В пьесе « » мы сталкиваемся с множеством разнообразных героев, которые относятся к двум мирам. Первый мир – это «темное царство», к которому принадлежат самодуры – циничные и жестокие. Второй мир – это жертвы «темного царства». К ним принадлежат люди, которые осмелились перечить тому общественному устою.

Первым героем перед нами предстает Кулигин. Автор не дает описания его внешности. Это человек в годах, ему уже за пятьдесят. Но, на свои года, он достаточно деятельный и активный. Кулигин был мечтательной натурой. Он умел любоваться красотами природы, величием Волги, в то время, как другие персонажи не видели в этих пейзажах ничего волнующего и впечатляющего. Среди всех героев пьесы его могла поддержать лишь – чистая и естественная девушка.

Кулигин был достаточно сдержанным, не поддерживал сплетен своих товарищей о «темном царстве». Он всегда высказывался с толком и по делу.

Из диалога Кулигина и Бориса Дикого мы видим, что герой достаточно умен. Он хорошо разбирался в общественной обстановке, в окружающем расположение вещей, поэтому пытался объяснить Борису, что и к чему.

Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.

В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.

Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.

Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа - Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин - это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.мечтатель протест самодурство общество

Кулигин - человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы - все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он - как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего - его стремление к благополучию народа.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа - Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин - это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.мечтатель протест самодурство общество

Кулигин - человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы - все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он - как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего - его стремление к благополучию народа.

Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А.Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка - реалист, но вместе с тем, он - мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" - говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину. Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
В "темном царстве" Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить. Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…" Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: "Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят". В этом проявляется его нерешительность: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается". Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится. Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует "угождать как-нибудь".
С другой стороны Кулигин – благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор. Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. "А то руки есть, а работать нечего".
Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание. Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.
В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!" После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.


Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо-трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ-степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об-раз Кулигина сразу притягивает читательское внима-ние.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно-венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж-дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули-гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи-тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича-ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре-лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули-гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку-лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто-ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате-лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти-ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни-ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не-сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме-щанства «руки есть, а работать нечего».

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер-жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди-кому все выгоды, которые могут принести его задум-ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по-жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст-ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно-го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би-сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо-ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт-вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на-деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст-вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.