Всех привлекают люди, которые умеют хорошо шутить, разряжать обстановку в накаленной ситуации и входить в новую компанию с добродушной улыбкой на лице. Таких людей всегда ждут, зовут на праздники, уважают ровесники, запоминают учителя в школе и начальство на работе. Но не всем посчастливилось с рождения овладеть этим тонким искусством, так что порой приходится задавать себе вопрос: как развить чувство юмора?

С самого начала необходимо сказать, что научиться качественно шутить можно, ведь остроумие, по сути, заложено в каждом из нас. Но не надейтесь, что развить чувство юмора помогут лишь книги и несколько советов – человек должен будет по-настоящему трудиться, чтобы развить в себе чувство юмора и понять, что же называют остроумием.

Остроумие – это умение находить яркие, удачные или даже язвительные выражения в нужный момент и в нужное время. Можно даже сказать, что главное в шутке – ее своевременность и если вы решили пошутить о том, о чем говорили десять минут назад, то вряд ли этот порыв оценят. А теперь приступим непосредственно к делу.

Юмор и смех: основные принципы

Самое первое, что можно сделать для развития чувства юмора – это овладеть элементарными принципами. Смешно то, что давно всем известно. Скажите, кто не смеется над детьми, которые коверкают слова, меняют буквы местами и неосознанно выдают забавные каламбуры? Попытайтесь вспомнить, возможно, и вы в более сознательном возрасте удачно оговорились и это вызвало у других приступ хохота? Вспомнили? Так возьмите эту фразу на вооружение и пользуйтесь ею. Для лучшего понимания предлагаем пример случайной шутки:

  • кашу маслом не испортишь – Машу каслом не испортишь;
  • Ромина мама – мамина Рома

Вот такие вот оговорочки помогают научиться развить в себе остроумие. Будет ли человек их записывать, заучивать или так запоминать – дело каждого, но они обязательно должны быть уместны и подходить к теме разговора.

  • Следующее правило для тех, кто хочет подружиться с чувством юмора: в знакомой для всех фразе выбросьте одно слово и замените его другим, близким по значению, но которое будет звучать свежее. Скажем, в афоризме «склеить ласты» заменить эти пресловутые «ласты» скажем на лыжи или ролики. «Склеить ролики» - звучит совсем по-другому и более интересно.
  • Какие книги человек ни читал для того, чтобы улучшить остроумие, в каждой из них будет идти речь о штампах. Это изменение всем известных поговорок и крылатых выражений. Только что мы рассматривали похожий способ, но этот более сложный, так как в нем не слово нужно поменять, а целое предложение: «Я готов отдать правую руку, лишь бы никто не понял, что она тоже левая».
  • Можно и даже нужно использовать гиперболу в своем арсенале юмора. Давно замечено – то, что преувеличено, то смешно. Так что человек не должен боятся использовать словосочетания наподобие «я жду тебя с осени 93-го года», «у меня настолько болела голова, что даже маме (сестре, собаке, соседям) пришлось принять таблетку от головной боли». Подобная формула с привлечением другого человека может быть довольна полезна для создания удачной шутки.
  • Есть специальные упражнения, помогающие справится с проблемой плохо подвешенного языка. Например, Ассоциации, которые предполагают записывание на бумаге пяти слов, которые ассоциируются с уже предложенным. Во время проведения думать нельзя, только записывать то, что пришло в голову. Такая практика поможет в нужный момент «вынуть» из подсознания несколько слов, которые легко объединить в интересную мини-историю. Точно так же помогут и Антиассоциации, что выполняются по такому же принципу и повторяются каждый день, пока проблемы с быстротой фантазией не исчезнут.

Такие занятия могут вызывать у новичка определенные трудности, каламбуры навряд ли станут сами заскакивать в голову, хотя это не повод, чтобы человек останавливался. Поэтому найдите себе подходящие книги про юмор.

Например, работа Юрия Тамберга «Как развить чувство юмора» станет отличным помощником для новичков, так как он углубляется в историю создания комичного, более подробно рассказывает о качествах настоящего юмориста, который щелкает шутки как орехи.

Другая книга «Школа остроумия» принадлежит Виктору Биллевичу, который научит не только шутить, но и остаться творческой личностью, преодолевающей все препятствия на жизненном пути.

Как улучшить чувство юмора

Не у всех напрочь отсутствует остроумие – некоторым людям его нужно лишь улучшить. Для таких «комиков» также можно подобрать несколько эффективных правил, которые применяются в любой юморной ситуации.

  • В первую очередь не следует повторять в компании одну и ту же шутку. Человек не будет в пятый раз смеяться над фразой «колобок повесился», особенно если учесть возраст данного изречения. Так что для того чтобы обрести себе фанатов человек на минуту должен задуматься о том, насколько свежей и интересной будет шутка для окружающих.
  • Для того чтобы остроумие было качественным и вызывало искреннюю улыбку, нужно рассказывать такие шутки, чтобы не приходилось разъяснять непонятные слова. Поймите, бабушке не следует рассказывать анекдоты о супергероях, Интернете, готах или эмо - так можно наткнуться лишь на недоуменный взгляд. Ведь юмор должен быть понятен, а не заставлять задумываться о вещах, которые человек не понимает.
  • И заметьте, тот, кто шутит никогда не предупреждает, что сейчас выдаст шедевр. Он просто произносит необходимые слова, и все вокруг падают со смеху. Такого результата вполне можно добиться благодаря эффекту неожиданности, а пока вы будете размусоливать «сейчас я такое расскажу, закачаешься» люди вокруг устанут ждать и момент «удачного выхода» будет упущен. И еще: краткость – сестра не только таланта, но и верный товарищ для комедиантов, КВН-щиков и комиков, так как затянутая история вызывает лишь зевоту и желание уйти.

Как полным профанам, так и любителям в мире каламбуров стоит подпитывать свой мозг новыми идеями, умениями, развивать фантазию. Для этого смотрите любимые передачи с анекдотами, КВН и все то, что заставляет людей улыбаться. Во время просмотра обращайте внимание на жесты, позу, мимику актера, попробуйте на основе услышанного придумать собственные остроты.

Что еще необходимо комику

Для хорошего чувства юмора мало читать книги и менять места словами. Ведь, как и говорилось раньше – все не так просто как кажется. Талантливый комик – это человек, который знает себе цену, уверенно держится на публике, четко различает оскорбление и остроумие.

  • Можно же мнить себя великим комедиантом, а на деле не хотеть научиться развивать собственную уверенность, научиться выходить на сцену без листочка, не насмехаться над недостатками людей, а при помощи своего таланта подбадривать и помогать справится со сложной ситуацией.
  • Вспомните все юмористические передачи, программы, смешные ситуации из жизни и постарайтесь охарактеризовать человека, который шутил. Какая его главная особенность? Не знаете? А все довольно просто: тот, кто хорошо шутит над другими умеет всегда подшутить над собой.

На этом-то и держится вся наука о юморе – на внутренней уверенности, на стержне, который не позволит грохнуться в обморок, когда на тебя посмотрят во время юморного дебюта. Именно этому качеству необходимо научиться, чтобы стать, если не для всего мира, то для окружающих талантливым юмористом.

В этом могут помочь специальные тренинги, которые позволяют познать себя, найти сильные стороны, определится, чего именно вы ждете от жизни и какие цели ставите перед собой. Так вы убьете двух зайцев: и юмору научитесь и жизненную дорогу выберете.

Но и это еще не все. Как уже говорилось выше – каждой шутке время и место. Если вы попали в компанию блондинок и в голове закрутилось тысячу анекдотов о глупых девочках, не следует их озвучивать. Может и нелегко научиться себя сдерживать, но порою так необходимо. Ладно блондинка – они просто обидятся, а вот если рассказать шутку о тупых спортсменах качку, то легко обрести «друга» на всю жизнь и лишится парочки зубов.

Развитие чувства юмора – это длительный, но необходимый процесс, который поможет научиться делать людей счастливыми, продлить качество жизни, делать обычный день незабываемым, а незабываемые события – более яркими и радостными.

В этом помогут указанные советы, упражнения, различные книги (в том числе и сборники анекдотов), близкие родственники и друзья, что помогают развить в себе любовь к хорошему настроению, а главное – развивать желание, благодаря которому можно обрести желаемое качество и не мучатся вопросом о том, как развить чувство юмора.

Остроумие - это не такое уж и часто встречающееся качество у людей. Если выражаться словарным языком, то данным термином называется изощрённость мысли и изобретательность, проявляющаяся в оригинальных, смешных и удачных выражениях. Но это чересчур обобщённое определение.

Остроумие как стиль жизни

Наверняка у каждого из нас есть знакомый, который отличается этим качеством. Такие люди, как правило, выглядят уверенными в себе, раскованными и удовлетворёнными жизнью. У них горят глаза, а если присмотреться к их взгляду, то можно, фигурально выражаясь, заметить мысль. Казалось бы, при чём тут внешность и качество, имеющее отношение к психологии и социологии? А при том, что человека всегда отражается на том, как он выглядит.

Остроумие - это такое качество, которое всегда налагает свой «отпечаток» на человека, что неудивительно. Ведь остроумие - это кладезь ума, выражаемый в яркой словесной форме. Данное качество наделяет человека способностью погашать практически все конфликты с помощью меткой фразы. Остроумие личности демонстрирует её ум, образованность и умелое владение речью.

Человек, обладающий данным качеством, способен выразить любую мысль так, что её смысл поймёт каждый. Благодаря этому, он всегда уверен в своих возможностях и силах. И человек, обладающий данным качеством, имеет все шансы быть услышанным. Так можно ли считать остроумие стилем жизни? Однозначно.

Обращаясь к Фрейду

В 1905 году знаменитый австрийский психоаналитик опубликовал весьма интересный труд. Он известен под названием «Остроумие и его отношение к бессознательному». Если ознакомиться с данной работой, то можно понять, что Зигмунд Фрейд отождествляет с данным понятием юмор. То есть интеллектуальную способность выделять в тех или иных явлениях смешные и ироничные стороны.

Фрейд предполагал, что юмор (точно так же, как и сновидения) связан с человеческим бессознательным. Психоаналитик уверял - шутка рождается в тот момент, когда личность пытается выразить мысль, считающуюся в обществе неприемлемой или запретной. Но то, что называется Сверх-Я - отвечающее за религиозные и моральные установки, позволяет человеческому Эго выразить ту или иную мысль в юмористической форме.

«Остроумие и его отношение к бессознательному» - это объёмный труд. В нём описаны интересные мысли, и с данной работой полезно ознакомиться каждому. Но если вкратце, по Фрейду остроумие является психической сублимацией. То есть благодаря которому внутреннее напряжение находит выход.

Работа над собой

Остроумие - это качество, которое очень сложно развить. Такого мнения придерживаются многие люди. Есть к нему особая предрасположенность. Возможно, дар. Вполне подойдёт слово «харизма». Ведь это, по сути, не только какие-то внешние черты, делающие облик человека интереснее. Харизма является ещё и исключительностью личности в интеллектуальном плане. Но всё же многие люди интересуются тем, как развить остроумие. Что ж, всё реально.

Во-первых, нужно стать ироничным по отношению к самому себе. Если постоянно шутить над остальными, то можно прослыть не остроумной личностью, а злостным остряком. А вот человек, умеющий иронично «подколоть» самого себя, вызывает расположение. Такие люди кажутся прямолинейными, дружелюбными и открытыми.

Во-вторых, шутки должны быть утонченными. В компании близких друзей, безусловно, допустим юмор из разряда «ниже плинтуса». Однако в обществе надо уметь выражаться красиво, но забавно.

В-третьих, нужно быть менее серьёзным. Люди, которые даже на отдыхе выглядят напряженными, мало кому нравятся. Надо учиться чувствовать юмор остальных и пытаться быть таковым самостоятельно.

Словарный запас

Это ещё не всё, касательно вопроса о том, как развить остроумие. Впрочем, о самом главном нужно рассказать отдельно. В виду имеется, конечно же, словарный запас.

Пополнить его можно (и нужно) разными способами. Книги, фильмы, познавательные передачи, интересные люди - вокруг нас существует бесчисленное множество уникальных источников информации. Мы можем перенимать понравившиеся слова, фразы, манеры и даже стиль жизни. Людям, озадаченным вопросом о том, как научиться остроумию, надо это усвоить.

Словарный запас у человека - это как комплектация в автомобиле: чем он шире - тем лучше. Сам человек начнёт чувствовать себя уверенней. И в любой компании и слое общества он будет будто рыба в воде, если ему известны разные стили речи, манеры изложения и поведения. В этом проявляется разносторонность.

Отсутствие рамок

Это ещё одна особенность, которой отличается остроумная личность. Ведь, по сути, что есть границы и рамки? Это то, что подгоняет всё под стандарты, которых в современном мире слишком много. А что есть стандарты? Это - скука, отсутствие оригинальности, уникальности.

Остроумные люди видят мир по-другому. Они изучают нашу реальность во всём её многообразии, принимая во внимание любую мелочь, и запоминая самое интересное, необычное, что потом применяется ими в жизни. Примеры остроумия в данном проявлении многочисленны. В ходе той или иной тематической беседы, когда потребуется дать ответ, человек может сделать выразительную паузу и спросить, слышал ли его оппонент об определённом явлении? После чего обратиться к нему, рассказать, почему он об этом вспомнил, продемонстрировать связь, сделать доводы. Остроумие - это не только чувство юмора. Это ещё и способность интересно вести разговор.

Оригинальный юмор всегда в цене

Выше было многое рассказано про остроумие бессознательного и об умении пользоваться этим даром. Что ж, стоит привести в пример несколько ярких фраз, демонстрирующих его.

В первой половине XX века жил и действовал такой известный американский актёр, как Оскар Левант. Ему принадлежит такая фраза: «Я принял решение заняться собой. Бросил курить и пить, сел на диету, отказался от тяжёлой пищи. И за две недели я потерял 14 дней». Сложно поспорить с оригинальностью данного изречения. Левант был остроумной и харизматичной личностью, и можно заявить с уверенностью, что актёром и комиком он стал, по большей части, благодаря этому качеству.

Юрию Никулину тоже принадлежит немало интересных выражений. Они, как и предыдущий пример, не бессмысленны. Вот, пожалуй, лучшее из сказанного им: «Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они этого не переживут».

Не нужно бояться быть абсурдным

Это последнее правило, которому надо следовать, если хочется стать остроумным. Абсурдность порой очень уместна. Так считал и известный американский писатель Марк Твен. Ему принадлежит фраза, которая и по сей день вызывает улыбку даже у тех, кто её слышал. И звучит она так: «Бросить курить легко. Я бросал 50 раз». В данном случае абсурдность выведена через преувеличение. Можно использовать и приуменьшение. В «Мёртвых душах» Гоголя, кстати, подобные примеры тоже нередко встречаются.

Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы - или оно есть или, увы, его нет. Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов. По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного.

Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие - это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

Чем юмор отличается от остроумия

Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент - только фон, побуждающий мотив, а "действие" происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное - "действие" происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. И тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

Я обладаю чувством юмора

В этом убеждено большинство людей.

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: "Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии - и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей".

Немногие люди - даже и более молодые - нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом, - для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

Вас наверняка интересует, как рождаются такие "перлы"? Технология, если так можно выразиться, такова.

Человек "отчуждается" от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения (кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его "эмоциональную равнодействующую" в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту (подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера - одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста - неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае - обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

Юмор ситуации и юмор характера

Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге "Трое в одной лодке". Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам - с помощью автора - проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают (работа остроумия), а смешное находят (функция чувства юмора).

В остроумии можно выделить два основных компонента - способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию - восприятие анекдота.

Анекдот - это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

Случаи, когда острота "доходит" до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время "уяснения". Можно возразить на это, что время реакции (или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль - это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

Чтобы оценить шутку, - для этого тоже нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия, и оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. И это "остроумие восприятия" неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Марк Твен в очерке "Публичные чтения" рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка - недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно - все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал - то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее - никто не смеялся, эффект пропадал.

В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. И происходит это потому, что наш мозг "тормозит" при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Павлов. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, т.е. отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным - нужны другие условные раздражители.

Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

Смешное по Фрейду - это экономия

Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий - найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие - это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так - я поступаю по-другому - он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет "экономии мышления".

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь - смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм - мышление, юмор - чувства.

Анализировать возникновение смешного - дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать, и сегодня можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

Классификация юмористических приемов

Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось - абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык - единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Владимир Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Остроумие - это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Итак, познакомьтесь с целой дюжиной приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

Остроумие - явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие; скорее, наоборот.

Итак, вот эта классификация.

  1. Ложное противопоставление.
  2. Ложное усиление.
  3. Доведение до абсурда: преувеличение (гипербола); преуменьшение или смягчение (эвфемизм).
  4. Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
  5. Смешение стилей, или "совмещение планов": смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
  6. Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
  7. Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
  8. Ирония.
  9. Обратное сравнение: "чистое" обратное сравнение; буквализация метафоры.
  10. Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в "едином списке".
  11. Повторение: "чистое" повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
  12. Парадокс.
  13. Специальные стилистические (риторические) фигуры.

Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего - это выход за пределы формальной логики. Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха, - при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае - это выражение интеллектуального триумфа.

Красивые слова, замысловатые, витиеватые предложения - все это вербальное общение. Оно составляет где-то 10%. Мог ошибиться, но лишь на несколько процентов. Суть все равно остается прежней. Куда-то делись остальные 90%... Все 90% занимает невербальное общении: «тон голоса, язык жестов». Изменять невербалику искусственно почти нереально, потому как все это будет неконгруэнтны. Есть такая замечательная штука, встроенная в нас со дня нашего производства, имя ей - БРЕДОГЕНЕРАТОР! Завести, правда, его можно лишь постоянно тренируя этот скилл. Вкачивая в него так сказать новые очки опыта. Потому сначала придется потрахаться с запуском и совершенствованием бредогенератора. А как правильно работать с бредогенератором, нам расскажет Манкубус, он же Фил Богачев.

Упражнение 1: лингвистические пирамиды.

Цель этого упражнения: понять свои особенности мышления, развить навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям.

Для начала, расскажу, что же такое это есть - «лингвистические пирамиды». Начнем с того, что оглянемся по сторонам. Первое, на что упал мой взгляд - кружка. Сама по себе кружка является просто кружкой, ничем больше. Однако, кружку можно определить в более высокий класс - посуда. Таким образом, мы перешли на 1 класс наверх (обобщили кружку до посуды). С другой стороны, кружка бывает для кофе, чая, полулитровая, алюминиевая, фарфоровая (Разобобщили кружку на различные подвиды кружек).

Это базовая модель лингвистических пирамид - все есть подвидом чего-то и состоит из чего-то. Кроме этого, в пределах одного класса есть аналогичные предметы. То есть, если мы обобщили кружку до посуды, то аналогиями будут тарелки, миски, стаканы и множество других вещей.

Таким образом, можно тренировать навыки обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям. Упражнение делается так. Нужно два человека (ты и твой друг). Один из вас - ведущий, другой - ведомый. Ведомый называет любой предмет, на который падает взгляд. Ведущий начинает показывать, что с этим предметом делать - найти ему аналогию, обобщить до более высокого уровня, разобобщить до более низкого. Чтобы делать это молча, очень хорошо подходит такая система знаков: большой палец вверх - обобщение, вниз - разобобщения, вбок - аналогия. Делать упражнение с 1 предметом около 5 минут, стараясь переходить между классами очень быстро, а не путешествовать только вверх-вниз по посуде. Потом вы меняетесь ролями.

Это упражнение еще не развивает бредогенератор. Это упражнение учит ваш мозг быстро находить аналогии, что будет дальше развиваться следующими упражнениями.

Упражнение: Чем ворон похож на стол

Это упражнение ведет свое начало от знаменитой загадки Льюиса Кэрролла. Она звучит так: «Чем ворон похож на стол?». Сам он ответа на загадку так и не дал, и фанаты этого замечательного человека до сих пор находят новые решения, создавая сайты в сети и ища новые решения. Вот так вот и рождаются упражнения по развитию бредогенератора.

Цель упражнения: научится созданию аналогий по разным классам.

Само упражнение делается просто, прямо как детская игра. Нужно три человека (или один человек и две кучки бумажек). Один человек называет живое создание (ворон), другой человек называет неживой предмет (стол). Третий рассказывает, чем одно похоже на другое. (Ворон похож на стол тем, что такой же черный, может складываться, как крылья и ящики.). После того, как названо сходство, участники меняются ролями. Упражнение делается по 20-30 раз за один день.

Второй, более продвинутый вариант. Один участник называет эмоцию или состояние, другой человек называет первый попавшийся ему на глаза предмет, третий говорит, что у них общего.

После нескольких повторений этого упражнения ты сможешь легко говорить, что общего у души и танка. Это же элементарно: Вертолеты - это души погибших танков! Потом переходи к следующему упражнению.

Упражнение: Продвинутое связывание

Само по себе это упражнение очень похоже на предыдущее. За одним исключением - если в прошлом упражнении ты простраивал одну цепочку аналогий между двумя, на первый взгляд, никак не связанными вещами, то в этом упражнении ты научишься простраивать множественные аналогии. В этом и состоит цель упражнения - умение создавать множественные связи между двумя предметами.

Как делается упражнение. Опять желательно три человека в числе участников. Один человек называет любой предмет, который приходит ему в голову, другой назовет любой предмет, на который падает его взгляд. Третий человек говорит, чем одно похоже на другое. Вроде бы все то же самое, что и в прошлый раз? Конечно же нет. После того, как третий участник создал одну аналогию, остальные участники начинают спрашивать, чем часть предмета (или его функция) похожа на то, что есть в другом предмете и как это связано.

Чем часы похожи на плеер?
-Они оба могут отсчитывать прошедшее удовольствие, показывая, как многое мы получили.
-Классно. А вот это колесико сбоку от часов - в плеере это что?
-Это же элементарно! Колесико служит для установки времени, а в плеере это делают специальные кнопки. Если колесико можно вращать вперед и назад, то в плеере есть две кнопки, которые вращают кассету вперед и назад.
-А вот эта стрелка на часах - в плеере это что?
-Это и в часах и в плеере помогает нам понять, что они показывают. В часах - это стрелка, в плеере - индикатор ленты.

Это упражнение желательно делать раза 2-3 в неделю минут по 15-20, пока ты легко не сможешь объяснить девушке, почему автобус и презерватив представляют собой две стороны одной вселенской медали.

Упражнение: О чем вижу, о том и пою.

Цель упражнения: Развитие легкости и ассоциативности в речи.

Упражнение делается в парах. Один человек показывает на любой предмет, который находится в поле зрения. Задача второго - не менее 5 минут рассказывать про этот предмет, его историю, функции и причины его появления на свет. Так же можно затронуть вопрос его жизненной необходимости для сохранения мира во всем мире.

Критерием успешного овладения этим навыком будет получасовой рассказ о предметах в отдельно взятом ночном клубе, где ты оказался первый раз в жизни.

Упражнение: поток сознания.

Цель упражнения: умение начинать разговор с любого места на любую тему.

Как упражнение выполняется: нужен только ты и зеркало. Обоих ингредиентов ровно по 1 экземпляру. Потом ты помещаешь себя перед зеркалом и начинаешь думать. Спустя 3 секунды начинаешь озвучивать ВСЕ, что ты думаешь, то есть думать вслух. Спустя 10 минут подобного монолога просто замечай, как это легко и естественно получается.

Это упражнение стоит делать раза 2-3 в неделю минут по 10. Через пару месяцев твой ясный разум затопит берега любого девичьего сознания.

Упражнение: Продолжить тему

Цель: Развитие навыка общения на произвольную тему.

Выполнение (1 вариант): обираются несколько человек, обычно 6. 5 - участники и один ведущий. Первый участник начинает рассказ (монолог) на любую тему, по сигналу ведущего рассказ продолжает другой участник, которого выбрал ведущий. После 5 минут ведущим становится следующий член группы.

После хорошей отработки этого упражнения становится легко разговаривать и поддерживать беседу.

Выполнение (2 вариант): В отличие от предыдущего варианта, тут ты сможешь тренироваться один. Включи телевизор или радио, на любой канал или станцию. Пару минут послушай ведущего, потом выключай и продолжай рассказ, пока не выдохнешься. Потом снова включай и продолжай. Выполнять раз в день по 20 минут, на протяжении месяца.

Упражнение: оранжевое настроение

Цель упражнения: развитие «альтернативного» взгляда на вещи, умение обсуждать происходящее «под другим углом зрения». В принципе, эти навыки и определяют успешный бредогенератор - умение говорить о привычных вещах непривычным образом.

Выполнение упражнения: нужно 2 человека. Первый человек называет любое существительное, второй называет к этому существительному 5 прилагательных, которые к нему могут подойти, но находятся на грани фола. Фактически, наделяет предмет новыми характеристиками.

Примеры:

Оранжевое настроение
. Кислая шляпа
. Монотонная тарелка
. Звонкие таблетки
. Бледная вилка
. Хрустящее кресло

Выполнять по 20-30 раз в день на протяжении месяца.

Осле этого упражнения образуется дополнительный навык - умение генерировать на лету трансовые синестезии (подробнее про это в главе про метафоры).

Упражнение: Решение проблемы.

Цель: Развитие начального бредогенератора.

Выполнение: Лучше всего выполнять вдвоем. Ведущий рассказывает максимально подробно о какой-нибудь затруднительной ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомый начинает подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи. В это время ведомый молчит, это очень важно. Если бы это было все, то было бы скучно. Так вот.

В первый раз для решения проблемы надо воспользоваться абсолютно нереальным предметом или созданием, желательно из другой галактики.

Во второй раз, этот предмет должен помочь с помощью физически невыполнимых действий и неосуществимым способом.

В третий раз к первым двум случаям добавляются описание действий на несуществующем языке. Желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание, но не имели смысла. Помните, как у Маршака: Варкалось, хливкие шорьки мырялись по наве.

Критерием развитого бредогенератора будет истеричный смех человека, который это слушает.

Упражнение: Альтернативные реальности (базовые)

И тут мы подходим к построению продвинутого бредогенератора, и уже в этом упражнении мы научимся генерировать настоящий бред эталонного качества. Чтобы это упражнение состоялось, потребуется допустить только одну мысль - мы сейчас находимся в альтернативной реальности, которая неуловимым образом похожа на нашу, за одним исключением. Эта реальность состоит не из атомов и молекул, а лампочек. Самых разнообразных лампочек. И все, что мы видим, сделано из лампочек, продуктов их переработки, в специальных лампочкообрабатывающих мастерских и лампочкоперегонных заводах.

И сейчас наступает упражнение. Для этого тебе потребуется друг, к сожалению, они иногда нужны. Твой друг закрывает глаза, и ты начинаешь его водить по комнате, при этом, подводя его руку к любому предмету, и объясняешь, каким образом он состоит из лампочек. Потом дальше. И так - 10 минут. Потом вы меняетесь ролями. Результатом упражнения будет являться переход в альтернативную реальность. Разумеется, что кроме лампочек, это может быть абсолютно любая Альтернативная Реальность, состоящая из чего угодно. Хоть из телепузиков и мобильных плакатов.

Еще раз: твоя задача состоит в ясном и логическом связывании того, что человек ощущает, с тем, что ты придумал. Вроде бы все просто, а вроде бы и нет. Пробуй. Я помню, когда я первый раз сам для себя делал это упражнение, я выбрал Реальность Пупырышков. И подвел человека к стене, и сказал «Это пупырышек. Просто он настолько большой, что радиус кривизны просто так не измерить». Тут такое началось, словами не передать. Продолжили мы минут только через 10 - и я думаю, что это упражнение доставит вам столько же радости, сколько мне в свое время. В общем, это упражнение нужно проделать раз 5-6 для закрепления навыка и переходить к следующему.

Упражнение: Конструирование альтернативных реальностей.

Это упражнение служит вторичным навыком, дополняющим бредогенератор. То есть это упражнение направлено, в первую очередь, на закрепление навыков, развитых многочасовыми потными тренировками (или секундным чтением этой главы по диагонали).

Для этого упражнения тебе потребуется первоначальное состояние Альтернативной Реальности, как, например, после выполнения предыдущего упражнения. И больше ничего. То есть требуется, настоятельно требуется немного измененное состояние сознания.

Выполнение: тебе потребуется только твоя рука. Этой рукой надо касаться любого предмета, перенося его в свою реальность. То есть, если у тебя реальность лампочек, то после того, как ты прикоснешься к любому дереву в своем дворе, тебе нужно будет заметить, как все в этом дереве начинает состоять из лампочек - ветки, листья, кора, корни. После того, как процесс завершится, переходи к другому предмету. Это упражнение делается молча, в одиночестве и минут 15, не меньше. Двух-трех раз на выполнение будет вполне достаточно, и ты почти разовьешь в себе бредогенератор киловатта так на три с полтиной. Завершить этот процесс можно будет с помощью следующего упражнения.

Упражнение: Альтернативные реальности (продвинутые).

После того, как ты научился в альтернативные реальности входить и их конструировать, для полного счастья тебе нужно только одно. Сделать так, чтобы в этой альтернативной реальности появилась хотя бы одна девушка. Вроде бы мелочь какая, мелюзга пузатая, а приятно. В конце концов, не мастурбировать же в этой реальности в гордом одиночестве?

Цель упражнение: создание кокона общения с девушкой, наведение разговорного транса, умение связно и конгруэнтно убеждать в своей точке зрения, свободно простраивать ассоциативные цепочки в разговоре.

Ужас какой. Это я про цели. Теперь про выполнение: твоя задача - опять войти в свою альтернативную реальность. После этого, ты находишь на улице девушку и рассказываешь ей про свой мир, аргументировано описывая любой предмет как состоящий из левых поворотов. Критерием правильного выполнения и работающего бредогенератора будет активное участие девушки в описании мира, то есть она включится в эту игру - начнет спрашивать подробности, подсказывать ответы.

Меры предосторожности: Разумеется, что вот просто так с горящими глазами подбегать к девушке и впаривать ей вселенную телепузиков не стоит. Это я так, на всякий случай сказал. Имея в виду, что сначала стоит подойти и познакомиться. Если во время общения у тебя возникнут затруднения, можно потренироваться с тем же самым многострадальным другом.»

Манкубус, например, свой бредогенерище развивал несколько лет. Так что, как видишь нужно потрудиться. Конечно, я не заставляю тебя годами оттачивать мастерство, но 3 месяца поработать над БГ (бредогенератор) все-таки нужно. ОНО того стоит!

Мой организм налажен на здоровый смех…
И чувство юмора моё всегда в избытке…
Ну как мне не любить, скажите тех,
которые рисуют на моём лице улыбку…

Мало кто будет спорить с тем, что чувство юмора является одним из главных качеств человека, которое способно расположить к себе практически любого. Люди, которые умеют пошутить в нужное время и обладают остроумием, всегда обращают на себя внимание и являются душой компании. Таким людям проще найти общий язык с окружающими, к ним чаще всего прислушиваются. Человек, обладающий чувством юмора, способен разрядить любую напряженную обстановку, что у многих вызывает восхищение, а иногда и зависть. Ведь для того чтобы это сделать, необходимо уметь не только прочувствовать ситуацию, но и подобрать нужную шутку, а это не так просто, как может показаться. Некоторые задаются вопросом, как развить чувство юмора?

Не страшно, когда все смеются над вами, страшно, когда вы перестаете смеяться над самим собой!

Чтобы считать себя остроумным человеком, необходимо обладать определенным набором качеств, таких как ироничное отношение к окружающему, развитое мышление и мгновенная реакция. Порой можно утверждать, что это дар, объяснить который невозможно. Однако как быть тому, кто считает, что дар обошел его стороной? Что делать, если в определенной ситуации вы пытаетесь всех рассмешить, но ничего из этого не получается? Стоит заметить, что, так как чувство юмора является неврожденным, приложив некоторые усилия, ему можно и научиться.

Небольшая справка — юмор и его виды
Юмор заключается в подчеркивании человеком абсурдности той или иной ситуации, вещи или человека с целью вызвать у окружающих улыбку и смех. Как правило, происходит это демонстративно и чаще всего утрировано.

Обладающий чувством юмора человек способен понимать юмор и может шутить. Чувство юмора говорит об умении находить смешное в вещах, людях, каких-либо ситуациях. Если человек комментирует, используя шутки, и ведет себя смешно, можно утверждать, что он умеет шутить.

Есть огромное количество видов шуток, подходящих для определенной ситуации, возраста, сферы занятости. К формам юмора относятся остроумие, сарказм, анекдот, ирония, каламбур, сатира. Каждая из них обладает своими особенностями, однако цель у всех одна — вызвать смех.

Юмор можно выражать в устном виде, письменном и даже графически.
Главный инструмент — шутка, которая может быть абсолютно разной. В обществе существует несколько наиболее распространенных видов:

Ирония — высказывание, которое противоречит по смыслу буквальному.

Сарказм. Как правило, это насмешка над чем-то или кем-то с подтекстом негативного характера, высмеивающим человеческие недостатки. По-другому, то это ирония высшей степени.

В быту можно встретить такой вид юмора, как стеб и прикол.

Еще одним видом является черный юмор, когда высмеиванию подвергается то, что находится под запретом, как правило, это имеет трагикомичный эффект.

Почему в жизни нужно уметь быть смешным

Конечно же, юмор важен в любой сфере жизни, и ценится он всегда высоко. Человеку, обладающему такими качествами, как остроумие и чувство юмора, всегда приходится по жизни легче. Причем польза заключается не только в том, что таким людям проще найти контакт с окружающими, но и в том, что это приносит пользу и ему самому, поскольку чувство юмора позволяет более спокойно относиться к любой ситуации, даже самой сложной. Именно такое отношение к жизни позволяет выйти из неприятностей с наименьшими потерями в психологическом плане.

Человек, у которого не развито чувство юмора, относится ко всему более прямолинейно и рационально, что впоследствии приводит к проблемам в адаптации и общении с окружающими людьми, особенно с теми, кто привык смотреть на окружающий его мир с иронией. И вот здесь чаще всего возникает конфликт восприятия.

Для того, кто относится ко всему более прямолинейно, любая сложная ситуация может закончиться стрессом. В этом случае чувство юмора позволяет сгладить последствия этой ситуации, являясь защитной реакцией. Всегда можно относиться легче ко всему, почему же не попытаться научиться в любой негативной ситуации находить нечто смешное? Именно поэтому многие задумываются и ищут ответы на вопрос, как развить чувство юмора.

Юмор и психология
Многие, наверное, замечали, что одна и та же шутка может как вызвать смех, так и показаться непонятной. Все зависит от человека, которому она преподносится. Такое может произойти даже там, где, казалось бы, находятся схожие по интересам люди. Ну и, конечно же, шутка смешная для русского человека может не вызвать никакой реакции у американца или европейца.

Поэтому юмор совсем не является универсальным и зависит от окружающих людей и их культурного развития.

Немаловажное значение имеет и возраст собеседников, поскольку, к примеру, молодежь привыкла шутить более грубо, что более старшему поколению кажется неприемлемым. Для последних больше по душе анекдоты или же сатира.

Юмор может зависеть и от профессиональной принадлежности, пола, статуса и образования, а поэтому измерить, насколько определенная шутка смешна, практически невозможно. Однако в такой науке, как психология, попытки все-таки предпринимаются. Как таковых критериев измерения в данном случае нет, есть только главный, который заключается в том, насколько удачно шутка выполнила свою задачу, то есть, смогла ли она разрядить обстановку, для многих ли она показалась смешной.

Чувство юмора — дар или навык?

Есть ли возможность научиться шутить и как развить остроумие? Существует ли шанс, не обладая таковыми навыками, блеснуть умом. Конечно же, есть. Спорить с тем, что чувство юмора передается по наследству, естественно, не стоит, однако и дальнейшее его развитие во многом зависит от окружающего мира, который напрямую определяет, будет ли в дальнейшем человек относиться к тем или иным ситуациям с иронией или же, наоборот, будет прямолинейным.

Если в семье, где проживает ребенок, родители постоянно шутят, то, скорее всего, и малыш будет относиться к жизни с юмором. В противном случае возможно, что даже во взрослом возрасте человек не сможет развить в себе этого чувства, хотя, используя некоторые упражнения, можно добиться немалых результатов.

Стоит заметить, что большинство тех людей, которые постоянно шутят и с иронией относятся к жизни, являются стеснительными людьми, и юмор в этом случае является некоторой защитой от их застенчивости и помощником в ее преодолении. Со временем у таких людей вырабатывается реакция в их поведении на собственные недостатки в характере, значит, эту реакцию возможно развить в других ситуациях. Чтобы это сделать, существуют специальные упражнения.

Несколько советов относительно того, как развить чувство юмора:

  1. Практикуйтесь!
    Чтобы добиться результатов, нужна практика и опыт, а поэтому необходимо пользоваться любой представившейся возможностью. Можно подражать тем людям, которых вы сами считаете смешными, это могут быть друзья, известные комики, выступления которых можно скачать в интернете. Нелишним будет записывать шутки и анекдоты, которые вам самим нравятся.
  2. Относитесь ко всему проще
    Для успешной шутки необходимо относиться ко всему более расслаблено, поскольку это поможет взглянуть на происходящее с другой стороны. Не нужно усугублять и без того напряженную ситуацию, особенно если вы уверены, что изменить уже ничего нельзя. Предложив шутливое решение, вы обязательно найдете поддержку.
  3. Смейтесь над собой)
    Высказывая шутки в отношении человека, не стоит забывать об осторожности, поскольку не всем нравится, когда над ними шутят, даже в положительном смысле. Поэтому лучше всего выбирать беспроигрышный вариант, то есть шутить про самого себя. Тем более, чтобы смеяться над окружающими, необходимо уметь это делать в отношении себя.
  4. Как насчет того, чтобы разрядить обстановку?
    Нужно уметь иронично относиться к неприятностям. Именно такую способность больше всего и ценят окружающие. При возникновении сложной ситуации в коллективе все ждут, что найдется тот человек, который сможет разрядить напряжение и успокоить.
  5. Оглянитесь вокруг
    Не нужно быть занудным, и если в той или иной ситуации вы не видите ничего смешного, не стоит указывать на это другому, пытающемуся блеснуть своим чувством юмора.
  6. Отбросьте сентиментальность
    Наиболее популярными шутками считаются те, которые направлены на высмеивание чего-либо или кого-либо. Поэтому необходимо настроиться на иронию и забыть на это время о сентиментальности. Если же вы поймали себя на этом, можно постараться высмеять и ее, к тому же, как уже было сказано ранее, уметь смеяться над собой нужно тоже уметь.
  7. Используйте ассоциации
    Чтобы хорошо и остроумно шутить, необходимо обладать умением ассоциативно мыслить, поскольку большинство шуток построено именно на ассоциациях. Некоторые обладают такой способностью с рождения, другим же необходимо постараться, чтобы развить ее в себе. Можно выбрать абсолютно любой предмет и попытаться потренироваться на нем, подбирая различные ассоциации. Подобрав подходящие слова, можно попробовать составить с ними шутки.
  8. Шутите для тех, кто вас поймет
    Для того чтобы оценить свои успехи, лучше всего выбирать аудиторию, скептически настроенную, поскольку если даже у таких людей ваши шутки вызовут улыбку на лице, то можно утверждать, что вы достигли необходимого уровня.

Конечно же, выработать ироничное отношение к окружающей действительности является делом непростым, однако не настолько и сложным, чтобы можно было опустить руки и за него не браться. Всего немного усилий и, конечно же, практики постепенно позволят выработать ироничное мышление. Причем произойти это может совсем неожиданно для вас.