Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Нюксенская детская музыкальная школа»

Сценарий концерта-беседы в детском саду

« Сказка в музыке»

А втор и ведущая

преподаватель Н.В.Локтева

С. Нюксеница

2016г.

«Музыка вводит ребенка в мир добра»

В. Сухомлинский

Предисловие. Актуальность темы.

Музыка и сказка входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождают его на протяжении всего детства, а часто остаются с ним на всю жизнь. Сказка помогает развить самые добрые чувства в маленьком человеке.

В нашей музыкальной школе несколько лет существует «Музыкальный абонемент», в котором преподаватели и учащиеся школы проводят концертно-просветительскую деятельность для детей детских садов и учащихся начальной общеобразовательной школы. Концерт «Сказка в музыке» подготовлен учащимися фортепианного отделения и предназначен для детей детских садов.

Цель : Музыка и сказка как средство эстетического развития ребенка дошкольного возраста, воспитания в нем любви к музыке, ко всему живому, к природе через приобщение к шедеврам мировой музыкальной классики.

Задачи :

Обучающие:

Создать условия для приобретения опыта положительных эмоциональных переживаний от слушания музыки;

Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие музыкальный образ;

Повышать уровень исполнительского мастерства учащихся ДМШ.

Воспитательные:

Воспитать у слушателей творческую и познавательную активность;

Воспитать дисциплину и способность внимательного слушания музыки;

Развивающие:

Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы;

- развивать творческое воображение детей;

Расширить кругозор музыкального мышления;

Пробудить интерес к классической музыке.

Оборудование:

Фортепиано,

Картинки сказочных героев.

Содержание.

Здравствуйте дорогие друзья, наши юные зрители! Мы очень рады вновь встретиться с вами! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в волшебную страну сказки и вспомнить любимых сказочных героев. Сказка- это удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники-звери, птицы, фантастические существа, помогают героям победить зло и достичь желанной цели. И так, мы начинаем наше музыкальное путешествие в сказочную страну. Только у меня к вам, дети, есть одна просьба. Музыка - очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда она звучит, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу, когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем музыка станет нам рассказывать. Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном…

(К. Ибряев)

Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? - Дети называют знакомые сказки, в том числе «Курочка-ряба».

1)Илиев «Курочка снесла яичко» исп. на ф-но Парыгина Ева.

По мотивам сказки «Репка» композитор сочинил детскую оперу.

2).Песня из детской оперы А. Заруба «Репка», исп. вок. ансамбль 2 кл

Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнется, встрепенется. К той сторонке обернется, И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

3) Ходош « Золотой петушок»

Давайте вспомним, всеми любимую, сказку про Емелю. Вопрос детям- о чем эта сказка? - О том, как Емеля поймал в проруби щуку, а потом сжалился над ней и отпустил ее, а щука стала исполнять его желания. Какие волшебные слова говорил Емеля?- По щучьему веленью, по моему хотенью….ну- ка, печь, поезжай к царю. Пьеса, которая сейчас прозвучит, так и называется «Емеля на печке едет».

4)Коровицын «Емеля на печке едет», исп. А.Котова Еще одна знакомая вам сказка- про трех поросят, которые все время убегали от злого волка. Как их звали? - Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф- Ниф. Какую же песенку они все время напевали? –«Нам не страшен серый волк…» В исполнении фортепианного трио прозвучит для вас мелодия этой песенки. 5) Черчилл « Три поросенка» исп. фортепианное трио Ермолинская Л., Лобанова К.,Хомутинникова С. А сейчас мы с вами пойдем в волшебный лес, В нем всегда полно чудес. Вы на минутку закройте глаза, И начнутся сейчас чудеса!

И так, представьте себе красивый лес, а впереди небольшая полянка, где стоит избушка. Заглянем- ка в окошко и посмотрим, кто там живет? 6)Галынин «Медведь» исп. Лобанова К. ( Вспомнить сказку «Три медведя») . Идем дальше… Лес становится все гуще и гуще, о каком сказочном герое расскажет нам следующая музыка - добром или злом? Угадайте, кто это? 7) Торопова «Баба Яга» исп. на ф-но Ермолинская Л. Все жители сказочного мира, как и мы с вами, тесно связаны с природой. Хранителями входа в сказочный мир являются маленькие существа- эльфы (показать картинку). Лесные эльфы защищают лес; водные эльфы живут по берегам рек, озер и поддерживают водные миры; горные эльфы живут в пещерах высоко в горах и защищают стихию ветра и камня. Эльфы- стражники природы . Если они увидели, что вы пришли на природу с добрыми побуждениями, эльфы обязательно помогут вам научиться понимать, что чувствует дерево, трава, или река, или ветерок, нежно шелестящий листьями.

8)Остен «Маленький эльф» исп. на ф-но Согрина С. Вы знаете, дети, с природой можно разговаривать- с деревьями, цветами, речкой. Иногда природа плачет, плачут и маленькие Эльфы. Это происходит тогда, когда они видят, что люди загрязняют окружающую среду, выкидывают всякий мусор на землю. Иногда из-за этого дерево может погибнуть, а речка засохнуть. Нам бы очень хотелось, ребята, чтобы вы, как и маленькие эльфы понимали, любили и защищали нашу природу. Еще одни представители сказочного мира- гномы , маленькие скрюченные старички, они носят длинные бороды и высокие колпаки ( показать картинку). Живут гномы глубоко под землей и охраняют ее сокровища - драгоценные камни и металлы. Они искусные ремесленники, мастера-кузнецы, могут выковать волшебные предметы. Это добрый и трудолюбивый народ.

9)Роули «В стране гномов» исп. на ф-но Хомутинникова С. Давным- давно в древнем городе Новгороде жил добрый молодец по имени Садко- гусляр. Только гусли звонкие, да талант гусляра- певца достались ему в наследство от родителей. Слава о нем катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садко на пирах играть, гостей потешать. Всех купцов, бояр знатных завораживала его переливчатая музыка. (Гусли- древнейший муз. инструмент- показать картинку)

10)Кикта « Гусляр Садко», исп. на ф-но Истомин Р. Вы, наверное, поняли, ребята, что все, что происходит в сказке, можно легко передать в музыке. Всем нам поднимает настроение музыка хорошая всегда, Встречи с нею ждем мы с нетерпением, нам как воздух музыка нужна! В заключении нашего концерта прозвучит песня.

11) Песня из к/ф « Ох уж эта Настя» «Лесной олень», исп.Н.Локтева, партия ф-но Д.Винник.

Мы говорим спасибо всем артистам, музыкантам и певцам! Их волшебное искусство делает добрей сердца!

А вас, наши маленькие слушатели, мы благодарим за внимание и хотим пожелать вам быть добрыми, всегда бережно относиться к нашей природе и не переставать верить в чудеса, верить в сказку! До новых встреч!

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.

Алла Машкина
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный»

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт ! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания детей на какую-то определенную тему.

Тематическая беседа-концерт для старших дошкольников «Ах, этот вальса звук прелестный »

Цель : углубить представления детей о жанре -вальс .

Задачи :

Развивать музыкально-творческое воображение, желание и способность высказаться о музыке;

Учить различать средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;

Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Развивать умение передавать характер музыки в движениях.

Ход мероприятия

Я помню вальса звук прелестный :

Весенней ночью в поздний час

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс , прелестный , томный,

Да, то был дивный вальс .

Дорогие ребята! Сегодня у нас новая встреча в музыкальном салоне. Нашу встречу мы начали с чудесных слов русского романса.

О чем они были? Правильно, эти строки говорили о вальсе ? И сегодня нам предстоит удивительное путешествие в чудесный мир музыки вальса !

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях и в пышных дворцовых залах. Некоторые танцы так и остались в своей эпохе, а другие из них смогли дожить и до нашего времени. Одним из таких танцев, не утративших популярность и доныне, является ВАЛЬС .

А вы знаете, что обозначает слово вальс ? (Ответ детей.)

Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться» . Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой : раз, два, три,раз, два, три. Сейчас я исполню вам «Маленький вальс » Н. Леви, а вы постараетесь услышать ритм вальса , его трехдольность.

(Педагог исполняет фрагмент вальса , а дети первое исполнение слушают, а при повторе прохлопывают ритм вальса .)

Сейчас в нашей музыкальной гостинной прозвучит еще один вальс . Этот вальс написал композитор Д. Кабалевский. Я предлагаю вам послушать его очень внимательно и подумать, сколько музыкальных частей в этом вальсе и чем они отличались друг от друга.

Исп-ю Вальс Д . Кабалевского.

Дети : в музыке 2 части, 1-я звучала в нижнем регистре, а 2-я в высоком.

(Педагог исполняет вальс , а дети первое исполнение слушают, а при повторе предложить детям показать регистры движением рук)

Вальс танцуют так , как подсказывает музыка, кружась быстро,стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд)

Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И. Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца, (слайды)

По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные.

Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс ?

Исполняю вальс Т . Ломовой

Дети : нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный, взволованный,благородный.

Давайте послушаем этот вальс еще раз и представим где этот вальс могли танцевать .

К вальсам в своем творчестве обращалось много композиторов. Среди иностранных композиторов можно назвать Ф. Шопена, Ф Шуберта, и конечно надо назвать композитора, которого так и называют - «Королем Вальса »

И. Штраус написал великое множество красивейших разнохарактерных вальсов . Сейчас я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент Вальса И . Штрауса. (Звучит фонограмма)

Но и нашими русскими композиторами написано немало замечательных вальсов . Это и вальсы П . Чайковского, М. И. Глинки, Г. Свиридова,А. Гречанинова, А. Грибоедова, С. Майкапара, Д. Шостаковича, Глиера и многих других.

И сейчас, в нашей муз. гостинной прозвучит один очень красивый вальс , к-рый написал русский композитор С. Майкапар. Слушаем…

Исп-ю Вальс Майкапара .

(Хар-р, сколько частей)

Вот и подошла к концу еще одна наша встреча с музыкой. Сегодня мы говорили о вальсе . Так что же это за танец, вальс ? Мы с вами прослушали произведения разных композиторов, разных стран, разных времен.

О Вальсе сказано не мало !

За два столетия подряд

На вечерах и карнавалах

Не потускнел его наряд!

Вальсов в мире очень много . Я уверена, что они непременно еще

встретятся в вашей жизни. Ведь вальс – это танец выпускников, а у вас скоро выпускной. Это танец жениха и невесты, а вы, наверняка, когда вырастите, станете девочки – невестами, а мальчики – женихами. И просто, вальс – это удивительно красивый танец. И сейчас я предлагаю вам представить себя на какое-то мгновение на красивом балу и закружиться в знакомом вам вальсе дружбы .

Дети исп-т Вальс дружбы .

Наша встреча подошла к концу. До свидания.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для старшего дошкольного возраста Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для детей старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно.

Цель: Воспитание в детях уважения к ветеранам войны и труда,любви к Родине. Задачи: Организовать праздничную атмосферу "Дня Победы". Оборудование:.

Концерт «Для наших мам» для старшей и подготовительной группы Концерт «Для наших мам» в старшей, подготовительной группы. Звучат фанфары и торжественная музыка, под которую на сцене появляется ведущие.

Концерт ко Дню дошкольного работника для старшей и подготовительной группы День дошкольного работника. Концерт для старшей и подготовительной группы. Цель:Создание позитивного настроения, расширение представления.

Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный звук оркестра» Автор: Кузьмина Наталия Николаевна Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №12 Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный.

1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятель­ности детей.

2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организацион­ной фоке?

3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в за­висимости от организационных форм.

4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.

Глава XII ЗАНЯТИЯ

§ 1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фрон­тальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий при­меняется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприя­тие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной дея­тельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятель­ности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяю­щая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по под­группам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.

§ 2. ЗАНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПО ПОДГРУППАМ

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в инди­видуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.

Особенностью типового занятия в группах раннего воз­раста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движе­ниями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски). Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разно­образить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному со­держанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соот­ветствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как зна­комые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставле­ние контрастных произведений (например, колыбельная - пля­совая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий заня­тие,- восприятие музыки, которое включает простейшие движе­ния, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, так­тично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним. Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развивают­ся неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкаль­ной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущест­венно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает раз­личные виды музыкальной деятельности. Например, для совер­шенствования чувства ритма педагог использует не только музы­кально-ритмические движения, но и другие виды деятельности де­тей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкаль­ных инструментах), которые тоже развивают эту способность.

Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или соб­ственно музыкальной темой, оно носит тематический ха­рактер.

В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опе­режающих сверстников.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка - излишняя застен­чивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности.

Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например низкий диа­пазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регист­ре. В таких случаях на индивидуальных доминантных занятиях педагог транспонирует песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяет его.

Причиной нечистого интонирования в пении может быть не­развитость одной из музыкальных способностей - звуковысотного слуха. Педагог подбирает специальные музыкально-дидакти­ческие игры и упражнения, использует те виды деятельности, с помощью которых эта способность развивается наиболее успеш­но. Игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание. Совмещая пение и игру на музыкальных ин­струментах, можно быстрее добиться слуховокальной координации.

Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обу­чении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты зву­ков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.

При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, прокон­тролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ре­бенку еще очень трудно.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкаль­ной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инстру­ментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуаль­ные занятия, консультирует родителей.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.

В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие под­группы, с остальными занятия проводятся индивидуально. Посте­пенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.

В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зави­симости от возраста детей 10-20 минут, проводятся они один - три раза в неделю.

Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить по­хожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.

Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на празднич­ном утреннике.

Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками иг­ры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.

§ 3. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно при­обретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во вто­рой младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуаль­ные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типо­вые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фрон­тальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музы­кально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Исследование, проведенное Е..Ф. Короем с помощью анкети­рования, выявило, что реже всего применяются на занятиях слу­шание музыки и игра на музыкальных инструментах. По призна­нию музыкальных руководителей, редко встречается и творчест­во. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника.

Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требуют на занятиях и вне их (в процессе индивидуаль­ной работы с детьми) много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Раздел занятия «Слушание музыки» часто заменяют прослушиванием новой песни, которую дети будут исполнять, или опускают его вообще.

Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. Как мы помним, в процессе игры на музыкальных инст­рументах формируется одна из основных способностей - звуковысотный слух. Качество пения, также зависящее от развития этой способности, неминуемо будет снижено, если нет систематического обучения игре на музыкальных инструментах по слуху.

Отказ от раздела «Слушание музыки» или замена его про­слушиванием песни обедняет детей, так как именно в этом разде­ле занятия ребята слушают произведения, которые по эмоциональ­но-образному содержанию сложнее и богаче, чем исполняемое ими песни.

Установки, которые дает педагог перед слушанием произве­дений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они при­обретают опыт слушания классической музыки, учатся высказы­ваться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспиты­вает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры. Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтитель­нее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и со­гласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во ввод­ной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокой­ная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой на­правления движений и т. д.). В разделе «Методы развития музы­кального восприятия» были рассмотрены приемы, активизирую­щие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фраг­ментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласую­щиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим раз­делам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить его с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу. Выходят ребята из зала под зву­ки марша.

В этом варианте занятия использованы все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкально-образовательная дея­тельность не имеет своего особого места в его структуре. Све­дения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Каждый из перечисленных разделов занятия многосоставен.

Так, в разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а два-три произведения, данных в сопоставлении. Дети слушают уже знакомые им произведения и новые.

Раздел «Пение» включает подразделы: распевание (с элемен­тами творческих заданий), пение одной, двух или трех песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие еще только разучиваются. Этот раздел содержит и творческие задания.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из дви­жений под марш, игр, хороводов, упражнений, повторения зна­комых и разучивания новых танцев, творческих заданий.

В рассмотренном варианте дети активно двигаются в начале и в конце занятия, а в середине его поют, слушают, играют.

В других вариантах раздел «Музыкально-ритмические движе­ния» используется целиком. В этом случае необходимо чередовать плавные, спокойные и энергичные движения, чтобы не переутом­лять детей. Занятие может начинаться с пения, затем следуют игра на музыкальных инструментах, слушание музыки (или нао­борот) и музыкально-ритмические движения.

Движения можно давать в середине занятия, если необходима смена двигательной активности детей. Педагог должен видеть ре­акцию детей на звучание музыки и поддерживать их интерес, умело варьируя структуру.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется и в объединении двух видов музыкальной деятельности.

Например, раздел «Слушание музыки» соединяют с разделом «Музыкально-ритмические движения» (или его частью), если дви­жения используются для передачи характера прослушанного про­изведения, или с разделом «Игра на музыкальных инструментах», если предложить детям оркестровать произведение (подобрать выразительные тембры музыкальных инструментов и сыграть в сопровождении фортепиано).

Раздел «Пение» сливают с разделом «Музыкально-ритмиче­ские движения» (если песня имеет определенный сюжет, ее мож­но инсценировать): одни дети поют, другие инсценируют песню. Этот раздел можно объединить и с игрой на музыкальных инстру­ментах: кто-то поет песню, кто-то оркеструет ее.

Такие варианты позволяют уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятию.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. На­пример, петь после пляски трудно из-за неустановившегося ды­хания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную актив­ность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание классической музыки, творческие задания), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Важно регулировать физическое и психическое состояние де­тей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музы­ки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланиро­ванную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную спо­собность, ликвидировать отставание. Если на доминантном заня­тии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (ос­тальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают не­обходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности груп­пировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии являет­ся восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились" не только вос­принимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопро­вождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели - привлечь детей к зву­чанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различны­ми способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звуко­образовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было вы­разительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, кон­трастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народ­ные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется приме­нять игру на музыкальных инструментах, позволяющую модели­ровать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкаль­ных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких за­нятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифферен­цировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах по­мимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (на­родных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкаль­ного творчества можно включить его разновидности -песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все ви­ды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из му­зыкальных способностей и все задания в различных видах дея­тельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих за­нятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, нали­чия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (соб­ственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком за­нятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повество­вание музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грам­записи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (не­обязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не долж­на формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подо­брать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальны­ми средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), трево­гу, смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Вре­мена года») и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, по­зволяет наиболее полно дать детям представления о музыкаль­ном искусстве, выразительных возможностях музыкального язы­ка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интона­ция в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная пес­ня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или иг­ровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фраг­менты классической музыки изобразительного характера усили­вают впечатление необычности обстановки, дают толчок твор­честву («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настрое­ние: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшеб­ники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководи­тель Н. Н. Харчева, Москва).

Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая размин­ка может быть дана в образной форме (музыкальный руководи­тель Л.А.Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко- погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. По­смотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? От­пусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зон­тик! Кончился дождик? Попляшем!»

Поиски образных движений в воображаемой ситуации под­готавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой воз­растной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

Комплексные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особен­ностях их художественных средств, возможностях своим, ориги­нальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведени­ях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художествен­ных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произве­дения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и темати­ческое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных за­нятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттен­ках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпаю­щейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наи­более яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют вес­ну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат стро­ки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, не­обходимо обратить внимание детей на контраст настроений, ина­че цель занятия не будет достигнута.

На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», инте­ресно не только проследить, как по-разному или похоже переда­ется один и тот же образ в разных видах искусства, но и срав­нить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И. Чайковского из «Дет­ского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Кар­тинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др.

Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого яв­ляются само искусство, особенности выразительных средств: «Язык искусства», «Настроения и их оттенки в художественных произведениях» и т. д.

На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочета­ниями). Предложить детям прослушать музыкальные произведе­ния в высоком (светлом) регистре и низком (темном), испол­ненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи.

Можно поговорить и о сочетании различных средств вырази­тельности, например сыграть детям произведения с одной дина­микой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопостав­ляют с картинами.

На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь при­меняются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем пе­сенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными воз­можностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.

Темой такого комплексного занятия может быть и одно на­строение с его оттенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби), «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветли­вую, нежную или веселую, радостную), выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.

Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно найденных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угады­вая, какое настроение хотел выразить ребенок в сочиненном им движении (танце, песенке, марше).

Комплексное занятие может быть объединено и сюжетом, например сказочным. Тогда, как и в тематическом занятии подоб­ного вида, творческие проявления детей реализуются полнее.

Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководи­тель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводят­ся эти занятия примерно один раз в месяц.

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФРАГМЕНТ

(вариант для печати в PDF-формате (296 кб))

Часть третья
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Глава IX.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

§ 1. Общая характеристика

1
Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье .
Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.
Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.
Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).
На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.
Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения и др.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.
На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.
Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.
Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.
Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности, музыкальном.
Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.
Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах деятельности.
Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

2
Музыка в повседневной жизни детского сада – еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники .
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.
Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии – активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
В группе, под руководством воспитателя, дети могут упражняться в выполнении движений, играть в музыкальную сказку (при наличии фонограммы), меняясь ролями и запоминая каждую музыкальную характеристику. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Используются в повседневной жизни детского сада и различные виды музыкальных развлечений, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями. Они могут носить познавательный характер: беседы о музыкальных инструментах, концерты-угадайки, викторины, тематические концерты, беседы-концерты. Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, например, рассказать о старинных музыкальных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.
Музыку разных эпох можно сравнить на примере танцев, потанцевав их.
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов – «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. А. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.
На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.
В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок по-своему применяет то, что усвоил на занятиях.

3
Один из вопросов, определяющих направление работы с детьми, – содержание и форма проведения праздничных утренников в детском саду. За многие годы сложилось мнение, что именно праздник – показатель работы музыкального руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Такая точка зрения верна лишь отчасти. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры. На самом деле подготовка и проведение праздничных утренников в практике работы дошкольных учреждений занимает неоправданно большое количество времени и содержит в себе ряд негативных тенденций. Педагог готовит сценарий, который часто представляет собой концерт детей для родителей, требующий многократных повторений, что притупляет интерес к музыке. При этом требование высокого уровня художественности произведений (стихи, песни) соблюдается далеко не всегда.
Иногда детей наряжают в «звезд эстрады» и они «поют» под фонограмму, изображая взрослых артистов. Такая безвкусица, как ни парадоксально, нравится многим родителям и руководителям дошкольных учреждений, не обладающим достаточным уровнем музыкальной и общей культуры.
На таком празднике музыка не служит какой-либо воспитательной или образовательной цели, а является чисто развлекательной, примитивной.
Педагог, готовясь к празднику, часто ущемляет ребенка в возможностях музыкального развития, сокращает разделы занятия «слушание музыки», «музыкальное творчество», «игра на детских музыкальных инструментах», так как на них уже не остается времени, и натаскивает детей к очередному мероприятию – «шоу» для взрослых. Так как праздничных утренников довольно много, то вся работа музыкального руководителя зачастую сводится к их подготовке. При таком подходе праздничный утренник не включает в себя живого творчества детей, не приносит им радость, а утомляет.
На праздничных утренниках должны звучать произведения, любимые детьми, эмоционально привлекательные и непременно отвечающие требованиям художественности. Можно включать в сценарий праздника не только стихи, пение, танцы, но и свободные творческие импровизации, и слушание музыки, знакомой и не знакомой детям, чтобы они получали удовольствие от нее в праздничной обстановке.
Привлекательной для детей формой проведения праздничных утренников является музыкальная игра-сказка. Озвученная классической музыкой и включающая в себя творческие импровизации (ритмопластические, песенные, инструментальное творчество), а не заученные танцы, движения и т. п., музыкальная игра-сказка приносит детям радость как при ее разучивании (дети постепенно «проживают» все роли), так и при ее показе на празднике.
Именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, воспитания у них основ вкуса. В музыкальной игре-сказке ребенок учится вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, выразительно играть свою роль, в которой совмещается слово, музыка, ритмопластика, вокальные импровизации. Рисование декораций, элементов костюмов также проводится под музыку, что очень нравится детям, имеет большое развивающее значение – способствует возникновению познавательных интересов, творческой эстетической активности. Создавая коллективные импровизации в играх-сказках, дети учатся общению друг с другом на фоне эмоционально захватывающей музыкально-эстетической деятельности, что сближает, облагораживает их.
Музыкальную сказку можно включить в любой праздничный утренник, не обязательно соответствующий по тематике. В начале утренника (вводная часть) педагог дает детям возможность прочувствовать идею праздника (песни, стихи). Но, чтобы не перегружать праздник, эта часть должна быть достаточно короткой. Отобранные фрагменты пьес, озвучивающие сказку, не должны быть длинными, чтобы действие ее было динамичным. Такие яркие впечатления запоминаются надолго. Дети продолжают играть в сказку и после показа ее на празднике родителям, меняются ролями, запоминают все музыкальные характеристики, имена композиторов-классиков. Такие праздничные утренники способствуют развитию музыкальной культуры не только детей, но и их педагогов (всего коллектива дошкольного учреждения!) и родителей.

4
Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыкальной деятельности детей – музыкальным воспитанием в семье , ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. Если педагог способен увлекательно проводить утренники преимущественно на основе произведений музыкальной классики, делает это талантливо и интересно, многие родители переосмысливают, пересматривают свои собственные взгляды и вкусы. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями. После праздников, включающих игры-сказки (на основе музыкальной классики), многие родители, видя силу воздействия музыки на детей и самих себя, просят руководителя дошкольного учреждения проводить их именно в этой форме.
После таких праздников очень интересно проходят совместные с родителями «музыкальные гостиные». На таких встречах могут звучать классические произведения о природе, времени года и др. Некоторые песни, музыкально-ритмические импровизации могут исполняться как детьми, так и взрослыми, или взрослыми вместе с детьми.
Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, посвященные организации условий для музыкального воспитания детей в семье. Он советует, какие радио- и телепередачи можно посмотреть вместе с детьми, какие аудиозаписи полезно приобрести для ребенка и совместного слушания в семье, как развивать творческие проявления детей (ритмопластические, песенные, инструментальные импровизации), какие детские музыкальные инструменты желательно иметь и как помочь ребенку освоить их. Педагог разъясняет и пользу рисования под музыку, слушания «фоном» во время тихих игр.
Но самая главная тема для бесед – это качество музыкальных произведений, звучащих в семье. Педагог тактично пытается убедить родителей, что их отношение к музыке передается малышу: увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор, что музыкальная среда формирует его вкусы, воздействует на нервную систему.
Основная заповедь педагогики «Не навреди!», как и во врачебной практике, требует очень осторожного, уважительного, внимательного и терпеливого отношения к ребенку. Ведь взрослый своими оценками, своим отношением к звучащей в семье музыке, хочет он того или нет, формирует у детей представления о красоте. Увлечь детей можно только тем, чем увлечен сам взрослый.
Чтобы увлечь ребенка музыкой, сам педагог должен обладать достаточно высоким уровнем музыкальной культуры или стремиться к этому. Тогда он найдет и интересные формы работы с родителями, которые, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, могут оказывать огромное влияние на формирование основ музыкальной культуры своего ребенка.
Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга (см. схему 4). Чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, развивать их эмоции, мышление, воображение, способствовать общему личностному становлению, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Вопрос и задания
1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей.
2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме?
3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм.
4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.