АБРАМОВ Федор Александрович (1920—1983), русский писатель. Основные произведения: трилогия «Пряслины» (1958—1973), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Поездка в прошлое» (1974), -Дом. (1978).

АБЭ Кобо (1924-1993), японский писатель и драматург. Основные произведения: «Женщина в песках» (1962), «Чужое лицо» (1964), -Сожженная карта» (1967), «Человек-ящик» (1973), «Ковчег Сакура» (1984), «Мужчина, превратившийся в дубинку» (1969).

АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич (1881-1925), русский писатель. Сборники рассказов, пьес и фельетонов: «Веселые устрицы» (1910), «О хороших, в сущности, людях» (1914), роман «Шутка мецената» (1925).

АГИЛЕРА МАЛЬТА Диметрео (род. 1909), эквадорский писатель, публицист, драматург. Основные произведения: «Зона канала» (1935), «Девственный остров» (1942), «Реквием для дьявола» (1978), «Крест на Сьерре-Маэаро» (1963), «Семь лун и семь змей» (1970).

АЖАЕВ Василий Николаевич (1915-1968), русский писатель. Основные произведения: «Далеко от Москвы» (1948), «Вагон» (1955-1964).

АЗИМОВ Айзек (1920—1992), американский писатель-фантаст. Основные произведения: «Фундамент и Империя» (1952), «Грань Фундамента» (1982), «Фундамент и Земля» (1986), «Сами боги» (1972).

АЙНИ (наст. имя Садриддин Сайд Муродзода) (1878-1954), таджикский писатель, ученый, общественный деятель. Основные произведения: «Дохунда» (1930), «Рабы» (1934), «Воспоминания» (1949-1954).

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791—1859), русский писатель. Основные произведения: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Аленький цветочек» (1858), «Записки об ужении рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника» (1852).

АКСЕНОВ Василий Павлович (1932), русский писатель. Основные произведения: «Апельсины из Марокко» (1963), «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Ожог» (1980), «Остров Крым» (1981).

АЛДАНОВ Марк Александрович (наст, фамилия Ландау) (1886-1957), русский писатель. Основные произведения: историческая тетралогия «Мыслитель» (1921-1927), «Ключ» (1928-1929), «Истоки» (1950).

АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич (рол. 1924), русский писатель. Основные произведения: «А тем временем где-то...» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий, в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985).

АЛИГЕР Маргарита Иосифовна (1915—1992), русская поэтесса. Основные произведения: «Памяти храбрых» (1942), «Зоя» (1942), «Ленинские горы- (1953), «Синий час» (1970), «Четверть века» (1981).

АЛКЕЙ (конец VII в.— 1-я половина VI в. до н. э.), древнегреческий поэт-лирик.

АЛЬБЕРТИ Рафаэль (1902—1999), испанский поэт, драматург. Основные произведения: сборники «Стихи о любви» (1967), «Строфы Хуана Панадеро» (1949), «Поэмы изгнания и надежды» (1976), пьеса «Ночь войны в музее Прадо» (1956), «Пабло Пикассо» (1977).

АЛЬФЬЕРИ Витторно (1749-1803), итальянский писатель-Драматург. Основные произведения: «Клеопатра» (1770), «Мария Стюарт» (1777-1786), «Саул» (1782), «Жизнь Витторно Альфьери» (1806).

АМАДУ Жоржи (1912-2001), бразильский писатель. Основные произведения: «Бескрайние земли. (1943), «Город Ильеус» (1944), «Красные всходы» (1946), «Подполье свободы» (1952), «Возвращение блудной дочери» (1977), «Военный китель, академический мундир, ночная рубашка» (1979).

АНАКРЕОНТ (Анакреон) (ок. 570-478 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик.

АНАНЬЕВ Анатолий Андреевич (род. 1925), русский писатель. Основные произведения: «Малый заслон» (1959), «Танки идут ромбом» (1963), «Версты любви» (1971), «Годы без войны» (1975-1981), «Межа» (1969), «Память сердца» (1975), «Напоминание старых истин» (1982).

АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (1805-1875), датский писатель, драматург. Основные произведения: «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева», «Импровизатор», «Только скрипач», «Сказка моей жизни».

АНДЕРСЕН-НЕКСЕ Мартин (1869-1954), датский писатель. Основные произведения: романы «Пелле-завоеватель» (1906—1910), «Дитте — дитя человеческое» (1917—1921).

АНДЖЕЕВСКИЙ Ежи (.1909-1983), польский писатель. Основные произведения: «Пепел и алмаз» (1948), «Идет, скачет по горам» (1963), «Крошево» (1981).

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871 -1919), русский писатель, драматург. Основные произведения: «Баргамот и Гараська» (1898), «Жизнь Василия Фивейского» (1904), «Красный смех» (1905), «Савва» (1906), «Жизнь человека» (1907), «Рассказ о семи повещенных» (1908), «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1908).

АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), русский поэт. Основные произведения: сборники «Тихие песни» (1904), «Кипарисовый ларец» (1910), «Посмертные стихи» (1923), «Книга отражений» (т. 1-2, 1906-1909).

АНУЙ Жан (1910-1987), французский драматург. Основные произведения: «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (1938), «Ужин в Санлисе» (1942), «Антигона» (1943), «Жаворонок» (1953), «Беккет, или Честь Божья» (1959), «Подвал» (1961).

АПУХТИН Алексей Николаевич (1840-1893), русский поэт. Основные произведения: «Ночи безумные», «Забыть так скоро», «День ли царит», «Стихотворения А. Н. Апухтина» (1886), «Год в монастыре» (1883), «Неоконченная повести» (1896), «Архив графини Д», «Повесть в письмах» (1895), «Дневник Павлика Дольского» (1891-1895), «Между жизнью и смертью» (1895).

АРАГОН Луи (1897—1982), французский писатель и поэт. Основные произведения: «Парижский крестьянин» (1922), «Нож в сердце», (1941), «Страстная неделя» (1958).

АРБУЗОВ Алексей Николаевич (1908-1986), русский драматург. Основные произведения: «Таня» (1938), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1983).

АРИОСТО Лудовико (1474-1533), итальянский поэт. Основные произведения: «Неистовый Роланд» (1516), «Чернокнижник» (1520), «Сводня» (1528).

АСЕЕВ Николай Николаевич (1889-1963), русский писатель. Основные произведения: «Зор» (1914), «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семен Проскаков» (1928), «Маяковский начинается» (1940), «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924-2001), русский писатель. Основные произведения: «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1986), «Людочка» (1990), «Прокляты и убиты» (1992-1993).

АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна (род. 1937), русская поэтесса. Основные произведения: сборники «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Сад» (1987), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сны о Грузии» (1977).

АХМАТОВА Анна Андреевна (наст, фамилия Горенко) (1889-1966), русская поэтесса. Основные произведения: сборники «Бег времени» (1909-1965), «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Реквием» (1935-1940), «Поэма без героя» (1940-1965).

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1940), русский писатель. Основные произведения: сборники «Конармия» (1926) и «Одесские рассказы» (1931), пьесы «Закат» (1928) и «Мария» (1935).

БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич (наст, фамилия Дзюбин) (1895-1934), русский поэт. Основные произведения: «Птицелов» (1918), «Тиль Уленшпигель» (1926), «Сказание о море, матросах и Летучем Голландце» (1922), «Дума про Опанаса» (1926), «Смерть пионерки» (1932).

БАЖОВ Павел Петрович (1879-1950), русский писатель. Основные произведения: «Уральские были» (1924), «Малахитовая шкатулка» (1939), «Зеленая кобылка» (1939), «Дальнее — близкое» (1949).

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон (1788-1824), английский поэт-романтик. Основные произведения: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), .Бронзовый век» (1823), «Манфред. (1817), «Каин» ,(1821), «Дон Жуан» (1819-1824, не закончен).

БАЛЬЗАК Оноре де (1799-1850), французский писатель. Основное произведение: эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт, переводчик. Основные произведения: сборники «Горящие здания» (1900), «Будем как Солнце» (1903), «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Только любовь» (1903), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907), «Зеленый вертоград, слово поцелуйное» (1909), «Дар Земля» (1921), «Мое — Его. Стих о России» (1923), «Северное сияние» (1923), «Голубая подкова» (1937).

БАРАТЫНСКИЙ (БОРАТЫНСКИЙ) Евгений Абрамович (1800-1844), русский поэт. Основные произведения: «Финляндия», «Две доли», «Признание», «Разуверение», «Эда», «Бал», сборник «Сумерки».

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская поэтесса, писательница. Основные произведения: Стихи детям» (1949), «Найти человека» (1968), .За цветами в зимний лес» (1970), «Записки детского поэта» (1976).

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Основные произведения: «Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты», Надежда», «К другу», «Разлука», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БЕК Александр Альфредович (1902/1903—1972), русский писатель. Основные произведения: повесть «Волоколамское шоссе» (1943—1944), романы «Жизнь Бережкова» и «Новое назначение».

БЕККЕТ Сэмюэл (1906—1989), ирландский писатель-драматург. Основные произведения: «В ожидании Годо» (1952), «Конец игры» (1957), «Моллой» (1951), «Катастрофа» (1982).

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский литературный критик, публицист, философ. Сотрудничал с журналами «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник».

БЕЛЛЬ Генрих (1917-1985), немецкий писатель. Основные произведения: «Где ты был, Адам?» (1951), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963), «Групповой портрет с дамой» (1971), «Женщины у берега Рейна» (1985).

БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), русский писатель, критик, литературовед. Основные произведения: сборники «Золото в лазури» (1904), «Урна» (1909), «Пепел» (1909), роман «Петербург» (1913-1914), книги «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1910—1911), «Символизм» (1912), «Воспоминания о Блоке» (1922-1923), «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), «Мастерство Гоголя» (1934).

БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884-1942), русский писатель-фантаст. Основные произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Остров погибших кораблей» (1927), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936), «Лаборатория Дубльвэ» (1938).

БЕННЕТТ Арнолд (1867-1931), английский писатель. Основные произведения: «Анна из пять городов» (1902), «Повесть о старых женщинах» (1908), «Лорд Рейнго» (1926).

БЕРАНЖЕ Пьер Жан (1780-1857), французский писатель. Основные произведения: «Король Ивето» (1813), «Капуцины», «Ангел-хранитель», «Безумцы».

БЁРДЖЕСС Антони (1917-1993) английский писатель. Основные произведения: «Право на ответ» (1960), «Заводной апельсин» (1962), «Завещание заводному миру» (1974), «Новости конца света» (1982).

БЕРНЕТТ Фрэнсис Элиза (1849-1924), американская писательница. Основные произведения: «Маленький лорд Фаунтлерой» (1886), «Маленькая принцесса» (1905).

БЕРНС Роберт (1759—1796), шотландский поэт. Основные произведения: «Два пастуха» (1784), «Молитва святоши Вилли» (1785).

БЕРНХАРД Томас (1931-1989), австрийский писатель. Основные произведения: «Стужа» (1963), «Помешательство» (1967), «Корректура» (1975), «Выключение» (1986).

БИАНКИ Виталий Валентинович (1894-1959), русский писатель. Основные произведения: «Лесная газета на каждый год» (1928), «Лесные были и небылицы» (1957).

БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте (1867-1928), испанский писатель. Основные произведения: «Непрошеный гость» (1904), «Орда» (1905), «Нагая маха» (1906), «В поисках Великого Хана» (1928).

БЛОК Александр Александрович (1880—1921), русский поэт. Основные произведения: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Город» (1904-1908), «Балаганчик» (1906), «Ямбы» (1907), «Родина» (1907-1916), «Страшный мир» (1908-1916), «Возмездие» (1910-1921), «Роза и крест» (1912—1913), «Двенадцать» (1918), «Россия и интеллигенция».

БОЙЕР Юхан (1872-1959), норвежский писатель. Основные произведения: «Великий голод» (1916), «Последний викинг» (1921), «Люди у моря» (1929), «Юноша» (1946).

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375), итальянский поэт и писатель. Основные произведения: «Фьямметта» (1343), «Декамерон» (1350-1353), «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360).

БОМАРШЕ Пьер Опостен (1732-1799), французский писатель-драматург. Основные произведения: «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784).

БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (род. 1924), русский писатель. Основные произведения: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985).

БОТЕВ Христо (1848—1876), болгарский поэт, публицист, один из зачинателей болгарской литературной критики. Основные произведения: «Элегия» (1871), «Борьба» (1871).

БРЕЙН Джон(1922—1986), английский писатель. Основные произведения: «Путь наверх» (1957), «Жизнь наверху» (1962), «Ревнивый бог» (1964).

БРЕХТ Бертольт (1898-1956), немецкий драматург и поэт. Основные произведения: «Трехгрошовая опера» (1928), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1938-1940), «Кавказский меловой круг» (1949).

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-1996), русский поэт. Основные сборники: «Стихи и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1967), «Конец прекрасной эпохи» (1972), «Часть речи» (1972), «В Англии» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).

БРОНТЕ Шарлотта (1816-1855) и Эмили (1818-1848), английские писательницы. Основные произведения: «Джен Эйр» (1847), «Шерли» (1849), «Грозовой перевал» (1847).

БРЭДБЕРИ Рей Дуглас (род.
Андрей Белый
14 (26) октября 1880 - 8 января 1934
53 года
инсульт (после солнечного удара)
Багрицкий Эдуард Георгиевич
22 октября (3 ноября) 1895 - 16 февраля 1934
38 лет
бронхиальная астма
Бальмонт Константин Дмитриевич
3 (15) июня 1867 - 23 декабря 1942
75 лет
воспаление легких
Бродский Иосиф Александрович
24 мая 1940 - 28 января 1996
55 лет
инфаркт
Брюсов Валерий Яковлевич
1 (13) декабря 1873 - 9 октября 1924
50 лет
воспаление легких
Вознесенский Андрей Андреевич
12 мая 1933 - 1 июня 2010
77 лет
инсульт
Есенин Сергей Александрович
21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925
30 лет
самоубийство (повешение), существует версия об убийстве
Иванов Георгий Владимирович
29 октября (10 ноября) 1894 - 26 августа 1958
63 года
Гиппиус Зинаида Николаевна
8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945
75 лет
Блок Александр Александрович
16 (28) ноября 1880 - 7 августа 1921
40 лет
воспаление сердечных клапанов
Гумилев Николай Степанович
3 (15) апреля 1886 - 26 августа 1921
35 лет
расстрел
Маяковский Владимир Владимирович
7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930
36 лет
самоубийство (выстрел)
Мандельштам Осип Эмильевич
3 (15) января 1891 - 27 декабря 1938
47 лет
тиф
Мережковский Дмитрий Сергеевич
2 августа 1865(или 14 августа 1866) - 9 декабря 1941
75 (76) лет
кровоизлияние в мозг
Пастернак Борис Леонидович
29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960
70 лет
онкология (рак легкого)
Слуцкий Борис Абрамович
7 мая 1919 - 23 февраля 1986
66 лет
Тарковский Арсений Александрович
12 (25) июня 1907 - 27 мая 1989
81 год
онкология
Цветаева Марина Ивановна
26 сентября (8 октября) 1892 - 31 августа 1941
48 лет
самоубийство (повешение)
Хлебников Велимир
28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922
36 лет
гангрена

Рак связывают с чувством обиды, глубокой душевной раной, ощущением тщетности своих действий, собственной ненужности. Легкие символизируют свободу, готовность и способность принимать и отдавать. Двадцатый век в России век, многие писатели "задыхались", были вынуждены молчать или говорить не все, что считали нужным. Причиной рака называют и разочарование в жизни.

Болезни сердца вызываются переутомлением, длительным стрессом, верой в необходимость напряжения.

Простудой заболевают люди, в жизни которых одновременно происходит чересчур много событий. Пневмонией (воспалением легких) - отчаявшиеся.

Болезни горла - творческое бессилие, кризис. Кроме того, неспособность постоять за себя.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Накануне Всемирного дня писателя «Левада-центр» задался вопросом, кто же в умах жителей России достоин войти в список наиболее выдающихся отечественных писателей . Опрос прошло 1600 жителей Российской Федерации старше 18 лет. Результаты можно назвать предсказуемыми: десятка лидеров отражает состав школьной программы по литературе.

Практически вплотную к ней примкнул правозащитник Солженицын (5%). Куприн, Бунин и Некрасов финишировали одновременно – каждый набрал по 4% голосов. А далее среди знакомых по учебникам имен стали появляться новые, например, Донцова и Акунин заняли место рядом с Грибоедовым и Островским (по 3%), а Устинова, Иванов, Маринина и Пелевин встали на одну ступень с Гончаровым, Пастернаком, Платоновым и Чернышевским (1%).

10. Лермонтов

Открывает топ-10 самых выдающихся писателей России поэт-мизантроп, полный презрения к бездушному свету, творец демонических персонажей и певец кавказской экзотики в виде горных рек и младых черкешенок. Однако даже стилистические погрешности вроде «львицы с косматой гривой на хребте» или «знакомого трупа» не помешали ему взойти на Парнас русской литературы и занять десятое место в рейтинге со счетом 6%.

9. Горький

В СССР считался родоначальником советской литературы и соцреализма, а идеологические противники отказывали Горькому в писательском таланте, интеллектуальном размахе и обвиняя в дешевом сентиментализме. Получил 7% голосов.

8. Тургенев

Мечтал о карьере философа и даже пробовал получить степень магистра, однако стать ученым ему не удалось. Зато он стал писателем. И писателем вполне успешным – его гонорары были одними из самых высоких в России. На эти деньги (и доходы от имения) Тургенев содержал всю семью своей возлюбленной Полины Виардо, включая ее детей и мужа. В опросе набрал 9%.

7. Булгаков

Этого писателя Россия открыла для себя заново всего двадцать пять лет назад, после перестройки. Булгаков одним из первых столкнулся с ужасами коммуналок и преградами на пути к московской прописке, что впоследствии получило свое отражение и в «Мастере и Маргарите». Его вклад в литературу оценило 11% россиян.

6. Шолохов

До сих пор неизвестно кто в точности написал «Тихий Дон» — неизвестный писатель из «белого» лагеря, или группа товарищей из НКВД, или сам Шолохов, получивший впоследствии за роман Нобелевскую премию. А пока он занимает в списке выдающихся писателей шестое место со счетом в 13%.

5. Гоголь

Любят его не за нравоучения, а за дверь в мир гротеска и фантасмагорий, причудливо сплетенных с реальной жизнью. Набрал одинаковое количество очков с Шолоховым.

4. Пушкин

В молодости любил пошалить (например, шокировать обитательниц Екатеринослава нарядом из полупрозрачных кисейных панталон без нижнего белья), гордился своей тонкой талией и пытался всеми силами избавиться от статуса «литератора». При этом уже при жизни считался гением, первым русским поэтом и создателем русского литературного языка. В умах нынешних читателей занимает четвертое место со счетом 15%.

3. Чехов

Автор юмористических рассказов и родоначальник в русской литературе трагикомедии в мире считается своего рода «визитной карточкой» русской драматургии. Россияне отводят ему почетное третье место, отдав за него 18% голосов.

2. Достоевский

Пять книг бывшего каторжника и завзятого игрока вошли в список «Сто лучших книг всех времен» по версии Норвежского института имени Нобеля. Достоевский как никто знает и описывает с предельной честностью темные и болезненные глубины человеческой души. В рейтинге занял второе место со счетом в 23%.

1. Лев Толстой

«Матерый человечище» заслужил славу гениального писателя и классика русской литературы еще при жизни. Его произведения многократно издавались и переиздавались в России и за рубежом и множество раз появлялись на киноэкране. Одна «Анна Каренина» была экранизирована 32 раза, «Воскресение» — 22 раза, «Война и мир» — 11 раз. Даже сама его жизнь послужила материалом для нескольких фильмов. Возможно, именно благодаря недавним громким экранизациям он и заслужил славу первого писателя России, получив 45% голосов.

Русские писатели и поэты, чьи произведения считаются классикой, на сегодняшний день имеют мировую известность. Произведения этих авторов читают не только на их родине - России, но и во всем мире.

Великие русские писатели и поэты

Известный факт, который доказан историками и литературоведами: лучшие произведения русской классики были написаны в период Золотого и Серебряного веков.

Фамилии русских писателей и поэтов, которые вошли в число мировой классики, известны каждому. Их творчество навсегда осталось в мировой истории, как немаловажный элемент.

Творчество русских поэтов и писателей «Золотого века» является рассветом в русской литературе. Множество поэтов и прозаиков развивали новые направления, которые в последующем стали все чаще использоваться в будущем. Русские писатели и поэты, список которых можно назвать бесконечным, писали о природе и любви, о светлом и непоколебимом, о свободе и выборе. В литературе Золотого, как и позже Серебряного века, отражаются отношения не только писателей к историческим событиям, но и всего народа в целом.

И сегодня, глядя сквозь толщу веков на портреты русских писателей и поэтов, каждый прогрессивный читатель понимает, насколько яркими и пророческими были их произведения, написанные не один десяток лет назад.

Литература подразделяется на множество тематик, которые ложились в основу произведений. Говорили русские писатели и поэты о войне, о любви, о мире, открываясь полностью перед каждым читателем.

«Золотой век» в литературе

«Золотой век» в русской литературе начинается в девятнадцатом веке. Главным представителем этого периода в литературе, а конкретно - в поэзии, стал Александр Сергеевич Пушкин, благодаря которому свое особое очарование приобрела не только русская литература, но и вся русская культура в целом. Творчество Пушкина содержит в себе не только поэтические произведения, но прозаические повести.

Поэзия «Золотого века»: Василий Жуковский

Начало этому времени положил Василий Жуковский, который стал для Пушкина учителем. Жуковский открыл для русской литературы такое направление, как романтизм. Развивая это направление, Жуковский писал оды, получавшие широкую известность своими романтическими образами, метафорами и олицетворениями, легкость которых не было в направлениях, использовавших в русской литературе прошлых лет.

Михаил Лермонтов

Еще одним великим писателем и поэтом для «Золотого века» русской литературы стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Его прозаическое произведение «Герой нашего времени» получило в свое время огромную известность, потому как описывало российское общество таким, каким оно было в тот период времени, о котором пишет Михаил Юрьевич. Но еще больше полюбились всем читателям стихотворения Лермонтова: грустные и печальные строки, мрачные и порой жуткие образы - все это удавалось поэту написать настолько чутко, что каждый читатель и по сей день способен прочувствовать то, что волновало Михаила Юрьевича.

Проза «Золотого века»

Русские писатели и поэты всегда отличались не только своей необыкновенной поэзией, но и прозой.

Лев Толстой

Одним из самых значительных писателей «Золотого века» стал Лев Николаевич Толстой. Его великий роман-эпопея «Война и мир» стал известен на весь мир и входит не только в списки русской классики, но и мировой. Описывая жизнь российского светского общества во времена Отечественной войны 1812-ого года, Толстой сумел показать все тонкости и черты поведения петербуржского общества, которое долгое время с начала войны будто не участвовало во всероссийской трагедии и борьбе.

Еще одним романом Толстого, который и сегодня читают и за рубежом, и на родине писателя, стало произведение «Анна Каренина». История о женщине, всем сердцем полюбившей мужчину и прошедшей ради любви небывалые трудности, а вскоре и потерпевшей предательство, полюбилась всему миру. Трогательная повесть о любви, которая порой способна сводить с ума. Печальный конец стал для романа уникальной особенностью - это было одно из первых произведений, в котором лирический герой не просто умирает, а преднамеренно прерывает свою жизнь.

Федор Достоевский

Кроме Льва Толстого, также значительным писателем стал Федор Михайлович Достоевский. Его книга «Преступление и наказание» - стало не просто «Библией» высоконравственного человека, обладающего совестью, но и своеобразным «учителем» для того, кому предстоит сделать сложный выбор, заранее предусмотрев все исходы событий. Лирический герой произведения не просто принял неверное решение, которое его погубило, он взял на себя множество мучений, которые не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

В творчестве Достоевского также присутствует произведение «Униженные и оскорбленные», которое с точностью отражает всю сущность человеческой натуры. Несмотря на то, что прошло много времени с момента написания, те проблемы человечества, который описал Федор Михайлович, и на сегодняшний день являются актуальными. Главный герой, видя все ничтожество человеческой «душонки», начинает чувствовать отвращение к людям, ко всему, чем гордятся люди богатых слоев, имеющие огромное значение для общества.

Иван Тургенев

Еще одним великим писателем русской литературы стал Иван Тургенев. Писавший не только о любви, он затрагивал важнейшие проблемы окружающего мира. Его роман «Отцы и дети» четко описывают отношения между детьми и родителями, которые остаются точно такими же и сегодня. Недопонимание между старшим поколением и молодым является извечной проблемой семейных отношений.

Русские писатели и поэты: Серебряный век литературы

Серебряным веком в русской литературе принято считать начало двадцатого века. Именно поэты и писатели Серебряного века приобретают особую любовь со стороны читателей. Возможно, такое явление вызвано тем, что время жизни писателей более приближено к нашему времени, в то время как русские писатели и поэты «Золотого века» писали свои произведения, живя совсем по другим моральным и духовным принципам.

Поэзия Серебряного века

Яркими личностями, которые выделяют этот литературный период, стали, несомненно, поэты. Появилось множество направлений и течений поэзии, которые создались в результате разделения мнений по поводу действий российской власти.

Александр Блок

Мрачное и печальное творчество Александра Блока стало первым, которое появилось на данном этапе литературы. Все стихотворения Блока пронизаны тоской по чему-то необыкновенному, чему-то яркому и светлому. Самое известное стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» отлично описывает мировоззрение Блока.

Сергей Есенин

Одной из самых ярких фигур Серебряного века стал Сергей Есенин. Стихотворения о природе, любви, быстротечности времени, своих «грехах» - все это можно найти в творчестве поэта. Сегодня нет ни одного человека, который не нашел бы стихотворение Есенина, способное понравиться и описать душевное состояние.

Владимир Маяковский

Если уж говорить о Есенине, то сразу хочется упомянуть Владимира Маяковского. Резкий, громкий, самоуверенный - именно таким был поэт. Слова, которые выходили из под пера Маяковского, и сегодня поражают своей силой - настолько эмоционально воспринимал все Владимир Владимирович. Кроме жесткости, в творчестве Маяковского, у которого в личной жизни не ладилось, существует и любовная лирика. История поэта и Лили Брик известна всему миру. Именно Брик открывала в нем все самое нежное и чувственное, а Маяковский взамен на это словно идеализировал и обожествлял ее в своей любовной лирике.

Марина Цветаева

Также на весь мир известна и личность Марины Цветаевой. Сама по себе поэтесса имела своеобразные черты характера, что сразу видно по ее стихотворениям. Воспринимая себя как божество, она даже в своей любовной лирике давала понять всем, что была она не из тех женщин, которые способны дать себя в обиду. Однако в своем стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну» она показала, насколько несчастлива была многие и многие годы.

Проза Серебряного века: Леонид Андреев

Большой вклад в художественную литературу сделал Леонид Андреев, который стал автором повести «Иуда Искариот». В своем произведении он немного иначе изложил библейскую историю предательства Иисуса, выставив Иуду не просто предателем, а человеком, страдающим от своей завистливости к людям, которые были всеми любимы. Одинокий и странный Иуда, находивший упоение в своих байках и россказнях, всегда получал только насмешки в лицо. Повесть рассказывает о том, насколько просто сломать дух человека и толкнуть его на любые подлости, если тот не имеет ни поддержки, ни близких людей.

Максим Горький

Для литературной прозы Серебряного века также важен вклад и Максима Горького. Писатель в каждом своем произведении скрывал определенную суть, поняв которую, читатель осознает всю глубину того, что волновало писателя. Одним из таких произведений стала небольшая повесть «Старуха Изергиль», которая делиться на три небольшие части. Три составляющие, три жизненные проблемы, три вида одиночества - все это тщательно завуалировал писатель. Гордый орел, брошенный в пучину одиночества; благородный Данко, отдавший свое сердце эгоистичным людям; старуха, искавшая всю свою жизнь счастья и любви, но так и не нашедшая, - все это можно встретить в пусть и небольшой, но крайне жизненной повести.

Еще одним важным произведением в творчестве Горького стала пьеса «На дне». Жизнь людей, которые находятся за гранью нищеты, - вот что стало основой пьесы. Описания, которые давал Максим Горький в своем произведении, показывают, насколько сильно даже совсем бедные люди, которым уже в принципе ничего не нужно, хотят просто быть счастливыми. Но счастье каждого из героев оказывается в разных вещах. Каждый из персонажей пьесы имеет свои ценности. Кроме того, Максим Горький писал о «трех правдах» жизни, которые можно применить в современной жизни. Ложь во благо; никакой жалости к человеку; правда, необходимая человеку, - три взгляда на жизнь, три мнения. Конфликт, который так и остается нерешенным, предоставляет каждому герою, как и каждому читателю, сделать свой выбор.