В 1601 году окружена ореолом необыкновенной значимости. В ней видят одно из самых глубоких воплощений жизни во всей ее сложности и вместе с тем загадочности. Скандинавская сага о датском принце Амлете, жившем в восьмом веке, впервые была записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в 12 веке, но Шекспир вряд ли для своей пьесы избрал основой первоисточник. Скорее всего, он позаимствовал сюжет из пьесы Томаса Кида (1558-1594), славившегося как мастер трагедий мести и который является автором дошекспировского «Гамлета».

Шекспир с наибольшей глубиной отразил трагедию гуманизма в современном ему мире. Гамлет, принц Датский – замечательный образ гуманиста, столкнувшегося с миром, враждебным гуманизму.Если бы во времена Шекспира существовал детективный жанр, то, несомненно, «Гамлета» смело можно было назвать не только трагедией, но еще и детективом.

Итак, перед нами замок – Эльсинор. Гамлет, студент Виттенбергского университета, сын мудрого короля и нежной матери, влюбленный в прекрасную девушку по имени Офелия. И весь он полон любви к жизни, веры в человека и красоту вселенной. Однако, мечты Гамлета о жизни и сама жизнь – это далеко не одно и то же, и Гамлет скоро в этом убеждается. Загадочная смерть его отца-короля, поспешное, недостойное второе замужество его матери-королевы Гертруды с братом умершего мужа, ничтожным и хитрым Клавдием, заставляет Гамлета посмотреть на жизнь несколько под иным углом. Тем более, что в замке и так все только и говорят о том, что уже дважды в полночь сторожевые видели у стены призрак недавно умершего короля. Горацио, друг Гамлета по университету, не верит этим слухам, но в этот момент призрак является вновь. Горацио видит в этом знак великих потрясений и считает нужным сообщить обо всем своего другу-принцу.

Гамлет решает провести ночь у стены замка, где является призрак, чтобы убедиться в том, что это правда. Ровно в полночь призрак отца-короля является Гамлету и сообщает о том, что его смерть не была случайной. Его отравил брат Клавдий, коварно влив яд в ухо спящего короля. Призрак взывает о мести, и Гамлет клянется жестоко покарать Клавдия. Чтобы собрать нужные для обвинения в убийстве улики, Гамлет решает притвориться безумцем и просит своих друзей Марцелла и Горацио хранить об этом молчание.

Однако, Клавдий далеко не глуп. Он не верит в безумство своего племянника и инстинктивно чувствует в нем своего злейшего врага и всеми силами стремиться проникнуть в его тайный замысел. На стороне Клавдия выступает отец возлюбленной Гамлета, Полоний. Именно он рекомендует Клавдию устроить для Гамлета с Офелией тайное свидание, чтобы подслушать их беседу. Но Гамлет с легкостью разгадывает этот план и ничем себя не выдает. В это же время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актеров, появление которых вдохновляет Гамлета на мысль использовать их в своей борьбе с Клавдием.

Принц Датский, опять-таки, выражаясь языком детектива, решается на весьма оригинальный «следственный эксперимент». Он просит актеров сыграть пьесу под названием «Смерть Гонзаго», по сюжету которой короля убивает его собственный брат, чтобы, женившись на вдове, занять престол. Гамлет решает понаблюдать за реакцией Клавдия во время спектакля. Клавдий, как и предполагал Гамлет, выдал себя целиком. Теперь у нового короля не остается сомнений в том, что Гамлет – его злейший враг, от которого необходимо избавиться как можно скорее. Он советуется с Полонием и принимает решение отправить Гамлета в Англию. Якобы, морское путешествие должно пойти на пользу его помутившемуся рассудку. Он не может решиться на убийство принца, так как тот пользуется большой популярностью у датского народа. Охваченный гневом, Гамлет решает убить Клавдия, но застает того стоящим на коленях и кающимся в своих грехах.

И Гамлет не решается на убийство, опасаясь, что если он покончит с убийцей своего отца, когда тот произносит молитву, то тем самым откроет Клавдию путь на небеса. Отравитель не заслуживает Рая. Перед отъездом Гамлет должен встретиться со своей матерью в ее спальне. На организации этой встречи также настоял Полоний. Он прячется за портьерой в спальне королевы, чтобы подслушать разговор сына с матерью и донести о результатах Клавдию. Гамлет убивает Полония. Смерть отца сводит с ума его дочь Офелию, в которую Гамлет влюблен.Тем временем в стране растет недовольство. Люди начинают подозревать, что за стенами королевского замка происходит что-то весьма нехорошее. Из Франции возвращается брат Офелии Лаэрт, убежденный в том, что именно Клавдий виновен в гибели их отца, а стало быть, и в безумии Офелии. Но Клавдию удается убедить его в своей непричастности к убийству и перенаправить праведный гнев Лаэрта на Гамлета. Между Лаэртом и Гамлетом чуть не состоялся поединок на кладбище, возле свежевырытой могилы. Безумная Офелия покончила с собой.

Это для нее гробокопатели готовят последнее пристанище. Но Клавдия не устраивает такой поединок, ибо неизвестно, кто из этих двоих победит в схватке. А Гамлета королю необходимо уничтожить наверняка. Он уговаривает Лаэрта отложить бой, а затем воспользоваться шпагой с отравленным клинком. Сам Клавдий готовит напиток с ядом, который должны преподнести принцу во время поединка. Лаэрт слегка ранил Гамлета, но в бою они меняются клинками, и Гамлет пронзает сына Полония его же отравленным клинком. Таким образом, они оба обречены на смерть. Узнав о последнем предательстве Клавдия, Гамлет из последних сил пронзает шпагой и его.

Умирает и мать Гамлета, Гертруда, по ошибке выпив яд, приготовленный для ее сына. В этот миг возле ворот замка появляется радостная толпа, норвежский принц Фортинбрас, теперь единственный наследник датского престола и английские послы. Гамлет умер, но его смерть не напрасна. Она обнажила бессовестные преступления Клавдия, гибель его отца отомщена. А Горацио расскажет всему миру печальную Гамлета, принца Датского.

Вершиной мировой драматургии является трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский». Уже несколько веков пьеса является программным произведением литературы и постоянным спектаклем в репертуарах театра всего мира. Такая популярность произведения говорит о насущности проблем, поднятых в произведении, которые актуальны во все времена развития общества.

Действие трагедии происходит в Дании, в королевской резиденции Эльсинор. Намедни всю страну окутало печальное событие – не стало короля. После кончины монарха на трон вступает его родной брат Клавдий. Собрав поданных, он сообщает две новости: что будет коронован, а также вступит в брак с нынешней королевой, то есть вдовой своего покойного брата. Сын умершего короля Гамлет чрезвычайно расстроен смертью отца и тем, что мать и дядя так скоро забыли свою скорбь.

Ночные дозорные заметили, что в один и тот же час появляется призрак, который очень похож на покойного короля. Они напуганы и зовут Горацио, который узнает в ночном образе прежнего короля. Он понимает, что покойный хочет о чем-то поведать, и решает обо всем доложить Гамлету. В следующую ночь принц видит призрак отца, который рассказал ему о том, что его родной брат Клавдий отравил его, налив яд в ухо, чтобы заполучить государством и королеву. Отец убеждает Гамлета отомстить за свою смерть.

Видя странное состояние Гамлета, Клавдий пытается разобраться в причинах. Ближайший поверенный короля и его советник Полоний узнает о любви Гамлета к своей дочери Офелии. Он убеждает дочь не верить его словам и беречь свою честь. Девушка возвращает принцу все дары и письма. Отчего Гамлет сознает, что его чувства были не взаимны. Полоний объясняет королевской чете странное поведение Гамлета, как страдания влюбленного и предлагает следить за принцем, чтоб в этом убедиться. Понимая это, Гамлет притворяется сумасшедшим. Подслушивая, король понимает воинственное отношение принца и понимает, что не в любви скрыта причина.

Чтобы отвлечь принца, король приглашает ко двору университетских друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна, которые привозят с собой театральную труппу. Гамлета мучают сомнения, действительно ли дядя – убийца и должен заплатить за свой поступок, а вдруг призрак – это демон, путающий мысли Гамлета и подводящий к греху. Чтобы не сделать ошибки и убедиться в виновности короля, Гамлет просит актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго». По сюжету пьесы племянник убивает своего дядю и соблазняет его жену. К ней Гамлет добавляет свои стихи и дает наставления актерам, как нужно играть, а также просит Горацио – единственного человека, которому доверяет, наблюдать за реакцией короля. Последний не выдерживает и покидает зал до завершения спектакля. Теперь Гамлет уверен в правдивости слов призрака.

Король начинает опасаться Гамлета и просит повлиять королеву-мать на него. Полоний услужливо предлагает подслушать их разговор и прячется за ковром. В ходе беседы Гамлет взывает к совести матери, осуждая ее брак с предателем. Полоний, выдает себя, и Гамлет, полагая, что это король, в сердцах ударяет в ковер шпагой и убивает советника. Гамлету жаль мудрого старика, но он сам выбрал свою участь и умер той участью, которую заслуживает. После убийства Полония, король и вовсе напуган и решает отправить принца в Англию под присмотром его мнимых друзей Розенкранца и Гильденстерна, дав им сопроводительное письмо с королевской печатью, в котором требует убить Гамлета.

Полония хоронят втайне и без почестей, чтобы не привлекать внимания. Известие о смерти отца доходит до сына Полония – Лаэрта. Таинственность смерти отца он объясняет тем, что гнусный поступок совершил король, и начинает настраивать датчан против Клавдия. Узнав об этом, король открывает Лаэрту настоящего убийцу и поддерживает его желание отомстить за смерть отца.

В это время Гамлет, вскрывший королевское письмо и узнав о намерениях Клавдия, подменил его другим, в котором приказывает казнить друзей-предателей, а сам покидает корабль и возвращается в Данию. Горе от смерти отца привело Офелию к потере рассудка и она утонула в озере. Прячась на кладбище, Гамлет и Горацио ставятся свидетелями похорон Офелии. Гамлет, не выдержав, подходит к могиле, где между ним и Лаэртом случился конфликт. Гамлет не может понять воинственности Лаэрта. Король тем временем предлагает Лаэрту отомстить Гамлету так, чтобы в глазах королевы и общества это не выглядело убийством. Они решают вызвать принца драться на рапирах на пари. Лаэрт для стопроцентной гарантии смерти Гамлета смазывает рапиры ядом, а король отравляет вино.

Во время схватки королева Гертруда, волнуясь за сына, отпивает вино и умирает. Лаэрт и Гамлет ранят друг друга, поменявшись оружием. Лаэрт умирает. Принц, все поняв, ранит Клавдия ядовитой рапирой и дает ему выпить вина. Перед смертью Гамлет просит Горацио рассказать людям все, что он знает, и передать его голос за кандидатуру Фортинбраса в роли будущего короля. Норвежский принц Фортинбрас стал королем, похоронив Гамлета с великими почестями.

Анализ произведения

Социально-философская трагедия была создана Шекспиром на основе средневековой легенды о принце Амлете. Народное произведение неоднократно поддавалось литературным обработкам. Однако именно творение Шекспира стало бессмертным.

Исторические факты и характер героя

Время действие пьесы не обозначено четко. Изображая прошлое, автор поднимает в произведении проблемы, актуарные и во времена жизни Шекспира, и в наши дни. Историческая достоверность и событийность в произведении отходит на второй план, позволяя акцентировать все внимание сюжета на личной трагедии принца Гамлета.

Композиция трагедии строится на основе двух сюжетных линиях: пути Гамлета к мести за смерть отца и честь матери; вероломных поступках, полных интриг и козней, со стороны короля Клавдия. Ярким примером авторской манеры Шекспира является такая особенность композиции трагедии, как насыщение ее монологами Гамлета, роль которых в подведении итогов тех или иных явлений и событий, их осмысление и героем, и читателем. В общую стилистику трагедии монологи главного героя вносят своеобразный философский характер и придают произведению окраску тонкого лиризма.

Временные отрезки произведения охватывают всего несколько дней, однако система персонажей трагедии достаточно развита. Всех героев можно поделить по их идейной значимости на три группы: основные персонажи: Гамлет, Клавдий, Гертруда; образы, влияющие на течение действия: призрак отца Гамлета, Полоний, Офелия, Лаэрт, Горацио, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас; второстепенные персонажи: дозорные, могильщики, капитан, матросы, дворяне и другие. Условно сам автор делит персонажей на две категории возможностью видеть призрака. Ведь его смогли увидеть лишь те, кто был чист душой и сердцем.

Главным героем является Гамлет – спорный и сложный образ. Особенность этого персонажа раскрывается в чрезвычайном мастерстве Шекспира показать героя в развитии. Так как Гамлет в начале произведения и в конце – совершенно разные образы. Раздвоение сознания, попытки проанализировать свои возможности, стремление жить по совести, сомнения и укоры – все это закаляет и формирует из мыслящего героя персонажа действенного. В философско-гуманистическом ключе образ Гамлета – это оберег общечеловеческих ценностей: морали, правды, чести и справедливости.

В произведении автор поднимает основную проблему эпохи Возрождения – крушение идеалов морали, гуманизма, чести, на смену которым приходит сила денег и власти. В трагедии автор пытает решить главный философский вопрос – для чего жить человеку, в чем есть смысл его бытия, если все в этом мире тленно.

Эта общечеловеческая извечная проблема воплощена в известнейшей фразе: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Именно поэтому реплики Гамлета наполнены мыслями о смерти, о смысле бытия. Ответом на этот вопрос служит мысль о ценности моральности человека, умении осмыслить прошлое и настоящее, чувствовать, любить. В этом видит Гамлет смысл жизни человека.

3 (60%) 2 votes


Принц Гамлет узнает, что в полночь на стенах замка является дух его покойного отца. Встревоженный, он решает повидаться с призраком, который открывает ужасную правду. Клавдий, родной брат умершего короля, отравил его, желая получить трон и руку королевы. Гамлет прикидывается сумасшедшим, чтобы найти доказательства вины дяди. Начав подозревать, что племянник знает о его преступлении и симулирует безумие, Клавдий хочет избавиться от него.

После того, как Гамлет случайно убивает королевского советника Полония, его отправляют в Англию с письмом, где содержится приказ немедленно умертвить наследника. Но Гамлет избегает ловушки и сходит с корабля. В Эльсиноре Офелия, возлюбленная принца, теряет рассудок после смерти своего отца Полония. Гамлет попадает на ее похороны и сталкивается со старшим братом Офелии, Лаэртом. Король предлагает молодым людям решить их разногласия поединком, во время которого оба ранят друг друга отравленным клинком. Гамлет закалывает Клавдия, а королева Гертруда погибает от выпитого яда.

Наравне с другими произведениями великого драматурга, трагедия "Гамлет" затрагивает вечные проблемы. Среди них: конфликт высоких идеалов и приземленной реальности; несоответствие цели средствам, затраченным на ее достижение; роль отдельной человеческой личности в истории, в меняющемся мире. И, самое основное, - поиск ответов о смысле жизни.

Читать краткое содержание Гамлет Шекспира

Две ночи подряд Бернардо и Марцелл в ночном карауле замечают на стенах королевского замка Эльсинора фигуру царственного призрака. Они со страхом узнают недавно умершего короля, отца наследного принца Гамлета. Своими наблюдениями военные делятся с Горацио, ученым другом Гамлета, и тот приходит в полночь на площадь, чтобы сам убедиться в этом. Увидев духа своими глазами, Горацио потрясен. Явление кажется ему предвестником грозных событий.

Гамлет, вернувшийся из университета в Виттенберге, предается скорби и отчаянью. С горечью принимает он скоропалительный брак матери, королевы Гертруды, со своим дядей, занявшим датский престол после гибели брата. Краткий срок траура по умершему кажется ему неприличным, как и союз, который в недавние времена считался "кровосмесительным".

Рассказ Горацио волнует Гамлета до глубины души, он отправляется сторожить призрака, и ему удается втянуть потустороннего гостя в разговор. Тень отца открывает Гамлету ужасную правду: Клавдий, коварный узурпатор, отравил брата и занял его место на троне и в постели королевы. Неуспокоенный дух призывает сына к отмщению, но просит пощадить мать. Пусть совесть терзает Гертруду, сын не должен посягать на ее жизнь.

Потрясенный чудовищной истиной, Гамлет начинает задаваться вопросами. Что реально в этой жизни? Что вообще можно принимать на веру? На кого положиться? Зачем нам дано наше существование? Для чего мы должны использовать отведенное время? Раздираемый на части эмоциями, он хочет убедиться в правдивости слов призрака. Гамлет принимает решение спрятаться под маской безумца.

Тем временем Лаэрт, старший сын королевского советника Полония, покидая родные места, дает наставление сестре держаться подальше от принца и его ухаживаний. О том же говорит ей отец, и тогда Офелия признается, что недавно видела Гамлета, который был "как будто не в себе", держался дико и странно выглядел.

Вскоре о том, что у наследника помутился рассудок, узнают все. Полоний пытается доказать королю, что Гамлет обезумел от любви к его дочери, которая была с ним слишком строга. Они тайно наблюдают за встречей молодых людей во время которой принц отталкивает Офелию и велит ей "ступать в монастырь", где у нее есть шанс сохранить свою честь, не стать пешкой в интригах сильных мира сего.

Слова племянника беспокоят Клавдий, совесть которого нечиста. Он не верит, что Гамлет помешался от страсти. Из Виттенберга король приглашает Розенкранца и Гильденстерна, университетских товарищей Гамлета, которым предлагает следить за наследником, с целью выяснить его истинные мотивы. Гамлет хорошо принимает товарищей, но он явно не доверят им.

Вместе с Розенкранцом и Гильденстерном в королевском замке появляется труппа бродячих артистов, которую друзья пригласили, так как принц всегда любил театральные представления. С актерами Гамлет держится приветливо, он просит их поставить пьесу "Убийство Гонзаго". Представление должно стать ловушкой для Клавдия.

В день спектакля король с королевой и челядинцы собираются в парадной зале. Все находятся в хорошем настроении, потому что принц Гамлет кажется бодрым и выздоровевшим. Он приветливо общается с матерью, заигрывает с Офелией. Пьеса начинается. Когда артисты доходят до сцены умерщвления спящего в саду Гонзаго с помощью ртути, вылитой в ухо, король Клавдий в смятении поднимается с места и удаляется. Вместе с ним уходят придворные. Гамлет, оставшись один, торжествует. Теперь он уверен, что обвинения призрака были истинными.

Этим же вечером принц является в покои своей матери, чтобы высказать Гертруде свое мнение о ней и ее новом замужестве. Гамлет жестоко бичует королеву словами, восхваляет достоинства покойного супруга и упрекает мать в неверности. Вдруг ему кажется, что за гобеленом притаился сам Клавдий, и Гамлет пронзает шевелящийся покров своим клинком. Убитым оказывается Полоний, подслушивавший разговор.

Пользуясь предлогом, Клавдий решает отослать наследника прочь из страны, пока преступление его не забудется. Он отправляет его, вместе с Розенкранцем и Гильденстерном, на корабль, идущий в Англию. Король пишет тайное письмо правителю Британии с просьбой немедленно казнить подателя этого послания. По дороге к морю, Гамлет видит норвежское войско Фортинбраса, марширующее отстаивать клочок ничейной земли. Принца поражает, сколько сил тратит другой человек ради никчемной цели, а он сам до сих пор не выполнил свою миссию.

Офелия теряет рассудок после смерти Полония. Лаэрт, вернувшийся в страну для мести, поднимает мятеж и захватывает замок, но Клавдий убеждает юношу, что настоящий враг - Гамлет. Вид сестры трогает Лаэрта, разжигает в нем ненависть к принцу.

Корабль Гамлета захватывают пираты, а его самого высаживают обратно на датской земле. Клавдий получает известия об этом и уговаривает Лаэрта на поединок с принцем, к которому они подготовятся заранее. Между тем, Офелию находят утонувшей в реке.

Утром перед похоронами Гамлет проходит по кладбищу, где могильщики копают землю для гроба Офелии, выбрасывая старые кости. Принц обнаруживает череп старого шута Йорика, в монологе, обращенном к Горацию, Гамлет рассуждает о скоротечности и тщете жизни.

Появляется траурная процессия. Спрятавшись, Гамлет слушает погребальные речи и так узнает, что хоронят Офелию. Когда Лаэрт бросается на гроб с криками, Гамлет вытаскивает его из могилы. Начинается ссора, ее договариваются уладить дуэлью.

На следующий день Гамлет пытается извиниться перед Лаэртом, но тот не желает отказываться от мести. В руке Лаэрта отравленная рапира, он ранит ею принца, однако в пылу боя дерущиеся меняются оружием, и сам Лаэрт тоже получает опасную царапину. Гертруда отпивает глоток из кубка, предназначенного Гамлету. В нем - яд, который бросил туда Клавдий, и она умирает. Гамлет требует найти виновного, Лаэрт признается ему во всем, после чего принц закалывает Клавдия. На смертном одре Гамлет и Лаэрт мирятся. Гораций собирается допить ядовитое питье, но Гамлет убеждает его рассказать людям обо всем случившимся.

В произведении Шукшина Миль пардон, мадам автор рассказывает о пьянице и балагуре Броньке Пупкове. Его отличительной чертой было то, что он очень любил приврать. Любимым выражением Пупкова было

  • Краткое содержание Короленко В дурном обществе

    Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-"В дурном обществе". Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления

  • Краткое содержание Бальзак Человеческая комедия

    Произведение писателя представляет собой цикл романов и новелл, соединенных между собой одной тематикой о жизни французского общества периода девятнадцатого века.

  • Краткое содержание Княгиня Лиговская Лермонтова

    События разворачиваются в Санкт-Петербурге. Некое чиновное лицо, попав на одной из улиц под колеса повозки, замечает обидчика, которым является молодой не бедный Григорий Александрович Печорин.

  • 68d30a9594728bc39aa24be94b319d21

    К стражникам, датским офицерам Марцелу и Бернарду, несущим службу у замка Эльсиноре, приходит Горацио – друг Гамлета. Его визит вызван желанием проверить слух о появлении призрака недавно умершего датского короля. Это явление наводит на ученого Горацио мысли о предстоящих волнениях в королевстве. Он решает поведать об увиденном другу. Гамлет горюет об умершем отце. Его печаль усугубляет мать слишком скорая после смерти отца женитьба матери. Встретившись с призраком, Гамлет узнает о свершенном злодеянии. Король был отравлен собственным братом, мечтавшим завладеть троном. Призрак просит принца совершить акт возмездия.

    Лаэрт отправляется в Париж. Вместе с отцом, вельможей Полонием, они дают наставления Офелии, считая, что она не должна много времени проводить с Гамлетом. Окружающие считают причиной помешательства Гамлета его любовь к Офелии. Слуги нового короля Розенкранц и Гильдестерн предпринимают попытку узнать причину тягостного настроения принца. Юноша раскрывает их планы.


    Гамлет желает отомстить убийце. Он договаривается с приехавшими актерами, что в сцене убийства в своем спектакле, они добавят к словам героя строки, сочиненные принцем. Гамлет надеется, что эта сцена произведет впечатление и убийца выдаст себя. Юноша размышляет о страхе смерти и приходит к мысли, что человек боится неизвестности.

    Принц встречает Офелию, но скоро поняв, что их разговор подслушивают, он притворяется сумасшедшим. На спектакле Гамлет комментирует происходящее на сцене и во время эпизода убийства король не выдерживает. Это убеждает принца и его друга Горацио в обоснованности их обвинений.


    Разговор Гамлета с королевой подслушивает Полоний, который обнаружив себя, получает смертельный удар шпагой. Появившийся призрак увещевает Гамлета пожалеть мать. Королева никого не видит рядом и принимает разговор Гамлета с призраком за помутнение рассудка сына. Король принимает решение лишить жизни направившегося в Англию принца с помощью своих слуг. Гамлет мучается своей нерешительностью.

    Лаэрт возвращается, потрясенный вестью о смерти отца, и находит Офелию в расстройстве рассудка от перенесенного горя. Гамлет возвращается. Получив это известие, король желает умертвить Гамлета руками жаждущего возмездия Лаэрта. Умирает Офелия. Гамлет возвращается на корабле, зная о плане своего врага. После нападения пиратов на корабль принц попадает в плен и оказывается в Дании. Перед поединком с Лаэртом Гамлет просит у него прощения. Король готовит для поединка рапиру для Лаэрта. Отравленной шпагой брат Офелии поражает Гамлета. Поменявшись рапирами, принц наносит удар Лаэрту. Мать Гамлета умирает, выпив приготовленное для ее сына отравленное королем вино. Гамлет ранит короля, приготовленным им же ядовитым клинком. Горацио, пожелавшего выпить отравленного ядом вина, чтобы последовать за другом, Гамлет останавливает просьбой рассказать всю правду о случившемся.

    «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет » - трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах.

    «Гамлет» краткое содержание по главам

    Акт I Гамлет

    Принц Датский Гамлет еще не появился на сцене именно ему хотят сообщить 0 Призраке покойного короля. Гамлет по является в черном костюме, что сразу выделяет его на фоне ярких костюмов придворных. Он сдерживает себя, отвечая на реплики короля и своей матери, но оставшись один, изливает душу. Страстный монолог принца обнажает его горе: умер отец, а через месяц с небольшим Еще от соли лицемерных слез // У ней на веках краснота не спала; И целы башмаки, //В которых шла в слезах, как Ниобея, //За отчим гробом. К тому же брак с братом покойного мужа считался грехом кровосмешения.

    И в этом же монологе Гамлет отрицательно говорит обо всех женщинах. Мать в его глазах была идеалом, а если идеал способен на такое, то что же остальные? Со смертью отца и изменой матери умер идеальный мир, и принц оказался лицом к лицу с миром реальным. Но его ожидал еще один удар: от Призрака он узнает, что смерть его отца — дело рук Клавдия. Брат убил брата!

    В следующем монологе принц делает страшные выводы: Мир прогнил, ему имя вероломство.

    Его гнев обращается против матери и дяди: О женщина-злодейка! О подлец! О низость, низость с низкою улыбкой!

    Призрак просит Гамлета отомстить за предательское убийство отца, но Гамлет, принимая на себя эту задачу, возлагает на себя еще большие обязательства: восстановить всеобщую справедливость.

    В этом смысле он — идеальный человек эпохи Возрождения: Порвалась дней связующая нить, Как мне обрывки их соединить! Итак, знакомство с Гамлетом в первом действии, в первой части развития действия, в ее завязке, наводит на определенные размышления: герой истинно благороден, он обладает философским складом ума, обо всем судит с высоты нравственных законов, но он оказался в очень сложной и даже трагической ситуации, узнав правду о матери и о дяде. Прежний идеальный мир рухнул, и он принял на себя обязательства отомстить за смерть отца и восстановить мировую справедливость.

    Акт II Гамлет

    Гамлет надевает на себя маску безумца, ему нужно убедить всех в том, что он сошел с ума. Зачем? Прикидываясь безумным, принц как бы надевает на себя личину шута, а в шекспировские времена шуту позволялось говорить все, что он думает, — таково было его «привилегированное» положение. Офелия, его невеста, не понимает, что произошло с Гамлетом, — настолько разительна перемена. Полония, отца Офелии, он просто дурачит, называя его торговцем рыбою.

    С Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет играет по-иному. Он подозревает, что их предупредили о его сумасшествии, и ему нужно их в этом убедить. Принц произносит монолог, в котором воздает хвалу человеку, называет его совершенством, — это настоящий возрожденческий гимн, но здесь же мы слышим и разочарование в жизненных ценностях. Вся Вселенная представляется ему лишенной какого-либо смысла.

    Розенкранц и Гильденстерн поверили в его безумие, потому что речь его была полна противоречий.

    Но о театре Гамлет рассуждает вполне здраво. Он очень оживился, вспомнив старинную пьесу об убийстве Пирром царя Трои Приама.

    В этой сцене есть очень эмоциональный момент, когда принц вспоминает о царице, жене Приама Гекубе. Для Гамлета это место в монологе актера очень важно: Гекуба — верная жена, а Гертруда — нет. Снова боль вырывается наружу, но к этой боли примешиваются еще и укоры в бездействии. Почему он медлит, почему не мстит за смерть отца?

    Он зол на себя, награждает себя разными уничижительными именами: Какой же я холоп и негодяй* Тупой и жалкий выродок…:

    О мщенье!
    Ну и осел я, нечего сказать!
    Я сын отца убитого.
    Мне небо Сказало: встань и отомсти.
    А я, Я изощряюсь в жалких восклицаньях
    И сквернословием душу отвожу,
    Как судомойка! Тьфу, черт!
    Проснись, мой мозг!
    Я где-то слышал,
    Что люди с темным прошлым, находясь
    На представленье, сходном по завязке,
    Ошеломлялись живостью игры
    И сами сознавались в злодеянье.
    Убийство выдает себя без слов,
    Хоть и молчит.
    Я поручу актерам
    Сыграть пред дядей вещь по образцу
    Отцовой смерти.
    Послежу за дядей — Возьмет ли за живое.
    Если да, Я знаю, как мне быть.
    Но может статься, Тот дух был дьявол.
    Дьявол мог принять Любимый образ.
    Может быть, лукавый
    Расчел, как я устал и удручен,
    И пользуется этим мне на гибель.
    Нужны улики поверней моих,
    Здесь, в записях.
    Для этого со сцены
    Я совесть короля на них поддену.

    Второй акт заканчивается этим монологом, в котором также сообщается об одной уловке, придуманной принцем для разоблачения преступления Клавдия. Гамлет выше всего ставит разум, он не доверяет своей интуиции и хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает удар. Гамлету необходимо, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, чтобы его мучила совесть (если она у него есть), а затем нанести роковой удар.

    Акт III Гамлет

    Третья часть получила название «мышеловка». Действие начинается со знаменитого монолога&шь иль не быть. Это высшая точка сомнений Гамлета:

    Терпеть без ропота позор судьбы
    Иль надо оказать сопротивленье,
    Восстать, вооружиться, победить
    Иль погибнуть….
    Быть — оказать сопротивленье, восстать…
    Не быть — «терпеть без ропота позор судьбы».

    Такая постановка вопроса имеет прямое отношение к ситуации, в котрой оказался Гамлет: сражаться против зла или уклониться от борьбы. Гамлет выбирает «быть», но «быть» — значит погибнуть.

    Гамлет размышляет о смерти. Рассуждения поднимаются на высоту философской мысли: что же ждет человека за гробом? Возможно, там страданья хуже, чем на земле, и людям остается только примириться со знакомым злом. Так Гамлет-философ проникает в суть роковых человеческих страданий. Диалог с Офелией представляет нам совсем другого Гамлета, надевшего на себя маску жестокости.

    Слова, обращенные к Офелии, полны издевок: выходи за глупого, слишком уж хорошо знают умные, каких чудищ вы из них делаете. Подслушивающие этот разговор король и Полоний убеждаются, что Гамлет безумен.

    Гамлету важно увидеть реакцию Клавдия на разыгрываемую сцену отравления, к которой он приписал свои 16 строк. И на вопрос короля: Какназвание пьесы? — отвечает: «Мышеловка». Пьесаизобра- жает убийство, совершенное в Вене. Имя герцога — Гонзаго. Его жена — Баптиста. Луциан, племянник короля, приходит в сад, чтобы влить в ухо спящему яд.

    И Клавдий выдает себя: у Гамлета теперь нет сомнений в том, что он-убийца его отца.

    «Мышеловка»-кульминация трагедии, ее высшая точка. Теперь Гамлета ничто не может остановить, и случай, кажется, предвидится подходящий. Идя к матери, Гамлет застает Клавдия за молитвой, но он не может его убить. Почему? Молитва защищает короля, и Гамлет не может его убить: Так месть ли это, если негодяй Испустит дух, когда он чист от скверны И весь готов к далекому пути? Нет.

    Назад мой меч, до боле страшной встречи! Когда он будет в гневе или пьян, В объятьях сна или нечистой неги, В пылу азарта, с бранью на устах Иль в помыслах о новом зле, с размаху Руби его, чтоб он свалился в ад Ногами вверх, весь черный от пороков. Но мать меня звала. — Еще поцарствуй, Отсрочка это лишь, а не лекарство.

    Встреча принца с матерью, королевой Гертрудой, — одна из самых тяжелых сцен. Имеет ли право сын обвинять мать? Гамлет жесток, его слова-кинжалы смертельно ранят сердце, он не знает пощады. Но он обвиняет не мать, не конкретную женщину — он обвиняет порок и защищает добродетель:

    Вы сделали такое,
    Что угашает искренность и стыд,
    Шельмует правду, выступает сыпью
    На лбу невинности и чистоты
    И превращает брачные обеты
    В торг игроков.
    Вы совершили то,
    Что обездушивает соглашенья
    И делает пустым набором слов
    Обряды церкви.
    Небеса краснеют,
    И своды мира, хмурясь, смотрят вниз,
    Как в Судный день, чуть вспомнят ваш поступок.

    Случайно Гамлет убивает Полония, думая, что за портьерой прячется король.

    Акт IV Гамлет

    Король и королева согласны с тем, что Гамлет безумен, и решают отправить его в Англию. Но король задумал избавиться от Гамлета навсегда, поручив его «друзьям» Гильденстерну и Розенкранцу отвезти грамоту — смертный приговор принцу. Гамлету удается бежать, и он снова в Эльсиноре. Офелия сошла с ума и утонула.

    Лаэрту рассказывают, что принц — виновник ее смерти. Он клянется отомстить Гамлету. Король решается воспользоваться горем Лаэрта и привлечь на свою сторону убитого горем юношу.

    Сцена на кладбище — поразительная сцена. Для двух могильщиков, выбрасывающих черепа из земли и копающих новую могилу, это всего лишь работа. А для Гамлета вид черепа являет собой цепь различных ассоциаций. Он представляет людей, умных, образованных, которые все обрели один и тот же конец. Гамлета поражает бренность земного существования. Череп бывшего шута Йорика вызывает восклицание: Йорик бедный Йорик! И далее… Гамлет выстраивает алгоритм круговорота жизни после смерти: Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах-земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки? Отвлеченные рассуждения Гамлета прерываются похоронной процессией — хоронят Офелию.

    Гамлет потрясен: Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев И вся любовь и х — н е чета моей. Скажи, на что ты в честь ее способен? Гамлет получает приглашение Лаэрта состязаться в фехтовании, не догадываясь о сговоре его с королем. Шпага Лаэрта будет отравлена, и Гамлет умрет от раны — таков план Клавдия.

    Принца мучают дурные предчувствия, Горацио, верный друг Гамлета, предлагает принцу отказаться от поединка. Ответ Гамлета поражает своей мудростью: Ни в коем случае. Надо быть выше суеверий. На все Господня воля. Даже в жизни и смерти воробья. Если чему-нибудь суждено случиться сейчас, значит этого не придется дожидаться.

    Если не сейчас, все равно этого не миновать. Самое главное — быть всегда наготове. Раз никто не знает своего смертного часа, отчего не собраться заблаговременно? Будь что будет! Есть некая Божественная сила, которая управляет событиями — эти мысли впервые появляются у Гамлета, ранее он думал, что воля человека — двигатель всего.

    Финальная сцена

    Гамлет, не подозревая заговора Лаэрта с королем, сражается с ним.

    Король, королева, придворные наблюдают за поединком. Королю этого кажется мало, он еще приготовил вино с ядом. После третьей схватки Лаэрт ранит принца отравленной рапирой. Королева выпивает отравленное вино и умирает, называя убийцу. Во время сражения Лаэрт с Гамлетом поменялись рапирами, и Гамлет тоже наносит ему удар отравленным клинком. Умирая, Лаэрт называет короля убийцей.

    Гамлет насквозь пронзает короля отравленной рапирой и умирает сам.

    Гамлета хоронят с почестями, как воина. Он жил и умер как герой и остался героем на все времена.

    Кем же был Гамлет? Шекспир показал его как «идеального человека эпохи Возрождения». Как сын своего отца он должен был отомстить убийце. Но как философ Гамлет осознавал, что Клавдий не только сам злодей, но и рассадник зла в стране. Он совратил не только мать, но и всех вокруг. И Полоний, и Лаэрт, и Розенкранц, и Гильденстерн выполняют волю злодея. Важно также понимать одно обстоятельство.

    Гамлет — рыцарь, и ему свойственно высокое понятие о чести. Среди идеалов рыцарства была верность вообще, а в любви особенно. Всякая измена любви, долгу, дружбе расценивалась Гамлетом как нарушение нравственных правил рыцарства.