные сокровища всего цивилизованного мира. Древняя Русь не замыкалась в узкие рамки, а вела активный обмен культурными ценностями, и детская литература также вовлекалась в этот обмен, играя важную роль в общекультурной жизни того времени, в идейной и эстетической борьбе эпохи. Древнерусская литература для детей сыграла значительную роль в развитии общенациональной русской культуры. Все это убеждает нас в том, что древнерусская детская литература имеет большое историко-культурное и педагогическое значение.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI-XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. ) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало - в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI - начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. - конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя - воина и государственного деятеля, защитника русской земли - наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» - в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в.).

Литература XIV в. - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV - начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI - начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

У русской литературы такая же древняя история, как у самой России. За долгие века создано столько интересных книг! И ведь многие рассказы, стихи, сказки написаны специально для детей.

Читая произведения своих любимых авторов, я задумалась о том, как они жили, кем были в детстве, чем увлекались, что читали, в каких семьях выросли, когда обнаружили в себе талант и какие моменты жизни повлияли на то, что они стали такими великими. Я решила найти информацию о биографии авторов, которые написали для нас очень интересные стихи, рассказы и сказки. Так же мне захотелось заглянуть в прошлое и узнать, а что читали дети в древней Руси и кто для них сочинял произведения.

Произведения, которые были написаны для нас писателями разного времени мы читаем и заучиваем наизусть с большим удовольствием и сейчас. Они становятся нашими верными друзьями с самого детства и любовь к ним мы сохраняем в своем сердце на всю жизнь. И я, не откладывая, начала путешествие по страницам моей любимой детской литературы. Свою работу я начала с составления ленты времени, на которой отразила века (Приложение 1), в которых буду делать свои остановки.

В изучении данной темы мне помогли мои энциклопедии и познавательные книги, которые я взяла в библиотеке. Самым трудным было выбрать писателей, чью биографию я буду изучать, потому что очень люблю читать разные произведения: стихи, весёлые рассказы, сказки, басни и много другое. В одну работу столько информации поместить невозможно, но меня очень заинтересовала тема истории русской литературы, поэтому в дальнейшем собираюсь и дальше продолжать изучать её. Мир русской литературы очень разнообразен и велик. Ведь недаром книги русских писателей и поэтов знают и читают не только в России, но и в разных странах мира.

1. Первая остановка: С чего начиналась славянская книжная культура.

Начиная своё путешествие, хочется немного остановиться на её истоках. Начало славянской книжной культуры было положено братьями Кириллом и Мефодием.

В IX веке греческие монахи создали славянский алфавит, который позже получил название >, по имени одного из братьев. Они перевели с греческого на славянский язык Евангелие - книгу, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа. Алфавит, который придумали Кирилл и Мефодий, был удобен для людей, потому что был близок к разговорной речи. В первом славянском алфавите было 43 буквы, а потом их количество сократилось.

До начала истории детской литературы было еще далеко, но важнейшая её традиция - следование высокой учительской цели - была заложена в период становления общеславянской письменной культуры. В память о великом деле Кирилла и Мефодия на Славянской площади в Москве стоит памятник, и каждый год 24 марта празднуется День славянской письменности.

2. Вторая остановка: Детские писатели и книжки в Древней Руси

Появился алфавит, а затем и книги. Какими были первые книжки, кто их написал и создал, что читали дети в древней Руси? На все эти вопросы я хочу ответить, заглянув в историю древнерусской детской литературы.

В Древней Руси первые книги писались вручную на листах из пергамента - хорошо выделанной телячьей кожи. Затем такие листы сшивали в книгу и делали для неё красивый переплёт. Рукописные книги были очень дорогими. Не все могли их прочитать, потому что чтению и письму надо было учиться в специальных монастырских школах. Простые люди не могли себе это позволить. В XVI веке Иван Фёдоров создал первый в России печатный станок. Сначала он напечатал церковную книгу >. Эту книгу печатали почти год, она получилась очень красивая, с рисунками и узорами. А потом он напечатал первую славянскую > и ещё несколько книг. После этого изобретения количество людей, владевших грамотой, в России намного увеличилось.

Всю историю древнерусской детской литературы можно разделить на четыре периода:

:: 15-16 века - появились первые познавательные произведения

:: Конец 16-начало 17 веков - было издано 15 печатных книг для детей

:: Начало 17 века - начало стихотворства

:: Конец 17 века - формирование разных жанров и видов детской литературы.

Особенно большой вклад в развитие детской литературы внесло творчество Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей. Среди них первое стихотворение, помещенное в азбуке. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, тепло и ясно он рассказывал детям о книге, восхвалял грамоту, давал разнообразные советы, как учиться читать.

Он считал, что нет ничего на свете дороже грамоты и самое подходящее время для учения - детство.

Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Родился он в Полоцке, где получил первоначальное образование. Получив высшее образование, он стал учителем в родном городе. По приглашению русского царя переехал в Москву, где открыл школу. Симеон Полоцкий был назначен учителем царских детей. За 16 лет жизни в Москве он написал или подготовил к печати 14 книг, половина из которых - книги детские. Под покровительством поэта Симеона Полоцкого были изданы для детского чтения две книги - >, содержащий разнообразные правила жизни и мудрые советы, а также >, носившая приключенческий характер.

Он принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1679 г.

Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.

Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Сведения о его жизни очень скудные. Родился он в Курске, где и получил первоначальное образование. Не позже он приехал в Москву. В Москве Истомин окончил Типографскую школу, одно время учился у Симеона Полоцкого. Затем стал работать на Печатном дворе сначала писцом, потом - справщиком. Впоследствии он стал во главе Печатного двора. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, просвещение, книги. Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. Самую большую славу принес Истомину Лицевой букварь, изданный в 1694 г.

Каждой букве была отведена отдельная страница. Наверху давались разные написания буквы. Треть страницы занимали рисунки предметов, названия которых с нее начинались. По своему оформлению Лицевой букварь был самой роскошной книгой, изданной в XVII веке. Да и позже такие книги не издавались. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Также была издана его книга для детей >. Однако писатель считал, что наука полезна только тем, кто отличается нравственностью, благородством, иным же она может принести один вред. Он старался воспитать в детях гуманные, благородные чувства, любовь к России.

Путешествовать по страницам древнерусской детской литературы оказалось очень увлекательным занятием. Я узнала много нового из истории книги. Особенно интересно было узнать о первых букварях, созданных для детей.

3. Третья остановка: По следам моих любимых писателей.

В детскую литературу внесли вклад многие писатели и поэты, я, продолжая своё увлекательное путешествие, хочу остановиться на биографии детства авторов моих любимых произведений. Ведь изучать биографию не менее увлекательное занятие, чем читать их произведения.

3. 1. Маленький гений А. С. Пушкин

Своё путешествие по следам моих любимых писателей я начала с Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) - великого русского поэта, создателя произведений непревзойденной красоты. Его произведения можно и нужно читать всю жизнь! Читать, когда тебе грустно. Читать, когда у тебя хорошо на душе. Читать в детстве и глубокой старости. Он считается родоначальником русской литературы. Но ведь каждое > тоже с чего-то начинается? Когда Александр Сергеевич Пушкин был маленьким и к его отцу приходили гости он всегда любил прятаться за креслом. А гостями отца Пушкина были известные литераторы. Они читали вслух свои и чужие стихи, обсуждали новые книги. И Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово - ему были очень интересны эти разговоры. Родители были уверены, что по вечерам после ухода отцовских гостей сын сразу же засыпает. А на самом деле Пушкин ещё долго, лежа в постели, вспоминал взрослые разговоры, шутки, а так же стихи, которые читали гости и складывал собственные строки. Эти строки волновали душу, он их повторял раз за разом, и ему так хотелось немедленно записать их на бумагу! Только писать он ещё не умел. Наконец родители взяли ему французского гувернёра. Он-то первый и обнаружил у маленького Пушкина тетрадь со стихами и пьесами. Но, скорей всего, это была уже не первая тетрадь. Поэтому никто точно не знает, когда Пушкин начал сочинять стихи. Учёные-литераторы даже спорят, на каком языке эти стихи звучали - на русском или французском. Кое-какие строки можно было читать до конца XIX века на берёзах, которые росли в бабушкином имении, потому что маленьких Пушкин исписал своими стихами в бабушкином парке много берёз.

У Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна. По вечерам она пела ему и его старшей сестре Ольге колыбельные песни, днём играла с ними в ладушки, а ещё знала много забавных историй, считалок и сказок. И скоро маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребёнок. Главными друзьями в детстве Александра Сергеевича были книги. К счастью у его отца их было очень много. За несколько лет он перечитал всю библиотеку.

Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, для детей из уважаемых дворянских семейств открылся Лицей. Его поместили недалеко от Петербурга, в Царском Селе. Дядя Пушкина помог записать племянника в новое учебное заведение. Вступительный экзамен принимал сам министр народного просвещения. После успешной сдачи экзаменов Пушкину открылась новая жизнь, он торжественно был посвящен в лицеисты. С тех пор прошло шесть лет, и Пушкин превратился в юношу, стихи которого с удовольствием читал и передавал дальше весь Петербург. 9 июня 1816 года лицеистов последний раз собрали в актовом зале. Царь произнес перед ними торжественную речь. Выпускные экзамены были сданы, вещи собраны, и они разъезжались по своим семьям. Через несколько дней их ждало назначение на государственную службу. Пушкин мечтал о Министерстве иностранных дел и его мечта сбылась.

В 1837 года Россия лишилась великого поэта. Александр Сергеевич погиб, защищая честь своей жены, которая была одной из самых красивых женщин в Петербурге. Но память о великом русском писателе и поэте сохранилась в сердцах русского народа и до наших дней. Он написал много стихов и волшебных детских сказок, в которых >, живут старик со старухой, умный Балда побеждает всякую нечисть, а царевич Елисей скачет по горам и долинам в поисках своей любимой. Я поняла, что эти чудесные истории, похожи на те народные сказки, которые маленькому Пушкину рассказывала его няня.

Я считаю, что Пушкин стал гениальным поэтом просто, потому что таким родился. И другого такого поэта на Руси прежде не было! Никогда. Александр Сергеевич Пушкин показал миру, как богат русский язык. С него началась великая русская литература. Поэтому современники называют его >.

3. 2. Мастер басни И. А. Крылов

Не так давно я начала читать басни. Сначала прочитала одну, а потом захотелось прочитать ещё несколько. Интересны они мне стали потому что, в них, казалось бы, рассказывается о животных, но на самом деле о людях. И я решила узнать о моментах детства великого баснописца. Когда Иван Андреевич Крылов (1769-1844) был маленьким, никто, конечно и не догадывался, что ему поставят памятник в самом центре северной столицы, в городе Петербурге, посреди летнего сада. И вокруг бронзового баснописца скульптор разместит таких же бронзовых мартышку, осла, ягнёнка, ворону, лисицу и других героев знаменитых басен.

Отец Ивана Крылова, простой солдат, сумел выслужиться в офицеры. С утра до вечера на плацу, на утоптанной земляной площадке, он учил молодых солдат воинским приёмам. Однажды началось восстание, отцу Андрею Прохоровичу Крылову, дали звание капитана и отправили на войну. Он посадил в крытую телегу-кибитку жену и сына и отправился воевать. Иван Крылов был смелым мальчиком и ничего не боялся. Однажды он вышел во двор и по нему начали стрелять из пушек, ему под ноги с неба бухнулось огромное чугунное ядро. Он совсем не испугался этой бомбардировки. Спустя много лет великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин долго расспрашивал старого Крылова про то, как он в детстве жил в осаждённом городе. И Крылов ему с удовольствием рассказывал и про себя и про подвиги своего отца.

Отец Ивана Крылова хотя и не учился разным премудростям, но книги любил очень и возил их с места на место в огромном сундуке. В своё свободное время, он доставал большой медный ключ, распахивал сундук и вынимал от туда тяжёлые, в потёртых кожаных переплетах книги. Андрей Прохорович всего несколько раз показал маленькому Крылову, как складывать в слова буквы, и сын тут же выучился читать. Из этого сундука маленькому Крылову больше всего нравилось читать одну книгу, которая называлась басни Эзопа. Он даже наизусть выучил многие басни и с удовольствием рассказывал их то маме, то свое бабушке Матрёне, потому что обе они едва умели читать. Его мама, хоть и не очень грамотная, но мудрая, послушав басни в исполнении сына, поняла, что пора думать о его образовании. И отец решил отдать его в дом богатого помещика Львова, у которого было два мальчика, и им недавно был выписан гувернёр из Франции. Учитель учил его хорошим манерам, французскому языку, а ещё математике, географии, истории и прочим премудростям. Крылов делал успехи в каждой науке, и особенно в математике!

Однажды когда маленький Крылов шёл с занятий, он увидел старичка в ветхой одежде, который стоял у базарных ворот, играя на скрипке грустные мелодии. Ивану очень понравилась его музыка, и он стал ходить слушать её каждый день. В один из таких дней они познакомились, старичка звали синьор Луиджи. С тех пор Иван Крылов стал каждый день прибегать к скрипачу с угощением, а тот учил мальчика игре на скрипке. Отец ему подарил старенькую скрипочку и сын часто играл дома для мамы, бабушки и младшего брата, который недавно появился на свет.

Но неожиданно заболел и умер его отец. Маленький Крылов написали вместе с мамой прошение в Петербург, чтобы их семье дали пенсию. Но ответ не приходил, и жить стало не на что. Ивану Крылову исполнилось только одиннадцать лет, а ему уже пришлось поступить на службу в канцелярию. С тех пор его младший брат, стал называть юного Ивана Андреевича тятенькой.

Однажды к ним в Тверь приехали московские артисты. Иван Андреевич прежде в театре не был. На представление собрался весь город. Крылову досталось место в задних рядах. После спектакля он совсем не торопился домой, а ещё долго бродил по тёмным улицам, снова переживая то, что показали артисты. Сердце его билось, будто колокол и в этот миг он увидел всю свою будущую жизнь. И тогда он сказал себе > На тот момент он уже давно писал стихи, но читать их кроме мамы и бабушки было не кому. В двенадцать лет он сочинил свою первую комедию.

Вскоре он переехал в Петербург и его мечты стали понемногу сбываться. Ему удалось устроиться на службу в казённую палату. Иван Крылов ходил в театры, встречался с артистами, сочинителями пьес и стихов, продолжал сочинять новые пьесы.

К писанию басен он приступил уже, будучи взрослым. Их знала наизусть вся Россия. Его басни читали в царском дворце, на выпускных экзаменах и в простом деревенском доме. Иван Андреевич стал первым писателем на Руси, которого узнал и полюбил весь народ. В его время в России была создана первая общедоступная библиотека, которую Крылов открывал вместе со своими друзьями.

Он стал одним из самых образованных людей в России. Без знаний, без постижения человеческой природы он не смог бы написать свои гениальные басни: >, >, >, >, >, >, >, >, > и другие. Многие из них знал наизусть весь русский народ, они учат нас жить и строки, из которых уже при его жизни стали пословицами и поговорками. Мы все хорошо знаем известные крылатые выражения из басен И. А. Крылова, такие как >, >, >, >, >, >, > и многие другие.

Я удивилась, что Иван Андреевич Крылов написал не только басни, но и разные серьёзные пьесы: комедии и трагедии. Несмотря на его трудную жизнь, этот человек не потерял чувство юмора и прожил эту жизнь с улыбкой.

3. 3. Великий русский писатель Л. Н. Толстой

Ещё один из величайших писателей России, произведения, которого мне очень полюбились, и о ком я решила написать в своей работе - Толстой Лев Николаевич (1828-1910). Он великий русский писатель, символ русской классической литературы. Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Будущему писателю повезло родиться в дворянской семье, от рождения у Льва был титул графа. Свое детство в воспоминаниях Толстой называет не иначе, как >. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать была урожденной княжной Волконской. К сожалению, она умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил >. Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами. Некоторые черты матери отразились в любимых героинях Толстого. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнился будущему писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы. От него он унаследовал увлечение псовой охотой. К сожалению, отец Толстого тоже рано ушел из жизни.

Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого и со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье.

Воспитанием детей занималась дальняя родственница, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными. Его детство было эмоционально насыщенным, полным живого общения с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Его чуткое сердце впитывало все - и семейные предания, и первые впечатления от жизни дворянской усадьбы. Все это отражено в его произведениях.

В возрасте 16 лет Толстой переезжает в Казань и поступил на философский факультет Казанского университета. Вскоре Лев перевёлся на юридический факультет, но так и не окончил его. После этого он вернулся в своё имение - Ясную поляну, с намереньем продолжить там обучение самостоятельно, для того чтобы позднее сдать экзамены экстерном.

Однако интересы Толстого в тот период часто резко менялись: он временами продолжал занятия и сдавал экзамены в институте, после забрасывал учёбу и начинал заниматься музыкой, а иногда даже подумывал над тем, чтобы поступить конногвардейский полк. Примерно в тот же период появились первые художественные наброски и желание заниматься прозой.

Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию. Он участвовал в Крымской войне, был награждёна храбрость орденом Анны и медалями. Эти периоды его жизни отражены в знаменитых рассказах.

Вскоре после возращения в Ясную Поляну Лев Николаевич открыл несколько школ в окрестных деревнях для крестьянских детей.

Он занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. Также там он написал статьи о воспитании, издал педагогический журнал >, в качестве приложения к которому выпускались также детские книжки для чтения. Вскоре он создал прообраз современного букваря - Азбука (по названию первых букв старорусского алфавита > и >) и несколько >, для которых специально писал рассказы, сказки, басни. Именно Толстой способствовал развитию грамоты и образования среди простого народа, которому не были доступны гимназии и платные учителя. Практически всё это время сам писатель проводил в Ясной Поляне и продолжал учить грамоте сельских детей.

Произведения Толстого - классика детского чтения. В своих произведениях он использовал юмор, превосходный, выразительный русский язык, классическую простоту слога и ясность мысли. Именно поэтому каждому из нас запомнятся навсегда мальчик, тайком съевший сливу (>), и важный смешной малыш, явившийся в школу учиться (>), сказка >, а также рассказы >, > и другие.

Навсегда запомнил Лев Николаевич Толстой историю о >, которую рассказал ему в детстве старший брат Николай: если найти эту волшебную палочку, люди станут счастливыми и объединятся в особое >. Не скрывая от детей суровую правду жизни, великий писатель хотел, чтобы в их душах продолжала теплиться мечта, и продолжались поиски >.

Меня очень тронуло, то что, имея графский титул и дворянской происхождение, Л. Н. Толстой не забывал о детях из бедных крестьянских семей, которым очень хотел помочь стать образованными людьми.

Очень интересен мир писателей классической литературы, их имена знают дети не только нашей страны и произведения интересно читать в любом возрасте.

Заключение.

Заканчивая, своё путешествие по увлекательному миру русской литературы хочу сделать вывод, что для меня эта работа была очень увлекательной и полезной. Я заглянула во времена создания алфавита и узнала, как он появился. На страницах древней детской литературы я узнала о том, какими были первые детские книжки, кто их написал и какими были первые буквари. Путешествуя по страницам своих любимых писателей мне было очень интересно узнать об их детстве, о том, как они жили, и что помогло им стать такими великими, образованными людьми, которыми мы сейчас гордимся. Мне стало понятно, что детство накладывает свой отпечаток на жизнь человека. От того что с нами происходит в детстве очень зависит наша будущая жизнь.

Я поняла, что моих любимых писателей объединяет одно самое главное - все они в детстве очень любили читать, книги были для них лучшими друзьями. Они все любили учиться и познавать много новых неизвестных наук. А. С. Пушкину очень много читала и рассказывала сказок, интересных историй его любимая няня. И он, вспоминая эти чудесные строки, будучи взрослым и складывал свои, уже наши любимые стихи и сказки. И. А. Крылов очень в детстве любил рассматривать книги своего отца, а в дальнейшем и читать их. Самой любимой книгой для него были басни Эзопа. Поэтому и во взрослой жизни он часто вспоминал прочитанные истории и сочинял свои собственные басни. У Л. Н. Толстого было трудное детство, он переносил свои светлые воспоминания о родителях и братьях на страницы своих произведений. Мне очень было интересно узнать немного из истории русской литературы.

В дальнейшем я хочу продолжить своё путешествие и заглянуть в мир современной литературы. В ней у меня тоже имеется много любимых рассказов, авторов которых я тоже очень уважаю.


Литература Древней Руси (11-17 вв.).
Появление первых книг для детей в России (18 в.).
Развитие культуры и просвещения в 18 веке.

Изучение истоков отечественной литературы для детей невозможно в отрыве от рассмотрения важнейших историко-культурных процессов: возникновения письменности, распространения грамотности, книжности на Руси, появления и развития книгопечатания, развития древнерусской литературы, взаимодействия с культурными традициями других стран.
В детской литературе условно выделяют такие периоды ее развития:
ДРЛ для детей IX-XVIII вв.
ДЛ XVIII века
Детская лит. XIX века
ДЛ конца XIX-начала XX в.
ДЛ XX в.
Детская литература в России возникла в частности на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки со времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей.
Алфавитная письменность, пришедшая на Русь вместе с Крещением, способствовала возникновению литературы. Одним из первых истоков письменных источников детской литературы можно считать «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Обладая редким даром историка-летописца, Нестор был, одновременно, и писателем: «Повесть» насыщена самым разнообразным материалом - есть там и исторические повести, и новеллы, сказки, легенды; материал автор широко черпал из устного предания.
Огромное место в литературе ДР, ориентированной на воспитание юного поколения занимают Жития святых - жанр церковной литературы, прославляющий либо великих воинов-защитников (Дмитрий Донской, Александр Невский), либо людей, чья жизнь стала мерилом веры и нравственности, таких как братья Борис и Глеб или Сергий Радонежский. Жития подчас заключали в себе увлекательный материал для чтения: там могли быть и путешествия, и сражения, и фантастические приключения, и драматические коллизии.
Из множества повестей этого времени выделяется своей красотой «Повесть о Петре и Февронии» (XV в.), о любящих, которых не смогла разъединить даже смерть.
Также надо назвать «Слово о полку Игореве» (XII в) - жемчужину древнерусской литературы, поэтическую загадку которого до сих пор разгадывают десятки ученых.
Переходя к истории древнерусской детской литературы надо сказать еще о двух важнейших явлениях о «Поучении» Владимира Мономаха. Внук Ярослава Мудрого, черниговский и смоленский князь Владимир Мономах (1053/1113-1125) большую часть жизни проводил в походах и стяжал себе славу мудрого, щедрого и справедливого правителя. Его труд «Поучение» - это завещание родным детям «или к иным, кто прочтет». Советы «Поучения» проникнуты высоким гуманизмом: он учит защищать слабого, помогать сиротам, убогим и вдовам, неустанно трудиться всю жизнь. Автор делится своим реальным жизненным опытом - отца, государственного деятеля, страстного охотника, человека, глубоко воспринимающего красоту окружающего мира. Этим «Поучением» Владимир Мономах заложил основы всей нравственной направленности детской литературы.
Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги.
Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей. Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас. Наиболее ранние из дошедших до нас учебников относятся к XV в.
Первая, еще рукописная, учебная книга, дошедшая до нас, была создана переводчиком Дмитрием Герасимовым (род. в 1465 г.), служившим в книжной мастерской архиепископа Новгородского, а затем вызванным в Москву для переводческой работы. Дмитрий знал много языков, бывал в разных странах Европы. Владея хорошо латинским языком, он решил перевести грамматику этого языка на русский с тем, чтобы она была понятна детям. «Якоже мати младенца питает от сосцу млеком, а не жестокими брашны», так и учитель, не истязая своих учеников, стремится сделать свою грамматику «легчайшей и препростейшей». Свою грамматику он написал в форме вопросов и ответов и разделил ее не на главы, а на беседы. Учебник Герасимова стал называться «Донатус».
Первой из печатных книг такого типа (дошедших до нас) является азбука, созданная «ради скорого младенческого научения» первопечатником Иваном Федоровым. Вышла во Львове в 1574 г. Азбука была задумана и осуществлена как составная часть целого комлекса учебных пособий, необходимых для обучения довольно широкого круга детей.
Один из ранних букварей, дошедших до нас, напечатан в Москве. Он называется «Начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания». Создан он был в 1634 г. Василием Федоровичем Бурцевым и «прочими соработниками». В букваре Бурцева были не только азбука, т. е. буквы, расположенные в алфавитном порядке, но и первоначальные сведения по грамматике, заповеди, притчи, наставления. Следовательно, букварь не только учил грамоте, но был книгой для чтения и служил нравственному воспитанию детей.
Существовал еще один вид учебной книги — азбуковник. Так называли рукописные сборники, содержащие в алфавитном порядке сведения по различным отраслям знаний. Они известны с конца XIII века, наибольшее распространение имели в XVI—XVII веках, наряду с печатной книгой, ибо те были еще дороги и малодоступны.
Кроме учебных книг в XVII веке появляются так называемые «потешные» (или «фряжские», или «немецкие») листы. Это оттиски на меди или эстампы с гравюр вначале иностранного, а затем и русского происхождения. Сюжеты были географического, исторического или сказочного характера. Под картинкой помещались подписи, поясняющие изображенное.
В конце XVII в. появляется в России первый детский писатель ‒ Карион Истомин (приблизительные даты жизни: 1650 — 1722). Монах Чудова монастыря в Москве, поэт и педагог, Карион Истомин писал стихи для детей, составлял буквари, создавал энциклопедии. Среди книг, написанных Карионом Истоминым, наибольшей известностью пользовался «Лицевой букварь», первоначально появившийся в рукописном варианте. Букварь был преподнесен в 1692 г. царице Наталье Кирилловне для обучения ее внука, царевича Алексея, сына Петра I.
Итак, XVI—XVII века можно назвать периодом учебной книги, своеобразным «азбучным» периодом литературы для детей.
XVIII век имел решающее значение для формирования литературы для детей как самостоятельной ветви общей литературы.
Начало века связано с коренными преобразованиями Петра Первого во всех сферах жизни. Знаменательным рубежом стал переход России с 1 января 1700 года на новое летосчисление (от Рождества Христова).
В первое десятилетие века проводится реформа алфавита: сложная графика кириллицы упрощается, церковнославянскую азбуку сменяет гражданская, вводится гражданский шрифт для светской печати. По меткому выражению М.В.Ломоносова, «при Петре Великом не одни бояре с боярынями, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Впервые развитие школы, образование молодых людей становится государственной политикой.
Для получения начального образования вместо существовавших так называемых епархиальных школ с 1714 года по указу Петра во всех губерниях создавались чисто светские «цифирные школы», в которых обучались грамоте, арифметике, отчасти геометрии не только «все дворянские и подьячие дети», но и «ребятки изо всех чинов» (этот указ не распространялся на крестьянских детей, особенно из крепостных). Состоятельные дворяне давали своим детям домашнее образование.
Расширение сферы образования стимулировало развитие печатно-издательского дела. Самый многочисленный поток изданий — учебного характера. Следовательно, говоря о литературе для детей начала 18 века, вплоть до его последней трети, мы имеем в виду прежде всего учебную книгу и издания учебно-прикладного характера. Среди них обращают на себя внимание такие издания, как «Букварь» Фед.Поликарпова, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича, известного общественного деятеля, сторонника и продолжателя идей Петра.
В 1717 году вышло «Юности честное зерцало». Н.В.Чехов назвал эту книгу «первым букварем для мирян». Оно включало традиционную азбуку (алфавит, прописи, число церковное и арифметическое), краткие поучения из Священного Писания, приведенные в алфавитном порядке. Основную же часть занимало «Показание к житейскому обхождению», то есть советы и наставления юношам и девицам — свод правил поведения.
Диапазон учебной литературы в начале XVIII века значительно расширился. Появились книги научного содержания («Атлас», «Краткое руководство к математической и натуральной географии», в которых даются важнейшие астрономические, географические понятия), увеличились их тиражи.
По мере распространения грамотности начинает ощущаться потребность в разнообразном чтении, не только с образовательными и воспитательными целями, но и для развлечения. Для этого молодой читатель обращался к переводной литературе, к рыцарским романам, к «гисториям».
Широко была распространена лубочная литература. Народные картинки, «потешные листы» все в новых и новых вариантах представляли уже известных персонажей: Бову королевича, Еруслана Лазаревича, Петра Златые ключи. Появлялись и новые герои: Емеля-дурачок, Ерш Ершович и даже баснописец Эзоп («Житие баснописца Эзопа»); появляются новые сюжеты исторического, географического, космогонического характера. Лубочные издания и потешные листы с гравюрами на темы сказок были первыми народными детскими книгами.
Во второй половине XVIII в. продолжается рост русской культуры и просвещения. В среде прогрессивно настроенных писателей и ученых усиливается интерес к проблемам педагогики. В Россию проникают новые педагогические идеи Запада. Эпоха Просвещения в России выдвинула на первый план задачи воспитания человека-гражданина, патриота. Характерная особенность литературы, предназначенной молодому читателю, — открыто назидательный, наставительно-нравоучительный характер. Это было влияние «эпохи разума».
Из общего потока произведений для взрослого читателя и учебных книг для детей в этот период все отчетливее выделяется детская литература. Издаются чаще всего книги переводные. Жанры их довольно разнообразны — сказки, басни, пьесы, нравоучительные повести, научно-познавательные рассказы. При этом по характеру все эти произведения можно разделить на три группы. Одна из них — сказки — так или иначе связана с устным народным творчеством. Это либо народные сказки, либо написанные в подражание народным. Они были занимательны и пользовались любовью детей. Другая группа — всевозможные нравоучения. «Басни нравоучительные», «Нравоучительные повести из библейских деяний» и т. д. К этому роду произведений относились и всевозможные «беседы», «наставления», «советы» старших. Это была дидактическая, поучающая литература, сухая и рассудочная, но, безусловно, необходимая.
Третья группа произведений, немногочисленная, но очень важная — детские энциклопедии, произведения научно-познавательного характера: «Детская логика», «Детская философия».
В соответствии с духом времени на первый план выступала литература просветительской направленности — научно-популярная, энциклопедическая. Большое влияние на становление этой разновидности литературы оказала книга Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Она была издана на русском языке в 1768 году под названием «Видимый мир». Книга чешского педагога знакомила ребенка с окружающим миром в определенной последовательности: Бог, мир, явления природы, недра земные, человек (его анатомия, душа, его добродетели и пороки). Далее шли сведения о занятиях, труде человека (земледелие, скотоводство, рыбная ловля, печение хлеба, машинное производство и так далее), хорошо представлены культура, искусство, просвещение, в том числе книгопечатание, науки (философия, астрономия, математика, очень широко география), общественное устройство, сужающееся от государственных учреждений до семьи, дома.
Оригинальной книгой был вышедший в это же время «Письмовник» Николая Курганова (1-е издание 1769 г.). В ней по главам представлены история («Краткий повестной летописец»), грамматика, «Всеобщий чертеж наук и художеств» — своеобразная краткая энциклопедия, включающая сведения по религии, философии, точным наукам, медицине, искусству, общественные обязанности человека.
Основная масса изданий для детей этого времени безымянна. Но постепенно появляются и авторские книги. Одним из первых писателей, создававших свои произведения специально для детей, был Андрей Тимофеевич Болотов (1738— 1833) — человек разносторонних знаний и дарований: ученый-агроном, архитектор, художник, педагог и писатель. Молодым читателям он адресовал свою «Детскую философию, или Нравоучительные разговоры между одной госпожою и ее детьми...» (1760) — книгу энциклопедического характера, написанную в традициях своего времени.
Большую роль в становлении литературы для детей в XVIII веке сыграла просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова (1744—1818). Большой вклад этого замечательного человека в развитие литературы для детей был связан с изданием в России первого детского журнала. Он назывался «Детское чтение для сердца и разума» и выходил как еженедельное бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» с 1785 по 1789 год. Всего вышло 260 номеров «Детского чтения», объединенных потом в 20 книжек.
Н.И. Новиков одним из первых в России осознал и сформулировал значимость детской книги в образовании и воспитании. В своей статье, своеобразном педагогическом трактате «О воспитании и наставлении детей, для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783), он писал: «... Ученик без книги, как солдат без ружья... Детям не одна надобна грамматика, и не один лексикон... нужны также книги, касающиеся до наук, и кроме сих всякого рода книги для чтения».
Уже в самом названии журнала была установка на нравственное воспитание («развитие в младых сердцах чувствований») и развитие ума - расширение круга общеобразовательных знаний.
В журнале печатались статьи «из физики, натуральной истории, географии и некоторых других наук». К «сердцу» были обращены рассказы, нравоучительные «разговоры», повести, стихи, комедии, драмы. В каждом номере журнала познавательные материалы чередовались с поучительными, охватывая все стороны детской жизни, все их интересы.
Журнал Новикова оказал настолько существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной детской литературы, что Н.В.Чехов разделял детскую литературу XVIII века на два периода: до Новикова и после Новикова. «Детское чтение для сердца и разума» способствовало утверждению авторитета новой отрасли литературы, объединило авторов, пишущих для детей, сформировало многие жанры детской литературы, дало оригинальные образцы научно-популярной и художественной литературы. «Издание Новикова, вместе с тем, показало пути дальнейшего развития детской литературы, открыло целую область периодической печати, «узаконило» журнал в семейном обиходе».